Поповкин А.В., Поповкина Г.С. Взгляд на «цифровизацию» с точки зрения жизненных смыслов и ценностей

П

Общее понятие цифровизации

Иссле­до­ва­ние науч­ных пуб­ли­ка­ций по дан­ной тема­ти­ке пока­зы­ва­ет, что еди­но­го обще­при­ня­то­го поня­тия «циф­ро­ви­за­ции» еще не выра­бо­та­но. Чаще все­го под «циф­ро­ви­за­ци­ей» иссле­до­ва­те­ли пони­ма­ют внед­ре­ние инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий (зача­стую под­ра­зу­ме­ва­ют­ся интер­нет-тех­но­ло­гии, BigData и тому подоб­ное) в те обла­сти жиз­ни и про­цес­сы, кото­рые рань­ше были для этих тех­но­ло­гий мало или вовсе недоступны. 

Мож­но ска­зать, что циф­ро­ви­за­ция – дав­но начав­ший­ся про­цесс, стре­ми­тель­но рас­про­стра­ня­ю­щий­ся в мире и затро­нув­ший прак­ти­че­ски все сфе­ры жиз­ни: поли­ти­ку, эко­но­ми­ку, нау­ку, меди­ци­ну, обра­зо­ва­ние, куль­ту­ру и т.п. Будучи важ­ным явле­ни­ем в жиз­ни обще­ства, циф­ро­ви­за­ция ста­ла объ­ек­том изу­че­ния для иссле­до­ва­те­лей, зани­ма­ю­щих­ся про­бле­ма­ми циф­ро­ви­за­ции совре­мен­ной эко­но­ми­ки, обра­зо­ва­ния, уни­вер­саль­ность и прак­ти­че­скую необ­хо­ди­мость циф­ро­вых тех­но­ло­гий в повсе­днев­ных прак­ти­ках и т.п.

Одна­ко внед­ре­ние циф­ро­вых тех­но­ло­гий затра­ги­ва­ет и базо­вые жиз­нен­ные смыс­лы, и цен­но­сти чело­ве­ка, влияя на них не все­гда пред­ска­зу­е­мым обра­зом, что, без­услов­но, тре­бу­ет изу­че­ния и осмысления. 

Таким обра­зом, пред­мет иссле­до­ва­ния – вли­я­ние циф­ро­вых тех­но­ло­гий на базо­вые жиз­нен­ные смыс­лы и цен­но­сти. Цель – выявить, как внед­ре­ние циф­ро­вых тех­но­ло­гий в прак­ти­ку госу­прав­ле­ния, обра­зо­ва­ния и др. сфер вли­я­ет на реа­ли­за­цию базо­вых духов­но-нрав­ствен­ных цен­но­стей, выявить рис­ки и воз­мож­но­сти цифровизации. 

Цель опре­де­ля­ет зада­чи исследования: 

  1. Про­ана­ли­зи­ро­вать с точ­ки зре­ния вли­я­ния на духов­но-нрав­ствен­ные цен­но­сти нор­ма­тив­ную базу циф­ро­ви­за­ции, выявить зало­жен­ные в ней пред­став­ле­ния о циф­ро­ви­за­ции. Сфор­ми­ро­вать пред­став­ле­ния о циф­ро­ви­за­ции как соци­о­куль­тур­ном фено­мене на осно­ве офи­ци­аль­ных доку­мен­тов и пуб­ли­ка­ций в офи­ци­аль­ных СМИ.
  2. Сфор­му­ли­ро­вать пред­став­ле­ния о базо­вых духов­но-нрав­ствен­ных цен­но­стях, опи­ра­ясь на фило­соф­ско-антро­по­ло­ги­че­ские пред­став­ле­ния о чело­ве­че­ской природе.
  3. Про­ана­ли­зи­ро­вать вли­я­ние про­цес­сов циф­ро­ви­за­ции на выяв­лен­ные базо­вые духов­но-нрав­ствен­ные цен­но­сти, опре­де­лить поло­жи­тель­ные и отри­ца­тель­ные моменты. 

Осно­ву мето­до­ло­гии иссле­до­ва­ния соста­вил фило­соф­ский и куль­тур­но-антро­по­ло­ги­че­ский анализ.

Клю­че­вым доку­мен­том, опре­де­ля­ю­щим про­цесс «циф­ро­ви­за­ции» высту­па­ет Указ Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 21 июля 2020 г. N 474 «О наци­о­наль­ных целях раз­ви­тия Рос­сий­ской Феде­ра­ции на пери­од до 2030 года», в кото­ром одной из целей наци­о­наль­но­го раз­ви­тия ука­за­на «циф­ро­вая трансформация». 

Обо­зна­че­ны сле­ду­ю­щие пока­за­те­ли этой транс­фор­ма­ции: «дости­же­ние «циф­ро­вой зре­ло­сти» клю­че­вых отрас­лей эко­но­ми­ки и соци­аль­ной сфе­ры, в том чис­ле здра­во­охра­не­ния и обра­зо­ва­ния, а так­же госу­дар­ствен­но­го управ­ле­ния; уве­ли­че­ние доли мас­со­вых соци­аль­но зна­чи­мых услуг, доступ­ных в элек­трон­ном виде, до 95 про­цен­тов; рост доли домо­хо­зяйств, кото­рым обес­пе­че­на воз­мож­ность широ­ко­по­лос­но­го досту­па к инфор­ма­ци­он­но-теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ной сети «Интер­нет», до 97 про­цен­тов; уве­ли­че­ние вло­же­ний в оте­че­ствен­ные реше­ния в сфе­ре инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий в четы­ре раза по срав­не­нию с пока­за­те­лем 2019 года» [9].

Кро­ме того, в Рос­сии дей­ству­ет про­ект постро­е­ния «Инфор­ма­ци­он­но­го госу­дар­ства» [3], в рам­ках кото­ро­го реа­ли­зу­ет­ся направ­ле­ние «инфор­ма­ти­за­ция госор­га­нов». Одной из задач этой инфор­ма­ти­за­ции объ­яв­ле­но внед­ре­ние аппа­рат­но-про­грамм­но­го ком­плек­са тех­ни­че­ских средств (АПК) «Без­опас­ный город». Этот ком­плекс, поми­мо объ­еди­не­ния в сеть всех город­ских служб пред­по­ла­га­ет «Обес­пе­че­ние пра­во­по­ряд­ка и про­фи­лак­ти­ки пра­во­на­ру­ше­ний в том чис­ле: охран­ные систе­мы, видео­на­блю­де­ние, видео­ана­ли­ти­ка, управ­ле­ние видео­по­то­ка­ми, мони­то­ринг мобиль­ных объектов/персонала (ГЛОНАСС/GPS)» [5].

В целом, если попы­тать­ся корот­ко изло­жить суть про­цес­са «циф­ро­ви­за­ции», кото­рая явству­ет из упо­мя­ну­тых доку­мен­тов и источ­ни­ков, мож­но ска­зать, что она сво­дит­ся к двум основ­ным фак­то­рам. Пер­вый состо­ит в опо­сре­до­ва­нии с помо­щью интер­нет-ком­му­ни­ка­ций вза­и­мо­дей­ствия граж­да­ни­на с госу­дар­ством и под­дер­жи­ва­е­мы­ми им базо­вы­ми соци­аль­ны­ми инсти­ту­та­ми – обра­зо­ва­ния и здравоохранения. 

Сюда же отно­сит­ся и боль­шая часть про­цес­сов «циф­ро­ви­за­ции обра­зо­ва­ния», где, с одной сто­ро­ны, опо­сре­ду­ют­ся отно­ше­ния роди­те­лей и шко­лы через «циф­ро­вые днев­ни­ки», чаты и т.п., а с дру­гой – идет нарас­та­ю­щий про­цесс опо­сре­до­ва­ния вза­и­мо­дей­ствия учи­те­ля и уче­ни­ков через все­воз­мож­ные онлайн-уро­ки, онлайн-кур­сы и так далее вплоть до роботов-учителей. 

Педа­го­ги сто­ят перед непро­стой вос­пи­та­тель­ной зада­чей: при отсут­ствии лич­но­го обще­ния создать усло­вия для все­сто­рон­не­го духов­но­го, нрав­ствен­но­го и интел­лек­ту­аль­но­го раз­ви­тия обу­ча­ю­щих­ся [4]. Кро­ме того, умень­ше­ние живо­го уча­стия педа­го­га в учеб­ном про­цес­се осо­бен­но заост­ря­ет саму про­бле­му соци­а­ли­за­ции чело­ве­ка [2].

Вто­рой фак­тор состо­ит в каче­ствен­ном уси­ле­нии кон­тро­ля повсе­днев­но­сти граж­дан со сто­ро­ны орга­нов вла­сти и иных струк­тур, выпол­ня­ю­щих неко­то­рые власт­ные функ­ции. Сюда отно­сит­ся, напри­мер, постро­е­ние систе­мы посто­ян­но­го видео­на­блю­де­ния с рас­по­зна­ва­ни­ем лиц в рам­ках систе­мы «Без­опас­ный город». Но участ­ни­ка­ми систе­мы тоталь­но­го кон­тро­ля могут стать и струк­ту­ры здра­во­охра­не­ния или образования. 

Так, всё чаще мож­но встре­тить сооб­ще­ния о попыт­ках обя­зать учи­те­лей отсле­жи­вать актив­ность школь­ни­ков в соци­аль­ных сетях. В меди­цине раз­ви­ва­ют­ся тех­но­ло­гии кон­тро­ля и отсле­жи­ва­ния повсе­днев­ной жиз­ни паци­ен­тов с демен­ци­ей, риском вне­зап­ной оста­нов­ки серд­ца и т.п.

Глав­ное, на что сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние – речь неред­ко идет не о кон­тро­ле неко­ей спе­ци­аль­ной дея­тель­но­сти, как напри­мер, осу­ществ­ле­ния поли­цей­ским сво­их пол­но­мо­чий, или рабо­ты сотруд­ни­ков атом­ной стан­ции на осо­бо ответ­ствен­ном участ­ке,  а имен­но о кон­тро­ле повсе­днев­ной жиз­ни, до сих пор быв­шей вне поля зре­ния госу­дар­ства, систе­мы обра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния и дру­гих соци­аль­ных институтов.

Базовые жизненные смыслы и ценности, затрагиваемые «цифровизацией»

Исхо­дя из ска­зан­но­го в преды­ду­щем раз­де­ле, попро­бу­ем выде­лить те базо­вые жиз­нен­ные смыс­лы и цен­но­сти, кото­рые навер­ня­ка будут затро­ну­ты про­цес­са­ми «циф­ро­ви­за­ции».

В совре­мен­ных куль­тур­ных усло­ви­ях это отнюдь не три­ви­аль­ная зада­ча, посколь­ку отсут­ству­ет кон­сен­сус как в обще­стве, так и сре­ди уче­ных не толь­ко в отно­ше­нии того, что счи­тать базо­вы­ми цен­но­стя­ми, но и в пони­ма­нии самой при­ро­ды человека. 

Более того, в ряде стран услов­но­го Запа­да суще­ству­ет отчёт­ли­вая и вли­я­тель­ная поли­ти­че­ская воля на раз­мы­тие пред­став­ле­ний о чело­ве­че­ской при­ро­де, с помо­щью наме­рен­но­го насаж­де­ния транс­ген­дер­но­сти и дру­гих форм трансгуманизма. 

В этой свя­зи нам, по-види­мо­му, сле­ду­ет в явной фор­ме обо­зна­чить соб­ствен­ные пред­став­ле­ния о чело­ве­че­ской при­ро­де, исхо­дя из кото­рых мы будем рас­смат­ри­вать и духов­ные вызо­вы цифровизации.

Мы наме­ре­ны опи­рать­ся в этом вопро­се на тра­ди­цию пони­ма­ния чело­ве­ка, беру­щую нача­ло в антич­ной фило­со­фии Пла­то­на и Ари­сто­те­ля, и полу­чив­шую раз­ви­тие в рус­ской фило­со­фии. Соглас­но этим тра­ди­ци­ям чело­век есть суще­ство логос­ное1 и собор­ное.

Сюда же сле­ду­ет доба­вить ещё одно базо­вое свой­ство чело­ве­ка, на кото­рое осо­бое вни­ма­ние обра­ща­ли созда­те­ли немец­кой клас­си­че­ской фило­со­фии – его духов­ную сво­бо­ду. В рус­ской фило­соф­ской тра­ди­ции И.А. Ильин назвал его «духов­ной авто­но­ми­ей», но, пожа­луй, более обос­но­ван­но будет гово­рить о духов­ном само­опре­де­ле­нии. Рас­смот­рим подроб­нее эти свой­ства и свя­зан­ные с ними базо­вые ценности.

Логос­ная при­ро­да чело­ве­ка про­яв­ля­ет­ся, преж­де все­го, в его спо­соб­но­стях к чле­но­раз­дель­ной речи и поня­тий­но­му мыш­ле­нию, одна­ко не огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко ими. Чело­ве­ку свой­ствен­но так­же стре­мить­ся к уста­нов­ле­нию нрав­ствен­но­го поряд­ка, выра­жа­ю­ще­го­ся в опре­де­лен­ной, свой­ствен­ной кон­крет­но­му чело­ве­ку или соци­аль­ной груп­пе, иерар­хии цен­но­стей, а так­же нрав­ствен­но­му зако­ну, нали­чие кото­ро­го, как мы пом­ним, неиз­мен­но вос­хи­ща­ло И. Канта. 

Из ска­зан­но­го, конеч­но, вовсе не сле­ду­ет, что вся­кий чело­век необ­хо­ди­мо добр и высо­ко­мо­ра­лен – ведь уста­нов­лен­ный чело­ве­ком внут­ри себя мораль­ный закон может быть объ­ек­тив­но плох и неспра­вед­лив к окру­жа­ю­щим. Но, мы пола­га­ем, что впра­ве утвер­ждать, что у каж­до­го чело­ве­ка есть мораль­ный закон и какая-то иерар­хия ценностей.

Таким обра­зом, из нали­чия у чело­ве­ка логос­ной при­ро­ды выте­ка­ют такие уни­вер­саль­ные базо­вые цен­но­сти, как стрем­ле­ние к осмыс­лен­но­сти как жиз­ни в целом, так и раз­лич­ных её аспек­тов: тру­да, отно­ше­ний, поступ­ков и т.п.

Сюда же отно­сит­ся цен­ность поряд­ка, при­чём как в самом про­стом быто­вом смыс­ле – поряд­ка в сво­ей ком­на­те и сво­их делах, так и поряд­ка соци­аль­но­го – в фор­ме стрем­ле­ния  к ясной и спра­вед­ли­вой соци­аль­ной струк­ту­ре обще­ства и т.п. Навер­ное, сюда же мож­но отне­сти и цен­ность поряд­ка кос­ми­че­ско­го, ответ­ствен­ность за кото­рый на чело­ве­ка воз­ла­га­ли мно­гие тра­ди­ци­он­ные культуры.

Собор­ная при­ро­да чело­ве­ка состо­ит в фун­да­мен­таль­ной соот­не­сён­но­сти и свя­зан­но­сти чело­ве­ка с дру­ги­ми людь­ми. С само­го сво­е­го зарож­де­ния чело­век не суще­ству­ет как отдель­ный «атом»: будучи пло­дом в утро­бе мате­ри он настоль­ко свя­зан с ней, что явля­ет­ся почти частью мате­рин­ско­го орга­низ­ма; родив­шись, чело­век может сфор­ми­ро­вать­ся в пол­но­цен­ную лич­ность, раз­вить свою логос­ную при­ро­ду толь­ко в обще­нии с дру­ги­ми людь­ми, уже обла­да­ю­щи­ми раз­ви­той речью, мыш­ле­ни­ем, эмо­ци­о­наль­ной жиз­нью и нрав­ствен­ным чув­ством. Но и став взрос­лым, чело­век не пре­вра­ща­ет­ся в «мона­ду» с окна­ми или без окон. 

Вся наша душев­ная жизнь про­ни­за­на интер­субъ­ек­тив­ным2, чер­па­ет из него фор­мы для сво­их содер­жа­ний. Так, чело­век не выду­мы­ва­ет сам, но исполь­зу­ет в сво­ем мыш­ле­нии общие поня­тия, выра­жа­ет свои мыс­ли и чув­ства сло­ва­ми обще­го (для наро­да, к кото­ро­му при­над­ле­жит чело­век) язы­ка, посто­ян­но стре­мит­ся к общезна­чи­мо­сти сво­их реше­ний и поступков. 

Имен­но этот факт нашей посто­ян­ной соот­не­сен­но­сти с дру­ги­ми нашёл отра­же­ние в кон­цеп­ции собор­но­сти С.Н. Тру­бец­ко­го: «Я как буд­то бы дер­жу внут­ри себя собор со все­ми и толь­ко то для меня истин­но … что долж­но быть тако­вым для всех» [10, с. 495].

Из собор­но­сти чело­ве­че­ской при­ро­ды выте­ка­ют такие уни­вер­саль­ные цен­но­сти, как обще­ние и стрем­ле­ние к общезна­чи­мо­сти. Дей­стви­тель­но, «не хоро­шо чело­ве­ку быть одно­му», – гово­рит Биб­лия. Чело­ве­ку жиз­нен­но важ­но иметь воз­мож­ность обще­ния и при том тако­го, в кото­ром его пони­ма­ют, раз­де­ля­ют важ­ные для него цен­но­сти и т.п.

Рав­ным обра­зом не может доволь­ство­вать­ся чело­век лишь сво­им част­ным мне­ни­ем по тому или ино­му вопро­су, но вся­ко­му хочет­ся иметь и утвер­ждать пра­виль­ное мне­ние, кото­рое «долж­но быть тако­вым для всех».

Свое­об­раз­ной диа­лек­ти­че­ской про­ти­во­по­лож­но­стью собор­но­сти чело­ве­че­ской при­ро­ды высту­па­ет духов­ная авто­но­мия лич­но­сти, выра­жа­ю­ща­я­ся, преж­де все­го, в нашей сво­бо­де воли. Более все­го эта авто­но­мия про­яв­ля­ет­ся в нрав­ствен­ной сфере. 

В самом деле, ведь невоз­мож­но нико­му, даже ребен­ку, навя­зать силой какую-либо нрав­ствен­ную нор­му. Её усво­е­ние все­гда тре­бу­ет внут­рен­не­го согла­сия лич­но­сти, пусть даже этой лич­но­сти три года отро­ду. Сле­ду­ет отме­тить, что духов­ная сво­бо­да чело­ве­ка тес­ней­шим обра­зом свя­за­на с его логос­ной при­ро­дой или, ина­че, с разумностью. 

В самом деле, без разум­но­го целе­по­ла­га­ния и воле­во­го руко­вод­ства сво­и­ми поступ­ка­ми чело­век неиз­беж­но ока­жет­ся в раб­стве у слу­чай­ных жела­ний и стрем­ле­ний, ока­зав­шись в этом слу­чае даже более хао­ти­зи­ро­ван­ным суще­ством, чем живот­ные, пове­де­ни­ем кото­рых руко­во­дят инстинкты.

Таким обра­зом, духов­ная авто­но­мия лич­но­сти обу­слав­ли­ва­ет такую цен­ность, как сво­бо­да во всех её про­яв­ле­ни­ях – от физи­че­ской до сво­бо­ды рели­ги­оз­ных, поли­ти­че­ских и иных убеждений. 

Цен­ность сво­бо­ды тес­но свя­за­на с цен­но­стью само­опре­де­ле­ния лич­но­сти, её пра­вом на соб­ствен­ную миро­воз­зрен­че­скую, поли­ти­че­скую, нрав­ствен­ную и иную пози­ции. На нём же стро­ит­ся пред­став­ле­ние о цен­но­сти при­ват­но­сти лич­ной жиз­ни, как сфе­ры сво­бод­ной реа­ли­за­ции сво­ей собор­ной при­ро­ды в виде таких лич­ных свя­зей, как семья и друж­ба, сво­е­го нрав­ствен­но­го чув­ства, лич­ных вку­сов и т.п.

Из таких свойств чело­ве­че­ской лич­но­сти, как сво­бо­да и логос­ность, про­ис­те­ка­ет цен­ность твор­че­ства. Под­лин­ное твор­че­ство все­гда пред­по­ла­га­ет сво­бо­ду выбо­ра твор­ца (под­лин­ное твор­че­ство нико­гда не быва­ет при­ну­ди­тель­ным, оно про­ис­те­ка­ет из внут­рен­не­го душев­но­го поры­ва), с дру­гой сто­ро­ны, твор­че­ство все­гда есть сози­да­ние неко­е­го поряд­ка, строя, гар­мо­нии, т.е. про­яв­ле­ние Логоса.

Духовные вызовы цифровизации

При­сту­пая к рас­смот­ре­нию «циф­ро­ви­за­ции» с точ­ки зре­ния жиз­нен­ных смыс­лов и цен­но­стей, опре­де­ле­ния несо­мых ею духов­ных вызо­вов, хочет­ся вспом­нить одно важ­ное поня­тие, кото­рое ввел К. Ясперс при иссле­до­ва­нии вли­я­ния тех­ни­ки на куль­ту­ру. Циф­ро­ви­за­ция же в неко­то­ром смыс­ле есть вид внед­ре­ния тех­ни­ки в раз­лич­ные, дото­ле недо­ступ­ные послед­ней, сфе­ры жиз­ни. Речь идет о кон­цеп­ции «демо­низ­ма техники». 

Конеч­но, Ясперс вовсе не соби­ра­ет­ся вести речь о демо­нах как неких зло­на­ме­рен­ных суще­ствах. В дан­ном слу­чае речь идет об «… образ­ном выра­же­нии чего-то в целом непо­ня­то­го, неже­лан­но­го, иска­жа­ю­ще­го, слу­чай­но­го, кото­рое дей­ству­ет подав­ля­ю­ще как бы из соб­ствен­ных исто­ков» [12, с. 479]. А имен­но,  как пишет сам фило­соф в гла­ве «Обна­ру­же­ние демо­ни­че­ско­го харак­те­ра тех­ни­ки»: «Сло­во это ука­зы­ва­ет на нечто, создан­ное людь­ми, но создан­ное ими непред­на­ме­рен­но; на нечто подав­ля­ю­щее, ока­зы­ва­ю­щее после­ду­ю­щее воз­дей­ствие на все их суще­ство­ва­ние; про­ти­во­сто­я­щее им, не постиг­ну­тое ими, как бы про­ис­хо­дя­щее на зад­нем плане, нерас­кры­тое» [11, с. 137].

В чем же состо­ит демо­ни­че­ский харак­тер тех­ни­ки по мне­нию К. Яспер­са? Он исхо­дит из того, что всё боль­шее внед­ре­ние тех­ни­ки в жизнь ведёт к маши­ни­за­ции самой жиз­ни, «след­ствия этой маши­ни­за­ции про­ис­те­ка­ют из абсо­лют­но­го пре­вос­ход­ства меха­ни­че­ской пред­на­чер­тан­но­сти, исчис­ля­е­мо­сти и надеж­но­сти» [11, с. 138]. 

Преж­де все­го, пола­га­ет Ясперс, жёст­кая тех­ни­че­ская «исчис­ля­е­мость» и надёж­ность всту­па­ют в кон­фликт с живы­ми, спон­тан­ны­ми про­яв­ле­ни­я­ми душев­ной жиз­ни чело­ве­ка: «Види­мость чело­веч­но­сти допус­ка­ет­ся, даже тре­бу­ет­ся, на сло­вах она даже объ­яв­ля­ет­ся глав­ным, но как толь­ко цель того тре­бу­ет, её самым реши­тель­ным обра­зом ото­дви­га­ют на вто­рой план» [11, с. 138]. 

Подоб­ное ото­дви­га­ние чело­веч­но­сти на вто­рой план лег­ко заме­тить на при­ме­ре рабо­ты любой бюро­кра­ти­че­ской маши­не­рии, осо­бен­но отстро­ен­ной тех­но­кра­ти­че­ски с опо­рой на фор­маль­ные пока­за­те­ли: декла­ри­руя забо­ту об удо­вле­тво­ре­нии жиз­нен­ных потреб­но­стей, бюро­кра­ти­че­ская маши­на госу­дар­ства или любо­го из его соци­аль­ных инсти­ту­тов лег­ко ото­дви­га­ет кон­крет­но­го чело­ве­ка даже не на вто­рой план, а куда-то на задвор­ки: «Всё, свя­зан­ное с душев­ны­ми пере­жи­ва­ни­я­ми и верой, допус­ка­ет­ся лишь при усло­вии, что оно полез­но для цели, постав­лен­ной перед маши­ной. Чело­век сам ста­но­вит­ся одним из видов сырья, под­ле­жа­ще­го целе­на­прав­лен­ной обра­бот­ке» [11, с. 138].

Ясперс про­зор­ли­во пред­ска­зы­ва­ет опас­ность про­ник­но­ве­ния тех­ни­ки в сфе­ру част­ной жиз­ни: «… Ощу­ще­ние жиз­нен­но­сти слу­жит обыч­но рубе­жом меж­ду пре­бы­ва­ни­ем на служ­бе и част­ной жиз­нью. Одна­ко эта част­ная жизнь сама ста­но­вит­ся пустой, меха­ни­зи­ру­ет­ся, и досуг, удо­воль­ствие пре­вра­ща­ет­ся в раз­но­вид­ность рабо­ты» [11, с. 138]. Лег­ко уви­деть в этом пре­ду­пре­жде­нии чер­ты «циф­ро­во­го досуга». 

Но бла­го­да­ря циф­ро­ви­за­ции в нашу жизнь вошло ещё и поня­тие «уда­лен­ной» рабо­ты, сти­ра­ю­щей грань меж­ду «пре­бы­ва­ни­ем на служ­бе и част­ной жиз­нью». Сход­ным обра­зом ста­но­вит­ся про­ни­ца­е­мой грань част­ной жиз­ни для госу­дар­ствен­ных инсти­ту­ций: «Воля госу­дар­ства может при совре­мен­ных сред­ствах сооб­ще­ния охва­тить самые отда­лен­ные обла­сти и в любую мину­ту заявить о себе в каж­дом доме» [11, с. 138 139].

Пред­ви­дит фило­соф и наступ­ле­ние эпо­хи «пост­прав­ды», свя­зан­ной с раз­ви­ти­ем циф­ро­ви­зи­ро­ван­ных СМИ: «… если исчер­пы­ва­ю­щие све­де­ния вна­ча­ле дава­ли людям духов­ное осво­бож­де­ние, то теперь рас­про­стра­не­ние инфор­ма­ции обра­ти­лось в гос­под­ство над людь­ми посред­ством кон­тро­ли­ру­е­мых све­де­ний» [11, с. 138].

Одна­ко, несмот­ря на пере­чис­лен­ные нега­тив­ные фак­то­ры, хочет­ся вслед за Яспер­сом повто­рить, что «тех­ни­ка – толь­ко сред­ство, и сама по себе она не хоро­ша и не дур­на» [11, с. 140]. Поэто­му даль­ней­шее рас­смот­ре­ние циф­ро­ви­за­ции мы наме­ре­ны вести в диа­лек­ти­че­ском клю­че: выде­ляя её поло­жи­тель­ные аспек­ты и пока­зы­вая отри­ца­тель­ные как их обо­рот­ную, «демо­ни­че­скую» сторону.

Пожа­луй, наи­бо­лее ярко вли­я­ние циф­ро­ви­за­ции про­яви­лось в реа­ли­за­ции та кой базо­вой цен­но­сти, как чело­ве­че­ское обще­ние. Сото­вая связь и интер­нет на поря­док рас­ши­ри­ли воз­мож­но­сти обще­ния. По край­ней мере, так при­ня­то счи­тать. Но так ли это на самом деле? 

С одной сто­ро­ны, мы дей­стви­тель­но прак­ти­че­ски в любой момент можем обра­тить­ся к любо­му зна­ко­мо­му и даже незна­ко­мо­му чело­ве­ку, напри­мер, с помо­щью соци­аль­ных сетей. Но при этом стран­ным обра­зом про­бле­ма оди­но­че­ства в нашем обще­стве отнюдь не исчезла. 

Дело здесь, по-види­мо­му, в том, что то обще­ние, кото­рое дей­стви­тель­но нуж­но нашей душе, тре­бу­ет пол­но­цен­но­го при­сут­ствия дру­го­го или, по край­ней мере, такой сте­пе­ни его при­сут­ствия, кото­рое пока не обес­пе­чи­ва­ет­ся совре­мен­ны­ми тех­ни­че­ски­ми средствами. 

Воз­мож­но, дело в откры­той фило­со­фа­ми XX в., таки­ми как Э. Гус­серль и Х. Орте­га-и-Гас­сет, фун­да­мен­таль­ной роли телес­но­сти Дру­го­го для меж­лич­ност­но­го обще­ния. Ими было пока­за­но, что при­сут­ствие тела Дру­го­го, похо­же­го на наше соб­ствен­ное тело, телес­ное про­яв­ле­ние душев­ной жиз­ни высту­па­ет ука­за­ни­ем для наше­го созна­ния на сопри­сут­ствие духов­но­го нача­ла, сход­но­го с нашим. 

В слу­чае обще­ния, опо­сре­до­ван­но­го циф­ро­ви­за­ци­ей, тело фак­ти­че­ски отсут­ству­ет, оно заме­ня­ет­ся сим­во­ли­че­ским изоб­ра­же­ни­ем Дру­го­го. И даже если речь идет о каче­ствен­ном видео­изоб­ра­же­нии и зву­ке, его все рав­но нель­зя счи­тать тож­де­ствен­ным телес­но­му при­сут­ствию. В обос­но­ва­нии это­го утвер­жде­ния мож­но сослать­ся на опыт обще­ния с живот­ны­ми. Напри­мер, соба­ка, актив­но откли­ка­ю­ща­я­ся на живое обра­ще­ние хозя­и­на, чаще все­го не реа­ги­ру­ет на его голос по теле­фо­ну и даже видео­связь здесь не все­гда помогает. 

Конеч­но, раз­ви­тое созна­ние и сим­во­ли­че­ское мыш­ле­ние взрос­ло­го доста­точ­но успеш­но «достра­и­ва­ет» при­сут­ствие Дру­го­го в слу­чае циф­ро­во­го обще­ния. Но, напри­мер, для созна­ния ребен­ка эта зада­ча не все­гда по силам. Так, внед­ре­ние дистан­ци­он­ных мето­дов обу­че­ния спо­соб­но ока­зы­вать нега­тив­ный эффект как на про­цесс обра­зо­ва­ния, так и на общее раз­ви­тие когни­тив­ных навыков. 

Иссле­до­ва­ния на млад­шей воз­раст­ной груп­пе выяви­ли нега­тив­ный эффект ноше­ния масок, свя­зан­ный с тем, что детям не вид­на тон­кая мими­ка и т.п. [13]. Но схо­жий эффект мож­но ожи­дать и от дистан­ци­он­но­го обра­зо­ва­ния – ведь даже при хоро­шей раз­ре­ша­ю­щей спо­соб­но­сти каме­ры ребе­нок видит плос­кое изоб­ра­же­ние учи­те­ля, кро­ме того, звук голо­са учи­те­ля неиз­беж­но иска­жа­ет­ся, теряя инто­на­ци­он­ные оттен­ки обер­то­на при коди­ро­ва­нии и деко­ди­ро­ва­нии зву­ка на ком­пью­те­рах и вос­про­из­ве­де­нии голо­са через ком­пью­тер­ные колонки. 

Кро­ме того, уче­ник теря­ет очень важ­ные для обу­че­ния сиг­на­лы, кото­рые мож­но назвать «соци­аль­ным под­креп­ле­ни­ем». Ведь обще­из­вест­но, что чело­ве­ку вооб­ще, а под­рост­ку – в осо­бен­но­сти, важ­но быть «сво­им» в кол­лек­ти­ве, а зна­чит в неко­то­рых отно­ше­ни­ях «быть как все». На про­цесс обу­че­ния это вли­я­ет самым непо­сред­ствен­ным обра­зом. Учи­те­ля зна­ют, что один отвлек­ший­ся уче­ник может «зара­зить» этим весь класс. Но вер­но и обрат­ное, если все учат­ся и, напри­мер, вни­ма­тель­но слу­ша­ют учи­те­ля, то и непо­се­да ско­рее все­го при­ло­жит нуж­ные уси­лия. И вот имен­но тако­го «соци­аль­но­го под­креп­ле­ния» учеб­но­го про­цес­са от сверст­ни­ков ребе­нок лишён в дистан­ци­он­ном формате.

Да и взрос­лые в по-насто­я­ще­му серьез­ных вопро­сах пред­по­чи­та­ют живое обще­ние. Так, несмот­ря на рас­про­стра­нён­ность фор­ма­та видео­кон­фе­рен­ций самые важ­ные вопро­сы, тре­бу­ю­щие про­яс­не­ния всех нюан­сов пози­ций собе­сед­ни­ков или каса­ю­щих­ся лич­ност­но­го дове­рия по-преж­не­му как в биз­не­се, так и в сфе­ре поли­ти­ки реша­ют­ся имен­но на лич­ных встре­чах, не опо­сре­до­ван­ных цифровизацией.

Ины­ми сло­ва­ми, циф­ро­ви­за­ция спо­соб­ство­ва­ла небы­ва­ло­му росту опо­сре­до­ван­ных форм обще­ния. Под­дер­жи­вать связь с близ­ки­ми и дру­зья­ми ста­ло намно­го лег­че. Но вот обре­те­ние дру­зей и близ­ких с помо­щью циф­ро­во­го обще­ния отнюдь не ста­ло легче. 

Более того, уси­ли­лась и, по-види­мо­му, будет толь­ко воз­рас­тать опас­ность свое­об­раз­ной «сте­ри­ли­за­ции» лич­но­сти и её кру­га обще­ния в циф­ро­вой сре­де. Ведь там все­гда мож­но най­ти тех, с кем тебе в дан­ный момент хочет­ся общать­ся и общать­ся с ними так и столь­ко, сколь­ко тебе имен­но сей­час хочет­ся. Нет ника­кой необ­хо­ди­мо­сти при­но­рав­ли­вать­ся к собе­сед­ни­ку, «носить бре­ме­на друг дру­га». Эта ситу­а­ция опас­на раз­ви­ти­ем ком­му­ни­ка­тив­но­го эго­из­ма и инфантилизма. 

С дру­гой сто­ро­ны, опо­сре­до­ван­ное циф­ро­вое обще­ние поро­ди­ло фено­мен, кото­рый мож­но назвать «псев­до-бли­зо­стью», когда чело­век доб­ро­воль­но рас­кры­ва­ет своё интим­ное про­стран­ство лич­ной жиз­ни для в общем-то посто­рон­них людей, напри­мер, пуб­ли­куя в соц­се­тях подроб­ные фото­от­че­ты о жиз­ни сво­ей семьи, вклю­чая мало­лет­них детей. Такое доб­ро­воль­ное попра­ние цен­но­сти при­ват­но­сти лич­ной жиз­ни, воз­мож­но, вырас­та­ет из есте­ствен­но­го стрем­ле­ния к общезна­чи­мо­сти того, чем живёт чело­век, но реа­ли­зу­е­мо­го в лож­ной фор­ме, ведь участ­ни­ки соц­се­тей дале­ко не все­гда явля­ют­ся сооб­ще­ством дру­зей, о чём сви­де­тель­ству­ет такое явле­ние как кибербуллинг.

Суще­ствен­ное вли­я­ние циф­ро­ви­за­ция ока­зы­ва­ет и на стрем­ле­ние к упо­ря­до­чен­но­сти и осмыс­лен­но­сти жиз­ни. Такие про­яв­ле­ния циф­ро­ви­за­ции, как интер­нет-кален­да­ри и пла­ни­ров­щи­ки задач на поря­док опе­ре­жа­ют ста­рые доб­рые бумаж­ные ежедневники. 

Совре­мен­ные циф­ро­вые сред­ства поз­во­ля­ют любо­му чело­ве­ку достичь тако­го уров­ня рас­пла­ни­ро­ван­но­сти и упо­ря­до­чен­но­сти дня, какой рань­ше был досту­пен лишь тем, кто мог поз­во­лить себе лич­но­го сек­ре­та­ря. И с одной сто­ро­ны, это дает людям воз­мож­ность дости­гать боль­ше­го, быть эффек­тив­нее. Но как насчёт того, что не под­да­ет­ся пла­ни­ро­ва­нию и рас­пи­са­нию? Куда денут­ся такие вещи, как раз­го­вор по душам с близ­ким или даже слу­чай­ным чело­ве­ком, запой­ное чте­ние увле­ка­тель­ной кни­ги, про­гул­ка по настро­е­нию и т.п.?

Дума­ет­ся, что чрез­мер­ная заре­гу­ли­ро­ван­ность жиз­ни, кото­рой поз­во­ля­ет достичь циф­ро­ви­за­ция, не менее опас­на, чем рас­хля­бан­ность. «Супер­эф­фек­тив­ность», дости­га­е­мая внед­ре­ни­ем циф­ро­вых транс­фор­ма­ций в тру­до­вую жизнь, чре­ва­та про­фес­си­о­наль­ным выго­ра­ни­ем [8].

Еще одним аспек­том совре­мен­ной пого­ни за эффек­тив­но­стью, усу­губ­ля­е­мой циф­ро­ви­за­ци­ей, явля­ет­ся «рас­пол­за­ние» рабо­че­го места и рабо­че­го вре­ме­ни в лич­ное про­стран­ство и вре­мя. Циф­ро­вые сред­ства ком­му­ни­ка­ции поз­во­ли­ли мно­гие рабо­чие опе­ра­ции выпол­нять уда­лен­но, а эпи­де­мия COVID-19 под­стег­ну­ла такое явле­ние, как уда­лён­ная рабо­та из дома. 

Конеч­но, рабо­та из дома име­ет ряд пре­иму­ществ: чело­ве­ку не надо тра­тить вре­мя и день­ги на доро­гу до офи­са, мож­но питать­ся домаш­ней пищей, более пол­но­цен­но отды­хать во вре­мя пере­ры­вов. И в доциф­ро­вую эпо­ху были люди, кото­рые неред­ко рабо­та­ли дома: напри­мер, писа­те­ли, уче­ные и т.п. Но, во-пер­вых, в боль­шин­стве это были пред­ста­ви­те­ли твор­че­ских про­фес­сий. Во-вто­рых, в этих про­фес­си­ях сло­жи­лась осо­бая куль­ту­ра тру­да, поз­во­ля­ю­щая более-менее без­бо­лез­нен­но сов­ме­щать домаш­нее про­стран­ство с рабо­чим процессом. 

В подав­ля­ю­щем же боль­шин­стве слу­ча­ев и для боль­шин­ства людей, заня­тых в рабо­те по най­му, раз­де­ле­ние лич­но­го и рабо­че­го про­стран­ства, лич­но­го и рабо­че­го вре­ме­ни труд­но рас­це­ни­вать ина­че, как бла­го. И отнюдь неслу­чай­но при­ду­ман­ная Робер­том Оуэном фор­му­ла 8-8-8 (8 часов на рабо­ту, 8 часов – лич­ное вре­мя, 8 часов на сон) мно­ги­ми рас­це­ни­ва­лась как одно из вели­чай­ших дости­же­ний эпо­хи, а один из пер­вых внед­рив­ший её на сво­их пред­при­я­ти­ях Ген­ри Форд дока­зал её эффек­тив­ность и в плане роста про­из­во­ди­тель­но­сти труда. 

В насто­я­щее же вре­мя, бла­го­да­ря циф­ро­ви­за­ции, фор­му­ла Оуэна начи­на­ет вновь раз­мы­вать­ся – рабо­та втор­га­ет­ся в лич­ное вре­мя, а недо­ста­ток послед­не­го чело­век пыта­ет­ся ком­пен­си­ро­вать за счёт вре­ме­ни сна – мно­гим слу­ча­лось «завис­нуть» в сво­ем теле­фоне позд­ней ночью.

Сле­ду­ет ука­зать и ещё один двой­ствен­ный эффект циф­ро­ви­за­ции. Внед­ре­ние циф­ро­вых тех­но­ло­гий в рабо­чий и учеб­ный про­цесс с одной сто­ро­ны, облег­ча­ет их, поз­во­ляя, к при­ме­ру, авто­ма­ти­зи­ро­вать рутин­ные опе­ра­ции, рас­ши­ря­ет доступ к экс­перт­но­му зна­нию и т.п.

Но, с дру­гой сто­ро­ны, циф­ро­ви­за­ция поз­во­ля­ет зна­чи­тель­но уси­лить кон­троль, а зна­чит, и интен­си­фи­ци­ро­вать труд. При­чём, если в доциф­ро­вую эпо­ху основ­ной фор­мой кон­тро­ля тру­да или обу­че­ния был фак­ти­че­ский резуль­тат, напри­мер коли­че­ство выто­чен­ных дета­лей, рас­смот­рен­ных дел или, если речь об учё­бе – чис­ло вер­но решён­ных задач или уст­ный ответ на экза­мене, то с появ­ле­ни­ем циф­ро­ви­за­ции уси­ли­ва­ет­ся кон­троль само­го про­цес­са тру­да, учё­бы, под­го­тов­ки к отве­ту на экза­мене и т.п.

Суще­ству­ют спе­ци­аль­ные циф­ро­вые систе­мы кон­тро­ля рабо­че­го вре­ме­ни, поз­во­ля­ю­щие мони­то­рить бук­валь­но все дей­ствия сотруд­ни­ка на рабо­чем месте. В учеб­ный же про­цесс внед­ря­ют­ся так назы­ва­е­мые систе­мы прок­то­рин­га, отсле­жи­ва­ю­щие даже направ­ле­ние взгля­да сту­ден­та в про­цес­се под­го­тов­ки к ответу. 

Такой кон­троль, осо­бен­но когда реше­ние о штра­фе за невни­ма­ние к рабо­те отда­но на откуп ком­пью­тер­ным алго­рит­мам, часто ста­но­вит­ся бес­смыс­лен­но жёст­ким, что созда­ет силь­ное пси­хи­че­ское напря­же­ние у работ­ни­ков и сту­ден­тов, дела­ет их труд пси­хо­ло­ги­че­ски выма­ты­ва­ю­щим, а оцен­ку его – несправедливой. 

Таким обра­зом циф­ро­ви­за­ция может не толь­ко облег­чать рутин­ные фор­мы тру­да, но и ста­но­вить­ся инстру­мен­том гипе­р­экс­плу­а­та­ции чело­ве­ка, чрез­мер­ной фор­ма­ли­за­ции рабо­чих и учеб­ных про­цес­сов. Совер­шен­но оче­вид­но, что внед­ре­ние циф­ро­ви­за­ции, напри­мер, в обра­зо­ва­тель­ный про­цесс, тре­бу­ет уни­фи­ци­ро­ван­ной систе­мы вза­и­мо­дей­ствия и кон­тро­ля обу­ча­ю­ще­го и обу­ча­е­мо­го [7] с уче­том пси­хо­эмо­ци­о­наль­но­го воз­дей­ствия этой систе­мы на человека.

Тес­ней­шим обра­зом с про­цес­сом обу­че­ния свя­за­но раз­ви­тие в уча­щем­ся твор­че­ских спо­соб­но­стей. И здесь циф­ро­вые тех­но­ло­гии спо­соб­ны сослу­жить плохую служ­бу человеку. 

Циф­ро­вая инфор­ма­ция широ­ко доступ­на, но часто она пода­ет­ся доволь­но «сухо», отсут­ству­ет твор­че­ская, лич­ност­ная состав­ля­ю­щая, кото­рая при­су­ща изло­же­нию мате­ри­а­ла пре­по­да­ва­те­лем, что, в свою оче­редь, долж­но вос­пи­ты­вать в уче­ни­ке спо­соб­ность мыс­лить нестан­дарт­но, творчески. 

Как вер­но заме­че­но, «элек­трон­ные тех­но­ло­гии… не спо­соб­ству­ют раз­ви­тию мыш­ле­ния, так как, полу­чая гото­вую инфор­ма­цию, чело­век не нуж­да­ет­ся в её посто­ян­ном поис­ке; нет жела­ния раз­ви­вать свои твор­че­ские спо­соб­но­сти, ведь, по мне­нию мно­гих, всё уже созда­но и придумано. 

Циф­ро­вые тех­но­ло­гии обра­зу­ют ситу­а­цию, когда уче­ни­ка под­тал­ки­ва­ют к укло­не­нию от выпол­не­ния зада­ний: копи­ро­ва­ние тек­стов, исполь­зо­ва­ние чужой инфор­ма­ции, покуп­ка гото­вых зада­ний – всё это широ­ко­до­ступ­но» [2]. Пони­ма­ние этой опас­но­сти помо­жет повы­сить резуль­та­тив­ность про­цес­са обу­че­ния, а не при­ве­сти чело­ве­ка к «циф­ро­во­му аутиз­му» [2].

Поло­жи­тель­ным же аспек­том циф­ро­ви­за­ции в аспек­те твор­че­ства высту­па­ет облег­че­ние тех­ни­че­ской реа­ли­за­ции заду­ман­но­го. Совре­мен­ные циф­ро­вые устрой­ства и мето­ды помо­га­ют быст­рее созда­вать необ­хо­ди­мые объ­ек­ты, не отвле­ка­ясь, напри­мер, на про­ра­бот­ку обще­упо­тре­би­тель­ных деталей.

Нель­зя обой­ти вни­ма­ни­ем вли­я­ние циф­ро­ви­за­ции на поли­ти­че­скую жизнь. Ведь неслу­чай­но мно­гие муд­ре­цы, в чис­ле кото­рых и Пла­тон, и Кон­фу­ций, пола­га­ли, что цен­ность поряд­ка и стрем­ле­ние к бла­гой, осмыс­лен­ной жиз­ни в чело­ве­че­ском обще­стве реа­ли­зу­ет­ся в чис­ле про­че­го и в лице госу­дар­ства. И по всей види­мо­сти, неслу­чай­но про­цесс циф­ро­ви­за­ции суще­ствен­ным обра­зом затро­нул мно­гие аспек­ты нашей поли­ти­че­ской жиз­ни и госу­дар­ствен­но­го управления. 

Идеи созда­ния в нашей стране «циф­ро­во­го госу­дар­ства», выра­зив­ши­е­ся в таких про­ек­тах, как интер­нет-при­ём­ные руко­во­ди­те­лей раз­ных ран­гов, пор­тал «Госус­лу­ги» и т.п. дей­стви­тель­но наце­ле­ны на упо­ря­до­че­ние госу­дар­ствен­но­го управ­ле­ния, пре­вра­ще­ние его в хоро­шо отла­жен­ный механизм. 

В наше вре­мя такая харак­те­ри­сти­ка управ­лен­ца, как «тех­но­крат», ста­ла рас­смат­ри­вать­ся в руко­во­дя­щих кру­гах как нечто поло­жи­тель­ное. И труд­но не заме­тить явные успе­хи циф­ро­ви­за­ции госу­дар­ствен­ной вла­сти: боль­шин­ство вопро­сов, свя­зан­ных с оформ­ле­ни­ем тех или иных доку­мен­тов, ста­ло решать­ся намно­го про­ще и быст­рее, зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лись воз­мож­но­сти граж­дан обра­тить­ся в мест­ные и феде­раль­ные орга­ны вла­сти и т.п.

Но вме­сте с тем, как неиз­беж­ное след­ствие опо­сре­до­ва­ния вза­и­мо­дей­ствия вла­сти и граж­дан, про­изо­шло свое­об­раз­ное обез­ли­чи­ва­ние вла­сти, её маши­ни­за­ция, об опас­но­сти кото­рой пре­ду­пре­ждал К. Ясперс. 

В част­но­сти, раз­ви­тие тех­но­бю­ро­кра­тиз­ма вле­чёт за собой заме­ну реаль­но­го управ­ле­ния живым раз­ви­ти­ем обще­ства гон­кой за дости­же­ни­ем фор­ма­ли­зо­ван­ных пока­за­те­лей, зача­стую иска­жа­ю­щей те про­цес­сы, кото­рые с их помо­щью пыта­ют­ся кон­тро­ли­ро­вать [6].

Заключение

Циф­ро­ви­за­ция, как мы видим, высту­па­ет сво­е­го рода квинт­эс­сен­ци­ей тех­ни­ки. Она в наи­боль­шей сте­пе­ни при­бли­жа­ет тех­ни­ку к живой тка­ни чело­ве­че­ско­го обще­ния, соци­аль­ных про­цес­сов, поли­ти­ки, обра­зо­ва­ния и т.п. И, как и вся­кая тех­ни­ка, она есть лишь сред­ство, инстру­мент, кото­рый может быть поле­зен, но может быть и опа­сен, в том чис­ле в силу сво­ей слож­но­сти и скры­тых возможностей. 

Несмот­ря на пере­чис­лен­ные вызо­вы и угро­зы циф­ро­ви­за­ции для духов­ных цен­но­стей, мы дале­ки от того, что­бы видеть в ней неко­е­го вра­га. Но для того, что­бы она была доста­точ­но без­опас­на, нашей куль­ту­ре ещё пред­сто­ит выра­бо­тать осо­бое отно­ше­ние к этой сфе­ре тех­ни­ки. И такие про­цес­сы уже идут. 

Напри­мер, появ­ля­ет­ся эти­кет циф­ро­во­го обще­ния, впер­вые сфор­му­ли­ро­ван­ный Вир­джи­ни­ей Ши в кни­ге «Нети­кет» в 1994 г., суще­ству­ют кур­сы циф­ро­во­го эти­ке­та, пред­ла­га­ю­щие усво­ить пра­ви­ла обще­ния в интер­не­те. Про­фес­си­о­наль­ные сооб­ще­ства (напри­мер, работ­ни­ков куль­ту­ры) стре­мят­ся выра­бо­тать общие поло­же­ния для дея­тель­но­сти в сфе­ре циф­ро­ви­за­ции [1].

Пред­при­ни­ма­ют­ся меры по пра­во­вой защи­те от кибер­бул­лин­га. Ины­ми сло­ва­ми, у нас есть все осно­ва­ния наде­ять­ся на то, что наша совре­мен­ная куль­ту­ра успеш­но спра­вит­ся с вызо­ва­ми цифровизации..

Литература

  1. Жите­нёв С.Ю. Новые инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии и совре­мен­ная куль­ту­ра ком­му­ни­ка­ций: состо­я­ние, опре­де­ле­ния и вопро­сы раз­ви­тия // Циф­ро­ви­за­ция куль­ту­ры и куль­ту­ра циф­ро­ви­за­ции: совре­мен­ные про­бле­мы инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий: мате­ри­а­лы Все­рос. науч. конф. (08 октяб­ря 2020 г.) / под ред. С. Ю. Жите­нё­ва. М.: Инсти­тут Насле­дия, 2020. 204 с. С. 12–19.
  2. Зай­це­ва И. А., Торо­сян А. С. Циф­ро­ви­за­ция выс­ше­го обра­зо­ва­ния и циф­ро­ви­за­ция чело­ве­ка: пер­спек­ти­вы, про­бле­мы, воз­мож­ные пути реше­ния // Совре­мен­ная нау­ка: акту­аль­ные про­бле­мы тео­рии и прак­ти­ки. Серия: гума­ни­тар­ные нау­ки. 2020. № 3-2. С. 86–90.
  3. Инфор­ма­ци­он­ное госу­дар­ство // Сайт Мин­циф­ры России. 
  4. Косте­ри­на И.В., Яко­вле­ва М.К. Циф­ро­ви­за­ция вос­пи­та­ния или вос­пи­та­ние в усло­ви­ях циф­ро­ви­за­ции обра­зо­ва­ния: к поста­нов­ке про­бле­мы // Эко­но­ми­ка, управ­ле­ние и финан­сы в циф­ро­вом обще­стве. мате­ри­а­лы меж­ду­на­род­ных науч­но-прак­ти­че­ских кон­фе­рен­ций. Курск, 2022. С. 368–374.
  5. Мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции АПК «Без­опас­ный город» постро­е­ние (раз­ви­тие), внед­ре­ние и экс­плу­а­та­ция. П. 3.2 при­ло­же­ния 3. 
  6. Мюл­лер Дж. Тира­ния пока­за­те­лей. Как одер­жи­мость циф­ра­ми угро­жа­ет обра­зо­ва­нию, здра­во­охра­не­нию, биз­не­су и вла­сти. М.: ООО «Аль­пи­на-паб­ли­шер». 2019. 266 с.
  7. Носов С.И., Бон­да­рев Б.Е., Бели­ке­ев Ф.Н. От циф­ро­ви­за­ции обра­зо­ва­ния к циф­ро­ви­за­ции эко­но­ми­ки // Совре­мен­ные про­бле­мы управ­ле­ния про­ек­та­ми в инве­сти­ци­он­но-стро­и­тель­ной сфе­ре и при­ро­до­поль­зо­ва­нии. Мате­ри­а­лы ХІ Меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции, посвя­щен­ной 25-лет­не­му юби­лею кафед­ры и 114-летию РЭУ им. Г. В. Пле­ха­но­ва. М., 2021. С. 151–156.
  8. Пона­ма­рен­ко А.А. Про­бле­ма про­фес­си­о­наль­но­го выго­ра­ния в кон­тек­сте циф­ро­ви­за­ции и циф­ро­вой транс­фор­ма­ции // Моло­дежь XXI века – пути к про­фес­си­о­на­лиз­му в усло­ви­ях циф­ро­ви­за­ции. Сбор­ник мате­ри­а­лов реги­о­наль­ной кон­фе­рен­ции сту­ден­тов, маги­стран­тов, аспи­ран­тов, моло­дых уче­ных. Сим­фе­ро­поль, 2021. С. 308–314.
  9. Рос­сий­ская газе­та – Феде­раль­ный выпуск № 159(8213). 22 июля 2020 г. 
  10. Тру­бец­кой С.Н. О при­ро­де чело­ве­че­ско­го созна­ния // Тру­бец­кой С.Н. Сочи­не­ния. М.: Мысль, 1994. С. 483–593.
  11. Ясперс К. Исто­ки исто­рии и её цель // Ясперс К. Смысл и назна­че­ние исто­рии: Пер. с нем. М.: Поли­т­из­дат, 1991. С. 28–287.
  12. Ясперс К. Фило­соф­ская вера // Ясперс К. Смысл и назна­че­ние исто­рии: Пер. с нем. М.: Поли­т­из­дат, 1991. С. 420–508.
  13. Hammer A. COVID rules are blamed for 23% dive in young children’s development: Disturbing study shows scores in three key cognitive tests slumped between 2018 and 2021, with face mask rules among possible culprits // Daily Mail Online. 26 November 2021. 
Источ­ник: Изве­стия Восточ­но­го инсти­ту­та. 2022. № 4. С. 56–65. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-4/56– 65

Об авторах

  • Андрей Вла­ди­ми­ро­вич Попов­кин — кан­ди­дат фило­соф­ских наук, заве­ду­ю­щий кафед­рой фило­со­фии Инсти­ту­та исто­рии, архео­ло­гии и этно­гра­фии наро­дов Даль­не­го Восто­ка ДВО РАН, г. Вла­ди­во­сток, Россия.
  • Гали­на Сер­ге­ев­на Попов­ки­на — кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, стар­ший науч­ный сотруд­ник отде­ла этно­гра­фии, этно­ло­гии и антро­по­ло­гии Инсти­ту­та исто­рии, архео­ло­гии и этно­гра­фии наро­дов Даль­не­го Восто­ка ДВО РАН, г. Вла­ди­во­сток, Россия.

Смот­ри­те также:

ПРИМЕЧАНИЕ

  1. От др. греч. Логос – сло­во, закон.
  2. В совре­мен­ной фило­со­фии для опи­са­ния собор­но­сти чело­ве­че­ской при­ро­ды чаще исполь­зу­ют кон­цеп­цию интерсубъективности.

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest