В последнее время появляется все больше работ, которые затрагивают лингвистические аспекты проблемы манипулирования массовым сознанием. В сложившейся ситуации Интернет как информационное пространство, где тематика, вид, источник информации могут и должны быть выбраны пользователем, представляет собой весомую альтернативу традиционным СМИ.
У. Эко предсказывал разделение общества на два мира: некритичных потребителей готовой аудиовизуальной информации и людей, способных эту информацию отбирать и обрабатывать (Эко, 1998, с.8).
Однако пространство Всемирной сети тоже не свободно от манипуляций. Основное внимание в докладе хотелось бы сфокусировать на малоизученной проблеме, которая заслуживает пристального внимания лингвистики и коммуникативистики.
Речь пойдет о «спаме поисковых машин», или о так называемой «накрутке». У этого явления есть и некий цивилизованный подвид под названием Search Engine Optimization (SEO) - оптимизация веб-сайтов под поисковые машины.
Около 60% пользователей используют поиск в качестве основной навигационной стратегии в Интернете. Для получения информации пользователь формирует запрос в виде ключевых слов и адресует его поисковой машине. В базе данных поисковой машины хранится содержимое миллионов веб-страниц. Специальное программное обеспечение проводит морфологический анализ запроса и выдает максимально релевантные результаты.
На сегодняшний день для владельцев веб-сайтов существует масса способов воздействовать на результаты поиска, используя лингвистические механизмы.
В основе манипулирования лежат ключевые слова - лексемы естественного языка, которые становятся для пользователя отправным пунктом для перемещения в информационном пространстве. «Как правило, люди используют первые пришедшие в голову слова». (Овечкин, 2002). По сути, ключевое слово выступает как концептообразующее понятие, как центр семантического поля.
Таким образом, можно говорить о новом функциональном пласте лексики. Лексемы, ситуативно выступая в качестве ключевых слов при поиске в Интернете, лежат в основе ментальных моделей, которые строит пользователь, определяют его маршрут в Сети и, как выясняется, трансформируют само виртуальное пространство. Анализ ключевых слов выводит исследователя на интересные лингвокультурные параллели: интересно, что среди поисковых запросов к западным машинам велика доля имен собственных. Так, по результатам Lycos, первые места занимают Britney Spears, Napster, WWF, Pokemon, The Bible (Top-50 запросов 2001 года от Lycos, 2001).
В Рунете, напротив, лидируют однословные запросы имен нарицательных: гороскоп, открытки, знакомства, сонник, погода, поздравления. Интересно, что ключевые слова, связанные с отдыхом, общением и развлечениями вошли в первую пятерку, в то время, как слово «работа» лишь на девятом месте (Запросы Рунета за 23-29 августа 2003 года, 2003).
Спам поисковых машин представляет собой манипулирование ключевыми словами. В ходе исследований запросов пользователей с помощью системы «Яндекс-Директ» получены любопытные результаты: 200-500 слов встречаются в 80-90 % запросов, посвященных определенной тематике. Основную массу составляют двух- и трехсловные запросы (Трофименко, 2002). Можно «обмануть» поисковую машину и заставить ее вывести на первые места в результатах поиска текст страницы, которая содержит нерелевантное для пользователя содержание, но зато релевантную для поисковой машины языковую форму.
Поясним вышесказанное на примерах. Коммерческий веб-сайт хочет получить дополнительный приток посетителей. Для этого он размещает в коде страницы популярные ключевые слова (например, «работа») в большом количестве. Поисковая машина считает, что этот сайт содержит большое количество информации о работе и выводит его в результатах поиска выше. Это вполне безобидный пример манипулирования. Сильнее пострадает релевантность, если в код страницы сайта о кактусах в большом количестве будут помещены ключевые слова из первой десятки (например, «тату», «знакомства», «гороскопы», «погода» и др.).
Манипуляции ключевыми словами подрывают целостность и содержательность Интернета как информационного пространства, лишают гипертекст его преимуществ. Если такая тенденция будет доминировать, то мы станем свидетелями процесса, который Гусейнов определяет как «эсхрофемизм», или «опыт снижения языка и последовательного вывода смысла из предмета разговора» (Гусейнов, 2000). Результаты поиска выстраивают своеобразную ментальную модель определенной предметной области, которая эксплицирована в языке. Манипулирование языковыми средствами приводит к искажению получаемых в результате моделей и, как следствие, недоверие и потерю интереса к технологии.
В качестве возможных выходов из сложившихся ситуации видится следующее: либо создатели поисковых машин создадут новое поколение интеллектуальных анализаторов текста, либо технология манипулирования ключевыми словами сама себя дискредитирует. Последнее кажется весьма вероятным, так как с точки зрения гипертекстовой технологии спаммеры подобны змее, которая пытается ухватить себя за хвост.
Библиография
- Гусейнов Г. Другие языки. Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей, 2000.
- Запросы Рунета за 23-29 августа 2003 года, 2003.
- Овечкин А. Ключевые слова - теория, 2002.
- Трофименко Е. Статистика запросов по теме «поисковые системы», 2002.
- Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение, 1998, N 32, с. 5-14.
- Top-50 запросов 2001 года от Lycos, 2001.
Об авторе
Смирнов Федор Олегович - ЯГПУ. Окончил факультет иностранных языков в 2002 году. С 2001 года работает в сфере информационных технологий: проектирование и разработка веб-ресурсов, веб-программирование, создание информационного наполнения сайтов. Сфера научных интересов - лингвокультурные особенности Рунета как особой информационной среды, влияние компьютера и ИТ на языковое сознание.