Михина М.В. Коммуникационные мотивы участников групп сети Интернет на основании символьных изображений

М

С помо­щью сети Интер­нет мож­но узнать не толь­ко акту­аль­ную инфор­ма­цию, но и добав­лять лич­ные сооб­ще­ния, фото­гра­фии, видео и иные дан­ные, участ­во­вать в раз­лич­ных тема­ти­че­ских груп­пах, общать­ся с дру­ги­ми поль­зо­ва­те­ля­ми. Тема­ти­че­ская направ­лен­ность сете­вых групп и обсуж­де­ние в них схо­жих тем побуж­да­ют участ­ни­ков к ком­му­ни­ка­ци­он­ной активности.

Вза­и­мо­дей­ствие меж­ду поль­зо­ва­те­ля­ми в сети Интер­нет отли­ча­ет­ся от реаль­но­го и непо­сред­ствен­но­го тем, что про­ис­хо­дит на стра­ни­це сай­та и в резуль­та­те при­об­ре­та­ет свои осо­бен­но­сти. Физи­че­ские харак­те­ри­сти­ки собе­сед­ни­ков, к кото­рым отно­сят­ся рост, цвет волос, чер­ты лица и дру­гие, есте­ствен­ным обра­зом не пре­об­ра­зу­ют­ся в искус­ствен­но созда­ва­е­мую элек­трон­ную фор­му и не ока­зы­ва­ют воз­дей­ствий, как при реаль­ном общении. 

Поль­зо­ва­те­ли не могут пред­стать непо­сред­ствен­но таки­ми, какие они есть, на элек­трон­ном носи­те­ле инфор­ма­ции, а выде­ля­ют себя с помо­щью сим­во­ла, то есть лич­ной фото­гра­фии или дру­го­го изоб­ра­же­ния, кото­рые вошли в нашу повсе­днев­ную речь таки­ми поня­ти­я­ми как «ава­тар» или «юзер­пик»1. С его помо­щью созда­ет­ся самое пер­вое визу­аль­ное впе­чат­ле­ние о поль­зо­ва­те­ле сети.

Под ава­та­ром или юзер­пи­ком (от англ. user picture — «кар­тин­ка поль­зо­ва­те­ля») – пони­ма­ет­ся сге­не­ри­ро­ван­ное элек­трон­ной вычис­ли­тель­ной маши­ной (ком­пью­те­ром) неболь­шое ста­тич­ное или ани­ми­ро­ван­ное сим­воль­ное изоб­ра­же­ние, иден­ти­фи­ци­ру­ю­щее поль­зо­ва­те­ля в сети Интер­нет [1].

В насто­я­щее вре­мя про­во­дят­ся еди­нич­ные эмпи­ри­че­ские иссле­до­ва­ния в дан­ной обла­сти, напри­мер, ава­тар может предо­став­лять инфор­ма­цию о лич­но­сти на уровне отдель­ных черт (экс­тра­вер­сии, согла­сия и нев­ро­тиз­ма) [2]; рас­смат­ри­ва­ет­ся связь ава­та­ра поль­зо­ва­те­ля с фак­то­ра­ми Боль­шой Пятер­ки лич­ност­ных черт [3]; как фак­тор фор­ми­ро­ва­ния пер­вич­но­го доверия/недоверия [4]; связь моти­ва­ции поль­зо­ва­те­ля с выбо­ром опре­де­лен­но­го ава­та­ра [1, 5]. Тем не менее, тео­ре­ти­че­ских обос­но­ва­ний под­хо­да к иссле­до­ва­нию элек­трон­ных изоб­ра­же­ний, кото­рые заме­ня­ют в сети Интер­нет внеш­ний облик поль­зо­ва­те­ля, в доступ­ной лите­ра­ту­ре не обнаружено.

Необ­хо­ди­мо выде­лить моти­вы выбо­ра ава­та­ра, меж­ду кото­ры­ми нет рез­ких пере­хо­дов и гра­ни­цы меж­ду ними условны:

  1. Реклам­ный – в целях при­вле­че­ния вни­ма­ния, что­бы вызвать опре­де­лен­ную реак­цию у дру­гих пользователей;
  2. Дея­тель­ност­ный – в целях раз­гра­ни­че­ния дея­тель­но­сти, отчуж­де­ния от интер­нет-ком­му­ни­ка­ций. В осно­ва­нии дан­но­го моти­ва может быть про­фес­си­о­наль­ная дея­тель­ность людей, непо­сред­ствен­но свя­зан­ная с сетью Интернет;
  3. Про­ек­тив­ный – отра­жа­ю­щий лич­ност­ные осо­бен­но­сти вла­дель­ца дан­но­го ава­та­ра. Функ­ции ава­та­ра: адап­та­ци­он­ная, цен­ност­но-ори­ен­та­ци­он­ная, социализирующая.

В.А. Лабун­ская рас­смат­ри­вая фено­мен «види­мый чело­век» отме­ча­ет, что «пре­об­ра­зо­ва­тель­ная актив­ность, направ­лен­ная на свой внеш­ний облик, — это не про­сто кор­рек­ция и изме­не­ние внеш­не­го обли­ка, а выра­жен­ное стрем­ле­ние вли­ять на свои «внут­рен­ние» харак­те­ри­сти­ки, собы­тий­ные кон­тек­сты, на цен­ност­но-смыс­ло­вые интер­пре­та­ции как себя, так и дру­го­го посред­ством воз­дей­ствия на «внеш­ние» харак­те­ри­сти­ки». [6].

Про­цесс вос­со­зда­ния сво­е­го визу­аль­но­го обра­за с помо­щью элек­трон­ных изоб­ра­же­ний свя­зан с осо­бен­но­стя­ми вос­при­я­тия себя, сво­е­го места и роли в соци­у­ме, в нем выра­жа­ет­ся наи­бо­лее обоб­щен­ное, целост­ное пони­ма­ние сво­ей лич­но­сти, отно­ше­ние к дру­гим и явля­ет­ся реша­ю­щим момен­том для осо­зна­ния сво­е­го «Я», так как чело­век, таким обра­зом, ука­зы­ва­ет на само­го себя. 

Сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние, что для рекон­струк­ции визу­аль­но­го обра­за поль­зо­ва­те­ля в сети Интер­нет исполь­зу­ют­ся не толь­ко фото­гра­фии людей, но и изоб­ра­же­ния живот­ных, цве­тов, раз­лич­ных вне­зем­ных существ, тех­ни­ки и мно­гое другое.

Сво­бод­но выбран­ная лич­ная фото­гра­фия или иная элек­трон­ная кар­тин­ка, кото­рая явля­ет­ся визу­аль­ным пред­ста­ви­те­лем поль­зо­ва­те­ля в сети Интер­нет, име­ет непо­сред­ствен­ное к нему отно­ше­ние и высту­па­ет его сим­во­лом. Такой тип пре­зен­та­ции явля­ет­ся новым соци­о­куль­тур­ным фено­ме­ном, может под­чер­ки­вать при­над­леж­ность к опре­де­лен­ной груп­пе, соци­аль­ную роль, подоб­но фор­мен­ной одеж­де, куль­тур­ные цен­но­сти и инте­ре­сы владельца. 

Сле­до­ва­тель­но, мож­но пред­по­ло­жить, что в ава­та­ре поль­зо­ва­те­ля инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ной сети Интер­нет, долж­ны выра­жать­ся моти­вы его ком­му­ни­ка­ци­он­ной актив­но­сти в неяв­ной, сим­во­ли­че­ской форме.

На осно­ва­нии изло­жен­но­го, в целях опре­де­ле­ния ком­му­ни­ка­ци­он­ных моти­вов поль­зо­ва­те­лей необ­хо­ди­мо иссле­до­вать сим­воль­ные изоб­ра­же­ния участ­ни­ков групп, фору­мов сети Интер­нет с раз­лич­ной тема­ти­че­ской направленностью. 

В стра­те­гии дан­но­го иссле­до­ва­ния за осно­ву при­ня­ты не поль­зо­ва­те­ли, отож­деств­ля­ю­щие себя с кон­крет­ным изоб­ра­же­ни­ем и не поль­зо­ва­те­ли сети, кото­рые наблю­да­ют за ними, а непо­сред­ствен­но сами сим­воль­ные изоб­ра­же­ния, как кате­го­рия и еди­ни­ца ана­ли­за. Хотя, ава­тар, то есть сим­воль­ное изоб­ра­же­ние поль­зо­ва­те­ля не явля­ет­ся пред­ме­том пси­хо­ло­гии, но, тем не менее, явля­ет­ся наблю­да­е­мым раз­дра­жи­те­лем, ана­ли­зи­руя кото­рый мож­но иссле­до­вать реак­ции людей на опре­де­лен­ный символ.

На началь­ном эта­пе иссле­до­ва­ния опре­де­ле­на тема­ти­че­ская направ­лен­ность групп сети Интер­нет, в скоб­ках ука­за­на соот­вет­ству­ю­щая ей пуб­лич­ная и откры­тая для все­об­ще­го досту­па груп­па, форум в кото­ром про­во­ди­лось дан­ное исследование. 

Груп­пы в сети по тема­ти­че­ской направ­лен­но­сти, сле­ду­ю­щие: прак­ти­че­ская и тру­до­вая дея­тель­ность (форум рос­сий­ской про­из­вод­ствен­ной ком­па­нии «ОВЕН»); нау­ка, иссле­до­ва­тель­ская дея­тель­ность («науч­ный форум dxdy»); досуг, раз­вле­ка­тель­но-игро­вая дея­тель­ность (фору­мы игро­во­го пор­та­ла «UPGAME.ORG» и игры «World of Tanks»); эсте­ти­ка (фору­мы «STYLEFORUM.RU» и совре­мен­но­го искус­ства «ArtNow.ru»); идео­ло­гия (форум «Шко­лы Масте­ра Тра­ди­ци­он­но­го Рэй­ки Заре­сла­ва (Дмит­рия Оку­не­ва)»); поли­ти­ка и ново­сти (поли­ти­че­ский форум «КПРФ» и инфор­ма­ци­он­ный сайт «Афтер­шок»); демо­гра­фия (форум роди­те­лей горо­да Иркут­ска «38mama.ru»); увле­че­ния, хоб­би (форум о туриз­ме «TURIZM.RU»).

В каж­дой из выше­пе­ре­чис­лен­ных групп из обсуж­да­е­мых пуб­ли­ка­ций, рас­по­ло­жен­ных в верх­них стро­ках стра­ни­цы сай­та груп­пы или фору­ма в момент про­ве­де­ния иссле­до­ва­ния, был про­ве­ден сбор мате­ри­а­ла, то есть сим­воль­ных изоб­ра­же­ний (все­го 1809) поль­зо­ва­те­лей, при­ни­ма­ю­щих уча­стие в обсуждении. 

На осно­ва­нии собран­но­го мате­ри­а­ла и визу­аль­ной фор­мы, выде­ле­ны сле­ду­ю­щие кате­го­рии сим­воль­ных изоб­ра­же­ний поль­зо­ва­те­лей: 1) абстрак­ции, фон; 2) архи­тек­ту­ра и памят­ни­ки; 3) живот­ный мир; 4)маски; 5) маши­ны и меха­низ­мы; 6) одеж­да, аксес­су­а­ры; 7) пей­заж, цве­ты; 8) пла­ка­ты, над­пи­си; 9) робо­ты, вне­зем­ные суще­ства; 10) части тела; 11) чело­век; 12) эмбле­мы, гер­бы, лого­ти­пы; 13) иное.

На сле­ду­ю­щем эта­пе иссле­до­ва­ния сле­ду­ет систе­ма­ти­зи­ро­вать коли­че­ствен­ное рас­пре­де­ле­ние пока­за­те­лей по выде­лен­ным кате­го­ри­ям сим­воль­ных изоб­ра­же­ний, сопо­ста­вив их с тема­ти­че­ской направ­лен­но­стью груп­пы, кото­рая побуж­да­ет поль­зо­ва­те­лей к ком­му­ни­ка­ци­он­ной актив­но­сти. Полу­чен­ные дан­ные в про­цент­ном выра­же­нии пред­став­ле­ны в Таб­ли­це 1.

Таблица 1. Результаты распределения символьных изображений пользователей по выделенным категориям и группам сети «Интернет», (%)

Таблица 1. Результаты распределения символьных изображений пользователей по выделенным категориям и группам сети «Интернет», (%)

Изме­не­ния в коли­че­ствен­ном рас­пре­де­ле­нии, то есть уве­ли­че­ние про­цент­ных пока­за­те­лей по одной из кате­го­рии сим­воль­ных изоб­ра­же­ний поль­зо­ва­те­лей и умень­ше­ние по дру­гой, поз­во­ля­ют изме­рить сим­воль­ное сме­ще­ние в отдель­ной тема­ти­че­ской груп­пе, выявить в ней наи­бо­лее попу­ляр­ные и менее зна­чи­мые символы. 

Уве­ли­че­ние про­цент­ных пока­за­те­лей по одной опре­де­лен­ной кате­го­рии сим­воль­ных изоб­ра­же­ний в раз­лич­ных груп­пах ука­зы­ва­ет на их сход­ство. Уве­ли­че­ние про­цент­ных пока­за­те­лей по одной кате­го­рии сим­воль­ных изоб­ра­же­ний в одной тема­ти­че­ской груп­пе и их сни­же­ние в дру­гой, выяв­ля­ет различия. 

Полу­чен­ные дан­ные в резуль­та­те поз­во­ля­ют уви­деть вза­и­мо­связь тема­ти­че­ской направ­лен­но­сти групп с кате­го­ри­я­ми изоб­ра­же­ний и про­ве­сти интер­пре­та­цию отдель­ных кате­го­рий сим­воль­ных изоб­ра­же­ний участ­ни­ков групп, фору­мов сети Интернет.

Результаты

Ава­та­ры или сим­во­лы поль­зо­ва­те­лей с изоб­ра­же­ни­ем чело­ве­ка при­сут­ству­ют в каж­дой из иссле­ду­е­мых групп сети Интер­нет. Высо­кие пока­за­те­ли более 50% в груп­пах, в кото­рых обсуж­да­ют­ся путе­ше­ствия и тури­сти­че­ские поезд­ки («TURIZM.RU»), темы искус­ства с воз­мож­но­стью рекла­мы и про­да­жи сво­их про­дук­тов («ArtNow.ru»), а так­же посвя­щен­ных обзо­ру одеж­ды, обу­ви и моды («STYLEFORUM.RU»).

Эти дан­ные поз­во­ля­ют сде­лать пред­по­ло­же­ние, что поль­зо­ва­те­ли сети Интер­нет, исполь­зу­ю­щие в каче­стве сим­воль­но­го изоб­ра­же­ния лич­ную фото­гра­фию или дру­го­го чело­ве­ка, стре­мят­ся про­из­во­дить впе­чат­ле­ние, быть уви­ден­ны­ми, узнаваемыми.

Зна­чи­тель­ное сни­же­ние пока­за­те­лей по кате­го­рии «чело­век» про­ис­хо­дит в груп­пах сети с раз­вле­ка­тель­но-игро­вой тема­ти­кой («World of Tanks»), а так­же по реше­нию школь­ных зада­ний, науч­ных задач («науч­ный форум dxdy»), обсуж­де­ни­ем ново­стей («Афтер­шок»), с внед­ре­ни­ем и при­ме­не­ни­ем обо­ру­до­ва­ния на про­из­вод­стве («ОВЕН»).

Сле­ду­ю­щая по попу­ляр­но­сти, кате­го­рия сим­воль­ных изоб­ра­же­ний участ­ни­ков групп сети Интер­нет – «живот­ный мир». Высо­кие зна­че­ния полу­че­ны в груп­пах с наи­бо­лее низ­ки­ми про­цент­ны­ми пока­за­те­ля­ми по кате­го­рии «чело­век» («Афтер­шок», «науч­ный форум dxdy», «ОВЕН», «World of Tanks»). Наи­мень­шие пока­за­те­ли по кате­го­рии «живот­ный мир», в груп­пах: «STYLEFORUM.RU», «UPGAME.ORG», «TURIZM.RU». У участ­ни­ков групп «STYLEFORUM.RU» и «TURIZM.RU» самые высо­кие пока­за­те­ли по кате­го­рии «чело­век» и наи­мень­шие – «живот­ный мир». В груп­пе «UPGAME.ORG» один из низ­ких про­цент­ных пока­за­те­лей по кате­го­рии «живот­ный мир» – 6% и сред­ний по кате­го­рии «чело­век» – 41%, но вме­сте с тем про­изо­шло уве­ли­че­ние по исполь­зо­ва­нию «масок» – 11% .

Из полу­чен­ных резуль­та­тов вид­но, что ком­му­ни­ка­ци­он­ный мотив поль­зо­ва­те­лей, отож­деств­ля­ю­щих­ся с изоб­ра­же­ни­ем «чело­век», про­ти­во­по­ло­жен моти­ву поль­зо­ва­те­лей с изоб­ра­же­ни­ем из кате­го­рии «живот­ный мир», поль­зо­ва­тель не демон­стра­ти­вен, не жела­ет быть визу­аль­но узнан­ным. При этом при­чи­ны такой сим­во­ли­за­ции могут быть раз­но­об­раз­ны, их иссле­до­ва­ние пред­по­ла­га­ет даль­ней­шую диф­фе­рен­ци­а­цию груп­пы «живот­ный мир».

Выяв­ле­но самое попу­ляр­ное в иссле­ду­е­мых груп­пах живот­ное, кото­рые поль­зо­ва­те­ли раз­ме­ща­ют на сво­ем ава­та­ре – это коты, они зафик­си­ро­ва­ны во всех иссле­ду­е­мых груп­пах, фору­мах от 1% до 7%.

Ава­тар поль­зо­ва­те­ля из кате­го­рии «эмбле­ма, герб или лого­тип» так­же при­сут­ству­ет во всех иссле­ду­е­мых груп­пах. Наи­бо­лее высо­кие про­цент­ные пока­за­те­ли в груп­пах, кото­рые созда­ны пред­ста­ви­те­ля­ми офи­ци­аль­но заре­ги­стри­ро­ван­ных и суще­ству­ю­щих вне сети Интер­нет орга­ни­за­ций («КПРФ», «ОВЕН»).

Полу­чен­ные дан­ные могут сви­де­тель­ство­вать о том, что для поль­зо­ва­те­лей, исполь­зу­ю­щих в каче­стве сво­е­го сим­воль­но­го изоб­ра­же­ния эмбле­мы, лого­ти­пы или гер­бы веду­щим ком­му­ни­ка­ци­он­ным моти­вом в сети Интер­нет явля­ет­ся при­вле­че­ние вни­ма­ния к сво­ей дея­тель­но­сти, спе­ци­аль­но­сти или под­чер­ки­ва­ние при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­ной орга­ни­за­ции, обще­ству. Ана­ло­гич­но про­ве­ден ана­лиз по осталь­ным выде­лен­ным кате­го­ри­ям сим­воль­ных изоб­ра­же­ний пользователей.

Нерав­но­мер­ность рас­пре­де­ле­ния кате­го­рий сим­воль­ных изоб­ра­же­ний поль­зо­ва­те­лей, участ­ни­ков групп сети Интер­нет, поз­во­ля­ет обо­зна­чить как основ­ные, кото­рые при­сут­ству­ют во всех иссле­ду­е­мых тема­ти­че­ских груп­пах, так и дополнительные. 

Таким обра­зом, во всех иссле­ду­е­мых груп­пах при­сут­ству­ют пять кате­го­рий сим­воль­ных изоб­ра­же­ний с раз­ны­ми про­цент­ны­ми пока­за­те­ля­ми, ана­лиз кото­рых поз­во­ля­ет опре­де­лить пять основ­ных ком­му­ни­ка­ци­он­ных моти­ва в груп­пах сети Интернет:

  1. Жела­ние быть уви­ден­ным или узна­ва­е­мым дру­ги­ми людь­ми про­яв­ля­ет­ся с помо­щью изоб­ра­же­ний из кате­го­рии «чело­век»;
  2. Поль­зо­ва­тель не хочет быть визу­аль­но узнан­ным, про­яв­ля­ет­ся с помо­щью изоб­ра­же­ний из кате­го­рии «живот­ный мир»;
  3. При­вле­че­ние вни­ма­ния к сво­ей дея­тель­но­сти, спе­ци­аль­но­сти или под­чер­ки­ва­ние при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­ной орга­ни­за­ции или обще­ству про­яв­ля­ет­ся изоб­ра­же­ни­я­ми «эмбле­мы, гер­бы, логотипы»;
  4. Поиск и фор­ми­ро­ва­ние пси­хо­ло­ги­че­ской защи­щен­но­сти, устра­не­ние повы­шен­ной тре­вож­но­сти, про­яв­ля­ет­ся изоб­ра­же­ни­я­ми из кате­го­рии «мас­ки»;
  5. Стрем­ле­ние к отчуж­ден­но­сти, обособ­лен­но­сти выра­жа­ет­ся изоб­ра­же­ни­я­ми «робо­ты, вне­зем­ные существа».

Кате­го­рии сим­воль­ных изоб­ра­же­ний, кото­рые при­сут­ству­ют не во всех иссле­ду­е­мых груп­пах (допол­ни­тель­ные), пред­по­ло­жи­тель­но свя­за­ны со сле­ду­ю­щи­ми ком­му­ни­ка­ци­он­ны­ми моти­ва­ми пользователей:

  1. Стрем­ле­ние доми­ни­ро­ва­нию, к кон­ку­рен­ции, ока­за­нию вли­я­ния с помо­щью убеж­де­ний, про­яв­ля­ет­ся изоб­ра­же­ни­я­ми «пла­ка­ты, лозун­ги, надписи»;
  2. Вни­ма­ние к семей­ным цен­но­стям, к улуч­ше­нию здо­ро­вья, про­яв­ля­ет­ся с помо­щью изоб­ра­же­ний «пей­заж, цветы»;
  3. Стрем­ле­ние в ува­же­нии, при­зна­нии про­яв­ля­ет­ся с помо­щью изоб­ра­же­ний «одеж­да, обувь, аксессуары»;
  4. Стрем­ле­ние овла­деть ситу­а­ци­ей, пре­одо­леть сла­бость, выра­жа­ет­ся изоб­ра­же­ни­я­ми «маши­ны, механизмы»;
  5. Прак­ти­че­ское полу­че­ние поль­зы, выго­ды про­яв­ля­ет­ся изоб­ра­же­ни­я­ми из кате­го­рии «части тела»;
  6. Осво­бо­дить­ся от огра­ни­че­ний, к про­вож­де­нию вре­ме­ни вне дома, выра­жа­ет­ся изоб­ра­же­ни­я­ми «архи­тек­ту­ра, памятники»;
  7. Стрем­ле­ние к тео­ре­ти­зи­ро­ва­нию, поис­ку цело­го, про­яв­ля­ет­ся с помо­щью изоб­ра­же­ний «абстрак­ции, фон».

В дан­ном иссле­до­ва­нии пред­став­ле­ны пред­ва­ри­тель­ные резуль­та­ты по наи­бо­лее общим кате­го­ри­ям сим­воль­ных изоб­ра­же­ний (напри­мер, «чело­век», «живот­ный мир» и т.п.), тем не менее, необ­хо­ди­мо даль­ней­шее выде­ле­ние под­ка­те­го­рий сим­во­лов и более тща­тель­ное эмпи­ри­че­ское исследование.

Список использованной литературы

  1. Кышты­мо­ва И.М., Михи­на М.В. Сим­воль­ная иден­ти­фи­ка­ция поль­зо­ва­те­лей в сети Интер­нет // Обра­зо­ва­ние и раз­ви­тие лич­но­сти в совре­мен­ном ком­му­ни­ка­тив­ном про­стран­стве: Мате­ри­а­лы Все­рос­сий­ской науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции с меж­ду­на­род­ным уча­сти­ем / под общей редак­ци­ей И.М. Кышты­мо­вой. – Иркутск: Изд-во Аспринт, 2016. С. 82 – 87.
  2. Fong К., Mar R.A. What Does My Avatar Say About Me? Inferring Personality From Avatars // Personality and Social Psychology Bulletin. 2015. Vol. 41(2). С. 237–249
  3. Щебе­тен­ко С.А. Боль­шая пятер­ка черт лич­но­сти и актив­ность поль­зо­ва­те­лей в соци­аль­ной сети «Вкон­так­те» // Вест­ник ЮУр­ГУ. Серия: Пси­хо­ло­гия. 2013. № 4. С. 73 – 83.
  4. Зай­це­ва Ю.Е. Образ само­пре­зен­та­ции (ава­та­ра) как фак­тор фор­ми­ро­ва­ния пер­вич­но­го доверия/недоверия субъ­ек­ту интер­нет-ком­му­ни­ка­ции // Вест­ник СПб­ГУ. Серия 12. 2012. Вып.1. С. 134 – 143.
  5. Куз­не­цо­ва И. В., Фоми­но­ва Е. А. Выбор ава­та­ра как фор­ма само­пре­зен­та­ции в сети Интер­нет (на при­ме­ре соци­аль­ной сети «ВКон­так­те») // Петер­бург­ский пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. – 2016. – №. 14. – С. 101-114.
  6. Лабун­ская В.А. «Види­мый чело­век» как соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский фено­мен // Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство. 2010. № 1. С. 26–39.
Источ­ник: Инно­ва­ци­он­ная нау­ка. 2017. №7.

Об авторе

Мари­на Вла­ди­ми­ров­на Михи­на — магистр пси­хо­ло­гии, неза­ви­си­мый иссле­до­ва­тель, г. Иркутск.

Смот­ри­те также:

ПРИМЕЧАНИЕ

  1. В дан­ной ста­тье поня­тия «ава­тар» и «сим­воль­ное изоб­ра­же­ние» поль­зо­ва­те­ля упо­треб­ля­ют­ся как синонимы.

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest