Смирнова А.А., Захарова Т.Ю., Синогина Е.С. Киберугрозы безопасности подростков

С

Новые СМИ ста­ли играть в жиз­ни обще­ства замет­ную роль. По дан­ным опро­са Лева­да-цен­тра, про­ве­ден­но­го 9–12 сен­тяб­ря 2016 г. в 137 насе­лен­ных пунк­тах 48 реги­о­нов стра­ны, в Рос­сии поль­зу­ют­ся Интер­не­том 73 % граж­дан в воз­расте 18 лет и стар­ше, 47 % опро­шен­ных зани­ма­ют­ся в Сети ежедневно. 

Сеть Интер­нет поз­во­ля­ет людям пере­да­вать инфор­ма­цию, обсуж­дать раз­лич­ные явле­ния обще­ствен­ной жиз­ни, нахо­дить новых зна­ко­мых, рас­про­стра­нять това­ры и услу­ги. В то же вре­мя ком­пью­тер и Интер­нет могут стать источ­ни­ком аддик­тив­но­го поведения. 

Вызы­ва­ет обес­по­ко­ен­ность агрес­сив­ный харак­тер мно­гих онлайн-игр, кото­рые поль­зу­ют­ся успе­хом у школь­ни­ков. Суще­ству­ет мне­ние, что ком­пью­тер­ные игры про­во­ци­ру­ют некон­тро­ли­ру­е­мые вспыш­ки агрес­сии у подростков.

Важ­ным пока­за­те­лем опас­но­сти кибер­про­стран­ства явля­ет­ся доступ к гигант­ско­му коли­че­ству инфор­ма­ции. Инфор­ма­ция в Сети часто при­ме­ня­ет­ся для про­па­ган­ды любых идей как госу­дар­ствен­ны­ми, так и него­су­дар­ствен­ны­ми структурами. 

Ярким при­ме­ром тако­го пре­ступ­но­го исполь­зо­ва­ния Сети явля­ет­ся интер­нет-вер­бов­ка новых аген­тов-тер­ро­ри­стов ради­каль­ной орга­ни­за­ци­ей «Ислам­ское госу­дар­ство». В насто­я­щее вре­мя отсут­ству­ют меха­низ­мы, поз­во­ля­ю­щие про­из­во­дить ран­ний отбор и уни­что­же­ние нега­тив­ной и опас­ной информации. 

Если рань­ше про­па­ган­да велась откры­то, через спе­ци­аль­ные сай­ты, то теперь мани­пу­ля­ция обще­ствен­ным созна­ни­ем ведет­ся скры­то, напри­мер через соци­аль­ные сети; при этом опре­де­лить центр гене­ра­ции какой-либо идеи невозможно.

В Воро­неж­ском инсти­ту­те МВД Рос­сии в 2015 г. было про­ве­де­но иссле­до­ва­ние на выяв­ле­ние сте­пе­ни угро­зы столк­но­ве­ния несо­вер­шен­но­лет­них поль­зо­ва­те­лей с нега­тив­ной инфор­ма­ци­ей в соци­аль­ных сетях. 

В опро­се участ­во­ва­ло 186 несо­вер­шен­но­лет­них поль­зо­ва­те­лей сетей от 14 до 17 лет. 96 % опро­шен­ных сооб­щи­ли о непред­на­ме­рен­ном озна­ком­ле­нии в соци­аль­ных сетях с инфор­ма­ци­ей сек­су­аль­но­го харак­те­ра, с мате­ри­а­ла­ми экс­тре­мист­ско­го харак­те­ра стал­ки­ва­лись 89 % опро­шен­ных несо­вер­шен­но­лет­них, до 14 % участ­во­вав­ших в иссле­до­ва­нии под­рост­ков посе­ща­ют сооб­ще­ства, посвя­щен­ные при­чи­не­нию физи­че­ско­го вре­да себе и дру­гим людям, 13% – сооб­ще­ства, про­па­ган­ди­ру­ю­щие нар­ко­ти­ки [1].

С про­яв­ле­ни­я­ми сете­вой агрес­сии стал­ки­вал­ся 91 % несо­вер­шен­но­лет­них поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ных сетей, 26 % опро­шен­ных сами про­яв­ля­ли ответ­ную агрес­сию. Сле­ду­ет отме­тить, что толь­ко око­ло 20 % роди­те­лей зна­ют, с каки­ми опас­но­стя­ми встре­ча­ют­ся их дети в кибер­про­стран­стве [1].

В Сети ребе­нок может столк­нуть­ся с одной из наи­бо­лее серьез­ных угроз – педо­фи­ли­ей. Мани­пу­ля­то­ры-педо­фи­лы, вхо­дя в дове­рие к ребен­ку, могут соблаз­нить его на совер­ше­ние непри­стой­ных дей­ствий. Педо­фи­лы исполь­зу­ют преж­де все­го ком­му­ни­ка­тив­ные тех­но­ло­гии Интер­не­та – чаты, фору­мы и пр. 

Дети же попа­да­ют на пор­но­сай­ты по ряду при­чин. Во-пер­вых, они посто­ян­но стал­ки­ва­ют­ся с пор­но­гра­фи­ей про­сто в силу ее широ­ко­го рас­про­стра­не­ния. Вла­дель­цы пор­но­сай­тов исполь­зу­ют осо­бые тех­но­ло­гии, поз­во­ля­ю­щие сай­там само­за­гру­жать­ся. Пото­му ребе­нок натал­ки­ва­ет­ся на пор­но­ре­сур­сы даже тогда, когда поль­зу­ет­ся совсем без­обид­ны­ми сайтами.

В Рос­сии пока не суще­ству­ет како­го-либо пра­во­во­го регу­ли­ро­ва­ния дея­тель­но­сти инфор­ма­ци­он­ной сети Интер­не­та, что поз­во­ля­ет сек­су­аль­ным извра­щен­цам поль­зо­вать­ся Сетью. На поис­ко­вых сер­ве­рах еже­днев­но воз­ни­ка­ет по 15–20 новых анон­сов с адре­са­ми пор­но­сай­тов, в том чис­ле и детских. 

Интер­нет пред­став­ля­ет педо­фи­лам сво­бод­ный доступ к потен­ци­аль­ным жерт­вам по все­му миру, мас­ки­ров­ку, сред­ства выяв­ле­ния домаш­ней инфор­ма­ции для реа­ли­за­ции близ­ко­го кон­так­та, воз­мож­но­сти выстра­и­ва­ния дол­го­сроч­ных отно­ше­ний по Интер­не­ту задол­го до попы­ток физи­че­ско­го контакта.

Интер­нет ста­но­вит­ся все более мобиль­ным. В свя­зи с этим уста­нов­ле­ние и предот­вра­ще­ние мно­гих ситу­а­ций пред­став­ля­ет­ся чрез­вы­чай­но затруд­ни­тель­ны­ми. Воз­рас­та­ю­щий спрос пре­вра­тил дет­скую пор­но­гра­фию в боль­шой биз­нес. Педо­фи­лы, поль­зу­ясь ано­ним­но­стью Интер­не­та, подыс­ки­ва­ют потен­ци­аль­ных жертв сре­ди детей, зача­стую выда­вая себя за их сверстников. 

Если ребе­нок име­ет сво­бод­ный доступ к Интер­не­ту, нет ниче­го про­ще, чем при­влечь его вни­ма­ние к «инте­рес­ным» кар­тин­кам, стиш­кам, рас­ска­зам, видео­изоб­ра­же­ни­ям и про­че­му, на что обыч­но клю­ет дет­ская любо­зна­тель­ность. Есте­ствен­но, что рас­про­стра­ня­ет это в ком­пью­тер­ной сети чело­век, заин­те­ре­со­ван­ный в более тес­ном зна­ком­стве с несовершеннолетним. 

Ребе­нок может с лег­ко­стью увлечь­ся запрет­ной инфор­ма­ци­ей и после­до­вать на ука­зан­ный сайт. Там под­ро­сток узна­ет не толь­ко, как это дела­ет­ся, но и полу­чит при­гла­ше­ние встре­тить­ся, ото­бе­дать и пой­ти, напри­мер, в зоо­парк или кино.

Сек­су­аль­ные манья­ки всех окра­сок могут зама­нить довер­чи­вых маль­чи­шек и дев­чо­нок на пре­ступ­ное ложе, а то и в пор­но­ин­ду­стрию под пред­ло­гом обме­на или про­да­жи откры­ток попу­ляр­ных арти­стов, звезд бас­кет­бо­ла, фут­бо­ла, хок­кея и рок-кумиров. 

В США одним из мето­дов борь­бы с интер­нет-педо­фи­ли­ей явля­ет­ся мас­ки­ров­ка аген­тов служб без­опас­но­сти и вступ­ле­ние в кон­такт с пре­ступ­ни­ка­ми. Аген­ты под видом детей заво­ди­ли ком­пью­тер­ные зна­ком­ства с педо­фи­ла­ми, согла­ша­ясь на встре­чу, а затем про­во­ди­ли опе­ра­цию по их задер­жа­нию и аресту.

Места­ми повы­шен­ной опас­но­сти при­зна­ны интер­нет-чаты, где, с точ­ки зре­ния экс­пер­тов, риск попасть на удоч­ку педо­фи­лов самый высо­кий. Обща­ясь в сво­их чатах, дети и под­рост­ки абсо­лют­но уве­ре­ны, что гово­рят с ровес­ни­ка­ми. Им не при­хо­дит в голо­ву, что взрос­лый чело­век может общать­ся на их язы­ке, отлич­но раз­би­ра­ет­ся в теле­про­грам­мах, кото­рые они смот­рят, одеж­де, кото­рую они носят, и т. д. Неред­ко дети согла­ша­ют­ся дать собе­сед­ни­ку по чату номер сво­е­го мобиль­но­го теле­фо­на, домаш­ний адрес и даже встре­тить­ся с ним.

Сле­до­ва­тель­но, роди­те­ли долж­ны пре­ду­пре­дить ребен­ка об опас­но­сти стать жерт­вой педо­фи­ла, заста­вить его поду­мать о том, кем на самом деле может являть­ся его собе­сед­ник в Интер­не­те, и про­явить меры предо­сто­рож­но­сти при попыт­ке встре­тить­ся со зна­ко­мы­ми из Сети.

По ста­ти­сти­ке рос­сий­ской поис­ко­вой систе­мы «Рам­блер», до 50 % всех сай­тов содер­жат сло­во «секс», «пор­но» или «эро­ти­ка». Наи­бо­лее попу­ляр­ны сай­ты с дет­ской пор­но­гра­фи­ей, запре­щен­ной во всех стра­нах мира. 

Хозя­е­ва одно­го из рос­сий­ских пор­та­лов про­ве­ли экс­пе­ри­мент: заяви­ли сайт с лозун­гом «Гряз­ное пор­но. Маль­чи­ки и девоч­ки 9–13 лет». В пер­вые же сут­ки сайт посе­ти­ли более 3 тыс. чело­век, он сра­зу занял 21-е место в спис­ке наи­бо­лее посе­ща­е­мых сай­тов «Рам­бле­ра» (все­го их боль­ше ста).

В рус­ской Сети мож­но най­ти огром­ный сайт Ассо­ци­а­ции бой­ла­ве­ров Рос­сии, суще­ству­ю­щей вполне офи­ци­аль­но как отде­ле­ние Все­мир­ной ассо­ци­а­ции бой­ла­ве­ров (бой­лав – любовь к маль­чи­кам). Ее чле­ны утвер­жда­ют, что они за друж­бу с детьми и не име­ют отно­ше­ния к педо­фи­лам. Но при этом они тре­бу­ют сво­бо­ды сек­су­аль­ной инди­ви­ду­аль­но­сти для маль­чи­ков. «Бой­ла­ве­ры отли­ча­ют­ся от педо­фи­лов лишь сте­пе­нью агрес­сив­но­сти и хит­ро­стью, – гово­рит извест­ный сек­со­па­то­лог про­фес­сор Алек­сандр Пале­ев, – но они такие же соблаз­ни­те­ли детей».

Одним из самых жесто­ких пре­ступ­ле­ний с исполь­зо­ва­ни­ем сети Интер­нет явля­ет­ся дове­де­ние до само­убий­ства. На 100 тыс. детей и под­рост­ков в Рос­сии при­хо­дит­ся 22,5 слу­чая суи­ци­да, что пре­вы­ша­ет сред­ний миро­вой пока­за­тель в три раза. В Москве суи­ци­ды вышли на пер­вое место сре­ди насиль­ствен­ных смер­тей, обо­гнав чис­ло жертв автокатастроф. 

Спе­ци­а­ли­сты отде­ле­ния суи­ци­до­ло­гии НИИ пси­хи­ат­рии Мин­здрав­соц­раз­ви­тия РФ отме­ча­ют, что почти в каж­дом слу­чае под­рост­ко­во­го суи­ци­да про­сле­жи­ва­ет­ся роль Интер­не­та. В 2004 г. в пси­хи­ат­рии появил­ся тер­мин «кибер­су­и­цид».

Кибер­су­и­ци­ды – это само­убий­ства, кото­рые совер­ша­ют­ся в резуль­та­те зна­ком­ства и обще­ния через Интер­нет. Боль­шин­ство посе­ти­те­лей сай­тов о само­убий­ствах моло­же 25 лет. 

Наи­боль­шую опас­ность пред­став­ля­ют груп­по­вые («согла­со­ван­ные») само­убий­ства, кото­рые могут стать при­чи­ной целой эпи­де­мии само­убийств. Рас­про­стра­не­нию это­го явле­ния спо­соб­ству­ют подроб­ное обсуж­де­ние слу­ча­ев само­убийств в сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции, геро­иза­ция само­убийц в вир­ту­аль­ном про­стран­стве, моде­ли­ро­ва­ние суи­ци­даль­но­го пове­де­ния в соци­аль­ных сетях. 

Про­бле­ма вир­ту­аль­но­го суи­ци­да носит обще­ми­ро­вой харак­тер, она встре­ча­ет­ся не толь­ко в Рос­сии, слу­чаи груп­по­во­го само­убий­ства, согла­со­ван­но­го через вир­ту­аль­ную сеть, пери­о­ди­че­ски воз­ни­ка­ют в таких бла­го­по­луч­ных стра­нах, как Япо­ния, США, стра­ны Запад­ной Европы.

«Новая газе­та» от 16 мая 2016 г. выпу­сти­ла мате­ри­ал «Груп­пы смер­ти (18+)», авто­ром кото­ро­го явля­ет­ся обо­зре­ва­тель Гали­на Мур­са­ли­е­ва. Г. Мур­са­ли­е­вой было про­ве­де­но рас­сле­до­ва­ние, в ходе кото­ро­го она выяс­ни­ла, что с нояб­ря 2015 г. по апрель 2016 г. с собой покон­чи­ли 130 под­рост­ков, все они были чле­на­ми одних и тех же интер­нет-групп в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те».

«Груп­пы смер­ти» при­об­ре­ли сакраль­ную сим­во­ли­ку, обла­да­ю­щую заву­а­ли­ро­ван­ным смыс­лом. Дети полу­ча­ли в соци­аль­ных сетях соот­вет­ству­ю­щую пси­хо­ло­ги­че­скую обра­бот­ку: к про­смот­ру были выстав­ле­ны мно­го­чис­лен­ные видео­ро­ли­ки со сце­на­ми само­убийств, наси­лия над собой, демон­стри­ро­ва­лись мисти­фи­ка­ции, зву­ча­ла тра­ги­че­ская музыка. 

Дети участ­во­ва­ли в риту­а­лах, кото­рые оформ­ля­лись в виде интер­ак­тив­ной игры (напри­мер, все участ­ни­ки груп­пы само­убийц долж­ны были еже­днев­но выхо­дить на связь с 04:20 до 06:00, что само по себе опас­но для неокреп­шей пси­хи­ки и физи­че­ско­го здо­ро­вья под­рост­ков). По пра­ви­лам этой свое­об­раз­ной игры под­рост­кам не пола­га­лось рас­ска­зы­вать кому-либо о про­ис­хо­дя­щем, запре­ща­лось не выхо­дить на связь более 48 часов [2].

За осно­ву адми­ни­стра­то­ры «груп­пы смер­ти» при­ня­ли уже суще­ству­ю­щие более 15 лет игры в аль­тер­на­тив­ной реаль­но­сти (путе­ше­ствие в реаль­ном мире с игро­вы­ми эле­мен­та­ми). В США эту тех­но­ло­гию исполь­зо­ва­ли в нача­ле 2000-х гг. для реклам­ных целей. Эпи­де­мия под­рост­ко­вых само­убийств в Рос­сии пока­за­ла, что игры в аль­тер­на­тив­ной реаль­но­сти могут при­ме­нять­ся не толь­ко в раз­вле­ка­тель­ных или реклам­ных целях, но и в деструктивных.

К подоб­ным играм отно­сит­ся, напри­мер, «Тихий дом». По замыс­лу авто­ров, «Тихий дом» – это самый ниж­ний уро­вень Интер­не­та, место где про­сти­ра­ет­ся гра­ни­ца меж­ду реаль­ным и вымыш­лен­ным мира­ми, конец бытия, в нем поль­зо­ва­тель Сети обре­та­ет осо­бое состо­я­ние созна­ния, пре­одо­ле­вая мате­рию, вре­мя и пространство. 

Адми­ни­стра­то­ры «групп смер­ти» обе­ща­ли под­рост­кам дости­же­ние тако­го состо­я­ния после выпол­не­ния спе­ци­фи­че­ских зада­ний: раз­га­дать таин­ствен­ную шиф­ро­грам­му, сде­лать и при­слать тема­ти­че­скую фото­гра­фию с над­пи­сью, сде­лан­ной на теле (сиг­ну), про­смот­реть огром­ное коли­че­ство кар­ти­нок и видео с убий­ства­ми, про­из­ве­ден­ны­ми без исполь­зо­ва­ния спе­ц­эф­фек­тов, с пред­ше­ству­ю­щим изде­ва­тель­ством и уни­же­ни­ем жертв (снафф), орга­ни­зо­вать пря­мую транс­ля­цию соб­ствен­но­го суицида. 

Таким обра­зом, «груп­пы смер­ти» – это свое­об­раз­ное сооб­ще­ство, кото­рое сов­ме­сти­ло мифо­ло­гию нет­стал­кин­га с темой суицида.

Гали­на Мур­са­ли­е­ва счи­та­ет, что коор­ди­на­то­ры сай­тов само­убийц путем слож­ных мани­пу­ля­ций над созна­ни­ем ребен­ка орга­ни­зо­вы­ва­ют убий­ства потер­пев­ших их же соб­ствен­ны­ми рука­ми. Спе­ци­а­ли­сты Рос­ком­над­зо­ра отсле­жи­ва­ют подоб­ные сай­ты и бло­ки­ру­ют их, но тех­но­ло­гии сети Интер­нет поз­во­ля­ют тут же созда­вать новые сай­ты, име­ю­щие ту же тема­ти­ку, при­вле­кая тех же пользователей. 

В сво­ей ста­тье Г. Мур­са­ли­е­ва ука­зы­ва­ет, что долж­но насто­ро­жить роди­те­лей и педа­го­гов в пове­де­нии ребен­ка и ука­зать на воз­мож­ное посе­ще­ние им суи­ци­даль­ных сай­тов [2].

Участ­ник до само­го кон­ца не сомне­ва­ет­ся в игро­вом харак­те­ре про­ис­хо­дя­ще­го, игры в аль­тер­на­тив­ной реаль­но­сти прак­ти­че­ски не име­ют границ.

В вир­ту­аль­ном мире под­ро­сток может так­же столк­нуть­ся с про­бле­мой трав­ли. Интер­нет-трав­ля (кибер­моббинг, кибер­бул­линг) – это наме­рен­ное запу­ги­ва­ние, оскорб­ле­ние, угро­зы, шан­таж с помо­щью совре­мен­ных средств ком­му­ни­ка­ций, посред­ством элек­трон­ной почты, про­грамм для мгно­вен­но­го обме­на сооб­ще­ни­я­ми (ICQ, WhatsApp, Viber), а так­же путем рас­про­стра­не­ния через соци­аль­ные сети или через видео­пор­та­лы (You Tube) лож­ной или непри­стой­ной информации. 

Осо­бен­но­стя­ми кибер­моббин­га явля­ют­ся отсут­ствие вре­мен­но­го или гео­гра­фи­че­ско­го огра­ни­че­ния трав­ли, киберху­ли­ган име­ет круг­ло­су­точ­ный доступ к жерт­ве; пре­ступ­ник может дей­ство­вать ано­ним­но; инфор­ма­ция рас­про­стра­ня­ет­ся чрез­вы­чай­но быст­ро, доступ к ней не огра­ни­чен [3]. В основ­ном жерт­вы интер­нет-трав­ли и их пре­сле­до­ва­те­ли – это под­рост­ки в воз­расте от 11 до 16 лет. 

Даже соци­аль­но адап­ти­ро­ван­ные и при­спо­соб­лен­ные уче­ни­ки, кото­рые уме­ют избе­гать кон­флик­тов при лич­ном обще­нии, могут стать целью кибер­моббин­га. Резуль­та­том интер­нет-трав­ли под­рост­ка могут стать ухуд­ше­ние физи­че­ско­го здо­ро­вья (частые голов­ные боли, про­бле­мы со сном, подав­лен­ное настро­е­ние), изме­не­ние пове­де­ния (сни­же­ние успе­ва­е­мо­сти в шко­ле, раз­рыв дру­же­ствен­ных свя­зей, отстра­нен­ность от реаль­но­го мира и замкну­тость). Если роди­те­ли и учи­те­ля не при­мут быст­рые меры, то соци­аль­ная изо­ля­ция ребен­ка в резуль­та­те кибер­т­рав­ли может при­ве­сти к суициду.

Несмот­ря на коли­че­ство и скры­тость, мас­ки­ров­ку пере­чис­лен­ных угроз, боль­шин­ство детей и под­рост­ков уме­ют избе­гать их, но при­об­ре­та­ют в Сети какое-то увле­че­ние, кото­рое затя­ги­ва­ет их, ста­но­вит­ся при­выч­ным и необ­хо­ди­мым эле­мен­том повсе­днев­ной жиз­ни, без кото­ро­го они чув­ству­ют себя неудо­вле­тво­ри­тель­но. В резуль­та­те фор­ми­ру­ет­ся ком­пью­тер­ная зависимость. 

Ком­пью­тер­ная зави­си­мость (кибе­рад­дик­ция, интер­нет-зави­си­мость) – это пси­хи­че­ское рас­строй­ство, сопро­вож­да­ю­ще­е­ся про­бле­ма­ми со здо­ро­вьем и в отно­ше­ни­ях с дру­ги­ми людь­ми, выра­жа­ю­ще­е­ся в неспо­соб­но­сти чело­ве­ка свое­вре­мен­но закон­чить заня­тия за ком­пью­те­ром (вый­ти из сети Интер­нет) и упор­ном жела­нии вер­нуть­ся за ком­пью­тер (в Сеть).

Кибер­за­ви­си­мость явля­ет­ся имен­но забо­ле­ва­ни­ем, а не дур­ной при­выч­кой, изъ­я­ном вос­пи­та­ния или небла­го­при­ят­ным сте­че­ни­ем обсто­я­тельств, она нахо­дит­ся в одном ряду с про­чи­ми вида­ми хими­че­ских (нар­ко­ма­ния и алко­го­лизм) и нехи­ми­че­ских (игро­ма­ния, тре­нин­го­ма­ния) зави­си­мо­стей, так как обна­ру­жи­ва­ет все при­зна­ки забо­ле­ва­ния (при­сут­ству­ет при­чи­на воз­ник­но­ве­ния, симп­то­ма­ти­ка, тече­ние, лече­ние и прогноз).

Ю. Д. Баба­е­ва, А. Е. Вой­скун­ский, О. В. Смыс­ло­ва выде­ля­ют три раз­но­вид­но­сти кибер­де­я­тель­но­сти, кото­рые вызы­ва­ют гло­баль­ные нега­тив­ные изме­не­ния лич­но­сти, к ним относятся:

  1. Увле­чен­ность позна­ни­ем в сфе­ре про­грам­ми­ро­ва­ния и теле­ком­му­ни­ка­ций, как край­ний вари­ант – хакерство.
  2. Увле­чен­ность ком­пью­тер­ны­ми игра­ми и игра­ми посред­ством Интер­не­та, как край­ний вари­ант – игро­вая наркомания.
  3. Увле­че­ние сете­вой ком­му­ни­ка­ци­ей, как край­ний вари­ант – интер­нет-аддик­ция – зави­си­мость от Интер­не­та [4].

При­зна­ка­ми того, что ком­пью­тер­ная зави­си­мость сфор­ми­ро­ва­лась и про­грес­си­ру­ет, явля­ют­ся сокры­тие под­рост­ком истин­но­го вре­ме­ни, про­ве­ден­но­го за ком­пью­те­ром, и ута­и­ва­ние харак­те­ра заня­тий. Коли­че­ство вре­ме­ни, про­во­ди­мое у ком­пью­те­ра, воз­рас­та­ет до несколь­ких часов. 

Вне пре­бы­ва­ния за ком­пью­те­ром у под­рост­ка появ­ля­ют­ся раз­дра­же­ние или уны­ние, в то же вре­мя при исполь­зо­ва­нии ком­пью­те­ра наблю­да­ют­ся хоро­шее само­чув­ствие и воз­ни­ка­ет эйфория. 

Заня­тия за ком­пью­те­ром про­ис­хо­дят в ущерб всем жиз­нен­но важ­ным функ­ци­ям орга­низ­ма, под­ро­сток пре­не­бре­га­ет сном, пита­ни­ем, игно­ри­ру­ет домаш­ние обя­зан­но­сти, не выпол­ня­ет школь­ные зада­ния [5].

В груп­пу рис­ка по фор­ми­ро­ва­нию ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти могут попасть под­рост­ки, испы­ты­ва­ю­щие оди­но­че­ство, затруд­не­ния в обще­нии со сверст­ни­ка­ми, замкну­тые, обла­да­ю­щие пони­жен­ной само­оцен­кой, тяже­ло пере­жи­ва­ю­щие неудачи.

В Китае, где око­ло 13 % поль­зо­ва­те­лей Сети зави­си­мы от онлайн-игр или Интер­не­та, созда­ны спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные лечеб­ные учре­жде­ния, где зави­си­мые под­рост­ки полу­ча­ют при­ну­ди­тель­ное лече­ние с исполь­зо­ва­ни­ем меди­ка­мен­тов, уси­лен­ных заня­тий спор­том и психотерапии. 

Хотя в Рос­сии на про­бле­му ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти обще­ство пока не обра­ща­ет доста­точ­но­го вни­ма­ния, тем не менее роди­те­ли вме­сте с под­рост­ком могут обра­тить­ся с дан­ной про­бле­мой к пси­хи­ат­ру и полу­чить ква­ли­фи­ци­ро­ван­ную меди­цин­скую помощь.

Пере­чис­лим пси­хи­че­ские и физи­че­ские послед­ствия ком­пью­тер­ной зависимости:

1. Нару­ше­ние соци­аль­ных свя­зей с чле­на­ми семьи, дру­зья­ми, одно­класс­ни­ка­ми и учи­те­ля­ми. Заме­на реаль­ных дру­зей виртуальными.

2. Изме­не­ние когни­тив­ных свойств лич­но­сти, спад инте­ре­са к полез­ной инфор­ма­ции, невоз­мож­ность сосре­до­то­чит­ся, сни­же­ние памя­ти и вни­ма­ния, спо­соб­но­сти к логи­че­ско­му мыш­ле­нию, к быст­ро­му при­ня­тию решений.

Мозг так адап­ти­ру­ет­ся к воз­мож­но­стям тех­ни­ки, что память прак­ти­че­ски не исполь­зу­ет­ся. В резуль­та­те она ста­но­вит­ся поверх­ност­ной и крат­ко­вре­мен­ной. Чело­век ско­рее запом­нит не саму инфор­ма­цию, а то, в какой пап­ке в ком­пью­те­ре или на каком сай­те она нахо­дит­ся. Ком­пью­тер и Интер­нет ста­но­вят­ся для чело­ве­ка свое­об­раз­ным «про­те­зом» памяти.

3. Фор­ми­ро­ва­ние функ­ци­о­наль­ных рас­стройств: утом­ле­ние глаз, голов­ные боли, пора­же­ние нерв­ных ство­лов рук, свя­зан­ное с дли­тель­ным пере­на­пря­же­ни­ем мышц, осте­о­хонд­роз и искрив­ле­ние позво­ноч­ни­ка, рас­строй­ство сна, нару­ше­ния рабо­ты желу­доч­но-кишеч­но­го тракта. 

Для актив­ных поль­зо­ва­те­лей ком­пью­те­ра фор­ми­ру­ют­ся спе­ци­фи­че­ские симп­то­мы пере­утом­ле­ния, после выклю­че­ния ком­пью­те­ра они ощу­ща­ют опу­сто­шен­ность, утом­ле­ние, раздраженность. 

У актив­ных поль­зо­ва­те­лей ком­пью­те­ра болез­ни опор­но-дви­га­тель­но­го аппа­ра­та встре­ча­ют­ся в 3,1 раза, нару­ше­ния нерв­ной систе­мы – в 4,6 раза, болез­ни сер­деч­но-сосу­ди­стой систе­мы в 2 раза чаще, чем у лиц, не рабо­та­ю­щих за ком­пью­те­ром [6].

4. Изме­не­ние пси­хо­эмо­ци­о­наль­ных харак­те­ри­стик лич­но­сти; в резуль­та­те воз­ник­но­ве­ния кибе­рад­дик­ции у ребен­ка появ­ля­ют­ся такие чер­ты харак­те­ра, кото­рые преж­де были для него не свой­ствен­ны: раз­дра­же­ние, тре­вож­ность, неурав­но­ве­шен­ность, агрес­сия, враж­деб­ность, конфликтность.

Извест­на рабо­та М. И. Дре­пы, в кото­рой она изу­ча­ла пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет лич­но­сти интер­нет-зави­си­мо­го сту­ден­та на осно­ве ряда опрос­ных мето­дов иссле­до­ва­ния эмо­ци­о­наль­но-воле­вой, ком­му­ни­ка­тив­ной и моти­ва­ци­он­ной сфе­ры личности. 

Пока­за­но, что для сту­ден­тов кон­троль­ной груп­пы, кото­рые не стра­да­ли при­стра­сти­ем к сети Интер­нет, был харак­те­рен низ­кий уро­вень лич­ност­ной тре­вож­но­сти, а при воз­рас­та­нии сте­пе­ни интер­нет­за­ви­си­мо­сти дан­ный пока­за­тель повы­шал­ся, и лица с высо­ким уров­нем интер­нет-зави­си­мо­сти харак­те­ри­зо­ва­лись высо­ким уров­нем лич­ност­ной тре­вож­но­сти [7].

По мере уве­ли­че­ния сте­пе­ни интер­нет-зави­си­мо­сти в груп­пе сту­ден­тов от 18 до 25 лет так­же воз­рас­та­ли уро­вень депрес­сии, уров­ни агрес­сив­но­сти и враж­деб­но­сти, про­ис­хо­ди­ло сни­же­ние силы воли, стрес­со­устой­чи­во­сти, сте­пе­ни уве­рен­но­сти в себе, уров­ня самооценки. 

В кон­троль­ной груп­пе пре­об­ла­да­ла моти­ва­ция дости­же­ния успе­ха, а уро­вень моти­ва­ции избе­га­ния неудач ока­зал­ся низ­ким, по мере воз­рас­та­ния сте­пе­ни интер­нет-зави­си­мо­сти уро­вень моти­ва­ции дости­же­ния успе­ха сни­жал­ся, а уро­вень моти­ва­ции избе­га­ния неудач воз­рас­тал, сле­до­ва­тель­но, интер­нет-зави­си­мые сту­ден­ты стре­мят­ся толь­ко избе­жать неуда­чи, а не достиг­нуть успеха. 

Так­же в дан­ной рабо­те полу­че­но, что по мере воз­рас­та­ния сте­пе­ни интер­нет-зави­си­мо­сти уро­вень кон­фликт­но­сти и сте­пень оди­но­че­ства уве­ли­чи­ва­лись [7].

Хотя подоб­ные систе­ма­ти­че­ские иссле­до­ва­ния для детей и под­рост­ков не про­во­ди­лись, мож­но допу­стить, что полу­чен­ная тен­ден­ция сохра­нит­ся и для млад­ших воз­раст­ных групп.

5. Дли­тель­ная рабо­та за ком­пью­те­ром тре­бу­ет повы­шен­ной сосре­до­то­чен­но­сти, а это при­во­дит к воз­рас­та­нию нагру­зок на еще не пол­но­стью сфор­ми­ро­вав­шу­ю­ся нерв­ную систе­му ребен­ка. Из-за неогра­ни­чен­но­го исполь­зо­ва­ния ком­пью­те­ра у детей и под­рост­ков про­ис­хо­дит пере­на­пря­же­ние цен­траль­ной нерв­ной систе­мы (ЦНС), кото­рое выра­жа­ет­ся в сни­же­нии зри­тель­ной рабо­то­спо­соб­но­сти, в резуль­та­те чего со вре­ме­нем раз­ви­ва­ет­ся спазм акко­мо­да­ции, кото­рый часто явля­ет­ся при­чи­ной близорукости. 

В резуль­та­те ухуд­ше­ния функ­ци­о­наль­но­го состо­я­ния ЦНС из-за выра­жен­но­го утом­ле­ния при систе­ма­ти­че­ском исполь­зо­ва­нии ком­пью­те­ра фор­ми­ру­ют­ся под­рост­ко­вые нев­ро­зы, судо­рож­ные состо­я­ния и депрессии.

Если у ребен­ка уже име­ют­ся нев­ро­ти­че­ские рас­строй­ства, то интен­сив­ная рабо­та за ком­пью­те­ром может уси­лить эти откло­не­ния. Из-за воз­дей­ствия на орга­низм элек­тро­маг­нит­ных полей воз­ни­ка­ют нару­ше­ния в рабо­те веге­та­тив­ной нерв­ной системы. 

К таким нару­ше­ни­ям отно­сят­ся повы­ше­ние тем­пе­ра­ту­ры тела, сни­же­ние выра­жен­но­сти кож­ных рефлек­сов, повы­ше­ние поро­гов боле­вой чув­стви­тель­но­сти. Могут обна­ру­жить себя сома­ти­че­ские забо­ле­ва­ния, к кото­рым орга­низм пред­рас­по­ло­жен, но кото­рые не про­яв­ля­лись, пока не воз­ник­ла стрес­со­вая ситу­а­ция из-за пере­груз­ки нерв­ной дея­тель­но­сти. К таким забо­ле­ва­ни­ям отно­сят­ся брон­хи­аль­ная аст­ма, ней­ро­дер­мит, сахар­ный диа­бет, язвен­ный колит [6].

При­об­ще­ние детей к ком­пью­те­ру пред­по­ла­га­ет нали­чие не толь­ко каче­ствен­ной, без­опас­ной для здо­ро­вья тех­ни­ки, но и исполь­зо­ва­ние раз­ви­ва­ю­щих и обу­ча­ю­щих игро­вых про­грамм, адек­ват­ных пси­хи­че­ским и пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ским воз­мож­но­стям ребен­ка. Дол­жен быть уста­нов­лен лимит вре­ме­ни рабо­ты за компьютером. 

Непре­рыв­ная про­дол­жи­тель­ность ком­пью­тер­ных заня­тий для детей 5–9 лет долж­на быть не более 10–15 мин, 10–  12 лет – 20 мин, 13–15 лет – 25 мин, 16–17 лет – на пер­вом часу учеб­ных заня­тий – 30 мин, на вто­ром – 20 мин [8]. С воз­рас­том про­ис­хо­дит адап­та­ция уча­щих­ся к ком­пью­тер­ной деятельности.

Вне­учеб­ные заня­тия на ком­пью­те­ре реко­мен­ду­ет­ся про­во­дить не чаще 2 раз в неде­лю общей про­дол­жи­тель­но­стью: для обу­ча­ю­щих­ся 2–5-х клас­сов – не более 60 мин, для обу­ча­ю­щих­ся 6-х клас­сов и стар­ше – не более 90 мин [8].

Реко­мен­ду­ет­ся огра­ни­чи­вать доступ детей к играм и филь­мам, осно­ван­ным на наси­лии. Если ребе­нок все же встре­тил­ся с такой инфор­ма­ци­ей, нуж­но в доступ­ной фор­ме объ­яс­нить ему, поче­му для него это опас­но. Кате­го­ри­че­ский запрет без объ­яс­не­ний толь­ко уве­ли­чит инте­рес ребен­ка к низ­ко­проб­ной информации.

Обще­ние с ком­пью­те­ром у под­рост­ков долж­но иметь жест­кие рам­ки, т. е. нуж­но уста­но­вить, какое вре­мя ребе­нок про­во­дит за ком­пью­те­ром, когда и что он на нем делает.

Что­бы предо­хра­нить ребен­ка от фор­ми­ро­ва­ния у него ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти, сле­ду­ет заин­те­ре­со­вать его тем, что никак не свя­за­но с ком­пью­те­ром, пока­зать, что суще­ству­ет мас­са дру­гих инте­рес­ных увле­че­ний, кото­рые при­но­сят удо­вле­тво­ре­ние, тре­ни­ру­ют тело и нор­ма­ли­зу­ют пси­хо­ло­ги­че­ское состо­я­ние. Таки­ми увле­че­ни­я­ми могут стать заня­тия спор­том, тан­ца­ми, а так­же музы­ка, руко­де­лие, кули­на­рия, уход за домаш­ним живот­ным и прочее. 

Непло­хо уста­но­вить для ребен­ка домаш­ние обя­зан­но­сти, кото­рые он дол­жен выпол­нить, что­бы полу­чить доступ к ком­пью­те­ру. Помни­те, что чем поз­же вы позна­ко­ми­те сво­их детей с ком­пью­те­ра­ми, смарт­фо­на­ми и план­ше­та­ми, тем мень­ше шан­сов, что зави­си­мость сформируется.

Роди­те­лям над­ле­жит про­во­дить с ребен­ком боль­ше сво­бод­но­го вре­ме­ни; при обще­нии необ­хо­ди­мо быть искрен­ним и спо­кой­ным, во вре­мя сов­мест­ных заня­тий полез­но рас­спро­сить ребен­ка о делах и обсу­дить собы­тия его жизни. 

Сов­мест­ным вре­мя­пре­про­вож­де­ни­ем может быть рабо­та на даче, поход в театр, кино, рыбал­ка, купа­ние, ката­ние на лыжах и конь­ках, поезд­ки на велосипедах.

Пол­но­стью огра­дить ребен­ка от поль­зо­ва­ния ком­пью­те­ром невоз­мож­но, пото­му что сего­дня ни один вид тру­до­вой дея­тель­но­сти не обхо­дит­ся без ком­пью­те­ра. Поэто­му нуж­но обра­тить вни­ма­ние детей на полез­ные ресур­сы: ком­пью­тер­ные про­грам­мы для созда­ния рисун­ков, схем, про­ек­тов, фото­гра­фий и др. 

Важ­но обу­чить ребен­ка осно­вам кибер­эти­ки, объ­яс­нить, что мож­но и чего нель­зя делать в Сети, и, таким обра­зом, предо­хра­нить от реаль­ных опасностей.

Список литературы

  1. Сашен­ков С. А. Кри­ми­но­ген­ное вли­я­ние соци­аль­ных сетей на несо­вер­шен­но­лет­них // Вестн. Воро­неж­ско­го инсти­ту­та МВД Рос­сии. 2015. № 3. С. 215–219.
  2. Мур­са­ли­е­ва Г. Груп­пы смер­ти (18+).
  3. Ключ­ко Е. И. Воз­дей­ствие Интер­не­та на суи­ци­даль­ное пове­де­ние моло­де­жи // Обще­ство. Сре­да. Раз­ви­тие (Terra Humana). 2014. № 1 (30). С. 69–72.
  4. Баба­е­ва Ю. Д., Вой­скун­ский А. Е., Смыс­ло­ва О. В. Интер­нет: воз­дей­ствие на лич­ность // Гума­ни­тар­ные иссле­до­ва­ния в Интер­не­те / под ред. А. Е. Вой­скун­ско­го. М.: Можайск-Тер­ра, 2000. С. 11–39.
  5. Спринц А. М., Еры­шев О. Ф. Хими­че­ские и нехи­ми­че­ские зави­си­мо­сти. СПб.: Спец­Лит, 2012. 128 с.
  6. Артю­ни­на Г. П., Ливин­ская О. А. Вли­я­ние ком­пью­те­ра на здо­ро­вье школь­ни­ка // Псков­ский реги­о­но­ло­ги­че­ский жур­нал. 2011. № 12. С. 144–150.
  7. Дре­па М. И. Пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет лич­но­сти интер­нет-зави­си­мо­го сту­ден­та // Вестн. Том­ско­го гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). С. 75–81.
  8. Сан­ПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гиги­е­ни­че­ские тре­бо­ва­ния к пер­со­наль­ным элек­трон­но-вычис­ли­тель­ным маши­нам и орга­ни­за­ции работы. 
Источ­ник: Науч­но-педа­го­ги­че­ское обо­зре­ние. Pedagogical Review. 2017. 3 (17).

Об авторах

  • Али­на Алек­сан­дров­на Смир­но­ва — сту­дент 4-го кур­са факуль­те­та тех­но­ло­гии и пред­при­ни­ма­тель­ства, Том­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет, Томск, Россия. 
  • Татья­на Юрьев­на Заха­ро­ва сту­дент 2-го кур­са факуль­те­та тех­но­ло­гии и пред­при­ни­ма­тель­ства, Том­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет, Томск, Россия.
  • Еле­на Ста­ни­сла­вов­на Сино­ги­на — кан­ди­дат физи­ко-мате­ма­ти­че­ских наук, доцент, Том­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет, Томск, Россия. 

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest