Кочетков А.Е., Мельникова М.М. Интернет в повседневной жизни пожилого человека

К

Введение

Неотъ­ем­ле­мой частью совре­мен­ной дей­стви­тель­но­сти явля­ет­ся стре­ми­тель­ное раз­ви­тие циф­ро­вых тех­но­ло­гий. Это, в свою оче­редь, тре­бу­ет от чело­ве­ка вла­де­ния опре­де­лен­ным рядом зна­ний, уме­ний и навы­ков, глав­ным из кото­рых явля­ет­ся исполь­зо­ва­ние Интернета. 

Изу­чая дан­ный вопрос, аме­ри­кан­ский социо­лог М. Прен­ски сфор­му­ли­ро­вал опре­де­ле­ния для соци­аль­ных групп ново­го типа – «циф­ро­вые або­ри­ге­ны» и «циф­ро­вые мигран­ты». Пер­вая кате­го­рия с пер­вых лет жиз­ни нахо­дит­ся в сете­вом про­стран­стве, тогда как пред­ста­ви­те­ли вто­рой кате­го­рии при­хо­дят в Интер­нет уже в зре­лом воз­расте [6].

На осно­ве это­го у неко­то­рых из них могут воз­ни­кать опре­де­лен­ные труд­но­сти. В част­но­сти, эта про­бле­ма каса­ет­ся пожи­лых людей, боль­шая часть жиз­ни кото­рых про­те­ка­ла до мас­со­во­го рас­про­стра­не­ния циф­ро­вых тех­но­ло­гий. Таким обра­зом, им зача­стую тре­бу­ет­ся помощь в осво­е­нии Интер­не­та и исполь­зо­ва­нии гаджетов.

Реше­ни­ем постав­лен­ной зада­чи зани­ма­ют­ся как моло­дые род­ствен­ни­ки пожи­лых людей, пред­ста­ви­те­ли «циф­ро­вых або­ри­ге­нов», так и спе­ци­аль­ные про­грам­мы по ком­пью­тер­ной и мобиль­ной гра­мот­но­сти, реа­ли­зу­е­мые мест­ны­ми соци­аль­ны­ми учре­жде­ни­я­ми. В целом, внед­ре­нию стар­ше­го поко­ле­ния в циф­ро­вую сре­ду актив­но содей­ству­ют на всех уровнях. 

Стра­те­гия дей­ствий в инте­ре­сах граж­дан стар­ше­го поко­ле­ния в Рос­сий­ской Феде­ра­ции до 2025 года преду­смат­ри­ва­ет сти­му­ли­ро­ва­ние заня­то­сти граж­дан пожи­ло­го воз­рас­та посред­ством созда­ния усло­вий для обу­че­ния ком­пью­тер­ной (циф­ро­вой) гра­мот­но­сти [5].

Под циф­ро­вой гра­мот­но­стью экс­пер­ты пони­ма­ют базо­вый набор зна­ний, навы­ков и уста­но­вок, поз­во­ля­ю­щий чело­ве­ку эффек­тив­но решать зада­чи в циф­ро­вой сре­де [3].

Ста­ти­сти­ка поз­во­ля­ет утвер­ждать, что подоб­ные про­грам­мы име­ют успех и дости­га­ют сво­их целей. Соглас­но докла­ду Мин­циф­ры «Интер­нет в Рос­сии» по состо­я­нию на март 2023 года, доля поль­зо­ва­те­лей стар­ше 64 лет, исполь­зу­ю­щих Интер­нет еже­днев­но, соста­ви­ла 42% от обще­го чис­ла опро­шен­ных дан­ной воз­раст­ной кате­го­рии. Это чис­ло про­дол­жа­ет уве­ли­чи­вать­ся с каж­дым годом [4].

Гово­ря о поль­зе при­об­ще­ния стар­ше­го поко­ле­ния к новым инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям, О.Г. Зубо­ва утвер­жда­ет, что осво­е­ние циф­ро­во­го про­стран­ства рас­ши­ря­ет воз­мож­но­сти для обще­ния, повы­ша­ет мобиль­ность, откры­ва­ет доступ к непре­рыв­но­му обра­зо­ва­нию, эко­но­мит день­ги и вре­мя [3].

Посколь­ку, в отли­чие от «циф­ро­вых або­ри­ге­нов», для стар­ше­го поко­ле­ния Интер­нет-сре­да не явля­ет­ся есте­ствен­ной, то их пре­бы­ва­ние в ней отли­ча­ет­ся по ряду пара­мет­ров. Имен­но этот аспект и вызвал иссле­до­ва­тель­ский инте­рес авто­ров. Тем самым, целью наше­го иссле­до­ва­ния ста­ло выяв­ле­ние осо­бен­но­стей исполь­зо­ва­ния Интер­не­та пожи­лы­ми людь­ми и сте­пе­ни его удобства.

Методы исследования

Иссле­до­ва­ние было про­ве­де­но на базе Госу­дар­ствен­но­го авто­ном­но­го учре­жде­ния соци­аль­но­го обслу­жи­ва­ния Ново­си­бир­ской обла­сти «Ново­си­бир­ский област­ной герон­то­ло­ги­че­ский центр». Сре­ди осу­ществ­ля­е­мых им про­грамм при­сут­ству­ет «Обу­че­ние мобиль­ной гра­мот­но­сти», про­во­ди­мое еженедельно. 

В каче­стве респон­ден­тов участ­ни­ка­ми дан­ной про­грам­мы высту­пи­ли 15 чело­век в воз­расте от 60 до 77 лет. 

Мето­дом сбо­ра дан­ных было выбра­но полу­фор­ма­ли­зо­ван­ное интер­вью как спо­соб полу­че­ния наи­бо­лее точ­ной инфор­ма­ции, кото­рой вла­де­ет респон­дент, и досто­вер­ной субъ­ек­тив­ной оцен­ки по избран­ной теме. 

В рам­ках заня­тия один из авто­ров пер­со­наль­но задал ряд вопро­сов каж­до­му участ­ни­ку про­грам­мы. Впо­след­ствии собран­ные отве­ты были ста­ти­сти­че­ски сгруп­пи­ро­ва­ны по схо­же­сти и совпадениям. 

Вопро­сы интер­вью раз­ра­ба­ты­ва­лись для выяс­не­ния того, сколь­ко вре­ме­ни пожи­лой чело­век про­во­дит в Интер­не­те, как часто обра­ща­ет­ся к нему, какие сер­ви­сы исполь­зу­ет и насколь­ко они для него удоб­ны, какой тип кон­тен­та он чаще все­го потреб­ля­ет, его сфе­ра инте­ре­сов и увле­че­ний в сети. 

Полу­чен­ные дан­ные были соот­не­се­ны с резуль­та­та­ми иссле­до­ва­ний дру­гих авто­ров по ана­ло­гич­ной тема­ти­ке, сре­ди кото­рых О.Г. Зубо­ва [3], О.В. Заяц, Н.В. Осмач­ко [2], Т.М. Бор­мо­то­ва, Ю.Н. Маза­ев [1].

Результаты исследования

Отве­чая на откры­ва­ю­щий интер­вью вопрос о том, что при­ве­ло респон­ден­тов к изу­че­нию мобиль­ной и циф­ро­вой гра­мот­но­сти, 67% опро­шен­ных отме­ти­ли в каче­стве при­чи­ны объ­ек­тив­ные обсто­я­тель­ства в виде пере­хо­да мно­гих сфер жиз­ни в онлайн-фор­мат. Осталь­ные (33%) заяви­ли, что на заня­тия их при­вел лич­ный инте­рес и стрем­ле­ние научить­ся новому. 

Выяв­лен­ная зако­но­мер­ность соот­вет­ству­ет дан­ным, полу­чен­ным О.Г. Зубо­вой, где при­чи­ны вовле­че­ния пожи­лых людей в циф­ро­вой мир в первую оче­редь свя­зы­ва­лись с необ­хо­ди­мо­стью полу­че­ния соци­аль­ных услуг уда­лен­но. Этот про­цесс был замет­но уси­лен во вре­мя пан­де­мии Covid-19 и с вве­де­ни­ем режи­ма само­изо­ля­ции [3].

Далее авто­ры уточ­ни­ли, сколь­ко в сред­нем вре­ме­ни в день респон­ден­ты про­во­дят в Интер­не­те. Зна­че­ние коле­ба­лось от, мини­мум, полу­ча­са до мак­си­му­ма в раз­ме­ре 5 часов. При­чем опра­ши­ва­е­мые отме­ча­ли, что нахож­де­ние в сети боль­ше трех часов в день для них вос­при­ни­ма­ет­ся как боль­шое коли­че­ство потра­чен­но­го вре­ме­ни и они ста­ра­ют­ся не выхо­дить за дан­ный пре­дел, либо не выхо­дят за него изначально.

Каса­тель­но целей выхо­да в Интер­нет отве­ты рас­пре­де­ли­лись сле­ду­ю­щим обра­зом: 31% – для обще­ния, 26% – для полу­че­ния новой инфор­ма­ции, 23% – для полу­че­ния соци­аль­ных услуг и 20% – для все­го пере­чис­лен­но­го в рав­ной степени. 

Опрос, про­ве­ден­ный О.В. Заяц и Н.В. Осмач­ко на базе При­мор­ско­го цен­тра соци­аль­но­го обслу­жи­ва­ния насе­ле­ния, про­де­мон­стри­ро­вал, что сре­ди навы­ков исполь­зо­ва­ния онлайн сер­ви­сов пожи­лых людей боль­ше все­го инте­ре­су­ют обра­ще­ние к пор­та­лу «Госус­лу­ги» (58%), уме­ние нахо­дить инфор­ма­цию для обу­че­ния по той или иной отрас­ли (33%) и спо­со­бы обще­ния (23%). Таким обра­зом, обна­ру­жи­ва­ет­ся доволь­но устой­чи­вая тен­ден­ция, объ­еди­ня­ю­щая поль­зо­ва­те­лей стар­ше­го поко­ле­ния [2].

Сле­ду­ю­щий вопрос затра­ги­вал соци­аль­ные сети, кото­ры­ми пред­по­чи­та­ли поль­зо­вать­ся респон­ден­ты. На лидер­ских пози­ци­ях нахо­ди­лись мес­сен­дже­ры WhatsApp (26% отве­тов) и Telegram (23%). Куда мень­шую попу­ляр­ность име­ли Вкон­так­те (13%), Одно­класс­ни­ки (11%), Дзен (8%).

Сто­ит ска­зать, что до замед­ле­ния видео­хо­стин­га YouTube опра­ши­ва­е­мые актив­но им поль­зо­ва­лись, о чем сви­де­тель­ству­ют 19% отве­тов. С пре­кра­ще­ни­ем его пол­но­цен­ной рабо­ты неко­то­рые из них нача­ли пере­хо­дить на оте­че­ствен­ный ана­лог Rutube, одна­ко в основ­ном они не при­да­ва­ли это­му собы­тию боль­шо­го зна­че­ния и силь­но­го дис­ком­фор­та от это­го не испытали.

Из типов кон­тен­та пожи­лые люди чаще все­го отда­ют пред­по­чте­ние видео­ро­ли­кам (42%) или ауди­о­за­пи­сям (36%). С тек­стом дело обсто­ит слож­нее в свя­зи с нару­ше­ни­я­ми зре­ния, кото­рые не поз­во­ля­ют ком­форт­но читать с экра­на смарт­фо­на или мони­то­ра. В плане чте­ния респон­ден­ты заяви­ли, что им для это­го луч­ше под­хо­дят бумаж­ные кни­ги, жур­на­лы или газеты.

Инте­ре­сы респон­ден­тов ока­за­лись весь­ма раз­но­об­раз­ны­ми. Наи­боль­шей попу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись садо­вод­ство и кули­на­рия (по 19% отве­тов на каж­дую кате­го­рию). Далее шли меди­ци­на и здо­ро­вье (17%), ново­сти и поли­ти­ка (13%), куль­ту­ра и, в част­но­сти, кино (9%), крой­ка и шитье (9%). Нема­лую часть отве­тов занял про­смотр анон­сов город­ских досу­го­вых меро­при­я­тий для людей стар­ше­го воз­рас­та (13%).

Мы можем срав­нить это с резуль­та­та­ми иссле­до­ва­ния Т. М. Бор­мо­то­вой и Ю. Н. Маза­е­ва, где в каче­стве инте­ре­сов пожи­лых людей в сети так­же фигу­ри­ро­ва­ли «Здо­ро­вье», «Кули­на­рия», «Ново­сти» и др. [1].

Отве­чая на вопрос о плю­сах и мину­сах Интер­не­та, респон­ден­ты выска­зы­ва­ли раз­ные мне­ния. Одни гово­ри­ли о доми­ни­ро­ва­нии поло­жи­тель­ных момен­тов, сре­ди кото­рых доступ­ность (32%), боль­шой выбор ресур­сов (24%), дру­гие заяв­ля­ли о нали­чии вре­да в виде поте­ри зна­чи­тель­но­го коли­че­ства вре­ме­ни (26%) и оби­лии недо­сто­вер­ной или бес­по­лез­ной информации. 

Сра­зу же после­до­вал вопрос о том, как про­ве­рять най­ден­ную в сети инфор­ма­цию на досто­вер­ность. 40% опро­шен­ных отно­сят­ся к раз­ме­щен­ным в Интер­не­те мате­ри­а­лам скеп­ти­че­ски, 8%, в свою оче­редь, сооб­щи­ли о боль­шем дове­рии к ним. 24% про­ве­ря­ют источ­ник инфор­ма­ции, 28% сопо­став­ля­ют ее с ана­ло­гич­ной, най­ден­ной в дру­гих местах. 

На осно­ва­нии этих дан­ных мож­но сви­де­тель­ство­вать о недо­ста­точ­ном у мно­гих пожи­лых людей уме­нии отби­рать и сор­ти­ро­вать инфор­ма­цию, полу­ча­е­мую онлайн. 

В под­твер­жде­ние это­му, 63% поль­зо­ва­те­лей стар­ше 55 лет, опро­шен­ные Т. М. Бор­мо­то­вой и Ю. Н. Маза­е­вым отве­ти­ли, что склон­ны дове­рять инфор­ма­ции, полу­чен­ной в соци­аль­ных сетях, при этом 23% из них – дове­рять без­услов­но [1].

Такой рас­клад созда­ет опас­ность столк­но­ве­ния с мошен­ни­ка­ми, и на это необ­хо­ди­мо обра­тить при­сталь­ное вни­ма­ние раз­ра­бот­чи­кам про­грамм циф­ро­вой грамотности.

Напо­сле­док все респон­ден­ты выска­за­лись о том, что Интер­нет проч­но вошел в их повсе­днев­ную жизнь и явля­ет­ся самым удоб­ным источ­ни­ком информации.

Обсуждение результатов

Про­ве­ден­ное иссле­до­ва­ние пока­за­ло, что пред­ста­ви­те­ли стар­ше­го поко­ле­ния все интен­сив­нее вклю­ча­ют­ся в сете­вую жизнь. Осо­бен­но­сти их пре­бы­ва­ния в инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве име­ют несколь­ко отли­чий от «циф­ро­вых або­ри­ге­нов». Глав­ным обра­зом это про­сле­жи­ва­ет­ся в коли­че­стве вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го в сети. 

Свя­за­но это может быть с тем, что пожи­лым чело­ве­ком Интер­нет вос­при­ни­ма­ет­ся в первую оче­редь как инстру­мент, кото­рый при­ме­ня­ет­ся исхо­дя из прак­ти­че­ской необ­хо­ди­мо­сти, а не как само­до­ста­точ­ная сре­да, где про­ис­хо­дя­щее может не выхо­дить за ее рам­ки. Более того, пожи­лой чело­век по состо­я­нию здо­ро­вья не может про­во­дить столь­ко же вре­ме­ни за циф­ро­вы­ми устрой­ства­ми, сколь­ко молодой.

Стар­шее поко­ле­ние фор­ми­ру­ет в Интер­не­те само­сто­я­тель­ное комью­ни­ти, име­ю­щее пред­по­чте­ния в выбо­ре соци­аль­ных сетей, медиа, а так­же откры­тое к изу­че­нию ново­го в раз­ных обла­стях жизни. 

Наи­боль­шей попу­ляр­но­стью поль­зу­ют­ся мес­сен­дже­ры по при­чине удоб­но­го для поль­зо­ва­те­лей сов­ме­ще­ния ком­му­ни­ка­тив­ной и позна­ва­тель­ной состав­ля­ю­щей. Самым доступ­ным типом кон­тен­та ока­за­лись видео­ро­ли­ки, что объ­еди­ня­ет все поко­ле­ния [4].

Инте­ре­сы же пожи­ло­го чело­ве­ка в сети, как пра­ви­ло, ана­ло­гич­но исхо­дят из его повсе­днев­ной жиз­ни. Гораз­до реже Интер­нет спо­соб­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию у него новых увле­че­ний с нуля.

Срав­не­ние полу­чен­ных авто­ра­ми дан­ных с резуль­та­та­ми смеж­ных иссле­до­ва­ний под­твер­жда­ют выяв­лен­ные закономерности. 

Даль­ней­шее изу­че­ние этой темы долж­но про­хо­дить с целью опти­ми­за­ции про­цес­са инте­гра­ции пожи­ло­го чело­ве­ка в онлайн-про­стран­ство с адап­та­ци­ей его под кон­крет­ные нуж­ды каждого. 

Кро­ме того, на осно­ва­нии про­ве­ден­ных иссле­до­ва­ний могут стро­ить­ся новые про­ек­ты по фор­ми­ро­ва­нию циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти стар­ше­го поколения. 

Обще­ствен­ная попу­ля­ри­за­ция дан­но­го направ­ле­ния поз­во­лит пожи­лым людям не толь­ко повы­сить свою гра­мот­ность в сети, но и сохра­нить актив­ную жиз­нен­ную пози­цию в усло­ви­ях цифровизации.

Выводы

  1. Пожи­лые люди про­во­дят в Интер­не­те в сред­нем от одно­го до трех часов в день и счи­та­ют это уже весь­ма зна­чи­тель­ным промежутком.
  2. Пожи­лой чело­век актив­но обра­ща­ет­ся в Интер­нет за новой инфор­ма­ци­ей и это не вызы­ва­ет у него осо­бых затруднений.
  3. Из соци­аль­ных сетей пожи­лые люди чаще все­го исполь­зу­ют мес­сен­дже­ры WhatsApp и Telegram.
  4. Наи­бо­лее удоб­ны­ми типа­ми кон­тен­та для пожи­лых людей явля­ют­ся видео- и аудиоконтент.
  5. В сфе­ре инте­ре­сов рас­смат­ри­ва­е­мой груп­пы поль­зо­ва­те­лей чаще все­го фигу­ри­ру­ют кате­го­рии «Садо­вод­ство», «Кули­на­рия» и «Здо­ро­вье».

Литература

  1. Бор­мо­то­ва Т.М., Маза­ев Ю.Н. Ком­му­ни­ка­ция пожи­лых людей в соци­аль­ных сетях Интер­не­та [Элек­трон­ный ресурс] // Мис­сия кон­фес­сий. 2021. № 3(52). С. 309–319.
  2. Заяц О.В., Осмач­ко Н.В. Цен­тры соци­аль­но­го обслу­жи­ва­ния как аген­ты циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции людей стар­ше­го воз­рас­та: на при­ме­ре орга­ни­за­ции кур­сов ком­пью­тер­ной гра­мот­но­сти [Элек­трон­ный ресурс] // Обще­ство: социо­ло­гия, пси­хо­ло­гия, педа­го­ги­ка. 2020. 
  3. Зубо­ва О.Г. Циф­ро­ви­за­ция и каче­ство жиз­ни пожи­лых людей в совре­мен­ном рос­сий­ском обще­стве [Элек­трон­ный ресурс] // Социо­ло­гия. 2022. № 5. С. 55–64.
  4. Интер­нет в Рос­сии в 2022-2023 годах [Элек­трон­ный ресурс] // Мини­стер­ство циф­ро­во­го раз­ви­тия, свя­зи и мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций Рос­сий­ской Феде­ра­ции. М.: Дизайн-сту­дия RE-FORM. 2023. 207 с.
  5. Рас­по­ря­же­ние Пра­ви­тель­ства РФ от 05.02.2016 N 164-р «Об утвер­жде­нии стра­те­гии дей­ствий в инте­ре­сах граж­дан стар­ше­го поко­ле­ния в Рос­сий­ской Феде­ра­ции до 2025 года» [Элек­трон­ный ресурс] // Доступ из справ. – пра­во­вой систе­мы «Кон­суль­тант­Плюс». 
  6. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. 2001. No. 9(5–6). P. 1–6. (дата обра­ще­ния: 06.09.2024).
Источ­ник: Циф­ро­вая гума­ни­та­ри­сти­ка и тех­но­ло­гии в обра­зо­ва­нии (DHTE 2024): сб. ста­тей V меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции. 14—15 нояб­ря 2024 г. / Под ред. В.В. Руб­цо­ва, М.Г. Соро­ко­вой, Н.П. Рад­чи­ко­вой М.: Изда­тель­ство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 484–493.

Об авторах

  • Антон Евге­нье­вич Кочет­ков — сту­дент 1 кур­са маги­стра­ту­ры, направ­ле­ние «Пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ское сопро­вож­де­ние в циф­ро­вой сре­де», Ново­си­бир­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО «НГПУ»), Ново­си­бирск, Россия.
  • Мар­га­ри­та Михай­лов­на Мель­ни­ко­ва — кан­ди­дат меди­цин­ских наук, доцент кафед­ры ана­то­мии, физио­ло­гии и без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти, Ново­си­бир­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО «НГПУ»), Ново­си­бирск, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest