С помощью сети Интернет можно узнать не только актуальную информацию, но и добавлять личные сообщения, фотографии, видео и иные данные, участвовать в различных тематических группах, общаться с другими пользователями. Тематическая направленность сетевых групп и обсуждение в них схожих тем побуждают участников к коммуникационной активности.
Взаимодействие между пользователями в сети Интернет отличается от реального и непосредственного тем, что происходит на странице сайта и в результате приобретает свои особенности. Физические характеристики собеседников, к которым относятся рост, цвет волос, черты лица и другие, естественным образом не преобразуются в искусственно создаваемую электронную форму и не оказывают воздействий, как при реальном общении.
Пользователи не могут предстать непосредственно такими, какие они есть, на электронном носителе информации, а выделяют себя с помощью символа, то есть личной фотографии или другого изображения, которые вошли в нашу повседневную речь такими понятиями как «аватар» или «юзерпик»1. С его помощью создается самое первое визуальное впечатление о пользователе сети.
Под аватаром или юзерпиком (от англ. user picture — «картинка пользователя») – понимается сгенерированное электронной вычислительной машиной (компьютером) небольшое статичное или анимированное символьное изображение, идентифицирующее пользователя в сети Интернет [1].
В настоящее время проводятся единичные эмпирические исследования в данной области, например, аватар может предоставлять информацию о личности на уровне отдельных черт (экстраверсии, согласия и невротизма) [2]; рассматривается связь аватара пользователя с факторами Большой Пятерки личностных черт [3]; как фактор формирования первичного доверия/недоверия [4]; связь мотивации пользователя с выбором определенного аватара [1, 5]. Тем не менее, теоретических обоснований подхода к исследованию электронных изображений, которые заменяют в сети Интернет внешний облик пользователя, в доступной литературе не обнаружено.
Необходимо выделить мотивы выбора аватара, между которыми нет резких переходов и границы между ними условны:
- Рекламный – в целях привлечения внимания, чтобы вызвать определенную реакцию у других пользователей;
- Деятельностный – в целях разграничения деятельности, отчуждения от интернет-коммуникаций. В основании данного мотива может быть профессиональная деятельность людей, непосредственно связанная с сетью Интернет;
- Проективный – отражающий личностные особенности владельца данного аватара. Функции аватара: адаптационная, ценностно-ориентационная, социализирующая.
В.А. Лабунская рассматривая феномен «видимый человек» отмечает, что «преобразовательная активность, направленная на свой внешний облик, — это не просто коррекция и изменение внешнего облика, а выраженное стремление влиять на свои «внутренние» характеристики, событийные контексты, на ценностно-смысловые интерпретации как себя, так и другого посредством воздействия на «внешние» характеристики». [6].
Процесс воссоздания своего визуального образа с помощью электронных изображений связан с особенностями восприятия себя, своего места и роли в социуме, в нем выражается наиболее обобщенное, целостное понимание своей личности, отношение к другим и является решающим моментом для осознания своего «Я», так как человек, таким образом, указывает на самого себя.
Следует обратить внимание, что для реконструкции визуального образа пользователя в сети Интернет используются не только фотографии людей, но и изображения животных, цветов, различных внеземных существ, техники и многое другое.
Свободно выбранная личная фотография или иная электронная картинка, которая является визуальным представителем пользователя в сети Интернет, имеет непосредственное к нему отношение и выступает его символом. Такой тип презентации является новым социокультурным феноменом, может подчеркивать принадлежность к определенной группе, социальную роль, подобно форменной одежде, культурные ценности и интересы владельца.
Следовательно, можно предположить, что в аватаре пользователя информационно-коммуникационной сети Интернет, должны выражаться мотивы его коммуникационной активности в неявной, символической форме.
На основании изложенного, в целях определения коммуникационных мотивов пользователей необходимо исследовать символьные изображения участников групп, форумов сети Интернет с различной тематической направленностью.
В стратегии данного исследования за основу приняты не пользователи, отождествляющие себя с конкретным изображением и не пользователи сети, которые наблюдают за ними, а непосредственно сами символьные изображения, как категория и единица анализа. Хотя, аватар, то есть символьное изображение пользователя не является предметом психологии, но, тем не менее, является наблюдаемым раздражителем, анализируя который можно исследовать реакции людей на определенный символ.
На начальном этапе исследования определена тематическая направленность групп сети Интернет, в скобках указана соответствующая ей публичная и открытая для всеобщего доступа группа, форум в котором проводилось данное исследование.
Группы в сети по тематической направленности, следующие: практическая и трудовая деятельность (форум российской производственной компании «ОВЕН»); наука, исследовательская деятельность («научный форум dxdy»); досуг, развлекательно-игровая деятельность (форумы игрового портала «UPGAME.ORG» и игры «World of Tanks»); эстетика (форумы «STYLEFORUM.RU» и современного искусства «ArtNow.ru»); идеология (форум «Школы Мастера Традиционного Рэйки Зареслава (Дмитрия Окунева)»); политика и новости (политический форум «КПРФ» и информационный сайт «Афтершок»); демография (форум родителей города Иркутска «38mama.ru»); увлечения, хобби (форум о туризме «TURIZM.RU»).
В каждой из вышеперечисленных групп из обсуждаемых публикаций, расположенных в верхних строках страницы сайта группы или форума в момент проведения исследования, был проведен сбор материала, то есть символьных изображений (всего 1809) пользователей, принимающих участие в обсуждении.
На основании собранного материала и визуальной формы, выделены следующие категории символьных изображений пользователей: 1) абстракции, фон; 2) архитектура и памятники; 3) животный мир; 4)маски; 5) машины и механизмы; 6) одежда, аксессуары; 7) пейзаж, цветы; 8) плакаты, надписи; 9) роботы, внеземные существа; 10) части тела; 11) человек; 12) эмблемы, гербы, логотипы; 13) иное.
На следующем этапе исследования следует систематизировать количественное распределение показателей по выделенным категориям символьных изображений, сопоставив их с тематической направленностью группы, которая побуждает пользователей к коммуникационной активности. Полученные данные в процентном выражении представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Результаты распределения символьных изображений пользователей по выделенным категориям и группам сети «Интернет», (%)
Изменения в количественном распределении, то есть увеличение процентных показателей по одной из категории символьных изображений пользователей и уменьшение по другой, позволяют измерить символьное смещение в отдельной тематической группе, выявить в ней наиболее популярные и менее значимые символы.
Увеличение процентных показателей по одной определенной категории символьных изображений в различных группах указывает на их сходство. Увеличение процентных показателей по одной категории символьных изображений в одной тематической группе и их снижение в другой, выявляет различия.
Полученные данные в результате позволяют увидеть взаимосвязь тематической направленности групп с категориями изображений и провести интерпретацию отдельных категорий символьных изображений участников групп, форумов сети Интернет.
Результаты
Аватары или символы пользователей с изображением человека присутствуют в каждой из исследуемых групп сети Интернет. Высокие показатели более 50% в группах, в которых обсуждаются путешествия и туристические поездки («TURIZM.RU»), темы искусства с возможностью рекламы и продажи своих продуктов («ArtNow.ru»), а также посвященных обзору одежды, обуви и моды («STYLEFORUM.RU»).
Эти данные позволяют сделать предположение, что пользователи сети Интернет, использующие в качестве символьного изображения личную фотографию или другого человека, стремятся производить впечатление, быть увиденными, узнаваемыми.
Значительное снижение показателей по категории «человек» происходит в группах сети с развлекательно-игровой тематикой («World of Tanks»), а также по решению школьных заданий, научных задач («научный форум dxdy»), обсуждением новостей («Афтершок»), с внедрением и применением оборудования на производстве («ОВЕН»).
Следующая по популярности, категория символьных изображений участников групп сети Интернет – «животный мир». Высокие значения получены в группах с наиболее низкими процентными показателями по категории «человек» («Афтершок», «научный форум dxdy», «ОВЕН», «World of Tanks»). Наименьшие показатели по категории «животный мир», в группах: «STYLEFORUM.RU», «UPGAME.ORG», «TURIZM.RU». У участников групп «STYLEFORUM.RU» и «TURIZM.RU» самые высокие показатели по категории «человек» и наименьшие – «животный мир». В группе «UPGAME.ORG» один из низких процентных показателей по категории «животный мир» – 6% и средний по категории «человек» – 41%, но вместе с тем произошло увеличение по использованию «масок» – 11% .
Из полученных результатов видно, что коммуникационный мотив пользователей, отождествляющихся с изображением «человек», противоположен мотиву пользователей с изображением из категории «животный мир», пользователь не демонстративен, не желает быть визуально узнанным. При этом причины такой символизации могут быть разнообразны, их исследование предполагает дальнейшую дифференциацию группы «животный мир».
Выявлено самое популярное в исследуемых группах животное, которые пользователи размещают на своем аватаре – это коты, они зафиксированы во всех исследуемых группах, форумах от 1% до 7%.
Аватар пользователя из категории «эмблема, герб или логотип» также присутствует во всех исследуемых группах. Наиболее высокие процентные показатели в группах, которые созданы представителями официально зарегистрированных и существующих вне сети Интернет организаций («КПРФ», «ОВЕН»).
Полученные данные могут свидетельствовать о том, что для пользователей, использующих в качестве своего символьного изображения эмблемы, логотипы или гербы ведущим коммуникационным мотивом в сети Интернет является привлечение внимания к своей деятельности, специальности или подчеркивание принадлежности к определенной организации, обществу. Аналогично проведен анализ по остальным выделенным категориям символьных изображений пользователей.
Неравномерность распределения категорий символьных изображений пользователей, участников групп сети Интернет, позволяет обозначить как основные, которые присутствуют во всех исследуемых тематических группах, так и дополнительные.
Таким образом, во всех исследуемых группах присутствуют пять категорий символьных изображений с разными процентными показателями, анализ которых позволяет определить пять основных коммуникационных мотива в группах сети Интернет:
- Желание быть увиденным или узнаваемым другими людьми проявляется с помощью изображений из категории «человек»;
- Пользователь не хочет быть визуально узнанным, проявляется с помощью изображений из категории «животный мир»;
- Привлечение внимания к своей деятельности, специальности или подчеркивание принадлежности к определенной организации или обществу проявляется изображениями «эмблемы, гербы, логотипы»;
- Поиск и формирование психологической защищенности, устранение повышенной тревожности, проявляется изображениями из категории «маски»;
- Стремление к отчужденности, обособленности выражается изображениями «роботы, внеземные существа».
Категории символьных изображений, которые присутствуют не во всех исследуемых группах (дополнительные), предположительно связаны со следующими коммуникационными мотивами пользователей:
- Стремление доминированию, к конкуренции, оказанию влияния с помощью убеждений, проявляется изображениями «плакаты, лозунги, надписи»;
- Внимание к семейным ценностям, к улучшению здоровья, проявляется с помощью изображений «пейзаж, цветы»;
- Стремление в уважении, признании проявляется с помощью изображений «одежда, обувь, аксессуары»;
- Стремление овладеть ситуацией, преодолеть слабость, выражается изображениями «машины, механизмы»;
- Практическое получение пользы, выгоды проявляется изображениями из категории «части тела»;
- Освободиться от ограничений, к провождению времени вне дома, выражается изображениями «архитектура, памятники»;
- Стремление к теоретизированию, поиску целого, проявляется с помощью изображений «абстракции, фон».
В данном исследовании представлены предварительные результаты по наиболее общим категориям символьных изображений (например, «человек», «животный мир» и т.п.), тем не менее, необходимо дальнейшее выделение подкатегорий символов и более тщательное эмпирическое исследование.
Список использованной литературы
- Кыштымова И.М., Михина М.В. Символьная идентификация пользователей в сети Интернет // Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под общей редакцией И.М. Кыштымовой. – Иркутск: Изд-во Аспринт, 2016. С. 82 – 87.
- Fong К., Mar R.A. What Does My Avatar Say About Me? Inferring Personality From Avatars // Personality and Social Psychology Bulletin. 2015. Vol. 41(2). С. 237–249
- Щебетенко С.А. Большая пятерка черт личности и активность пользователей в социальной сети «Вконтакте» // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2013. № 4. С. 73 – 83.
- Зайцева Ю.Е. Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия/недоверия субъекту интернет-коммуникации // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2012. Вып.1. С. 134 – 143.
- Кузнецова И. В., Фоминова Е. А. Выбор аватара как форма самопрезентации в сети Интернет (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Петербургский психологический журнал. – 2016. – №. 14. – С. 101-114.
- Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 26–39.
Об авторе
Марина Владимировна Михина — магистр психологии, независимый исследователь, г. Иркутск.
Смотрите также:
- Алексеева К.А. Анонимность и ее влияние на самопрезентацию личности в виртуальной реальности
- Белинская Е.П., Прилуцкая П.Ю. Взаимосвязь виртуального социального статуса и личностных особенностей пользователей социальной сети Инстаграм
- Дятлова Е.В, Михина М.В. Визуальные образы пользователей сети Интернет: от фотографии до аватара
- Забокрицкая Л.Д., Хлебников Н.А., Орешкина Т.А., Комоцкий Е.И. Возможности изучения ценностей молодежи через профиль социальной сети «ВКонтакте»