Забокрицкая Л.Д., Хлебников Н.А., Орешкина Т.А., Комоцкий Е.И. Возможности изучения ценностей молодежи через профиль социальной сети «ВКонтакте»

З

Введение

Для всех, кто рабо­та­ет с моло­де­жью, важ­но иметь пред­став­ле­ние о том, что зна­чи­мо для нее, како­вы ее цен­но­сти [Граж­дан­ская куль­ту­ра…, 2016: 61]. Моло­дежь явля­ет­ся свое­об­раз­ным баро­мет­ром обще­ствен­но­го настро­е­ния и той соци­аль­ной груп­пой, в кото­рой наи­бо­лее дина­мич­но фор­ми­ру­ют­ся и транс­фор­ми­ру­ют­ся цен­ност­ные ори­ен­та­ции. Сфор­ми­ро­вав­ши­е­ся в моло­деж­ной сре­де цен­ност­ные ори­ен­та­ции в даль­ней­шем будут ока­зы­вать зна­чи­тель­ное вли­я­ние на обще­ство в целом.

Вве­ден­ное еще антич­ны­ми мыс­ли­те­ля­ми, поня­тие цен­но­сти исполь­зу­ет­ся в раз­лич­ных нау­ках. Оно полу­чи­ло мно­же­ство опре­де­ле­ний, харак­те­ри­стик и срав­не­ний, как пра­ви­ло, допол­ня­ю­щих друг дру­га [Беля­ев, 2004].

Соглас­но опре­де­ле­нию, пред­став­лен­но­му еще в Совет­ском энцик­ло­пе­ди­че­ском сло­ва­ре, ценность—это «поло­жи­тель­ная или отри­ца­тель­ная зна­чи­мость объ­ек­тов окру­жа­ю­ще­го мира для чело­ве­ка, клас­са, груп­пы, обще­ства в целом, опре­де­ля­е­мая не их свой­ства­ми сами­ми по себе, а их вовле­чен­но­стью в сфе­ру чело­ве­че­ской жиз­не­де­я­тель­но­сти, инте­ре­сов и потреб­но­стей, соци­аль­ных отно­ше­ний; кри­те­рий и спо­со­бы оцен­ки этой зна­чи­мо­сти, выра­жен­ные в нрав­ствен­ных прин­ци­пах и нор­мах, уста­нов­ках, иде­а­лах, целях» [Совет­ский энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь, 1988: 1473]. А цен­ност­ная ори­ен­та­ция — «изби­ра­тель­ное отно­ше­ние чело­ве­ка к мате­ри­аль­ным и духов­ным цен­но­стям, систе­ма его уста­но­вок, убеж­де­ний, пред­по­чте­ний, выра­жен­ная в пове­де­нии» [там же].

Посколь­ку цен­но­сти соци­аль­ной груп­пы изу­ча­ют­ся за счет фик­са­ции состо­я­ния систе­мы цен­ност­ных ори­ен­ти­ров, то у иссле­до­ва­те­лей воз­ни­ка­ет вопрос, что кон­крет­но сле­ду­ет фик­си­ро­вать (какой набор уста­но­вок, убеж­де­ний, пред­став­ле­ний) при изу­че­нии цен­но­стей.

Ана­лиз раз­лич­ных мето­дик изу­че­ния цен­но­стей моло­де­жи пока­зал, что не суще­ству­ет «все­объ­ем­лю­ще­го переч­ня цен­но­стей, реле­вант­ных для любых соци­аль­ных групп / для всех инди­ви­дов. В этом слу­чае выяв­ля­ют­ся наи­бо­лее обоб­щен­ные и актив­ные на дан­ный момент вре­ме­ни эле­мен­ты цен­ност­ной струк­ту­ры респон­ден­тов, вклю­ча­ю­щие в себя и гото­вые сте­рео­ти­пы из окру­же­ния респон­ден­та, и эле­мен­ты обще­ствен­но­го дис­кур­са» [Гегер, 2010].

Таким обра­зом, в раз­лич­ных соци­аль­ных груп­пах может фик­си­ро­вать­ся и изу­чать­ся раз­лич­ный набор уста­но­вок, убеж­де­ний, пред­став­ле­ний, кото­рый и харак­те­ри­зу­ет цен­ност­ные ори­ен­ти­ры дан­ной соци­аль­ной груп­пы.

Моло­дежь, в отли­чие от дру­гих соци­аль­ных групп, харак­те­ри­зу­ет­ся мас­со­вым при­сут­стви­ем в соци­аль­ных сетях. Имен­но поэто­му пред­став­ля­ет­ся пер­спек­тив­ным и целе­со­об­раз­ным изу­че­ние моло­де­жи и ее цен­но­стей с помо­щью мето­дов циф­ро­вой социо­ло­гии и дан­ных, полу­ча­е­мых из соци­аль­ных сетей.

Тако­го рода дан­ные могут исполь­зо­вать­ся в допол­не­ние к полу­чен­ным тра­ди­ци­он­ны­ми мето­да­ми иссле­до­ва­ния или как само­сто­я­тель­ные, фик­си­ру­е­мые в вир­ту­аль­ном про­стран­стве.

Сре­ди рос­сий­ской моло­де­жи наи­бо­лее попу­ляр­на соци­аль­ная сеть «ВКон­так­те». Напри­мер, сре­ди школь­ни­ков 16—18 лет основ­ной ее назы­ва­ют 86% респон­ден­тов [Коро­ле­ва, 2016]. Таким обра­зом, бла­го­да­ря высо­кой попу­ляр­но­сти и пред­став­лен­но­сти моло­де­жи про­филь в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» может быть при­ме­нен для изу­че­ния цен­но­стей моло­де­жи как спе­ци­фи­че­ской соци­аль­ной груп­пы.

Отме­тим, что спо­соб­ность соби­рать и ана­ли­зи­ро­вать циф­ро­вые сле­ды чело­ве­че­ско­го пове­де­ния из соци­аль­ных сетей пред­став­ля­ет новую пара­диг­му сбо­ра дан­ных [Gonçalves, Perra, Vespignani, 2011].

Инфор­ма­цию из соци­аль­ных сетей актив­но при­ме­ня­ют во всех соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских сфе­рах жиз­ни чело­ве­ка, от ана­ли­за поли­ти­че­ских про­цес­сов [Hermida, Lewis, Zamith, 2014] и фик­си­ро­ва­ния путей рас­про­стра­не­ния инфек­ци­он­ных забо­ле­ва­ний для меди­ци­ны [Chew, Eysenbach, 2010] до при­ня­тия реше­ний о воз­мож­но­сти выда­чи кре­ди­та физи­че­ско­му лицу [Cambria, Wang, White, 2014].

В Рос­сии так­же наблю­да­ет­ся рост чис­ла социо­ло­ги­че­ских, поли­то­ло­ги­че­ских и мар­ке­тин­го­вых иссле­до­ва­ний, постро­ен­ных на ана­ли­зе дан­ных из соци­аль­ных сетей.

В част­но­сти, в жур­на­ле «Социо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния» пред­став­ле­ны ста­тьи о буд­дий­ских сооб­ще­ствах в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» (исполь­зу­ет­ся модель соци­аль­ных гра­фов) [Бад­ма­цы­ре­нов, Сквор­цов, Ханда­ров, 2018], струк­ту­ре и функ­ци­ях онлайн-сооб­ществ [Рыков, Коль­цо­ва, Мей­лахс, 2016], осо­бен­но­стях рече­во­го пове­де­ния в соци­аль­ной сети [Рый­гас, 2013] и др.

В насто­я­щем жур­на­ле так­же опуб­ли­ко­ва­но зна­чи­тель­ное чис­ло иссле­до­ва­ний на осно­ве дан­ных рос­сий­ской соци­аль­ной сети «ВКон­так­те». Они посвя­ще­ны таким темам, как рей­тинг инте­ре­сов моло­де­жи по соци­аль­ным груп­пам [Бра­зе­вич и др., 2019], вос­ста­нов­ле­ние про­пу­щен­ных дан­ных o горо­де про­жи­ва­ния поль­зо­ва­те­лей по сети дру­зей [Каве­е­ва, Гурин, 2018], тер­ри­то­ри­аль­ная при­вяз­ка поль­зо­ва­те­лей [Замя­ти­на, Яшун­ский, 2018], ген­дер­ная само­пре­зен­та­ция под­рост­ков [Щеко­ту­ров, 2017], индекс вос­при­я­тия кон­тен­та [Щеко­ту­ров, 2016], визу­аль­ные обра­зы поль­зо­ва­те­лей [Ушкин, 2012] и др.

Боль­шин­ство подоб­ных работ носит экс­пе­ри­мен­таль­ный харак­тер, так как их авто­ры лишь апро­би­ру­ют раз­лич­ные воз­мож­но­сти полу­че­ния, обра­бот­ки и пред­став­ле­ния дан­ных [Губа, 2018]. Иссле­до­ва­ния, посвя­щен­ные воз­мож­но­стям исполь­зо­ва­ния встро­ен­ных анкет в соци­аль­ных сетях, носят еди­нич­ный харак­тер.

Напри­мер, авто­ры из Том­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та исполь­зо­ва­ли анкет­ные дан­ные поль­зо­ва­те­ля соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» для постро­е­ния стра­те­гии поис­ка и удер­жа­ния аби­ту­ри­ен­тов с высо­ким обра­зо­ва­тель­ным потен­ци­а­лом [Можа­е­ва, Суха­но­ва, Фещен­ко, 2018].

В насто­я­щее вре­мя нет еди­ной точ­ки зре­ния, мож­но ли дове­рять полу­чен­ным из соци­аль­ных сетей дан­ным о чело­ве­ке. Име­ет­ся мне­ние, что поль­зо­ва­тель может пред­на­ме­рен­но иска­зить дан­ные о себе. Одна­ко тра­ди­ци­он­ные мето­ды эмпи­ри­че­ских иссле­до­ва­ний в социо­ло­гии так­же не лише­ны подоб­но­го рис­ка.

Соглас­но дру­гой пози­ции, дан­ные, в том чис­ле и анкет­ные, пред­став­лен­ные в вир­ту­аль­ном про­стран­стве, явля­ют­ся фраг­мен­том объ­ек­тив­ной реаль­но­сти, и уже поэто­му долж­ны под­ле­жать иссле­до­ва­нию. Сто­рон­ни­ки дан­но­го под­хо­да утвер­жда­ют, что для моло­де­жи вир­ту­аль­ное про­стран­ство сли­ва­ет­ся с объ­ек­тив­ной реаль­но­стью, и это обу­слов­ли­ва­ет досто­вер­ность полу­ча­е­мой из соци­аль­ных сетей инфор­ма­ции [Rogers, 2019].

При реги­стра­ции в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» чело­век вно­сит в свой про­филь мно­же­ство све­де­ний: имя, фами­лия, дата рож­де­ния, пол, город про­жи­ва­ния, место рож­де­ния, язы­ки обще­ния, семей­ное поло­же­ние (ста­тус и лич­ность, с кем состо­ит в отно­ше­ни­ях), кро­ме того, мож­но вне­сти све­де­ния о бабуш­ках, дедуш­ках, роди­те­лях, детях, вну­ках и т. п. В отдель­ной вклад­ке добав­ля­ют­ся све­де­ния о месте рабо­ты или уче­бы, дан­ные о воен­ной служ­бе и кон­так­ты для свя­зи.

Осо­бый инте­рес для социо­ло­гов, изу­ча­ю­щих моло­дежь, пред­став­ля­ет вклад­ка «Жиз­нен­ная пози­ция», в кото­рой отра­же­ны сле­ду­ю­щие све­де­ния: поли­ти­че­ские пред­по­чте­ния; миро­воз­зре­ние; глав­ное в людях; глав­ное в жиз­ни; отно­ше­ние к куре­нию; отно­ше­ние к алко­го­лю.

Таким обра­зом, вклад­ка «Жиз­нен­ная пози­ция» дает набор све­де­ний, харак­те­ри­зу­ю­щих цен­но­сти людей, кото­рые могут быть изу­че­ны в соци­аль­ных сетях. Оче­вид­но, что обоб­щен­ная инфор­ма­ция из вклад­ки «Жиз­нен­ная пози­ция» рас­кры­ва­ет лишь часть цен­ност­ной струк­ту­ры поль­зо­ва­те­ля соци­аль­ной сети.

Дру­ги­ми эле­мен­та­ми цен­ност­ных ори­ен­та­ций, кото­рые могут быть изу­че­ны в соци­аль­ной сети, явля­ют­ся под­пис­ки поль­зо­ва­те­ля, лай­ки, содер­жа­ние видео­ря­да и даже струк­ту­ра дру­зей, то есть все, что дает нам пони­ма­ние о нрав­ствен­ных прин­ци­пах и нор­мах, уста­нов­ках, иде­а­лах и целях поль­зо­ва­те­лей. Выше нами упо­мя­ну­ты иссле­до­ва­ния, про­ве­ден­ные по дан­ным тема­ти­кам.

Посколь­ку каж­дый из эле­мен­тов цен­ност­ной ори­ен­та­ции в соци­аль­ных сетях выяв­ля­ет­ся с помо­щью опре­де­лен­но­го набо­ра тех­но­ло­ги­че­ских про­це­дур, кото­рые, в свою оче­редь, толь­ко раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся и апро­би­ру­ют­ся уче­ны­ми, то в рам­ках каж­дой из пред­став­лен­ных пуб­ли­ка­ций в обла­сти Online Big Data, как пра­ви­ло, рас­смат­ри­ва­ет­ся толь­ко одна из тех­но­ло­гий по сбо­ру или извле­че­нию инфор­ма­ции из соци­аль­ных сетей.

Ана­лиз про­фи­ля соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» и его вклад­ки «Жиз­нен­ная пози­ция» так­же тре­бу­ет раз­ра­бот­ки и апро­ба­ции тех­но­ло­гии по сбо­ру и обра­бот­ке инфор­ма­ции. Впо­след­ствии, ана­лиз про­фи­ля в сово­куп­но­сти с дру­ги­ми тех­но­ло­ги­я­ми изу­че­ния поль­зо­ва­те­ля поз­во­лит полу­чать мак­си­маль­но пол­ную и объ­ек­тив­ную инфор­ма­цию о цен­но­стях респон­ден­тов в соци­аль­ных сетях.

В науч­ной лите­ра­ту­ре нет еди­но­го мне­ния, к како­му мето­ду сбо­ра соци­аль­ной инфор­ма­ции отно­сит­ся выгруз­ка откры­тых дан­ных из соци­аль­ных сетей. В зави­си­мо­сти от задач иссле­до­ва­ния мож­но обос­но­вать это как кон­тент-ана­лиз, где доку­мен­том высту­па­ет стра­ни­ца каж­до­го отдель­но­го поль­зо­ва­те­ля, пока­за­те­лем — пункт анке­ты, а счет­ной еди­ни­цей — сло­во или сло­во­со­че­та­ние [Онлайн иссле­до­ва­ния в Рос­сии 3.0, 2012].

С дру­гой сто­ро­ны, дан­ные, полу­чен­ные из про­фи­ля поль­зо­ва­те­ля в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те», содер­жат так­же ряд све­де­ний, кото­рые мы можем рас­смот­реть и про­ана­ли­зи­ро­вать как социо­ло­ги­че­скую анке­ту, запол­нен­ную не ано­ним­ным поль­зо­ва­те­лем.

В этом слу­чае дан­ные мож­но пере­ко­ди­ро­вать и пере­не­сти для после­ду­ю­ще­го ана­ли­за в ста­ти­сти­че­ский пакет SPSS или Vortex. Эта опе­ра­ция дает воз­мож­ность не толь­ко ста­ти­сти­че­ской обра­бот­ки подоб­ных дан­ных, но и их сопо­став­ле­ния с резуль­та­та­ми обыч­ных анкет­ных опро­сов. Такой метод обра­бот­ки дан­ных поз­во­лит боль­ше­му чис­лу социо­ло­гов исполь­зо­вать дан­ные соци­аль­ных сетей.

Насто­я­щая пуб­ли­ка­ция име­ет сво­ей целью пока­зать воз­мож­но­сти изу­че­ния цен­ност­ных ори­ен­та­ций моло­де­жи через про­филь соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» посред­ством мето­дов циф­ро­вой социо­ло­гии. Спе­ци­фи­ка мето­дов циф­ро­вой социо­ло­гии заклю­ча­ет­ся в том, что в ней исполь­зу­ют­ся тех­но­ло­гии Data Science, ста­ти­сти­че­ские про­грам­мы для обра­бот­ки и пред­став­ле­ния этих дан­ных, а так­же тра­ди­ци­он­ный социо­ло­ги­че­ский ана­лиз полу­чен­ных резуль­та­тов.

Методика исследования

Для изу­че­ния цен­но­стей моло­де­жи через встро­ен­ную анке­ту в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те», посред­ством API-интер­фей­са соци­аль­ной сети «ВКон­так­те», с помо­щью мето­дов users.search и ите­ра­тив­но­го пере­бо­ра по датам рож­де­ния (пара­мет­ры мето­да age_from и age_to а так­же birth_day и birth_month) были выгру­же­ны про­фи­ли 832 442 чело­век, ука­зав­ших Ека­те­рин­бург в каче­стве горо­да про­жи­ва­ния.

Полу­чен­ный спи­сок ID был опро­шен с помо­щью мето­да users.get (с исполь­зо­ва­ни­ем допол­ни­тель­но­го пара­мет­ра выво­да — personal). Подроб­ная схе­ма рабо­ты пред­став­ле­на на рисун­ке 1.

Рис. 1. Выгрузка данных профилей пользователей из социальной сети «ВКонтакте»
Рис. 1. Выгруз­ка дан­ных про­фи­лей поль­зо­ва­те­лей из соци­аль­ной сети «ВКон­так­те»

Далее дан­ные выгру­жа­лись в про­грам­му для рабо­ты с элек­трон­ны­ми таб­ли­ца­ми Microsoft Office Excel. Внут­рен­ни­ми воз­мож­но­стя­ми про­грам­мы Microsoft Excel дан­ные были пере­ко­ди­ро­ва­ны (через авто­за­ме­ну) и пере­не­се­ны в про­грам­му IBM SPSS Statistics Base 22.0. Пере­не­се­ние дан­ных в SPSS поз­во­ли­ло наи­бо­лее пол­но про­ве­сти обра­бот­ку дан­ных и про­ве­сти их ста­ти­сти­че­ский ана­лиз.

Выборка

Иссле­до­ва­ние стро­и­лось на осно­ве изу­че­ния про­фи­лей моло­де­жи горо­да Ека­те­рин­бур­га. Были ото­бра­ны толь­ко откры­тые акка­ун­ты, отве­ча­ю­щие воз­раст­но­му кри­те­рию. Отме­тим, что под моло­де­жью мы пони­ма­ем воз­раст­ную груп­пу от 14 до 30 лет.

Таким обра­зом, в каче­стве гене­раль­ной сово­куп­но­сти иссле­до­ва­ния высту­пи­ла вся моло­дежь горо­да Ека­те­рин­бур­га. Выбо­роч­ная сово­куп­ность пред­став­ле­на моло­ды­ми людь­ми из горо­да Ека­те­рин­бур­га, заре­ги­стри­ро­ван­ны­ми в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те», име­ю­щи­ми откры­тый и запол­нен­ный про­филь. Выбор­ка, при­ме­ня­е­мая в иссле­до­ва­нии, — сплош­ная.

Мы отда­ем себе отчет, что поль­зо­ва­те­ли мог­ли наме­рен­но иска­жать инфор­ма­цию о себе или дол­гое вре­мя не обнов­лять све­де­ния и т. д. Вопрос соот­вет­ствия опуб­ли­ко­ван­ной инфор­ма­ции о цен­но­стях моло­де­жи дан­ным социо­ло­ги­че­ских опро­сов явля­ет­ся пред­ме­том насто­я­ще­го и буду­щих иссле­до­ва­ний автор­ско­го кол­лек­ти­ва.

Для мини­ми­за­ции фей­ко­вых акка­ун­тов для ана­ли­за отби­ра­лись толь­ко запол­нен­ные про­фи­ли. Под запол­нен­ным про­фи­лем пони­ма­лись те анке­ты, в кото­рых было запол­не­но хотя бы одно поле «жиз­нен­ная пози­ция» (см. табл. 1).

Таблица 1. Поле «жизненная позиция» в профиле пользователя «ВКонтакте»

Таблица 1. Поле «жизненная позиция» в профиле пользователя «ВКонтакте»

Поля вклад­ки «жиз­нен­ная пози­ция» пред­став­ля­ют систе­му уста­но­вок и убеж­де­ний, кото­рой при­дер­жи­ва­ет­ся или жела­ет транс­ли­ро­вать сво­е­му окру­же­нию поль­зо­ва­тель. Декла­ри­ру­е­мые поли­ти­че­ские пред­по­чте­ния, рели­ги­оз­ные взгля­ды, жиз­нен­ные при­о­ри­те­ты, отно­ше­ние к вред­ным при­выч­кам и цен­но­сти (вклад­ка «вдох­нов­ля­ет») явля­ют­ся цен­ност­ны­ми ори­ен­ти­ра­ми и могут про­яв­лять­ся в реаль­ном пове­де­нии моло­де­жи.

В Ека­те­рин­бур­ге, по дан­ным Управ­ле­ния Феде­раль­ной служ­бы госу­дар­ствен­ной ста­ти­сти­ки по Сверд­лов­ской и Кур­ган­ской обла­сти1, про­жи­ва­ет поряд­ка 350 тысяч моло­дых людей в воз­расте от 14 лет до 30 лет, а в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» чис­лен­ность жите­лей того же воз­рас­та в два раза выше.

Это мож­но объ­яс­нить, во-пер­вых, нали­чи­ем фей­ко­вых акка­ун­тов, а во-вто­рых, тем, что моло­дежь, про­жи­ва­ю­щая в окрест­но­стях Ека­те­рин­бур­га, при­пи­сы­ва­ют себя к жите­лям мега­по­ли­са.

В резуль­та­те отбо­ра было выде­ле­но 57 860 акка­ун­тов (это 7% от исход­ной выгруз­ки, или 16% от обще­го чис­ло моло­де­жи горо­да). Исход­ные выгруз­ки ука­зан­ных акка­ун­тов раз­ме­ще­ны на GitHub.

Отме­тим, что до 2012 г. пункт «Поли­ти­че­ские пред­по­чте­ния» назы­вал­ся «Поли­ти­че­ские взгля­ды», «Миро­воз­зре­ние» — «Рели­ги­оз­ные взгля­ды», а сам раз­дел «Жиз­нен­ная пози­ция» имел назва­ние «Убеж­де­ния». Несмот­ря на про­изо­шед­шее пере­име­но­ва­ние пунк­тов про­фи­ля, их содер­жа­ние оста­лось без изме­не­ний.

Все­го в выбор­ку попа­ло 49% жен­ских акка­ун­тов и 51% муж­ских. Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния вир­ту­аль­но­го насе­ле­ния так­же пока­зы­ва­ют пре­ва­ли­ро­ва­ние муж­чин над жен­щи­на­ми в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» [Замя­ти­на, Яшун­ский, 2018]. Рас­пре­де­ле­ние акка­ун­тов по воз­рас­ту пред­став­ле­но в таб­ли­це 2.

Таблица 2. Половозрастная структура аккаунтов (в % от числа ответов)

Таблица 2. Половозрастная структура аккаунтов (в % от числа ответов)

Наи­бо­лее широ­ко пред­став­ле­ны акка­ун­ты поль­зо­ва­те­лей в воз­расте от 19 до 30 лет. В дан­ном воз­раст­ном диа­па­зоне чис­ло акка­ун­тов за каж­дый год варьи­ро­ва­лось от 3,9 тыc. до 4,5 тыс.

Основные результаты и обсуждение

Соглас­но рас­че­там сред­не­ариф­ме­ти­че­ской, моло­дежь горо­да Ека­те­рин­бур­га име­ет сле­ду­ю­щую актив­ность во «ВКон­так­те»: 159 ауди­о­за­пи­сей, 136 дру­зей, 105 под­пис­чи­ков, 99 фото­гра­фий, 90 видео­за­пи­сей, под­пис­ки на 54 инте­рес­ных стра­ни­цы и 55 групп. Выше пред­став­ле­на ста­ти­сти­ка сред­них зна­че­ний, мода же по всем видам актив­но­сти рав­ня­ет­ся 0. Исклю­че­ние соста­вил вид актив­но­сти «фото­гра­фии», где мода рав­ня­ет­ся еди­ни­це.

Актив­но­сти во «ВКон­так­те» — это не про­сто набор ста­ти­сти­че­ских дан­ных. Изу­че­ние каж­дой из пред­став­лен­ных форм актив­но­сти дает иссле­до­ва­те­лям воз­мож­ность полу­чить огром­ный мас­сив дан­ных о респон­ден­тах. Напри­мер, изу­чая струк­ту­ру дру­зей, мож­но опре­де­лить демо­гра­фи­че­ские харак­те­ри­сти­ки само­го респон­ден­та, а под­пис­ки и груп­пы, в кото­рых он состо­ит, поз­во­ля­ют опре­де­лять его куль­тур­ные и пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти.

Несо­мнен­но, чем боль­ше инфор­ма­ции о респон­ден­тах под­ле­жит наше­му ана­ли­зу, тем более целост­ную кар­ти­ну о цен­но­стях моло­де­жи мы можем пред­ста­вить. В дан­ном же иссле­до­ва­нии мы ста­ви­ли зада­чей изу­чить толь­ко анкет­ные дан­ные, пред­став­лен­ные в самой соци­аль­ной сети «ВКон­так­те».

Иссле­до­ва­ние про­фи­лей моло­де­жи было сфо­ку­си­ро­ва­но на изу­че­ние раз­де­ла «жиз­нен­ная пози­ция». Пер­вый пункт дан­но­го раз­де­ла — «поли­ти­че­ские пред­по­чте­ния» (см. табл. 3). Это закры­тый перечь клю­че­вых поли­ти­че­ских взгля­дов.

Таблица 3. Политические предпочтения молодежи, распределение по возрасту (в % от числа ответов)

Таблица 3. Политические предпочтения молодежи, распределение по возрасту (в % от числа ответов)

Пред­став­лен­ные дан­ные пока­зы­ва­ют сле­ду­ю­щую тен­ден­цию: с воз­рас­том поли­ти­че­ская неопре­де­лен­ность сни­жа­ет­ся, при­чем это про­ис­хо­дит доста­точ­но быст­ры­ми тем­па­ми (см. рис. 2).

Рис. 2. Доля профилей с неуказанными политическими взглядами в зависимости от возрастной группы
Рис. 2. Доля про­фи­лей с неука­зан­ны­ми поли­ти­че­ски­ми взгля­да­ми в зави­си­мо­сти от воз­раст­ной груп­пы

Тем не менее доля моло­де­жи с неопре­де­лен­ны­ми поли­ти­че­ски­ми пред­по­чте­ни­я­ми состав­ля­ет почти поло­ви­ну (48,4%). Ана­лиз рас­пре­де­ле­ния поли­ти­че­ских пред­по­чте­ний по полу не выявил суще­ствен­ных раз­ли­чий. Апо­ли­тич­ность так­же под­твер­жда­ют резуль­та­ты анкет­но­го опро­са моло­де­жи, про­ве­ден­но­го нами в 2016 г. [Граж­дан­ская куль­ту­ра…, 2016: 107].

Сре­ди опре­де­лив­шей­ся с поли­ти­че­ски­ми пред­по­чте­ни­я­ми моло­де­жи лиди­ру­ют с боль­шим отры­вом уме­рен­ные поли­ти­че­ские взгля­ды (26,5%). Осталь­ные типы поли­ти­че­ских пред­по­чте­ний не пре­вы­ша­ют 5,3%. Мень­ше все­го после­до­ва­те­лей у таких край­них поли­ти­че­ских тече­ний, как либер­та­ри­ан­ство (0,9%) и уль­тра­кон­сер­ва­тив­ные взгля­ды (1,1%).

Учи­ты­вая объ­ем нашей выбор­ки, 1% моло­де­жи в чис­лен­ном выра­же­нии состав­ля­ет почти 600 чело­век, что явля­ет­ся зна­чи­мым чис­лом в мас­шта­бах одно­го горо­да. Учи­ты­вая воз­мож­но­сти соци­аль­ных сетей, еди­но­мыш­лен­ни­ки могут лег­ко нахо­дить и под­дер­жи­вать друг дру­га.

Инте­рес­на транс­фор­ма­ция поли­ти­че­ских взгля­дов в зави­си­мо­сти от воз­рас­та. Так, чем стар­ше ста­но­вят­ся поль­зо­ва­те­ли, тем реже они под­дер­жи­ва­ют соци­а­ли­сти­че­ские и ком­му­ни­сти­че­ские взгля­ды, и тем чаще — уме­рен­ные. Дан­ная зако­но­мер­ность пред­став­ле­на на рисун­ке 3.

Рис. 3. Нормированная диаграмма политических взглядов пользователей в зависимости от возрастной группы (в процентах)
Рис. 3. Нор­ми­ро­ван­ная диа­грам­ма поли­ти­че­ских взгля­дов поль­зо­ва­те­лей в зави­си­мо­сти от воз­раст­ной груп­пы (в про­цен­тах)

Далее нами был рас­смот­рен пункт про­фи­ля «Миро­воз­зре­ние». Это полу­за­кры­тый перечь наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных рели­ги­оз­ных взгля­дов (см. табл. 4).

Таблица 4. «Мировоззрение», распределение по возрасту (в % от числа ответов)

Таблица 4. «Мировоззрение», распределение по возрасту (в % от числа ответов)

В дан­ном пунк­те, так же, как и в «поли­ти­че­ских пред­по­чте­ни­ях», наблю­да­ет­ся зако­но­мер­ность: с воз­рас­том сокра­ща­ет­ся чис­ло неопре­де­лив­ших­ся с миро­воз­зрен­че­ски­ми взгля­да­ми (см. рис. 4). На пер­вом месте сре­ди рели­ги­оз­ных взгля­дов у моло­де­жи Ека­те­рин­бур­га сто­ит пра­во­сла­вие (32,7%).

Рис. 4. Доля профилей, в которых не указано мировоззрение в зависимости от возрастной группы
Рис. 4. Доля про­фи­лей, в кото­рых не ука­за­но миро­воз­зре­ние в зави­си­мо­сти от воз­раст­ной груп­пы

Отме­тим, что дан­ные социо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний так­же пока­зы­ва­ют, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство рос­си­ян при­чис­ля­ют себя к пра­во­слав­ным [Граж­дан­ская куль­ту­ра…, 2016: 196]. Все иные миро­воз­зрен­че­ские взгля­ды и рели­ги­оз­ные убеж­де­ния в сум­ме набра­ли менее 19%. Инте­рес­но, что у сто­рон­ни­ков такой паро­дий­ной рели­гии, как пас­та­фа­ри­ан­ство, набрал­ся 1% после­до­ва­те­лей, в то вре­мя как доля ряда тра­ди­ци­он­ных рели­гий мень­ше.

В дан­ном вопро­се у моло­дых людей была воз­мож­ность напи­сать свой вари­ант отве­та, чем и вос­поль­зо­ва­лось чуть боль­ше 7%, или око­ло 4 тыc. чело­век.

Ана­ли­зи­руя сво­бод­ные отве­ты респон­ден­тов, уда­лось их допол­ни­тель­но клас­си­фи­ци­ро­вать на три боль­шие груп­пы: ате­изм, свой вари­ант и агно­стик. В груп­пу «свой вари­ант» были отне­се­ны все выду­ман­ные пер­со­на­жи, их воз­люб­лен­ные, раз­лич­ные пред­ме­ты и нецен­зур­ные выска­зы­ва­ния. Чаще все­го выска­зы­ва­ния в груп­пе «свой вари­ант» носи­ли иро­ни­че­ский харак­тер. «Свой вари­ант» выбра­ли 5,8% муж­чин и 1,2% деву­шек. Суще­ствен­ных раз­ли­чий меж­ду полом и рели­ги­оз­ны­ми взгля­да­ми выявить не уда­лось.

Сле­ду­ю­щий пункт про­фи­ля поль­зо­ва­те­ля — «Глав­ное в жиз­ни». Дан­ный пункт пред­став­ля­ет собой закры­тый пере­чень вари­ан­тов отве­та отно­си­тель­но жиз­нен­ных уста­но­вок, убеж­де­ний и пред­став­ле­ний чело­ве­ка. Так же как и в преды­ду­щих пунк­тах, име­лась воз­мож­ность выбрать толь­ко один вари­ант отве­та.

Таблица 5. «Главное в жизни» молодежи, распределение по полу (в % от числа ответов)

Таблица 5. «Главное в жизни» молодежи, распределение по полу (в % от числа ответов)

Самым попу­ляр­ным отве­том стал вари­ант «семья и дети» (44,8%), осо­бен­но сре­ди жен­щин (48,6%). Таким обра­зом, цен­ност­ное отно­ше­ние к семье сохра­ня­ет лиди­ру­ю­щее поло­же­ние в моло­деж­ной сре­де.

Резуль­та­ты социо­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния, про­ве­ден­но­го мето­дом анкет­но­го опро­са, так­же пока­зы­ва­ют, что «семья в пред­став­ле­нии моло­дых сверд­лов­чан по-преж­не­му оста­ет­ся одной из глав­ных цен­но­стей» [Граж­дан­ская…, 2016: 64].

Вто­рой по важ­но­сти ста­ла цен­ность «само­раз­ви­тие», ее отме­ти­ли 18% моло­дых людей. Дан­ная цен­ность чуть более важ­на для муж­чин, чем для жен­щин. В целом для муж­чин име­ли пере­вес такие цен­но­сти, как: само­раз­ви­тие, раз­вле­че­ние и отдых, карье­ра и день­ги, сла­ва и вли­я­ние, нау­ка и иссле­до­ва­ние. Для жен­щин боль­шее зна­че­ние име­ют семья и дети, так­же кра­со­та и искус­ство. При­ве­ден­ные наблю­де­ния про­ил­лю­стри­ро­ва­ны на рисун­ке 5.

Рис. 5. Нормированная диаграмма взглядов на главное в жизни пользователей в зависимости от пола (% по строке)
Рис. 5. Нор­ми­ро­ван­ная диа­грам­ма взгля­дов на глав­ное в жиз­ни поль­зо­ва­те­лей в зави­си­мо­сти от пола (% по стро­ке)

Сле­ду­ю­щий пункт про­фи­ля в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» так­же харак­те­ри­зу­ет жиз­нен­ные уста­нов­ки, убеж­де­ния и пред­став­ле­ния чело­ве­ка, но через выде­ле­ние наи­бо­лее зна­чи­мых черт для респон­ден­тов в дру­гих людях. Это пункт «глав­ное в людях» (см. табл. 6), пред­ла­га­ю­щий закры­тый пере­чень вари­ан­тов отве­та.

Таблица 6. «Главное в людях», распределение по возрасту (в % от числа ответов)

Таблица 6. «Главное в людях», распределение по возрасту (в % от числа ответов)

Боль­ше все­го моло­дежь ценит в дру­гих людях доб­ро­ту и чест­ность (47,9%), юмор и жиз­не­лю­бие (16%), а так­же сме­лость и упор­ство (11,1%). Мы можем наблю­дать, что с воз­рас­том зна­че­ние таких качеств дру­гих людей, как доб­ро­та и чест­ность, юмор и жиз­не­лю­бие, посте­пен­но сни­жа­ет­ся. В то же вре­мя с воз­рас­том рас­тет зна­че­ние таких праг­ма­ти­че­ских черт, как ум и кре­а­тив­ность, власть и богат­ство, а так­же сме­лость и упор­ство (см. рис. 6).

Рис. 6. Нормированная диаграмма взглядов на главное в людях в зависимости от возрастной группы (процент по строке)
Рис. 6. Нор­ми­ро­ван­ная диа­грам­ма взгля­дов на глав­ное в людях в зави­си­мо­сти от воз­раст­ной груп­пы (про­цент по стро­ке)

Ана­лиз рас­пре­де­ле­ния вари­ан­тов отве­тов по полу пока­зал, что для муж­чин боль­шее зна­че­ние име­ют сме­лость и упор­ство (11,6% у муж­чин, про­тив 10,7% у жен­щин), а так­же власть и богат­ство (2,8% у муж­чин, про­тив 2% у жен­щин). Для жен­щин более зна­чи­мы доб­ро­та и поря­доч­ность (49,7% у жен­щин, про­тив 46,3% у жен­щин).

В раз­де­ле «жиз­нен­ная пози­ция» содер­жит­ся два вопро­са направ­лен­ных на выяв­ле­ние отно­ше­ния чело­ве­ка к таким соци­аль­ным при­выч­кам, как куре­ние и упо­треб­ле­ние алко­го­ля. Оба вопро­са закры­тые. Резуль­та­ты ана­ли­за пунк­та про­фи­ля «отно­ше­ние к куре­нию» пред­став­ле­ны в таб­ли­це 7.

Таблица 7. Отношение к курению, распределение по возрасту (в % от числа ответов)

Таблица 7. Отношение к курению, распределение по возрасту (в % от числа ответов)

Исхо­дя из пред­став­лен­ных отве­тов, сре­ди моло­де­жи пре­ва­ли­ру­ет нега­тив­ное отно­ше­ние к куре­нию. В сум­ме пози­ции «рез­ко нега­тив­ное» и «нега­тив­ное» отно­ше­ние дают 50,2% от обще­го чис­ла отве­тов. Поло­жи­тель­ное отно­ше­ние к куре­нию отме­ти­ло абсо­лют­ное мень­шин­ство моло­дых людей.

Мы так­же можем наблю­дать тен­ден­цию, что у моло­дых людей из млад­шей воз­раст­ной груп­пы зна­чи­тель­но ярче выра­же­на рез­ко нега­тив­ная пози­ция. Моло­дежь стар­шей воз­раст­ной груп­пы име­ет более выра­жен­ную ней­траль­ную и ком­про­мисс­ную пози­цию.

Рас­пре­де­ле­ние по полу пока­за­ло, что жен­щи­ны име­ют более выра­жен­ную нега­тив­ную пози­цию. У муж­чин пре­ва­ли­ру­ет ком­про­мисс­ное, ней­траль­ное и поло­жи­тель­ное отно­ше­ние к куре­нию. Явно поло­жи­тель­ное отно­ше­ние к куре­нию отме­ти­ли 10,2% муж­чин про­тив 4,4% жен­щин.

Схо­жий резуль­тат пока­зал ана­лиз сле­ду­ю­ще­го пунк­та про­фи­ля в соци­аль­ной сети — «отно­ше­ние к алко­го­лю» (см. табл. 8).

Таблица 8. Отношение к алкоголю, распределение по полу (в % от числа ответов)

Таблица 8. Отношение к алкоголю, распределение по полу (в % от числа ответов)

Жен­щи­ны более нега­тив­но отно­сят­ся к алко­го­лю. У муж­чин в боль­шей сте­пе­ни при­дер­жи­ва­ют­ся ней­траль­ной и поло­жи­тель­ной пози­ции. Так, име­ют поло­жи­тель­ное отно­ше­ние к алко­го­лю 8,6% муж­чин про­тив 4,1% жен­щин.

Вме­сте с тем в моло­деж­ной сре­де отно­ше­ние к куре­нию нега­тив­нее, чем к алко­го­лю. Куре­ние явно не в трен­де более чем у поло­ви­ны моло­дых людей (50,4%). Послед­ний пункт раз­де­ла «жиз­нен­ная пози­ция» в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» име­ет назва­ние «Вдох­нов­ля­ет». Здесь респон­дент может в сво­бод­ной фор­ме напи­сать любое коли­че­ство слов, опи­сы­ва­ю­щих, что для него зна­чи­мо, все­воз­мож­ные моти­ва­ци­он­ные фак­то­ры.

Вдох­но­ве­ние — это все­гда осо­бое твор­че­ское состо­я­ние чело­ве­ка. Фик­си­руя то, что вдох­нов­ля­ет чело­ве­ка, социо­лог узна­ет, что моти­ви­ру­ет послед­не­го к кон­крет­ной дея­тель­но­сти и твор­че­ско­му мыш­ле­нию.

Посколь­ку дан­ный вопрос носит откры­тый харак­тер, для его ана­ли­за мы при­ме­ни­ли под­счет частот появ­ле­ния клю­че­вых слов (см. табл. 9). Раз­брос клю­че­вых слов чрез­вы­чай­но обши­рен. Посколь­ку ряд клю­че­вых слов ана­ло­гич­ны по смыс­лу, то мы их сгруп­пи­ро­ва­ли по опре­де­лен­ным тема­ти­кам. Далее пред­став­лен топ-10 самых встре­ча­е­мых слов (тем) в пунк­те «Вдох­нов­ля­ет».

Таблица 9. Ключевые слова/темы по частоте их упоминания в пункте «Вдохновляет»

Таблица 9. Ключевые слова/темы по частоте их упоминания в пункте «Вдохновляет»

Моло­дежь боль­ше все­го вдох­нов­ля­ют люби­мая музы­ка и люби­мые люди. Раз­брос людей-пер­со­на­жей (стро­ка «извест­ные люди») весь­ма обши­рен, так как это не толь­ко люби­мый чело­век, но и куми­ры. Под куми­ра­ми респон­ден­ты пони­ма­ют люби­мых музы­кан­тов, писа­те­лей, арти­стов, пред­при­ни­ма­те­лей, поли­ти­ков и дру­гих зна­чи­мых людей.

Отме­тим так же, что в пунк­те «Вдох­нов­ля­ет» семья ока­за­лась на пятом месте по часто­те упо­ми­на­ний, тогда как в пунк­те «Глав­ное в жиз­ни» семья и дети нахо­дят­ся на пер­вом месте по сте­пе­ни зна­чи­мо­сти. Дан­ный факт может быть свя­зан с тем, что «Глав­ное в жиз­ни» харак­те­ри­зу­ет при­о­ри­тет­ность уста­но­вок, убеж­де­ний и пред­став­ле­ний респон­ден­та, а пункт «Вдох­нов­ля­ет» —моти­ва­ци­он­ные и твор­че­ские пред­по­сыл­ки лич­но­сти.

Таким обра­зом, семья как цен­ность может иметь веду­щие зна­че­ние для чело­ве­ка, но моти­ви­ру­ет его на твор­че­ство и пози­тив­ную дея­тель­ность нечто дру­гое, а имен­но то, в чем чело­век нахо­дит для себя воз­мож­но­сти для отды­ха, само­вы­ра­же­ния и само­раз­ви­тия.

Хоте­лось бы отме­тить, что ряд клю­че­вых слов встре­ча­лись чрез­вы­чай­но ред­ко. Напри­мер, сло­во «день­ги» встре­ти­лось все­го 92 раза, «успех» — 58 раз, «нау­ка» — 16 раз, а «власть» — все­го пять.

Необ­хо­ди­мо пони­мать, что для полу­че­ния целост­ной кар­ти­ны соци­о­куль­тур­ных про­цес­сов, про­хо­дя­щих в моло­деж­ной сре­де, жела­тель­но при­ме­нять несколь­ко эмпи­ри­че­ских мето­дов иссле­до­ва­ния и допол­нять мето­ды циф­ро­вой социо­ло­гии тра­ди­ци­он­ны­ми эмпи­ри­че­ски­ми мето­да­ми.

В про­дол­же­ние дан­но­го иссле­до­ва­ния нами запла­ни­ро­ван анкет­ный опрос моло­де­жи Ека­те­рин­бур­га. Пред­по­ла­га­ет­ся, что полу­чен­ные дан­ные поз­во­лят более целост­но отра­зить соци­о­куль­тур­ный порт­рет моло­де­жи горо­да, а так­же сопо­ста­вить анкет­ные дан­ные, полу­чен­ные тра­ди­ци­он­ным спо­со­бом, с дан­ны­ми циф­ро­вой социо­ло­гии.

Мы так­же счи­та­ем, что «мно­гие вопро­сы в рам­ках социо­ло­гии куль­ту­ры тре­бу­ют мак­ро­ана­ли­за, то есть взгля­да свер­ху на все куль­тур­ное про­стран­ство» [Губа, 2018]. Дан­ные, пред­став­лен­ные в соци­аль­ных сетях, дают нам не про­сто инфор­ма­цию о цен­ност­ных ори­ен­та­ци­ях респон­ден­тов, но доста­точ­но подроб­ную инфор­ма­цию об акто­рах, что поз­во­ля­ет ста­вить более инте­рес­ные вопро­сы [Bail, 2014].

Заключение

Ана­лиз резуль­та­тов иссле­до­ва­ния пока­зал, что в соци­аль­ной сети сре­ди поль­зо­ва­те­лей про­смат­ри­ва­ют­ся цен­ност­ные раз­ли­чия, кото­рые могут быть диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны по полу и воз­рас­ту.

Так, чем млад­ше воз­раст поль­зо­ва­те­ля соци­аль­ной сети, тем мень­ше шан­сов, что у него опре­де­ле­ны поли­ти­че­ские, рели­ги­оз­ные взгля­ды или убеж­де­ния, но боль­ше веро­ят­ность в том, что ука­за­ны иде­а­ли­сти­че­ские цен­но­сти. С воз­рас­том рас­тет зна­че­ние праг­ма­ти­че­ских взгля­дов.

Цен­но­сти жен­щин ори­ен­ти­ро­ва­ны боль­ше на семью, а муж­чин — на раз­ви­тие. Моло­дежь Ека­те­рин­бур­га оста­ет­ся апо­ли­тич­ной. На пер­вом месте сто­ит цен­ность семьи и детей. В дру­гих людях моло­дежь ценит преж­де все­го доб­ро­ту и чест­ность.

Наблю­да­ет­ся стрем­ле­ние к здо­ро­во­му обра­зу жиз­ни и нега­тив­ное отно­ше­ние к вред­ным при­выч­кам. Моло­дежь нахо­дит вдох­но­ве­ние в музы­ке, а так­же в люби­мых людях.

Таким обра­зом, нами были изу­че­ны цен­но­сти моло­де­жи, кото­рые зафик­си­ро­ва­ны в про­фи­ле соци­аль­ной сети «ВКон­так­те». Зафик­си­ро­ван­ные цен­но­сти харак­те­ри­зу­ют поло­жи­тель­ные или отри­ца­тель­ные зна­че­ния объ­ек­тов окру­жа­ю­ще­го мира для моло­де­жи и про­яв­ля­ют­ся в изу­чен­ных уста­нов­ках, убеж­де­ни­ях и пред­став­ле­ни­ях.

Тех­ни­че­ски воз­мож­но полу­чать инфор­ма­цию об одних поль­зо­ва­те­лях в раз­лич­ных соци­аль­ных сетях, но име­ют­ся нор­ма­тив­но-пра­во­вые и тех­ни­че­ские рис­ки, что тре­бу­ет допол­ни­тель­но­го изу­че­ния.

Клю­че­вые тен­ден­ции, выяв­лен­ные нами через ана­лиз встро­ен­ной анке­ты про­фи­ля в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те», соот­но­сят­ся с основ­ны­ми выво­да­ми социо­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния, про­ве­ден­но­го мето­дом анкет­но­го опро­са в 2016 г. под руко­вод­ством Ю. Р. Виш­нев­ско­го.

Более близ­ко сопо­ста­вить резуль­та­ты этих иссле­до­ва­ний (как и резуль­та­ты дан­но­го иссле­до­ва­ния и всех иных) поме­ша­ло рас­хож­де­ние в постро­е­нии вопро­сов и инди­ка­то­ров в про­фи­ле и анкет­ном листе.

В буду­щем для про­ве­де­ния срав­ни­тель­ных оце­нок меж­ду дан­ны­ми, полу­чен­ны­ми из соци­аль­ных сетей и тра­ди­ци­он­ны­ми эмпи­ри­че­ски­ми мето­да­ми, тре­бу­ет­ся раз­ра­бот­ка содер­жа­ния анкет­ных листов, сопо­ста­ви­мых с анке­той из про­фи­ля во «ВКон­так­те».

Моло­дежь горо­да Ека­те­рин­бур­га актив­но поль­зу­ет­ся соци­аль­ной сетью «ВКон­так­те», бла­го­да­ря чему при отбо­ре толь­ко запол­нен­ных акка­ун­тов и обра­бот­ке дан­ных в ста­ти­сти­че­ском паке­те SPSS воз­мож­но полу­чить инфор­ма­цию, харак­те­ри­зу­ю­щую не толь­ко циф­ро­вой след, но и реаль­ный соци­аль­ный порт­рет моло­де­жи горо­да.

Несмот­ря на то, что дан­ный тезис тре­бу­ет даль­ней­ше­го изу­че­ния и под­твер­жде­ния, имен­но «инно­ва­ци­он­ные ста­ти­сти­че­ские мето­ды, новая ком­пью­тер­ная нау­ка и ори­ги­наль­ные тео­рии отдель­ных обла­стей зна­ния и спо­соб­ны при­ве­сти к наи­боль­ше­му резуль­та­ту в соци­аль­ных нау­ках» [King, 2013].

Соци­аль­ные сети дают социо­ло­гам новые воз­мож­но­сти изу­че­ния цен­но­стей моло­де­жи, в том чис­ле через встро­ен­ную анке­ту. При­вле­че­ние спе­ци­а­ли­стов в обла­сти Data Science поз­во­ля­ет повы­сить опе­ра­тив­ность и каче­ство соби­ра­е­мых дан­ных, а так­же рас­ши­рить выбо­роч­ную сово­куп­ность вплоть до ее пол­но­го сов­па­де­ния с гене­раль­ной сово­куп­но­стью.

В то же вре­мя при­вле­че­ние социо­ло­гов к рабо­те с Big Data поз­во­ля­ет исполь­зо­вать ста­ти­сти­че­ские мето­ды и ори­ги­наль­ные тео­рии, кото­рые зада­ют сам смысл иссле­до­ва­тель­ской рабо­ты.

На сты­ке тра­ди­ци­он­ных социо­ло­ги­че­ских задач и мето­дов ана­ли­за, и новых источ­ни­ков, и тех­но­ло­гий полу­че­ния этих дан­ных фор­ми­ру­ет­ся новое направ­ле­ние социо­ло­гии — циф­ро­вая социо­ло­гия.

Список литературы

  1. Бад­ма­цы­ре­нов Т. Б., Сквор­цов М. В., Ханда­ров Ф. В. Топо­ло­ги­че­ские харак­те­ри­сти­ки буд­дий­ско­го сооб­ще­ства в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» // Социо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния. 2018. № 8. С. 74—82.
  2. Беля­ев И. А. Цен­ност­ное содер­жа­ние целост­но­го миро­от­но­ше­ния // Вест­ник Орен­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. 2004. № 2. С. 9—13.
  3. Бра­зе­вич С. С., Сафро­но­ва Ж. С., Бра­зе­вич Д. С., Матю­хец Д. В. Иссле­до­ва­ние инте­ре­сов моло­де­жи через тема­ти­че­ский репер­ту­ар обще­ния в сту­ден­че­ской сре­де: кейс соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» // Мони­то­ринг обще­ствен­но­го мне­ния: эко­но­ми­че­ские и соци­аль­ные пере­ме­ны. 2019. № 1. С. 193—211.
  4. Гегер А. Э. Выяв­ле­ние инди­ви­ду­аль­ных и груп­по­вых цен­но­стей в груп­пе моло­де­жи. Реле­вант­ные мето­ди­че­ские реше­ния // Социо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния. 2010. № 1. С. 132—141.
  5. Граж­дан­ская куль­ту­ра моло­де­жи Сверд­лов­ской обла­сти: тен­ден­ции, про­бле­мы, пер­спек­ти­вы: моно­гра­фия / А. А. Айва­зян, Л. Н. Боро­ни­на, Ю. Р. Виш­нев­ский, Л. Д. Забо­к­риц­кая, Д. Ю. Нар­хов, Т. А. Ореш­ки­на, Д. С. Попов, О. Б. Франц, М. В. Ячме­не­ва ; под общ. ред. проф. Ю. Р. Виш­нев­ско­го; Мини­стер­ство обра­зо­ва­ния и нау­ки Рос­сий­ской Феде­ра­ции, Ураль­ский феде­раль­ный уни­вер­си­тет име­ни пер­во­го Пре­зи­ден­та Рос­сии Б. Н. Ель­ци­на. Ека­те­рин­бург: Изда­тель­ство Ураль­ско­го уни­вер­си­те­та, 2017. 244 С.
  6. Губа К. Боль­шие дан­ные в социо­ло­гии: новые дан­ные, новая социо­ло­гия? // Социо­ло­ги­че­ское обо­зре­ние. 2018. Т. 17. № 1. С. 213—236.
  7. Замя­ти­на Н. Ю., Яшун­ский А. Д. Вир­ту­аль­ная гео­гра­фия вир­ту­аль­но­го насе­ле­ния // Мони­то­ринг обще­ствен­но­го мне­ния: эко­но­ми­че­ские и соци­аль­ные пере­ме­ны. 2018. № 1. С. 117—137.
  8. Каве­е­ва А. Д., Гурин К. Е. Локаль­ные сети друж­бы «ВКон­так­те»: вос­ста­нов­ле­ние про­пу­щен­ных дан­ных о горо­де про­жи­ва­ния поль­зо­ва­те­лей // Мони­то­ринг обще­ствен­но­го мне­ния: эко­но­ми­че­ские и соци­аль­ные пере­ме­ны. 2018. № 3. С. 78—90.
  9. Коро­ле­ва Д. О. Все­гда онлайн: исполь­зо­ва­ние мобиль­ных тех­но­ло­гий и соци­аль­ных сетей совре­мен­ны­ми под­рост­ка­ми дома и в шко­ле // Вопро­сы обра­зо­ва­ния. 2016. № 1. С. 205—224.
  10. Можа­е­ва Г. В., Суха­но­ва Е. А., Фещен­ко А. В. При­вле­че­ние и удер­жа­ние уни­вер­си­те­та­ми аби­ту­ри­ен­тов с высо­ким обра­зо­ва­тель­ным потен­ци­а­лом с помо­щью ана­ли­за откры­тых поль­зо­ва­тель­ских дан­ных соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» // Откры­тое и дистан­ци­он­ное обра­зо­ва­ние. 2018. № 4 (72). С. 52—58.
  11. Онлайн иссле­до­ва­ния в Рос­сии 3.0 / под ред. Шаш­ки­на А. В., Девят­ко И. Ф., Давы­до­ва С. Г. М. : Кодек, 2012. 420 с.
  12. Рый­гас Е. В. Рели­ги­оз­ные взгля­ды в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти (на при­ме­ре тек­стов в соци­аль­ной сети vkontakte.ru) // Социо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния. 2013. № 6. С. 115—120.
  13. Рыков Ю. Г., Коль­цо­ва О. Ю., Мей­лахс П. А. Струк­ту­ра и функ­ции онлайн-сооб­ществ: сете­вая кар­то­гра­фия ВИЧ-реле­вант­ных групп в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» // Социо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния. 2016. № 8. С. 30—42.
  14. Совет­ский энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь / гл. ред. А. М. Про­хо­ров. 4‑е изда­ние. М. : Совет­ская энцик­ло­пе­дия, 1988.
  15. Ушкин С. Г. Визу­аль­ные обра­зы поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» // Мони­то­ринг обще­ствен­но­го мне­ния: эко­но­ми­че­ские и соци­аль­ные пере­ме­ны. 2012. № 5. С. 159—169.
  16. Щеко­ту­ров А. В. Индекс вос­при­им­чи­во­сти кон­тен­та вир­ту­аль­но­го сооб­ще­ства // Мони­то­ринг обще­ствен­но­го мне­ния: эко­но­ми­че­ские и соци­аль­ные пере­ме­ны. 2016. № 1. С. 297—312.
  17. Щеко­ту­ров А. В. От флир­та до сме­ны пола онлайн: под­рост­ко­вые прак­ти­ки аль­тер­на­тив­ных само­пре­зен­та­ции в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» // Мони­то­ринг обще­ствен­но­го мне­ния: эко­но­ми­че­ские и соци­аль­ные пере­ме­ны. 2017. № 6. С. 327—343.
  18. Bail C. A. (2014) The Cultural Environment: Measuring Culture with Big Data. Theory and Society. Vol. 43. No. 3. P. 465—524.
  19. Cambria E., Wang H. X., White B. (2014) Guest Editorial: Big Social Data Analysis. Knowledge-based systems. Vol. 69. P. 1—2.
  20. Chew C., Eysenbach G. (2010) Pandemics in the Age of Twitter: Content Analysis of Tweets during the 2009 H1N 1 Outbreak. PLOS ONE. 5(11): e14118.
  21. Gonçalves B., Perra N., Vespignani A. (2011) Modeling Users’ Activity on Twitter Networks: Validation of Dunbar’s Number. PLUS ONE. 6(8): e22656.
  22. Hermida A., Lewis S. C., Zamith R. (2014) Sourcing the Arab Spring: A Case Study of Andy Carvin’s Sources on Twitter During the Tunisian and Egyptian Revolutions. Journal of computer-mediated communication. Vol. 19. No. 3. P. 479—499.
  23. King G. (2013) Restructuring the Social Sciences: Reflections from Harvard’s Institute for Quantitative Social Science. PS: Political Science & Politics. Vol. 47. No. 1. P. 165— 172.
  24. Rogers R. (2019) Doing Digital Methods. London: Sage.
Бла­го­дар­ность. Авто­ры ста­тьи выра­жа­ют бла­го­дар­ность Ю. Р. Виш­нев­ско­му (УрФУ) за под­держ­ку и кон­струк­тив­ную кри­ти­ку.
Источ­ник: Мони­то­ринг обще­ствен­но­го мне­ния: эко­но­ми­че­ские и соци­аль­ные пере­ме­ны. 2020. № 2. С. 148—167. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2020.2.692.

Об авторах

  • Любовь Дмит­ри­ев­на Забо­к­риц­кая — кан­ди­дат социо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры социо­ло­гии и тех­но­ло­гий госу­дар­ствен­но­го и муни­ци­паль­но­го управ­ле­ния Шко­лы госу­дар­ствен­но­го управ­ле­ния и пред­при­ни­ма­тель­ства Инсти­ту­та эко­но­ми­ки и управ­ле­ния, Ураль­ский феде­раль­ный уни­вер­си­тет име­ни пер­во­го Пре­зи­ден­та Рос­сии Б. Н. Ель­ци­на, Ека­те­рин­бург, Рос­сия.
  • Нико­лай Алек­сан­дро­вич Хлеб­ни­ков — кан­ди­дат хими­че­ских наук, дирек­тор Инсти­ту­та фун­да­мен­таль­но­го обра­зо­ва­ния, Ураль­ский феде­раль­ный уни­вер­си­тет име­ни пер­во­го Пре­зи­ден­та Рос­сии Б. Н. Ель­ци­на, Ека­те­рин­бург, Рос­сия.
  • Татья­на Ана­то­льев­на Ореш­ки­на — кан­ди­дат социо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры социо­ло­гии и тех­но­ло­гий госу­дар­ствен­но­го и муни­ци­паль­но­го управ­ле­ния Шко­лы госу­дар­ствен­но­го управ­ле­ния и пред­при­ни­ма­тель­ства Инсти­ту­та эко­но­ми­ки и управ­ле­ния, Ураль­ский феде­раль­ный уни­вер­си­тет име­ни пер­во­го Пре­зи­ден­та Рос­сии Б. Н. Ель­ци­на, Ека­те­рин­бург, Рос­сия.
  • Евге­ний Иго­ре­вич Комоц­кий — асси­стент кафед­ры ана­ли­ти­ки боль­ших дан­ных и видео­ана­ли­за, Шко­лы про­фес­си­о­наль­но­го и ака­де­ми­че­ско­го обра­зо­ва­ния, Инсти­ту­та радио­элек­тро­ни­ки и инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий — РтФ, Ураль­ский феде­раль­ный уни­вер­си­тет име­ни пер­во­го Пре­зи­ден­та Рос­сии Б. Н. Ель­ци­на, Ека­те­рин­бург, Рос­сия.

Смот­ри­те так­же:

ПРИМЕЧАНИЕ

  1. Рас­счи­та­но авто­ра­ми по дан­ным Управ­ле­ния феде­раль­ной служ­бы госу­дар­ствен­ной ста­ти­сти­ки по Сверд­лов­ской и Кур­ган­ской обла­сти.

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest