21-й век ознаменовал собой уникальное явление, которое находится в самом начале своего осуществления и, тем более - изучения, объективно предполагая как усовершенствование существующих методов познания, так и значительное расширение их диапазона.
Развитие технологий виртуально-сетевой информатизации социальных структур способствовало тому, что два базовых, основных понятия - время и пространство - перестали быть однозначными, они диверсифицировались и плюрализировались. «Что-то, где-то, когда- то» (аnything, anywhere, anytime) - таков лозунг индустрии, которая создает их имидж и распространяет их.
Географические показатели пространства уже не играют столь значительную роль в жизни общества, как это было еще совсем недавно.
Географическое пространство все меньше и меньше представляется для нас первичным, онтологически значимым.
Так возник термин «кибергеография» [1,4,5]. Оно (пространство) стало пластичным, искусственно сконструированным по месту и времени, разделяющимся на части и легко воссоединяющимся по желанию, согласно намерению человека.
Интернет сокращает до минимума информационные дистанции между людьми. Время, которое также претерпело изменения, не является в полной мере объективным, это уже не показатель процессов, фактов, это что-то другое для современного человека, а именно - промежутки между подключениями к активной «матрице» сетевой виртуализации, будь то телевизор, компьютер, иллюстрированный журнал или мега молл как «храм» потребления.
Развитие медиа привело к тому, что сейчас информация фактически является одним из самых жизненно необходимых ресурсов для человека [3,4], его развития и собственно жизнедеятельности.
Это привело к пришествию и нового человека, который полностью соответствует эпохе сетевой виртуализации и информатизации.
Пластичность потребителя виртуальности стала ведущей характеристикой отдельной личности – «каждый может быть любым». И легкая доступность виртуальных технологий делает это возможным практически для каждого.
Следует отметить, что в сложившихся условиях необходимо выстраивать новую систему понятий, которые позволили бы не отстать от нарастающих как снежный ком процессов активной и бесконтрольной социализации индивида в полиэтническом, мультиконфессиональном киберпространстве, становления его личности, переживания им экзистенции иным образом, не так, как это традиционно мы привыкли понимать.
Серен Кьеркегор (1844), основатель эзистенциализма, противопоставил аристотелевскому удивлению именно отчаяние, как начало философии, определяя экзистенцию как inter-esse (бытие - между). Человеческое существование как бы разорвано надвое, оно протекает в промежутке между бытием и ничто, (что и было развито Ж. - П. Сартром [5]), Богом и внешним миром.
О бытии и времени писал и М.Хайдеггер: «Когда мы отграничиваем бытие - в, то не отказываем присутствию во всякого рода «пространственности». Наоборот: присутствие имеет даже собственное «бытие-в-пространстве», что однако со своей стороны возможно только на основе «бытия-в- мире вообще» [6, с.56].
Хайдеггер пишет о телесности, как неизменной нашей принадлежности, привязанности к пространству, но и о духе, вырывающемся за пределы пространства-времени. Дух, как <сопричастный> и порождающий собственно ощущение экзистенция, её переживание, неразделим с телесностью в данном контексте.
В виртуально-сетевом же контексте экзистенция пребывающего в киберпространстве сознания современного человека выходит «за скобки», отделяясь от телесности, отводя ей второстепенную роль, онтологически менее значимую.
Присутствие здесь и сейчас в намечающемся смысловом поле киберпространственного континуума вовсе не очевидно с точки зрения присутствия телесного, физического, материального. Да, оно может и должно быть актуальным, оно может сохранять статус «бытия-в-мире вообще», но при этом собственно экзистенция перемещается в иное измерение, сохраняя при этом смысл и корни его свободы и ответственности.
Здесь следует отметить, что именно русская философская антропология всегда была едина в том, что духовность - определяющее свойство каждого человека, когда нравственный закон внутри его сильнее влияния каких бы то ни было внешних обстоятельств.
Экзистенциализм Ф.М.Достоевского, например, поднимает вековые пласты тех глубин, которые затрагивает дух человеческий на пути к постижению себя, своего существования. Имеет непреходящее значение и один из значимых выводов русской философии о том, что человек всегда ищет и будет искать нечто высшее над собой (или – в себе?), некий Абсолют, Высший Смысл, который ведёт его через тернии к звёздам, к величию человеческого духа.
Смысл смерти, её экзистенциальное значение, переживание, в традициях многих народов весьма различны. С точки зрения Ведических традиций мы вплотную подошли к осознанию сначала феноменов «цифровой реинкарнации» (update, upgrade, обновление ПО или «железа», англ.), «киберкармы», а затем уже, пожалуй, и к их фундаментальным, истинным онтологическим истокам и основаниям.
Цифровая личность, digital identity (англ.) как понятие, ставшее уже общепринятым в измерениях виртуально - цифрового мирового сообщества, напрямую ставит перед нами вопрос и об автоматической, автоматизированной ответственности за все свои поступки, вопрос о киберэкзистенции в чистом виде, переживания кармы бытия-в-сети на основе осознания неотвратимых и мгновенных последствий всей своей деятельности в киберсоциальной среде («Преступление и наказание 2.0»), сведенного до формально-цифровой реакции интернет-ботов на любое действие (просто – клик мышкой), вне зависимости от его морально-нравственного окраса.
Как водитель, который поездил в течение дня по мегаполису, не нуждается в «адреналиновых» развлечениях, так и активный пользователь сети переживает экзистенцию в Сети настолько часто и глубоко, что ни Сартру, ни Камю, ни Кьеркегору такое даже и не снилось.
Геймеры всего мира уже давно оперируют этим понятием, «накапливая и теряя карму» в процессе компьютерных игр. Но ведь то же самое явление, просто не так явно, перманентно осуществляется в виртуально-сетевой среде, выстраивая свой, цифровой причинно-следственный трафик, являющийся абсолютно уникальным для каждого конечного пользователя Сети.
Суть происходящих перемен заключается не только в известных законах «уплотнения информации», но и в эффекте ускорения темпа и «уплотнения экзистенций», в обострении ускользающего чувства настоящей, реальной жизни, которую медленно, но верно похищает у нас цифровое глобальное киберпространство, предлагая взамен суррогатную «киберэкзистенцию», ничем не отличающуюся по своей глубине и амплитуде переживаний от привычных пороговых состояний человеческой психики, описанных у классиков жанра.
Также одной из причин обращения к данной проблематике оказалось то обстоятельство, что, несмотря на, казалось бы, имеющийся колоссальный научно-информационный потенциал и исторические, духовные традиции, наше утверждающееся сетевое информационное общество уже находится в глубоком духовном кризисе, возможность, потенциальная реальность которого была «зашита» изначально в зарождающемся техногенном образовании [2], он также спровоцирован теперь размыванием онтологических, аксиологических, мировоззренческих ориентиров, потеря которых объективно грозит обществу информационным хаосом и, как следствием – социальной катастрофой.
Идеологические и аксиологические системы сами по себе являются базисными информационными структурами и составляют динамическую основу формирования социальной реальности. Вместе с другими элементами социального организма они выполняют роль своеобразных «посредников». Им принадлежат организационные, управленческие, нормативные функции, обеспечивающие процесс адаптации индивидуального и коллективного сознания к изменениям, которые происходят.
Исторически любое общество формируется, развивается на постоянно расширяющейся базе коммуникативных информационных связей, но только в ХХI в. этот вопрос стал предметом серьезных научных трансдисциплинарных исследований.
Сейчас возникла острая необходимость также в изучении информации как мощного инновационного ресурса в сфере коммуникации и как одного из основных факторов, драйвером развития человеческого общества в целом.
Именно информационные технологии теперь формируют базовые функциональные зависимости в системе социальных связей и отношений.
Информация как одна из трёх базовых сущностей в известной троичной системе Мироздания «материя - информация - мера» представляет собой объективную реальность бытия, которую, при должном отмеривании можно использовать во благо, а можно – и для разрушения всего материального мира.
Экзистенциальные проблемы современного активного пользователя Сети, «интермена», только начинаются. Очень скоро мы получаем (через год-два) поколение молодых людей, пребывающих душой в киберпространстве 24 часа в сутки, в режиме non-stop - online. На подходе - широкое распространение LTE-технологий (как в Японии, например), 4, 5G, неизбежно отправляющих уже сейчас медленный мобильный Интернет на свалку истории. Широкополосный мобильный трафик – вот та структурно-коммуникативная основа, на которой следует строить всю систему социальных отношений заново, начиная с «низовых», базовых уровней, и заканчивая всеми иерархическими комплексами оцифрованных государственных институтов.
Готовы ли мы сформулировать смыслы, подготовить к усвоению знания, умения и навыки для маленьких людей, которые ещё не знают, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а уже тянутся к заветным планшету - фаблету - смартфону? Готовы ли они сами к существованию, априори несоизмеримому с их возрастными психическими возможностями?
Список использованной литературы
- Девтеров І.В. Кібергеографія як соціально - інституційне явище. Науковий вісник «Гілея». Збірник наукових праць. К.: ВІР УАН, 2011. – Випуск 49. с. 426 - 431.
- Девтеров І.В. Сетевое поколение. Две стороны медали / Тези доповідей. // Викладання психол. - педагог. дисциплин у технічному університеті: методологія, досвід, перспективи. // Матеріали Першої міжнар. наук. - метод. конф. 26 - 27 жовтня 1999, - К., 1999, с. 109 - 111.
- Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн. – М.; Жуковский: Канон - пресс - Ц; Кучково поле, 2003.–464 с.
- Найдёнова Л.А. Последствия эскалации парасоциальных отношений с виртуальными персонажами / Л. А. Найдёнова // Современные тенденции в развитии российского медиаобразования : Сб. материалов всерос. науч. практ. конф. : в 2 т. – М., 2010. – Т. 1 – с.212 - 220.
- Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. - М.: Республика, 2000. - 639 с. - (Мыслители XX века).
- Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Ad Marginem, 1997. - 451 с.
- http: // cardshop.com.ua / blog / articles / kibergeografija - zadachi - i - vozmozhnosti /
- Травин А. Кибергеография // http: // old.russ.ru / journal / netcult / 98 - 08 - 26 / travin.htm
Об авторе
Девтеров И.В. - доктор филосовских наук, профессор, Факультет социологии и права, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», г. Киев, Украина.
Смотрите также:
- Войскунский А.Е. Интернет как пространство познания: психологические аспекты применения гипертекстовых структур
- Демина Л. Д. Уход в виртуальную реальность
- Машина, платформа, толпа: Наше цифровое будущее. Эндрю Макафи, Эрик Бриньолфсон
- Моторина Л.Е., Черняева Г.В. Психологическая виртуальная реальность в компьютерной интерактивной среде