Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Человек в цифровом обществе: объяснительный потенциал одной социально-психологической теории

Б

Введение

Воз­ник­но­ве­ние и широ­кое рас­про­стра­не­ние тех­но­ло­гий, сре­ди кото­рых важ­ное место зани­ма­ет Интер­нет — харак­тер­ная осо­бен­ность совре­мен­но­го мира. 

В соот­вет­ствии со ста­ти­сти­кой Hootsuite за 2019 г. [16]: 57% насе­ле­ния пла­не­ты (4,388 млрд чело­век) явля­ют­ся поль­зо­ва­те­ля­ми сети Интер­нет, 45% насе­ле­ния зем­но­го шара (3,5 млрд чело­век) еже­днев­но уде­ля­ют вре­мя соци­аль­ным сетям. С каж­дым годом отме­ча­ет­ся экс­по­нен­ци­аль­ный рост этих пока­за­те­лей [16].

Дан­ные для Рос­сий­ской Феде­ра­ции тако­вы: 76% насе­ле­ния исполь­зу­ют Интер­нет, чуть мень­ше - 49% - соци­аль­ные сети. В сред­нем поль­зо­ва­те­ли Интер­не­та в Рос­сии про­во­дят в сети 6 часов 29 минут еже­днев­но (что в 1,55 раз мень­ше, чем на Филип­пи­нах (мак­си­маль­ный пока­за­тель), но в 1,73 раза боль­ше, чем в Япо­нии (мини­маль­ный пока­за­тель [16])).

По дан­ным того же источ­ни­ка - на соци­аль­ные сети тра­тит­ся еже­днев­но 2 часа 16 минут [16].

Если резю­ми­ро­вать ста­ти­сти­че­ские дан­ные, то общая тен­ден­ция тако­ва: неуклон­но рас­тет коли­че­ство поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та и соци­аль­ных сетей, наи­бо­лее актив­ной груп­пой насе­ле­ния ока­зы­ва­ют­ся пред­ста­ви­те­ли под­рост­ко­во-моло­деж­ной сре­ды, наря­ду с этим еже­год­но сни­жа­ет­ся как воз­раст дебю­та исполь­зо­ва­ния Интер­не­та сни­жа­ет­ся, так и воз­раст, в кото­ром поль­зо­ва­те­ли само­сто­я­тель­но исполь­зу­ют Интер­нет и реша­ют, какой имен­но кон­тент они будут упо­треб­лять [20].  

Этот источ­ник мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции инди­ви­ду­а­ли­зи­ро­вал­ся и стал мобиль­ным, бла­го­да­ря тех­ни­че­ским сред­ствам [20].  По резуль­та­там иссле­до­ва­ний, про­ве­ден­ных в евро­пей­ских стра­нах (вклю­чая Рос­сию), пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным гово­рить о том, что за деся­ти­ле­тие зна­чи­тель­но вырос­ло чис­ло поль­зо­ва­те­лей смарт­фо­нов, а вре­мя, кото­рое счаст­ли­вые обла­да­те­ли новых тех­но­ло­гий про­во­дят в сети Интер­нет, уве­ли­чи­лось, удво­ив­шись в ряде стран [35]. И речь в этом иссле­до­ва­нии идет о дет­ско-под­рост­ко­вой среде.

А.Кенде отме­ча­ет, что: «Соци­аль­ные медиа (и сопут­ству­ю­щие тех­но­ло­гии) пред­став­ля­ют собой, веро­ят­но, самый боль­шой пере­во­рот в том, как люди вза­и­мо­дей­ству­ют друг с дру­гом со вре­мен Уилья­ма Джейм­са» [19, p.277]. 

Обще­ние теперь про­ис­хо­дит пре­иму­ще­ствен­но в Интер­нет-про­стран­стве. Даже бег­ло­го взгля­да доста­точ­но для того, что­бы заме­тить, что на заня­ти­ях (будь то в шко­ле или в уни­вер­си­те­те), сидя в кафе, пере­дви­га­ясь по ули­це, пре­бы­вая в обще­ствен­ном транс­пор­те и пр. - вер­ные поль­зо­ва­те­ли все­мир­ной сети Интер­нет неот­ступ­но отсле­жи­ва­ют собы­тия, зна­ко­мят­ся с ново­стя­ми и сами созда­ют их, раз­ме­щая посты в соци­аль­ных сетях, реа­ги­ру­ют на инфор­ма­цию - от исполь­зо­ва­ния сти­ли­зо­ван­ных гра­фи­че­ских изоб­ра­же­ний чело­ве­че­ско­го лица, до более или менее объ­ем­но­го тек­ста, не пре­кра­ща­ют онлайн игр, наблю­да­ют за спор­тив­ны­ми состя­за­ни­я­ми или тер­пе­ли­во ожи­да­ют, что­бы кто-то отре­а­ги­ро­вал на то или иное сооб­ще­ние в соци­аль­ной сети. 

Без­услов­но, тре­бу­ет­ся систе­ма­ти­че­ское наблю­де­ние за тем, сколь­ко вре­ме­ни про­во­дят поль­зо­ва­те­ли в сети Интер­нет, одна­ко име­ют­ся серьез­ные осно­ва­ния усо­мнить­ся в том, что само­оце­ноч­ные дан­ные, кото­рые при­ве­де­ны выше отно­си­тель­но исполь­зо­ва­ния Интер­не­та и соци­аль­ных сетей, верны. 

Усо­мнить­ся в точ­но­сти оце­нок мож­но по цело­му ряду при­чин: будь то погру­жен­ность в дея­тель­ность онлайн, кото­рая иска­жа­ет вос­при­я­тие и оцен­ку вре­ме­ни, про­ве­ден­но­го в сети, или само­оправ­да­ние, ибо само­на­блю­де­ние демон­стри­ру­ет, что чело­век про­во­дит слиш­ком мно­го вре­ме­ни в сети — в обще­ствен­ном транс­пор­те, во вре­мя заня­тий в учеб­ном заве­де­нии, дома и пр., т. е. поль­зо­ва­тель, без сомне­ния, зани­жа­ет оцен­ку вре­ме­ни, про­ве­ден­но­го в сети. 

В эпо­ху пятой инфор­ма­ци­он­ной рево­лю­ции [4] тех­но­ло­гии встра­и­ва­ют­ся в повсе­днев­ную жизнь чело­ве­ка, пре­об­ра­зуя и транс­фор­ми­руя ее так, что у него воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние, буд­то бы он явля­ет­ся важ­ным участ­ни­ком мно­го­чис­лен­ных гло­баль­ных процессов. 

Актив­но исполь­зуя тех­ни­че­ские сред­ства, он ста­но­вит­ся сви­де­те­лем (прав­да, толь­ко вир­ту­аль­ным) цело­го ряда собы­тий, про­ис­хо­дя­щих в раз­ных точ­ках пла­не­ты. Подоб­но жур­на­ли­сту, он ведет соб­ствен­ный блог, выска­зы­ва­ет свое мне­ние по пово­ду того или ино­го собы­тия, дает сове­ты, по ана­ло­гии с выпус­ка­ю­щим редак­то­ром,  опре­де­ля­ет  иерар­хию ново­стей в спис­ке оных, пус­ка­ет­ся в обсуж­де­ние инте­ре­су­ю­щих его тем с совер­шен­но неиз­вест­ны­ми людь­ми, согла­ша­ет­ся или спо­рит, бло­ки­ру­ет участ­ни­ков обще­ния, кото­рые, веро­ят­но, не раз­де­ля­ют его воз­зре­ний и пр. 

Дру­ги­ми сло­ва­ми, Интер­нет открыл чело­ве­ку такие воз­мож­но­сти, кото­рых у него не было до появ­ле­ния это­го сред­ства [5], и едва ли воз­мож­ны вне сети Интер­нет. Дей­стви­тель­но - тыся­чи едва ли зна­ко­мых пер­со­на­жей в кате­го­рии “дру­зья” в соци­аль­ных сетях, пози­ция экс­пер­та по любо­му вопро­су с после­ду­ю­щим бес­плат­ным тира­жи­ро­ва­ни­ем идей, равен­ство пози­ций - едва ли такое воз­мож­но вне сети Интернет. 

В фоку­се наше­го вни­ма­ния - вопрос о том, что, с соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния, про­ис­хо­дит с инди­ви­дом в эпо­ху пятой инфор­ма­ци­он­ной рево­лю­ции. Для отве­та на него тре­бу­ет­ся адек­ват­ная тео­ре­ти­че­ская рам­ка, что и опре­де­ля­ет цель изла­га­е­мо­го здесь тео­ре­ти­ко-ана­ли­ти­че­ско­го исследования. 

В фоку­се наше­го вни­ма­ния в насто­я­щей рабо­те потен­ци­ал тео­рии соци­аль­ных пред­став­ле­ний для объ­яс­не­ния транс­фор­ма­ций, про­ис­хо­дя­щих с чело­ве­ком в циф­ро­вом мире. 

Выбор в поль­зу дан­ной тео­рии объ­яс­ня­ет­ся сле­ду­ю­щим обра­зом: во-пер­вых, име­ет смысл отда­вать пред­по­чте­ние тео­ри­ям или моде­лям, кото­рые опи­ра­ют­ся на бога­тый эмпи­ри­че­ский (пре­иму­ще­ствен­но, экс­пе­ри­мен­таль­ный) мате­ри­ал, поз­во­ля­ю­щий про­ве­рить основ­ные поло­же­ния, а не раз­но­об­раз­ным эмпи­ри­че­ским фак­там, кото­рые еще толь­ко тре­бу­ют сво­е­го тео­ре­ти­че­ско­го осмысления. 

В слу­чае изу­че­ния того, что про­ис­хо­дит с чело­ве­ком в циф­ро­вом мире - име­ют­ся самые раз­но­об­раз­ные эмпи­ри­че­ские фак­ты, полу­чен­ные вне рамок пси­хо­ло­гии. Одна­ко исполь­зо­ва­ние их для раз­ре­ше­ния инте­ре­су­ю­щей про­бле­мы или постро­е­ния сколь­ко-либо серьез­но­го про­гно­за дей­ствий чело­ве­ка на их осно­ве - дискуссионно. 

Во-вто­рых, объ­яс­ни­тель­ная сила имен­но этой тео­рии соот­вет­ству­ет при­ро­де инте­ре­су­ю­ще­го явле­ния, соци­е­таль­ный харак­тер дела­ет эту тео­рию, несо­мнен­ным, лиде­ром, по срав­не­нию с объ­яс­ни­тель­ны­ми схе­ма­ми, апел­ли­ру­ю­щи­ми к интра­ин­ди­ви­ду­аль­ным конструктам. 

Дру­гой соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский под­ход, срав­ни­мый по сво­ей объ­яс­ни­тель­ной силе с тео­ри­ей соци­аль­ных пред­став­ле­ний, и в рам­ках кото­ро­го име­ет­ся зна­чи­тель­ное коли­че­ство иссле­до­ва­ний, соот­вет­ству­ю­щих рас­смат­ри­ва­е­мой про­бле­ме, - под­ход соци­аль­ной иден­тич­но­сти [37]. 

В-тре­тьих, несмот­ря на то, что в 2016 году вышла серьез­ная моно­гра­фи­че­ская рабо­та Т.П.Емельяновой по соци­аль­ным пред­став­ле­ни­ям [2], мно­го­чис­лен­ные пуб­ли­ка­ции послед­них лет, вплоть до дис­сер­та­ци­он­ных работ, демон­стри­ру­ют доста­точ­но стран­ные тен­ден­ции: иссле­до­ва­те­ли пыта­ют­ся уста­но­вить связь лич­ност­ных и инди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей с осо­бен­но­стя­ми соци­аль­ных пред­став­ле­ний; пред­по­ла­га­ют, что, исполь­зуя про­то­ти­пи­че­ский ана­лиз П.Вержеса [38], мож­но иссле­до­вать пред­став­ле­ние о любом объ­ек­те (как не вспом­нить, что “каж­дое соци­аль­ное пред­став­ле­ние, конеч­но, пред­став­ле­ние об объекте. 

Но долж­но быть ясно, что не любой мыс­ли­мый объ­ект явля­ет­ся объ­ек­том соци­аль­но­го пред­став­ле­ния” [15, р.31]; что услов­ная груп­па обла­да­ет соци­аль­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми; что само соци­аль­ное пред­став­ле­ние - в рам­ках струк­тур­но­го под­хо­да тео­рии - может и не иметь ядра, а все­го лишь пери­фе­рию и пр. 

В рабо­те мы оста­но­вим­ся на основ­ных поло­же­ни­ях этой тео­рии и про­де­мон­стри­ру­ем потен­ци­ал тео­рии соци­аль­ных пред­став­ле­ний для изу­че­ния того, что про­ис­хо­дит с чело­ве­ком в эпо­ху пятой инфор­ма­ци­он­ной революции. 

Тео­рия соци­аль­ных пред­став­ле­ний, пред­ло­жен­ная С.Московиси - это клю­че­вая евро­пей­ская соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ская тра­ди­ция (наря­ду с под­хо­дом соци­аль­ной иден­тич­но­сти) [14], суще­ству­ю­щая уже почти шесть десят­ков лет. 

Кар­то­гра­фия науч­ных пуб­ли­ка­ций, пред­при­ня­тая недав­но А. Де Розой, убе­ди­тель­но демон­стри­ру­ет, что тео­рия соци­аль­ных пред­став­ле­ний нашла сво­их сто­рон­ни­ков и после­до­ва­те­лей на всех кон­ти­нен­тах [33]. Коли­че­ство науч­ных пуб­ли­ка­ций, опи­ра­ю­щих­ся на идеи этой тео­рии, рас­тет [12;22;33]. 

Оче­вид­но, - пишет С.Московиси, - что поня­тие соци­аль­ных пред­став­ле­ний при­шло к нам от Дюрк­гей­ма. Но мы име­ем отли­ча­ю­щу­ю­ся точ­ку зре­ния на это, или, в любом слу­чае, соци­аль­ная пси­хо­ло­гия долж­на рас­смат­ри­вать это под дру­гим углом, чем это дела­ет­ся в социо­ло­гии” [28, p. 30]. 

Если Э.Дюркгейм рас­смат­ри­ва­ет пред­став­ле­ния как нераз­ло­жи­мые далее объ­яс­ня­ю­щие прин­ци­пы, то Мос­ко­ви­си пред­ла­га­ет рас­смат­ри­вать соци­аль­ные пред­став­ле­ния (СП) с точ­ки зре­ния их струк­ту­ры и дина­ми­ки, в этой свя­зи он пред­ла­га­ет «счи­тать фено­ме­ном то, что ранее рас­смат­ри­ва­лось как поня­тие” [28, р.30].

Соглас­но одно­му из мно­го­чис­лен­ных опре­де­ле­ний СП, пред­ло­жен­ных С. Мос­ко­ви­си, это: “систе­мы цен­но­стей, идей и прак­тик с дво­я­кой функ­ци­ей…: во-пер­вых, уста­но­вить поря­док, кото­рый поз­во­лит инди­ви­дам ори­ен­ти­ро­вать­ся в сво­ем мате­ри­аль­ном и соци­аль­ном мирах и овла­де­вать ими; во-вто­рых, обес­пе­чить ком­му­ни­ка­цию меж­ду чле­на­ми сооб­ще­ства, снаб­див их кодом для соци­аль­но­го обме­на и кодом для при­сво­е­ния имен и клас­си­фи­ка­ции раз­лич­ных аспек­тов их мира и их инди­ви­ду­аль­ной и груп­по­вой исто­рии” [25, С. xiii]. 

СП мож­но рас­смат­ри­вать как спе­ци­фи­че­скую фор­му соци­аль­но­го зна­ния, соеди­ня­ю­щую в себе поня­тий­ный и образ­ный ком­по­нен­ты [28].

Кон­цеп­ту­аль­ный аспект рас­смат­ри­ва­ет­ся в свя­зи со зна­ни­ем и с язы­ком, ико­ни­че­ский - под­чи­нен кон­цеп­ту­аль­но­му. И хотя мож­но отдать пред­по­чте­ние сло­ву, по срав­не­нию с обра­зом, одна­ко из это­го вовсе не сле­ду­ет, что сам образ при этом исчез­нет [28].

Эта двой­ствен­ность аспек­тов пред­став­ле­ния (кон­цеп­ту­аль­но­го и ико­ни­че­ско­го) при­об­ре­та­ет осо­бую зна­чи­мость в свя­зи с соци­аль­ным нера­вен­ством, где мас­сам досту­пен пре­иму­ще­ствен­но ико­ни­че­ский аспект, а более при­ви­ле­ги­ро­ван­ным клас­сам, эли­те - пре­иму­ще­ствен­но более силь­ный аспект пред­став­ле­ния – концептуальный. 

Ана­ло­гич­ным прин­ци­пом руко­вод­ству­ют­ся совре­мен­ные СМК: фигу­ра­тив­ная рито­ри­ка ори­ен­ти­ро­ва­на на мас­сы, линг­ви­сти­че­ская же – на про­све­щен­ное мень­шин­ство [30]. 

Как отме­ча­ет С.Московиси, глав­ное пред­на­зна­че­ние СП заклю­ча­ет­ся в том, что­бы объ­яс­нить, как люди пони­ма­ют науч­ное зна­ние, экс­перт­ное мне­ние и арти­ку­ли­ру­ют его со здра­вым смыс­лом [27].

Будучи соци­аль­но создан­ны­ми и раз­де­лен­ны­ми, СП орга­ни­зо­ва­ны и обла­да­ют опре­де­лен­ной соци­аль­ной полез­но­стью. Суще­ство­ва­ние СП под­ра­зу­ме­ва­ет суще­ство­ва­ние груп­пы (реаль­ной, а не услов­ной!), кото­рая выра­ба­ты­ва­ет, раз­де­ля­ет их и исполь­зу­ет в сво­ей повсе­днев­ной жизни. 

Дей­стви­тель­но так назы­ва­е­мый “наив­ный уче­ный” или пре­сло­ву­тый “чело­век с ули­цы”, как его опре­де­ля­ет С.Московиси [30], не может при­ду­мать здра­во­го смыс­ла само­сто­я­тель­но, ибо этот смысл порож­да­ет­ся в мно­го­чис­лен­ных ком­му­ни­ка­ци­ях. Исто­рия, куль­ту­ра, нау­ка и масс медиа ока­зы­ва­ют­ся тем самым мате­ри­а­лом, кото­рый исполь­зу­ет­ся “наив­ны­ми уче­ны­ми” в ком­му­ни­ка­ци­ях для постро­е­ния СП

СП кон­стру­и­ру­ют­ся и рас­про­стра­ня­ют­ся в меж­лич­ност­ных и мас­со­вых ком­му­ни­ка­ци­ях [12]. Пред­ла­га­ет­ся раз­ли­чать целый ряд уров­ней, на кото­рых реа­ли­зу­ет­ся ком­му­ни­ка­ция [23]:

  • во-пер­вых, меж­лич­ност­ной уро­вень. Здесь про­ис­хо­дит ком­му­ни­ка­ция сре­ди людей, обла­да­ю­щих высо­кой соци­аль­ной бли­зо­стью - будь то чле­ны семьи, дру­зья, кол­ле­ги. Этой нефор­маль­ной ком­му­ни­ка­ции при­су­щи все осо­бен­но­сти меж­лич­ност­но­го обще­ния. На этом уровне про­ис­хо­дит так назы­ва­е­мая соци­аль­ная вали­ди­за­ция выво­дов, кате­го­ри­за­ции и атри­бу­ции в обще­нии со зна­чи­мы­ми дру­ги­ми. В силу того, что участ­ни­ки меж­лич­ност­но­го обще­ния наце­ле­ны на под­дер­жа­ние и раз­ви­тие суще­ству­ю­щих кон­так­тов, пред­по­ла­га­ет­ся что они стре­мят­ся к дости­же­нию опре­де­лен­но­го консенсуса; 
  • во-вто­рых, уро­вень пуб­лич­ных деба­тов  - как и в слу­чае пер­во­го уров­ня  - речь идет о меж­лич­ност­ной ком­му­ни­ка­ции, одна­ко - инди­вид не при­ни­ма­ет в ней уча­стия, а лишь наблю­да­ет за тем, как в дис­кус­сии участ­ву­ют дру­гие пер­со­на­жи, кото­рые наце­ле­ны на выска­зы­ва­ние сво­ей пози­ции, сво­е­го мне­ния. Здесь име­ет место не кон­сен­сус, а столк­но­ве­ние мнений; 
  • в-тре­тьих, уро­вень СМК - реци­пи­ен­ты стал­ки­ва­ют­ся с колос­саль­ным коли­че­ством раз­но­об­раз­ной, про­ти­во­ре­чи­вой инфор­ма­ции, кото­рая не при­ни­ма­ет­ся пол­но­стью как истин­ная, но и не рас­смат­ри­ва­ет­ся как лож­ная. Это мате­ри­ал, исполь­зу­е­мый инди­ви­да­ми для постро­е­ния СП. На этом уровне харак­тер­но воз­ник­но­ве­ние фено­ме­на «снеж­но­го кома»: чем боль­ше люди гово­рят о чем-либо, тем более важ­ным оно ста­но­вит­ся, как след­ствие - они еще боль­ше об этом говорить; 
  • нако­нец, уро­вень куль­тур­ной ком­му­ни­ка­ции объ­еди­ня­ет лите­ра­тур­ную, теат­раль­ную и кине­ма­то­гра­фи­че­скую про­дук­цию, посред­ством кото­рой так­же про­ис­хо­дит коммуникация. 

СП выпол­ня­ют целый ряд функ­ций: будь то транс­фор­ма­ция чего-то неиз­вест­но­го, пуга­ю­ще­го, зло­ве­ще­го - в извест­ное; или облег­че­ние ком­му­ни­ка­ции за счет обес­пе­че­ния участ­ни­ков опре­де­лен­ны­ми кода­ми, выра­бо­тан­ны­ми в мно­го­чис­лен­ных диа­ло­гах; ори­ен­та­ция соци­аль­но­го пове­де­ния и оправ­да­ние соци­аль­ных отно­ше­ний; нако­нец - кон­стру­и­ро­ва­ние и под­дер­жа­ние соци­аль­ной иден­тич­но­сти [6;9;13;25]. 

СП мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать, если апел­ли­ро­вать к идее М.-Л.Рукета о соци­аль­ном мыш­ле­нии [15], соглас­но кото­рой мыш­ле­ние име­ет мно­го­уров­не­вое стро­е­ние и вклю­ча­ет: мне­ния, соци­аль­ные уста­нов­ки, СП, а так­же - убеж­де­ния, цен­но­сти, нор­мы и тема­ту (послед­ние кон­струк­ты при­над­ле­жат идео­ло­ги­че­ско­му уров­ню, наи­бо­лее инерт­но­му - в струк­ту­ре соци­аль­но­го мыш­ле­ния, кон­струк­ты это­го уров­ня име­ют наи­мень­шую вари­а­тив­ность меж­ду индивидами). 

Тогда место­по­ло­же­ние СП - уро­вень, под­чи­нен­ный идео­ло­ги­че­ско­му и над­стра­и­ва­ю­щий­ся над мне­ни­я­ми и соци­аль­ны­ми уста­нов­ка­ми. Кон­струк­ты более высо­ко­го уров­ня вли­я­ют на ниже­ле­жа­щие, т.е. изме­не­ния, про­ис­хо­дя­щие на более высо­ком уровне, затра­ги­ва­ют все под­чи­нен­ные кон­струк­ты, соот­вет­ствен­но, изме­не­ния, про­ис­хо­дя­щие на более низ­ком уровне в струк­ту­ре соци­аль­но­го мыш­ле­ния, не затра­ги­ва­ют кон­струк­тов более высо­ко­го уровня. 

П.Молине и К.Гимелли пред­ла­га­ют раз­ли­чать четы­ре тео­ре­ти­че­ских под­хо­дах к ана­ли­зу СП: 1) социо­ге­не­ти­че­ский, 2) струк­тур­ный, 3) соци­о­ди­на­ми­че­ский; 4) диа­ло­ги­че­ский [24].

Эти под­хо­ды вовсе не про­ти­во­сто­ят друг дру­гу, а вза­и­мо­до­пол­ня­ют друг дру­га [24], ибо они бази­ру­ют­ся на раз­ли­ча­ю­щих­ся трак­тов­ках СП, дан­ных самим С.Московиси в ряде работ. 

В фоку­се вни­ма­ния социо­ге­не­ти­че­ско­го под­хо­да, пред­ло­жен­но­го С.Московиси, нахо­дит­ся вопрос о порож­де­нии и раз­ви­тии СП (что и было отра­же­но иссле­до­ва­нии, посвя­щен­ном СП о пси­хо­ана­ли­зе [27]. Воз­ник­но­ве­ние СП - свя­зы­ва­ет­ся с необ­хо­ди­мо­стью объ­яс­нить что-то новое, стран­ное, неиз­вест­ное, пугающее. 

Два меха­низ­ма объ­яс­ня­ют порож­де­ние СПяко­ре­ние и объ­ек­ти­ва­ция. Яко­ре­ние - это про­цесс, посред­ством кото­ро­го стран­ный и незна­ко­мый объ­ект СП пере­со­зда­ет­ся в суще­ству­ю­щие уже мен­таль­ные систе­мы, при­выч­ные для нас категории. 

Осу­ществ­ля­ет­ся клас­си­фи­ка­ция или кате­го­ри­за­ция инте­ре­су­ю­ще­го нас объ­ек­та, затем он полу­ча­ет соот­вет­ству­ю­щее имя, т.к., не будучи кате­го­ри­зо­ван­ным и назван­ным, объ­ект про­дол­жа­ет быть пуга­ю­щим. Этот про­цесс спо­соб­ству­ет выра­бот­ке общих поня­тий, обще­го язы­ка и точек отсче­та [32]. 

Объ­ек­ти­ва­ция - под­ра­зу­ме­ва­ют про­цесс, посред­ством кото­ро­го про­ис­хо­дит пре­вра­ще­ние абстракт­но­го и неощу­ща­е­мо­го в нечто кон­крет­ное и мате­ри­аль­ное. Это пре­вра­ще­ние есть пере­ход с уров­ня идей на уро­вень суще­ство­ва­ния в физи­че­ском мире, посред­ством кото­ро­го абстракт­ный объ­ект пре­вра­ща­ет­ся в часть нашей соци­аль­ной реаль­но­сти и ста­но­вит­ся ощущаемым. 

В таком виде объ­ект ста­но­вит­ся доступ­ным для ком­му­ни­ка­ции, он как бы при­об­ре­та­ет плот­ность зна­че­ний, кото­рая допус­ка­ет «нату­раль­ную» фик­са­цию объ­ек­та в умах людей. Это посред­ством объ­ек­ти­ва­ции воз­ни­ка­ет ком­плекс обра­зов, кото­рый визу­а­ли­зи­ру­ет ком­плекс идей – фигу­ра­тив­ное ядро. 

Этот про­цесс зна­чи­тель­но пере­се­ка­ет­ся с про­цес­сом сим­во­ли­за­ции. Ведь бла­го­да­ря сим­во­лам люди чув­ству­ют, что слож­ные вещи ста­но­вят­ся им понят­ны­ми даже при бег­лом взгля­де на них, ибо сим­во­лы пред­став­ля­ют в про­стой и доступ­ной фор­ме нечто слож­ное и комплексное. 

Про­цесс объ­ек­ти­ва­ции реа­ли­зу­ет­ся в двух фор­мах: схе­ма­ти­за­ции (или фигу­ра­ции) и пер­со­ни­фи­ка­ции. В резуль­та­те – обра­зы ста­но­вят­ся эле­мен­та­ми реаль­но­сти, а не мыс­ли. Окру­жа­ю­щий нас мир, по сути, и обра­зо­ван таки­ми обра­за­ми [28].

Посред­ством этих двух про­цес­сов нечто, стран­ное и угро­жа­ю­щее пре­вра­ща­ет­ся в нечто зна­ко­мое и понят­ное, обре­та­ет свою реаль­ность сре­ди дру­гих извест­ных и зна­ко­мых объ­ек­тов, кото­рые мож­но уви­деть, потро­гать, но самое глав­ное - проконтролировать. 

Если яко­ре­ние осно­вы­ва­ет­ся на раз­де­лен­ном зна­нии про­шло­го, то объ­ек­ти­ва­ция бази­ру­ет­ся на пере­жи­ва­ни­ях насто­я­ще­го теми или ины­ми чле­на­ми груп­пы [39;40]. В резуль­та­те это­го про­цес­са образ и зна­че­ние ста­но­вят­ся взаимозаменяемыми.

По ана­ло­гии с тема­ти­че­ским ана­ли­зом нау­ки, пред­при­ня­тым Г.Холтоном, в нача­ле 90-х годов тео­рия СП полу­чи­ла свое даль­ней­шее раз­ви­тие бла­го­да­ря тому, что было вве­де­но новое поня­тие – тема­та [26;31].

Под тема­той под­ра­зу­ме­ва­ет­ся пер­во­и­дея, “источ­ник идей”, кото­рый порож­да­ет новые акси­о­мы в эво­лю­ции наших пред­став­ле­ний о мире. Будучи глу­бо­ко уко­ре­нен­ной в куль­ту­ре, тема­та явля­ет собой часть зна­ний или убеж­де­ний, раз­де­лен­ных людь­ми, она при­сут­ству­ет в ком­му­ни­ка­ции экс­пли­цит­но или импли­цит­но и при­ни­ма­ет­ся как само собой разу­ме­ю­ще­е­ся [30].

СП, будучи ком­плекс­ны­ми обра­зо­ва­ни­я­ми, впи­са­ны в рам­ку пред­ше­ству­ю­щих идей, все­гда коре­нят­ся в цен­но­стях и тра­ди­ци­ях. По сути, вве­де­ние это­го поня­тия откры­ва­ет воз­мож­ность рас­смат­ри­вать роль кол­лек­тив­ной памя­ти и язы­ка в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния СП, ибо сама тема­та под­дер­жи­ва­ет­ся кол­лек­тив­ной памя­тью и языком.

Струк­тур­ный под­ход, пред­ло­жен­ный Ж.-К. Абри­ком и К.Фламаном, наце­лен на ана­лиз струк­ту­ры СП (цен­траль­ной систе­мы (ядра) и пери­фе­рии) [6;24]. Ядро явля­ет­ся ста­биль­ной и устой­чи­вой частью СП, свя­зан­ной с кол­лек­тив­ной памя­тью, с исто­ри­ей груп­пы, с ее цен­но­стя­ми и нор­ма­ми. Здесь рас­по­ла­га­ют­ся эле­мен­ты, в наи­боль­шей сте­пе­ни коре­ня­щи­е­ся в культуре. 

Функ­ции ядра заклю­ча­ют­ся в сле­ду­ю­щем: смыс­ло­об­ра­зо­ва­ние, орга­ни­за­ция и ста­би­ли­за­ция [24]. Ста­биль­ность ядра СП дости­га­ет­ся в резуль­та­те про­цес­са объ­ек­ти­ва­ции. Ядро кри­стал­ли­зу­ет­ся в цен­ност­ной систе­ме, раз­де­лен­ной чле­на­ми груп­пы, оно под­дер­жи­ва­ет­ся за счет кол­лек­тив­ной памя­ти. Оче­вид­но, что не может быть речи о СП без ядра (!).

Пери­фе­ри­че­ская систе­ма СП кон­кре­ти­зи­ру­ет зна­че­ние ядра СП, это свя­зу­ю­щее зве­но меж­ду ядром и той кон­крет­ной ситу­а­ци­ей, в кото­рой выра­ба­ты­ва­ет­ся и дей­ству­ет СП

Пери­фе­ри­че­ская систе­ма харак­те­ри­зу­ет­ся вари­а­тив­но­стью и измен­чи­во­стью [24]. За счет это­го свой­ства пери­фе­рия поз­во­ля­ет СП адап­ти­ро­вать­ся к изме­ня­ю­ще­му­ся кон­тек­сту, в том чис­ле и к исто­ри­че­ско­му эво­лю­ци­о­ни­ро­ва­нию. Это сво­е­го рода “защит­ная систе­ма” ядра СП, по сути, - и все­го СП, ибо изме­не­ние ядра ведет к изме­не­нию СП

В рам­ках это­го под­хо­да в жиз­ни СП пред­ла­га­ет­ся выде­лять ряд эта­пов, отра­жа­ю­щих дина­ми­ку СП: зарож­де­ние, ста­би­ли­за­ция и транс­фор­ма­ция[24]. Зарож­де­ние СП соот­но­сит­ся с появ­ле­ни­ем ново­го объ­ек­та (кото­рый обла­да­ет поли­морф­но­стью) или с повы­ше­ни­ем соци­аль­ной зна­чи­мо­сти уже извест­но­го (напри­мер, важ­ность рабо­ты для инди­ви­дов, нахо­дя­щих­ся в ситу­а­ции безработицы). 

Потен­ци­аль­ные объ­ек­ты пред­став­ле­ний долж­ны обла­дать таки­ми необ­хо­ди­мы­ми харак­те­ри­сти­ка­ми: 1) «соци­о­ко­гни­тив­ная выпук­лость» в дан­ной куль­ту­ре в какой-то опре­де­лен­ный момент; 2) инте­ре­су­ю­щая нас груп­па долж­на иметь какой-либо опыт дей­ствия в отно­ше­нии потен­ци­аль­но­го объ­ек­та СП [15].

Про­дол­жи­тель­ность про­цес­са фор­ми­ро­ва­ния варьи­ру­ет в зави­си­мо­сти от того, насколь­ко груп­пе доступ­на необ­хо­ди­мая инфор­ма­ция, насколь­ко слож­на систе­ма ком­му­ни­ка­ция, каков сам объ­ект представления. 

Как отме­чал Ф.Бартлетт, новое не при­хо­дит в куль­тур­ный ваку­ум, оно под­вер­га­ет­ся вли­я­нию уже суще­ству­ю­щих зна­че­ний [7], что при­да­ет спе­ци­фи­ку фор­ми­ру­ю­щим­ся СП

На эта­пе ста­би­ли­за­ции на уровне ядра СП пре­вра­ща­ет­ся в кон­сен­сус­ное зна­ние, оно выпол­ня­ет свои функ­ции, ста­но­вит­ся сред­ством объ­яс­не­ния окру­жа­ю­ще­го мира. Изме­не­ние СП насту­па­ет тогда, когда оно уже не спо­соб­но выпол­нять свои функции. 

С точ­ки зре­ния струк­тур­но­го под­хо­да, про­цесс транс­фор­ма­ции пред­став­ле­ний озна­ча­ет, что про­ис­хо­дит изме­не­ние ядра пред­став­ле­ний, напри­мер, эле­мен­ты ядра пере­ме­ща­ют­ся в пери­фе­ри­че­скую систе­му, а эле­мен­ты пери­фе­ри­че­ской систе­мы – в ядро. Любо­пыт­но, что Ю.М.Лотман назы­ва­ет сме­ну эле­мен­тов ядра и пери­фе­рии одним из «меха­низ­мов струк­тур­ной дина­ми­ки» [3, с.553].

Соци­о­ди­на­ми­че­ский под­ход, раз­ра­ба­ты­ва­е­мый В.Дуазом с кол­ле­га­ми [10;11], наце­лен на ана­лиз того, как соци­аль­ная струк­ту­ра вли­я­ет на фор­ми­ро­ва­ние СП, в фоку­се вни­ма­ния – ана­лиз СП, опре­де­ля­е­мых как “орга­ни­зу­ю­щие прин­ци­пы при­ня­тия пози­ции, они свя­за­ны со спе­ци­фи­че­ским вклю­че­ни­ем в соци­аль­ные отно­ше­ния и орга­ни­зу­ют сим­во­ли­че­ские про­цес­сы, втор­га­ю­щи­е­ся в эти отно­ше­ния”  [10, р.243] .

Соци­аль­ная пози­ция под­ра­зу­ме­ва­ет обла­да­ние неко­то­рой общей базой, язы­ком, раз­де­лен­ным меж­ду людь­ми.  Если в струк­тур­ном под­хо­де кон­сен­сус явля­ет­ся осно­во­по­ла­га­ю­щим прин­ци­пом СП, то в рам­ках соци­о­ди­на­ми­че­ско­го под­хо­да кон­сен­сус отрицается.

В рам­ках диа­ло­ги­че­ско­го под­хо­да, пред­ло­жен­но­го И.Марковой, тео­рия СП пози­ци­о­ни­ру­ет­ся как тео­рия соци­аль­но­го зна­ния [21]. Осно­вы­ва­ясь на иде­ях М.М. Бах­ти­на о диа­ло­ги­че­ском обще­нии [1], она поме­ща­ет в фокус ана­ли­за поня­тие диа­ло­гич­но­сти, опре­де­ля­е­мое как “фун­да­мен­таль­ная спо­соб­ность чело­ве­че­ско­го разу­ма пости­гать, созда­вать и сооб­щать о соци­аль­ных реа­ли­ях в тер­ми­нах эго-аль­тер” [21, р. 93]. Эта спо­соб­ность явля­ет­ся резуль­та­том фило­ге­не­за и соци­о­куль­тур­ной исто­рии человека. 

Раз­ви­вая идею диа­ло­гич­но­сти, И.Маркова под­чер­ки­ва­ет важ­ность диа­ло­ги­че­ской ком­му­ни­ка­ции в свя­зи с фор­ми­ро­ва­ни­ем интер­субъ­ек­тив­но­сти. Дина­ми­че­ской еди­ни­цей тео­рии соци­аль­но­го зна­ния явля­ет­ся три­а­да “Эго-Аль­тер-Объ­ект”. “Фун­да­мен­таль­ным поня­тий­ным инстру­мен­том в раз­ви­тии тео­рии соци­аль­но­го позна­ния”, - по выра­же­нию Мар­ко­вой [21, р. 57], явля­ет­ся мыш­ле­ние в анти­но­ми­ях”. Этот инстру­мент кажет­ся очень пер­спек­тив­ным в отно­ше­нии поня­тия тематы. 

С мето­до­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния, П.Молине и К.Гимелли раз­ли­ча­ют четы­ре под­хо­да к ана­ли­зу СП (хотя это раз­де­ле­ние и услов­но): 1) этно­гра­фи­че­ский, 2) социо­ло­ги­че­ский, 3) крос­скуль­тур­ный и 4) экс­пе­ри­мен­таль­ный [24].    

Этно­гра­фи­че­ский под­ход отра­жен в иссле­до­ва­нии Д.Жоделе, в кото­ром она ана­ли­зи­ро­ва­ла СП о пси­хи­че­ской болез­ни в одном фран­цуз­ском горо­де, где боль­ные про­жи­ва­ли вне пси­хи­ат­ри­че­ской кли­ни­ки, в семьях, в обя­зан­но­сти кото­рых вхо­ди­ла забо­та о боль­ных, не явля­ю­щих­ся род­ствен­ни­ка­ми [17].

Поме­стив в фокус иссле­до­ва­ния жите­лей неболь­шо­го горо­да, кото­рые в повсе­днев­ной жиз­ни стал­ки­ва­ют­ся с про­бле­мой пси­хи­че­ской болез­ни - явля­ют­ся экс­пер­та­ми по про­бле­ме пси­хи­че­ско­го небла­го­по­лу­чия на осно­ве сво­е­го повсе­днев­но­го опы­та, Жоде­ле, исполь­зуя ком­плекс­ную стра­те­гию иссле­до­ва­ния (объ­еди­ня­ю­щую интер­вью, наблю­де­ние, ана­лиз доку­мен­тов), про­ана­ли­зи­ро­ва­ла порож­де­ние СП

Социо­ло­ги­че­ский под­ход - имен­но с него все и нача­лось, ибо он реа­ли­зу­ет­ся С.Московиси в иссле­до­ва­нии СП о пси­хо­ана­ли­зе, в фоку­се вни­ма­ния ока­зы­ва­ют­ся соци­аль­но-демо­гра­фи­че­ские кри­те­рии для срав­не­ния СП о пси­хо­ана­ли­зе [27].   

Крос­скуль­тур­ный под­ход поз­во­ля­ет ана­ли­зи­ро­вать то, как нор­мы или тра­ди­ции, соот­вет­ству­ю­щие той или иной наци­о­наль­ной груп­пе, вли­я­ют на содер­жа­ние и струк­ту­ру СП

Экс­пе­ри­мен­таль­ный под­ход поз­во­ля­ет отве­тить на вопрос о том, как пере­мен­ная или ряд пере­мен­ных вли­я­ют на СП (напри­мер, на дина­ми­ку пред­став­ле­ний). Эта иссле­до­ва­тель­ская стра­те­гия зача­стую исполь­зу­ет­ся в рабо­тах пред­ста­ви­те­лей струк­тур­но­го под­хо­да [24].

В рам­ках тео­рии СП раз­ли­ча­ют систе­мы мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции [30]: рас­про­стра­не­ние (эта систе­ма наце­ле­на на широ­кую пере­да­чу инфор­ма­ции зна­чи­тель­ной ауди­то­рии, опи­ра­ю­ща­я­ся на дистан­ци­и­ро­ван­ный, интел­лек­ту­аль­ный стиль), вос­про­из­ве­де­ние (наце­лен­ность на груп­пы, име­ю­щие сход­ные взгля­ды о неко­то­ром явле­нии; опи­ра­ет­ся на апел­ля­цию к нор­мам и цен­но­стям, раз­де­лен­ным в груп­пе), про­па­ган­да (спо­соб уси­ле­ния иден­тич­но­сти и побуж­де­ния к действию). 

Рас­смат­ри­вая ситу­а­цию воз­ник­но­ве­ния и широ­ко­го рас­про­стра­не­ния новых тех­но­ло­гий, в част­но­сти — Интер­не­та, С.Московиси отме­ча­ет, что соци­аль­ные сети и вир­ту­аль­ная реаль­ность — это «маги­стра­ли» инфор­ма­ции, по кото­рым рас­про­стра­ня­ют­ся — СП, обла­да­ю­щие опре­де­лен­ной логи­кой, С.Московиси назы­ва­ет их  кибер­пред­став­ле­ни­я­ми [29].

В пер­спек­ти­ве необ­хо­ди­мость иссле­до­вать новые явле­ния, а имен­но: “как здра­вый смысл, язы­ко­вой обмен и груп­пы фор­ми­ру­ют­ся в кибер-ком­му­ни­ка­ции” [29, p.19]. 

Раз­ви­тие этой идеи после­до­ва­те­ля­ми Мос­ко­ви­си поз­во­ли­ло опи­сать новую систе­му ком­му­ни­ка­ции — эффу­зию [8]: участ­ни­ки ком­му­ни­ка­ции обла­да­ют экви­ва­лент­ны­ми ста­ту­са­ми, их пози­ция вла­сти в про­цес­се ком­му­ни­ка­ции вза­и­мо­за­ме­ня­е­мы, асим­мет­рия ста­ту­са, харак­тер­ная для всех осталь­ных систем, - отсутствует. 

Цели, кото­рые пре­сле­ду­ют­ся, а так­же ауди­то­рия, к кото­рой обра­ща­ет­ся ком­му­ни­ка­тор в слу­чае эффу­зии, отли­ча­ют­ся от оных в клас­си­че­ских систе­мах, опи­сан­ных С.Московиси [27]. Пред­по­ла­га­ет­ся не толь­ко обмен инфор­ма­ци­ей, но впе­чат­ле­ни­я­ми, оцен­ка­ми, чув­ства­ми и эмоциями. 

Как отме­ча­ет Ф.Бушини, пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным про­во­дить ана­ло­гии меж­ду этой систе­мой ком­му­ни­ка­ции и слу­ха­ми, ибо в обо­их слу­ча­ях инфор­ма­ция пере­да­ет­ся от ком­му­ни­ка­то­ра к реци­пи­ен­ту, каж­дый из них - вза­и­мо­за­ме­ня­ем и обла­да­ет рав­ным ста­ту­сом, здесь нет той асим­мет­рии, кото­рая при­су­ща клас­си­че­ским систе­мам [8].

Эта систе­ма ком­му­ни­ка­ции под­ра­зу­ме­ва­ет не толь­ко ори­ен­та­цию на дру­гих, но и актив­ное вовле­че­ние в ком­му­ни­ка­цию ее участ­ни­ков, что объ­яс­ня­ет транс­фор­ма­ции обще­ния в сети Интернет. 

Даже из крат­ко­го рас­смот­ре­ния основ­ных идей тео­рии СП, оче­вид­но, что этот под­ход обла­да­ет бога­тым потен­ци­а­лом для ана­ли­за того, что про­ис­хо­дит с чело­ве­ком в эпо­ху пятой инфор­ма­ци­он­ной рево­лю­ции: новые тех­но­ло­гии ста­но­вят­ся объ­ек­та­ми СП (будь то ком­пью­те­ры, Интер­нет  или соци­аль­ные сети [34;36]).

В ситу­а­ции доми­ни­ро­ва­ния визу­аль­ной рито­ри­ки, ибо мы живем в эпо­ху визу­аль­ной куль­ту­ры, когда на сме­ну вла­сти тек­стов (кото­рая соот­вет­ство­ва­ла поко­ле­нию роди­те­лей) при­шла власть изоб­ра­же­ний (на уровне под­рост­ко­во-моло­деж­ной сре­ды) [18], тео­рия СП поз­во­ля­ет понять суть этих трансформаций. 

Будучи сред­ством ана­ли­за соци­аль­но­го пове­де­ния, тео­рия СП дает ключ к пони­ма­нию того, как мас­со­вая ком­му­ни­ка­ция свя­за­на с СП, кото­рые, в свою оче­редь, регу­ли­ру­ют соци­аль­ное пове­де­ние и соци­аль­ные отно­ше­ния. И ответ на вопрос о том, как пове­де­ние в сети Интер­нет соот­но­сит­ся с оным в реаль­ной жиз­ни, досту­пен через приз­му ана­ли­за этой теории.

Заключение

Тех­но­ло­гии ста­ли вез­де­су­щи­ми, слож­но пред­ста­вить повсе­днев­ную жизнь чело­ве­ка без них. В резуль­та­те у инди­ви­да воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние, буд­то бы он явля­ет­ся важ­ным участ­ни­ком раз­но­об­раз­ных про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в гло­ба­ли­зи­ро­ван­ном мире. 

Исполь­зуя все новые и новые тех­ни­че­ские сред­ства, он ста­но­вит­ся сви­де­те­лем цело­го ряда собы­тий, свер­ша­ю­щих­ся в раз­ных угол­ках пла­не­ты. Подоб­но жур­на­ли­сту, он ведет соб­ствен­ный блог, выска­зы­ва­ет свое мне­ние по пово­ду того или ино­го собы­тия, дает бес­цен­ные сове­ты; по ана­ло­гии с выпус­ка­ю­щим редак­то­ром, опре­де­ля­ет  иерар­хию спис­ка ново­стей, пус­ка­ет­ся в обсуж­де­ние инте­ре­су­ю­щих тем с совер­шен­но неиз­вест­ны­ми людь­ми, согла­ша­ет­ся или спо­рит, бло­ки­ру­ет участ­ни­ков обще­ния, кото­рые, веро­ят­но, не раз­де­ля­ют его воз­зре­ний и пр. 

Дру­ги­ми сло­ва­ми, Интер­нет открыл перед чело­ве­ком такие сте­пе­ни сво­бо­ды, кото­рых у него не было до появ­ле­ния это­го сред­ства [5], и кото­рые, едва ли воз­мож­ны в реаль­ной жиз­ни: дей­стви­тель­но - тыся­чи едва ли зна­ко­мых людей в кате­го­рии “дру­зья” в соци­аль­ных сетях, ощу­ще­ние  соб­ствен­ной экс­перт­но­сти по любо­му вопро­су с после­ду­ю­щим бес­плат­ным тира­жи­ро­ва­ни­ем идей и пр., - едва ли такое воз­мож­но вне сети Интернет. 

Целью изла­га­е­мо­го здесь тео­ре­ти­ко-ана­ли­ти­че­ско­го иссле­до­ва­ния был ана­лиз потен­ци­а­ла тео­рии СП для изу­че­ния транс­фор­ма­ций, кото­рые про­ис­хо­дят с чело­ве­ком в эпо­ху пятой инфор­ма­ци­он­ной революции. 

Про­ана­ли­зи­ро­вав основ­ные поло­же­ния тео­рии, крат­ко оста­но­вив­шись на основ­ных тео­ре­ти­че­ских и мето­до­ло­ги­че­ских под­хо­дах, мы при­хо­дим к выво­ду, что под­ход обла­да­ет бога­тым потен­ци­а­лом для ана­ли­за транс­фор­ма­ций, про­ис­хо­дя­щих с чело­ве­ком в циф­ро­вом мире: новые тех­но­ло­гии ста­но­вят­ся объ­ек­та­ми СП (будь то Интер­нет [34] или соци­аль­ные сети). 

Тео­рия СП дает воз­мож­ность отве­тить на вопрос, как чело­век выстра­и­ва­ет объ­яс­не­ние ново­му явле­нию и выстра­и­ва­ет свое пове­де­ние в соот­вет­ствии с ним [36].

Совре­мен­ная эпо­ха в пол­ной мере явля­ет­ся эпо­хой визу­аль­ной куль­ту­ры, где власть тек­стов (кото­рая соот­вет­ство­ва­ла поко­ле­нию роди­те­лей) сме­ни­лась вла­стью изоб­ра­же­ний (на уровне под­рост­ко­во-моло­деж­ной сре­ды) [18].

Взгля­нув на это через приз­му идей тео­рии СП, полу­чим: фигу­ра­тив­ная рито­ри­ка наце­ле­на на мас­сы, а линг­ви­сти­че­ская – на про­све­щен­ное мень­шин­ство [30].

Нако­нец, тео­рия СП явля­ет­ся сред­ством ана­ли­за соци­аль­но­го пове­де­ния, ибо она дает ключ к пони­ма­нию того, как мас­со­вая ком­му­ни­ка­ция свя­за­на с СП, кото­рые, в свою оче­редь, регу­ли­ру­ют соци­аль­ное пове­де­ние и соци­аль­ные отношения. 

Насто­я­щую рабо­ту мож­но счи­тать сво­е­го рода дань ува­же­ния авто­ру тео­рии - С.Московиси, кото­ро­му 14 июня это­го года испол­ни­лось бы 95 лет. Спра­вед­ли­во­сти ради заме­тим, что юби­лей­ная ста­тья, посвя­щен­ная С.Московиси, его вкла­ду в раз­ви­тие соци­аль­ной пси­хо­ло­гии, опуб­ли­ко­ва­на П.Молине [22].

Литература

  1. Бах­тин М.М. Про­бле­мы поэ­ти­ки Досто­ев­ско­го // Бах­тин М.М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Рус­ские сло­ва­ри: Язы­ки сла­вян­ской куль­ту­ры, 2002. Т. 6. 341 с.
  2. Еме­лья­но­ва Т.П. Соци­аль­ные пред­став­ле­ния: исто­рия, тео­рия и эмпи­ри­че­ские иссле­до­ва­ния. М.: Изда­тель­ство Инсти­ту­та пси­хо­ло­гии РАН. 2016. 476 с.
  3. Лот­ман Ю.М. Семи­о­сфе­ра. СПб.: Искус­ство - СПБ, 2000. 704 c.
  4. Раки­тов А.И. Новый под­ход к вза­и­мо­свя­зи исто­рии, инфор­ма­ции и куль­ту­ры: при­мер Рос­сии // Вопро­сы фило­со­фии. 1994. № 4. С. 14-34.
  5. Тхо­стов А.Ш. Транс­фор­ма­ция выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций в эпо­ху инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства [Элек­трон­ный ресурс].
  6. Abric J.-C. Pratiques sociales et représentations. Paris: Presses Universitaires de France.1994. 251 p.
  7. Bartlett F.C. Conventionalisation// Bartlett F.C. Remembering: A Study in Experimental and Social Psychology. Cambridge: Cambridge University Press. 1932. P.268-280.
  8. Buschini F. Diffusion, propagation, propagande : et après ? L’effusion, un nouveau mode de communication médiatique pour l’étude des représentations sociales // Paper presented at the EASP Small group meeting in honor of Serge Moscovici.2016.17—18 November.
  9. Doise W.  Les représentations sociales: définition d’un concept. In W. Doise, A. Palmonari (eds.). L’étude des représentations sociales. Neuchatel: Delachaux & Niestlé. 1986. P.86-98.
  10. Doise W., Clémence A., Lorenzi-Cioldi, F. Représentations sociales et analyses de données. Grenoble: Presses Universitaires de Grenoble. 1992. 365 p. 
  11. Doise W., Spini D., Clémence A. Human Rights Studies as Social Representations in a Cross- cultural Context // European Journal of Social Psychology. 1999. № 29. P. 1-29.
  12. Eicher V., Emery V., Maridor M., Gilles I., Bangerter A. Social Representations in Psychology: A Bibliometrical Analysis // Papers on Social Representations. 2011. № 20. P. 11.1—11.19.
  13. Empirical approaches to social representations / G. Breakwell & D. Canter (eds.). Oxford: Oxford University Press. 1993. 350 p.
  14. Farr R. The roots of modern social psychology. Oxford: Blackwell Publishers. 1996. 166 p.
  15. Flament С. Rouquette M.-L. Anatomie des idées ordinaires. Paris: Armand Colin.2003. 256 p. 
  16. Global digital report 2019 — We are social [Элек­трон­ный ресурс].
  17.  Jodelet D. Madness and social representations: Living with the mad in one French community. Berkeley: University of California Press. 1991. 316 p.
  18. Kalmus V. Socialization in the changing information environment: Implications for media literacy. In: D. Macedo, S. R. Steinberg (eds.). Media Literacy: A Reader. New York: Peter Lang, 2007. Р. 157—165.  
  19. Kende A., Ujhelyi A., Joinson A., Greitemeyer T. Putting the social (psychology) into social media // European Journal of Social Psychology. 2015.Vol.45. P.277-278. DOI:10.1002/ejsp.2097
  20. Livingstone S., Haddon L., Görzing A., Őlafsson K., with members of the EU kids online network. EU kids online. London: Final report.September. 2011.54 p.
  21. Markova I. Dialogicality and social representations. The dynamics of mind. Cambridge: Cambridge University Press. 2003. 224 p.
  22. Moliner P.  On Serge Moscovici’s 95th Anniversary: The Theory of Social Representations - History, Postulates and Dissemination// RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2020. Vol.17. P.524-536. 
  23. Moliner P. Une approche chronologique des représentations sociales. In:P.Moliner (ed.). La dynamique des représentations sociales. Grenoble: Presses Universitaires de Grenoble. 2001. P.245-268.
  24. Moliner P., Guimelli C. Les représentations sociales. Grenoble : Presses Universitaire de Grenoble. 2015. 139 p.
  25. Moscovici S. Foreword. In: C.Herzlich (ed.). Health and illness. A social psychological analysis.London: Academic Press. 1973.Р.ix—xiv.  
  26. Moscovici S. Introductory address // Papers on Social Representations. 1993. № 2. P. 1—11.
  27. Moscovici S. La Psychanalyse: son image et son public. Paris: Presses Universitaires de France. 1961.652 p. 
  28. Moscovici S. The phenomenon of social representations. In: G.Duveen (ed.). Social representations: explorations in social psychology. N. Y.: New York University Press. 2000. P.18-77.
  29. Moscovici S. Vygotsky, le Grand Robert et la cyber-représentation // Les Cahiers Internationaux de Psychologie Sociale.1995.Vol.28.P.15-21. 
  30. Moscovici S. Why a theory of social representations?. In: K. Deaux, G. Philogène (eds.). Representations of the social: bridging theoretical traditions. Oxford: Blackwell Publishers. 2001. P. 18-61.
  31. Moscovici S., Vignaux G. Le concept de thêmata. In: C. Guimelli (ed.). Structures et transformations des représentations sociales. Paris: Delachaux et Niestlé. 1994. P. 26-72. 
  32. Orfali B. Active minorities and social representations: two theories, one epistemology//Journal for the theory of social behaviour. 2002. Vol.32. P.395-416.
  33. de Rosa A.S. Mise en réseau scientifique et cartographie de la dissémination de la théorie des représentations sociales et son impact sur la culture bibliométrique. In: G. Lo Monaco, S. Delouvée, P. Rateau (eds.). Les représentations sociales: Théories, méthodes et applications.  Bruxelles: De Boeck Supérieur. 2016.P.51-68.
  34. Salesses L. Rôle du niveau de connaissance dans le processus de structuration d’une représentation sociale // Les cahiers internationaux de psychologie sociale. 2005. № 66. Р. 25–42.
  35. Smahel D., Machackova H., Mascheroni G., Dedkova L., Staksrud E., Ólafsson K., Livingstone S., Hasebrink U. EU Kids Online 2020: Survey results from 19 countries.EU Kids Online. 2020.DOI: 10.21953/ lse.47fdeqj01ofo
  36.  Tateo L. Représentations sociales et nouvelles technologies. In: G. Lo Monaco, S.Delouvée, P.Rateau (eds.). Les représentations sociales. Théories, méthodes et applications. Louvain-la-Neuve : De Boeck Supérieur. 2016. P. 399-408.
  37. Tajfel H. Social psychology of intergroup relations // Annual Review of Psychology. 1982. Vol. 33. P.1–39.DOI:10.1146/annurev.ps.33.020182.000245
  38. Vergès P. L’Évocation de l’argent: une méthode pour la définition du noyau central d’une représentation // Bulletin de psychologie. 1992. T. XLV (405). P. 203—209.
  39. Wagner W. Social representations and beyond: brute facts, symbolic coping and domestic worlds// Culture and psychology. 1998. P.297-329.DOI:10.1177/1354067X9800400302
  40. Wagner W., Duveen G., Farr R., Jovchelovitch S., Lorenzi-Cioldi F., Markova I., Rose D. Theory and method of social representations// Asian Journal of Social Psychology.1999 P.95-125.
Источ­ник: Пси­хо­ло­гия и пра­во. 2020. Том 10. № 3. С. 143–157. DOI: 10.17759/psylaw.2020100310

Об авторах

  • Инна Бори­сов­на Бови­на — док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор кафед­ры кли­ни­че­ской и судеб­ной пси­хо­ло­гии, факуль­тет юри­ди­че­ской пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.
  • Нико­лай Вик­то­ро­вич Дво­рян­чи­ков — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент, декан факуль­те­та юри­ди­че­ской пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest