Введение
Современный мир невозможно представить без цифровых технологий и Интернет. Они изменили жизнь каждого человека, не только облегчив возможность получения и передачи информации, но и создав принципиально новую коммуникационную среду, в которую в той или иной степени вовлечено сегодня подавляющее большинство населения и, в первую очередь, его наиболее молодые когорты.
Дети, родившиеся в XXI веке, осваивают разнообразные цифровые устройства (гаджеты), такие как планшетные компьютеры, смартфоны, электронные игрушки, раньше, чем начинают говорить.
Однако цифровая среда, в которую, оказывается, погружен ребенок с самого раннего возраста, часто приводит к такому явлению, как гаджет-зависимость. В психологии и педагогике это явление определяется так же, как «компьютерная» или «Интернет» зависимость. Данная проблема становится все более актуальной.
«Зависимости», связанные с использованием цифровых устройств, как особая форма психического расстройства были впервые описаны в 1995 г., а в 2019 г. зависимость от онлайн-игр уже была включена в 11 версию международного классификатора болезней.
Сегодня зависимость от гаджетов воспринимается, с одной стороны, как серьезная проблема, а, с другой стороны, уже, как некая норма поведения, так как различные гаджеты (смартфоны, ноутбуки, планшеты) являются обязательным атрибутом любого человека.
В этой связи очень важно вести работу по предупреждению именно «зависимости», связанной с использованием цифровых инструментов, которая чаще всего развивается в младшем школьном возрасте.
Таким образом, вопросы профилактики и коррекции гаджет-зависимости младших школьников становятся все более важными с психолого-педагогической точки зрения.
Степень изученности темы
Вопросу влияния цифровой среды на развитие личности детей и подростков посвящено большое число работ. В числе, наиболее значимых, можно назвать труды А.Г. Асмолова, А.Л. Семенова, А.Ю. Уварова, В.А. Ильина, К.А. Каткенова, Н.В. Кириллиной, Ю.М. Кузнецовой, А.И. Лучинкиной, В.А. Плешакова, Г.У. Солдатовой и др.
До недавнего времени основное внимание педагогов и психологов было обращено к подростковой среде, однако сегодня все чаще в центре внимания специалистов оказываются дети младшего школьного возраста.
В этом ряду необходимо отметить работы Е.Г. Беляковой, М.А. Богомоловой, А.Е. Войскунского, М.И. Дрепа, В.П. Зинченко, Л.А. Шайгерова, Р.С. Шилко, В.Л. Малыгина, Г.И. Каликина, Н.В. Кочеткова, Е.М. Лажинцевой, А.А. Бочавер, А.С. Пан, К.В. Пожидаевой, А.Н. Привалова, А.М. Прихожан и многих других специалистов.
Проблема гаджет-аддикции исследуется с разных точек зрения: медицинской, психологической, педагогической. Чаще всего высказывается точка зрения относительно того, что наиболее эффективным является комплексный подход к решению данного вопроса. Однако, как отмечается в научных исследованиях и как показывает педагогическая практика, в данной сфере накопился ряд противоречий:
- между усилением влияния цифровой среды на детей и ограниченным количеством исследований, посвященных изучению этого воздействия;
- между растущей распространенностью гаджет-зависимости и недостаточной разработанностью психолого-педагогических методов профилактики и коррекции.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какие методы психолого-педагогической профилактики и коррекции гаджет-зависимости детей младшего школьного возраста являются наиболее эффективными?
Цель исследования состоит в изучении гаджет-зависимости у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования выступила гаджет-зависимость младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические методы профилактики и коррекции гаджет-зависимости.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- охарактеризовать цифровую среду и ее влияние на развитие детей и подростков;
- описать сущность, формы и факторы развития гаджет-зависимости;
Теоретико-методологическую основу исследования составили: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского; положения системно-деятельностного подхода (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев); теория единства личности и деятельности (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); концепция киберсоциализации (В.А. Плешаков) и цифровой социализации личности (Г.У. Солдатова) и др.
Методы исследования
Для решения поставленных задач в работе использовались такие методы исследования, как теоретический анализ состояния проблемы исследования; обобщение опыта работы педагогов и психологов по профилактике гаджет-зависимости младших школьников.
Появление цифровых технологий во второй половине ХХ века ознаменовало собой важный рубеж в истории человечества – переход к новому технологическому укладу, основанному на повсеместном применении компьютеров, наличии глобальных коммуникаций, позволяющих с высокой скоростью передавать большие массивы информации, развитии сетевых моделей управления [1].
На рубеже тысячелетий возникла и получила глобальное распространение новая среда коммуникаций – Интернет. Сегодня Интернетом пользуются миллиарды людей, а беспрепятственный доступ к сети рассматривается как одно из базовых прав человека.
Интернет-среда представлена самыми разнообразными форматами возможной социальной активности, среди которых есть социальные сервисы, предназначенные для общения и обмена информацией. Такие сервисы объединяют понятиями «онлайновые коммуникации»: социальные сети, онлайн-мессенджеры, форумы, интернет-сообщества, электронная почта и т.п.
Пользователи интернета используют социальные сервисы постоянно, при этом общение не ограничивается перепиской, поскольку меню социальных сетей разнообразно и включает новости, информационные порталы, контент страниц других пользователей сети, наполненный фотографиями, комментариями и записями.
Развитие цифровых коммуникаций способствовало быстрому развитию технических средств, обеспечивающих возможность выхода в сеть. Если в начале XXI века онлайн коммуникаций были возможны только при помощи компьютера, то сегодня такие средства, как смартфоны, планшеты и другие гаджеты обеспечивают возможность доступа к сети практически в любом месте, то есть обеспечили наличие «компьютера в кармане».
Современный человек рождается, живет, развивается и, естественно, социализируется, в цифровой среде. Это обстоятельство стало основанием для выделения особого поколения – «поколения Z».
Действительно, если для представителей старших возрастных групп цифровая среда была новым «пространством», которое постепенно выстраивалось и которое также постепенно осваивалось в меру потребности каждого индивида, требованиям его профессии или социальной группы, то современные дети уже с момента рождения оказываются погружены в цифровую среду. Для них она – естественный ареал обитания, причем доступность цифровой среды и наличие в ней определенного социального статуса являются для современных детей одной из наиболее значимых ценностей.
Результаты исследования
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что социализация в современном мире происходит одновременно как в материально-вещественном мире и традиционной среде социальных коммуникаций, так и в цифровой среде, причем освоение цифрового пространства начинается все раньше.
В работе В.Д. Нечаева и Е.Е. Дурневой, написанной в 2016 г. на основании возрастной периодизации и ведущих видов деятельности, выделенных Д.Б. Элькониным, отмечено, что уже с раннего детства дети учатся манипулировать цифровыми устройствами, в дошкольном возрасте осваивают компьютерные игры, а в подростковом – социальные сети, однако в более поздних исследованиях показано, что возраст регистрации в социальных сетях снизился и составляет в среднем 8 – 9 лет, то есть освоение пространства сетевых отношений стало приходиться на младший школьный возраст [2, с. 36 ‒ 45.].
В работах Г.У. Солдатовой [3, С. 26 – 33] произошедшие в последние годы изменения рассматриваются как принципиально новая социальная ситуация развития ребенка, определяющая направленность когнитивного и личностного развития, характер взаимоотношений с окружающими, осваиваемые социальные и культурные практики [4, 5].
Наибольшей популярностью у детей и подростков пользуются социальные сети – платформы, онлайн-сервисы или веб-сайты, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете.
В современном понимании социальные сети являются глобальным социальным сообществом, единство которого обеспечено расширенной возможностью персональной коммуникации каждого индивида.
Факт глобализации способствовал оформлению новой культуры и мировоззрения не только людей, вовлеченных в использование этого коммуникативного средства, но и социума в целом.
Сегодня в мире насчитывается около 50 крупных сетей. Большинство из них зарегистрированы в США, но, помимо этого, большое число социальных сетей создано в Китае и России. Так, ТОП-10 крупнейших социальных сетей входят 5 американских, три китайских и два российских проекта [6].
Многофункциональность, удобство использования, а также широкие возможности управления коммуникацией делают социальные сети достаточно удобным инструментом для различных социальных взаимодействий, а в детском и подростковом возрасте еще и важным каналом освоения социальных практик, а, следовательно, важным инструментом социализации. При этом, учитывая определенный разрыв в цифровой компетентности родителей и детей – это социальное пространство дети чаще всего осваивают самостоятельно.
Выводы
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что происходящая конвергенция офлайн и онлайн-миров и активно формирующаяся Интернет-«повседневность» опосредует возникновение принципиально нового пространства, в котором развиваются современные дети и подростки.
Развитие цифровых технологий и их повсеместное распространение привели к формированию особого цифрового пространства, освоение которого становится одной из составляющих процесса социализации.
Коммуникации, осуществляемые в цифровой среде, благодаря распространению Интернет, а также наличию компьютеров, планшетов, мобильных телефонов и других девайсов дополняют межличностное взаимодействие.
Заключение
Поколение Z – дети, родившиеся в XXI веке, используют цифровые технологии начиная с самого раннего возраста. Массовое овладение персонализированными и мобильными электронными устройствами, их активное, самостоятельное и достаточно раннее освоение, повышение длительности нахождения детей в онлайн-контекстах, закрепление за социальными сетями статуса важнейших коммуникационных площадок, развитие видов деятельности, возможных благодаря Интернет формируют принципиально новую социальную ситуацию развития, которая несет в себе как определенные преимущества, так и достаточно большие риски.
СПИЫСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Привалов, А.Н. Основные угрозы информационной безопасности субъектов образовательного процесса / А. Н. Привалов, Ю. И. Богатырева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2012. – № 3.
- Нечаев, В.Д. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы / В.Д. Нечаев, Е.Е. Дурнева // Педагогика: научно-теоретический журнал. – 2016 – № 1.
- Солдатова, Г. У. Как им помочь. Ребенок в интернете: запрещать, наблюдать или объяснять? / Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова // Дети в информационном обществе. – 2012. – № 10.
- Солдатова, Г.У. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире / Г. У. Солдатова.
- Солдатова, Г. У. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность: монография / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова, Т. А. Нестик. – М.: Смысл, 2017 – 375 с.
- Поливанова, К. Н. Детство в меняющемся мире / К.Н. Поливанова // Современная зарубежная психология. – 2016. – Том 5. № 2.
Об авторах
- Мария Александровна Синенко — студент 2 курса ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» , г. Краснодар, Россия.
- Светлана Сергеевна Игнатович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия.
Смотрите также:
- Клопотова Е.Е., Смирнова С.Ю. Детское чтение в цифровую эпоху
- Клопотова Е.Е., Смирнова С.Ю. Ребенок в эпоху цифровых игрушек. Обзор зарубежных исследований
- Сиврикова Н.В., Пташко Т.Г., Перебейнос А.Е. Смартфон на парте: исследование особенностей киберлафинга у школьников и студентов
- Смирнова А.А., Захарова Т.Ю., Синогина Е.С. Киберугрозы безопасности подростков