ВВЕДЕНИЕ
Развитие современных технологий повлекло за собой повсеместное распространение Интернета (подробнее см.: Нестик, Журавлев, 2016 и др.). В 2018 г. число пользователей Интернета составляло 4,2 млрд. человек, около 55% от общей численности населения мира.
Во всех мировых регионах, за исключением Африки и Азии, доля пользователей Интернета превышает 65%, в Европе – 85%, а в Северной Америке достигает 95%. Стоит отметить значительный рост его распространенности за последние 18 лет – более чем на 1000%, особенно в странах Африки и ближнего Востока (Internet World Stats, 2018).
В связи со столь стремительной компьютеризацией и информатизацией общества (см., например: Проблемы социальных конфликтов…, 2018; Психологические исследования…, 2018; и др.) встает вопрос о возможной зависимости от использования этой технологии.
В настоящее время проблема интернет-зависимости широко исследуется как зарубежными (И. Голдберг, М.Г. Гриффитс, Д. Хиник, К.С. Янг), так и отечественными (В.А. Бурова, С.Н. Варламова, А.Е. Войскунский, А.Ю. Егоров, В.Л. Малыгин, Л.Ю. Соломина) исследователями.
Интернет-зависимость находится в группе технологических аддикций, то есть аддикций не химического происхождения, а поведенческих, связанных с взаимодействием человека и машины.
Определение интернет- зависимого поведения включает в себя ряд конкретных поведенческих трудностей: интернет-гемблинг, интернет-трудоголизм, интернет- сексоголизм, интернет-эротоголизм, интернет-шопоголизм, а также коммуникационная интернет-аддикция (Менделевич, 2003).
Согласно концепции С. Чена к симптомам интернет-зависимости относятся компульсивные симптомы, симптомы отмены, толерантности, внутриличностные проблемы и проблемы, связанные со здоровьем и управлением временем (Малыгин, 2011).
В нашей работе, наряду с перечисленным, будем учитывать и симптом предпочтения интернета, при котором человек испытывает желание переместиться в виртуальный мир, воспринимает интернет как более привлекательный, безопасный; имеет значительно большее количество контактов в интернет-среде, нежели в реальном мире (Соломина, 2011).
Согласно модели ACE (Accessibility Control Excitement) влечение к Интернету возникает в результате присутствия трех характеристик: информационной доступности, анонимности, контролю передаваемой информации, наличию определенных чувств, стимулирующих доверительное отношение к онлайн-общению (Янг, 2000).
К факторам формирования интернет-зависимости на макроуровне относят: социально-экономические, технико-технологические и социально-политические факторы. На микроуровне, или личностном уровне: биологические, психологические, социальные и социально-организационные, экономические факторы, а также пользовательский опыт (Варламова, 2015).
Среди специалистов в последние годы широко обсуждался вопрос, о включении интернет-зависимого поведения в классификацию психических расстройств: DSM-5 и МКБ-10: одни авторы считают интернет-зависимость частью окружающей среды, не признают сходства с другими формами зависимостей, критикуют проведенные исследования; другие считают интернет-зависимость одной из форм поведенческих зависимостей и считают необходимым включить данный феномен в классификацию (Widyanto, 2006; Hinić, 2011).
Мы склонны к позитивной оценке включения интернет- зависимости в диагностическую категорию поведенческих зависимостей, в виду того, что результаты современных исследований подтверждают факт специфического вида психологической дисфункции, сходной с симптомами других форм зависимости.
Помимо этиологических факторов, приведенных выше, внимание ученых привлекает и проблема межличностных отношений. В настоящей работе изучались такие характеристики межличностных отношений как социально- психологическая дистанция, гармоничность/дисгармоничность, а также переживание одиночества.
Социально-психологическая дистанция проявляется в близости/отчужденности, регулируется внешними факторами, личностными особенностями, активностью взаимодействующих субъектов и состоит из пяти компонентов: когнитивной, эмотивной, коммуникативной, поведенческой и деятельностной составляющих (см. также: Купрейченко, Журавлев, 2001; и др.).
Гармония межличностных отношений основывается на соответствующей ситуации межличностной дистанции, превышении достаточно выраженных, но не чрезмерно заостренных сближающих чувств над удаляющими.
Дисгармония представляет собой несоответствующую ситуации социально-психологическую дистанцию, преобладание удаляющих чувств над сближающими, или чрезмерная заостренность сближающих чувств.
Индикаторами дисгармоничности межличностных отношений выступают напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность (Духновский, 2006, 2014).
Под переживанием одиночества мы понимаем болезненное переживания отделенности, изолированности от людей, так и переживания, связанные с уединением, которые могут быть позитивными или негативными (Леонтьев, 2013).
Несмотря на повышенный интерес к изучению интернет-зависимости, проблема особенностей межличностных отношений у интернет-зависимых пользователей по-прежнему остается недостаточно изученной, что демонстрирует необходимость проведения дальнейших исследований в этом направлении.
МЕТОДИКА
Цель исследования состояла в выявлении взаимосвязи интернет- зависимости и характеристик межличностных отношений (дисгармоничности отношений, социально-психологической дистанции, особенностей переживания одиночества).
Объект исследования: межличностные отношения и интернет- зависимость.
Предмет исследования: межличностные отношения у людей с разным уровнем интернет-зависимости.
Гипотезы:
- Существуют различия в выраженности характеристик социально- психологической дистанции, компонентов субъективной оценки межличностных отношений и переживания одиночества.
- Существуют различия в структуре взаимосвязей компонентов интернет-зависимости и параметров межличностных отношений между интернет-зависимыми и склонными к интернет-зависимости: в группе склонных к интернет-зависимости преобладают взаимосвязи параметров межличностных отношений с предпочтением интернета; в группе интернет- зависимых преобладают взаимосвязи параметров межличностных отношений с симптомами интернет-зависимости.
Методы и методики исследования
Исследование проводилось с использованием следующих методик:
1. Тест Интернет-зависимости С. Чен (в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова, 2011), с помощью которого определялись следующие переменные:
- компульсивные симптомы (необходимость в волевом усилии для предотвращения выхода в Интернет, неспособность справиться с зависимостью);
- симптомы отмены (наличие состояния дискомфорта, беспокойства, расстройства и тревоги вне Интернета; чувства утраты чего-то важного без посещения сети);
- симптомы толерантности (отсутствие способности к осознанию собственного состояния, неконтролируемость потребности войти в Интернет; признание необходимости больше времени проводить в Интернете для получения прежнего удовольствия);
- внутриличностные проблемы и проблемы, связанные со здоровьем (сведение к минимуму или отказ от общения с людьми из реальной жизни; физические симптомы интернет-зависимости: физическая усталость, мышечные боли);
- проблемы, связанные с управлением временем (нарушение или утрата способности правильно воспринимать и планировать собственное время).
Помимо вышеперечисленных шкал авторы выделяют надшкальные критерии:
- Ключевые симптомы Интернет-зависимости, включающие в себя компульсивные симптомы, симптомы отмены и толерантности;
- Негативные последствия использования интернета, включающие в себя внутриличностные проблемы и проблемы, связанные со здоровьем и управлением временем.
2. Модифицированный опросник предпочтения интернета Е. Щепилиной (в адаптации Л.Ю. Соломиной, 2011), с помощью которого определялась переменная предпочтения интернета – это такой симптом интернет-зависимости, при котором человек испытывает желание переместиться в виртуальный мир, воспринимает интернет как более привлекательный, безопасный; имеет значительно большее количество контактов в интернет-среде, нежели в реальном мире.
3. Тест «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев,2013), с помощью которого определялись следующие переменные:
- Изоляция (отсутствие людей, с которыми возможен близкий контакт), переживание одиночества (восприятие себя, как одинокого человека),
- отчуждение (отсутствие значимых связей с окружающими людьми),
- дисфория одиночества (негативные чувства, связанные с пребыванием в одиночестве),
- одиночество как проблема (негативная оценка одиночества как феномена),
- потребность в компании (переживаемая потребность в общении),
- радость уединения (принятие одиночества и уединения),
- ресурс уединения (нахождение в одиночестве продуктивных сторон),
- общее одиночество (актуальное чувство одиночества),
- зависимость от общения, (неприятие одиночества, неспособность оставаться одному), позитивное одиночество (способность находить и использовать ресурс.
4. Методика «Определение социально-психологической дистанции» (С.В. Духновский, 2014), с помощью которой определялись следующие переменные:
- когнитивная дистанция (демонстрирует степень взаимопонимания между испытуемым и другими людьми),
- коммуникативная дистанция (выявляет степень доверия в межличностных отношениях),
- эмотивная дистанция (определяет соотношение сближающих и удаляющих чувств),
- поведенческая и деятельностная дистанция (демонстрирует наличие или отсутствие видов деятельности, которые могут осуществляться совместно).
В виду того, что указанные выше шкалы имеют обратные значения, в целях удобства восприятия в графиках будем использовать противоположный полюс дистанции – близость.
5. Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (С.В. Духновский, 2006); с ее помощью определялись следующие переменные:
- напряженность отношений (при высоких значениях демонстрирует излишнюю сосредоточенность на мыслях об отношениях, дистанцирование от других людей, эмоциональная неустойчивость; при низких значениях - отсутствие размышлений на тему отношений, поверхностность контактов),
- отчужденность в отношениях (при высоких значениях – стремление дистанцироваться от других людей, отсутствие доверия, осторожность, чувство изолированности; при низких значениях – демонстрация конформности, черты зависимого поведения),
- конфликтность в отношениях (при высоких значениях – противоборство, борьба за свои интересы; при низких значениях – избегание конфронтации, компромиссное поведение),
- агрессия в отношениях (при высоких значениях – стремление к контролю, доминирование над окружающими, проявление резкости, грубости; при низких значениях – демонстрация дружелюбия, гиперсоциальности),
- дисгармоничность (при высоких значениях – наличие дисгармонии в отношениях, отсутствие единства, преобладание удаляющих чувств; при низких значениях – чрезмерное преобладание сближающих чувств, невнимание к трудностям в отношениях).
Использовались методы статистической обработки информации: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, U-критерий Манна — Уитни.
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 176 человек (74 мужчины, 102 женщин). Средний возраст 27 лет (средний возраст мужчин – 28 лет, женщин – 27 лет).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты представлены в виде рисунков, диаграмм, таблиц и анализа полученных результатов.
В качестве критерия для выделения групп использовался общий балл теста интернет-зависимости Чена. В результате было выделено три группы: в первую группу (минимальный риск интернет-зависимости) вошли респонденты, у которых значения по шкале «Общий балл ИЗ» не превышают 42 балла (54 человека); во вторую группу (склонность к интернет-зависимости) – со значениями от 43 до 64 баллов (101 человек); в третью группу (выраженная интернет-зависимость) – со значениями от 65 баллов (21 человек).
Интернет-зависимость распределилась следующим образом (рис. 1): значительно преобладает склонность к интернет-зависимости (52,3 %), чуть выше трети – минимальный риск зависимого поведения (35,8%), и меньшую часть занимает выраженная интернет-зависимость (11,9 %).
В целом полученные результаты соответствуют данным о распространенности интернет-зависимости, упоминаемым в рассмотренных ранее источниках.
Сравнительный анализ
Были выявлены достоверные различия по уровню переживания одиночества, отчуждения, дисфории, общего переживания одиночества в группах зависимых и независимых и группах склонных к интернет-зависимости и независимых респондентов; различия в уровне изоляции между зависимыми и независимыми пользователями, различия в выраженности зависимости от общения между склонными к зависимости и независимыми пользователями (табл. 1, рис. 2).
Таблица 1. Результаты сравнительного анализа компонентов переживания одиночества между группами зависимых, склонных к интернет-зависимости и независимых респондентов.
Компонент переживания одиночества | М | p | |||
Интернет- зависимые (1) | Склонные к интернет- зависимости (2) | Независимые (3) | 1/3 | 2/3 | |
Изоляция | 11,2 | 9,1 | 8,7 | 0,001*** | 0,24 |
Переживание одиночества | 12,6 | 10,7 | 9,5 | 0,001*** | 0,03* |
Отчуждение | 14,1 | 11,9 | 10,8 | 0,001*** | 0,03* |
Дисфория | 9,1 | 8,7 | 7 | 0,03* | 0,001*** |
Проблемное одиночество | 11,6 | 10,9 | 10,1 | 0,06 | 0,16 |
Потребность в компании | 9,7 | 9,6 | 8,8 | 0,54 | 0,13 |
Радость уединения | 13,4 | 12,8 | 12,2 | 0,07 | 0,15 |
Ресурс уединения | 19,5 | 18,8 | 18 | 0,15 | 0,25 |
Общее переживание одиночества | 37,9 | 31,8 | 29 | 0,0004*** | 0,03* |
Зависимость от общения | 30,4 | 29,2 | 25,9 | 0,09 | 0,02* |
Позитивное одиночество | 32,9 | 31,6 | 30,3 | 0,12 | 0,2 |
В группах зависимых и склонных к интернет-зависимости уровень общего переживания одиночества, а также его компонентов – изоляции, самоощущения и отчуждения значительно выше по сравнению с независимыми респондентами.
Общее переживание одиночества отражает актуальное состояние, включающее в себя отсутствие людей, с которыми возможен близкий контакт, восприятие себя, как одинокого человека, а также отсутствие значимых связей с окружающими людьми.
В группах склонных к интернет- зависимости и зависимых в большей степени, по сравнению с независимыми респондентами, преобладают негативные чувства, связанные с пребыванием в одиночестве; в группе склонных по сравнению с независимыми больше зависимость от общения, что говорит о более выраженном восприятии одиночества как негативного феномена, более высокой потребности в общении.
По нашему мнению, интернет в данном случае является способом компенсации нехватки близких отношений, высокой потребности в общении, способствуя налаживанию связей в виртуальном мире, посредством использования социальных сетей, форумов и других средств коммуникации, предлагая получение приятных эмоций в противовес дисфорическому настроению, но в тоже время все больше усугубляя разрыв связей с реальностью и усиливая чувство одиночества.
Получены достоверные различия между группами независимых и зависимых респондентов (табл. 2, рис. 3) по уровню когнитивной, коммуникативной, эмотивной, поведенческой дистанции, а также между группами склонных к зависимости и независимых респондентов по уровню эмотивной дистанции.
Таблица 2. Результаты сравнительного анализа характеристик социально- психологической дистанции между группами зависимых, склонных к интернет- зависимости и независимых респондентов.
Дистанция | М | p | |||
Интернет- зависимые (1) | Склонные к интернет- зависимости (2) | Независимые (3) | 1/3 | 2/3 | |
Когнитивная | 35,0 | 41,0 | 41,0 | 0,01** | 0,57 |
Коммуникативная | 25,5 | 32,5 | 34,5 | 0,001*** | 0,43 |
Эмотивная | 30,5 | 38,0 | 43,0 | 0,0003*** | 0,04* |
Поведенческая | 33,0 | 39,0 | 40,0 | 0,004** | 0,34 |
Полученные различия говорят о преобладании удаляющих чувств в отношениях, отчужденности и эмоциональной холодности, негативных чувств в адрес партнеров по общению у интернет- зависимых и склонных к зависимости по сравнению с независимыми респондентами; более выраженном снижении желания совместной деятельности, больших трудностях в осуществлении совместной деятельности.
Выявлены статистически значимые различия по всем компонентам субъективной оценки межличностных отношений между группами независимых и склонных к интернет-зависимости, а также между независимыми и зависимыми респондентами (табл. 3, рис. 4).
Таблица 3. Результаты сравнительного анализа параметров субъективной оценки межличностных отношений между группами зависимых, склонных к интернет-зависимости и независимых респондентов.
Параметр межличностных отношений | М | p | |||
Интернет- зависимые (1) | Склонные к интернет- зависимости (2) | Независимые (3) | 1/3 | 2/3 | |
Напряженность | 51 | 43,7 | 35,8 | 0,0001*** | 0,0001*** |
Отчужденность | 50 | 43,6 | 37,4 | 0,0002*** | 0,002** |
Конфликтность | 34,9 | 32,7 | 29,8 | 0,03* | 0,01** |
Агрессия | 37,5 | 34,8 | 31,8 | 0,03* | 0,03* |
Дисгармоничность | 43,3 | 38,7 | 33,7 | 0,0002*** | 0,001*** |
Данный результат может говорить о том, что зависимые и склонные к зависимости пользователи в большей степени по сравнению с независимыми воспринимают свои отношения с другими людьми как дисгармоничные с преобладанием удаляющих чувств над сближающими; они склонны в большей степени, чем независимые, сосредотачивать внимание на отношениях, дистанцироваться от других людей, демонстрировать осторожность в установлении близких отношений; ориентироваться на собственные интересы, демонстрировать грубость, резкость, стремиться к контролю, больше склонны к демонстрации как косвенной так и прямой агрессии; в большей степени считают свои отношения неустойчивыми, доставляющими беспокойство и дискомфорт, и что доверие в отношениях и их близость менее выражены.
В группе склонных к интернет-зависимости выявлены связи между компонентами интернет-зависимости и характеристиками социально- психологической дистанции: обратная связь между предпочтением интернета и когнитивной, коммуникативной, эмотивной, поведенческой дистанцией.
В группе зависимых установлены связи между компонентами интернет- зависимости и характеристиками социально-психологической дистанции: обратная связь между когнитивной дистанцией и синдромами толерантности, обратная связь между коммуникативной дистанцией и общим баллом интернет-зависимости, обратная связь между эмотивной дистанцией и предпочтением интернета (табл.4).
Таблица 4. Взаимосвязь параметров интернет-зависимости и характеристик социально-психологической дистанции среди склонных к интернет- зависимости и интернет-зависимых респондентов.
Дистанция | Предпочтение интернета | Синдромы толерантности | Общий балл ИЗ | |||
Скл. | ИЗ | Скл. | ИЗ | Скл. | ИЗ | |
Когнитивная | -0,23* | - | - | -0,51* | - | - |
Коммуникативная | -0,25* | - | - | - | - | -0,43* |
Эмотивная | -0,33** | -0,51* | - | - | - | - |
Поведенческая | -0,2* | - | - | - | - | - |
В полученных данных видны различия в структуре взаимосвязей у зависимых и склонных к интернет-зависимости. В группе респондентов, склонных к интернет-зависимости, наблюдается взаимосвязь всех характеристик социально-психологической дистанции с выраженностью предпочтения интернета; в группе интернет-зависимых пользователей можно наблюдать взаимосвязь каждой из характеристик социально-психологической дистанции с конкретным компонентом интернет-зависимости.
Можно говорить о том, что при дальнейшем росте предпочтения интернета у склонных к интернет-зависимости уменьшается взаимопонимание в отношениях, увеличиваются сложности в понимании и интерпретации поведения, уменьшается доверие по отношению к партнеру и его субъективная ценность, в отношениях начинают преобладать удаляющие чувства, нарастает их холодность, снижается желание совместной деятельности, а трудности при ее осуществлении нарастают. Для зависимых характерно уменьшение понимания партнера по общению, отдаление от него на эмоциональном уровне и снижение доверия в отношениях.
В группе склонных к интернет-зависимости выявлены связи между компонентами интернет-зависимости и характеристиками социально- психологической дистанции: прямая связь между предпочтением интернета и напряженностью, отчужденностью, агрессией и дисгармоничностью; прямая связь между проблемами, связанными с интернет-зависимостью, проблемами со временем в частности и напряженностью.
В группе зависимых выявлены связи между компонентами интернет- зависимости и характеристиками социально-психологической дистанции: прямые связи между предпочтением интернета и напряженностью, проблемами, связанными с интернет-зависимостью, общей выраженностью интернет-зависимости; отчужденностью и предпочтением интернета, компульсивными симптомами, внутриличностными проблемами и проблемами со здоровьем, выраженностью интернет-зависимости; конфликтностью и внутриличностными проблемами, проблемами со здоровьем, выраженностью интернет-зависимости; агрессией и проблемами, связанными с интернет- зависимостью, и, в частности, с проблемами со временем; дисгармоничностью и компульсивными симптомами, внутриличностными проблемами и проблемами со здоровьем, проблемами, связанными с интернет-зависимостью, выраженностью интернет-зависимости (табл. 5).
Таблица 5. Взаимосвязь параметров интернет-зависимости и субъективной оценки межличностных отношений в группах склонных к интернет- зависимости и интернет-зависимых.
Параметры | Предпочтение интернета | Компульс. симптомы | Проблемы со временем | Внутриличн.проблемы/ здоровье | Проблемы, связанные с ИЗ | Общий балл ИЗ | ||||||
Скл. | ИЗ | Ск л. | ИЗ | Скл . | ИЗ | Ск л. | ИЗ | Скл . | ИЗ | Ск л. | ИЗ | |
Напряженность | 0,37 ** | 0,5* | - | - | 0,22 * | - | - | - | 0,21 * | 0,52 ** | - | 0,52 * |
Отчужденность | 0,36 ** | 0,45 * | - | 0,53 * | - | - | - | 0,48 * | - | - | - | 0,47 * |
Конфликтность | - | - | - | - | - | - | - | 0,58 ** | - | 0,79 ** | - | - |
Агрессия | 0,34 ** | - | - | - | - | 0,46 * | - | - | - | 0,55 * | - | - |
Дисгармония | 0,38 ** | - | - | 0,45 * | - | - | - | 0,46 * | - | 0,62 ** | - | 0,45 * |
В полученных данных (табл. 5) мы видим различия в структурах взаимосвязей у интернет-зависимых и склонных к интернет-зависимости. В группе респондентов, склонных к интернет-зависимости, наблюдается взаимосвязь всех компонентов межличностных отношений (за исключением конфликтности) с выраженностью предпочтения интернета, а также взаимосвязь компонентов интернет-зависимости с напряженностью; в группе интернет-зависимых пользователей можно наблюдать взаимосвязь каждого компонента субъективной оценки межличностных отношений с несколькими компонентами интернет-зависимости.
Можно говорить о том, что как для склонных к интернет-зависимости, так и для интернет-зависимых при увеличении предпочтения интернета реальной жизни, усилении проблем, связанных с интернет-зависимостью, таких как внутриличностные проблемы, проблемы со здоровьем и управление временем, возрастает поглощенность мыслями об отношениях, повышается озабоченность ими. При усилении предпочтения интернета увеличивается желание дистанцироваться от других людей, в отношениях начинают преобладать удаляющие чувства и уменьшаются понимание, близость и доверие.
Для склонных к интернет-зависимости при возрастании предпочтения интернета характерно усиление тенденции к контролю над окружающими, увеличение проявлений агрессивного поведения и уменьшение гармоничности отношений.
Для интернет-зависимых характерно следующее: при увеличении потребности в волевом усилии для выхода из интернета, при усилении внутриличностных проблем, проблем со здоровьем, повышении собственно зависимости от интернета уменьшаются близость и доверие в отношениях, преобладают удаляющие чувства над сближающими; при усилении проблем, связанных с интернет-зависимостью и внутриличностных проблем нарастают противоречия и конфликты в отношениях, человек в большей степени ориентируется на свои интересы, склонен навязывать собственное мнение; при возрастании компульсивных симптомов, внутриличностных проблем, проблем, связанных с интернет-зависимостью, а также усилении проявлений интернет- зависимого поведения в общем, снижается гармоничность отношений, уменьшается единство, ослабляются позитивные эмоциональные связи.
В группе склонных к интернет-зависимости выявляются связи между компонентами интернет-зависимости и характеристиками социально- психологической дистанции: прямые связи между изоляцией и предпочтением интернета, симптомами толерантности; самоощущением и предпочтением интернета, ключевыми симптомами интернет-зависимости, симптомами толерантности в частности; отчуждением и предпочтением интернета; проблемным одиночеством и симптомами отмены; радостью уединения и предпочтением интернета; общим переживанием одиночества и предпочтением интернета, симптомами толерантности.
В группе интернет-зависимых выявляются связи между компонентами интернет-зависимости и параметрами переживания одиночества: прямые взаимосвязи между отчуждением и предпочтением интернета; обратная связь между дисфорией и компульсивными симптомами, прямая - с проблемами со временем; обратные связи между проблемным одиночеством и ключевыми симптомами интернет-зависимости, синдромами отмены в частности; прямая связь между радостью уединения и компульсивными симптомами; обратные связи между зависимостью от общения и ключевыми симптомами, компульсивными симптомами в частности (табл. 6).
Таблица 6. Взаимосвязь параметров интернет-зависимости и параметров переживания одиночества в группах склонных к интернет-зависимости и интернет-зависимых.
Параметры | Предпочтение интернета | Компульс. симптомы | Симптомы отмены | Симптомы толерантности | Проблемы со временем | Ключевые симптомы ИЗ | ||||||
Скл. | ИЗ | Скл . | ИЗ | Скл. | ИЗ | Скл. | ИЗ | Ск л. | ИЗ | Скл. | ИЗ | |
Изоляция | 0,21* | - | - | - | - | - | 0,23* | - | - | - | - | - |
Переживание одиночеств а | 0,22* | - | - | - | - | - | 0,31* * | - | - | - | 0,22 * | - |
Отчуждение | 0,28 ** | 0,47* | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Дисфория | - | - | - | - 0,47 * | - | - | - | - | - | 0,51 * | - | - |
Проблемное одиночеств о | - | - | - | - | 0,21 * | - 0,56 ** | - | - | - | - | - | - 0,5* |
Радость уединения | 0,2* | - | - | 0,46 * | - | - | - | - | - | - | - | - |
Общее переживание одиночества | 0,29 ** | - | - | - | - | - | 0,21* | - | - | - | - | - |
Зависимость от общения | - | - | - | - 0,45 * | - | - | - | - | - | - | - | - 0,48 * |
Как для интернет-зависимых, так и независимых при возрастании предпочтения интернета характерно дистанцирование от окружающих людей, как физически, так и эмоционально.
С увеличением предпочтения интернета возникает необходимость проводить в нем больше времени для получения прежнего удовольствия, уменьшается количество близких, значимых людей в жизни человека, склонного к интернет-зависимости, происходит усиление чувства одиночества, в то же время человек становится способен в большей степени находить в одиночестве положительные стороны, вероятно, в силу возрастания возможностей для интернет-деятельности.
При увеличении негативных эмоций и физических ощущений при прерывании интернет-деятельности нарастает и восприятие одиночества как негативного феномена, что может говорить о том, что основной деятельностью в интернете для склонных к зависимости является интернет-коммуникация.
Для интернет-зависимых характерно следующее: при усилении навязчивого желания посетить интернет уменьшаются негативные чувства пребывания в одиночестве, увеличивается радость от такого состояния, снижается зависимость от общения.
На наш взгляд – это можно интерпретировать следующим образом: пребывая в одиночестве, интернет- зависимому могут мешать в его компульсивной деятельности люди, находящиеся рядом, соответственно для него закономерно уменьшение дисфории одиночества при увеличении компульсивной симптоматики, а также увеличение положительных чувств при пребывании в одиночестве. Чем ниже способность зависимого человека управлять и адекватно воспринимать время, тем более выражены его негативные чувства от одиночества.
С усилением стремления свести к минимуму общение с людьми из реальной жизни, с увеличением выраженности физиологической симптоматики, с усилением негативных чувств при прекращении интернет-деятельности снижается восприятие одиночества как негативного феномена.
Таким образом, для интернет-зависимого при увеличении вышеперечисленных симптомов на первое место выходит удовлетворение собственной потребности в интернет- деятельности, а не социальной потребности; люди, в данном случае, являются для интернет-зависимого препятствующим фактором для удовлетворения потребности.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование позволило выделить особенности межличностных отношений в группах с разным уровнем интернет-зависимости.
- Выраженная интернет-зависимость определилась у 11,9% человек, склонность к интернет-зависимости - у 52,3%, минимальный риск зависимого поведения - у 34,8% респондентов.
- В группе интернет-зависимых, по сравнению с группой независимых выше показатели переживания одиночества: изоляции, самоощущения, отчуждения, дисфории, общего переживания одиночества; выше показатели по уровню социально-психологической дистанции: когнитивной, коммуникативной, эмотивной, поведенческой; выше показатели субъективной оценки межличностных отношений: напряженности, отчужденности, конфликтности, агрессивности, выше общий уровень дисгармоничности отношений.
- В группе склонных к интернет-зависимых, по сравнению с группой независимых, выше показатели переживания одиночества: самоощущения, отчуждения, дисфории, общего переживания одиночества, зависимости от общения; выше показатели по уровню социально-психологической (эмотивной) дистанции; выше показатели субъективной оценки межличностных отношений: напряженности, отчужденности, конфликтности, агрессивности, выше общий уровень дисгармоничности отношений.
- Для склонных к интернет-зависимости в большей степени характерна взаимосвязь компонентов оценки межличностных отношений (напряженности, отчужденности, агрессивности, общей дисгармоничности отношений), компонентов социально-психологической дистанции (когнитивной, коммуникативной, эмотивной, поведенческой) с предпочтением интернета; взаимосвязь проблем интернет-зависимости и напряженности отношений. В большей степени характерна взаимосвязь параметров переживания одиночества (изоляция, самоощущение, отчуждение, проблемное одиночество, радость уединения, общее переживание одиночества) с предпочтением интернета и ключевыми симптомами интернет-зависимости (симптомы отмены и толерантности).
- Для интернет-зависимых характерна взаимосвязь компонентов оценки межличностных отношений (напряженность, отчужденность, конфликтность, агрессивность) с выраженностью предпочтения интернета, компульсивных симптомов, проблем, связанных с интернет-зависимостью, а также общей интернет-зависимости; взаимосвязь компонентов социально- психологической дистанции (когнитивной, коммуникативной, эмотивной) с выраженностью предпочтения интернета, симптомов толерантности, выраженностью интернет-зависимости. В большей степени характерна взаимосвязь параметров переживания одиночества (отчуждение, дисфория, проблемное одиночество, радость уединения, зависимость от общения) с предпочтением интернета и ключевыми симптомами интернет-зависимости (компульсивные симптомы, симптомы отмены), проблемами, связанными с управлением временем.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования полученных данных для разработки групповых и индивидуальных коррекционных программ по работе с интернет-зависимым поведением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Варламова С.Н., Гончарова Е.Р., Соколова И.В. Интернет-зависимость молодежи мегаполисов: критерии и типология // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. №2. С. 165-182.
- Духновский С.В. Психология отношений личности: монография. Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2014.
- Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. СПб.: Речь, 2006.
- Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие / В.Л. Малыгин [и др.]. М.: МГМСУ, 2011.
- Купрейченко А.Б., Журавлев А.Л. Психологическая дистанция между личностью и представителями различных социальных категорий // Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. Изд-во «Социум»; «Институт психологии РАН», 2001. С. 36-59.
- Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2013. №1. С. 55-81.
- Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: Автореф. дисс.… канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.
- Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) // Вестник клинической психологии. 2003.№ 2.С. 153- 158.
- Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Психологические факторы негативного отношения к новым технологиям // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 6. С. 5-14.
- Проблемы социальных конфликтов в современной психологии: сущность, детерминанты, регулирование. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.
- Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.А. Китова. М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2018.
- Соломина Л.Ю. Методические аспекты психологического исследования интернет-зависимости // Царскосельские чтения. 2011. №3. С. 331-336.
- Патяева Е.Ю. Интернет-сообщества как новая социальная реальность: психологические задачи «человека-сетевого» // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3. № 2. С. 74-109.
- Янг К.С. Диагноз — интернет-зависимость// Мир Интернет. 2000. № 2.С. 24-29.
- Gregory С. Internet addiction disorder// Remedy Health Media.
- Griffits M.G. Internet Addiction: an issue for clinical psychology // Clinical Psychology Forum. 1996. V. 97. P. 32-36.
- Hinić D. Problems with «Internet-addiction» diagnosis and classification // Psychiatria Danubina. 2011. V. 23. № 2. P. 145-151
- De Argaez E. Internet World Stats // Mini watts de Colombia Ltda. 2018.
- Widyanto L., Griffiths M. Internet Addiction: A Critical Review // International Journal of Mental Health Addiction. 2006. №4(1). P.31-51.
Об авторе
Левина Т.В. — студентка, заочное отделение института дистанционного образования, кафедра психологии, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск.
Смотрите также:
- Опросник «Восприятие Интернета» Щепилиной Е.А.
- Сорокина Н.Д., Перцов С.С., Селицкий Г.В., Цагашек А.В., Жердева А.С. Нейрофизиологические и клинико-биологические особенности интернет-аддикции
- Толстогузов С.Н., Елифанов А.В., Машкина С.А., Найда Ю.В. Психофизиологические особенности молодых людей с признаками интернет-зависимости
- Фомин М.С. Интернет-зависимость как вызов и медицинский диагноз: философское осмысление проблемы