Курьян С.М., Петрушкевич М.А., Селиванова Е.А. Поддержка ментального здоровья через искусственный интеллект: как ии-агенты могут поддержать в период стресса

К

Совре­мен­ная соци­аль­ная ситу­а­ция тако­ва, что боль­шая часть обще­ства нахо­дит­ся в пер­ма­нент­ном стрес­се. Эко­но­ми­че­ские, поли­ти­че­ские, тех­но­ло­ги­че­ские и эко­ло­ги­че­ские изме­не­ния в нашей стране и мире харак­те­ри­зу­ют­ся высо­кой тур­бу­лент­но­стью. Это, несо­мнен­но, вли­я­ет на пси­хи­че­ское состо­я­ние граж­дан, эмо­ци­о­наль­ное бла­го­по­лу­чие обще­ства, неред­ко вызы­вая острую тре­во­гу и стресс. 

Ста­ти­сты отме­ча­ют, что про­да­жи анти­де­прес­сан­тов в послед­ние годы суще­ствен­но вырос­ли, что, несо­мнен­но, явля­ет­ся пока­за­те­лем неустой­чи­во­го пси­хи­че­ско­го бла­го­по­лу­чия граждан. 

Так­же кон­ста­ти­ру­ет­ся, что совре­мен­ные пси­хо­ло­ги, пси­хо­те­ра­пев­ты или пси­хи­ат­ры порой не справ­ля­ют­ся с боль­шим коли­че­ством обра­ще­ний насе­ле­ния. Мно­гие из них сами нахо­дят­ся в состо­я­нии высо­кой эмо­ци­о­наль­ной напря­жен­но­сти и потреб­но­сти в соот­вет­ству­ю­щей пси­хо­ло­ги­че­ской или меди­цин­ской помощи.

Ни для кого не сек­рет, что спе­ци­а­ли­сты соци­о­но­ми­че­ских про­фес­сий, вхо­дят в груп­пу рис­ка по эмо­ци­о­наль­но­му выго­ра­нию, поэто­му им самим тре­бу­ет­ся регу­ляр­ная супер­ви­зия и кор­рект­ная под­держ­ка про­фес­си­о­на­лов. Мно­гие запро­сы, адре­со­ван­ные спе­ци­а­ли­стам, ока­зы­ва­ю­щим пси­хо­ло­ги­че­скую помощь, доста­точ­но типичны. 

Насе­ле­ние инте­ре­су­ют вопро­сы: Как спра­вить­ся со стрес­сом? Как побо­роть вол­не­ние и сни­зить тре­вож­ность? Как управ­лять гне­вом? Что делать, что­бы нала­дить отно­ше­ния с близ­ки­ми? Как помочь чело­ве­ку, пере­жи­ва­ю­ще­му кризис?

Несмот­ря на то, что отве­ты на эти вопро­сы есть в откры­тых источ­ни­ках, людям хочет­ся услы­шать адрес­ные реко­мен­да­ции, с уче­том кон­тек­ста их жиз­нен­ной ситуации. 

Таким обра­зом полу­ча­ет­ся, что спе­ци­а­ли­сты пси­хо­ло­ги­че­ско­го сопро­вож­де­ния, рабо­та­ю­щие в бюд­жет­ной сфе­ре, чрез­мер­но загру­же­ны. А про­фес­си­о­наль­ная пси­хо­ло­ги­че­ская помощь плат­но­го ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го пси­хо­ло­га сто­ит нема­ло средств. Это вызы­ва­ет про­бле­мы у насе­ле­ния, осо­бен­но уда­лен­но­го от тер­ри­то­ри­аль­ных цен­тров, что акту­а­ли­зу­ет необ­хо­ди­мость поис­ка новых спо­со­бов ока­за­ния пси­хо­ло­ги­че­ской под­держ­ки населению.

Отме­тим, что реше­ние есть, оно свя­за­но с при­ме­не­ни­ем спе­ци­а­ли­ста­ми пси­хо­ло­ги­че­ской служ­бы искус­ствен­но­го интел­лек­та. Бла­го­да­ря актив­но­му раз­ви­тию тех­но­ло­гий появ­ля­ет­ся воз­мож­ность суще­ствен­но сни­зить нагруз­ку чело­ве­ка в выпол­не­нии ряда задач. 

Речь идет об искус­ствен­ном интел­лек­те, кото­рый пред­став­ля­ет собой «ком­плекс тех­но­ло­ги­че­ских реше­ний, поз­во­ля­ю­щий ими­ти­ро­вать когни­тив­ные функ­ции чело­ве­ка (вклю­чая поиск реше­ний без зара­нее задан­но­го алго­рит­ма) и полу­чать при выпол­не­нии кон­крет­ных задач резуль­та­ты, сопо­ста­ви­мые с резуль­та­та­ми интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти чело­ве­ка» [7].

Сего­дня искус­ствен­ный интел­лект при­ме­ня­ет­ся в раз­лич­ных сфе­рах: меди­ци­на, обра­зо­ва­ние, юрис­пру­ден­ция, транс­порт и пр. Наци­о­наль­ные про­ек­ты, ини­ци­и­ро­ван­ные в 2025 году, ори­ен­ти­ру­ют раз­лич­ные сек­то­ра (эко­но­ми­ки, обра­зо­ва­ния, соци­аль­ной сфе­ры и др.) на актив­ное внед­ре­ние в свою рабо­ту тех­но­ло­гий искус­ствен­но­го интел­лек­та (ИИ).

При этом обсуж­да­ют­ся эти­че­ские вопро­сы при­ме­не­ния ИИ, его без­опас­но­сти и кор­рект­но­сти предо­став­ле­ния инфор­ма­ции. Осо­бен­но это важ­но в вопро­сах, свя­зан­ных с при­ня­ти­ем реше­ний, от кото­рых может заве­сить чело­ве­че­ская жизнь, бла­го­со­сто­я­ние, здо­ро­вье и судь­ба индивида.

Поэто­му мы при­зна­ем важ­ность дан­ной про­бле­мы и очень кор­рект­но отно­сим­ся к вопро­сам при­ме­не­ния ИИ в обла­сти кон­суль­ти­ро­ва­ния чело­ве­ка по пси­хо­ло­ги­че­ским про­бле­мам. При этом моло­дых уче­ных, тео­ре­ти­ков и прак­ти­ков инте­ре­су­ют воз­мож­но­сти искус­ствен­но­го интел­лек­та в ока­за­нии пси­хо­ло­ги­че­ской помощи. 

Так, в ста­тье С.В. Семе­но­вой иссле­ду­ет­ся отно­ше­ние сту­ден­тов к исполь­зо­ва­нию чат-бота для полу­че­ния пси­хо­ло­ги­че­ской под­держ­ки. В част­но­сти, ана­ли­зи­ру­ет­ся мне­ние сту­ден­тов, кото­рые вос­поль­зо­ва­лись при­ло­же­ни­ем для смарт­фо­нов «Replika» [6].

Дает­ся поло­жи­тель­ная оцен­ка при­ло­же­ния, под­чер­ки­ва­ет­ся, что оно поз­во­ли­ло сту­ден­там выска­зать­ся о сво­их про­бле­мах, полу­чить мгно­вен­ную под­держ­ку, похо­жую на кон­суль­та­ци­он­ную помощь реаль­но­го человека.

К.А. Дани­ло­ва, С.В. Льво­ва харак­те­ри­зу­ют прак­ти­ку полу­че­ния сове­тов от чат-бота язы­ко­вой моде­ли ChatGPT. При­во­дят­ся при­ме­ры отве­тов на обра­ще­ния сту­ден­тов по вопро­сам сня­тия тре­вож­но­сти и вол­не­ний. Отме­ча­ет­ся, что такие чат-боты мож­но исполь­зо­вать как лич­ные днев­ни­ки. При этом ука­зы­ва­ет­ся, что они могут допус­кать и неко­то­рые ошиб­ки, некор­рект­ность в выска­зы­ва­ни­ях, что тре­бу­ет пере­про­вер­ки отве­тов [2].

Сто­ит заме­тить, что опи­сы­ва­е­мая язы­ко­вая модель ChatGPT явля­ет­ся зару­беж­ной раз­ра­бот­кой, не обес­пе­чи­ва­ю­щей без­опас­но­сти рабо­ты с этой технологией.

Е.М. Корж, А.В. Гро­мо­ва так­же рас­кры­ва­ют потен­ци­ал при­ме­не­ния тех­но­ло­гий искус­ствен­но­го интел­лек­та в пси­хо­ло­гии. Авто­ры ука­зы­ва­ют раз­лич­ные чат-боты, кото­рые ока­зы­ва­ют кон­суль­та­ци­он­ную помощь людям. 

Назы­ва­ют­ся такие тех­но­ло­гии с ИИ, как: Tess (веб-чат­бот, при­ме­ня­е­мый в обла­сти нор­ма­ли­за­ции пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья), Woebot (при­ло­же­ние, кото­рое сти­му­ли­ру­ет поль­зо­ва­те­ля про­ду­мы­вать ситу­а­ции, исполь­зуя инстру­мен­ты, при­ме­ня­е­мые в когни­тив­но-пове­ден­че­ской терапии). 

Опи­сы­ва­ют­ся раз­лич­ные про­грам­мы, тех­ни­че­ские сред­ства, кото­рые исполь­зу­ет­ся в рабо­те с людь­ми, име­ю­щи­ми когни­тив­ные и пси­хи­че­ские рас­строй­ства. Дела­ет­ся вывод, что они долж­ны при­ме­нять­ся под чет­ким над­зо­ром спе­ци­а­ли­ста [5].

К.С. Иваш­ко, В.Н. Пигуз, С.А. Изо­си­мо­ва рас­кры­ва­ют когни­тив­ный аспект иссле­до­ва­ний стрес­са воен­но­го вре­ме­ни. Уче­ные высве­чи­ва­ют необ­хо­ди­мость при­ме­не­ния мобиль­ных при­ло­же­ний на теле­фоне, помо­га­ю­щих сни­зить стресс. Назы­ва­ют­ся такие при­ло­же­ния как: «Мой лич­ный кос­мос», «Спо­кой­ное дыха­ние», «Онлайн тера­пия» и пр. 

Отме­ча­ет­ся, что они выпол­ня­ют раз­ные функ­ции: помо­га­ют отсле­жи­вать эмо­ци­о­наль­ные состо­я­ние, пред­ла­га­ют релак­са­ци­он­ную музы­ку или упраж­не­ния для сни­же­ния тре­во­ги, предо­став­ля­ют основ­ную инфор­ма­цию о пси­хи­че­ском здо­ро­вье [4].

А.В. Стар­ши­нин с кол­ле­га­ми рас­смат­ри­ва­ют воз­мож­но­сти искус­ствен­но­го интел­лек­та в про­гно­зи­ро­ва­нии забо­ле­ва­ний и раз­ра­бот­ке пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ных под­хо­дов к лечению. 

Уточ­ня­ет­ся, что «Чат-боты и вир­ту­аль­ные помощ­ни­ки, встро­ен­ные в систе­мы теле­ме­ди­ци­ны, могут напо­ми­нать паци­ен­там о при­е­ме лекарств, давать реко­мен­да­ции по ухо­ду за собой и кон­тро­ли­ро­вать состо­я­ние паци­ен­та на рас­сто­я­нии» [3, с. 71].

А.А. Бело­ва рас­кры­ва­ет воз­мож­но­сти чат-ботов для ока­за­ния пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи. Назы­ва­ют­ся чат-боты, с гово­ря­щи­ми назва­ни­я­ми, сре­ди кото­рых: «Вир­ту­аль­ный пси­хо­лог Лея», «Бот пси­хо­лог Ася», «Zigmund GPT», «Труд­но под­рост­кам» [1].

Пишет­ся, что такие тех­но­ло­гии име­ют мно­же­ство пре­иму­ществ: доступ­ность в любое вре­мя и в любом месте, про­сто­та исполь­зо­ва­ния, воз­мож­ность инфор­ми­ро­ва­ния людей о бли­жай­ших цен­трах пси­хи­ат­ри­че­ской помо­щи. Одна­ко под­чер­ки­ва­ет­ся, что при нали­чии серьёз­ных пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем тре­бу­ет­ся очное обра­ще­ние к соот­вет­ству­ю­щим специалистам.

Итак, про­ве­ден­ный ана­лиз науч­ных источ­ни­ков пока­зы­ва­ет, что спе­ци­а­ли­сты про­яв­ля­ют высо­кий инте­рес к при­ме­не­нию искус­ствен­но­го интел­лек­та в пси­хо­ло­ги­че­ской прак­ти­ке. Моло­дые учё­ные и сту­ден­ты изу­ча­ют воз­мож­но­сти чат-ботов, при­ло­же­ний, плат­форм, кото­рые помо­га­ют чело­ве­ку опе­ра­тив­но спра­вить­ся со стрес­сом, быст­ро полу­чить вир­ту­аль­ную пси­хо­ло­ги­че­скую помощь.

Отме­тим, что пул ука­зан­ных тех­но­ло­гий мож­но рас­ши­рить, попол­нить дан­ный пере­чень еще одним эффек­тив­ным инстру­мен­том – ИИ-аген­том «Ней­ро­пси­хо­лог». Это не бот, а агент. В чем же меж­ду ними различие? 

ИИ-бот пред­став­ля­ет собой, как пра­ви­ло, авто­ма­ти­зи­ро­ван­ный инстру­мент, настро­ен­ный на выпол­не­ние кон­крет­ных, неслож­ных, рутин­ных задач. ИИ- агент высту­па­ет интел­лек­ту­аль­ным помощ­ни­ком, ана­ли­зи­ру­ю­щим раз­лич­ные ситу­а­ции, обу­ча­ю­щим­ся на их осно­ве, рабо­та­ю­щим на более высо­ком уровне по срав­не­нию с ботом. 

Дан­ная тех­но­ло­гия созда­на спе­ци­а­ли­ста­ми оте­че­ствен­ной IT-ком­па­нии АО «Ней­ро­се­ти». Ком­па­ния явля­ет­ся рези­ден­том Скол­ко­во, ее про­дук­ты заре­ги­стри­ро­ва­ны в Минцифре. 

Этот агент функ­ци­о­ни­ру­ет на базе nocode плат­фор­мы CorpGPT, раз­ра­бо­тан­ной для созда­ния асси­стен­тов (аген­тов, ботов) с искус­ствен­ным интел­лек­том. Она рабо­та­ет на соб­ствен­ной язы­ко­вой моде­ли (Multicreator long), кото­рая вхо­дит в топ-20 самых эффек­тив­ных язы­ко­вых моде­лей в мире. 

Дан­ная плат­фор­ма может рабо­тать в закры­том кон­ту­ре орга­ни­за­ции на мини­маль­ных вычис­ли­тель­ных мощ­но­стях (1 видео­кар­та Nvidia H 100 96gb) без выхо­да в Интернет.

Рас­кро­ем воз­мож­но­сти кон­крет­но­го аген­та с ИИ, создан­но­го на рас­смат­ри­ва­е­мой плат­фор­ме. Сра­зу обо­зна­чим, что функ­ци­о­нал CorpGPT в обла­сти интел­лек­ту­аль­ной под­держ­ки намно­го шире. 

На плат­фор­ме мож­но созда­вать аген­тов, реша­ю­щих раз­лич­ные зада­чи и осу­ществ­ля­ю­щих кон­суль­та­ции не толь­ко по вопро­сам пси­хо­ло­гии, но и по юрис­пру­ден­ции, педа­го­ги­ке, мар­ке­тин­гу, менедж­мен­ту, HR и пр.

Итак, оха­рак­те­ри­зу­ем при­мер диа­ло­га с «Ней­ро­пси­хо­ло­гом». Вопро­сы к дан­но­му интел­лек­ту­аль­но­му помощ­ни­ку могут быть как про­сты­ми, так и более слож­ны­ми, в кото­рых запра­ши­ва­ют­ся кон­крет­ные при­е­мы и тех­ни­ки саморегуляции. 

Итак, нач­нем с демон­стра­ции про­стых запро­сов и соот­вет­ству­ю­щих им отве­тов. Чело­век, нуж­да­ю­щий­ся в пси­хо­ло­ги­че­ской инфор­ма­ции, может зай­ти по опре­де­лен­ной ссыл­ке и задать инте­ре­су­ю­щий его вопрос. 

Пред­ста­вим при­мер отве­та на вопрос «как спра­вить­ся со стрес­сом» и соот­вет­ству­ю­щий ему ответ (рис. 1).

Как мы видим ответ на этот вопрос в целом содер­жа­тель­ный и лако­нич­ный. Но нас он не устро­ил, поэто­му мы попро­си­ли сфор­му­ли­ро­вать его более подроб­но (рис. 2).

Про­де­мон­стри­ру­ем    при­мер    более    слож­но­го    вопро­са    –    опи­са­ние про­блем­ной ситу­а­ции (рис. 3).

Сна­ча­ла предо­став­ля­ет­ся общий ответ (рис. 3), опи­сы­ва­ю­щий тра­ди­ци­он­ные спо­со­бы сни­же­ния тре­во­ги. Затем субъ­ект может попро­сить разъ­яс­нить кон­крет­ные при­ё­мы само­ре­гу­ля­ции. Напри­мер, мож­но спро­сить, каким обра­зом луч­ше расслабиться. 

Умест­но так­же попро­сить дан­но­го бота назвать при­ё­мы, спо­соб­ству­ю­щие сни­же­нию тре­во­ги. Или пред­ло­жить ему ука­зать более чет­кие прак­ти­ки само­ре­гу­ля­ции эмо­ци­о­наль­но­го состо­я­ния, под­держ­ки мен­таль­но­го здоровья. 

При этом полез­но опи­сать свою неболь­шую исто­рию, с уче­том кото­рой «Ней­ро­пси­хо­лог» пред­ло­жит более точ­ные сове­ты. Таким обра­зом дей­ству­ет и пси­хо­лог, кото­рый, начи­ная с общих вопро­сов, пере­хо­дит к частным.

Про­де­мон­стри­ру­ем еще один при­мер запро­са – «Каким обра­зом мне осу­ще­ствить пози­тив­ное мыш­ле­ние» (рис. 4).

Как вид­но на рисун­ке, пред­ла­га­ет­ся несколь­ко вари­ан­тов, кото­рые ком­мен­ти­ру­ют общую реко­мен­да­цию. Сто­ит под­черк­нуть, что запро­сы могут быть напе­ча­та­ны с ошиб­ка­ми и опе­чат­ка­ми, но ней­рон­ная сеть их рас­по­зна­ет. Это важ­но, в ситу­а­ции, когда субъ­ект, нуж­да­ю­щий­ся в под­держ­ке, торо­пит­ся или вол­ну­ет­ся и в резуль­та­те неред­ко оши­ба­ет­ся. Эти обсто­я­тель­ства не долж­ны огра­ни­чи­вать чело­ве­ка в полу­че­нии опе­ра­тив­ной пси­хо­ло­ги­че­ской консультации. 

Кро­ме это­го преду­смот­ре­на функ­ция speech-to-text, то есть запро­сы мож­но не печа­тать, а про­из­но­сить голо­сом. Они будут пере­ве­де­ны ней­ро­се­тью в тест и обра­бо­та­ны для соот­вет­ству­ю­ще­го отве­та. Поми­мо про­че­го, в дан­ный агент мож­но при­кре­пить доку­мент и попро­сить его про­ана­ли­зи­ро­вать. Эта функ­ция может при­го­дить­ся для уско­ре­ния про­цес­са полу­че­ния дан­ных из науч­ной ста­тьи боль­шо­го объ­ё­ма или тек­ста пси­хо­ло­ги­че­ско­го заключения. 

Ана­ли­зу могут под­вер­гать­ся кар­тин­ки и фото­гра­фии, доку­мен­ты в фор­ма­те PDF, для вычле­не­ния из них клю­че­вых дан­ных. Это вспо­мо­га­тель­ные функ­ции, не все­гда нуж­ны, но в опре­де­лён­ный момент они так­же могут сыг­рать свою роль в пси­хо­ло­ги­че­ском анализе.

Итак, отли­чие ИИ-аген­та от ИИ-бота состо­ит в том, что он не толь­ко дает меха­ни­че­ские отве­ты по задан­но­му алго­рит­му, он ана­ли­зи­ру­ет ситу­а­ции и ста­ра­ет­ся помочь чело­ве­ку в них разо­брать­ся. ИИ-агент успеш­но осу­ществ­ля­ет срав­не­ние дан­ных. Мы вос­поль­зо­ва­лись его помо­щью, что­бы про­ве­сти срав­ни­тель­ную харак­те­ри­сти­ку рабо­ты чело­ве­ка-пси­хо­ло­га и ИИ-аген­та- пси­хо­ло­га (см. табл. 1).

Таблица 1. Сравнение работы человека-психолога и агента-психолога

Кри­те­рийЧело­век-пси­хо­логНей­ро­пси­хо­лог (агент-пси­хо­лог)
Пони­ма­ние эмоцийЧув­ству­ет и интер­пре­ти­ру­ет эмо­ции кли­ен­та, эмпатия.Ана­ли­зи­ру­ет тек­сто­вые дан­ные и пат­тер­ны, может не все­гда точ­но пони­мать кон­текст эмоций.
Гиб­кость подходаМожет адап­ти­ро­вать мето­ды и под­хо­ды в зави­си­мо­сти от кли­ен­та и ситуации.При­ме­ня­ет зара­нее запро­грам­ми­ро­ван­ные алго­рит­мы, вари­а­тив­ность зави­сит от промт- инструк­ции и настро­ек кре­а­тив­но­сти ответов.
Глу­би­на анализаМожет учи­ты­вать лич­ную исто­рию, кон­текст и невер­баль­ные сигналы.Рабо­та­ет исклю­чи­тель­но с тек­сто­вой инфор­ма­ци­ей, не спо­со­бен учи­ты­вать невер­баль­ные сигналы.
Кон­фи­ден­ци­аль­ностьВысо­кий уро­вень кон­фи­ден­ци­аль­но­сти, соблю­де­ние эти­че­ских норм.Высо­кий уро­вень кон­фи­ден­ци­аль­но­сти, соблю­де­ние эти­че­ских норм.
Слож­ность задачМожет справ­лять­ся с очень слож­ны­ми и мно­го­за­дач­ны­ми ситу­а­ци­я­ми, вклю­чая кризисы.Может пред­ла­гать реко­мен­да­ции по реше­нию слож­ных, мно­го­за­дач­ных и эмо­ци­о­наль­но насы­щен­ных про­бле­мы, с уче­том дета­ли­за­ции запроса.
Доступ­ностьТре­бу­ет запи­си на при­ем, может быть недо­сту­пен в нера­бо­чее время.Досту­пен 24/7, мгно­вен­ная реак­ция на запросы.
Сто­и­мостьСто­и­мость кон­суль­та­ции может быть высо­кой, зави­сит от ква­ли­фи­ка­ции специалиста.Более досту­пен по сто­и­мо­сти, так как не тре­бу­ет чело­ве­че­ско­го тру­да, име­ет бес­плат­ную версию.
Эмпа­тияВысо­кий уро­вень эмпа­тии, глу­бо­кое пони­ма­ние пере­жи­ва­ний клиента.Эмпа­тия огра­ни­че­на, осно­ва­на на алго­рит­мах и пред­ска­за­ни­ях, может быть вос­при­ня­та как механическая.
Эффек­тив­ностьЭффек­ти­вен при реше­нии эмо­ци­о­наль­ных и пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем, осо­бен­но в дол­го­сроч­ной работе.Под­хо­дит для быст­рых кон­суль­та­ций, под­держ­ки, базо­вой диа­гно­сти­ки и рекомендаций.
Пер­со­на­ли­за­цияМожет адап­ти­ро­вать мето­ды рабо­ты и под­хо­ды под лич­ность клиента.Пер­со­на­ли­за­ция огра­ни­че­на зара­нее настро­ен­ны­ми алго­рит­ма­ми и сце­на­ри­я­ми, зави­сит от дета­ли­за­ции опи­са­ния про­блем­ной ситуации.
Когни­тив­ные способностиСпо­со­бен ана­ли­зи­ро­вать и син­те­зи­ро­вать инфор­ма­цию в кон­тек­сте лич­но­сти кли­ен­та, учи­ты­вать нюансы.Спо­со­бен ана­ли­зи­ро­вать и син­те­зи­ро­вать инфор­ма­цию в кон­тек­сте лич­но­сти кли­ен­та, учи­ты­вать нюансы.
Дол­го­сроч­ная работаСпо­со­бен про­во­дить дли­тель­ные тера­пев­ти­че­ские сес­сии и стро­ить дове­ри­тель­ные отношения.Может под­дер­жи­вать дол­го­сроч­ные отно­ше­ния, рабо­та­ет на осно­ве сес­сий с кон­крет­ны­ми сценариями.

Пред­став­лен­ный в таб­ли­це текст сге­не­ри­ро­ван ИИ-аген­том и скор­рек­ти­ро­ван авто­ра­ми ста­тьи. На состав­ле­ние такой таб­ли­цы ушло несколь­ко минут, что пока­зы­ва­ет опе­ра­тив­ность рабо­ты дан­ных тех­но­ло­гий и воз­мож­но­сти их при­ме­не­ния для широ­ко спек­тра задач: про­ве­де­ния кон­суль­та­ций, ока­за­ния пси­хо­ло­ги­че­ской под­держ­ки, реа­ли­за­ции ана­ли­ти­ки дан­ных и пр.

Итак, в пери­од стрес­са людям необ­хо­ди­ма опе­ра­тив­ная под­держ­ка и пси­хо­ло­ги­че­ская помощь. Она поз­во­лит сохра­нить мен­таль­ное здо­ро­вье и спра­вить­ся с нега­тив­ны­ми эмо­ци­я­ми. Тех­но­ло­гии искус­ствен­но­го интел­лек­та при гра­мот­ном руко­вод­стве спе­ци­а­ли­ста могут суще­ствен­но помочь в дан­ном про­цес­се. Они ни в коем слу­чае не заме­ня­ют помощь про­фес­си­о­на­ла, но облег­ча­ют его работу. 

Давая доступ кли­ен­там к таким про­грам­мам, пси­хо­лог спо­соб­ству­ет сохра­не­нию мен­таль­но­го здо­ро­вья лич­но­сти, обес­пе­чи­ва­ет опе­ра­тив­ность и доступ­ность пер­вич­ной пси­хо­ло­ги­че­ской помощи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бело­ва А.А. Пси­хо­ло­гия в циф­ро­вом про­стран­стве: исполь­зо­ва­ние чат- ботов для ока­за­ния пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи // Ога­рёв-online. – 2024. – Т. 12. – № 14. ‒ С. 1-10.
  2. Дани­ло­ва К.А. Исполь­зо­ва­ние искус­ствен­но­го интел­лек­та как инстру­мен­та про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти пси­хо­ло­га / К.А. Дани­ло­ва, С.В. Льво­ва // Про­фес­си­о­наль­ное само­опре­де­ле­ние моло­де­жи инно­ва­ци­он­но­го реги­о­на: про­бле­мы и пер­спек­ти­вы [Элек­трон­ный ресурс]: сб. ст. по мате­ри­ал. Все­рос. науч.-практ. конф. – Крас­но­ярск: Крас­но­яр­ский ГАУ, 2024. –С. 116-119.
  3. Дол­го­ле­тие и здо­ро­вье: вызо­вы и реше­ния в эпо­ху гло­баль­ных изме­не­ний: моно­гра­фия / А.В. Стар­ши­нин, Б.С. Дом­ба­а­най, Ю.В. Бур­ков­ская, А.В. Гаже­ва. – М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2024. – 102 с.
  4. Иваш­ко К.С. Когни­тив­ный аспект иссле­до­ва­ний стрес­са воен­но­го вре­ме­ни / К.С. Иваш­ко, В.Н. Пигуз, С.А. Изо­си­мо­ва // Про­бле­мы искус­ствен­но­го интел­лек­та. – 2024. – № 34 (3). – С. 88-101.
  5. Корж Е.М. Потен­ци­ал при­ме­не­ния тех­но­ло­гий искус­ствен­но­го интел­лек­та в пси­хо­ло­гии / Е.М. Корж, А.В. Гро­мо­ва // Систем­ная пси­хо­ло­гия и социо­ло­гия. – 2023. – № 2 (46). – С. 60-70.
  6. Семе­но­ва С.В. Отно­ше­ние сту­ден­тов к исполь­зо­ва­нию чат-бота для полу­че­ния пси­хо­ло­ги­че­ской под­держ­ки / С.В. Семе­но­ва // Гер­це­нов­ские чте­ния: пси­хол. иссле­до­ва­ния в обра­зо­ва­нии. ‒ 2021. ‒ № 4. – С. 536-542.
  7. Указ Пре­зи­ден­та РФ от 10.10.2019 N 490 (ред. от 15.02.2024) «О раз­ви­тии искус­ствен­но­го интел­лек­та в Рос­сий­ской Феде­ра­ции» (вме­сте с «Наци­о­наль­ной стра­те­ги­ей раз­ви­тия искус­ствен­но­го интел­лек­та на пери­од до 2030 года»). 
Источ­ник: Нау­ка в жиз­ни чело­ве­ка. 2025. №1

Об авто­рах

  • Сер­гей Михай­ло­вич Курьян осно­ва­тель АО «Ней­ро­се­ти», г. Москва, Россия.
  • Мари­на Алек­сан­дров­на Пет­руш­ке­вич гене­раль­ный дирек­тор АО «Ней­ро­се­ти», г. Москва, Россия.
  • Еле­на Ана­то­льев­на Сели­ва­но­ва — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, науч­ный кон­суль­тант АО «Ней­ро­се­ти», г. Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest