Новые СМИ стали играть в жизни общества заметную роль. По данным опроса Левада-центра, проведенного 9–12 сентября 2016 г. в 137 населенных пунктах 48 регионов страны, в России пользуются Интернетом 73 % граждан в возрасте 18 лет и старше, 47 % опрошенных занимаются в Сети ежедневно.
Сеть Интернет позволяет людям передавать информацию, обсуждать различные явления общественной жизни, находить новых знакомых, распространять товары и услуги. В то же время компьютер и Интернет могут стать источником аддиктивного поведения.
Вызывает обеспокоенность агрессивный характер многих онлайн-игр, которые пользуются успехом у школьников. Существует мнение, что компьютерные игры провоцируют неконтролируемые вспышки агрессии у подростков.
Важным показателем опасности киберпространства является доступ к гигантскому количеству информации. Информация в Сети часто применяется для пропаганды любых идей как государственными, так и негосударственными структурами.
Ярким примером такого преступного использования Сети является интернет-вербовка новых агентов-террористов радикальной организацией «Исламское государство». В настоящее время отсутствуют механизмы, позволяющие производить ранний отбор и уничтожение негативной и опасной информации.
Если раньше пропаганда велась открыто, через специальные сайты, то теперь манипуляция общественным сознанием ведется скрыто, например через социальные сети; при этом определить центр генерации какой-либо идеи невозможно.
В Воронежском институте МВД России в 2015 г. было проведено исследование на выявление степени угрозы столкновения несовершеннолетних пользователей с негативной информацией в социальных сетях.
В опросе участвовало 186 несовершеннолетних пользователей сетей от 14 до 17 лет. 96 % опрошенных сообщили о непреднамеренном ознакомлении в социальных сетях с информацией сексуального характера, с материалами экстремистского характера сталкивались 89 % опрошенных несовершеннолетних, до 14 % участвовавших в исследовании подростков посещают сообщества, посвященные причинению физического вреда себе и другим людям, 13% – сообщества, пропагандирующие наркотики [1].
С проявлениями сетевой агрессии сталкивался 91 % несовершеннолетних пользователей социальных сетей, 26 % опрошенных сами проявляли ответную агрессию. Следует отметить, что только около 20 % родителей знают, с какими опасностями встречаются их дети в киберпространстве [1].
В Сети ребенок может столкнуться с одной из наиболее серьезных угроз – педофилией. Манипуляторы-педофилы, входя в доверие к ребенку, могут соблазнить его на совершение непристойных действий. Педофилы используют прежде всего коммуникативные технологии Интернета – чаты, форумы и пр.
Дети же попадают на порносайты по ряду причин. Во-первых, они постоянно сталкиваются с порнографией просто в силу ее широкого распространения. Владельцы порносайтов используют особые технологии, позволяющие сайтам самозагружаться. Потому ребенок наталкивается на порноресурсы даже тогда, когда пользуется совсем безобидными сайтами.
В России пока не существует какого-либо правового регулирования деятельности информационной сети Интернета, что позволяет сексуальным извращенцам пользоваться Сетью. На поисковых серверах ежедневно возникает по 15–20 новых анонсов с адресами порносайтов, в том числе и детских.
Интернет представляет педофилам свободный доступ к потенциальным жертвам по всему миру, маскировку, средства выявления домашней информации для реализации близкого контакта, возможности выстраивания долгосрочных отношений по Интернету задолго до попыток физического контакта.
Интернет становится все более мобильным. В связи с этим установление и предотвращение многих ситуаций представляется чрезвычайно затруднительными. Возрастающий спрос превратил детскую порнографию в большой бизнес. Педофилы, пользуясь анонимностью Интернета, подыскивают потенциальных жертв среди детей, зачастую выдавая себя за их сверстников.
Если ребенок имеет свободный доступ к Интернету, нет ничего проще, чем привлечь его внимание к «интересным» картинкам, стишкам, рассказам, видеоизображениям и прочему, на что обычно клюет детская любознательность. Естественно, что распространяет это в компьютерной сети человек, заинтересованный в более тесном знакомстве с несовершеннолетним.
Ребенок может с легкостью увлечься запретной информацией и последовать на указанный сайт. Там подросток узнает не только, как это делается, но и получит приглашение встретиться, отобедать и пойти, например, в зоопарк или кино.
Сексуальные маньяки всех окрасок могут заманить доверчивых мальчишек и девчонок на преступное ложе, а то и в порноиндустрию под предлогом обмена или продажи открыток популярных артистов, звезд баскетбола, футбола, хоккея и рок-кумиров.
В США одним из методов борьбы с интернет-педофилией является маскировка агентов служб безопасности и вступление в контакт с преступниками. Агенты под видом детей заводили компьютерные знакомства с педофилами, соглашаясь на встречу, а затем проводили операцию по их задержанию и аресту.
Местами повышенной опасности признаны интернет-чаты, где, с точки зрения экспертов, риск попасть на удочку педофилов самый высокий. Общаясь в своих чатах, дети и подростки абсолютно уверены, что говорят с ровесниками. Им не приходит в голову, что взрослый человек может общаться на их языке, отлично разбирается в телепрограммах, которые они смотрят, одежде, которую они носят, и т. д. Нередко дети соглашаются дать собеседнику по чату номер своего мобильного телефона, домашний адрес и даже встретиться с ним.
Следовательно, родители должны предупредить ребенка об опасности стать жертвой педофила, заставить его подумать о том, кем на самом деле может являться его собеседник в Интернете, и проявить меры предосторожности при попытке встретиться со знакомыми из Сети.
По статистике российской поисковой системы «Рамблер», до 50 % всех сайтов содержат слово «секс», «порно» или «эротика». Наиболее популярны сайты с детской порнографией, запрещенной во всех странах мира.
Хозяева одного из российских порталов провели эксперимент: заявили сайт с лозунгом «Грязное порно. Мальчики и девочки 9–13 лет». В первые же сутки сайт посетили более 3 тыс. человек, он сразу занял 21-е место в списке наиболее посещаемых сайтов «Рамблера» (всего их больше ста).
В русской Сети можно найти огромный сайт Ассоциации бойлаверов России, существующей вполне официально как отделение Всемирной ассоциации бойлаверов (бойлав – любовь к мальчикам). Ее члены утверждают, что они за дружбу с детьми и не имеют отношения к педофилам. Но при этом они требуют свободы сексуальной индивидуальности для мальчиков. «Бойлаверы отличаются от педофилов лишь степенью агрессивности и хитростью, – говорит известный сексопатолог профессор Александр Палеев, – но они такие же соблазнители детей».
Одним из самых жестоких преступлений с использованием сети Интернет является доведение до самоубийства. На 100 тыс. детей и подростков в России приходится 22,5 случая суицида, что превышает средний мировой показатель в три раза. В Москве суициды вышли на первое место среди насильственных смертей, обогнав число жертв автокатастроф.
Специалисты отделения суицидологии НИИ психиатрии Минздравсоцразвития РФ отмечают, что почти в каждом случае подросткового суицида прослеживается роль Интернета. В 2004 г. в психиатрии появился термин «киберсуицид».
Киберсуициды – это самоубийства, которые совершаются в результате знакомства и общения через Интернет. Большинство посетителей сайтов о самоубийствах моложе 25 лет.
Наибольшую опасность представляют групповые («согласованные») самоубийства, которые могут стать причиной целой эпидемии самоубийств. Распространению этого явления способствуют подробное обсуждение случаев самоубийств в средствах массовой информации, героизация самоубийц в виртуальном пространстве, моделирование суицидального поведения в социальных сетях.
Проблема виртуального суицида носит общемировой характер, она встречается не только в России, случаи группового самоубийства, согласованного через виртуальную сеть, периодически возникают в таких благополучных странах, как Япония, США, страны Западной Европы.
«Новая газета» от 16 мая 2016 г. выпустила материал «Группы смерти (18+)», автором которого является обозреватель Галина Мурсалиева. Г. Мурсалиевой было проведено расследование, в ходе которого она выяснила, что с ноября 2015 г. по апрель 2016 г. с собой покончили 130 подростков, все они были членами одних и тех же интернет-групп в социальной сети «ВКонтакте».
«Группы смерти» приобрели сакральную символику, обладающую завуалированным смыслом. Дети получали в социальных сетях соответствующую психологическую обработку: к просмотру были выставлены многочисленные видеоролики со сценами самоубийств, насилия над собой, демонстрировались мистификации, звучала трагическая музыка.
Дети участвовали в ритуалах, которые оформлялись в виде интерактивной игры (например, все участники группы самоубийц должны были ежедневно выходить на связь с 04:20 до 06:00, что само по себе опасно для неокрепшей психики и физического здоровья подростков). По правилам этой своеобразной игры подросткам не полагалось рассказывать кому-либо о происходящем, запрещалось не выходить на связь более 48 часов [2].
За основу администраторы «группы смерти» приняли уже существующие более 15 лет игры в альтернативной реальности (путешествие в реальном мире с игровыми элементами). В США эту технологию использовали в начале 2000-х гг. для рекламных целей. Эпидемия подростковых самоубийств в России показала, что игры в альтернативной реальности могут применяться не только в развлекательных или рекламных целях, но и в деструктивных.
К подобным играм относится, например, «Тихий дом». По замыслу авторов, «Тихий дом» – это самый нижний уровень Интернета, место где простирается граница между реальным и вымышленным мирами, конец бытия, в нем пользователь Сети обретает особое состояние сознания, преодолевая материю, время и пространство.
Администраторы «групп смерти» обещали подросткам достижение такого состояния после выполнения специфических заданий: разгадать таинственную шифрограмму, сделать и прислать тематическую фотографию с надписью, сделанной на теле (сигну), просмотреть огромное количество картинок и видео с убийствами, произведенными без использования спецэффектов, с предшествующим издевательством и унижением жертв (снафф), организовать прямую трансляцию собственного суицида.
Таким образом, «группы смерти» – это своеобразное сообщество, которое совместило мифологию нетсталкинга с темой суицида.
Галина Мурсалиева считает, что координаторы сайтов самоубийц путем сложных манипуляций над сознанием ребенка организовывают убийства потерпевших их же собственными руками. Специалисты Роскомнадзора отслеживают подобные сайты и блокируют их, но технологии сети Интернет позволяют тут же создавать новые сайты, имеющие ту же тематику, привлекая тех же пользователей.
В своей статье Г. Мурсалиева указывает, что должно насторожить родителей и педагогов в поведении ребенка и указать на возможное посещение им суицидальных сайтов [2].
Участник до самого конца не сомневается в игровом характере происходящего, игры в альтернативной реальности практически не имеют границ.
В виртуальном мире подросток может также столкнуться с проблемой травли. Интернет-травля (кибермоббинг, кибербуллинг) – это намеренное запугивание, оскорбление, угрозы, шантаж с помощью современных средств коммуникаций, посредством электронной почты, программ для мгновенного обмена сообщениями (ICQ, WhatsApp, Viber), а также путем распространения через социальные сети или через видеопорталы (You Tube) ложной или непристойной информации.
Особенностями кибермоббинга являются отсутствие временного или географического ограничения травли, киберхулиган имеет круглосуточный доступ к жертве; преступник может действовать анонимно; информация распространяется чрезвычайно быстро, доступ к ней не ограничен [3]. В основном жертвы интернет-травли и их преследователи – это подростки в возрасте от 11 до 16 лет.
Даже социально адаптированные и приспособленные ученики, которые умеют избегать конфликтов при личном общении, могут стать целью кибермоббинга. Результатом интернет-травли подростка могут стать ухудшение физического здоровья (частые головные боли, проблемы со сном, подавленное настроение), изменение поведения (снижение успеваемости в школе, разрыв дружественных связей, отстраненность от реального мира и замкнутость). Если родители и учителя не примут быстрые меры, то социальная изоляция ребенка в результате кибертравли может привести к суициду.
Несмотря на количество и скрытость, маскировку перечисленных угроз, большинство детей и подростков умеют избегать их, но приобретают в Сети какое-то увлечение, которое затягивает их, становится привычным и необходимым элементом повседневной жизни, без которого они чувствуют себя неудовлетворительно. В результате формируется компьютерная зависимость.
Компьютерная зависимость (кибераддикция, интернет-зависимость) – это психическое расстройство, сопровождающееся проблемами со здоровьем и в отношениях с другими людьми, выражающееся в неспособности человека своевременно закончить занятия за компьютером (выйти из сети Интернет) и упорном желании вернуться за компьютер (в Сеть).
Киберзависимость является именно заболеванием, а не дурной привычкой, изъяном воспитания или неблагоприятным стечением обстоятельств, она находится в одном ряду с прочими видами химических (наркомания и алкоголизм) и нехимических (игромания, тренингомания) зависимостей, так как обнаруживает все признаки заболевания (присутствует причина возникновения, симптоматика, течение, лечение и прогноз).
Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова выделяют три разновидности кибердеятельности, которые вызывают глобальные негативные изменения личности, к ним относятся:
- Увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций, как крайний вариант – хакерство.
- Увлеченность компьютерными играми и играми посредством Интернета, как крайний вариант – игровая наркомания.
- Увлечение сетевой коммуникацией, как крайний вариант – интернет-аддикция – зависимость от Интернета [4].
Признаками того, что компьютерная зависимость сформировалась и прогрессирует, являются сокрытие подростком истинного времени, проведенного за компьютером, и утаивание характера занятий. Количество времени, проводимое у компьютера, возрастает до нескольких часов.
Вне пребывания за компьютером у подростка появляются раздражение или уныние, в то же время при использовании компьютера наблюдаются хорошее самочувствие и возникает эйфория.
Занятия за компьютером происходят в ущерб всем жизненно важным функциям организма, подросток пренебрегает сном, питанием, игнорирует домашние обязанности, не выполняет школьные задания [5].
В группу риска по формированию компьютерной зависимости могут попасть подростки, испытывающие одиночество, затруднения в общении со сверстниками, замкнутые, обладающие пониженной самооценкой, тяжело переживающие неудачи.
В Китае, где около 13 % пользователей Сети зависимы от онлайн-игр или Интернета, созданы специализированные лечебные учреждения, где зависимые подростки получают принудительное лечение с использованием медикаментов, усиленных занятий спортом и психотерапии.
Хотя в России на проблему компьютерной зависимости общество пока не обращает достаточного внимания, тем не менее родители вместе с подростком могут обратиться с данной проблемой к психиатру и получить квалифицированную медицинскую помощь.
Перечислим психические и физические последствия компьютерной зависимости:
1. Нарушение социальных связей с членами семьи, друзьями, одноклассниками и учителями. Замена реальных друзей виртуальными.
2. Изменение когнитивных свойств личности, спад интереса к полезной информации, невозможность сосредоточится, снижение памяти и внимания, способности к логическому мышлению, к быстрому принятию решений.
Мозг так адаптируется к возможностям техники, что память практически не используется. В результате она становится поверхностной и кратковременной. Человек скорее запомнит не саму информацию, а то, в какой папке в компьютере или на каком сайте она находится. Компьютер и Интернет становятся для человека своеобразным «протезом» памяти.
3. Формирование функциональных расстройств: утомление глаз, головные боли, поражение нервных стволов рук, связанное с длительным перенапряжением мышц, остеохондроз и искривление позвоночника, расстройство сна, нарушения работы желудочно-кишечного тракта.
Для активных пользователей компьютера формируются специфические симптомы переутомления, после выключения компьютера они ощущают опустошенность, утомление, раздраженность.
У активных пользователей компьютера болезни опорно-двигательного аппарата встречаются в 3,1 раза, нарушения нервной системы – в 4,6 раза, болезни сердечно-сосудистой системы в 2 раза чаще, чем у лиц, не работающих за компьютером [6].
4. Изменение психоэмоциональных характеристик личности; в результате возникновения кибераддикции у ребенка появляются такие черты характера, которые прежде были для него не свойственны: раздражение, тревожность, неуравновешенность, агрессия, враждебность, конфликтность.
Известна работа М. И. Дрепы, в которой она изучала психологический портрет личности интернет-зависимого студента на основе ряда опросных методов исследования эмоционально-волевой, коммуникативной и мотивационной сферы личности.
Показано, что для студентов контрольной группы, которые не страдали пристрастием к сети Интернет, был характерен низкий уровень личностной тревожности, а при возрастании степени интернетзависимости данный показатель повышался, и лица с высоким уровнем интернет-зависимости характеризовались высоким уровнем личностной тревожности [7].
По мере увеличения степени интернет-зависимости в группе студентов от 18 до 25 лет также возрастали уровень депрессии, уровни агрессивности и враждебности, происходило снижение силы воли, стрессоустойчивости, степени уверенности в себе, уровня самооценки.
В контрольной группе преобладала мотивация достижения успеха, а уровень мотивации избегания неудач оказался низким, по мере возрастания степени интернет-зависимости уровень мотивации достижения успеха снижался, а уровень мотивации избегания неудач возрастал, следовательно, интернет-зависимые студенты стремятся только избежать неудачи, а не достигнуть успеха.
Также в данной работе получено, что по мере возрастания степени интернет-зависимости уровень конфликтности и степень одиночества увеличивались [7].
Хотя подобные систематические исследования для детей и подростков не проводились, можно допустить, что полученная тенденция сохранится и для младших возрастных групп.
5. Длительная работа за компьютером требует повышенной сосредоточенности, а это приводит к возрастанию нагрузок на еще не полностью сформировавшуюся нервную систему ребенка. Из-за неограниченного использования компьютера у детей и подростков происходит перенапряжение центральной нервной системы (ЦНС), которое выражается в снижении зрительной работоспособности, в результате чего со временем развивается спазм аккомодации, который часто является причиной близорукости.
В результате ухудшения функционального состояния ЦНС из-за выраженного утомления при систематическом использовании компьютера формируются подростковые неврозы, судорожные состояния и депрессии.
Если у ребенка уже имеются невротические расстройства, то интенсивная работа за компьютером может усилить эти отклонения. Из-за воздействия на организм электромагнитных полей возникают нарушения в работе вегетативной нервной системы.
К таким нарушениям относятся повышение температуры тела, снижение выраженности кожных рефлексов, повышение порогов болевой чувствительности. Могут обнаружить себя соматические заболевания, к которым организм предрасположен, но которые не проявлялись, пока не возникла стрессовая ситуация из-за перегрузки нервной деятельности. К таким заболеваниям относятся бронхиальная астма, нейродермит, сахарный диабет, язвенный колит [6].
Приобщение детей к компьютеру предполагает наличие не только качественной, безопасной для здоровья техники, но и использование развивающих и обучающих игровых программ, адекватных психическим и психофизиологическим возможностям ребенка. Должен быть установлен лимит времени работы за компьютером.
Непрерывная продолжительность компьютерных занятий для детей 5–9 лет должна быть не более 10–15 мин, 10– 12 лет – 20 мин, 13–15 лет – 25 мин, 16–17 лет – на первом часу учебных занятий – 30 мин, на втором – 20 мин [8]. С возрастом происходит адаптация учащихся к компьютерной деятельности.
Внеучебные занятия на компьютере рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: для обучающихся 2–5-х классов – не более 60 мин, для обучающихся 6-х классов и старше – не более 90 мин [8].
Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. Если ребенок все же встретился с такой информацией, нужно в доступной форме объяснить ему, почему для него это опасно. Категорический запрет без объяснений только увеличит интерес ребенка к низкопробной информации.
Общение с компьютером у подростков должно иметь жесткие рамки, т. е. нужно установить, какое время ребенок проводит за компьютером, когда и что он на нем делает.
Чтобы предохранить ребенка от формирования у него компьютерной зависимости, следует заинтересовать его тем, что никак не связано с компьютером, показать, что существует масса других интересных увлечений, которые приносят удовлетворение, тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Такими увлечениями могут стать занятия спортом, танцами, а также музыка, рукоделие, кулинария, уход за домашним животным и прочее.
Неплохо установить для ребенка домашние обязанности, которые он должен выполнить, чтобы получить доступ к компьютеру. Помните, что чем позже вы познакомите своих детей с компьютерами, смартфонами и планшетами, тем меньше шансов, что зависимость сформируется.
Родителям надлежит проводить с ребенком больше свободного времени; при общении необходимо быть искренним и спокойным, во время совместных занятий полезно расспросить ребенка о делах и обсудить события его жизни.
Совместным времяпрепровождением может быть работа на даче, поход в театр, кино, рыбалка, купание, катание на лыжах и коньках, поездки на велосипедах.
Полностью оградить ребенка от пользования компьютером невозможно, потому что сегодня ни один вид трудовой деятельности не обходится без компьютера. Поэтому нужно обратить внимание детей на полезные ресурсы: компьютерные программы для создания рисунков, схем, проектов, фотографий и др.
Важно обучить ребенка основам киберэтики, объяснить, что можно и чего нельзя делать в Сети, и, таким образом, предохранить от реальных опасностей.
Список литературы
- Сашенков С. А. Криминогенное влияние социальных сетей на несовершеннолетних // Вестн. Воронежского института МВД России. 2015. № 3. С. 215–219.
- Мурсалиева Г. Группы смерти (18+).
- Ключко Е. И. Воздействие Интернета на суицидальное поведение молодежи // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2014. № 1 (30). С. 69–72.
- Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. С. 11–39.
- Спринц А. М., Ерышев О. Ф. Химические и нехимические зависимости. СПб.: СпецЛит, 2012. 128 с.
- Артюнина Г. П., Ливинская О. А. Влияние компьютера на здоровье школьника // Псковский регионологический журнал. 2011. № 12. С. 144–150.
- Дрепа М. И. Психологический портрет личности интернет-зависимого студента // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). С. 75–81.
- СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
Об авторах
- Алина Александровна Смирнова — студент 4-го курса факультета технологии и предпринимательства, Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия.
- Татьяна Юрьевна Захарова — студент 2-го курса факультета технологии и предпринимательства, Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия.
- Елена Станиславовна Синогина — кандидат физико-математических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия.
Смотрите также:
- Баева Л.В. «Группы смерти» и «Колумбайн-сообщества» в онлайн культуре и реальном социуме
- Богданович Н.В., Делибалт В.В. Девиантное онлайн-поведение: от классификации видов к анализу программ и технологий помощи
- Вихман А.А. Личностные предикторы кибервиктимности и кибербуллинга в юношеском возрасте
- Медведева А.С. Реакции детей и подростков на сексуальный онлайн груминг