Проблема самопрезентации, желание создать позитивное представление о себе стара как мир. Еще в Античности люди, принадлежащие к разным сословиям и разным возрастным группам, оставляли мемуары, а некоторые даже поджигали храмы (комплекс Герострата), чтобы прославиться и войти в историю.
В современном мире с помощью Интернета, это можно сделать значительно проще. Стремление к индивидуализации и самореализации в современном транзитивном мире ставит вопрос о том, каким образом соотносятся друг с другом реальное и виртуальное общение и самопрезентация.
Виртуальное пространство транзитивного общества
Говоря о психологии цифрового общества, необходимо проанализировать те вызовы, которые стоят перед нашей наукой в современном мире. Представляется, что основным вызовом и основной проблемой, встающей перед нами, становится транзитивность. Ведущими характеристиками транзитивности являются множественность социокультурных контекстов, постоянная изменчивость окружающего мира и его неопределенность.
Можно констатировать, что разные аспекты транзитивности связаны с разными трудностями для человека. Так, изменчивость и неопределенность связаны с нарушением целостности идентичности, как ее отдельных составляющих, так и временной перспективы. Множественность затрудняет выбор группы идентификации и пространства социализации. Это приводит к необходимости пересмотра понятий «идентичность» и «социализация», прежде всего, с учетом того, что в настоящее время эти процессы проходят не только в реальном, но и в виртуальном пространстве.
В настоящее время можно констатировать цивилизационные, а не только социальные изменения, что связано с появлением не просто новой техники, но новой технологии, нового технологического пространства. Новые технологии стали неотъемлемой частью жизни современных людей, причем их влияние становится все более масштабным и всеобъемлющим [Марцинковская, 2015].
Мы входим в другую эпоху, когда технологическое общество уже перешло в следующую стадию, на которой техника не является чем-то внешним для человека. Человек воспринимает машины уже не столько как механизмы, но как часть нашей среды, часто как продолжение наших психических способностей, а не только как орудия труда. Можно, видимо, говорить о том, что технические средства интериоризуются людьми, определяя специфику их восприятия мира, взаимодействия с предметами, общения с окружающими.
Современные средства связи и передвижения трансформировали и сам пространственно-временной континуум, и наше представление о нем. Нам, действительно, уже не дано предугадать результаты воздействия нашего слова, так как оно отзывается часто совершенно в другом измерении, другой части света, на другом языке.
В то же время обретение новых возможностей для саморазвития, новых вариантов и новых контекстов реального и виртуального общения, индивидуализации и социализации становятся более рельефными именно в ситуации транзитивности. Технологии и средства массовой информации в новой социальной ситуации опосредуют процесс самопрезентации и общения, порождают новые формы общения и поведения, диктуют иную систему ценностей, определяя содержание информационной социализации в подростковом и юношеском возрасте.
Изменяется коммуникативный опыт (появляются новые формы и нормы общения) [Голубева, Марцинковская, 2011; Biesanz, 2010; Astrid et al., 2006], увеличиваются возможности получения и переработки информации (разные способы презентации информации), появляются новые возможности самопрезентации (блоги, онлайн-дневники, социальные сети) и ранней профессионализации (интернет-сообщества по интересам) [Back et al., 2010; Белинская, 2013; Войскунский, 2014].
Развитие новых информационных технологий, модифицируя весь образ жизни современного человека, закономерно имеет и свои следствия для становления идентичности и самопрезентации людей. Информация помогает адекватному позиционированию в постоянно изменяющейся, неопределенной сложной системе, какой и является современная транзитивная действительность.
В то же время увеличение роли СМИ, их трансформация в один из институтов «текучей» социализации приводит к обезличенности и обобщенности поступающей информации, что часто приводит к увеличению напряженности и эмоциональному дискомфорту. Таким образом, происходит сближение информационной социализации в виртуальном и транзитивном пространствах.
Одновременно с этим происходит усиление индивидуализации процесса развития, который предполагает высокую интенциональность и вариативность в выборе самореализации. И здесь опять совпадают тенденции развития транзитивного и цифрового пространств. И в том, и в другом случае самореализация предполагает более жесткую ответственность и индивидуализацию за выбор стратегии поведения и общения.
Поэтому можно говорить о том, что существует выраженная связь между виртуальным и транзитивным пространствами [Белинская, Марцинковская, 2018]. Эта связь видна, прежде всего, с точки зрения их множественности и неопределенности, позволяя прогнозировать стили идентичности при усилении транзитивности.
Можно предположить, что наиболее адекватным для социализации в транзитивном пространстве будет информационный стиль идентичности, в то время как отсутствие четкой нормативности при многочисленных контекстах и неопределенности снизит и нормативность людей, и их стиль идентичности.
Самопрезентация в реальном и виртуальном взаимодействии
Целью самопрезентации вне зависимости от пространства взаимодействия является осознанное создание и демонстрация желаемого образа Я [Leary et al., 2001]. Не менее значимой задачей самопрезентации является поддержание позитивной самооценки [Майерс, 2010]. Многочисленные исследования показывают, что самопрезентация может детерминироваться как мотивационными, так и когнитивными факторами [Войскунский и др., 2013].
К мотивационным ученые относят стремление к власти и высоким достижениям, уровень самомониторинга, потребность в социальном признании [Gosling, Vazire, 2004; Swann, 2005; Tenney, Spellman, 2011]. Когнитивные факторы, связанные частично с уровнем самосознания, определяются сознательными, в том числе и поведенческими, усилиями, направленными на устранение диссонанса между самооценкой и социальной оценкой [Anderson et al., 2015; Friske, Taylor, 1994].
Развитие новых информационных технологий, модифицируя весь образ жизни современного человека, закономерно имеет и свои личностные следствия. Собственно, именно этот вопрос – как меняется не только характер коммуникации, но и личностные характеристики человека информационной эпохи, – практически с самого начала научного освоения данной проблематики оказывался в центре внимания исследователей [Белинская, 2015; Balsamo, 1995; Suler, 1996].
Сравнение особенностей самопрезентации в реальном и виртуальном мире показывает, что самопрезентация в социальных сетях, как правило, носит более осознанный и разнообразный характер, а ее содержание зависит от социальных норм конкретной социальной сети.
Особенно интересен то факт, что самопрезентация в виртуальном взаимодействии в большей степени способствует повышению уровня самооценки, чем при очном взаимодействии, и помогает активизации взаимодействия между пользователями [Turkle, 1997].
Эмпирическое исследование специфики самопрезентаций пользователей Instagram
Цель и задачи исследования
Целью эмпирического исследования было изучение специфики содержания и формы самопрезентаций в Instagram пользователей разных профессиональной и возрастной групп, а также анализ факторов, повышающих эффективность самопрезентации пользователей.
В процессе эмпирического исследования, которое состояло из двух этапов, было проведено изучение содержания личных страниц высокостатусных и низкостатусных пользователей сети Instagram. В одной группе были люди, различающиеся и по возрасту, и по профессиональным занятиям, в другой – популярные российские исполнители, также различающиеся по возрасту и степени востребовнности на сегодняшний день.
В числе основных задач, решаемых в данном исследовании, были следующие:
- изучение социального статуса как детерминанты самопрезентации с целью определения индикаторов эффективной самопрезентации пользователей в сети Instagram;
- поиск особенностей самопрезентации пользователей с различным уровнем социального статуса на материале фотографий в сети Instagram;
- поиск индикаторов эффективной самопрезентации в выявленных особенностях самопрезентации пользователей с различным уровнем социального статуса.
Гипотеза
Мы предположили, что существуют различия в самопрезентации пользователей с различным (низким и высоким) уровнем социального статуса. При этом существуют различия в самопрезентации пользователей с различным количеством подписчиков (большим и маленьким), так же как в самопрезентации пользователей с различным средним уровнем «лайков».
Предполагалось, что наиболее важным и эффективным инструментом в демонстрации желаемого образа Я выступают фотографии.
Мы также предположили, что для разных профессиональных и возрастных групп будут использоваться разные формы самопрезентации (фотографии, рисунки, тексты), при этом содержание информации, так же как и форма, будет различаться у высокостатусных и низкостатусных пользователей Instagram.
Выборка
Выборку составили активные пользователи сети Instagram. В первой серии среди владельцев отобранных профилей были люди в возрасте от 18 до 60 лет, средний возраст респондентов 30,4 года, 18 пользователей русские и проживают на территории России, 12 пользователей – иностранцы, проживающие преимущественно в США или Великобритании.
Высокостатусные владельцы профилей являются публичными, известными людьми и в основном относятся к представителям творческих профессий: актеры, режиссеры, модели, однако есть и исключения (политик, программист). Низкостатусные владельцы профилей имеют различный род занятий и профессии: студенты, тренеры, менеджеры, агрономы и т.д.
Во второй серии были проанализированы страницы популярных российских исполнителей в сети Instagram. Изучались посты за первое полугодие 2018 года с января по июнь включительно. Общее число страниц в Instagram – 42. Из них: 21 человек – это представители отечественного шоу-бизнеса, находящиеся в данный момент на пике своей известности, и 21 человек – это те исполнители, чья востребованность на сегодняшний день прошла свой пик и в данный момент количество концертов и упоминай в СМИ у них гораздо меньше, чем у представителей первой группы.
Результаты и обсуждение
1-я серия
Процедура и методики: выделение респондентами различных типов фотографий и степени их встречаемости в Instagram. «Какие типы фотографий, как Вам кажется, можно выделить в сети Instagram? Оцените по шкале от 1 до 5, как часто».
Всего было задано 10 возможных типов фотографий и к каждому шкала оценки; выделение экспертами 30 профилей (высокостатусных и низкостатусных пользователей по объективному параметру «известность», через согласованность оценок), анализ этих профилей по параметрам сетевого социального статуса и характеру публикуемых фотографий.
Таблица 1. Категории и подкатегории фотографий и частота их представленности в сети Instagram
No. | Категория | Частота |
1 | Я | 3,85 |
1.1. | Я-лицо (преимущественно селфи) | 4,43 |
1.2. | Я в полный рост (включение контекста) | 3,58 |
1.3. | Части тела (исключение контекста) | 3,00 |
1.4. | Профессиональные фото (нетипичный контекст) | 3,80 |
2 | Другой(ие) | 3,10 |
2.1. | Неродственник(и) | 2,74 |
2.2. | Родственник(и) | 3,46 |
3 | Я +другие | 3,19 |
3.1 | Я+друзья, знакомые | 4,08 |
3.2. | Я+семья | 2,00 |
3.3. | Пара | 3,50 |
4 | Пейзажи | 3,53 |
4.1. | Природа | 3,57 |
4.2. | Город | 3,48 |
5 | Натюрморты | 2,94 |
6 | Еда | 3,32 |
7 | Животные | 3,14 |
8 | Прочее | 1,45 |
Анализ полученных данных показал, что высокостатусные и низкостатусные пользователи различаются по таким параметрам сетевого социального статуса, как количество подписчиков и количество «лайков», но не различаются по количеству публикуемых фотографий в неделю.
Высокостатусные и низкостатусные пользователи различаются по разнообразию визуального контента: высокостатусные пользователи используют большее количество фотографий различных категорий. При этом оказалось, что высокостатусные пользователи значимо чаще публикуют фотографии категории «Я» и «Я и Другой», а низкостатусные пользователи значимо чаще используют фотографии категории «Пейзаж» и «Натюрморт».
Была также выявлена связь между количеством подписчиков и количеством публикаций и оценкой размещенных фотографий. Так, чем большее количество подписчиков имеет пользователь в Instagram, тем больше он получает «лайков» под каждой своей публикацией, а также тем больше у него количество публикаций в неделю.
Преобладание в личном профиле фотографий из категорий «Я» и «Я+Другой» значимо связано с количеством получаемых «лайков» и количеством подписчиков на профиль.
Возрастные различия касаются категорий «Другие» и «Животные» – пользователи старшего возраста включают их чаще, вне зависимости от своего статуса.
Не выявлено гендерных различий в характере публикуемых фотографий, за исключением категории «Пейзаж», более предпочитаемой мужчинами вне зависимости от статуса.
2-я серия
Изучение постов в сети Instagram методом контент-анализа. Единица анализа – фотография, размещенная пользователем на своей странице в Instagram. Фотография включает в себя содержание и текстовый комментарий. Применялся качественный и количественный анализ.
В процедуре подсчетов результатов контент-анализа использовалась формула вычисления «удельного веса» смысловых категорий А.Н.Алексеева [Алексеев, 1970]. Для обработки данных использовалась программа Microsoft Excel 2010.
В ходе исследования нами были получены следующие результаты. По категории «Работа» данные распределились следующем образом. В первой и второй группах у представителей отечественного шоу-бизнеса на первом месте фотографии и видеоматериалы в Instagram, связанные с категорией «Работа», – 50% от общей выборки. В данную категорию входят посты в Instagram, связанные с выступлениями, съемками клипа, записями песен, участием в телевизионных программах и радиоэфирами. Однако в первой группе это количество чуть больше – 57%; у второй группы – 43%. Возможно, это связано как раз со снижением востребованности данных исполнителей у публики.
На втором месте по значимости в общей выборки участников исследования находится категория «Друзья», которая составляет 23% от числа всех проанализированных постов. В категорию «Друзья» входят фотографии на ленте Instagram, связанные с новостями и информацией о жизни коллег по сцене, призывами поддержать их клип, посещением презентаций своих коллег, положительная оценка новой песни и видеоролика к ней, отзыв о концерте и т.д.
В таких фотографиях «Друзей» есть, как правило, текстовый комментарий, в котором автор поста напрямую говорит о том, что на фото или видео его друг, творчество которого ему нравится, он уважает данного артиста и признает его талант. У первой группы деятелей отечественного шоу-бизнеса категория «Друзья» составляет 52%, а у второй – 48%.
Третье место нашего контент-анализа занимает категория «Отдых». В нее вошли фото- и видеоматериалы о том, как и где наши исполнители проводят свой отдых: это, как правило, различные путешествия, не связанные с гастрольной деятельностью, отдых на природе и на море. Всего данная категория в Instagram представлена в 14,8%.
Однако если рассматривать данные контент-анализа по двум группам, то мы можем увидеть, что у более востребованных исполнителей категории «Отдых» соответствую 64% постов, а у артистов «второго эшелона» это всего лишь 36%.
Четвертое место по количеству постов в Instagram исполнителей у нас занимает категория «Личное», в общей выборке этого всего лишь 12,2 %. К ней относится информация, связанная с семьей известного артиста, и домашними животными. При этом у популярных артистов таких постов значительно меньше – 17%, а вот у менее востребованных исполнителей их намного больше – 83%.
Видимо, информацией о своей личной жизни вторая группа артистов старается компенсировать отсутствие других новостей о своей творческой деятельности.
Процентные соотношения подтверждаются данными, полученными по формуле А.Н.Алексеева, с помощью которой был вычислен «удельный вес» (УВ) каждой из смысловых категорий в контент-анализе. Результаты УВ категорий представлены в виде данных таблицы 2.
Таблица 2. Удельный вес категорий контент-анализа
Категории | A «Работа» | B «Друзья» | C «Отдых» | D «Личное» |
Общий УВ | 0,5 | 0,23 | 0,15 | 0,12 |
Группа I | 0,29 | 0,12 | 0,09 | 0,002 |
Группа II | 0,21 | 0,11 | 0,06 | 0,10 |
При этом в процессе качественной обработки данных контент-анализа Instagram известных исполнителей выяснились дополнительные интересные особенности их страниц в Интернете.
Внимание артистов первой группы пользователей сети Instagram к траурным событиям, происходившим на территории России. Это, прежде всего, пожар и гибель людей в кемеровском торговом центе «Зимняя вишня». Эта катастрофа унесла из жизни весной 2018 года 60 человек, большинство из них – дети. Слова соболезнования и поддержки на своих страницах в Instagram по поводу случившегося выразили популярные исполнители в двух группах в соотношении 25/15, разместив у себя на страницах посты траурного содержания. Они также отметили и крушение самолета АН-148 в подмосковном районе Раменское в феврале 2018 г. Об этом упоминали в своих постах участники и первой, и второй группы примерно в равном соотношении 6/5. Обе группы исполнителей также размещают у себя на странице в Instagram и посты, связанные с уходом из жизни очень известных и популярных артистов театра и эстрады: Олега Табакова; Михаила Державина; Олега Анофриева и Людмилы Сенчиной. В своих комментариях звезды отдают дань таланту этих людей.
И наконец, в отдельную категорию попадают смешные фото и видео, связанные с забавными случаями из жизни людей и животных. Как правило, такие посты собирают много лайков и веселых комментариев, а также репостов.
Выводы
В целом можно констатировать, что особенности визуальной самопрезентации в социальных сетях могут служить индикатором объективного социального статуса пользователя.
Для обеих групп одинаково максимальное стремление повысить свой статус и получть лайки. То есть практически для всех пользователей сети Instagram (и, видимо, не только для этой сети) целью самопрезентации является создание позитивного образа и повышения своего виртуального и реального статуса. При этом публикационная активность (количество фотографий и текстов) не связана с уровнем объективного социального статуса пользователя.
Общим является и сочетание фотографий и текстов в содержании самопрезентаций. В то же время у первой группы пользователей доминируют картинки, аватарки и фотографии, тексты в основном иллюстрируют представленные образы. У представителей шоу-бизнеса, напротив, ведущим является текст, иллюстрированный фотографиями.
Различия связаны и со степенью персонифицированности самопрезентаций. Для первой группы пользователей основным отличием в характере визуальных самопрезентаций высокостатусных пользователей является их большая персонификация. При этом степень персонификации визуальных самопрезентаций ведет к повышению виртуального социального статуса.
Для второй группы проблема персонификации не является ведущей, так как их подписчики точно знают, на какого исполнителя они хотят подписаться. Поэтому персонификация и наполнение страницы информацией о личной жизни, отдыхе, семье и т.д. в большей степени характерна для низкостатусных пользователей.
Главное, что объединяет самопрезентации всех пользователей, это тот факт, что различия и в фотографиях, и в текстах связаны только с высоким или низким статусом пользователей, при этом отсутствуют различия по полу и возрасту. Следовательно, можно говорить о том, что в самопрезентации, особенно виртуальной, главное – это статус, а не собственно личностные индивидуальные, половые и т.д. различия.
Финансирование
Исследование выполнено при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследования, проект 16-06-00161 «Экзогенные и эндогенные факторы информационной социализации».
Литература
- Алексеев А.Н. Опыт измерения удельного веса категорий содержания на страницах газеты. В кн.: Проблемы контент-анализа в социологии: материалы Сибирского социологического семинара. Новосибирск: Сиб. отд-ние АН СССР, 1970. С. 41–47.
- Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие. Психологические исследования, 2013, 6(30), 12.
- Белинская Е.П. Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? Психологические исследования, 2015, 8(40), 12.
- Белинская Е.П., Марцинковская Т.Д. Идентичность в транзитивном обществе: виртуальность и реальность. В кн.: Р.В. Ершова (Ред.), Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. С. 43–48.
- Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Cетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013, 10(2), 98–121.
- Войскунский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 2014, No. 2, 90–104.
- Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход. Психологические исследования, 2011, N6(20). http://psystudy.ru
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010.
- Марцинковская Т.Д. Современная психология – вызовы транзитивности. Психологические исследования, 2015, 8(42), 1. http://psystudy.ru
- Anderson C., Hildreth J.A., Howland L. Is the desire for status a fundamental human motive? A review of the empirical literature. Psychological Bulletin, 2015, 141(3), 547–601.
- Astrid S., Bernd M., Machilek F. Personality in Cyberspace: Personal Web Sites as Media for Personality Expressions and Impressions. Journal of Personality and Social Psychology, 2006, 90(6), 1014–1031.
- Back M.D., Egloff B., Gaddis S., Gosling S.D., Stopfer J.M., Schmukle S.C., Vazire S. Facebook Profiles Reflect Actual Personality. Not Self-Idelization. Psychological Science, 2010, 21(3), 372–374.
- Balsamo A. Signal to noise: On the meaning of cyberpunk subculture. In: F. Biocca, M.R. Levy (Eds.), LEA’s communication series. Communication in the age of virtual reality. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc, 1995. pp. 347–368.
- Biesanz J. The Social Accuracy Model of Interpersonal Perception: Assessing Individual Differences in Perceptive and Expressive Accuracy. Multivariate Behavioral Research, 2010, 45(5), 853–885.
- Fiske S., Taylor S. Social Cognition. New York, NY: McGraw-Hill Education, 1994.
- Gosling S., Vazire S. E-Perceptions: Personality Impressions Based On Personal Websites. Journal of Personality and Social Psychology, 2004, 87(1), 123–132.
- Leary M.R., Cottrell C.A., Phillips M. Deconfounding the effects of dominance and social acceptance on self-esteem. Journal of Personality and Social Psychology, 2001, 81(5), 898–909.
- Suler J. Cyberspace as Dream World (Illusion and Reality at the «Palace»), 1996. http://users.rider.edu/~suler/psycyber/cybdream.html
- Swann W.B. The Self and Identity Negotiation. Interaction Studies, 2005, 6(1), 69–83.
- Tenney E.R., Spellman B.A. Complex Social Consequences of Self-Knowledge. Social Psychological and Personality Science, 2011, 2(4), 343–350.
- Turkle Sh. Constructions and reconstructions of self in virtual reality: Playing in the MUDs. In: S. Kiesler (Ed.), Culture of the Internet. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1997. pp. 143–155.
Об авторах
- Елена Павловна Белинская – доктор психологических наук, профессор, кафедра социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; ведущий научный сотрудник, Лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО.
- Оксана Владимировна Гавриченко - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии личности, институт психологии имени Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия.
Смотрите также:
- Алексеева К.А. Анонимность и ее влияние на самопрезентацию личности в виртуальной реальности
- Белинская Е.П., Франтова Д.К. Активность в виртуальном взаимодействии как фактор конструирования идентичности пользователями социальных сетей: межпоколенные различия
- Федоров В.В. Структура самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях
- Шевченко И.С. Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении