Современная социальная ситуация такова, что большая часть общества находится в перманентном стрессе. Экономические, политические, технологические и экологические изменения в нашей стране и мире характеризуются высокой турбулентностью. Это, несомненно, влияет на психическое состояние граждан, эмоциональное благополучие общества, нередко вызывая острую тревогу и стресс.
Статисты отмечают, что продажи антидепрессантов в последние годы существенно выросли, что, несомненно, является показателем неустойчивого психического благополучия граждан.
Также констатируется, что современные психологи, психотерапевты или психиатры порой не справляются с большим количеством обращений населения. Многие из них сами находятся в состоянии высокой эмоциональной напряженности и потребности в соответствующей психологической или медицинской помощи.
Ни для кого не секрет, что специалисты социономических профессий, входят в группу риска по эмоциональному выгоранию, поэтому им самим требуется регулярная супервизия и корректная поддержка профессионалов. Многие запросы, адресованные специалистам, оказывающим психологическую помощь, достаточно типичны.
Население интересуют вопросы: Как справиться со стрессом? Как побороть волнение и снизить тревожность? Как управлять гневом? Что делать, чтобы наладить отношения с близкими? Как помочь человеку, переживающему кризис?
Несмотря на то, что ответы на эти вопросы есть в открытых источниках, людям хочется услышать адресные рекомендации, с учетом контекста их жизненной ситуации.
Таким образом получается, что специалисты психологического сопровождения, работающие в бюджетной сфере, чрезмерно загружены. А профессиональная психологическая помощь платного квалифицированного психолога стоит немало средств. Это вызывает проблемы у населения, особенно удаленного от территориальных центров, что актуализует необходимость поиска новых способов оказания психологической поддержки населению.
Отметим, что решение есть, оно связано с применением специалистами психологической службы искусственного интеллекта. Благодаря активному развитию технологий появляется возможность существенно снизить нагрузку человека в выполнении ряда задач.
Речь идет об искусственном интеллекте, который представляет собой «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека» [7].
Сегодня искусственный интеллект применяется в различных сферах: медицина, образование, юриспруденция, транспорт и пр. Национальные проекты, инициированные в 2025 году, ориентируют различные сектора (экономики, образования, социальной сферы и др.) на активное внедрение в свою работу технологий искусственного интеллекта (ИИ).
При этом обсуждаются этические вопросы применения ИИ, его безопасности и корректности предоставления информации. Особенно это важно в вопросах, связанных с принятием решений, от которых может завесить человеческая жизнь, благосостояние, здоровье и судьба индивида.
Поэтому мы признаем важность данной проблемы и очень корректно относимся к вопросам применения ИИ в области консультирования человека по психологическим проблемам. При этом молодых ученых, теоретиков и практиков интересуют возможности искусственного интеллекта в оказании психологической помощи.
Так, в статье С.В. Семеновой исследуется отношение студентов к использованию чат-бота для получения психологической поддержки. В частности, анализируется мнение студентов, которые воспользовались приложением для смартфонов «Replika» [6].
Дается положительная оценка приложения, подчеркивается, что оно позволило студентам высказаться о своих проблемах, получить мгновенную поддержку, похожую на консультационную помощь реального человека.
К.А. Данилова, С.В. Львова характеризуют практику получения советов от чат-бота языковой модели ChatGPT. Приводятся примеры ответов на обращения студентов по вопросам снятия тревожности и волнений. Отмечается, что такие чат-боты можно использовать как личные дневники. При этом указывается, что они могут допускать и некоторые ошибки, некорректность в высказываниях, что требует перепроверки ответов [2].
Стоит заметить, что описываемая языковая модель ChatGPT является зарубежной разработкой, не обеспечивающей безопасности работы с этой технологией.
Е.М. Корж, А.В. Громова также раскрывают потенциал применения технологий искусственного интеллекта в психологии. Авторы указывают различные чат-боты, которые оказывают консультационную помощь людям.
Называются такие технологии с ИИ, как: Tess (веб-чатбот, применяемый в области нормализации психического здоровья), Woebot (приложение, которое стимулирует пользователя продумывать ситуации, используя инструменты, применяемые в когнитивно-поведенческой терапии).
Описываются различные программы, технические средства, которые используется в работе с людьми, имеющими когнитивные и психические расстройства. Делается вывод, что они должны применяться под четким надзором специалиста [5].
К.С. Ивашко, В.Н. Пигуз, С.А. Изосимова раскрывают когнитивный аспект исследований стресса военного времени. Ученые высвечивают необходимость применения мобильных приложений на телефоне, помогающих снизить стресс. Называются такие приложения как: «Мой личный космос», «Спокойное дыхание», «Онлайн терапия» и пр.
Отмечается, что они выполняют разные функции: помогают отслеживать эмоциональные состояние, предлагают релаксационную музыку или упражнения для снижения тревоги, предоставляют основную информацию о психическом здоровье [4].
А.В. Старшинин с коллегами рассматривают возможности искусственного интеллекта в прогнозировании заболеваний и разработке персонализированных подходов к лечению.
Уточняется, что «Чат-боты и виртуальные помощники, встроенные в системы телемедицины, могут напоминать пациентам о приеме лекарств, давать рекомендации по уходу за собой и контролировать состояние пациента на расстоянии» [3, с. 71].
А.А. Белова раскрывает возможности чат-ботов для оказания психологической помощи. Называются чат-боты, с говорящими названиями, среди которых: «Виртуальный психолог Лея», «Бот психолог Ася», «Zigmund GPT», «Трудно подросткам» [1].
Пишется, что такие технологии имеют множество преимуществ: доступность в любое время и в любом месте, простота использования, возможность информирования людей о ближайших центрах психиатрической помощи. Однако подчеркивается, что при наличии серьёзных психологических проблем требуется очное обращение к соответствующим специалистам.
Итак, проведенный анализ научных источников показывает, что специалисты проявляют высокий интерес к применению искусственного интеллекта в психологической практике. Молодые учёные и студенты изучают возможности чат-ботов, приложений, платформ, которые помогают человеку оперативно справиться со стрессом, быстро получить виртуальную психологическую помощь.
Отметим, что пул указанных технологий можно расширить, пополнить данный перечень еще одним эффективным инструментом – ИИ-агентом «Нейропсихолог». Это не бот, а агент. В чем же между ними различие?
ИИ-бот представляет собой, как правило, автоматизированный инструмент, настроенный на выполнение конкретных, несложных, рутинных задач. ИИ- агент выступает интеллектуальным помощником, анализирующим различные ситуации, обучающимся на их основе, работающим на более высоком уровне по сравнению с ботом.
Данная технология создана специалистами отечественной IT-компании АО «Нейросети». Компания является резидентом Сколково, ее продукты зарегистрированы в Минцифре.
Этот агент функционирует на базе nocode платформы CorpGPT, разработанной для создания ассистентов (агентов, ботов) с искусственным интеллектом. Она работает на собственной языковой модели (Multicreator long), которая входит в топ-20 самых эффективных языковых моделей в мире.
Данная платформа может работать в закрытом контуре организации на минимальных вычислительных мощностях (1 видеокарта Nvidia H 100 96gb) без выхода в Интернет.
Раскроем возможности конкретного агента с ИИ, созданного на рассматриваемой платформе. Сразу обозначим, что функционал CorpGPT в области интеллектуальной поддержки намного шире.
На платформе можно создавать агентов, решающих различные задачи и осуществляющих консультации не только по вопросам психологии, но и по юриспруденции, педагогике, маркетингу, менеджменту, HR и пр.
Итак, охарактеризуем пример диалога с «Нейропсихологом». Вопросы к данному интеллектуальному помощнику могут быть как простыми, так и более сложными, в которых запрашиваются конкретные приемы и техники саморегуляции.
Итак, начнем с демонстрации простых запросов и соответствующих им ответов. Человек, нуждающийся в психологической информации, может зайти по определенной ссылке и задать интересующий его вопрос.
Представим пример ответа на вопрос «как справиться со стрессом» и соответствующий ему ответ (рис. 1).

Как мы видим ответ на этот вопрос в целом содержательный и лаконичный. Но нас он не устроил, поэтому мы попросили сформулировать его более подробно (рис. 2).

Продемонстрируем пример более сложного вопроса – описание проблемной ситуации (рис. 3).

Сначала предоставляется общий ответ (рис. 3), описывающий традиционные способы снижения тревоги. Затем субъект может попросить разъяснить конкретные приёмы саморегуляции. Например, можно спросить, каким образом лучше расслабиться.
Уместно также попросить данного бота назвать приёмы, способствующие снижению тревоги. Или предложить ему указать более четкие практики саморегуляции эмоционального состояния, поддержки ментального здоровья.
При этом полезно описать свою небольшую историю, с учетом которой «Нейропсихолог» предложит более точные советы. Таким образом действует и психолог, который, начиная с общих вопросов, переходит к частным.
Продемонстрируем еще один пример запроса – «Каким образом мне осуществить позитивное мышление» (рис. 4).

Как видно на рисунке, предлагается несколько вариантов, которые комментируют общую рекомендацию. Стоит подчеркнуть, что запросы могут быть напечатаны с ошибками и опечатками, но нейронная сеть их распознает. Это важно, в ситуации, когда субъект, нуждающийся в поддержке, торопится или волнуется и в результате нередко ошибается. Эти обстоятельства не должны ограничивать человека в получении оперативной психологической консультации.
Кроме этого предусмотрена функция speech-to-text, то есть запросы можно не печатать, а произносить голосом. Они будут переведены нейросетью в тест и обработаны для соответствующего ответа. Помимо прочего, в данный агент можно прикрепить документ и попросить его проанализировать. Эта функция может пригодиться для ускорения процесса получения данных из научной статьи большого объёма или текста психологического заключения.
Анализу могут подвергаться картинки и фотографии, документы в формате PDF, для вычленения из них ключевых данных. Это вспомогательные функции, не всегда нужны, но в определённый момент они также могут сыграть свою роль в психологическом анализе.
Итак, отличие ИИ-агента от ИИ-бота состоит в том, что он не только дает механические ответы по заданному алгоритму, он анализирует ситуации и старается помочь человеку в них разобраться. ИИ-агент успешно осуществляет сравнение данных. Мы воспользовались его помощью, чтобы провести сравнительную характеристику работы человека-психолога и ИИ-агента- психолога (см. табл. 1).
Таблица 1. Сравнение работы человека-психолога и агента-психолога
Критерий | Человек-психолог | Нейропсихолог (агент-психолог) |
Понимание эмоций | Чувствует и интерпретирует эмоции клиента, эмпатия. | Анализирует текстовые данные и паттерны, может не всегда точно понимать контекст эмоций. |
Гибкость подхода | Может адаптировать методы и подходы в зависимости от клиента и ситуации. | Применяет заранее запрограммированные алгоритмы, вариативность зависит от промт- инструкции и настроек креативности ответов. |
Глубина анализа | Может учитывать личную историю, контекст и невербальные сигналы. | Работает исключительно с текстовой информацией, не способен учитывать невербальные сигналы. |
Конфиденциальность | Высокий уровень конфиденциальности, соблюдение этических норм. | Высокий уровень конфиденциальности, соблюдение этических норм. |
Сложность задач | Может справляться с очень сложными и многозадачными ситуациями, включая кризисы. | Может предлагать рекомендации по решению сложных, многозадачных и эмоционально насыщенных проблемы, с учетом детализации запроса. |
Доступность | Требует записи на прием, может быть недоступен в нерабочее время. | Доступен 24/7, мгновенная реакция на запросы. |
Стоимость | Стоимость консультации может быть высокой, зависит от квалификации специалиста. | Более доступен по стоимости, так как не требует человеческого труда, имеет бесплатную версию. |
Эмпатия | Высокий уровень эмпатии, глубокое понимание переживаний клиента. | Эмпатия ограничена, основана на алгоритмах и предсказаниях, может быть воспринята как механическая. |
Эффективность | Эффективен при решении эмоциональных и психологических проблем, особенно в долгосрочной работе. | Подходит для быстрых консультаций, поддержки, базовой диагностики и рекомендаций. |
Персонализация | Может адаптировать методы работы и подходы под личность клиента. | Персонализация ограничена заранее настроенными алгоритмами и сценариями, зависит от детализации описания проблемной ситуации. |
Когнитивные способности | Способен анализировать и синтезировать информацию в контексте личности клиента, учитывать нюансы. | Способен анализировать и синтезировать информацию в контексте личности клиента, учитывать нюансы. |
Долгосрочная работа | Способен проводить длительные терапевтические сессии и строить доверительные отношения. | Может поддерживать долгосрочные отношения, работает на основе сессий с конкретными сценариями. |
Представленный в таблице текст сгенерирован ИИ-агентом и скорректирован авторами статьи. На составление такой таблицы ушло несколько минут, что показывает оперативность работы данных технологий и возможности их применения для широко спектра задач: проведения консультаций, оказания психологической поддержки, реализации аналитики данных и пр.
Итак, в период стресса людям необходима оперативная поддержка и психологическая помощь. Она позволит сохранить ментальное здоровье и справиться с негативными эмоциями. Технологии искусственного интеллекта при грамотном руководстве специалиста могут существенно помочь в данном процессе. Они ни в коем случае не заменяют помощь профессионала, но облегчают его работу.
Давая доступ клиентам к таким программам, психолог способствует сохранению ментального здоровья личности, обеспечивает оперативность и доступность первичной психологической помощи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белова А.А. Психология в цифровом пространстве: использование чат- ботов для оказания психологической помощи // Огарёв-online. – 2024. – Т. 12. – № 14. ‒ С. 1-10.
- Данилова К.А. Использование искусственного интеллекта как инструмента профессиональной деятельности психолога / К.А. Данилова, С.В. Львова // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: сб. ст. по материал. Всерос. науч.-практ. конф. – Красноярск: Красноярский ГАУ, 2024. –С. 116-119.
- Долголетие и здоровье: вызовы и решения в эпоху глобальных изменений: монография / А.В. Старшинин, Б.С. Домбаанай, Ю.В. Бурковская, А.В. Гажева. – М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2024. – 102 с.
- Ивашко К.С. Когнитивный аспект исследований стресса военного времени / К.С. Ивашко, В.Н. Пигуз, С.А. Изосимова // Проблемы искусственного интеллекта. – 2024. – № 34 (3). – С. 88-101.
- Корж Е.М. Потенциал применения технологий искусственного интеллекта в психологии / Е.М. Корж, А.В. Громова // Системная психология и социология. – 2023. – № 2 (46). – С. 60-70.
- Семенова С.В. Отношение студентов к использованию чат-бота для получения психологической поддержки / С.В. Семенова // Герценовские чтения: психол. исследования в образовании. ‒ 2021. ‒ № 4. – С. 536-542.
- Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 (ред. от 15.02.2024) «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»).
Об авторах
- Сергей Михайлович Курьян — основатель АО «Нейросети», г. Москва, Россия.
- Марина Александровна Петрушкевич — генеральный директор АО «Нейросети», г. Москва, Россия.
- Елена Анатольевна Селиванова — кандидат психологических наук, научный консультант АО «Нейросети», г. Москва, Россия.
Смотрите также:
- Беликова Е.К. Субстанциональные ценности в эпоху искусственного интеллекта
- Резаев А.В., Трегубова Н.Д. «Искусственный интеллект», «онлайн-культура», «искусственная социальность»: определение понятий
- Ушаков Д.В., Валуева Е.А. Взаимодействие человека с искусственным интеллектом
- Щедринская О.М., Бебчук М.А. Онлайн-консультирование через призму профессиональной этики: проблемы и решения