Исследовательская программа проводилась по заказу АО «Цифровое телевидение», а также инициативно Институтом современных медиа (MOMRI).
Публикуется с сокращениями. Полная электронная версия доклада «ДЕТИ. МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ. 2017» доступна по запросу на e-mail: info@momri.org.
МЕТОДОЛОГИЯ
Настоящий отчет подготовлен Институтом современных медиа (MOMRI) на основании данных уникального комплекса из 25 исследований, посвященных тематике детского, подросткового и молодежного медиапотребления.
Цель проекта:
изучение особенностей и тенденций медиапотребления детей в России.
География проекта:
Российская Федерация. Города-миллионники и Москва были выбраны как населенные пункты с более высоким уровнем проникновения интернета и технологий, где можно увидеть наиболее яркие модели медийного поведения, выявить специфику и тренды.
Целевая аудитория:
основная – все дети 0-12 лет. Дополнительная - все, 12+.
Выборка:
в рассматриваемых исследованиях приняли участие 7181 родитель из Москвы и регионов России, 3226 детей, подростков и молодежи в возрасте от 2 до 25 лет.
Основные задачи:
- выявление основных видов медиаактивности детей;
- изучение особенностей медиапопотребления детей до 12 лет по времени, типам устройств, контентным предпочтениям, другим критериям;
- объективная оценка рисков и потенциала использования мобильных игр для развития детей;
- анализ родительской позиции в отношении медиаповедения и медиапредпочтений детей;
- изучение потребительской активности детей, отношения детей и родителей к лицензионным товарам.
Сбор данных:
использовались кабинетные и полевые методики сбора качественных и количественных данных. Процедуры были различны - от игровых методик и тестирования игр детьми до скайп- и личных интервью со взрослыми, глубинных экспертных интервью.
Данные по телесмотрению компании Медиаскоп предоставлены Аналитической службой ВГТРК.
Типы данных:
для более глубокого понимания детской аудитории и повышения достоверности результатов в отчете использованы различные типы данных:
- данные, основанные на ответах родителей о медиаповедении детей. Родителей спрашивали о конкретном ребенке в семье. В этом случае существуют искажения, однако учитывая возраст целевой аудитории, ответы родителей на ряд вопросов более надежны, чем те, которые получены от ребенка;
- данные, полученные непосредственно в ходе включенного наблюдения за детьми, личных интервью и фокус-групп (составление анкет и исследовательские процедуры с детьми всегда проводили профессиональные детские и подростковые психологи);
- данные медиаизмерителей;
- экспертные оценки представителей компаний медиаиндустрии, ориентированных на детскую аудиторию, и мнения авторитетных практикующих психологов, представляющих разные школы и направления.
Команда проекта:
социологи и психологи, многие из которых сами являются родителями, и поэтому цель исследования воспринималась не только как профессиональная, но и как лично значимая.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
2017 год явно продемонстрировал системные изменения медиаиндустрии под влиянием детского сегмента. Современные дети - самая многочисленная (22,6 млн.) и самая медийная часть социума, значительно опережающая по медиапотреблению подростков и молодежь.
Дети родились и растут в домохозяйствах, где есть два телевизора, доступ в интернет, планшет, смартфон, компьютер или ноутбук, а также DVD, игровая приставка и многое другое. Вопреки стереотипу, дети являются потребителями самых разных типов контента: ТВ (72%), печатного (77%), игрового (71%), музыкального (42%), и др.
Исследования MOMRI 2017 года показали, что дети в раннем возрасте из пассивных потребителей превращаются в активных, и уже в 3-5 лет начинают влиять на выбор контента и товаров (95% родителей говорят об участии детей 3-5 лет в выборе).
Медийное изобилие, значительное наращивание объемов качественного российского детского контента - катализаторы роста детского медиапотребления в России.
Как показали исследования MOMRI 2017 года, увеличивается совокупная доля детских каналов (16,6%, +4,2% к 2014 году, 4-17) и время смотрения федеральных каналов (115 минут, +14 минут к 2016 году для федеральных каналов, включая в т.ч. телеканал Мульт, 4-17).
Ускоряющимися темпами растет детский сегмент книжного рынка (21%, +12% к 2016 году), увеличиваются доля детских отечественных релизных сборов от общих детских релизных сборов в России (25,8%, +14.1% к 2016 году) и объемы загрузок детских и семейных мобильных игр (240 млн, +22% к 2016 году).
Родители, независимо от уровня дохода, обеспечивают детям доступ к современным медиа: теперь более половины детей от рождения до 12 лет имеют возможность ежедневно использовать смартфон или планшет родителей (59%).
Собственные цифровые устройства, в том числе мобильные, появляются у детей как никогда рано: в возрасте до 3 лет каждый 10-й ребенок является обладателем собственного гаджета. Покупка планшета или смартфона для ребенка в дошкольном возрасте воспринимается родителями как естественная (планшет или смартфон в России имеют дети в возрасте 4-7 лет – 24% и 16% соответственно).
К 10 годам 9 из 10 детей имеют собственный планшет или телефон либо оба устройства сразу.
По данным исследований MOMRI 2017 года, просмотр телевизора и чтение (самостоятельное или с родителями) – самые популярные виды медиаактивности у детей до 12 лет в России.
Половина детей имеет собственный ТВ или тот, который смотрят по желанию (45%). Каждый пятый ребенок имеет собственный пакет телеканалов (19%).
В 2017 году телевизор – главное цифровое устройство дошкольника. Главный гаджет подростка – смартфон.
Мультиэкранность и диджитализация – новые признаки детского медиапотребления. Новым явлением стал массовый ежедневный просмотр детьми видеоконтента на Youtube (48% в 0-12 лет), использование мессенджеров (35% в 8-12 лет), общение детей с 8-10 лет в социальных сетях (36% в 8-12 лет). Мобильные игры на планшете или телефоне стали ежедневным видом досуга для каждого второго ребенка с рождения до 12 лет (45%).
В 2017 году сохраняется высокий уровень тревожности и отмечается дефицит родительской осведомленности и медиакомпетенции в условиях раннего и интенсивного овладения детьми цифровыми устройствами, которое зачастую происходит без участия родителей.
Медиа стали весомой частью повседневной жизни детей. Чтобы не потерять контакт с ребенком, эффективно и безопасно использовать широкие возможности, которые предоставляют гаджеты и медиапространство, необходимо внимательнее относиться к теме использования интернета и цифровых устройств детьми, развивать направление медиа как совместного досуга родителей с детьми, а также насыщать событиями жизнь ребенка.
Опыт использования детьми цифровых устройств требует дальнейшего всестороннего изучения, однако опираясь на имеющиеся сегодня данные, можно с уверенностью сказать, что существует огромный потенциал для детско-родительского взаимодействия в цифровом пространстве.
Помощником родителям на этом пути могут стать обширные данные и разработанные совместно с ведущими психологами рекомендации, представленные в настоящем отчете.
Дети, суперактивные потребители контента, сохранят лояльность к тем брендам и героям, которых сегодня они воспринимают позитивно. В то же время дети сами формируют тренды, задают моду на контент, игры, игрушки. Их отслеживание позволит создать более качественный продукт, сформировать высоколояльную потребительскую аудиторию на несколько десятилетий.
ДЕМОГРАФИЯ. ДЕТИ
В России 22,6 млн детей в возрасте до 12 лет – 15,4% от всего населения. Практически одинаковое число мальчиков и девочек (соотношение = 1,05, по данным Росстата на 01.01.2017). 2/3 детей – единственные в семье. Треть имеет братьев и сестер, при этом в многодетных семьях живут лишь 6 из 100 детей.
Дети 2005–2017 гг. рождения – самое медийное поколение. Цифровая среда, к которой их родителям приходилось адаптироваться годами, для них является естественной и привычной.
ПОРТРЕТ АУДИТОРИИ 0-12
Медиаповедение детей определяется рядом факторов, и наиболее значимыми являются: возраст, социальная ситуация развития, установки родителей в отношении медиа, доступность цифровых устройств для детей.
Ключевые характеристики освоения медиапространства детьми
ТРЕНДЫ ДЕТСКОГО МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ 2017
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ
По мере взросления дети становятся обладателями собственных мобильных устройств, телевизоров, и уже к 3 годам какое-либо устройство есть у каждого 10-го ребенка. В 3-6 лет почти у половины детей (42%), а к 10 годам 9 из 10 детей (91%) в России имеют собственный мобильный телефон или планшет либо оба устройства сразу.
По словам родителей, более половины детей в России не имеют ограничений по бюджету на мобильную связь (58%).
ГДЕ ДЕТИ ИСПОЛЬЗУЮТ МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА?
МЕДИААКТИВНОСТЬ И ЭКРАННОЕ ВРЕМЯ
Детское медиапотребление характеризуется мультиэкранностью и непрерывностью - большинство детей ежедневно используют одно или несколько устройств, а также читают самостоятельно или с родителями. Родители в России говорят о том, что ежедневно три четверти детей (72%) смотрят телевизор, почти половина детей (44%) читают сами и большинство (64%) слушают, как им читают старшие.
В России среднее время телесмотрения детской аудитории стабильно на протяжении последних лет – дошкольники и младшие школьники смотрят телевизор более 2 часов в день (138 минут – в группе 4-7 лет, 134 минуты – в возрасте 8-10 лет).
Время использования мобильного интернета и мобильных игр детской аудитории варьируется от несколько раз в неделю или реже до ежедневных игр от 1 до 3 часов, реже – более 3 часов.
Время смотрения ТВ в среднем в 2 раза превосходит время мобильных игр детей.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Детское телесмотрение в последние 5 лет является драйвером роста российского тематического телевидения. Совокупная доля детских каналов растет.
Дети включают телевизор чаще, чем более взрослые группы аудитории. За последние 3 года процент телезрителей младшего возраста (4-12 лет) остается практически неизменным.
По данным национального медиаизмерителя, в России в 2017 году ежедневно смотрят телевизор 60% детей в возрасте от 4 до 12 лет. 72% детей в возрасте 0-12 лет смотрят ТВ регулярно, по данным опросов родителей детей 0-12 лет, проведенных MOMRI в 2017 году.
ВРЕМЯ СМОТРЕНИЯ
По итогам 2017 года отмечается падение времени смотрения всего ТВ, впервые за последние 5 лет; в среднем – минус 6 минут по всей аудитории. Время смотрения снизилось во всех группах; минимально при этом – у детей 3-7 лет (-1 минута). При этом федеральные каналы показали большее снижение времени смотрения по сравнению с тематическими.
В числе телеканалов, показавших рост по итогам 2017 года, - большое число каналов для детей и родителей. Именно благодаря активному телесмотрению в 2017 году детской возрастной группой общий уровень телесмотрения федерального ТВ и тематического ТВ в группе 4-25 остается стабильным.
В 2017 году дети-дошкольники и первоклассники дольше всех смотрят телевизор среди молодой аудитории (4-25). Лидерами телесмотрения являются мальчики 4-5 лет.
Дошкольники в целом стали смотреть ТВ дольше – почти 2,5 часа в день (+10% к 2015 году, +2% к 2016 году), у младших школьников и младших подростков время смотрения ТВ, наоборот, сократилось и составляет в среднем чуть более 2 часов в день (-13% к 2015 году, -9% к 2016 году), что обусловлено в первую очередь ростом использования мобильных устройств и повышением детской, подростковой медиаактивности в интернете. Это соответствует трендам, характерным для более старшей, подростковой и молодежной аудитории.
Установлено, что уровень медиаактивности детей, в частности, связан с наличием или отсутствием сиблингов, и, как следствие, большей или меньшей доступностью живого общения и игры.
Исследование телесмотрения, проведенное Институтом современных медиа в 2017 году, показало, что единственный ребенок в семье проводит на 17% больше времени у экрана телевизора, чем дети в семьях с 2 и более детьми. Данная особенность отмечается во всех возрастных группах от 4 до 12 лет.
УСТРОЙСТВА ПРОСМОТРА ТВ И ВИДЕО
Детское потребление характеризуется мультиэкранностью. К традиционному просмотру телевизора добавился просмотр ТВ и видео на мобильных устройствах через интернет. С 2016 года произошел заметный рост доли просмотров на мобильных устройствах. В 2017 году, по словам родителей, каждый третий ребенок смотрит ТВ или видео на планшете (34%) или телефоне (30%)
ИГРЫ И МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
Рост интереса детской аудитории к мобильным играм продолжается. В 2017 году спрос на мобильные игры для детей возрос.
Такую популярность можно объяснить, с одной стороны, демографическими факторами и ранним возрастом начала игр, а с другой – появлением в магазинах приложений большого числа новых российских познавательных, обучающих и развивающих игр для детей 0+.
Всего в компьютерные игры на том или ином устройстве (смартфоне, планшете, компьютере) играют 71% детей возраста 2-12 лет.
СКОЛЬКО ИГРАЮТ ДЕТИ?
Частота компьютерных и мобильных игр у детей сильно варьируется – от эпизодической, реже чем в 1 раз в неделю, до регулярной игры продолжительностью 1-3 часа и более.
Частота и время игры зависят от пола и возраста ребенка. По мере взросления начинают чаще играть, причем чаще играют на компьютере, реже – на планшете.
Пик увлечения компьютерными и мобильными играми приходится на младший подростковый возраст.
Регулярно играющие дошкольники и младшие школьники чаще предпочитают планшет. Мнения младших подростков по поводу устройств, на которых удобнее играть, разделяются. Часть считает, что на смартфонах удобнее, так как они компактные, другие выбирают компьютеры, ноутбуки и приставки, объясняя выбор лучшей эргономикой. В дороге и в школе выбор чаще падает на смартфон.
Говоря о консолях, некоторые младшие подростки (10-13 лет) как существенный минус отмечают ограниченное количество игр.
Начиная с 10 лет спать некоторые дети ложатся в 23-24 часа, так как много уроков на следующий день, а еще хотят поиграть, пообщаться онлайн. Есть подростки, которые играют по ночам, если нет четкого запрета, который установлен с самого раннего возраста.
Девочки играют на смартфонах, планшетах больше, чем мальчики, на компьютерах и ноутбуках – меньше. Мальчики в целом чаще играют, среди девочек практически нет «игроманов», которые играют более 3 часов в день ежедневно. Девочки чаще всего играют несколько раз в неделю.
ГДЕ ИГРАЮТ ДЕТИ?
Чем старше ребенок, тем реже он играет на смартфоне и планшете в дороге. С возрастом увеличивается время игры на смартфоне дома и в школе.
Половина детей довольна временем, которое дома отводится на мобильные и компьютерные игры (46%).
Каждый третий ребенок жалуется, что ему не хватает времени на компьютерные и мобильные игры, и он хотел бы играть больше. Чаще об этом говорят ученики начальной школы (39% мальчиков и 35% девочек).
Среди причин, препятствующих играм, дети чаще всего называют ограничения и запреты родителей, потенциальный вред для глаз и ухудшение зрения, дефицит времени, отсутствие устройств (планшета, ПК, телефона).
КАК ИГРАЮТ ДЕТИ?
Исcледования MOMRI показали, что чем старше ребенок, тем чаще он играет или один (рост с 53% до 71%), или с друзьями (рост с 5% до 27%). С родителями в младшем возрасте играют 43%, в возрасте 6-9 лет – 19% и в возрасте от 10 до 12 лет – лишь 8%.
В 2017 году эти показатели подтверждаются, уровень совместного использования гаджетов для игр низкий, в то время как психологи рекомендуют родителям рассматривать гаджеты в том числе как поле для совместной деятельности, игр.
Большинство детей в возрасте от 2 до 12 лет (64%) играют в несколько игр одновременно, чем меньше возраст детей, тем чаще играют в несколько игр сразу. Чаще всего дети играют в 2-3 игры параллельно.
Компьютерные и мобильные игры – одна из тем, которая обсуждается в детской среде начиная с детского сада (50%). И если рост интереса обсуждения игровых тем у девочек отмечается в младшем подростковом возрасте (+17%), то доля мальчиков, коммуникации которых строятся вокруг игровых историй, растет непрерывно, в 3-5 лет – 49%, в 6-9 лет – 65%, в 10-13 лет – 78%.
Наибольший интерес тема компьютерных игр вызывает у подростков. В 10-13 лет 4 из 5 ребят обсуждают компьютерные игры с друзьями.
Свое увлечение компьютерными играми подростки объясняют возможностью «приятно провести время, когда себя нечем занять», «убить время», переключиться с основного занятия – учебы.
Другая функция компьютерных игр касается эмоциональной сферы данного возраста. Подростки реализуют потребности в достижении результатов, успешности.
И, наконец, третье – компьютерные игры позволяют попробовать себя в различных социальных, поведенческих ролях, побыть другим – хорошим, плохим, жестоким, непобедимым.
КАК И КАКИЕ ИГРЫ ВЫБИРАЮТ ДЕТИ?
Влияние на предпочтения игр разных жанров оказывают возрастные и гендерные различия, а также увлечения и интересы детей.
В младших возрастах дети играют в основном в обучающие игры, а также головоломки и пазлы. С возрастом растет интерес к другим жанрам.
Мальчики в возрасте 2-5 лет чаще всего играют в обучающие (56%), логические (46%) игры.
В возрасте от 6 до 9 лет тематика игр очень разнообразна, лидера по предпочтениям нет.
Мальчики 10-12 лет чаще предпочитают более динамичный характер игр – action, многочисленные варианты шутеров (53%), различные стратегии (43%), симуляторы (гонки, футбол и пр.).
Девочки в возрасте 2-5 лет чаще всего играют в обучающие (72%), логические (43%) игры, с известными персонажами (35%).
В возрасте от 6 до 9 лет чуть чаще играют в логические (46%) и обучающие (44%) игры.
В возрасте от 10 до 12 лет – в логические игры (49%). Среди девочек старше 10 лет популярны игры, дающие своего рода «могущество» – возможность создания и управления собственным миром, решения тактических и стратегических задач.
Младшие подростки могут играть без выхода в интернет, для старших становится критично важной возможность общения.
В 10-12 лет присутствие известных персонажей в игре для детей уже не так значимо, по мнению родителей.
В обучающие игры больше играют девочки, в частности, девочки чаще играют в игры на развитие логического мышления, на развитие памяти и обучающие чтению.
ИНТЕРЕС К ИГРЕ
Исследования, проведенные в Игровой лаборатории MOMRI (на примере игр «Лео и Тиг», «Сказочный патруль», Москва, июнь 2016, июнь 2017), показали, что на уровень интереса в момент игры и удовлетворенность детей игрой влияют:
- образы персонажей, участие любимых мультгероев
- оригинальность сюжета
- уровень сложности заданий: они не должны быть слишком простыми или крайне трудными
- темп и разнообразие: детям интересны более динамичные игры с разнообразным контентом
- типы игровых заданий: например, в игре «Лео и Тиг» детям очень нравится проходить лабиринты, бегать, собирать
- простота навигации и удобство управления действиями в игровом мире.
УСТАНОВКА И ЗАПУСК ИГР
Чем старше ребенок, тем реже он прибегает к помощи старших для скачивания игр и чаще делает это сам: в возрасте от 2 до 5 лет мама скачивает игры в 33% случаев, сам ребенок – в 19%; в возрасте от 10 до 12 лет это соотношение уже 13% к 65%. Помощь отца практически одинаково востребована во всех возрастах.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ ИГР
Родители стараются ограничивать время игры, но часто не знают или не отслеживают по часам, сколько фактически играет ребенок. Исследования показывают расхождение между рефлексируемым и фактическим поведением. Некоторые родители не знают, во что или с кем играет их ребенок. Не знают сюжета и не понимают сути игры. Детей расстраивает и обижает, что родители могут прервать игру в неподходящий момент.
РАЗВИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ МОБИЛЬНЫХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
Психологи отмечают, что при правильной интеграции в жизнь ребенка мобильные, компьютерные игры наравне с настольными, например, могут являться стимульным материалом для развития ребенка, а также инструментом социализации. Условие – должно остаться достаточно времени для «живого» общения с родителями, друзьями, других форм досуга, в том числе коллективных, подвижных игр, игр с правилами, кружков, секций и пр.
Рекомендуемое психологами время мобильных и компьютерных игр немного варьируется, зависит от возраста и неврологического статуса ребенка: от 15-20 минут в 3-5 лет до 40-60 минут в 7-10 лет.
Психологи подтверждают, что мобильные игры открывают новые возможности, особенно если они носят развивающий, интерактивный характер, дают возможности ребенку сформировать широкий спектр новых компетенций при правильном подборе контента, времени игры, необходимом и достаточном участии взрослого.
Планшет и телефон не должны становиться заместителями родителей, «выключателями» ребенка и его эмоций, «кнутом или пряником», «лекарством» от скуки, сферой, где ребенок один-на-один с собой – все это, по мнению психологов, риски нарушения развития, формирования предпосылок для развития зависимого поведения.
КАКИЕ НАВЫКИ МОГУТ РАЗВИВАТЬ МОБИЛЬНЫЕ ИГРЫ
Большинство родителей в России (72%) знают о развивающем потенциале мобильных игр, до половины детей (39%) используют развивающие приложения, но лишь небольшая часть родителей рассматривает мобильные игры как формат совместной деятельности с ребенком. 76% родителей играют в развивающие игры с детьми, а используя планшет – только 15%.
Одной из существенных причин такой ситуации является отсутствие такого опыта в собственном детстве и дефицит достоверной информации о том, как взаимодействовать с гаджетом, как правильно интегрировать его в жизнь ребенка.
Чем старше ребенок, тем позитивнее родители относятся к развивающим и образовательным приложениям; негативное отношение чаще наблюдается у родителей 2-4-летних детей.
Причины, по которым родители плохо относятся к детским развивающим приложениям и играм:
- Считают, что развивать детей нужно по-другому, с помощью книг, общения и т.п. (20%)
- Дети слишком много времени проводят за ними, отвлекаются от действительно важных дел (11%)
- Просто вредно, плохо (11%)
- Вызывают привыкание (10%)
- Портят здоровье (9%)
- От них становятся глупыми (8%)
- Рано пользоваться такими технологиями (7%)
- Плохо влияют на психику (3%)
- Много лишней информации (2%)
- Другое (20%)
МУЗЫКА. РАДИО
8 из 10 детей регулярно слушают аудиоконтент (82% – несколько раз в неделю или чаще). Прослушивание музыки входит в число распространенных и любимых детьми форматов проведения свободного времени. Наиболее распространено прослушивание музыки на ТВ (27%) и через Интернет (26%).
Дошкольники слушают самую разнообразную музыку – начиная от классики и советских песен, заканчивая саундтреками к фильмам и хитами группы «Ленинград», которые слушают вместе с родителями.
Большинство родителей говорят о том, что им нравятся советские детские песни (71%) и музыка, песни из современных мультфильмов (69%).
Абсолютное большинство детей 9-12 лет на фокус-группах говорили о том, что очень часто слушают музыку, в основном на телефоне в наушниках, чаще слушают онлайн через VK (ВКонтакте).
Признавались одни и соглашались другие подростки с тем, что и в школе на уроках тоже иногда слушают музыку. Для части детей и младших подростков проводниками в мир музыки становятся старшие братья и сестры.
ЧТЕНИЕ
Появление в жизни детей цифровых устройств не стало преградой чтению. Исследования показывают, что более половины детей в России практически ежедневно читают с родителями и/или самостоятельно.
Международное исследование Progress in International Reading Literacy Study (далее - PIRLS), результаты которого были опубликованы в 2017 году, показало, что сегодня российские дети (4 класс) занимают первое место в мире по качеству чтения (грамотности, пониманию и интерпретации текста), превосходят сверстников из Финляндии, Сингапура, Гонконга и др. Также в исследовании PIRLS было отмечено, что успешнее в чтении дети, которые посещали детский сад 3 года и более.
Читательская активность ребенка в большей степени зависит от того, любят ли читать его родители, читают ли родители вместе с ребенком, учат ли алфавит, рассказывают ли в раннем возрасте сказки, есть ли дома библиотека, электронные книги.
Взрослые за последние 5 лет стали меньше читать для себя, но больше – для детей.
Активнее всего читают вместе с детьми женщины-домохозяйки или находящиеся в декретном отпуске.
Однако вызывает тревогу тот факт, что среди детей до 3 лет есть те (20%), кому взрослые не читают.
С возрастом, закономерно, возрастает доля детей, которые сами читают печатные и электронные книги, журналы, и сокращается число тех, кому читают взрослые.
3/4 детей 8-12 лет самостоятельно читают печатные книги, 1/3 – читают журналы, почти 1/5 – читают электронные книги.
Среднее время чтения в 5-8 лет – полчаса в день.
По данным фокус-групп MOMRI, младшие подростки (10-12 лет) выделяют среди любимых жанров: фэнтези, приключения, а также познавательное и смешное. Говорят, что больше других читают книги те подростки, у которых дома есть традиция чтения, домашняя библиотека.
Еще одним маркером актуальности чтения и интереса подростков и молодежи к книгам являются видеоблоги о книгах, авторы которых называют себя буктьюберами (от BookTube – раздел YouTube, посвященный книжным обзорам). Также существуют и, по мнению экспертов, интенсивно развиваются буктрейлеры — ролики, посвященные книгам.
ИНТЕРНЕТ
Дети, как и первое цифровое поколение (молодежь), – визуалы. Они активно потребляют видеоконтент в интернете, как и старшая аудитория.
Стремительно растет интерес к просмотру роликов на YouTube, который сильнее выражен в старшей возрастной категории. В 8-12 лет ежедневно 3 из 5 детей посвящают просмотру YouTube часть своего досуга.
В 2017 году детский влогинг продолжает набирать популярность. Дети с 2-3 лет при помощи родителей становятся влогерами. Число просмотров отдельных роликов топовых детей-влогеров достигает 80-90 млн просмотров.
Популярным и востребованным у детской аудитории в 2016-2017 годах стал также формат Let’s play, включающий в себя демонстрацию игрового процесса с собственными комментариями.
По оценкам экспертов, 10-20% детей создают собственный контент, остальные – являются только потребителями.
Сперва дети чаще выходят в интернет при участии родителей, смотрят видеоконтент вместе, но уже в дошкольном возрасте могут выходить в сеть и самостоятельно. Те, кто не умеют писать, используют голосовой поиск (2+) или запоминают последовательность действий. Дети скачивают и открывают приложения и игры, смотрят мультфильмы и ролики на YouTube, слушают музыку, используют мессенджеры (сперва родительские аккаунты для общения с родственниками, затем собственные для общения с более широким кругом собственных знакомых), к младшему подростковому возрасту начинают общаться в социальных сетях, оформлять подписки и активнее смотреть влоги, играть по сети, совершать покупки онлайн.
Тематические предпочтения, подписки на блоги, плейлисты отдельных подростков могут изменяться несколько раз в течение года.
Число контактов в соцсетях сильно варьируется – от 2-3 друзей до сотни и более. Многие подростки признаются, что у них большой лист контактов, причина такой ситуации, в том, что в ВК, например, есть весь прошлый класс, или другие люди, с которыми они уже не поддерживают отношения, но не удаляют, чтобы не обидеть их.
То есть, контакты – это актуальный круг общения плюс своего рода «записная книжка». Как правило, младшие подростки (до 13 лет) говорят о том, что общаются онлайн с теми, кого знают вживую.
Уже среди младших школьников есть дети, которые скрывают от родителей свою активность в интернете, в частности, по общению в соцсетях, просмотру видео и играм.
К подростковому возрасту многие из участников фокус- групп меняют свой «детский аккаунт» в ВК, предпочитая не добавлять туда родителей.
В России, как и в Европе, отмечается всплеск использования мессенджеров подростками. Участники фокус-групп говорят об использовании: WhatsApp, Viber, Instagram, Twitter, Telegram, Skype.
Facebook – мало популярен среди подростков, одна из причин – большое количество взрослых, интерес со стороны родителей. Однако часть подростков его использует, так как там есть информация, отвечающая их интересам, в частности контакты, которых нет в других сетях.
Дефицит живого общения, скука, привычная потребность в коммуникации и событийности, неограниченный доступ к информации, возможность примерить другой образ – ключевые причины выхода подростков в интернет.
Важным наблюдением является то, что несмотря на систематическую интернет-активность и распространение онлайн общения дети любят общаться вживую.
Например, в вымышленной ситуации «Крушение самолета» все младшие подростки «поплыли» к острову, на котором были их друзья, не к острову с интернет-вышкой.
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (VR)
Виртуальная реальность является относительно новым явлением. В настоящее время в России и в мире мало изучена тема использования технологий виртуальной реальности детьми и их влияния на психику.
Институт современных медиа (MOMRI) в июне 2017 года провел первое масштабное исследование в этой области. Результаты проведенного исследования основаны на наблюдении специалистов- психологов за 193 детьми возраста от 5 до 14 лет, пользующихся VR-приложением «Волшебный фонарь» (оборудование – HTC Vive), дети проходили интервью после использования VR, также вопросы задавались их родителям.
Каждый второй родитель (56%) демонстрирует высокий уровень тревожности относительно VR-технологий. Опасения касаются трех сфер: зависимость и влияние на мозг, психику; физические последствия; присутствуют и неопределенные страхи.
VR-игра – новая, пока еще малоизученная форма интерактивных развлечений, которая в большей степени вовлекает ребенка.
В виртуальном пространстве включены все анализаторы, и это вызывает иллюзию реальности происходящего, приводит к двигательной, вербальной активности и мощному эмоциональному отклику. Важно знать, что в такой ситуации нервная система ребенка, глаза быстрее утомляются, чем при обычной игре, поэтому необходимо участие взрослого в выборе релевантного возрасту ребенка контента, соблюдении временного режима игры.
Если будут соблюдены все рекомендации, если нет ограничений по здоровью, если у ребенка есть возможность по окончании игры переключиться на альтернативы в виде прогулки, совместной игры с родителями или сверстникам, хобби, то в ходе VR-игры, равно как и мобильной или компьютерной, не могут сформироваться предпосылки для игровой зависимости.
Сегодня каждый десятый взрослый (12%) говорит о том, что имеет дома VR-устройство. Более половины взрослых (60%) заявили о желании иметь дома VR-устройство, причем чаще так говорили папы, чем мамы.
ВЗГЛЯДЫ РОДИТЕЛЕЙ НА МЕДИАПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ
Большинство родителей тревожит использование медиа детьми. В большей степени родителей при использовании детьми медиа беспокоит то, что дети до 12 лет могут столкнуться с небезопасным контентом, связанным с насилием, жестокостью (65%), а также подвергаться воздействию рекламы (66%).
Более половины родителей также тревожит то, что дети могут столкнуться с контентом сексуального характера (58%), тратят слишком много времени на гаджеты (57%).
Родители в России, как и в Европе, стремятся, чтобы в ходе игры на планшете или мобильном телефоне дети освоили новые технологии, получили новые знания, принимают во внимание их интересы и потребность в общении.
Отличительной особенностью является то, что в России для меньшего числа пап и мам, чем, например, в Германии радость и веселье ребенка является побудительным мотивом (исследование KB&B, 2016).
Отношение родителей к зарубежным играм отрицательное, но при этом большинство игр, которые они знают и в которые играют их дети, – иностранные.
Дети родителей, которые сами играют в компьютерные и мобильные игры (таких родителей почти половина – 49%), значительно чаще играют в компьютерные и мобильные игры, чаще используют развивающие мобильные приложения.
Более 60% родителей в качестве наказания за плохое поведение запрещают ребенку играть в компьютерные игры (четверть делают это регулярно). Запрещают смотреть мультфильмы провинившемуся ребенку около половины родителей, а для каждого пятого это является постоянной практикой в воспитании.
В качестве поощрения за хорошее поведение мультфильмы и видеоигры используют меньшее число родителей – около трети.
Среди самых распространенных способов наказания подростка – лишение телефона или планшета, запрет на компьютерные игры.
По данным исследований детского и клинического психолога Марины Богомоловой, в России к 10 годам предпосылки игровой зависимости имеют до 50% детей. Однако психологи в один голос говорят о том, что в зависимостях виноваты не гаджеты, в первую очередь она связана с психическими особенностями ребенка, внутрисемейной ситуацией, а также отсутствием правил, рамок, в том числе в отношении компьютерных и мобильных игр.
Мобильные игры – это те же развивающие игры, которые нужны для детей, и они должны встать вместе в один ряд, не должны выбиваться, не должны стать «запретным плодом», инструментом наказания или поощрения, они должны быть тем предметом, который нам помогает развить, познать новое в этом мире.
Дети – исследователи. Каждый ребенок пришел в этот мир для развития, и электронные игры, и гаджеты, если рядом взрослый, ему очень в этом помогают.
Наталья Михайлова / практикующий детский психолог
Общее отношение родителей к играм – противоречивое. Сталкивается стереотип о негативном влиянии игр с удобством для родителей – игра как досуг, способ занять ребенка. Стереотипа о том, что игра – это способ обучения, развития – пока в России не существует.
Большая часть взрослых посетителей «Игровой лаборатории» (70%) говорит, что влияние игры на ребенка зависит от того, во что именно и сколько он играет. Практически во всех возрастах респонденты одинаково оценивают влияние игр на ребенка. Есть незначительные гендерные различия: мужчины чаще оценивают игры как негативные, женщины, наоборот, чаще относятся с позитивом.
Продвинутые российские родители используют современные технологии в общении с детьми и подростками:
- Организуют семейные чаты в мессенджерах для обсуждения общих вопросов.
- Могут оказать эмоциональную поддержку подростку здесь и сейчас, используя, например, WhatsАpp.
- Вместе смотрят ТВ и играют в игры.
- Помогают создать аккаунт, проявляют искренний интерес к публикациям ребенка в соцсетях.
Источник: www.momri.org
ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА (MOMRI), исследовательская и экспертная организация, специализирующаяся на изучении СМИ и медиапотребления населения России.
Предметная специализация Института – телевидение и новые медиа, рынок платного телевидения и мультиплатформенных сервисов доставки контента, видеоигры и мобильные приложения, бренды компаний и продуктов, технологии виртуальной и дополненной реальности. Помимо российского рынка, эксперты Института следят за медиа-тенденциями всего мира, в том числе Азии. Клиентами и партнерами MOMRI являются медиакомпании, телеканалы и информационные ресурсы, производители медиаконтента, производственные и технологические компании, исследовательские структуры.
В 2015 году было выделено отдельное исследовательское направление «ДЕТИ. ПОДРОСТКИ. МЕДИА». За три года Институт современных медиа реализовал 25 проектов, посвященных тематике детского, подросткового и молодежного медиапотребления.
Ряд исследований, проведенных Институтом, являются абсолютно уникальными. Так, при анализе проблематики мобильных игр был впервые проведен глубокий анализ мнения профессионального сообщества по тематике мобильных игр.
В 2017 году впервые в России было проведено масштабное исследование восприятия детьми VR-технологий; в нем приняли участие почти 200 детей, что является одним из самых крупных исследований на данную тему в мировом масштабе.
Проект CYBERPSY благодарит руководителя программы «Дети. Подростки. Медиа» Института современных медиа (MOMRI) Алену Короткову за предоставленные материалы.