Введение
Реальность – это философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; то есть существующие действительно. Данная категория, в широком смысле, обозначает всё то, что человек может ощущать при помощи органов чувств.
Прогресс не стоит на месте, на рубеже нового, информационного, XXI века людям всё чаще приходил в голову вопрос о возможном создании иной реальности, той, в которой они бы сами были творцами и творениями.
Идея с созданием нового мира долго таилась в учёных умах, и впоследствии была разработана концепция «существования вне». Этим понятием и характеризовалась, так называемая, виртуальная реальность.
Виртуальная реальность
Виртуальная реальность как иной мир имеет свою историю. Уже в Средних веках, в Европе, термин «виртуальная реальность» использовался многими людьми. Он означал специфическое направление в лингвистике.
То, что виртуальная реальность означает для современных людей, появилось сравнительно недавно. Специальная идея сначала была посвящена лётному делу.
Раньше была предусмотрена пневматическая система переключения рычагов, а также движущееся изображение. Первые сведения о подобном изобретении датируются 1929 годом. В целом эта модель позволяла ощутить кружение, падение и маневрирование с точностью, как и во время реального полёта.
В дальнейшем под виртуальной реальностью подразумевалось дать подвижность, звук и восприятие. Изучая её, нужно было погрузиться не только в постороннее, но и в своё собственное сознание.
В результате изучение виртуальной – это не только интересное дело, занимаясь которым можно узнать много нового, но также и возможность прикоснуться к новейшей технологии, стать, так сказать, непосредственным участником будущего.
В данной статье мы ставили целью выявить причины использования виртуальной реальность. А также спектр её применения и негативные последствия от пребывания в ней.
Для объективного обозначения причин мы обратились к людям, которые, так или иначе, знакомы с виртуальной реальностью. Цель нашего опроса была выяснить возможные объяснения пребывания в ней.
По итогу опроса мы определили преобладающие причины использования виртуальной реальности. Ими стали:
- Возможность полностью окунуться в интерактивное измерение.
- Получение новых эмоций.
- Профилактика стресса.
- Возможность визуализации различных объектов и физических явлений.
- Возможность для каждого перейти на новый уровень развлечений.
Данные сведения дали нам понять, что сторонники виртуальной реальности имеют полное основание утверждать о превосходстве данного измерения над реальным.
Сопоставив полученные сведения с диаграммой темпа роста её потребления, мы поняли, что проблема замены действительного мира виртуальным актуальна (диаграмма 1).
Причины быстрого роста стали ясны, однако, увеличение количества людей, которые благоприятно относятся к виртуальной реальности при всех её плюсах, не означало перспективу светлого будущего. Виртуалистика, как социальное явление имеет весьма заметные негативные стороны.
Опасности виртуальной реальности
По мнению Анатолия Берестова, виртуальная реальность таит в себе множество угроз. «Этот мир, безусловно, опасен. И здесь чело- века поджидает такая огромная и реальная опасность, что мы ее пока еще можем только недооценить, но никак – переоценить». Автор выде- ляет несколько видов опасностей:
- Опасность духовная. Человек теряет свои нравственные качества, заменяя истинные ценности мнимыми.
- Опасность физиологическая. Технология виртуальных реальностей создала киберсекс, который позволяет тотально сексуализировать общество.
- Опасность манипулятивная. Т.е. погружение человека в мир виртуальной реальности позволяет осуществлять внушение и программирование и навязывать человеку определенные поведение, образ жизни, мышление.
- Опасность психологическая. По мере погружения в виртуалистику, у человека стирается грань между реальным и виртуальным миром. Ложная действительность по истечению некоторого времени может въесться в его сознание, либо вызвав у него биполярное расстройство, либо сведя его окончательно с ума.
Заключение
Изложенное позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, виртуальная реальность играет далеко не последнюю роль в жизни общества, зазывая в себя всё больше и больше членов.
Во-вторых, виртуальная реальность позволяет человеку погрузится в ранее не виданный мир, стать не только творением мира, но и его творцом.
В-третьих, анализ и практика показали, что виртуальная реальность вполне способна конкурировать с действительной.
Отвечая на поставленные вопросы, хочется сказать, что виртуальная реальность – в первую очередь является попыткой человека стать Богом. Однако эта попытка пока оказывается губительной как для самого человека, так и для всего социума в целом.
Можно лишь сделать прогнозы о том, что в ближайший век человечество ждёт полный переход из настоящего мира в виртуальность. Информационное столетие отражается во всех сферах жизни общества.
Литература
- Алексенко Н.Н. Психоаналитические аспекты поведения человека в киберпространстве // Журнал практической психологии и психоанализа. – М., 2000. – №3.
- Гриффитс Х.-М. Почему Web не является библиотекой // Международный форум по информации. – М., 2000. – Т. 25. – №1.
- Климкович Е.А. Компьютерная зависимость: реальная и виртуальная жизнь современных подростков. – Красико-Принт, 2011.
- Копыл В.И. Общение в Интернете. – АСТ, 2005.
- Косолапов Н.А. Социальная психология и международные отношения. – Наука, 1983.
- Чернышева А.В. Виртуальная реальность в науке и технике / А.В. Чернышева, Т.А. Бойченко, Г.А. Резниченко.
- Петлиц А. Как виртуальная реальность влияет на мозг?
- Горохов В.Г. Введение в философию техники / В.Г. Горохов, В.М. Розин. – М.: Инфра-М, 1998.
- Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. – 2004.
- Бабенко B.C. Художественная культура и виртуальная реальность / В.С. Бабенко, С.Н. Иконникова, С.Т. Махлина // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. – М.: Центр виртуалистики ин-та человека РАН, 1998. – Вып. 4
- Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999.
- Сибер Д. Цифровая диета. Как победить зависимость от гаджетов и технологий. – 2015.
- Леонтьев В.П. Знакомства и общение в Интернете.
- Денисова Т. Одиночество. Метафизика и диалектика. – 2013.
- Воронов А.И. Философский анализ понятия «виртуальная реальность»: Дис. … канд. филос. наук / А.И. Воронов. – СПб., 1999.
- Zhou L. How is the semantic web evolving? A dynamic social network perspective / L. Zhou, L. Ding, T.Finin // Computers in Human Behavior. – 2011. – Vol. 2. – P. 1294–1302.
Об авторах
- Татьяна Владиславовна Маркова - кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева» Нижегородская обл.
- Евгений Сергеевич Мартьянов - ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»
Нижегородская обл.
Смотрите также:
- Моторина Л.Е., Черняева Г.В. Психологическая виртуальная реальность в компьютерной интерактивной среде
- Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования
- Шаляпин А.А., Данина М.М. Исследования эффекта присутствия в виртуальной реальности: современное состояние и перспективы
- Якименко К.Н. Виртуальная реальность