Существенной особенностью современных процессов глобализации является рост масштабов применения новых информационных технологий в жизни общества. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети Интернет, которая, являясь специфическим интерактивным средством массовой коммуникации, уже активно используется в политической жизни общества.
Проблематика изучения состава аудитории российского Интернета как специфической группы населения с 1998 года привлекают внимание социологов и политологов.
Но, несмотря на обилие литературы, посвященной тем или иным аспектам заявленной темы, автору практически не известны научные работы, в которых бы исследовалась вопросы восприятия Интернета в студенческой среде, зависимости между активностью в Интернете и политической активностью в обыденной жизни.
Цель исследования – изучить восприятие Интернета в студенческой среде, выявить зависимости между активностью в Интернете и политической активностью в обыденной жизни.
Теоретической и методологической основой работы являются принципы современной аналитической политической теории и политической науки. Автор опирался на результаты первых социологических исследований аудитории Интернета, проведенные в России в 1998/99-х гг. исследовательскими компаниями КОМКОН-Вектор, Gallup Ltd, Gallup Media, агентством monitoring.ru и фондом «Общественное мнение»
В качестве метода в исследовании был использован анкетный опрос. Опрос проводился в 2003 году в студенческой среде (возраст респондентов - 18-22 г.). Бланк опроса был размещен на сайте «Психология Интернета». Респондентам была предложена анкета, включающая: 1) 9 незаконченных предложений; 2) 14 закрытых и полузакрытых вопросов. При составлении анкеты были выборочно использованы вопросы из разработанной Жичкиной А.Е. и Щепилиной Е.А. методики выявления отношения к Интернету «Незаконченные предложения» [1] , а также материалы сайтов «Голос Народа» [2] и «Фонд Общественное Мнение» [3] . Количество респондентов – 128.
Исследование проверяло несколько гипотез:
- Интернет для студентов – это информация, которая плохо структурирована и неинтересна.
- Люди в Интернете воспринимаются как реальные личности.
Студенты пользуются Интернетом в основном для образования и общения, а также воспринимают Интернет как склад информации. - Политические сайты и политика не интересуют основную массу респондентов.
- Чем чаще посещаются сайты по политической тематике, тем больше политическая активность респондента в реальной жизни.
Анализ первой части анкеты, основанной на методике неоконченных предложений показал, что можно выделить следующие группы в общем восприятии Интернета и целях его использования:
- Информация – «доступность, возможности, куча полезной информации».
- Устройства для выхода в Интернет и общие термины – «модем, компьютер, сайт, пароль, связь, провайдер, World Wide Web, мышка, e-mail».
- Явления, вызванные использованием Интернета – «комфорт, полёт, зависимость, удовольствие, анонимность, скукота, бессонные ночи, отдых».
- Личностно-субъективное восприятие, оригинальные суждения – «ужас, мрак, насилие, всё-всё-всё, любовь, неотъемлемая часть жизни, книга удобней».
- Пространство в Интернете – «виртуальная реальность».
- Цель использования Интернета – «реферат, развлекаловка, общение, форум, почта, аська, новости, библиотека, инструмент, работа, цены, развлечение, приятное времяпрепровождение, экономия времени, досуг, погода, новости, хобби, игры, музыка, юмор, убиваю время, польза, халява, прикол, деньги, обмен культурными взглядами».
Таким образом, для большинства наших респондентов Интернет – это, прежде всего источник получения информации, канал коммуникации и получения удовольствия.
Сайты для респондентов имеют 3 основные оценки:
- Положительная оценка – «нормальные, развлекательные, забавны, интересны, необходимая информация, весёлые, уникальные, заслуживают внимания, нужные».
- Отрицательная оценка – «пустые, неполные, не содержат стоящего, неинтересны, лажа, сильно рекламизированы, мусор, повторяющиеся, ужасные, маст дай, плохой дизайн, плохо продуманы, ложная информация, порно, медленные, недоработаны, скучные, не нужны, фигня, полный бред, отстой, сплетни, шняга, нужно просто убрать».
- Нейтральная оценка – «читаемы, кому-то да и окажутся полезными».
Следует отметить, что отрицательных оценок гораздо больше положительных. Основное внимание акцентируется на бесполезности большинства сайтов, бездарности веб-дизайна, засилии порнографии и рекламы.
С помощью четвертого вопроса выяснилось, что информации в Интернете очень много, она интересная, полезная, доступная, свежая, но порой неправдоподобная и противоречивая. Также, нужную информацию сложно найти, она крайне неструктурированна.
Для того, чтобы найти информацию по какому-нибудь вопросу, основная часть респондентов заходит в Интернет, и ищет ее с помощью поисковых сервисов (часто называются конкретные сайты) или спрашивает на форуме. Очень редко были ответы – «обращаюсь к друзьям, обращаюсь к Интернету во вторую очередь, редко обращаюсь к Интернету».
Люди в Интернете:
- Положительная оценка – «друзья, оригинальны, активные, занимательные, открытые, можно доверять, общительные, «продвинутые», умные, весёлые, модернисты, коллега по Интернету».
- Отрицательная оценка – «бесполезные, глупые, пьяные, отморозки, беспардонны, очкарики, злые, подозрительные, маньяки, бестолковые, извращенцы, скучны и заурядны, слишком умные, ущемлённые, тупые, идиоты, дураки, неискренны, не вполне нормальны, больные, озабоченные, неестественные, дебилы и уроды, калеки, несчастные, не радуют меня, неудачники, люди с комплексами, серые, неуверенные в себе, фанатики, полные кретины, потерянные».
- Нейтральная оценка – «нормальные, виртуальные«собеседники, люди, молодые, собеседники, такие же как и я, студенты, новые знакомые, дети, реальные люди, обычные люди, странные, одинокие, далёкие, однодневные знакомые, малознакомые, живые люди, равных мне, виртуальны, другие люди, реальные собеседники, знакомые, конкретные личности, разные, любопытные, подростки, ненастоящие, живые».
- Оригинальные суждения – «инопланетяне, цари природы, точки, гоблины, мухи, мыши».
Как можно заметить, преобладают отрицательные и нейтральные оценки. Оказалось, у пользователей Интернета есть некоторый критерий оценки друг друга – если пользователи уже знакомы и являются виртуальными собеседниками, то уровень оценки будет высок, и при этом большинство респондентов воспринимают собеседников как реальных людей. Но при оценке незнакомцев респонденты наделяют их негативными качествами.
Анализ второй части анкеты, в которую были включены закрытые и полузакрытые вопросы, показал, что основная масса респондентов имеет средний стаж использования Интернета 1-4 года (60%), малый стаж – до года – 16%, и от 4 лет и более – 24%.
Половина респондентов имеет возможность проводить в Интернете до 5 часов в неделю, немного менее половины (43%) – до 40 часов, и более 40 часов – всего 7%.
Как и предполагалось, основная цель использования Интернета – образование (77%). Также среди часто встречающихся ответов – для общения (59%), удовольствия (50%), узнаю новости – 42%. В первую очередь, Интернет воспринимается пользователями как склад информации (82%), во вторую – как канал общения (50%) и местом отдыха и развлечения (45%).
Тематика сайтов, интересующая респондентов, не оказалась удивительной. На первом месте – почтовые сервисы (62%), далее музыка (52%), развлекательные (45%), образовательные (44%), и новостные (36%). Политические сайты занимают 10 место (21%).
По частоте посещения новостных сайтов можно выделить 3 группы пользователей – пассивные (очень редко или никогда не посещал) 31%, активно-пассивные (иногда) 35%, активные (часто и достаточно часто) – 34%.
При выборе объективности политических новостей 27% респондентов высказывают доверие и Интернету и ТВ. ТВ доверяют 23%, и Интернету 20%. Политические новости не интересуют лишь 10% ответивших. Таким образом, 70% респондентов доверяют полученной с помощью Интернета и ТВ новостям.
По частоте посещения политических сайтов можно выделить 2 группы пользователей: пассивные (78%) и активные (22%).
По мнению студенчества, в Интернете больше всего не хватает грамотности (34%), справочных ресурсов (32%), образовательных ресурсов (29%), порталов с максимум информации (26%), тематических научных ресурсов (24%), литературы (22%) и аналитики (20%). Достаточно мала доля развлекательных ресурсов (10%), и политических ресурсов (7%). 13% считают, что всего более чем достаточно.
Парадоксальная ситуация с очень большим процентом желающих проголосовать на ближайших выборах – 63%, при отказавшихся 24% и не определившихся 13%.
Политические пристрастия таковы – 29% проголосует за «Единую Россию», 19% - СПС, ЛДПР – 9%. Против всех – 17%, не пойдут на выборы 15% респондентов.
Подавляющее большинство относятся к В.В.Путину удовлетворительно и лучше – 86%, плохо и очень плохо – только 5%, при затруднившихся дать ответ 9%.
К законам РФ в общем относятся положительно 40%, но 49% они не устраивают. Не интересует эта проблема лишь 1% ответивших.
Теперь рассмотрим выявленные закономерности и особенности в ответах респондентов.
1. Зависимость между стажем пребывания в Интернете и затраченным на него временем (часов в неделю).
Выявилась такая закономерность – чем больше стаж, тем больше времени человек проводит в сети. Например, среди респондентов со стажем до 1 года никто не тратит на Интернет более 20 часов, в то время из респондентов со стажем больше 4 лет таких пользователей больше трети – 37%.
2. Зависимость между активностью посещаемости новостных сайтов и посещаемостью политических сайтов, а также уровнем доверия Интернету и ТВ, как источнику новостей.
Выявленные закономерности:
а) чем активней посещаемость новостных сайтов, тем меньше незаинтересованность политическими новостями (17% - у редко посещающих, всего 2% - у часто посещающих);
б) чем активней посещаемость новостных сайтов, тем больше доверия Интернету, и меньше ТВ, как источнику новостей. (пример – из активных посетителей 33% доверяют Интернету, и 14% - ТВ);.
в) примерно одинаковое количество респондентов не доверяют ни Интернету, ни ТВ;.
г) Чем активней посещаемость новостных сайтов, тем больше посещаемость сайтов по политической тематике (98% из редко посещающих новостные сайты респондентов не посещают политические сайты, по сравнению с 60% активных посетителей).
3. Зависимость между стажем пребывания в Интернете и посещаемостью политических сайтов; желанием придти на ближайшие выборы; партийными предпочтениями; оценки работы В.В. Путина; удовлетворённостью законами РФ.
Выявленные закономерности:
а) посещаемость политических сайтов примерно одинаково низка у всех групп респондентов;
б) самый большой процент нежелающих придти на выборы у респондентов со стажем больше 4 лет (32%), и, также самый низкий процент не определившихся – 13%;
в) у респондентов со стажем больше 4 лет больше всего процент желающих проголосовать за СПС на выборах в Государственную Думу РФ – 32%, и, также, самый большой процент нежелающих придти на выборы – 21%;
г) у респондентов со стажем больше 4 лет больше всего процент полностью удовлетворённых законами РФ – 6% (в других группах – 0% и 3%), и, также, самый большой процент не определившихся – 16% (другие группы – 0% и 11%).
4. Зависимость между количеством времени, проводимом в Интернете и посещаемостью политических сайтов; желанием придти на ближайшие выборы; партийными предпочтениями; оценки работы В.В. Путина; удовлетворённостью законами РФ.
Выявленные закономерности:
а) активность посещаемости сайтов по политической тематике слабо связана с затраченным на Интернет временем;
б) у активно использующих Интернет респондентов (более 20 часов в неделю), наименьший процент желающий идти на ближайшие выборы - 36% (первые две группы – до 5 часов и до 20 часов – 22% и 15 % соответственно);
в) у активно использующих Интернет респондентов самый большой процент нежелающих придти на выборы – 33%, и голосование «против всех» – также 33%;
г) у активно использующих Интернет респондентов самый большой процент респондентов, оценивающих отрицательно работу В.В.Путина на посту президента РФ – 9% (в других группах – 4% и 6%), самый большой процент не определившихся – 18%;
д) у неактивных пользователей (до 5 часов) и пользователей со средней активностью (до 20 часов) примерно одинаково большой процент положительно оценивающих работу В.В.Путина – 86%-87%.
5. Зависимость между активностью посещаемости политических сайтов и желанием придти на ближайшие выборы; партийными предпочтениями; оценки работы В.В. Путина; удовлетворённостью законами РФ.
Выявленные закономерности:
а) чем активней посещаемость сайтов по политической тематике, тем больше желающий придти на ближайшие выборы – 92% (!!), по сравнению с 55% не посещающих респондентов;
б) среди активно посещающих политические сайты респондентов 52% хотят проголосовать за «Единую Россию», эта партия лидер и у не посещающих политические сайты респондентов – но с 18%. Очень большой процент в обеих группах респондентов, которые будут голосовать против всех – 19% и 23%, а также тех, кто не пойдёт на выборы среди пассивных посетителей – 25%;
в) среди активно посещающих политические сайты респондентов 16% неудовлетворительно оценивают работу В.В.Путина на посту президента, по сравнению с 2% у не посещающих политические сайты респондентов.
Итог исследования – подтвержденные и неподтвержденные гипотезы
Первая часть опроса:
Частично подтвердилась первая гипотеза. Интернет в общем для студентов – это склад информации, которая плохо структурирована и часто неинтересна, но всё же «попадаются нужные и полезные вещи», «главное – хорошо поискать».
Также частично подтвердилась и вторая гипотеза, и выявились достаточно интересные различия в восприятии и оценке незнакомцев и уже знакомых собеседников.
У пользователей Интернета есть некоторый критерий оценки друг друга – если пользователи уже знакомы и являются виртуальными собеседниками, то уровень оценки будет высок, и при этом большинство респондентов воспринимают собеседников как реальных людей. Но при оценке незнакомцев респонденты наделяют их негативными качествами.
Вторая часть опроса:
Полностью подтвердилась первая гипотеза. Студенты пользуются Интернетом в основном для образования и общения, а также воспринимают Интернет как склад информации.
Также подтвердилась и вторая гипотеза. Политические сайты и политика не интересуют основную массу респондентов.
Частично подтвердилась третья гипотеза. Чем чаще посещаются сайты по политической тематике, тем больше политическая активность респондента в реальной жизни. На возможные ближайшие выборы готовы идти подавляющее большинство, но при ответе на вопрос о партийных предпочтениях четверть респондентов отказывается идти на выборы, или будут голосовать против всех.
Следует отметить, что теоретически Интернет безусловно способен играть большую роль в политической жизни. Новые технологии дают уникальные возможности быстрого распространения информации, интерактивности и участия масс в сетевой жизни (и как читателей, и как авторов). К тому же высокое качество Интернет-аудитории делает ее благодатной средой для восприятия и распространения свежих идей.
Тем не менее на данный момент нет оснований говорить не только о каком-либо политическом влиянии Рунета на российских пользователей, и студенческой аудитории в частности, но даже о значимом интересе к политике с их стороны.
Большинство Интернет-пользователей ограничиваются относительно регулярным посещением новостных ресурсов, причем по косвенным признакам можно заключить, что потребление в онлайне значительного объема политической информации есть лишь реализация одной из коммуникативных возможностей Сети, а не форма политического участия.
Собственно политический сегмент Рунета развит значительно слабее информационного. Он состоит из скопления отдельных ресурсов, значительная часть которых является либо онлайновыми представительствами оффлайновых структур и игроков, либо временными проектами, ориентированными опять же на решение преимущественно оффлайновых задач.
Политического сегмента Рунета как самостоятельной сети (или нескольких сетей) ресурсов, их авторов и постоянных посетителей на данный момент не существует.
Низкая популярность политической тематики в Рунете объясняется во многом отсутствием очевидных результатов политической активности в Сети. Несмотря на облегчение доступа к информационным потокам и ускорение самих этих потоков, Интернет на практике пока не упростил обратную связь между обществом и властью — высказываемые в онлайне мнения и идеи, как правило, не выходят за пределы сетевого сообщества.
Для наиболее амбициозной части пользователей Интернета важно и то, что подобная активность не дает никаких очевидных карьерных перспектив.
Но все же главная причина политической пассивности российского студенчества, похоже, находится не внутри Интернета, а вне него. Усталость от политики, отсутствие реальных дискуссий по политическим проблемам, а также идущих снизу политических инициатив и проектов, персонификация национальной политики в фигуре Президента — все эти тенденции отчетливо прослеживаются не только в Рунете.
Апатия молодежи обусловлена в первую очередь не какими-то специфическими характеристиками Интернета, а социально-психологическим состоянием общества в целом.
Тесная связь социальных процессов в Интернете с происходящим вне его, в «оффлайне», показывает, что развитие политического сегмента Рунета во многом зависит от политической «температуры» в стране.
Рост политической активности молодежи и их интерес к политике маловероятен без плюрализации российской политической жизни в целом и усиления публичной политической конкуренции.
Источник: Киселёв А.А. Молодежь и Интернет // Сборник материалов семинара «Проблемы и перспективы ювенальных исследований в Краснодарском крае» (г. Краснодар, 9 апреля 2005, Центр ювенальных исследований Института экономики и управления КГМА).
Об авторе
Киселёв Алексей Александрович - кафедра государственной политики и государственного управления, ф-т Управления и Психологии, Кубанский Государственный Университет, г. Краснодар.