Распространение крайне деструктивного контента в Интернете – современная проблема, распространенная не только в России, но и в других странах мира. Большая часть этой информации публикуется в даркнете и скрывается от обычных пользователей, но время от времени появляется в общем доступе и влияет на сознание пользователей, в особенности детей и подростков. Многие страны пытаются бороться с деструктивным контентом, но у их ресурсов для реализации этой задачи недостаточно.
Несмотря на активную борьбу с шокирующим контентом в мире, эта форма передачи информации используется во многих рекламных кампаниях, включая от некачественных тизерных кампаний до современных маркетинговых агентств высшего уровня. Правильный и серьезный подход к рекламе, нейтральные картинки, жизнеутверждающие надписи, фотографии счастливых семей – это приемлемо, но скучно и обыденно.
Тяготение большей части потребителей к эффектным зрелищам, побуждает видеохостинги, социальные сети, кинематографию и СМИ к трансляции скандалов, заговоров, расследований, сенсационных открытий. Материалы такого рода представляют наибольший интерес для зрителя, так как вызывают очень сильные эмоции.
Страх – базовая эмоция, способная оказывать давление на ум и вызывать изменения в модели поведения [14]. Детские страхи, фобии, подсознательные страхи – волнуют миллионы людей и позволяют маркетологам манипулировать ими рекламой. Нередко можно наблюдать рекламные сюжеты, в которых транслируются страхи, приводящие к некоторым негативным последствиям, которых можно избежать с помощью их рекламируемого продукта.
Причина интереса к шок-контенту кроется в том, что люди могут косвенно переживать события, с которыми они на самом деле не хотели бы быть связаны в реальной жизни. Шокирующее содержание дарит новые эмоции. Шок-контент можно встретить в различных формах подачи (аудио, видео, текст), основная цель – оказать сильное влияние на восприятие, вызвать душевные переживания и остаться в памяти как в день ознакомления с такой информацией, так и надолго, заставляя периодически воссоздавать запечатленный образ в сознании [6].
Когда пользователи видят захватывающий сюжет, они испытывают прилив адреналина, страх, возбуждение, тревогу, беспокойство и прочие сильные эмоции. Это во многом и объясняет популярность триллеров, которые позволяют испытывать подобные эмоции, оставаясь в полной целостности и безопасности вдалеке от накала страстей.
Иногда объектом рекламы выступает канал видеохостинга или группа в социальной сети. Молодое поколение порой чрезмерно привязано к пребыванию в интернете, особо популярны в настоящее время социальные сети [5, 9, 16].
В борьбе за внимание пользователя многие владельцы групп и их модераторы полностью пренебрегают морально-нравственным содержанием своего контента [2]. Однако, несмотря на этические и правовые запреты, социальные сети не признают ответственность за размещенный на страницах контент.
В сложившейся ситуации для социальных сетей и мессенджеров в закон должны быть введены дополнительные обязательства по регулированию деструктивного или фейкового контента, а владельцев разрушительного контента необходимо привлекать к ответственности в случае распространения информации, оказывающей пагубное влияние на психическое и физическое здоровье своих зрителей.
Что касается зарубежных видеохостингов, следует отметить, что их платформы всё же координируют различные типы контента. Но на практике их действия довольно противоречивы. Не всегда, к сожалению, понятно, почему заблокирована та или иная официальная информация, в то время как не предпринимаются шаги по удалению и блокировке той информации, на которую поступают множество жалоб, обращений и письма официальных представительных с требованием удаления контента, противоречащему законодательству РФ.
Существующая практика показывает, что действующие в настоящее время механизмы на самом деле не работают и не позволяют защитить граждан от распространения такой деструктивной информации, особенно детей и подростков. Большинство молодых пользователей испытывают психологический дискомфорт от такого содержания [3].
Текущий процесс соблюдения регламента по удалению деструктивного контента очень медленный, на блокировку информации может потребоваться месяц после её опубликования. За это время видео может набрать более 15 миллионов просмотров в зависимости от посещаемости канала и количества подписчиков. Публика просмотров сложена в основном из детской и молодой аудитории.
Скорость государственного регулирования и действующее законодательство существенно уступают скорости распространения информации, наносящей вред психологическому здоровью молодого поколения.
Нужно заметить, что социальные сети реагируют по-разному, встречаются модераторы, оперативно реагирующие на жалобы и официальные запросы, но, как правило, большинство из них личной ответственности не признают и не проявляют никакой активности по модерации содержания собственного контента.
В частности, YouTube не реагирует на жалобы пользователей, жалобы правительства или запросы правоохранительных органов. Единственный способ – добавить определенный адрес сайта в список заблокированных сайтов.
Данный метод не является надежным, так как пользователи успевают скопировать эти видеофайлы и отправляют их в другие социальные сети. В таком случае становится необходимым каждое из этих видео идентифицировать и уже предпринимать дальнейшие действия.
Для успешного поиска деструктивной информации, с целью дальнейшего взаимодействия с ней, необходимы актуальные достижения в области высоких технологий, так как процессы подобного поиска должны быть автоматизированы.
Социальные сети и видеохостинги, безусловно, должны нести ответственность за публикуемый контент. Деструктивная информация вредит не только психическому, но, к сожалению, зачастую и физическому здоровью граждан. Когда речь идет о детях, результат совершенно непредсказуем и зависит от ряда личностных особенностей и внешних условий.
Некоторые молодые зрители увидят, дадут общую оценку и просто расскажут своим друзьям, а другие захотят повторить и сделают в реальности то, что может навредить их здоровью и жизни или окружающим.
Проблема невыраженной агрессии может подтолкнуть пользователя с неустойчивой психикой к созданию такого же материала, который случайно или намерено оказался в его поле зрения.
Большинство групп, содержащих шок-контент, не нуждаются в какой-либо специальной экспертизе информационных материалов квалифицированными экспертами. Для большей части медиафайлов достаточно адекватной оценки модератора, чтобы определить, что публикуемый материал не предназначен для детей.
Такое содержание оказывает сильное влияние на психику ребёнка, негативная информация разного рода постоянно удерживает ребёнка в состоянии стресса, страха и депрессии.
После длительного просмотра шок-контента представители молодого поколения уже не так восприимчивы к нейтральной информации и не готовы к положительному содержанию. Демонстрируемый негатив настолько блокирует здравый смысл, что критическое мышление будто вовсе исключается.
При этом не стоит забывать, что, помимо явного шок-контента, существует и иные юридически значимые материалы, по которым могут быть инициированы экспертизы в рамках уголовного или гражданского процесса по психологическому анализу поведения участников судебного дела [1]. И такое поведение может быть чрезвычайно опасным [8].
По мнению некоторых экспертов, бороться с деструктивным контентом не стоит, так как цифровые платформы собирают много информации о пользователях и их публикациях: геолокация размещенного контента, виртуальный круг общения, номер телефона и устройство, которым они пользуются, и другую информацию о себе…
Люди, использующие эти платформы, нередко оставляют много персональных данных, что позволяет легко идентифицировать распространителей деструктива, передавать эти сведения в правоохранительные органы или блокировать таких пользователей.
Необходимо правовыми рычагами принудить соцсети и видеохостинги работать в сфере российского права, требуя соблюдения норм, регулирующих интернет-среду, включая обязательства всех действующих в России сайтов, платформ и ИТ-компаний.
Десять лет назад такие термины, как «шок-контент» или «стрельба в школе», были известны лишь нескольким экспертам. История о том, что кто-то принес в школу пистолет и начал стрелять в детей или учителей, была известна в России только по телевидению.
Вспышки агрессивного поведения среди подростков выявляются с тревожной частотой декриминализации их поступков, и не всегда принимаются меры по их предупреждению.
Нынешнее молодое поколение растет в сложных условиях информационной пропаганды [4; 6; 9, 15]. Доступ к информационному потоку почти не ограничен, нелегко влиять на то, что видят дети и что их интересует.
С появлением Интернета и социальных сетей родителям и педагогам стало труднее контролировать интересы подростков, на чём сосредоточены их мысли.
Видео в социальных сетях и на YouTube имеют всё больше влияния на осведомленность молодого поколения, а содержание демонстрируемого медиа часто вызывает сомнения, а порой и опасения.
Явление деструктивного поведения давно известно и изучается психологами, но довольно сложно измерить его объёмы во всемирной сети, чтобы оценить, насколько оно распространено сейчас.
С плюрализмом мнений и пропагандой свободы в Интернете сайты, группы и каналы, открыто защищающие самые мерзкие проявления человеческой природы, обретают высокую популярность.
Дети, подростки и любой желающий могут легко найти в Интернете видеоролики о том, как они убивают животных или людей, рассказы о том, как причинить вред другим, и видеоролики, призывающие к травмам.
В такой группе часто упоминается мысль о том, что для достижения максимального уровня удовлетворения, подобные действия должны происходить не в интернете, а в реальной жизни. После этих внушений последствия могут возникнуть самые непредсказуемые.
Одним из наиболее распространенных видов деструктивных сообществ являются шок-группы. При этом речь идет о сообществе, которое регулярно (обычно в виде картинок или видео) распространяет информацию вместе со сценами насилия, жестокости, порнографии или другими материалами, которые могут шокирующе повлиять на зрителей.
Вообще шокирующее содержание относится к информации, нарушающей общепринятые морально-этические нормы или просто запрещённой. В таких группах часто встречаются материалы о смерти или загробной жизни, пропаганда суицида или наркомании, материалы сексуального характера и пр. [10; 11; 12].
Однако на самом деле спектр информации в группах шокирующего контента намного больше, чем в кровавых картинках или порнографических видео. Со временем они эволюционировали и начали поощрять отношения, которые, на первый взгляд, должны были казаться неприемлемыми.
Например, они выступают за непристойные способы общения с друзьями, откровенную ложь родителей и учителей, необходимость «идти против системы» и, конечно же, ругаться при любых обстоятельствах. Учитывая, что возраст зрителей такого контента редко превышает аудиторию лиц, старше 18 лет, последствия такой пропаганды не заставят себя долго ждать.
Если группа, транслирующая шокирующее содержание, деформирует психологическую защищенность подростков, сообщество, поощряющее расстрелы в школах, будет подвергаться прямой опасности для жизни и здоровья подростков.
Скулшутинг переводят как «школьный расстрел», но сейчас этот термин применяется к любому нападению на ученика или учителя в любом учебном заведении. Сегодня насчитывается более 100 000 веб-сайтов, групп в социальных сетях и других онлайн-сообществ, которые продвигают идеи зачисления в школу. И только в России к ним привлекалось около 112 тысяч молодых людей [13].
Главная мысль, которую пропагандируют некоторые группы скулшутинга, заключается в том, что зло романтично и красиво. Разрушение чужой судьбы выделяет приверженца субкультуры из общей массы людей, делает его особенным, а жизнь, свобода и здоровье других людей не должны его заботить [7; 10; 12].
Такие группы постоянно делятся историями о массовых убийствах в разных школах, подсознательно заставляя людей думать, что быть убийцей – это достижение, а причинять боль другим – это весело и эффектно.
Образ такого публичного преступника часто возвеличивается и заставляет думать подписчиков, что даже после смерти подростка все будут его уважать и долго помнить за этот поступок.
В то время, когда школьника захлестывают чувства обиды, агрессия и ненависть к одноклассникам, ученикам и учителям, такие группы подталкивают к выводу, что эти объекты ненависти заслуживают смерти. Особую опасность этот вывод несет в случае, когда переживания подростка связаны с трудными отношениями со школьной командой или семьей.
Меры по предотвращению школьных расстрелов разрабатываются только потому, что эта проблема возникла в России относительно недавно. Учителям и родителям рекомендуется обращать внимание на внутреннее эмоциональное состояние детей, не допускать преследования со стороны сверстников и публиковать соответствующий контент в Интернете. Очень важно защитить детей от насилия и огнестрельного оружия, чтобы создать нормальные условия для обучения и развлечений.
Длительный просмотр деструктивного шок-контента (особенно несовершеннолетними пользователями интернета) снижает способность мыслить самостоятельно и принимать рациональные решения.
В целевой аудитории зрителей деструктивных материалов получают положительное подкрепление:
- отсутствие желания учиться, развиваться и работать,
- желание быть унижающим и быть лучшим из худших,
- отказ от ответственности,
- отсутствие авторитета значимых взрослых,
- падение моральных норм и универсальных ценностей,
- желание нарушать правила, сражаться и уничтожать и др.
Роль социальных сетей в современном обществе трудно переоценить. В настоящее время они активно используются не только в коммуникативных целях, но и в деловых целях, и для предоставления общественно важной информации.
Однако практика последних лет показала, что угроза использования соцсетей в незаконных целях значительно возросла из-за увеличения популярности соцсетей в процессе информирования граждан. Например, вмешательство в избирательные кампании, политические конфликты свободы внутри страны и за рубежом.
Отсутствие надежных средств контроля информационных данных приводит к разрушительным последствиям для психологической безопасности пользователей и правовой культуры зрителей.
Пользователем ресурсов и возможностей сети может быть человек, замышляющий преступление, имеющий судимости или любое психическое заболевание – все они равны в Интернете. Важно понимать, что деструктивного контента гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.
Ответственные за государственную информационную безопасность, семейную политику (защиту детства) должны утвердить четкие правила размещения и потребления деструктивного контента.
Наряду с необходимостью помнить об ответственности государственных учреждений, а также об ответственности родителей и образовательных учреждений за воспитание молодого поколения, формирование и социализацию личности в условиях нравственности и высокой правовой культуры.
Список литературы
- Алиэскеров, М.А. Юридический психолог в гражданском судопроизводстве: возможности и функции / М.А. Алиэскеров, В.Ф. Енгалычев // Арбитражный и гражданский процесс. – 2004. – № 3. – С. 21-26.
- Белодед, Д.Р. Обеспечение психологической безопасности несовершеннолетних в образовательном интернет-пространстве / Д.Р. Белодед // Психология в пространстве образования и личностного развития: перспективные практики научного исследования и сотрудничества: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Калуга, 09-10 декабря 2021 года. – Калуга: ФБГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», 2022. – С. 230-238. – EDN RUJPGG.
- Белодед Д.Р. Особенности воздействия цифрового контента на развитие психологической безопасности личности / Д.Р. Белодед // Весенние психолого-педагогические чтения: Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти почётного профессора АГУ А.В. Буровой, Астрахань, 19 апреля 2022 года. – Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет», 2022. – С. 86-89. – EDN LTUORB.
- Берендеев, М.В. Медиаэкология киберпространства как сфера безопасности потребления информации в Российской интернет-среде / М.В. Берендеев, М.М. Друкер // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2021. – Т.1. – №1(34). – С. 109-117. – DOI 10.51965/20767919_2021_1_1_109. – EDN OGNOAJ.
- Буграева, А.Р. Проблемы обеспечения психологической безопасности несовершеннолетних в цифровом пространстве / А.Р. Буграева, Н.П Исмаилова. // Развитие правового сознания в образовательном пространстве: материалы 6-й Международной научно-практической конференции, в 4-х частях, Махачкала, 22 февраля 2019 года. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2019. С. 153-167. – EDN BAPVGM.
- Гончаров, Ю.О. Оценка опасности деструктивного контента в социальной сети Youtube / Ю.О. Гончаров, В.Д. Менжунов, В.Р. Носоленко // Информация и безопасность. – 2019. – Т.22. – №2. – С. 260-263. – EDN FLRLOG.
- Диденко, К.В. «Колумбайнеры» – новый тип личности несовершеннолетнего преступника / К.В. Диденко, Л.Н. Бочарникова // Современный ученый. – 2020. – № 5. – С. 267-273. – EDN EOUVNJ.
- Енгалычев, В.Ф. Психолого-криминалистический анализ случая массового убийства: психологический профиль Галявиева И.Р. / В.Ф. Енгалычев, Р.Л. Ахмедшин, Н.В. Ахмедшина // Вестник Томского государственного университета. – 2022. – № 475. – С. 206-214.
- Крюкова, И.А. Место социальных сетей в жизни современной молодёжи / И.А. Крюкова, А.А. Захарченко // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2017. – Т.7. – №1. – С. 135. – EDN YHCCQX.
- Ромашкина, Н.П. Вооружения без контроля: современные угрозы международной информационной безопасности / Н.П. Ромашкина // Пути к миру и безопасности. – 2018. – № 2(55). – С. 64-83. – DOI 10.20542/2307-1494-2018-2-64-83. – EDN VPJXEN.
- Сундиев, И.Ю. «Токсичный» контент в сети Интернет и его влияние на радикализацию молодёжи / И.Ю. Сундиев, А.А. Смирнов // Научный портал МВД России. – 2020. – № 4(52). – С. 35-44. – EDN VNAMIP.
- Тимошина, Е.М. Деструктивные субкультуры несовершеннолетних как условия их виктимизации и криминализации [Электронный ресурс] / Е.М. Тимошина // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. – 2021. – №2 (12).
- Шок-контент и скулшутинг: причины деструктивного поведения подростков [Электронный ресурс].
- Pohanyar, A.N.Sh. Aggression and fear in preschool children / A.N.Sh. Pohanyar // Herald of the Pedagogical University. Series 2: Pedagogy and Phychology, Theory and Teaching Methods. – 2020. – N 3(3). – P. 258-262. – EDN VEZMUQ.
- Quaglio, G. How the internet can harm us, and what can we do about it? / G. Quaglio // By Scientific Foresight (STOA). – February 18, 2019.
- Sobkin, V.S. Teenagers in Social Networks: Patterns of Usage and Aggressiveness / V.S. Sobkin, A.V. Fedotova // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. – 2019. – Vol. 12. – No 9. – P. 1733-1752. – DOI 10.17516/1997-1370-0480. – EDN JDKYIU.
Об авторе
Диана Роландовна Белодед — судебный эксперт-психолог, аспирант, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, научно-исследовательский центр судебной экспертизы и криминалистики, Калуга, Россия.
Смотрите также:
- Комаров В.В. Психолого-педагогическая профилактика размещения подростками деструктивного и аутодеструктивного контента в социальных сетях и мессенджерах
- Комаров В.В., Самойлова В.В. Интернет-зависимость как предпосылка деструктивного поведения современной молодежи
- Солдатова, Г.У., Илюхина С.Н. Аутодеструктивное поведение подростков и молодёжи в Интернете: анализ кейсов
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация