Урусова Е. А., Хусяинов Т. М. Проявление феномена псевдокомпетентности личности в условиях информационного общества

У

Инфор­ма­ци­он­ная рево­лю­ция 1970–1980 гг. откры­ла перед чело­ве­че­ством мас­со­вый доступ к Гло­баль­ной сети и раз­лич­ным гад­же­там, обес­пе­чи­ва­ю­щим воз­мож­ность полу­че­ния инфор­ма­ции.

Сеть Интер­нет посто­ян­но раз­ви­ва­ет­ся, напол­ня­ясь новы­ми ресур­са­ми и, как след­ствие, новой инфор­ма­ци­ей. Теперь каж­дый обла­да­тель гад­же­та может полу­чить любую инфор­ма­цию в любой момент вре­ме­ни, при этом раз­ви­тие поис­ко­вых систем в соче­та­нии с мобиль­ны­ми помощ­ни­ка­ми зна­чи­тель­но упро­ща­ет её поиск.

Поль­зо­ва­те­лю уже не тре­бу­ет­ся наби­рать поис­ко­вый запрос, доста­точ­но его про­из­не­сти. Сле­ду­ю­щий шаг может заклю­чать­ся в раз­ра­бот­ке ней­ро­ин­тер­фей­сов, кото­рые сде­ла­ют про­цесс поис­ка инту­и­тив­ным, а само вычле­не­ние и усво­е­ние инфор­ма­ции «пото­ко­вым» и посто­ян­ным.

Уже сей­час досту­пом к гло­баль­но­му источ­ни­ку инфор­ма­ции обес­пе­че­ны поряд­ка 4,2 млрд. чело­век, тех­ни­че­ские устрой­ства исполь­зу­ют­ся для обще­ния, рабо­ты, полу­че­ния зна­ний, раз­вле­че­ний [10], а так­же с целью вос­пи­та­ния и про­ве­де­ния досу­га детей [4; 9].

При этом тех­ни­ка пред­став­ля­ет­ся и вос­при­ни­ма­ет­ся как сред­ство раз­вле­че­ния, а инфор­ма­ци­он­ное поле под­би­ра­ет­ся в соот­вет­ствии с опре­де­лен­ной целью (игра, обще­ние, обу­че­ние, про­ве­де­ние досу­га и т.п.).

Фраг­мен­тар­ность и спе­ци­фич­ность полу­ча­е­мой инфор­ма­ции (зача­стую визу­аль­ной), при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию кли­по­во­го созна­ния и кли­по­во­го мыш­ле­ния, кото­рые опре­де­ля­ют спе­ци­фи­че­ский спо­соб вза­и­мо­дей­ствия и усво­е­ния инфор­ма­ции.

Послед­ний про­цесс, при этом, про­ис­хо­дит ирра­ци­о­наль­но и нере­флек­сив­но, оце­ни­ва­ет­ся эмо­ци­о­наль­но, а не логи­че­ски [2].

Как отме­ча­ют Э. Тоф­флер и А. Моль, кли­по­вое мыш­ле­ние, как основ­ная фор­ма вос­при­я­тия  в совре­мен­ном обще­стве, поз­во­ля­ет спра­вить­ся с инфор­ма­ци­он­но насы­щен­ным смыс­ло­вым и соци­аль­ным полем пост­ин­ду­стри­аль­ной эпо­хи, где воз­мож­но оце­нить и усво­ить толь­ко часть инфор­ма­ции (инте­рес­ной, яркой, вызы­ва­ю­щей эмо­ци­о­наль­ный отклик и т.п.) [8; 15].

При этом воз­мож­ность полу­чить доступ к инфор­ма­ци­он­ным ресур­сам раз­ных тема­тик, а так­же про­сто­та поис­ка, вычле­не­ния и при­сво­е­ния инфор­ма­ции может создать лож­ное впе­чат­ле­ние о лег­ко­сти зна­ния и уста­нов­ку о нали­чии зна­ний, вызвать лож­ное ощу­ще­ние ком­пе­тент­но­сти.

Подоб­ная уста­нов­ка посто­ян­но под­креп­ля­ет­ся: сию­ми­нут­ное «зна­ние» потреб­ля­ет­ся без осо­зна­ния его сущ­но­сти и смыс­ла, а его логи­че­ская нагруз­ка не под­вер­га­ет­ся кри­ти­че­ской оцен­ке.

Таким обра­зом, инфор­ма­ция вос­при­ни­ма­ет­ся как лег­кая, а «зна­ние» пред­став­ля­ет­ся доступ­ным и понят­ным.

По сло­вам В.Кузнецова, лич­ность может в любой момент отка­зать­ся от инфор­ма­ции и пре­рвать про­цесс полу­че­ния «зна­ния» без ощу­ще­ния неокон­чен­но­сти и так­же про­сто воз­об­но­вить этот про­цесс [2].

В дан­ном слу­чае про­бле­ма заклю­ча­ет­ся в под­мене или отож­деств­ле­нии инфор­ма­ции и зна­ний. Если под инфор­ма­ци­ей пони­ма­ет­ся набор све­де­ний, кото­рые под­ле­жат вос­при­я­тию, запо­ми­на­нию и вос­про­из­ве­де­нию на поверх­ност­ном уровне; то зна­ние – более глу­бо­кий про­цесс, кото­рый тре­бу­ет не толь­ко вос­при­я­тия и запо­ми­на­ния, но и обра­бот­ки пре­об­ра­зо­ва­ния инфор­ма­ции в зна­ния [5].

Зна­ние, в дан­ном слу­чае, задей­ству­ет мыс­ли­тель­ные опе­ра­ции и тре­бу­ет лич­ност­ной актив­но­сти, кото­рая поз­во­лит сде­лать полу­ча­е­мую инфор­ма­цию пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ной.

В усло­ви­ях ста­нов­ле­ния Инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства имен­но доступ и обла­да­ние акту­аль­ной инфор­ма­ци­ей явля­ет­ся зало­гом успеш­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния лич­но­сти, т.к. инфор­ма­ция ста­но­вит­ся новым сверх­цен­ным ресур­сом.

Кро­ме того, раз­но­об­ра­зие инфор­ма­ции и рас­про­стра­нен­ность тех­ни­че­ских средств опо­сре­ду­ют онто­ге­не­ти­че­ское раз­ви­тие и соци­а­ли­за­цию лич­но­сти. Интер­нет пере­хо­дит в ряд средств соци­а­ли­за­ции и источ­ни­ков куль­тур­ных зна­ков, сле­до­ва­тель­но, про­цесс усво­е­ния инфор­ма­ции и «зна­ний» может суще­ствен­но вли­ять на созна­ние и лич­ность в целом.

Напри­мер, в отли­чие от взрос­ло­го, ребё­нок или под­ро­сток часто явля­ет­ся лишь носи­те­лем какой-либо инфор­ма­ции, кото­рую он не может про­ве­рить или исполь­зо­вать. При этом в про­цес­се усво­е­ния инфор­ма­ции вни­ма­ние сосре­до­та­чи­ва­ет­ся на внеш­них при­зна­ках про­стых по фор­ме и содер­жа­нию све­де­ний. Подоб­ное упро­щен­ное «зна­ние» при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию пред­став­ле­ния о «про­стом» и «доступ­ном» мире, где каж­дый полу­ча­ет лег­кую инфор­ма­цию фор­ма­ли­зо­ван­но-упро­щен­ным спо­со­бом.

Для того, что­бы позна­ко­мить­ся с науч­ным фак­том, нуж­но про­сто вве­сти поис­ко­вый запрос в Интер­не­те. Это укреп­ля­ет уста­нов­ку, что лич­ность-поль­зо­ва­тель уже все зна­ет, что при­во­дит к воз­ник­но­ве­нию псев­до­ком­пе­тент­но­сти.

Опи­сы­вая содер­жа­ние и ком­по­нен­ты ком­пе­тент­но­сти лич­но­сти, И.А. Зим­няя выде­ля­ет три груп­пы ком­пе­тент­но­сти, направ­лен­ные на себя, как на субъ­ек­та жиз­не­де­я­тель­но­сти, на вза­и­мо­дей­ствие с дру­ги­ми и на дея­тель­ность в целом.

При этом ком­пе­тен­ции – это внут­рен­ние, потен­ци­аль­ные скры­тые ново­об­ра­зо­ва­ния (зна­ния, пред­став­ле­ния, про­грам­мы (алго­рит­мы) дей­ствий, систе­мы цен­но­стей и отно­ше­ний), про­яв­ля­ю­щи­е­ся в раз­лич­ных ком­пе­тент­но­стях чело­ве­ка.

Общая соци­аль­но-про­фес­си­о­наль­ная ком­пе­тент­ность вклю­ча­ет в себя четы­ре бло­ка [3]:

  • базо­вый, интел­лек­ту­аль­но обес­пе­чи­ва­ю­щий дея­тель­ность посред­ством логи­че­ских и мыс­ли­тель­ных дей­ствий и опе­ра­ций;
  • лич­ност­ный, вби­ра­ю­щий в себя харак­тер­ные для субъ­ек­та дея­тель­но­сти лич­ност­ные свой­ства (ответ­ствен­ность, орга­ни­зо­ван­ность, целе­устрем­лен­ность);
  • соци­аль­ный, опо­сре­ду­ю­щий жиз­не­де­я­тель­ность лич­но­сти и вза­и­мо­дей­ствие с дру­ги­ми;
  • про­фес­си­о­наль­ный, помо­га­ю­щий адек­ват­но выпол­нять про­фес­си­о­наль­ную дея­тель­ность и вби­ра­ю­щий в себя уме­ние решать постав­лен­ные про­фес­си­о­наль­ные зада­чи.

Если учи­ты­вать вли­я­ние кли­по­во­го мыш­ле­ния и кли­по­во­го созна­ния на раз­ви­тие лич­но­сти, а так­же опо­сре­до­ван­ность хода соци­а­ли­за­ции тех­но­ло­ги­я­ми и Интер­нет, то мож­но пред­по­ло­жить, что фор­ми­ро­ва­ние отдель­ных бло­ков ком­пе­тент­но­сти будет про­ис­хо­дить спе­ци­фич­но, поверх­ност­но, фраг­мен­тар­но [2; 13].

Здесь сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние на то, что дости­же­ние ощу­ще­ния соб­ствен­ной ком­пе­тент­но­сти и реше­ние про­ти­во­ре­чия меж­ду тру­до­лю­би­ем и непол­но­цен­но­стью явля­ет­ся веду­щей зада­чей школь­но­го и млад­ше­го школь­но­го воз­рас­та (в рам­ках эпи­ге­не­ти­че­ской тео­рии Э. Эрик­со­на) [11].

При этом пости­же­ние ребен­ком тех­но­ло­гии куль­ту­ры про­ис­хо­дит не толь­ко в рам­ках обще­ния со зна­чи­мы­ми близ­ки­ми и посред­ством школь­но­го обу­че­ния: уче­ник может осво­ить общую куль­ту­ру, исполь­зуя тех­ни­че­ское сред­ство и Гло­баль­ную сеть.

В таком слу­чае усво­е­ние инфор­ма­ции и «зна­ния» про­ис­хо­дит сти­хий­но, непо­сле­до­ва­тель­но и без объ­яс­не­ния. Инфор­ма­ция накап­ли­ва­ет­ся, но не под­вер­га­ет­ся кри­ти­че­ско­му ана­ли­зу, так как сама по себе она пред­став­ле­на в гото­вом и «упро­щен­ном» виде, уже гото­вом для исполь­зо­ва­ния-пере­да­чи ее дру­гим людям (не толь­ко с целью рас­про­стра­не­ния обще­го зна­ния, но и с целью укреп­ле­ния соб­ствен­но­го ощу­ще­ния «ком­пе­тент­но­сти»).

Вме­сто того, что­бы задей­ство­вать память и выс­шие пси­хи­че­ские функ­ции для запо­ми­на­ния и ана­ли­за инфор­ма­ции, ребе­нок ищет эту инфор­ма­цию, тоже самое посте­пен­но про­ни­ка­ет и в про­цесс обу­че­ния.

В этих слу­ча­ях про­цесс науче­ния сме­ня­ет­ся про­цес­сом поис­ка и транс­ля­ции гото­во­го зна­ния из Гло­баль­ной сети. При этом лич­ность может вос­при­ни­мать най­ден­ную им инфор­ма­цию в сети как един­ствен­но вер­ную и все­объ­ем­лю­щую, счи­тая, что с момен­та про­чте­ния, он ста­но­вит­ся спе­ци­а­ли­стом.

Ребе­нок зна­ет, что может полу­чить инфор­ма­цию в Интер­не­те и в резуль­та­те фор­ми­ру­ет­ся не толь­ко дове­рие к тех­ни­ке, но и опре­де­лён­ная зави­си­мость от неё, как от источ­ни­ка инфор­ма­ции.

При этом не имея базо­вых зна­ний о прин­ци­пах отбо­ра и ана­ли­за инфор­ма­ции он может ока­зать­ся залож­ни­ком не толь­ко незна­ния, но и лож­но­го зна­ния, осо­бен­но в эпо­ху пост­прав­ды [7].

С появ­ле­ни­ем тако­го ресур­са как Вики­пе­дия фор­ми­ру­ет­ся пред­став­ле­ние о воз­мож­но­сти сбо­ра всей инфор­ма­ции в одном месте и её доступ­но­сти.

Заме­тим, что в отли­чие от тра­ди­ци­он­ных энцик­ло­пе­дий, она обла­да­ет осо­бым эпи­сте­ми­че­ским ста­ту­сом, фор­ми­руя новые позна­ва­тель­ные прак­ти­ки [1]. При этом она не толь­ко даёт воз­мож­ность полу­чать инфор­ма­цию, но и транс­ли­ро­вать её путём изме­не­ния содер­жа­ния ста­тей.

При отсут­ствии досту­па к необ­хо­ди­мой инфор­ма­ции чело­век, его лич­ность и само­оцен­ка могут ока­зать­ся под «угро­зой».

Напри­мер, попа­да­ние в ситу­а­цию, когда нет воз­мож­но­сти под­твер­дить свою ком­пе­тент­ность, лич­ность может столк­нуть­ся с нега­тив­ной реак­ци­ей окру­жа­ю­щих, что может при­ве­сти к сни­же­нию уров­ня само­оцен­ки и появ­ле­нию фруст­ра­ции.

Подоб­ным же обра­зом могут воз­ни­кать про­бле­мы из-за псев­до­ком­пе­тент­но­сти: она может поз­во­лить тру­до­устро­ить­ся, но не ста­нет осно­вой для выпол­не­ния про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти, так как не несёт ниче­го кро­ме транс­ля­ции отдель­ных фак­тов и не содер­жит прак­ти­че­ских навы­ков.

При­ме­ром слу­жит рас­про­стра­нен­ный эффект Дан­нин­га-Крю­ге­ра, явля­ю­щий­ся мета­ко­гни­тив­ным иска­же­ни­ем, при кото­ром лич­ность, име­ю­щая низ­кий уро­вень ква­ли­фи­ка­ции, дела­ет оши­боч­ные выво­ды и при­ни­ма­ет невер­ные реше­ния, не осо­зна­вая это из-за уров­ня ква­ли­фи­ка­ции [12].

В совре­мен­ных усло­ви­ях поль­зо­ва­те­ли Гло­баль­ной сети в боль­шей сте­пе­ни про­яв­ля­ют потре­би­тель­ское пове­де­ние в отно­ше­нии зна­ний и инфор­ма­ции, что во мно­гом соот­вет­ству­ет тен­ден­ци­ям мак­до­наль­ди­за­ции.

Про­цесс позна­ния мак­си­маль­но раци­о­на­ли­зи­ру­ет­ся с целью адап­та­ции к быст­ро меня­ю­щим­ся усло­ви­ям. Все мень­ше оста­ет­ся зна­ний, кото­рые сохра­ня­ют акту­аль­ность и вос­тре­бо­ван­ность на про­тя­же­нии всей жиз­ни чело­ве­ка.

«Теку­честь совре­мен­но­сти» дик­ту­ет необ­хо­ди­мость в их посто­ян­ном обнов­ле­нии, при­чём доволь­но часто не в глу­би­ну, а в шири­ну, фор­ми­руя «раз­но­сто­рон­не­го» чело­ве­ка, ути­ли­тар­но вос­при­ни­ма­ю­ще­го и исполь­зу­ю­ще­го инфор­ма­цию.

В соот­вет­ствии с тен­ден­ци­я­ми мак­до­наль­ди­за­ции [14], зна­ния и инфор­ма­ция долж­ны быть пред­ска­зу­е­мы и стан­дар­ти­зи­ро­ва­ны, деше­вы (а луч­ше бес­плат­ны), а так­же про­счи­ты­ва­е­мы, так как Эпо­ха пост­мо­дер­на ори­ен­ти­ру­ет на коли­че­ствен­ные, а не каче­ствен­ные пока­за­те­ли.

Иде­аль­ным источ­ни­ком инфор­ма­ции в дан­ном слу­чае явля­ют­ся инструк­ции и гай­ды, кото­рые подроб­но, чёт­ко и поша­го­во опи­сы­ва­ют дости­же­ние опре­де­лён­но­го резуль­та­та.

Одна­ко, как отме­ча­ют спе­ци­а­ли­сты, подоб­ные про­цес­сы про­ни­ка­ют в систе­му обра­зо­ва­ния в целом [6], и как это не пара­док­саль­но, имен­но Гло­баль­ная сеть может дать и дру­гой вари­ант полу­че­ния зна­ний.

Сеть Интер­нет может дей­стви­тель­но стать одним из акто­ров обу­че­ния, давая те зна­ния, кото­ры­ми не обла­да­ют окру­жа­ю­щие. В этом слу­чае важен про­цесс отбо­ра источ­ни­ков инфор­ма­ции, а так­же про­цесс её осво­е­ния и запо­ми­на­ния.

Так, дале­ко не вез­де есть узко­на­прав­лен­ные спе­ци­а­ли­сты, спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных клу­бов и сек­ций ещё мень­ше, и в этом слу­чае блогге­ры и виде­об­логге­ры, про­фес­си­о­наль­ные Вир­ту­аль­ные сооб­ще­ства могут дать необ­хо­ди­мую инфор­ма­цию по теме, отве­тить на воз­ни­ка­ю­щие вопро­сы.

В дан­ном слу­чае про­ис­хо­дит не толь­ко транс­ля­ция каких-либо фак­тов, зафик­си­ро­ван­ных в Интер­нет-энцик­ло­пе­ди­ях, а осво­е­ние зна­ний, уме­ний и навы­ков, фор­ми­ро­ва­ние под­лин­ной ком­пе­тент­но­сти.

Список литературы

  1. Голу­бин­ская А. В. Что такое вики­пи­сте­мо­ло­гия? // Фило­соф­ские про­бле­мы инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и кибер­про­стран­ства. 2018. № 2 (15). С. 25–33.
  2. Доку­ка С. В. Кли­по­вое мыш­ле­ние как фено­мен инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства // Обще­ствен­ные нау­ки и совре­мен­ность. 2013. № 2. С. 169–176.
  3. Зим­няя И. А. Общая куль­ту­ра и соци­аль­но-про­фес­си­о­наль­ная ком­пе­тент­ность // Выс­шее обра­зо­ва­ние сего­дня. 2005. № 11. С. 14–20.
  4. Иса­ко­ва И. А., Янак А. Л. Инфор­ма­ти­за­ция и гад­же­ти­за­ция совре­мен­но­го обще­ства и дет­ства // The Digital Scholar: лабо­ра­то­рия фило­со­фа. 2019. Т. 2, № 1. С. 131–145.
  5. Костро­ми­на С. Н., Гне­дых Д. С. Инфор­ма­ция и зна­ние: под­хо­ды к пони­ма­нию про­цес­сов усво­е­ния инфор­ма­ции и фор­ми­ро­ва­нию зна­ний в обу­че­нии // Вест­ник Ленин­град­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та им. А. С. Пуш­ки­на. 2015. № 2. С. 5–14.
  6. Куты­рев В. А. От обра­зо­ва­ния к о‑программированию (или как достичь пере­до­во­го уров­ня дегра­да­ции чело­ве­ка) // Фило­со­фия хозяй­ства. 2016. № 5 (107). С. 174–185.
  7. Ман­ти­ко­ва А. В., Чупров Л. Ф., Коше­но­ва М. И. Без­опас­ность детей и под­рост­ков  в интер­нет-про­стран­стве: мифы, реаль­ность, прак­ти­че­ские реко­мен­да­ции // Совре­мен­ная реаль­ность в соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ском кон­тек­сте: сбор­ник науч­ных мате­ри­а­лов / под науч. ред. О. А. Бело­бры­ки­ной, М. И. Коше­но­вой. Ново­си­бирск: Изд-во НГПУ, 2018. С. 138–147.
  8. Моль А. Соци­о­ди­на­ми­ка куль­ту­ры / пер. с фр.; пре­дисл. Б. В. Бирю­ко­ва. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 416 с.
  9. Пьян­ко­ва Н. Г., Мат­ви­юк В. М. Вли­я­ние гло­баль­ной сети Интер­нет на пси­хи­ку под­рост­ков [Элек­трон­ный ресурс] // Кон­цепт. 2014. № S30.
  10. Internet Live Stats [Элек­трон­ный ресурс].
  11. Hjelle L., Ziegler D. Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications. N. Y.: McGrow-Hill, 1992. 624 p.
  12. Kruger J., Dunning D. Unskilled and Unaware of It: How Difficulties in Recognizing One’s Own Incompetence Lead to Inflated Self-Assessments // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77, № 6. P. 1121–1134.
  13. Palfrey J., Gasser U. Born Digital: Understanding the First Generation of Digital Natives. Basic Books, 2008. 375 p.
  14. Ritzer G. The McDonaldization of Society. Los Angeles: Pine Forge Press, 2009. 553 p.
  15. Toffler A. The Third Wave. N. Y.: Bantam, 1991. 544 p.

Иссле­до­ва­ние выпол­не­но при финан­со­вой под­держ­ке Рос­сий­ско­го фон­да фун­да­мен­таль­ных иссле­до­ва­ний в рам­ках науч­но­го про­ек­та № 18–011-00335 «Коэ­во­лю­ция есте­ствен­но­го и искус­ствен­но­го как усло­вие сохра­не­ния жиз­нен­но­го мира чело­ве­ка».

Источ­ник: Совре­мен­ная реаль­ность в соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ском кон­тек­сте. Ново­си­бирск: Ново­си­бир­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет, 2019. С. 138–144.

Об авторах

  • Хуся­и­нов Тимур Мара­то­вич — пре­по­да­ва­тель депар­та­мен­та соци­аль­ных наук Наци­о­наль­но­го иссле­до­ва­тель­ско­го уни­вер­си­те­та «Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки», член Инсти­ту­та систем и тех­но­ло­гий в обла­сти инфор­ма­ции (Пор­ту­га­лия); адми­ни­стра­тор сете­во­го науч­но-инфор­ма­ци­он­но­го пор­та­ла «Моло­дые иссле­до­ва­те­ли» . Рос­сия, г. Ниж­ний Нов­го­род. E‑mail: timur@husyainov.ru
  • Уру­со­ва Ека­те­ри­на Алек­сан­дров­на — пре­по­да­ва­тель кафед­ры прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии Ниже­го­род­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та им. К. Мини­на (Минин­ский уни­вер­си­тет). E‑mail: UK1801@yandex.ru

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest