Синенко А.М., Игнатович С.С. Цифровая среда и ее влияние на социальную ситуацию развития детей и подростков

С

Введение

Совре­мен­ный мир невоз­мож­но пред­ста­вить без циф­ро­вых тех­но­ло­гий и Интер­нет. Они изме­ни­ли жизнь каж­до­го чело­ве­ка, не толь­ко облег­чив воз­мож­ность полу­че­ния и пере­да­чи инфор­ма­ции, но и создав прин­ци­пи­аль­но новую ком­му­ни­ка­ци­он­ную сре­ду, в кото­рую в той или иной сте­пе­ни вовле­че­но сего­дня подав­ля­ю­щее боль­шин­ство насе­ле­ния и, в первую оче­редь, его наи­бо­лее моло­дые когорты. 

Дети, родив­ши­е­ся в XXI веке, осва­и­ва­ют раз­но­об­раз­ные циф­ро­вые устрой­ства (гад­же­ты), такие как план­шет­ные ком­пью­те­ры, смарт­фо­ны, элек­трон­ные игруш­ки, рань­ше, чем начи­на­ют говорить.

Одна­ко циф­ро­вая сре­да, в кото­рую, ока­зы­ва­ет­ся, погру­жен ребе­нок с само­го ран­не­го воз­рас­та, часто при­во­дит к тако­му явле­нию, как гад­жет-зави­си­мость. В пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ке это явле­ние опре­де­ля­ет­ся так же, как «ком­пью­тер­ная» или «Интер­нет» зави­си­мость. Дан­ная про­бле­ма ста­но­вит­ся все более актуальной. 

«Зави­си­мо­сти», свя­зан­ные с исполь­зо­ва­ни­ем циф­ро­вых устройств, как осо­бая фор­ма пси­хи­че­ско­го рас­строй­ства были впер­вые опи­са­ны в 1995 г., а в 2019 г. зави­си­мость от онлайн-игр уже была вклю­че­на в 11 вер­сию меж­ду­на­род­но­го клас­си­фи­ка­то­ра болезней.

Сего­дня зави­си­мость от гад­же­тов вос­при­ни­ма­ет­ся, с одной сто­ро­ны, как серьез­ная про­бле­ма, а, с дру­гой сто­ро­ны, уже, как некая нор­ма пове­де­ния, так как раз­лич­ные гад­же­ты (смарт­фо­ны, ноут­бу­ки, план­ше­ты) явля­ют­ся обя­за­тель­ным атри­бу­том любо­го человека. 

В этой свя­зи очень важ­но вести рабо­ту по пре­ду­пре­жде­нию имен­но «зави­си­мо­сти», свя­зан­ной с исполь­зо­ва­ни­ем циф­ро­вых инстру­мен­тов, кото­рая чаще все­го раз­ви­ва­ет­ся в млад­шем школь­ном возрасте. 

Таким обра­зом, вопро­сы про­фи­лак­ти­ки и кор­рек­ции гад­жет-зави­си­мо­сти млад­ших школь­ни­ков ста­но­вят­ся все более важ­ны­ми с пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ской точ­ки зрения.

Степень изученности темы

Вопро­су вли­я­ния циф­ро­вой сре­ды на раз­ви­тие лич­но­сти детей и под­рост­ков посвя­ще­но боль­шое чис­ло работ. В чис­ле, наи­бо­лее зна­чи­мых, мож­но назвать тру­ды А.Г. Асмо­ло­ва, А.Л. Семе­но­ва, А.Ю. Ува­ро­ва, В.А. Ильи­на, К.А. Кат­ке­но­ва, Н.В. Кирил­ли­ной, Ю.М. Куз­не­цо­вой, А.И. Лучин­ки­ной, В.А. Пле­ша­ко­ва, Г.У. Сол­да­то­вой и др. 

До недав­не­го вре­ме­ни основ­ное вни­ма­ние педа­го­гов и пси­хо­ло­гов было обра­ще­но к под­рост­ко­вой сре­де, одна­ко сего­дня все чаще в цен­тре вни­ма­ния спе­ци­а­ли­стов ока­зы­ва­ют­ся дети млад­ше­го школь­но­го возраста. 

В этом ряду необ­хо­ди­мо отме­тить рабо­ты Е.Г. Беля­ко­вой, М.А. Бого­мо­ло­вой, А.Е. Вой­скун­ско­го, М.И. Дре­па, В.П. Зин­чен­ко, Л.А. Шай­ге­ро­ва, Р.С. Шил­ко, В.Л. Малы­ги­на, Г.И. Кали­ки­на, Н.В. Кочет­ко­ва, Е.М. Лажин­це­вой, А.А. Боча­вер, А.С. Пан, К.В. Пожи­да­е­вой, А.Н. При­ва­ло­ва, А.М. При­хо­жан и мно­гих дру­гих специалистов.

Про­бле­ма гад­жет-аддик­ции иссле­ду­ет­ся с раз­ных точек зре­ния: меди­цин­ской, пси­хо­ло­ги­че­ской, педа­го­ги­че­ской. Чаще все­го выска­зы­ва­ет­ся точ­ка зре­ния отно­си­тель­но того, что наи­бо­лее эффек­тив­ным явля­ет­ся ком­плекс­ный под­ход к реше­нию дан­но­го вопро­са. Одна­ко, как отме­ча­ет­ся в науч­ных иссле­до­ва­ни­ях и как пока­зы­ва­ет педа­го­ги­че­ская прак­ти­ка, в дан­ной сфе­ре нако­пил­ся ряд противоречий:

  • меж­ду уси­ле­ни­ем вли­я­ния циф­ро­вой сре­ды на детей и огра­ни­чен­ным коли­че­ством иссле­до­ва­ний, посвя­щен­ных изу­че­нию это­го воздействия;
  • меж­ду рас­ту­щей рас­про­стра­нен­но­стью гад­жет-зави­си­мо­сти и недо­ста­точ­ной раз­ра­бо­тан­но­стью пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ских мето­дов про­фи­лак­ти­ки и коррекции.

Выяв­лен­ные про­ти­во­ре­чия поз­во­ли­ли сфор­му­ли­ро­вать про­бле­му иссле­до­ва­ния: какие мето­ды пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ской про­фи­лак­ти­ки и кор­рек­ции гад­жет-зави­си­мо­сти детей млад­ше­го школь­но­го воз­рас­та явля­ют­ся наи­бо­лее эффективными?

Цель иссле­до­ва­ния состо­ит в изу­че­нии гад­жет-зави­си­мо­сти у детей млад­ше­го школь­но­го возраста.

Объ­ек­том иссле­до­ва­ния высту­пи­ла гад­жет-зави­си­мость млад­ших школьников.

Пред­мет иссле­до­ва­ния – пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ские мето­ды про­фи­лак­ти­ки и кор­рек­ции гаджет-зависимости.

Для дости­же­ния постав­лен­ной цели были постав­ле­ны и реше­ны сле­ду­ю­щие задачи:

  • оха­рак­те­ри­зо­вать циф­ро­вую сре­ду и ее вли­я­ние на раз­ви­тие детей и подростков;
  • опи­сать сущ­ность, фор­мы и фак­то­ры раз­ви­тия гаджет-зависимости;

Тео­ре­ти­ко-мето­до­ло­ги­че­скую осно­ву иссле­до­ва­ния соста­ви­ли: куль­тур­но-исто­ри­че­ская кон­цеп­ция Л.С. Выгот­ско­го; поло­же­ния систем­но-дея­тель­ност­но­го под­хо­да (В.В. Давы­дов, А.Н. Леон­тьев); тео­рия един­ства лич­но­сти и дея­тель­но­сти (С.Л. Рубин­штейн, Д.Б. Эль­ко­нин); кон­цеп­ция кибер­со­ци­а­ли­за­ции (В.А. Пле­ша­ков) и циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции лич­но­сти (Г.У. Сол­да­то­ва) и др.

Методы исследования

Для реше­ния постав­лен­ных задач в рабо­те исполь­зо­ва­лись такие мето­ды иссле­до­ва­ния, как тео­ре­ти­че­ский ана­лиз состо­я­ния про­бле­мы иссле­до­ва­ния; обоб­ще­ние опы­та рабо­ты педа­го­гов и пси­хо­ло­гов по про­фи­лак­ти­ке гад­жет-зави­си­мо­сти млад­ших школьников.

Появ­ле­ние циф­ро­вых тех­но­ло­гий во вто­рой поло­вине ХХ века озна­ме­но­ва­ло собой важ­ный рубеж в исто­рии чело­ве­че­ства – пере­ход к ново­му тех­но­ло­ги­че­ско­му укла­ду, осно­ван­но­му на повсе­мест­ном при­ме­не­нии ком­пью­те­ров, нали­чии гло­баль­ных ком­му­ни­ка­ций, поз­во­ля­ю­щих с высо­кой ско­ро­стью пере­да­вать боль­шие мас­си­вы инфор­ма­ции, раз­ви­тии сете­вых моде­лей управ­ле­ния [1].

На рубе­же тыся­че­ле­тий воз­ник­ла и полу­чи­ла гло­баль­ное рас­про­стра­не­ние новая сре­да ком­му­ни­ка­ций – Интер­нет. Сего­дня Интер­не­том поль­зу­ют­ся мил­ли­ар­ды людей, а бес­пре­пят­ствен­ный доступ к сети рас­смат­ри­ва­ет­ся как одно из базо­вых прав человека.

Интер­нет-сре­да пред­став­ле­на самы­ми раз­но­об­раз­ны­ми фор­ма­та­ми воз­мож­ной соци­аль­ной актив­но­сти, сре­ди кото­рых есть соци­аль­ные сер­ви­сы, пред­на­зна­чен­ные для обще­ния и обме­на инфор­ма­ци­ей. Такие сер­ви­сы объ­еди­ня­ют поня­ти­я­ми «онлай­но­вые ком­му­ни­ка­ции»: соци­аль­ные сети, онлайн-мес­сен­дже­ры, фору­мы, интер­нет-сооб­ще­ства, элек­трон­ная поч­та и т.п.

Поль­зо­ва­те­ли интер­не­та исполь­зу­ют соци­аль­ные сер­ви­сы посто­ян­но, при этом обще­ние не огра­ни­чи­ва­ет­ся пере­пиской, посколь­ку меню соци­аль­ных сетей раз­но­об­раз­но и вклю­ча­ет ново­сти, инфор­ма­ци­он­ные пор­та­лы, кон­тент стра­ниц дру­гих поль­зо­ва­те­лей сети, напол­нен­ный фото­гра­фи­я­ми, ком­мен­та­ри­я­ми и записями.

Раз­ви­тие циф­ро­вых ком­му­ни­ка­ций спо­соб­ство­ва­ло быст­ро­му раз­ви­тию тех­ни­че­ских средств, обес­пе­чи­ва­ю­щих воз­мож­ность выхо­да в сеть. Если в нача­ле XXI века онлайн ком­му­ни­ка­ций были воз­мож­ны толь­ко при помо­щи ком­пью­те­ра, то сего­дня такие сред­ства, как смарт­фо­ны, план­ше­ты и дру­гие гад­же­ты обес­пе­чи­ва­ют воз­мож­ность досту­па к сети прак­ти­че­ски в любом месте, то есть обес­пе­чи­ли нали­чие «ком­пью­те­ра в кармане».

Совре­мен­ный чело­век рож­да­ет­ся, живет, раз­ви­ва­ет­ся и, есте­ствен­но, соци­а­ли­зи­ру­ет­ся, в циф­ро­вой сре­де. Это обсто­я­тель­ство ста­ло осно­ва­ни­ем для выде­ле­ния осо­бо­го поко­ле­ния – «поко­ле­ния Z». 

Дей­стви­тель­но, если для пред­ста­ви­те­лей стар­ших воз­раст­ных групп циф­ро­вая сре­да была новым «про­стран­ством», кото­рое посте­пен­но выстра­и­ва­лось и кото­рое так­же посте­пен­но осва­и­ва­лось в меру потреб­но­сти каж­до­го инди­ви­да, тре­бо­ва­ни­ям его про­фес­сии или соци­аль­ной груп­пы, то совре­мен­ные дети уже с момен­та рож­де­ния ока­зы­ва­ют­ся погру­же­ны в циф­ро­вую сре­ду. Для них она – есте­ствен­ный аре­ал оби­та­ния, при­чем доступ­ность циф­ро­вой сре­ды и нали­чие в ней опре­де­лен­но­го соци­аль­но­го ста­ту­са явля­ют­ся для совре­мен­ных детей одной из наи­бо­лее зна­чи­мых ценностей.

Результаты исследования

Исхо­дя из все­го выше­ска­зан­но­го, мы можем сде­лать вывод о том, что соци­а­ли­за­ция в совре­мен­ном мире про­ис­хо­дит одно­вре­мен­но как в мате­ри­аль­но-веще­ствен­ном мире и тра­ди­ци­он­ной сре­де соци­аль­ных ком­му­ни­ка­ций, так и в циф­ро­вой сре­де, при­чем осво­е­ние циф­ро­во­го про­стран­ства начи­на­ет­ся все раньше. 

В рабо­те В.Д. Неча­е­ва и Е.Е. Дур­не­вой, напи­сан­ной в 2016 г. на осно­ва­нии воз­раст­ной пери­о­ди­за­ции и веду­щих видов дея­тель­но­сти, выде­лен­ных Д.Б. Эль­ко­ни­ным, отме­че­но, что уже с ран­не­го дет­ства дети учат­ся мани­пу­ли­ро­вать циф­ро­вы­ми устрой­ства­ми, в дошколь­ном воз­расте осва­и­ва­ют ком­пью­тер­ные игры, а в под­рост­ко­вом – соци­аль­ные сети, одна­ко в более позд­них иссле­до­ва­ни­ях пока­за­но, что воз­раст реги­стра­ции в соци­аль­ных сетях сни­зил­ся и состав­ля­ет в сред­нем 8 – 9 лет, то есть осво­е­ние про­стран­ства сете­вых отно­ше­ний ста­ло при­хо­дить­ся на млад­ший школь­ный воз­раст [2, с. 36 ‒ 45.].

В рабо­тах Г.У. Сол­да­то­вой [3, С. 26 – 33] про­изо­шед­шие в послед­ние годы изме­не­ния рас­смат­ри­ва­ют­ся как прин­ци­пи­аль­но новая соци­аль­ная ситу­а­ция раз­ви­тия ребен­ка, опре­де­ля­ю­щая направ­лен­ность когни­тив­но­го и лич­ност­но­го раз­ви­тия, харак­тер вза­и­мо­от­но­ше­ний с окру­жа­ю­щи­ми, осва­и­ва­е­мые соци­аль­ные и куль­тур­ные прак­ти­ки [4, 5].

Наи­боль­шей попу­ляр­но­стью у детей и под­рост­ков поль­зу­ют­ся соци­аль­ные сети – плат­фор­мы, онлайн-сер­ви­сы или веб-сай­ты, пред­на­зна­чен­ные для постро­е­ния, отра­же­ния и орга­ни­за­ции соци­аль­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний в Интернете. 

В совре­мен­ном пони­ма­нии соци­аль­ные сети явля­ют­ся гло­баль­ным соци­аль­ным сооб­ще­ством, един­ство кото­ро­го обес­пе­че­но рас­ши­рен­ной воз­мож­но­стью пер­со­наль­ной ком­му­ни­ка­ции каж­до­го индивида. 

Факт гло­ба­ли­за­ции спо­соб­ство­вал оформ­ле­нию новой куль­ту­ры и миро­воз­зре­ния не толь­ко людей, вовле­чен­ных в исполь­зо­ва­ние это­го ком­му­ни­ка­тив­но­го сред­ства, но и соци­у­ма в целом. 

Сего­дня в мире насчи­ты­ва­ет­ся око­ло 50 круп­ных сетей. Боль­шин­ство из них заре­ги­стри­ро­ва­ны в США, но, поми­мо это­го, боль­шое чис­ло соци­аль­ных сетей созда­но в Китае и Рос­сии. Так, ТОП-10 круп­ней­ших соци­аль­ных сетей вхо­дят 5 аме­ри­кан­ских, три китай­ских и два рос­сий­ских про­ек­та [6].

Мно­го­функ­ци­о­наль­ность, удоб­ство исполь­зо­ва­ния, а так­же широ­кие воз­мож­но­сти управ­ле­ния ком­му­ни­ка­ци­ей дела­ют соци­аль­ные сети доста­точ­но удоб­ным инстру­мен­том для раз­лич­ных соци­аль­ных вза­и­мо­дей­ствий, а в дет­ском и под­рост­ко­вом воз­расте еще и важ­ным кана­лом осво­е­ния соци­аль­ных прак­тик, а, сле­до­ва­тель­но, важ­ным инстру­мен­том соци­а­ли­за­ции. При этом, учи­ты­вая опре­де­лен­ный раз­рыв в циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти роди­те­лей и детей – это соци­аль­ное про­стран­ство дети чаще все­го осва­и­ва­ют самостоятельно.

Выводы

Таким обра­зом, мож­но с уве­рен­но­стью утвер­ждать, что про­ис­хо­дя­щая кон­вер­ген­ция офлайн и онлайн-миров и актив­но фор­ми­ру­ю­ща­я­ся Интернет-«повседневность» опо­сре­ду­ет воз­ник­но­ве­ние прин­ци­пи­аль­но ново­го про­стран­ства, в кото­ром раз­ви­ва­ют­ся совре­мен­ные дети и подростки.

Раз­ви­тие циф­ро­вых тех­но­ло­гий и их повсе­мест­ное рас­про­стра­не­ние при­ве­ли к фор­ми­ро­ва­нию осо­бо­го циф­ро­во­го про­стран­ства, осво­е­ние кото­ро­го ста­но­вит­ся одной из состав­ля­ю­щих про­цес­са социализации. 

Ком­му­ни­ка­ции, осу­ществ­ля­е­мые в циф­ро­вой сре­де, бла­го­да­ря рас­про­стра­не­нию Интер­нет, а так­же нали­чию ком­пью­те­ров, план­ше­тов, мобиль­ных теле­фо­нов и дру­гих девай­сов допол­ня­ют меж­лич­ност­ное взаимодействие.

Заключение

Поко­ле­ние Z – дети, родив­ши­е­ся в XXI веке, исполь­зу­ют циф­ро­вые тех­но­ло­гии начи­ная с само­го ран­не­го воз­рас­та. Мас­со­вое овла­де­ние пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ны­ми и мобиль­ны­ми элек­трон­ны­ми устрой­ства­ми, их актив­ное, само­сто­я­тель­ное и доста­точ­но ран­нее осво­е­ние, повы­ше­ние дли­тель­но­сти нахож­де­ния детей в онлайн-кон­текстах, закреп­ле­ние за соци­аль­ны­ми сетя­ми ста­ту­са важ­ней­ших ком­му­ни­ка­ци­он­ных пло­ща­док, раз­ви­тие видов дея­тель­но­сти, воз­мож­ных бла­го­да­ря Интер­нет фор­ми­ру­ют прин­ци­пи­аль­но новую соци­аль­ную ситу­а­цию раз­ви­тия, кото­рая несет в себе как опре­де­лен­ные пре­иму­ще­ства, так и доста­точ­но боль­шие риски.

СПИЫСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. При­ва­лов, А.Н. Основ­ные угро­зы инфор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти субъ­ек­тов обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са / А. Н. При­ва­лов, Ю. И. Бога­ты­ре­ва // Изве­стия Туль­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Гума­ни­тар­ные нау­ки. – 2012. – № 3.
  2. Неча­ев, В.Д. Циф­ро­вое поко­ле­ние: пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ское иссле­до­ва­ние про­бле­мы / В.Д. Неча­ев, Е.Е. Дур­не­ва // Педа­го­ги­ка: науч­но-тео­ре­ти­че­ский жур­нал. – 2016 – № 1.
  3. Сол­да­то­ва, Г. У. Как им помочь. Ребе­нок в интер­не­те: запре­щать, наблю­дать или объ­яс­нять? / Г.У. Сол­да­то­ва, Е.И. Рас­ска­зо­ва // Дети в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве. – 2012. – № 10.
  4. Сол­да­то­ва, Г.У. Изме­ня­ю­щий­ся ребе­нок в изме­ня­ю­щем­ся мире / Г. У. Солдатова.
  5. Сол­да­то­ва, Г. У. Циф­ро­вое поко­ле­ние Рос­сии: ком­пе­тент­ность и без­опас­ность: моно­гра­фия / Г. У. Сол­да­то­ва, Е. И. Рас­ска­зо­ва, Т. А. Нестик. – М.: Смысл, 2017 – 375 с.
  6. Поли­ва­но­ва, К. Н. Дет­ство в меня­ю­щем­ся мире / К.Н. Поли­ва­но­ва // Совре­мен­ная зару­беж­ная пси­хо­ло­гия. – 2016. – Том 5. № 2.
Источ­ник: Педа­го­ги­ка: исто­рия, пер­спек­ти­вы. 2022. Том. 5 № 3. С. 64-71. DOI: 10.17748/2686–9969–2022–5-3-64-71

Об авторах

  • Мария Алек­сан­дров­на Синен­ко — сту­дент 2 кур­са ФГБОУ ВО «Кубан­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет» , г. Крас­но­дар, Россия.
  • Свет­ла­на Сер­ге­ев­на Игна­то­вич — кан­ди­дат педа­го­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры педа­го­ги­ки и пси­хо­ло­гии, Кубан­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, Крас­но­дар, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest