Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: к вопросу о возможности прогноза

Б

Введение

Созда­ние ком­пью­те­ров и элек­трон­ных носи­те­лей инфор­ма­ции, как отме­ча­ет Д.С. Роберт­сон, соот­вет­ству­ет пятой инфор­ма­ци­он­ной рево­лю­ции [8].

Дости­же­ния четы­рех пред­ше­ству­ю­щих рево­лю­ций были сле­ду­ю­щи­ми: 1) изоб­ре­те­ние язы­ка — дало воз­мож­ность транс­ли­ро­вать зна­ние в про­стран­стве и вре­ме­ни; 2) созда­ние пись­мен­но­сти — поз­во­ли­ло не толь­ко уве­ли­чить объ­ем памя­ти и зна­ний, но услож­нить саму дея­тель­ность чело­ве­ка; 3) кни­го­пе­ча­та­ние — яви­ло собой спо­соб даль­ней­ше­го уве­ли­че­ния объ­е­ма зна­ний с после­ду­ю­щим изме­не­ни­ем дея­тель­но­сти чело­ве­ка; 4) созда­ние элек­трон­ных средств пере­да­чи инфор­ма­ции — спо­соб­ство­ва­ло транс­ля­ции инфор­ма­ции в зна­чи­тель­ных мас­шта­бах [8].

Ж.Ле Гофф так или ина­че арти­ку­ли­ру­ет исто­рию памя­ти, те изме­не­ния, кото­рые с ней про­ис­хо­дят, с эти­ми рево­лю­ци­он­ны­ми изме­не­ни­я­ми. Оче­вид­но, что в каж­дом слу­чае про­ис­хо­ди­ла адап­та­ция чело­ве­ка к изме­не­ни­ям; фокус наше­го вни­ма­ния будет направ­лен на послед­нюю рево­лю­цию и на ее пси­хо­ло­ги­че­ские послед­ствия, ибо они обшир­нее, чем толь­ко те, о кото­рых гово­рит Ж.Ле Гофф [29].

Цель насто­я­щей рабо­ты заклю­ча­ет­ся в ана­ли­зе соот­но­ше­ния пове­де­ния в Сети с пове­де­ни­ем в реаль­но­сти на при­ме­ре эффек­та рас­тор­ма­жи­ва­ния он­лайн, одна­ко преж­де чем гово­рить об этом фено­мене, про­ана­ли­зи­ру­ем с пси­хо­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния послед­ствия стре­ми­тель­но­го втор­же­ния тех­но­ло­гий в жизнь совре­мен­но­го общества.

Воз­ник­но­ве­ние и широ­кое рас­про­стра­не­ние тех­но­ло­гий, сре­ди кото­рых важ­ное место зани­ма­ет Интер­нет, явля­ет собой харак­тер­ную осо­бен­ность совре­мен­но­го мира. 

Ста­ти­сти­ка сви­де­тель­ству­ет о том, что 45% насе­ле­ния зем­но­го шара (что состав­ля­ет 3,5 млрд чело­век) явля­ют­ся поль­зо­ва­те­ля­ми соци­аль­ных сетей, в Рос­сий­ской Феде­ра­ции — 57,75 млн чело­век исполь­зу­ют соци­аль­ные сети (что состав­ля­ет 40% от насе­ле­ния страны)[4].

По дан­ным этих опро­сов, в сред­нем поль­зо­ва­те­ли Интер­не­та про­во­дят в Сети 6 часов 29 минут еже­днев­но, соци­аль­ным сетям посвя­ща­ет­ся еже­днев­но в сред­нем 2 часа 16 минут [17].

Заме­тим, что име­ют­ся осно­ва­ния сомне­вать­ся в точ­но­сти этих пока­за­те­лей; одна­ко исхо­дя даже из этих сред­них зна­че­ний, уже мож­но серьез­но заду­мать­ся о том, какую имен­но повсе­днев­ную актив­ность заме­ня­ет пре­бы­ва­ние в Интернете.

Интер­нет предо­ста­вил чело­ве­ку новые сте­пе­ни сво­бо­ды, кото­рых у него не было ранее, эта тех­но­ло­гия заня­ла лиди­ру­ю­щее место сре­ди инсти­ту­тов соци­а­ли­за­ции. Теперь у чело­ве­ка воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние, что он явля­ет­ся важ­ным участ­ни­ком мно­го­чис­лен­ных гло­баль­ных про­цес­сов: пре­одо­ле­вая про­стран­ство и вре­мя, бла­го­да­ря тех­ни­че­ским воз­мож­но­стям, он наблю­да­ет за самы­ми раз­но­об­раз­ны­ми собы­ти­я­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми за тыся­чи кило­мет­ров от его место­на­хож­де­ния, ком­мен­ти­ру­ет собы­тия, выска­зы­ва­ет свою пози­цию по любо­му пово­ду, выра­жа­ет под­держ­ку тем или иным участ­ни­кам вза­и­мо­дей­ствия, зача­стую незна­ко­мым, или, наобо­рот, выска­зы­ва­ет им свое осуж­де­ние и воз­му­ще­ние и пр. 

По сло­вам А. Кен­де с кол­ле­га­ми: «Соци­аль­ные медиа (и сопут­ству­ю­щие им тех­но­ло­гии) пред­став­ля­ют собой, веро­ят­но, самый боль­шой пере­во­рот в том, как люди вза­и­мо­дей­ству­ют и вза­и­мо­дей­ству­ют друг с дру­гом со вре­мен Уилья­ма Джейм­са» [22, p. 277].

Общая тен­ден­ция выгля­дит сле­ду­ю­щим обра­зом: коли­че­ство поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та и соци­аль­ных сетей воз­рас­та­ет по экс­по­нен­те, наи­бо­лее актив­ной груп­пой насе­ле­ния ока­зы­ва­ют­ся пред­ста­ви­те­ли под­рост­ко­во-моло­деж­ной среды. 

Воз­раст дебю­та исполь­зо­ва­ния Интер­не­та сни­жа­ет­ся, рав­ным сче­том как и воз­раст, в кото­ром поль­зо­ва­те­ли само­сто­я­тель­но исполь­зу­ют Интер­нет, а так­же опре­де­ля­ют потреб­ля­е­мый кон­тент [25; 37], кото­рый не все­гда явля­ет­ся безопасным. 

На осно­ве срав­не­ния резуль­та­тов двух мас­штаб­ных иссле­до­ва­ний, про­ве­ден­ных в евро­пей­ских стра­нах (в том чис­ле и в Рос­сии) с про­ме­жут­ком в деся­ти­ле­тие [25; 37], пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным гово­рить о том, что за это деся­ти­ле­тие зна­чи­тель­но вырос­ло чис­ло поль­зо­ва­те­лей смартфо­нов. Вре­мя, кото­рое они про­во­дят в сети Интер­нет, уве­ли­чи­лось, а в ряде стран удво­и­лось [37].

Дру­ги­ми сло­ва­ми, соци­аль­ная сре­да и соци­аль­ная ситу­а­ция раз­ви­тия ребен­ка — в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве — пре­тер­пе­ва­ют самые серьез­ные изме­не­ния. И хотя, как утвер­жда­ет Г. Рюкрим, Л.С. Выгот­ский про­жи­вал в кон­це «эры Гутен­бер­га», что объ­яс­ня­ет отсут­ствие в его тру­дах вни­ма­ния к циф­ро­вым тех­но­ло­ги­ям — «как ново­му веду­ще­му ору­дию опо­сре­до­ва­ния новой эры» [35, р. 38], тем не менее, име­ют­ся осно­ва­ния гово­рить о том, что идеи куль­тур­но-исто­ри­че­ской тео­рии поз­во­ля­ют нам понять то, что про­ис­хо­дит с чело­ве­ком в эпо­ху инфор­ма­ци­он­но­го общества.

Нет сомне­ний в том, что новые тех­но­ло­гии пре­вра­ти­лись в сво­е­го рода куль­тур­ное сред­ство соци­а­ли­за­ции; в лите­ра­ту­ре пред­ла­га­ет­ся гово­рить о циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции, о циф­ро­вом поко­ле­нии [3].

Не под­ле­жит сомне­нию тот факт, что реаль­ность совре­мен­ных детей и под­рост­ков, несрав­ни­ма с той, в кото­рой соци­а­ли­зи­ро­ва­лись их роди­те­ли [3]. Дей­стви­тель­но, в ситу­а­ции доми­ни­ро­ва­ния визу­аль­ной рито­ри­ки, ибо мы живем в эпо­ху визу­аль­ной куль­ту­ры [34], на сме­ну вла­сти тек­стов (кото­рая была леги­тим­ной для поко­ле­ния роди­те­лей) при­шла власть изоб­ра­же­ний (на уровне под­рост­ко­во-моло­деж­ной сре­ды) [21].

Обра­тим­ся к одно­му при­ме­ча­тель­но­му резуль­та­ту, полу­чен­но­му Б.Г. Меще­ря­ко­вым с кол­ле­га­ми в иссле­до­ва­нии, целью кото­ро­го было вос­про­из­ве­де­ние клас­си­че­ско­го иссле­до­ва­ния А.Н. Ле­онтьева, где успеш­ность двух видов запо­ми­на­ния в раз­лич­ных воз­раст­ных груп­пах, в соот­вет­ствии с куль­тур­но-исто­ри­че­ской тео­ри­ей Л.С. Выгот­ско­го, аппрок­си­ми­ру­ет­ся в виде парал­ле­ло­грам­ма, на совре­мен­ной выбор­ке (т. е. почти 4 поко­ле­ния спу­стя) [7].

Срав­ни­тель­ный ана­лиз резуль­та­тов демон­стри­ру­ет, что кар­тин­но-опо­сред­ство­ван­ное запо­ми­на­ние у совре­мен­ных млад­ших дошколь­ни­ков пре­вы­ша­ет пока­за­те­ли ана­ло­гич­ной груп­пы испы­ту­е­мых в рабо­те А.Н. Леон­тье­ва [7] (сход­ные резуль­та­ты, отно­си­тель­но этой груп­пы, обна­ру­же­ны и А.И. Корепа­новой в иссле­до­ва­нии, про­ве­ден­ном несколь­ки­ми года­ми поз­же [5]).

Б.Г. Меще­ря­ков выдви­га­ет пред­по­ло­же­ние, кото­рое поз­во­лим себе про­ци­ти­ро­вать здесь: «… по срав­не­нию с кон­цом 1920-х годов про­цес­сы фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия опо­сред­ство­ван­ной памя­ти (и, веро­ят­но, дру­гих выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций) у совре­мен­ных дошколь­ни­ков про­те­ка­ют в более уско­рен­ном тем­пе» [7, с. 15]. 

Пред­по­ло­же­ние, несо­мнен­но, тре­бу­ет сво­ей после­ду­ю­щей про­вер­ки, но сам факт видит­ся доста­точ­но любо­пыт­ным в соот­вет­ствии с иде­ей визу­аль­ной куль­ту­ры, о чем мы гово­ри­ли выше.

С точ­ки зре­ния А.Ш. Тхо­сто­ва и К.Г. Сур­но­ва, резуль­та­том широ­ко­го раз­ви­тия тех­но­ло­гий ока­зы­ва­ет­ся транс­фор­ма­ция, кото­рая самым серьез­ным обра­зом отра­жа­ет­ся на всем про­цес­се куль­тур­но­-исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия чело­ве­ка: «… посто­ян­ное совер­шен­ство­ва­ние тех­но­ло­гий соци­о­куль­тур­ной мани­пу­ля­ции раз­ви­ти­ем чело­ве­че­ско­го инди­ви­ду­у­ма, стре­ми­тель­ное уве­ли­че­ние чис­ла гума­ни­тар­ных инно­ва­ций и тех­ни­че­ских средств удо­вле­тво­ре­ния и фор­ми­ро­ва­ния потреб­но­стей, куль­тур­но-исто­ри­че­ский про­цесс в целом — зако­но­мер­но порож­да­ют, кро­ме извест­ных дости­же­ний, так­же и новые фор­мы пато­ло­гии, не суще­ство­вав­шие ранее. Это сво­е­го рода обрат­ная, “тем­ная” сто­ро­на куль­ту­ры» [10, с. 16]. 

В сво­ей лек­ции «Транс­фор­ма­ция ВПФ в эпо­ху инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства» А.Ш. Тхо­стов [9] гово­рит о ряде послед­ствий зло­упо­треб­ле­ния тех­но­ло­ги­я­ми: неспе­ци­фи­че­ских и специфических. 

В пер­вом слу­чае базо­вый дефект явля­ет собой дефи­цит уси­лия, дефи­цит про­из­воль­ной регу­ля­ции. Вто­рич­ные нару­ше­ния свя­зы­ва­ют­ся с труд­но­стя­ми ини­ци­а­ции и пла­ни­ро­ва­ния дея­тель­но­сти, с нару­ше­ни­ем кон­тро­ля, с инфантилизацией. 

Во вто­ром слу­чае базо­вым дефек­том явля­ет­ся изо­ля­ция ВПФ и нару­ше­ние их иерар­хи­че­ско­го стро­е­ния. В этом слу­чае вто­рич­ные нару­ше­ния свя­зы­ва­ют­ся с «кли­повым мыш­ле­ни­ем», рас­тво­ре­ни­ем гра­ниц, труд­но­стя­ми при­ня­тия обя­за­тельств, ответ­ствен­но­сти, суб­ор­ди­на­ции, а так­же с диф­фу­зи­ей иден­тич­но­сти [9].

Сто­ит заду­мать­ся, о том, где про­хо­дит водо­раз­дел меж­ду зло­упо­треб­ле­ни­ем и отсут­стви­ем оно­го: явля­ют­ся ли 6,5 часов в день в сред­нем, кото­рые инди­вид доб­ро­воль­но отда­ет Интер­не­ту, пока­за­те­лем зло­упо­треб­ле­ния, а сле­до­ва­тель­но, мож­но ли уже гово­рить о транс­фор­ма­ци­ях, про­ис­хо­дя­щих с чело­ве­ком, кото­рые обо­зна­ча­ет А.Ш. Тхо­стов [9]?

Рез­кий рост исполь­зо­ва­ния соци­аль­ных сетей [37] несо­мнен­но отра­зил­ся на спе­ци­фи­ке меж­лич­ност­но­го обще­ния, ибо оно в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни пере­нес­лось из реаль­но­го мира в мир вир­ту­аль­ный, в кибер­пространство [26], пре­тер­пев при этом опре­де­лен­ные транс­фор­ма­ции [27]: упро­стил­ся сам ком­му­ни­ка­тив­ный про­цесс; транс­фор­ми­ро­ва­лись нор­мы, регла­мен­ти­ру­ю­щие вза­и­мо­дей­ствие участ­ни­ков ком­му­ни­ка­ции; изме­не­ние пре­тер­пе­ло пони­ма­ние того, где про­хо­дит гра­ни­ца меж­ду пуб­лич­ной и част­ной сферами. 

Обще­ние в Сети доступ­нее, без­опас­нее, про­ще, чем обще­ние в реаль­но­сти, ибо оно не тре­бу­ет уси­лий, его мож­но пре­рвать в любой момент, а иден­тич­ность — скон­стру­и­ро­вать. Новые тех­но­ло­гии, таким обра­зом, созда­ют, ско­рее, иллю­зию обще­ния [10].

Рас­смот­рев в общих чер­тах пси­хо­ло­ги­че­ские послед­ствия воз­ник­но­ве­ния и широ­ко­го рас­про­стра­не­ния тех­но­ло­гий в совре­мен­ном мире, по сути, их бана­ли­за­ции, сфо­ку­си­ро­вав вни­ма­ние на при­ме­ре сети Интер­нет, скон­цен­три­ру­ем теперь наше вни­ма­ние на ана­ли­зе лите­ра­ту­ры отно­си­тель­но одно­го фено­ме­на, воз­ни­ка­ю­ще­го онлайн, кото­рый про­ли­ва­ет свет на соот­но­ше­ние дей­ствий в сети Интер­нет и в реальности.

Эффект растормаживания онлайн

В лите­ра­ту­ре мож­но най­ти рабо­ты, в кото­рых иссле­до­ва­те­ли стре­мят­ся отве­тить на вопрос о том, как соот­но­сит­ся пове­де­ние в реаль­ном мире с оным в сети Интер­нет. Пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным гово­рить о целом ряде аспек­тов рас­смот­ре­ния это­го вопро­са через приз­му раз­ли­ча­ю­щих­ся тео­ре­ти­че­ских рамок и кон­струк­тов [18; 20; 28; 32; 42]. 

Напри­мер, авто­ры иссле­до­ва­ний зада­ют­ся вопро­са­ми о том, как соот­но­сит­ся само­пре­зен­та­ция в Сети с тем, что тот же чело­век демон­стри­ру­ет в реаль­ной жиз­ни; как интен­ции, выска­зан­ные в Интер­не­те, будут соот­но­сить­ся с реаль­ной жиз­нью и мно­ги­ми дру­ги­ми [22; 28; 42]. 

Эмпи­ри­че­скую под­держ­ку полу­чи­ла гипо­те­за, соглас­но кото­рой чело­век выра­жа­ет свое истин­ное Я онлайн луч­ше, чем в реаль­ном мире [22].

Резуль­та­ты экс­пе­ри­мен­таль­ных иссле­до­ва­ний поз­во­ля­ют утвер­ждать, что Интер­нет, в част­но­сти соци­аль­ные сети, это спо­соб моби­ли­за­ции для уча­стия в кол­лек­тив­ных акци­ях [22].

В то же самое вре­мя в дру­гих иссле­до­ва­ни­ях гово­рит­ся о воз­ник­но­ве­нии слак­ти­виз­ма (дру­ги­ми сло­ва­ми — «диван­но­го акти­виз­ма»), кото­рый явля­ет­ся менее затрат­ной актив­но­стью: дей­ствия в Сети — менее затрат­ные по срав­не­нию с реаль­ны­ми действиями. 

Ина­че гово­ря, мож­но пред­по­ла­гать, что воз­ни­ка­ют две поляр­ные тен­ден­ции пове­де­ния поль­зо­ва­те­лей в сети Интер­нет, кото­рые при этом отли­ча­ют­ся от того, как эти же люди будут дей­ство­вать в реальности.

Про­дол­жая линию рас­смот­ре­ния спе­ци­фи­ки пове­де­ния в Интер­не­те, обра­тим­ся к ана­ли­зу одно­го явле­ния, воз­ни­ка­ю­ще­го во вза­и­мо­дей­ствии в сети Интер­нет — эффек­та рас­тор­ма­жи­ва­ния онлайн. Обсуж­де­ние это­го явле­ния поз­во­лит нам про­лить свет на спе­ци­фи­ку вза­и­мо­дей­ствия в сети Интер­нет и в реаль­ной жиз­ни, осо­бен­но в слу­чае анти­нор­ма­тив­но- го пове­де­ния. В этом и заклю­ча­ет­ся суть насто­я­щей работы.

Апел­ли­руя к рабо­те Ф. Зим­бар­до, А. Джо­ин­сон пред­ло­жил обо­зна­чать явле­ние рас­тор­ма­жи­ва­ния сле­ду­ю­щим обра­зом: «… если подав­ле­ние (ингиби­ция) — это когда пове­де­ние огра­ни­чи­ва­ет­ся или сдер­жи­ва­ет­ся с помо­щью само­со­зна­ния, бес­по­кой­ства о соци­аль­ных ситу­а­ци­ях, бес­по­кой­ства об обще­ствен­ной оцен­ке и т. д., то рас­тор­ма­жи­ва­ние может харак­те­ри­зо­вать­ся отсут­стви­ем или обра­ще­ни­ем вспять этих же фак­то­ров … рас­тор­ма­жи­ва­ние в Интер­не­те … рас­смат­ри­ва­ет­ся как любое пове­де­ние, кото­рое харак­те­ри­зу­ет­ся оче­вид­ным сни­же­ни­ем бес­по­кой­ства о само­пре­зен­та­ции и суж­де­нии дру­гих» [20, р. 63]. 

Воз­ник­но­ве­ние эффек­та рас­тор­ма­жи­ва­ния онлайн свя­зы­ва­ет­ся с таким про­цес­са­ми, как кибер­бул­линг, трол­линг, флей­минг в сети Интер­нет [14]. Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние тот факт, что дан­ное явле­ние воз­ни­ка­ет не толь­ко в ситу­а­ции повсе­днев­но­го обще­ния в соци­аль­ных сетях, но даже в кон­тек­сте про­фес­си­о­наль­но­го обще­ния онлайн [30].

А. Джо­ин­сон апел­ли­ру­ет к ряду кон­струк­тов или схем для объ­яс­не­ния воз­ник­но­ве­ния явле­ния рас­тор­ма­жи­ва­ния, сре­ди кото­рых: деин­ди­ви­ду­а­ли­за­ция, сни­жен­ные соци­аль­ные сиг­на­лы, само­со­зна­ние [20].

Деин­ди­ви­ду­а­ли­за­ция — явле­ние, впер­вые опи­сан­ное Г. Лебо­ном в рабо­тах по пси­хо­ло­гии тол­пы еще в 1895 г. [6], меха­низ­мы это­го явле­ния были экс­пе­ри­мен­таль­но иссле­до­ва­ны Л. Фестин­ге­ром с кол­ле­га­ми [16] более чем пол­ве­ка спустя. 

Транс­фор­ма­ция, кото­рая про­ис­хо­дит с чело­ве­ком в тол­пе, не воз­ни­ка­ет исклю­чи­тель­но в боль­шой сти­хий­ной груп­пе, это про­ис­хо­дит каж­дый раз, когда чело­век ока­зы­ва­ет­ся в группе. 

С точ­ки зре­ния Л. Фестин­ге­ра: «Ино­гда в груп­пах воз­ни­ка­ет такое поло­же­ние дел, при кото­ром инди­ви­ды дей­ству­ют так, как буд­то они «погру­же­ны в груп­пу». Такое поло­же­ние дел мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать как состо­я­ние деин­ди­ви­ду­а­ли­за­ции; т. е. инди­ви­ды не рас­смат­ри­ва­ют­ся как инди­ви­ды… в усло­ви­ях, когда член груп­пы не инди­ви­ду­а­ли­зи­ро­ван, для него, веро­ят­но, про­изой­дет умень­ше­ние внут­рен­них огра­ни­че­ний на выпол­не­ние раз­лич­ных дей­ствий» [16, р. 382].

В лите­ра­ту­ре име­ет­ся целый ряд объ­яс­ни­тель­ных моде­лей (клас­си­че­ских и совре­мен­ных) в рам­ках тео­рии деин­ди­ви­ду­а­ли­за­ции [32; 43]; так или ина­че, в рам­ках это­го зна­ния пре­бы­ва­ние в груп­пе ведет к сни­же­нию само­со­зна­ния, само­ре­гу­ля­ции и само­оцен­ки, а это в ито­ге обо­ра­чи­ва­ет­ся анти­нор­ма­тив­ным и рас­тор­мо­жен­ным поведением. 

Мета­а­на­лиз иссле­до­ва­ний, выпол­нен­ных с опо­рой на эту тео­рию, поз­во­ля­ет Т. Пост­ме­су и Р. Спир­су гово­рить о том, что основ­ное пред­по­ло­же­ние, соглас­но кото­ро­му анти- нор­ма­тив­ное пове­де­ние вызы­ва­ет­ся таки­ми фак­то­ра­ми, как ано­ним­ность, мно­го­чис­лен­ность груп­пы, сни­же­ние само­со­зна­ния, не полу­чи­ло доста­точ­ной под­держ­ки. Ско­рее, пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным гово­рить о том, что анти­нор­ма­тив­ное пове­де­ние свя­зы­ва­ет­ся с нару­ше­ни­ем общих соци­аль­ных норм, про­ис­хо­дя­щим в свя­зи с деин­ди­ви­ду­а­ли­за­ци­ей [32].

При этом иссле­до­ва­те­ли обра­ти­ли осо­бое вни­ма­ние на тот факт, что деин­ди­ви­ду­а­ли­зи­ру­ю­щие фак­то­ры — ано­ним­ность, мно­го­чис­лен­ность груп­пы, сни­же­ние само­со­зна­ния — уси­ли­ва­ют сле­до­ва­ние ситу­а­тив­ным нор­мам. И эти резуль­та­ты соот­вет­ству­ют ана­ли­зу кол­лек­тив­но­го пове­де­ния, реа­ли­зо­ван­но­го С. Рей­че­ром [32], на осно­ве резуль­та­тов кото­ро­го пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным гово­рить о том, что тол­па, ско­рее, под­чи­ня­ет­ся опре­де­лен­ным огра­ни­че­ни­ям и пра­ви­лам, чем дей­ству­ет иррационально. 

Ина­че гово­ря, то, что извне вос­при­ни­ма­ет­ся как анти­нор­ма­тив­ное, бес­смыс­лен­ное, изнут­ри (т. е. с точ­ки зре­ния самой тол­пы) вос­при­ни­ма­ет­ся как соот­вет­ству­ю­щее нор­мам, толь­ко ситу­а­тив­ным [32].

Этот факт ста­но­вит­ся понят­ным через приз­му клас­си­че­ских иссле­до­ва­ний М. Шери­фа [33; 36]: ситу­а­ция неопре­де­лен­но­сти спо­соб­ству­ет выра­бот­ке норм: столк­нув­шись с незна­ко­мой, неструк­ту­ри­ро­ван­ной ситу­а­ци­ей, люди не под­да­ют­ся хао­су, а выстра­и­ва­ют неко­то­рую систе­му, кото­рая поз­во­ля­ет им при­дать смысл кон­тек­сту, в кото­ром они ока­за­лись — таков про­цесс фор­ми­ро­ва­ния общих норм, кото­рые необ­хо­ди­мы для ори­ен­та­ции в мире [33].

Пси­хо­ло­ги­че­ская осно­ва сфор­ми­ро­ван­ных соци­аль­ных норм заклю­ча­ет­ся в том, что созда­ет­ся сво­е­го рода систе­ма отсче­та в резуль­та­те обще­ния инди­ви­дов [36], т. е. выра­ба­ты­ва­ет­ся общее пони­ма­ние того, что допу­сти­мо и ожи­да­е­мо, а что — нет. Имен­но это и поз­во­ля­ет объ­яс­нить то, что про­ис­хо­дит в интернет-коммуникации.

Пред­при­ни­мая попыт­ку объ­яс­нить резуль­та­ты мета­а­на­ли­за, Т. Пост­мес и Р. Спирс пред­ла­га­ют аль­тер­на­тив­ное объ­яс­не­ние с точ­ки зре­ния моде­ли соци­аль­ной иден­тич­но­сти, при­ло­жи­мой к эффек­там деин­ди­ви­ду­а­ли­за­ции [32]. Модель вос­хо­дит к тео­рии соци­аль­ной иден­тич­но­сти и к тео­рии самокатегоризации. 

Поз­во­лим себе обра­тить­ся к ряду основ­ных поня­тий под­хо­да соци­аль­ной иден­тич­но­сти, несмот­ря на то, что тео­рии, состав­ля­ю­щие его, зна­ко­мы чита­те­лю на осно­ве ряда клас­си­че­ских тру­дов оте­че­ствен­ных уче­ных [напри­мер: 1; 2; 11], ибо это необ­хо­ди­мо для пони­ма­ния моде­ли Т. Пост­ме­са с кол­ле­га­ми [32].

Соци­аль­ная иден­тич­ность, опре­де­ля­е­мая Г. Тэш­фе­лом как «… зна­ние инди­ви­дом сво­ей при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­ным соци­аль­ным груп­пам вме­сте с неко­то­рой эмо­ци­о­наль­ной и цен­ност­ной зна­чи­мо­стью для него при­над­леж­но­сти к этой груп­пе» [39, р. 292], явля­ет­ся интер­на­ли­зи­ро­ван­ной груп­по­вой при­над­леж­но­стью, кото­рую инди­вид исполь­зу­ет для отве­та на вопрос «кто мы такие?» в том или ином контексте. 

Соци­аль­ная иден­тич­ность явля­ет собой, сло­ва­ми Дж. Тер­не­ра, «… когни­тив­ный меха­низм, кото­рый дела­ет воз­мож­ным груп­по­вое пове­де­ние» [40, р. 21]. Дру­ги­ми сло­ва­ми, под­ход соци­аль­ной иден­тич­но­сти поз­во­ля­ет гово­рить и о меж­груп­по­вых отно­ше­ни­ях (тео­рия соци­аль­ной иден­тич­но­сти) и о груп­по­вом пове­де­нии (тео­рия самокатегоризации).

Соци­аль­ная иден­тич­ность отли­ча­ет­ся от пер­со­наль­ной иден­тич­но­сти, соот­вет­ству­ю­щей интернали­зированному чув­ству инди­ви­ду­аль­но­сти [39]. Таким обра­зом, Я-кон­цеп­ция опре­де­ля­ет­ся не толь­ко пер­со­наль­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми, но и при­над­леж­но­стью к груп­пам, соци­аль­ная иден­тич­ность ста­но­вит­ся осо­бен­но замет­ной и важ­ной в ситу­а­ции меж­груп­по­во­го взаимодействия. 

С точ­ки зре­ния тео­рии соци­аль­ной иден­тич­но­сти, чело­век при­над­ле­жит к раз­лич­ным груп­пам, име­ет раз­лич­ные соци­аль­ные иден­тич­но­сти, к неко­то­рым из них он в боль­шей сте­пе­ни при­вер­жен, чем к дру­гим [39]; одна­ко соци­аль­ный кон­текст акту­а­ли­зи­ру­ет реле­вант­ную иден­тич­ность, исхо­дя из кото­рой инди­вид и будет действовать. 

Новые ком­му­ни­ка­тив­ные тех­но­ло­гии откры­ва­ют перед инди­ви­дом широ­кие воз­мож­но­сти управ­лять сво­ей иден­тич­но­стью, пред­став­лять ее так, как он желает.

В ситу­а­ции деин­ди­ви­ду­а­ли­за­ции чело­век не утра­чи­ва­ет пер­со­наль­ной иден­тич­но­сти, ско­рее соци­аль­ная иден­тич­ность ока­зы­ва­ет­ся «выпук­лой», более важ­ной, чем пер­со­наль­ная иден­тич­ность. Про­ис­хо­дит сво­е­го рода сдвиг от меж­лич­ност­но­го полю­са к меж­груп­по­во­му. В ситу­а­ции ано­ним­но­сти, где отсут­ству­ет воз­мож­ность вос­при­ни­мать спе­ци­фи­ку каж­до­го инди­ви­да, доми­ни­ру­ет стра­те­гия пове­де­ния на осно­ве соци­аль­ных кате­го­рий [18].

Отсю­да и ока­зы­ва­ет­ся, что чело­век в состо­я­нии деин­ди­ви­ду­а­ли­за­ции уде­ля­ет пре­иму­ще­ствен­ное вни­ма­ние имен­но груп­по­вым, ситу­а­тив­ным, нор­мам, а не общим, соци­аль­ным, нор­мам [32].

С одной сто­ро­ны, с точ­ки зре­ния этой моде­ли, будучи деин­ди­ви­ду­а­ли­зи­ро­ван­ным, чело­век в мень­шей сте­пе­ни уде­ля­ет вни­ма­ние инди­ви­ду­аль­ным харак­те­ри­сти­кам и меж­лич­ност­ным раз­ли­чи­ям внут­ри груп­пы. С дру­гой сто­ро­ны, чело­век уде­ля­ет вни­ма­ние кон­тек­сту­аль­ным фак­то­рам, кото­рые ука­зы­ва­ют на соот­вет­ству­ю­щее поведение. 

Таким обра­зом, в ситу­а­ции деин­ди­ви­ду­а­ли­за­ции чело­век реа­ги­ру­ет в соот­вет­ствии с нор­ма­ми, дик­ту­е­мы­ми непо­сред­ствен­ным соци­аль­ным кон­тек­стом, а общие соци­аль­ные нор­мы не действуют.

Обра­ще­ние к деин­ди­ви­ду­а­ли­за­ции как объ­яс­ни­тель­но­му меха­низ­му, в част­но­сти, к моде­ли соци­аль­ной иден­тич­но­сти, при­ло­жи­мой к эффек­там деин­дивидуализации, доста­точ­но про­дук­тив­ный спо­соб объ­яс­не­ния того, что про­ис­хо­дит в Интер­нет-ком­му­ни­ка­ции, и отве­та на вопрос о соот­но­ше­нии пове­де­ния в реаль­ной жиз­ни и вир­ту­аль­ном пространстве. 

Мож­но ука­зать на ряд иссле­до­ва­ний, в кото­рых сло­вес­ная вой­на, раз­го­ра­ю­ща­я­ся на про­сто­рах интер­нет- про­стран­ства, обман в онлайн играх объ­яс­ня­ют­ся с точ­ки зре­ния моде­ли соци­аль­ной иден­тич­но­сти, при­ло­жи­мой к эффек­там деин­ди­ви­ду­а­ли­за­ции [14; 23; 32]. 

Оче­вид­но, что в состо­я­нии деин­ди­ви­ду­а­ли­за­ции чело­век ведет себя ина­че, неже­ли вне это­го состо­я­ния, и едва ли при­ме­ним ана­лиз того, как чело­век ведет себя в интер­нет-про­стран­стве, для пред­ска­за­ния его дей­ствий в реаль­ном мире.

С пози­ции тео­рии сни­жен­ных соци­аль­ных сиг­на­лов в про­цес­се интер­нет-ком­му­ни­ка­ции про­ис­хо­дит сле­ду­ю­щее: а) сме­ще­ние вни­ма­ния в сто­ро­ну зада­чи, а не собе­сед­ни­ка; б) сокра­ще­ние иерар­хии путем уда­ле­ния сиг­на­лов, ука­зы­ва­ю­щих на ста­тус, сиг­на­лов лидер­ства; в) деин­ди­ви­ду­а­ли­за­ция, вызван­ная соче­та­ни­ем ано­ним­но­сти и пони­жен­ной само­ре­гу­ля­ции [20].

В соот­вет­ствии с этой моде­лью, ком­му­ни­ка­ции, совер­ша­ю­щи­е­ся посред­ством ком­пью­те­ра, обед­не­ны с точ­ки зре­ния исполь­зу­е­мых вер­баль­ных и невер­баль­ных средств. В резуль­та­те сни­же­ние внеш­них соци­аль­ных сиг­на­лов отра­жа­ет­ся на обще­нии и вза­и­мо­по­ни­ма­нии, необ­хо­ди­мых для сотруд­ни­че­ства. Из это­го сле­ду­ет, что без­лич­ный харак­тер онлайн-вза­и­мо­дей­ствия порож­да­ет умень­ше­ние вли­я­ния соци­аль­ных норм, что в резуль­та­те облег­ча­ет испол­не­ние анти­нор­ма­тив­ных дей­ствий [18].

Объ­яс­не­ние эффек­та рас­тор­ма­жи­ва­ния воз­мож­но и путем апел­ля­ции к двух­фак­тор­ной моде­ли само­со­зна­ния, в кото­рой при­ня­то раз­ли­чать сле­ду­ю­щие аспек­ты само­со­зна­ния: один аспект (пуб­лич­ный) — акту­а­ли­зи­ру­ет­ся ситу­а­ци­я­ми, в кото­рых чело­век осо­зна­ет воз­мож­ность быть оце­нен­ным (напри­мер, при видео­съем­ке или оцен­ке) или когда он отли­ча­ет­ся от дру­гих (напри­мер, при­над­ле­жит к мень­шин­ству в груп­пе); вто­рой (лич­ный) — акту­а­ли­зи­ру­ет­ся, когда чело­век осо­зна­ет свои внут­рен­ние моти­вы, уста­нов­ки, цели и т. д. [20]. Сни­же­ние внут­рен­ней состав­ля­ю­щей, оче­вид­но, спо­соб­ству­ет воз­ник­но­ве­нию эффек­та растормаживания.

Дж. Сулер, игно­ри­руя неко­то­рую раз­мы­тость опре­де­ле­ния, дан­но­го Джо­ин­со­ном [20], отме­тил, что суть это­го фено­ме­на заклю­ча­ет­ся в том, что чело­век ведет себя в онлайн-ком­му­ни­ка­ции ина­че (гово­рит и дела­ет то, чего бы он не поз­во­лил себе в реаль­ном обще­нии), и пред­ло­жил раз­ли­чать два вида рас­тор­ма­жи­ва­ния, а так­же уде­лил пер­во­сте­пен­ное вни­ма­ние при­чи­нам его возникновения. 

Рас­тор­ма­жи­ва­ние, с его точ­ки зре­ния, может быть двух видов: в одном слу­чае чело­век делит­ся очень лич­ной инфор­ма­ци­ей, рас­кры­ва­ет свои тай­ны, стра­хи, не скры­ва­ет сво­е­го эмо­ци­о­наль­но­го состо­я­ния, пере­жи­ва­ний, он ста­ра­ет­ся помочь дру­го­му, про­яв­ляя край­нюю щед­рость и забо­ту [38]; в про­ти­во­по­лож­ном слу­чае чело­век про­яв­ля­ет гру­бость в отно­ше­нии дру­го­го, выска­зы­ва­ет рез­кую кри­ти­ку или даже угро­зы, посе­ща­ет сай­ты, содер­жа­ние кото­рых свя­за­но с наси­ли­ем, агрес­си­ей, как пишет Сулер, тер­ри­то­рию, кото­рую в реаль­ной жиз­ни чело­век бы не посе­тил [38].

Пер­вый вид рас­тор­ма­жи­ва­ния обо­зна­ча­ет­ся как доб­ро­ка­че­ствен­ное, вто­рой — как ток­сич­ное рас­тор­ма­жи­ва­ние. Если пер­вый вари­ант рас­тор­ма­жи­ва­ния свя­зан с лич­ност­ным ростом, с раз­ви­ти­ем, то вто­рой — едва ли спо­соб­ству­ет оно­му. Эти два вари­ан­та рас­тор­ма­жи­ва­ния не свя­за­ны друг с дру­гом [42].

Объ­яс­ни­тель­ную модель Суле­ра Джо­ин­сон обо­зна­ча­ет как мно­го­фак­тор­ную модель [20]. Доб­ро­ка­че­ствен­ное рас­тор­ма­жи­ва­ние, веду­щее к саморас­крытию, воз­ни­ка­ет, когда сра­ба­ты­ва­ют два усло­вия: повы­шен­ное осо­зна­ние себя (сво­их физи­че­ских и эмо­ци­о­наль­ных состо­я­ний) и сни­жен­ное осо­зна­ние дру­гих [14].

Мета­а­на­лиз иссле­до­ва­ний, посвя­щен­ных доб­ро­ка­че­ствен­но­му рас­тор­ма­жи­ва­нию (k=14), поз­во­ля­ет гово­рить о том, что само­рас­кры­тие уме­рен­но кор­ре­ли­ру­ет с ано­ним­но­стью (r=0,184) [15].

С точ­ки зре­ния Суле­ра [38], кото­рый под­чер­ки­ва­ет отсут­ствие пато­ло­ги­че­ской при­ро­ды в этом явле­нии, имен­но кибер­про­стран­ство спо­соб­ству­ет тому, что про­ис­хо­дит рас­тор­ма­жи­ва­ние, сни­же­ние тех барье­ров, кото­рые регу­ли­ру­ют пове­де­ние субъ­ек­та в реаль­ной жизни.

Дж. Сулер пред­ла­га­ет шести­фак­тор­ную модель, ком­би­ни­руя при этом уже извест­ные объ­яс­ни­тель­ные кон­струк­ты с новы­ми, вос­хо­дя­щи­ми к пси­хо­ана­ли­ти­че­ской тео­рии [38]: дис­со­ци­а­тив­ная ано­ним­ность, неви­ди­мость, асин­хро­нич­ность, солип- сист­ская интро­ек­ция, дис­со­ци­а­тив­ное вооб­ра­же­ние, мини­ми­за­ция ста­ту­са и власти.

Крат­ко оста­но­вим­ся на каж­дом из этих фак­то­ров, сово­куп­ность кото­рых спо­соб­ству­ет воз­ник­но­ве­нию эффек­та расторможенности.

Ано­ним­ность (с нашей точ­ки зре­ния, точ­нее было бы гово­рить, вслед за А. Джо­ин­со­ном [20], про вос­при­ни­ма­е­мую ано­ним­ность) — это клю­че­вой фак­тор воз­ник­но­ве­ния расторможенности. 

Встре­чая друг дру­га в Интер­не­те, люди не зна­ют ни реаль­ных имен, ни исто­рий жиз­ни, все­го лишь рас­по­ла­га­ют той инфор­ма­ци­ей, кото­рую каж­дый о себе сооб­ща­ет (зача­стую конструирует). 

Отде­лив опыт обще­ния онлайн от реаль­ной жиз­ни и реаль­ной иден­тич­но­сти, люди гораз­до про­ще пре­одо­ле­ва­ют барье­ры, дей­ствуя так, как они нико­гда бы не поз­во­ли­ли себе вести себя в реаль­ной жизни. 

Любо­пыт­но, что для Дж. Хир­ша с кол­ле­га­ми [19] ано­ним­ность, наря­ду с соци­аль­ной вла­стью и алко­голь­ной инток­си­ка­ци­ей, вли­я­ют на позна­ние и пове­де­ние чело­ве­ка, спо­соб­ствуя как про- соци­аль­ным, так и анти­со­ци­аль­ным последствиям.

Зная, что пове­де­ние не может быть под­верг­ну­то нака­за­нию, чело­век ведет себя в кибер­про­стран­стве так, как если бы все про­цес­сы, кон­тро­ли­ру­ю­щие пове­де­ние, поступ­ки, были бы при­оста­нов­ле­ны на вре­мя. Дей­ствуя в интер­нет-про­стран­стве, чело­век как бы убеж­да­ет себя, что это «не он».

Если при­ни­мать во вни­ма­ние после­ду­ю­щие иссле­до­ва­ния [43], то ано­ним­ность ука­зы­ва­ет на неиден­ти­фи­ци­ру­е­мость участ­ни­ков вза­и­мо­дей­ствия, т. е. онлайн-парт­не­ры не могут друг дру­га иден­ти­фи­ци­ро­вать с точ­ки зре­ния таких важ­ных пара­мет­ров быст­рой соци­аль­ной кате­го­ри­за­ции, как пол, воз­раст, этни­че­ское про­ис­хож­де­ние, а так­же ряда менее важ­ных, таких, как род заня­тий, место житель­ства и пр.

Неви­ди­мость, еще один фак­тор воз­ник­но­ве­ния рас­тор­ма­жи­ва­ния, свя­зан с тем, что люди, пере­ме­ща­ясь в про­стран­стве Интер­не­та; не види­мы, они могут посе­щать сай­ты, читать сооб­ще­ния фору­мов, ком­мен­та­рии, наблю­дать за дис­кус­си­ей; в отли­чие от тех­ни­че­ско­го пер­со­на­ла, отсле­жи­ва­ю­ще­го рабо­ту сай­тов и тра­фик, рядо­вые поль­зо­ва­те­ли Интер­не­та могут толь­ко дога­ды­вать­ся о том, что в насто­я­щий момент еще кто-то чита­ет ново­сти, одна­ко оце­нить раз­мер и осо­бен­но­сти ауди­то­рии для них не пред­став­ля­ет­ся возможным. 

Хотя неви­ди­мость отча­сти и сов­па­да­ет с ано­ним­но­стью, у этой состав­ля­ю­щей есть одна важ­ная отли­чи­тель­ная осо­бен­ность: в про­цес­се интер­нет-обще­ния, реа­ли­зу­ю­ще­го­ся путем обме­на сооб­ще­ни­я­ми, отсут­ству­ет визу­аль­ный кон­такт, поз­во­ля­ю­щий чело­ве­ку понять реак­ции дру­го­го в ответ на соб­ствен­ное сооб­ще­ние. Эта осо­бен­ность ситу­а­ции обще­ния в сети Интер­нет спо­соб­ству­ет воз­ник­но­ве­нию растормаживания.

Асин­хро­нич­ность под­ра­зу­ме­ва­ет, что участ­ни­ки обще­ния не нахо­дят­ся в ситу­а­ции реаль­но­го вре­ме­ни, каж­дый может вос­поль­зо­вать­ся пау­зой, отве­чая на сооб­ще­ние. Сулер свя­зы­ва­ет воз­ник­но­ве­ние обе­их форм рас­тор­ма­жи­ва­ния с отсро­чен­ным отве­том, когда инди­вид может обду­мать ответ, подыс­ки­вая соот­вет­ству­ю­щие сло­ва. Лег­ко пред­ста­вить, сколь­ко раз мож­но отре­дак­ти­ро­вать сооб­ще­ние, меняя содер­жа­ние и стилистику.

Солип­си­че­ская интро­ек­ция. В силу того, что интер­нет-ком­му­ни­ка­ция про­ис­хо­дит посред­ством обме­на тек­сто­вы­ми сооб­ще­ни­я­ми и в отсут­ствии какой-либо допол­ни­тель­ной инфор­ма­ции о собе­сед­ни­ке, с точ­ки зре­ния Д. Суле­ра, реци­пи­ент ком­му­ни­ка­тив­но­го акта наде­ля­ет сво­е­го собе­сед­ни­ка опре­де­лен­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми, вооб­ра­жая его тем или иным обра­зом, при­пи­сы­вая ему опре­де­лен­ную внеш­ность, голос и пр., вооб­ра­жа­ет диа­ло­ги с ним. И все это опре­де­ля­ет­ся потреб­но­стя­ми ком­му­ни­ка­то­ра [38]. Сло­вом, интер­нет-обще­ние все в боль­шей сте­пе­ни при­бли­жа­ет­ся к вооб­ра­жа­е­мо­му дей­ствию, чем к реальности.

Дис­со­ци­а­тив­ное вооб­ра­же­ние под­ра­зу­ме­ва­ет раз­де­ле­ние двух миров — реаль­но­го, с его пра­ви­ла­ми и нор­ма­ми, и вир­ту­аль­но­го, сво­е­го рода игро­во­го, пра­ви­ла и нор­мы кото­ро­го не име­ют ниче­го обще­го с повсе­днев­ной жизнью. 

Выклю­чив ком­пью­тер, поль­зо­ва­тель Интер­не­та, таким обра­зом, остав­ля­ет поза­ди все то, что каса­ет­ся онлайн-актив­но­сти, буд­то бы эти миры не име­ют ника­кой свя­зи друг с дру­гом, буд­то бы люди, кото­рых он кате­го­ри­зу­ет как «дру­зей» в соци­аль­ных сетях, не явля­ют­ся реальными.

Нако­нец, послед­ний фак­тор, кото­рый Сулер обо­зна­ча­ет в свя­зи с воз­ник­но­ве­ни­ем рас­тор­ма­жи­ва­ния, — мини­ми­за­ция вла­сти и ста­ту­са. В реаль­ном мире у чело­ве­ка име­ют­ся сред­ства для рас­по­зна­ния ста­ту­са собе­сед­ни­ка, в мире вир­ту­аль­ном пара­мет­ры вла­сти и ста­ту­са ока­зы­ва­ют­ся скрытыми. 

Более того, как под­чер­ки­ва­ет Сулер, тра­ди­ци­он­ная фило­со­фия Интер­не­та тако­ва: Интер­нет явля­ет­ся тем самым про­стран­ством, где все рав­ны, у всех есть пра­во голо­са, все делят­ся сво­и­ми иде­я­ми с дру­ги­ми на пра­вах равен­ства. Изме­не­ние власт­ных отно­ше­ний, рас­ши­ре­ние прав и воз­мож­но­стей участ­ни­ков интер­нет-ком­му­ни­ка­ции отме­ча­ет­ся и в дру­гих рабо­тах [27].

В после­ду­ю­щих иссле­до­ва­ни­ях пред­при­ни­ма­лись попыт­ки не толь­ко кон­кре­ти­зи­ро­вать опи­сан­ное явле­ние (опре­де­ляя рас­тор­ма­жи­ва­ние, про­ис­хо­дя­щее онлайн, как пове­де­ние или как пси­хо­ло­ги­че­ское состо­я­ние), но и опе­ра­ци­о­на­ли­зи­ро­вать его, а так­же про­ана­ли­зи­ро­вать, какие из фак­то­ров пред­ска­зы­ва­ют фено­мен рас­тор­ма­жи­ва­ния, а какие — нет [13; 24; 26; 41; 42; 4-4]. 

Так, в иссле­до­ва­нии, реа­ли­зо­ван­ном на выбор­ке моло­де­жи (N = 530 чело­век) С. Ву, Т.-Г. Лин и Дж.-Ф. Шин [44], было пока­за­но, что толь­ко три фак­то­ра из шести вли­я­ют на воз­ник­но­ве­ние рас­тор­ма­жи­ва­ния, а имен­но: ано­ним­ность, асин­хро­нич­ность и дис­со­ци­и­ро­ван­ное вооб­ра­же­ние. Осталь­ные фак­то­ры (будь то неви­ди­мость, солип­си­че­ская интро­ек­ция и мини­ми­за­ция ста­ту­са и вла­сти) не ока­зы­ва­ют вли­я­ния на воз­ник­но­ве­ние эффек­та растормаживания.

В рабо­те Р. Удри­са [42] на выбор­ке школь­ни­ков в воз­расте от 15 до 18 лет (N=862 чело­век) было пока­за­но, что ток­си­че­ская фор­ма онлайн-рас­тор­ма­жи­ва­ния явля­ет­ся пре­дик­то­ром деви­ант­но­го пове­де­ния в Сети, но не пред­ска­зы­ва­ет деви­ант­но­го пове­де­ния в реаль­ном мире. 

Таким обра­зом, этот факт так­же гово­рит в поль­зу того, что пове­де­ние в сети Интер­нет отли­ча­ет­ся от пове­де­ния в реаль­ном мире; как след­ствие — попыт­ки пред­ска­зать дей­ствия чело­ве­ка в реаль­ном мире на осно­ве его пове­де­ния в сети Интер­нет — крайне дис­кус­си­он­ны (здесь мы не при­ни­ма­ем во вни­ма­ние ту неболь­шую часть поль­зо­ва­те­лей сети Интер­нет, дей­ствия кото­рых пред­ска­зы­ва­ют­ся на осно­ве «тем­ной три­а­ды» [28]).

Рас­тор­ма­жи­ва­ние, воз­ни­ка­ю­щее онлайн, пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным рас­смат­ри­вать в свя­зи с трол­лингом, флей­мом, а так­же кибер­бул­лин­гом. Как отме­ча­ет Р. Удрис [41], кибер­бул­линг доста­точ­но часто иссле­ду­ет­ся через лич­ност­ные дис­по­зи­ции (и спи­сок их доста­точ­но велик), в лите­ра­ту­ре мало вни­ма­ния уде­ля­ет­ся осо­бен­но­стям вза­и­мо­дей­ствия в Сети, глав­ной из кото­рых явля­ет­ся анонимность. 

В иссле­до­ва­нии (N=941 чело­век в воз­расте от 15 до 19 лет) была раз­ра­бо­та­на шка­ла для изме­ре­ния эффек­та рас­тор­ма­жи­ва­ния онлайн (вклю­чав­шая оба вари­ан­та рас­тор­ма­жи­ва­ния, опи­сан­ные Суле­ром), поз­во­лив­шая выявить, что фено­мен рас­тор­ма­жи­ва­ния (в целом) явля­ет­ся важ­ным фак­то­ром воз­ник­но­ве­ния кибер- бул­лин­га. При­чем пунк­ты шка­лы раз­нят­ся по сво­ей пред­ска­за­тель­ной силе. 

Так, неви­ди­мость участ­ни­ков вза­и­мо­дей­ствия в сети Интер­нет (опе­ра­ци­о­на­ли­зи­ру­е­мая как отсут­ствие зри­тель­но­го кон­так­та) явля­ет­ся важ­ным пре­дик­то­ром кибербуллинга. 

Дру­гим не менее важ­ным пре­дик­то­ром ока­зы­ва­ет­ся такой пара­метр, свя­зан­ный с рас­тор­ма­жи­ва­ни­ем, как мини­ми­за­ция власти. 

Деви­ант­ное пове­де­ние в сети Интер­нет вос­при­ни­ма­ет­ся как нена­ка­зу­е­мое, или отсро­чен­ность послед­ствий сво­дит на нет какие-либо нега­тив­ные послед­ствия для индивида. 

Если, вслед за авто­ром, обра­щать­ся к иссле­до­ва­нию, в кото­ром срав­ни­ва­лись две фор­мы бул­лин­га, то име­ют­ся два вари­ан­та объ­яс­не­ния кибер­бул­лин­га в свя­зи с мини­ми­за­ци­ей нор­ма­тив­но­го фактора. 

С одной сто­ро­ны, как пишут Х. Пор­на­ри и Дж. Вуд [31], зачин­щик кибер­бул­лин­га испы­ты­ва­ет мораль­ное высво­бож­де­ние в силу име­ю­щей­ся дистан­ции от жерт­вы, с дру­гой сто­ро­ны, дей­ствия в Сети вос­при­ни­ма­ют­ся как игра, это раз­вле­че­ние, кото­рое под­чи­ня­ет­ся дру­гим пра­ви­лам (ука­за­ние на кон­структ «дру­гие пра­ви­ла» срав­ни­мо с исполь­зо­ва­ние кон­струк­та ситу­а­тив­ных норм, к кото­рым апел­ли­ру­ют Т. Пост­мес и Р. Спирс [32]; раз­ве­де­ние двух типов ситу­а­ций — в реаль­ной жиз­ни и в Сети — содер­жа­тель­но соот­вет­ству­ет дис­со­ци­а­тив­но­му вооб­ра­же­нию, кото­рый Дж. Сулер выде­ля­ет в сво­ей мно­го­фак­тор­ной моде­ли рас­тор­ма­жи­ва­ния [38]).

Одна­ко наи­бо­лее при­ме­ча­тель­ным явля­ет­ся тот факт, что в рам­ках тео­рии соци­аль­ных пред­став­ле­ний Ж.-К. Абри­ком [12] было пока­за­но, что пове­де­ние выстра­и­ва­ет­ся в соот­вет­ствии с пред­став­ле­ни­я­ми (сре­ди про­ве­ря­е­мых пред­по­ло­же­ний: пред­став­ле­ние о парт­не­ре (зада­че, а так­же парт­не­ре и зада­че) опре­де­ля­ет выбор стра­те­гии в ситу­а­ции взаимодействия). 

Так, в экс­пе­ри­мен­таль­ном иссле­до­ва­нии сту­ден­там пред­ла­га­лось вза­и­мо­дей­ство­вать с дру­гим сту­ден­том (посред­ством ком­пью­те­ра) или соб­ствен­но с ком­пью­те­ром (спе­ци­аль­ной про­грам­мой). Гума­ни­за­ция парт­не­ра соот­вет­ство­ва­ла стра­те­гии коопе­ра­ции, дегу­ма­ни­за­ция парт­не­ра вела к соревнованию. 

Дру­гой пара­метр, кото­рый варьи­ро­вал­ся — тип зада­чи: раз­ре­ше­ние про­бле­мы или игра. Как и ожи­да­лось, пред­став­ле­ние зада­чи в поня­ти­ях реше­ния про­бле­мы пред­по­ла­га­ет уси­лие, пре­одо­ле­ние труд­но­сти, таким обра­зом, выби­ра­ет­ся стра­те­гия коопе­ра­ции. Пред­став­ле­ние о зада­че как об игре пред­по­ла­га­ет слу­чай, состя­за­ние, что ведет к пред­по­чте­нию стра­те­гии соревнования.

Соче­та­ние пара­мет­ров (парт­нер и тип зада­чи) пока­за­ло, что стра­те­гия вза­и­мо­дей­ствия с парт­не­ром варьи­ро­ва­лась в зави­си­мо­сти от пред­став­ле­ния о ситу­а­ции и о парт­не­ре: коопе­ра­тив­ная стра­те­гия в наи­боль­шей сте­пе­ни соот­вет­ству­ет ситу­а­ции реше­ния зада­чи с дру­гим сту­ден­том, а стра­те­гии сопер­ни­че­ства в наи­боль­шей сте­пе­ни отда­ет­ся пред­по­чте­ние, когда парт­не­ром явля­ет­ся про­грам­ма ком­пью­те­ра в ситу­а­ции игры [12].

Полу­ча­ет­ся, что пред­став­ле­ние о зада­че как об игре ини­ци­и­ру­ет эту игру со все­ми выте­ка­ю­щи­ми послед­стви­я­ми с точ­ки зре­ния стра­те­гии взаимодействия. 

Спра­вед­ли­во­сти ради под­черк­нем, что во всех слу­ча­ях реаль­ность в сери­ях экс­пе­ри­мен­та Ж.-К. Абри­ка была тако­вой, что парт­не­ром по вза­и­мо­дей­ствию была ком­пью­тер­ная про­грам­ма [12]. И это очень цен­ное уточ­не­ние, ибо не реаль­ность сама по себе, а пред­став­ле­ние о ней явля­ет­ся осно­вой для постро­е­ния соци­аль­но­го поведения. 

Эта тео­ре­ти­че­ская тра­ди­ция, несо­мнен­но, обла­да­ет бога­тым объ­яс­ни­тель­ным потен­ци­а­лом для ана­ли­за ситу­а­ции вза­и­мо­дей­ствия в Интер­не­те, не толь­ко пото­му, что поз­во­ля­ет объ­яс­нять связь пред­став­ле­ний и соци­аль­но­го пове­де­ния, связь ком­му­ни­ка­ций и пред­став­ле­ний, но и пото­му, что в осно­ве тео­рии лежит поло­же­ние о кон­стру­и­ро­ва­нии реаль­но­сти (и едва ли это поло­же­ние суще­ству­ет в дру­гих объ­яс­ни­тель­ных моде­лях). Эта идея, с нашей точ­ки зре­ния, явля­ет­ся клю­че­вой при изу­че­нии вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, для пони­ма­ния того, как соот­но­сит­ся пове­де­ние в Сети с оным в реальности.

Заключение

Воз­ник­но­ве­ние и широ­кое рас­про­стра­не­ние Интер­не­та откры­ло перед чело­ве­ком целый рад новых сте­пе­ней сво­бо­ды, кото­рых не было ранее: теперь, пре­одо­лев про­стран­ство и вре­мя, он пре­вра­ща­ет­ся в важ­но­го участ­ни­ка раз­но­об­раз­ных про­цес­сов, от наблю­де­ний за собы­ти­я­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми за тыся­чи кило­мет­ров от его место­на­хож­де­ния, до выра­же­ния него­до­ва­ния незна­ко­мым участ­ни­кам взаимодействия.

Новые тех­но­ло­гии пре­вра­ти­лись в куль­тур­ное сред­ство соци­а­ли­за­ции, в лите­ра­ту­ре появи­лись новые поня­тия, будь то циф­ро­вая соци­а­ли­за­ции или циф­ро­вое поко­ле­ние [1]; реаль­ность это­го поко­ле­ния зна­чи­тель­но отли­ча­ет­ся от реаль­но­сти, в кото­рой соци­а­ли­зи­ро­ва­лись роди­те­ли [1], что уже нель­зя объ­яс­нить тра­ди­ци­он­ны­ми про­бле­ма­ми отцов и детей. 

Мы живем в эпо­ху визу­аль­ной куль­ту­ры [34], где на сме­ну вла­сти тек­стов (кото­рая была леги­тим­ной для поко­ле­ния роди­те­лей) при­шла власть изоб­ра­же­ний (леги­тим­ная для под­рост­ко­во-моло­деж­ной сре­ды) [21].

Для пони­ма­ния послед­ствий, про­ис­хо­дя­щих с чело­ве­ком в эпо­ху пятой инфор­ма­ци­он­ной рево­лю­ции, осо­бен­но для рас­смот­ре­ния соот­но­ше­ния пове­де­ния офлайн и онлайн, ана­лиз лите­ра­ту­ры поз­во­ля­ет обна­ру­жить ряд объ­яс­ни­тель­ных кон­струк­тов [12; 20; 28; 42]. 

Цель насто­я­щей рабо­ты заклю­ча­лась в том, что­бы про­ана­ли­зи­ро­вать соот­но­ше­ние пове­де­ния в сети Интер­нет с оным в реаль­но­сти на при­ме­ре эффек­та рас­тор­ма­жи­ва­ния онлайн. 

Суть это­го эффек­та сво­дит­ся к тому, что чело­век ведет себя в онлайн- ком­му­ни­ка­ции ина­че, гово­рит и дела­ет то, чего бы он не поз­во­лил себе в реаль­ном общении. 

Не будучи пато­ло­ги­че­ским явле­ни­ем, рас­тор­ма­жи­ва­ние может реа­ли­зо­вы­вать­ся в двух фор­мах, не свя­зан­ных друг с дру­гом. В одном слу­чае (так назы­ва­е­мое доб­ро­ка­че­ствен­ное, или пози­тив­ное, рас­тор­ма­жи­ва­ние) чело­век делит­ся очень лич­ной инфор­ма­ци­ей, рас­кры­ва­ет свои тай­ны, стра­хи, не скры­ва­ет сво­е­го эмо­ци­о­наль­но­го состо­я­ния, сво­их пере­жи­ва­ний, он ста­ра­ет­ся помочь дру­го­му, про­яв­ляя край­нюю щед­рость и забо­ту [38].

В дру­гом слу­чае (ток­сич­ное, или нега­тив­ное, рас­тор­ма­жи­ва­ние) чело­век про­яв­ля­ет гру­бость в отно­ше­нии дру­го­го, выска­зы­ва­ет рез­кую кри­ти­ку или даже угро­зы, посе­ща­ет сай­ты, содер­жа­ние кото­рых свя­за­но с наси­ли­ем, агрес­си­ей, по заме­ча­нию Суле­ра, тер­ри­то­рию, кото­рую в реаль­ной жиз­ни чело­век бы не посетил. 

Обра­ще­ние к таким кон­струк­там, как де­индивидуализация, сни­жен­ные соци­аль­ные сиг­на­лы, само­со­зна­ние, про­ли­ва­ет свет на эффект рас­тор­ма­жи­ва­ния онлайн.

Ана­лиз это­го эффек­та отчет­ли­во демон­стри­ру­ет, что попыт­ки отож­деств­лять пове­де­ние в Сети с пове­де­ни­ем в реаль­но­сти были бы оши­боч­ны­ми, ибо ки­берпространство спо­соб­ству­ет тому, что про­ис­хо­дит рас­тор­ма­жи­ва­ние, сни­же­ние тех барье­ров, кото­рые регу­ли­ру­ют пове­де­ние субъ­ек­та в реаль­ной жизни. 

Для пони­ма­ния это­го соот­но­ше­ния пер­спек­тив­ным видит­ся даль­ней­шее раз­ви­тие моде­ли соци­аль­ной иден­тич­но­сти, при­ло­жи­мой к эффек­там деиндивиду­ализации, ибо, как мож­но заме­тить, аль­тер­на­тив­ные объ­яс­не­ния, будь то модель сни­же­ния соци­аль­ных сиг­на­лов, или обра­ще­ние к само­со­зна­нию как объ­яс­ни­тель­но­му кон­струк­ту, вклю­ча­ют деиндивидуали­зацию в свою объ­яс­ни­тель­ную конструкцию.

Кро­ме того, идеи тео­рии соци­аль­ных пред­став­ле­ний, как мы мог­ли убе­дить­ся выше на при­ме­ре ана­ли­за экс­пе­ри­мен­та Ж.-К. Абри­ка [12], чрез­вы­чай­но про­дук­тив­ны для иссле­до­ва­ния того, как соот­но­сит­ся пове­де­ние в Сети с дей­стви­я­ми в реаль­но­сти. В этой свя­зи любо­пыт­но полу­чить ответ на вопрос о том, как пред­став­ля­ют­ся соци­аль­ные и ситу­а­тив­ные нормы.

Литература

  1. Аге­ев В.С. Меж­груп­по­вое вза­и­мо­дей­ствие. М.: Изда­тель­ство МГУ. 1990. 239 с.
  2. Андре­ева Г.М. Пси­хо­ло­гия соци­аль­но­го позна­ния. М.: Аспект пресс. 2000. 288 с.
  3. Буды­кин С.В. Инфор­ма­ци­он­ная без­опас­ность детей и под­рост­ков в совре­мен­ном мире: пси­хо­ло­ги­че­ские аспек­ты про­бле­мы [Элек­трон­ный ресурс] // Пси­хо­ло­гия и пра­во. 2017. Том 7. № 1. С. 13—24. DOI:10.17759/ psylaw.2017070102
  4. Интер­нет в Рос­сии: дина­ми­ка про­ник­но­ве­ния. Зима 2017—2018 гг. [Элек­трон­ный ресурс]. 
  5. Коре­па­но­ва И.А. И вновь о парал­ле­ло­грам­ме раз­ви­тия памя­ти: дан­ные мос­ков­ской выбор­ки // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал Меж­ду­на­род­но­го уни­вер­си­те­та при­ро­ды, обще­ства и чело­ве­ка «Дуб­на». 2010. № 4. С. 43—60.
  6. Лебон Г. Пси­хо­ло­гия наро­дов и масс. М.: Ака­де­ми­че­ский про­ект. 2011. 238 с.
  7. Меще­ря­ков, Б.Г., Мои­се­е­ва Е.В., Кон­то­ри­на В.В. Парал­ле­ло­грамм раз­ви­тия памя­ти: не миф, но тре­бу­ет уточ­не­ния // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал Меж­ду­на­род­но­го уни­вер­си­те­та при­ро­ды, обще­ства и чело­ве­ка «Дуб­на». 2008. № 1. С. 1—15.
  8. Раки­тов А.И. Новый под­ход к вза­и­мо­свя­зи исто­рии, инфор­ма­ции и куль­ту­ры: при­мер Рос­сии // Вопро­сы фило­со­фии. 1994. № 4. С. 14—34.
  9. Тхо­стов А.Ш. Транс­фор­ма­ция выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций в эпо­ху инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства. [Элек­трон­ный ресурс].
  10. Тхо­стов А.Ш., Сур­нов К.Г. Вли­я­ние совре­мен­ных тех­но­ло­гий на раз­ви­тие лич­но­сти и фор­ми­ро­ва­ние пато­ло­ги­че­ских форм адап­та­ции: обрат­ная сто­ро­на соци­а­ли­за­ции // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. 2005. № 6. С. 16—24.
  11. Шихи­рев П.Н. Совре­мен­ная соци­аль­ная пси­хо­ло­гия. М.: Инсти­тут пси­хо­ло­гии РАН. 1999. 448 с.
  12. Abric J.-C. A theoretical and experimental approach to the study of social representations in a situation of interaction // Social representations / R. Farr, S. Moscovici (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1984. P. 169—183.
  13. Back M.D., Stopfer J.M., Vazire S., Gaddis S., Schmukle S.C., Egloff B., Gosling, S.D. Facebook profiles reflect actual personality, not self-idealization // Psychological Science. 2010. Vol. 21. P. 372—374. DOI:10.1177/0956797609360756
  14. Cheung C.M.K., Wong R.Y.M., Chan T.K.H. Online disinhibition: conceptualization, measurement, and relation to aggressive // Thirty Seventh International Conference on Information Systems, Dublin, 2016.
  15. Clark-Gordon C.V., Bowman N.D., Goodboy A.K., Wright A. Anonymity and Online Self-Disclosure: A Meta- Analysis // Communication Reports. 2019.Vol. 32. P. 98—111. DOI:10.1080/08934215.2019.1607516
  16. Festinger L., Pepitone A., Newcomb T. Some consequences of deindividuation in a group // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1952. Vol. 47. P. 382—389. DOI:10.1037/ h0057906
  17. Global digital report 2019 — We are social [Элек­трон­ный ресурс]. 
  18. Guegan J. Effets de contexte et modulation des processus sociocognitifs via Internet. Psychologie. Thèse de doctorat en psychologie sociale. Université Paul Valéry — Montpellier III, 2012. 232 p.
  19. Hirsh J.B., Galinsky A.D., Zhong C.B. Drunk, powerful, and in the dark: how general processes of disinhibition produce both prosocial and antisocial behavior // Perspectives on Psychological Sciences. 2011. DOI:10.1177/1745691611416992
  20. Joinson A.N. Causes and implications of disinhibited behavior on the Internet // Psychology and the Internet / J. Gackenbach (ed.). Boston, MA: Academic Press, 2007. P. 43—60.
  21. Kalmus V. Socialization in the changing information environment: Implications for media literacy // Media Literacy: A Reader / D. Macedo, S. R. Steinberg (eds.). New York: Peter Lang, 2007. Р. 157—165.
  22. Kende A., Ujhelyi A., Joinson A., Greitemeyer T. Putting the social (psychology) into social media // European Journal of Social Psychology. 2015. Vol. 45. P. 277—278. DOI:10.1002/ ejsp.2097.
  23. Kim K.K., Lee A.R., Lee U.-K. Impact of anonymity on roles of personal and group identities in online communities // Information and Management. 2019. Vol. 56. P. 109—121. DOI:10.1016/j.im.2018.07.005.
  24. Lapidot-Lefler N., Barak A. The benign online disinhibition effect: could situational factors induce self-disclosure and prosocial behaviors? // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2015. Vol. 9. Article 3. DOI:10.5817/CP2015-2-3
  25. Livingstone S., Haddon L., Görzing A., Őlafsson K. With members of the EU kids online network. EU kids online. London. Final report. September, 2011. 54 p.
  26. Lowry P.B., Zhang J., Wang C., Siponen M. Why do adults engage in cyberbullying on social media? An integration of online disinhibition and deindividuation effects with the social structure and social learning model // Information Systems Research. 2016. Vol. 27. P. 962—986. DOI:10.1287/ isre.2016.0671
  27. Marzouki Y. La conscience collective virtuelle : un nouveau paradigme des comportements collectifs en ligne // Les représentations sociales. Théories, méthodes et applications / G. Lo Monaco, S. Delouvée, P. Rateau (eds.). Louvain-la-Neuve: De Boeck Supérieur, 2016. P. 413—415.
  28. Moor L., Anderson J. A systematic literature review of the relationship between dark personality traits and antisocial online behaviours // Personality and Individual Differences. 2019. Vol. 144. P. 40—55. DOI:10.1016/j.paid.2019.02.027
  29. Olick J.K., Robbins J. Social memory studies : from «collective memory» to the historical sociology of mnemonic practices // Annual Review of Sociology. 1998. Vol. 24. P. 105—140. DOI:10.1146/annurev.soc.24.1.105
  30. Piper S. Workplace toxic online disinhibition. Presented to the interdisciplinary studies program : University of Oregon applied information management, 2015. 48 p.
  31. Pornari C.D., Wood J. Peer and cyber aggression in secondary school students: the role of moral disengagement, hostile attribution bias, and outcome expectancies // Aggressive Behaviour. 2010. Vol. 36. P. 81—94. DOI:10.1002/ ab.20336
  32. Postems T., Spears R. Deindividuation and antinormative behavior: a meta-analysis // Psychological Bulletin. 1998. Vol. 123. P. 238—259. DOI:10.1037/0033- 2909.123.3.2381998
  33. Prislin R., Crano W. A history of social influence research // The Handbook of the History of Social Psychology / A. Kruglanski, W. Stroebe (eds.). New York, NY: Psychology Press, 2012. P. 321—339.
  34. Rose G. On the relation between ’visual research methods’ and contemporary visual culture // Sociological Review. 2014. Vol. 62. P. 24—46.
  35. Rückrim G. Digital technology and Mediation — a Challenge to Activity Theory [Элек­трон­ный ресурс] // Cultural-historical psychology. 2010. Том 6. № 4. С. 30—38. 
  36. The formation of a norm in a group situation // The psychology of social norms / M. Sherif (ed.). N.Y.: Octagon books, 1965. P. 89—112.
  37. Smahel D., Machackova H., Mascheroni G., Dedkova L., Staksrud E., Ólafsson K., Livingstone S., Hasebrink U. EU Kids Online 2020: Survey results from 19 countries. EU Kids Online. 2020. DOI:10.21953/lse.47fdeqj01ofo
  38. Suler J. The online disinhibition effect // Cyberpsychology and Behaviour. 2004. Vol. 7. P. 321—326. DOI:10.1089/1094931041291295
  39. Tajfel H. La categorisation sociale // Introduction à la psychologie sociale / S.Moscovici (ed.). Paris: Larousse,1972. P. 272—302.
  40. Turner J. Towards a cognitive redefinition of the social group // Social identity and intergroup relations / H.Tajfel (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1982. P. 15—40.
  41. Udris R. Cyberbullying among high school students in Japan: development and validation of the online disinhibition scale // Computers in Human Behavior. 2014. Vol. 41. P. 253— 261. DOI:10.1016/j.chb.2014.09.036
  42. Udris R. Psychological and social factors as predictors of online and offline deviant behavior among Japanese adolescents // Deviant Behavior. 2017. Vol. 38. P. 792—809. DOI:10.1080/01639625.2016.1197689
  43. Vilanova F., Beria F.M., Costa A.B., Koller S.H. Deindividuation: From Le Bon to the social identity model of deindividuation effects // Cogent Psychology. 2017. Vol. 4. DOI:10.1080/23311908.2017.1308104
  44. Wu S., Lin T.-G., Shih J.F. Examining the antecedents of online disinhibition // Information Technology and People. 2017. Vol. 30.P. 189—209. DOI:10.1108/ITP-07-2015-0167
Источ­ник: Куль­тур­но-исто­ри­че­ская пси­хо­ло­гия. 2020. Том 16. № 4. С. 98–108. DOI: 10.17759/chp.2020160410

Об авторах

  • Инна Бори­сов­на Бови­на — док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор кафед­ры кли­ни­че­ской и судеб­ной пси­хо­ло­гии, факуль­тет юри­ди­че­ской пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.
  • Нико­лай Вик­то­ро­вич Дво­рян­чи­ков — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент, декан факуль­те­та юри­ди­че­ской пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest