Изучение навыков онлайн-коммуникации, наряду с навыками офлайн-коммуникации, стало первостепенной задачей в связи с распространением новой формы общения в академической среде, обусловленной все более частым использованием социальных сетей.
Согласно Справочнику коммуникативных навыков, при оценке компетентности необходимо учитывать реализацию трех основных групп навыков: когнитивных, технических и коммуникативных [6].
Эта «триада навыков» должна быть полной для достижения определенного уровня компетенций, т.е. базы знаний в профессии, специализированных практических приемов, необходимых для данной сферы деятельности, а также способности эффективно взаимодействовать с обществом.
В настоящее время для достижения личного и профессионального успеха профессиональные навыки или жёсткие навыки должны развиваться вместе с коммуникативными навыками, которые являются составной частью гибких навыков. Отличное владение навыками общения, особенно устного, значительно улучшает их.
Навыки устной коммуникации и презентации считаются одними из важнейших факторов, способствующими карьерному продвижению и определяющими успех или неудачу студента в будущем профессиональном росте.
Навыки, связанные с эмоциональным интеллектом, публичными выступлениями и социальным взаимодействием, стали ключевыми в процессе профессионального развития. Навыки письменной коммуникации, наличие критического мышления и навыков решения проблем также играют важную роль в формировании личности современного востребованного специалиста. Навыки эффективной коммуникации предполагают четкое выражение своего мнения и принятие мнения другого человека, иными словами ассертивность.
Оптимальная среда для обучения коммуникативным навыкам предполагает создание специальных условий обучения, автономность и саморефлексию обучающихся. Важно, чтобы университеты предлагали специальные мероприятия по развитию коммуникативных навыков студентов, чтобы они могли адаптироваться к вызовам глобализации мира [10].
Таким образом, коммуникация является важнейшим компонентом процесса академического обучения как в очном, так и в онлайн-режиме. Исследователи отмечают, что «крайне важно использовать эффективные модели онлайн-коммуникации, чтобы расширить возможности студентов и избежать негативного опыта» [11].
Перед преподавателями стоят следующие основные задачи онлайн-образования, чтобы успешно вести занятия и повышать свой профессиональный уровень; они должны демонстрировать педагогические навыки на онлайн-занятиях, выполнять управленческие функции, налаживать отношения со студентами и оказывать техническую поддержку.
Различие между навыками офлайн- и онлайн-коммуникации возникло с появлением новых способов обучения как в академической среде, так и в системе высшей школы.
Если говорить об очных курсах, которые предполагают навыки офлайн-коммуникации, то преимущество преподавателей состоит в том, что студенты находятся в одном пространстве в одно и то же время, что предоставляет множество возможностей и вариантов для взаимодействия преподавателя со студентами. Онлайн-формат требует наличие новых коммуникативных навыков, вместе с тем преподаватели ориентируются исключительно на технологии, облегчающие взаимодействие.
Очевидно, что исследователям и преподавателям необходимо задуматься о том, готовы ли студенты к общению в Интернет, и как лучше поддержать их, чтобы облегчить взаимодействие. Однако существует следующий нюанс: даже если студенты не обладают цифровой компетентностью, тот факт, что они являются «носителями цифровых технологий», облегчает их переход к онлайн-образованию и помогает им легче адаптироваться по сравнению с преподавателями.
Онлайн-коммуникация – особый вид общения, который строится на основе определённых компьютерных технологий. Цели онлайн-коммуникации многочисленны и могут быть объединены в пять категорий: развлечение, поддержание отношений, социальная компенсация, социальная интеграция и знакомство с людьми [9].
Метафорически можно сказать, что общение в Интернете похоже на общение «внутри коробки», а общение вне коробки – на общение «снаружи коробки». «Внутри коробки» означает, что мы находимся под контролем, а «вне коробки» раскрывает нас перед другими.
Онлайн-коммуникация – это специализированный тип, преимущественно технический и стандартизированный, в то время как офлайн-коммуникация - творческий и социально-эмоциональный.
Общение «лицом к лицу» является синхронным, поскольку происходит, когда коммуникант и реципиент находятся в одном и том же месте в одно и то же время. Такая форма общения позволяет коммуниканту и реципиенту замечать такие сигналы-подсказки, как выражение лица и тон голоса, что добавляет контекст к вербальному сообщению.
При общении в Интернет взаимодействующим лицам не обязательно находиться в одном и том же месте в одно и то же время, что позволяет преодолеть барьеры, присущие общению лицом к лицу. Существует личное общение, под которым понимается общение между двумя или более людьми, и неличное общение, под которым понимается общение, опосредованное технической средой.
Онлайн-коммуникация предполагает больший контроль над самопрезентацией, большую анонимность, менее воспринимаемый социальный риск, меньшую степень раскрытия и социальной ответственности перед другими по сравнению с традиционным общением «лицом к лицу» [4].
Рисунок 1 демонстрирует ключевые аспекты офлайн- и онлайн-коммуникации.
Процесс общения с учащимися в Интернет требует большего планирования, чем общение с учащимися лицом к лицу. Основное преимущество общения лицом к лицу заключается в том, что преподаватель может использовать язык тела и мимику для передачи информации учащимся. Невербальные сигналы помогают преподавателю адаптировать преподавание к потребностям учащихся.
В случае онлайн-общения у преподавателя нет возможности использовать язык тела, чтобы помочь учащимся взаимодействовать. В онлайн-общении отсутствуют естественные невербальные и экспрессивные сигналы, которые присутствуют при физическом общении «лицом к лицу». Тем не менее, онлайн-общение приносит пользу процессу преподавания и обучения в академической среде, поскольку создает реальное взаимодействие между студентами и преподавателями и способствует распространению и быстрому доступу к информации.
Виртуальное общение помогает студентам и преподавателям налаживать контакты и поддерживать связь с коллегами. Студенты имеют возможность общаться в режиме онлайн с помощью Интернета, чтобы укрепить отношения, которые они уже установили с друзьями в реальном мире.
Наряду с преимуществами, которые дает общение в Интернете, следует отметить и долгосрочные эффекты. В краткосрочной перспективе общение в Интернете может снижать или регулировать социальную тревожность, однако в долгосрочной перспективе уверенность в общении с другими людьми за пределами Интернет может быть подорвана [2].
Знание преимуществ и недостатков онлайн-коммуникации в сравнении с офлайн-коммуникацией важно для определения способов эффективного взаимодействия со студентами. Ввиду этого исследования, посвященные изучению отношения студентов к онлайн-коммуникации, становятся все более распространенными по мере использования ими сети Интернет и социальных сетей.
Если ранее основное внимание уделялось оценке навыков офлайн-коммуникации, то в последних исследованиях фокус внимания направляется на онлайн-коммуникацию в академической среде.
Целью исследования А.А. Джейхана, проведённого среди студентов, было проверить, различаются ли коммуникативные навыки, воспринимаемые испытуемыми, в зависимости от основных целей использования сети Интернет.
По результатам исследования было выявлено, что навыки эффективного общения являются необходимыми для установления эффективных межличностных отношений с людьми [3].
Есть исследования, которые акцентируют внимание на этических проблемах, связанных с онлайн-общением студентов и преподавателей в университетской среде [9]. Особый интерес представляют исследования, направленные на измерение корреляций между предпочтениями онлайн-коммуникации и социальными навыками, также, как и различными измерениями личности.
Согласно полученным результатам, участники, предпочитающие онлайн-коммуникацию, воспринимались как менее социально подкованные, чем те, кто предпочитал взаимодействие лицом к лицу. Онлайн-взаимодействие предпочитают люди, которым не хватает навыков самопрезентации, что может привести к увеличению компульсивного использования сети Интернет, вызывающего негативные последствия.
Отсутствие социальных навыков может предрасполагать человека к развитию предпочтения коммуникации в сети Интернет. Также была обнаружена умеренная положительная связь между предпочтением онлайн-взаимодействия и желанием знакомиться с людьми, выражать свои чувства и мнения [8].
Уделим особое внимание исследованию, проводившемуся в университете Василе Александри г. Бакэу. Целью исследования являлось выявление различий между навыками онлайн- и офлайн-коммуникации у студентов.
В исследовании приняли участие 402 студента бакалавриата и магистратуры различных направлений подготовки, таких как педагогические науки, филология, коммуникации и связи с общественностью. Также были рассмотрены различия между студентами, готовящимися к педагогической деятельности, и студентами, не участвующими в программе психолого-педагогической подготовки [1].
Подавляющее большинство участников составили женщины (90%) в возрасте от 19 до 25 лет (43%). Распределение по месту жительства было (следующим): 60% студентов – городские жители, 40% - сельские. Большинство участников были студентами бакалавриата (75%), меньше – магистратуры (25%). Кроме того, большинство ответили, что готовились к преподавательской деятельности (76% против 24%).
Оценка проводилась на основе шкалы навыков онлайн- и офлайн-общения, включающей четыре компонента: общительность, декодирование эмоций, самораскрытие и ассертивность (шкала Манцураниса).
Выбор шкалы обусловлен ее понятностью с точки зрения онлайн- и офлайн-измерений, необходимых для формирования коммуникативных навыков у подростков и молодых людей.
Результаты статистического анализа, проведенного с целью определения наличия значимых различий в коммуникативных навыках студентов при онлайн- и офлайн-типах обучения, показал, что по всем четырем конструктам наблюдались значимые различия.
Значимые различия наблюдались в основном между студентами бакалавриата и магистратуры, где студенты бакалавриата показали более высокие средние ранги по конструктам «Общительность и распознавание эмоций в онлайн- и офлайн-режимах», «Ассертивность в режиме онлайн» и «Самораскрытие в режиме офлайн».
Анализ статистических данных позволил получить следующие результаты: значимо более высокая общительность в онлайне; значимо более высокая ассертивность в онлайне; значимо более высокое обнаружение эмоций в офлайне; значимо более высокое самораскрытие в офлайне; студенты бакалавриата имеют значимо более высокие онлайн-навыки, чем студенты магистратуры; существует множество различий между различными специальностями.
В целом по результатам прослеживается тенденция к восприятию очного (офлайн) обучения как более позитивного, чем онлайн-обучение, с точки зрения социального присутствия, взаимодействия, удовлетворенности и общего качества. Несмотря на то, что онлайн-занятия могут быть удобны с точки зрения экономии времени, и преподаватели, и студенты считают их менее эффективными и структурированными по сравнению с аудиторным обучением.
Студенты сочли образовательный процесс в онлайн-формате менее ценным, чем традиционный очный. Студенты предпочитают использовать электронные учебные платформы в сочетании с традиционным очным обучением для облегчения образовательного процесса.
Кроме того, данные исследования свидетельствуют о значительно более высоком уровне онлайн-ассертивности у студентов университета, демонстрируя тот факт, что те студенты, которые чаще участвуют в онлайн-деятельности, демонстрируют значительно более высокий уровень ассертивности.
Еще одно следствие касается того, как коммуникативные навыки студентов влияют на будущий процесс эффективной профессиональной интеграции. Нереалистичная оценка студентами навыков онлайн-коммуникации может повлиять на их доступ к различным профессиям, связанным с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также на эффективность принятия образовательных решений.
Все это свидетельствует о важности оценки навыков онлайн-коммуникации студентов вузов для выявления уровня ассертивности и общительности в онлайн-среде на групповом уровне [5].
Результаты исследования, предложенного Л. Юраковичем и др., свидетельствуют о положительном отношении студентов к общению с преподавателями в рамках онлайн-обучения. Объяснение такого положительного отношения связано с навыками преподавателей университетов в области онлайн-преподавания, а также с цифровыми навыками и компетенциями студентов в результате использования социальных сетей [7].
Изучив иноязычные статьи на тему анализа проведённых исследований, авторы могут сделать следующие умозаключения. В условиях всепоглощающей информатизации, цифровизации и глобализации общества нарастает естественная необходимость в более широком использовании сети Интернет для коммуникации.
Онлайн-общение продиктовано и удобством, к нему зачастую прибегают, даже находясь в общем физическом пространстве, будь то стены одной организации, аудитория в университете либо проживание в одном городе, где личная встреча также имеет место быть.
В целом наблюдается тенденция к отдаче предпочтения средствам онлайн-коммуникации среди студентов нового поколения. Наблюдается дисбаланс между стремление к такому формату взаимодействия среди студентов и отсутствием эффективных инструментов для его реализации с точки зрения комфорта общения в этой среде и достижения целей коммуникации между общающимися.
В связи с этим встаёт острая необходимость в формировании навыков не только офлайн, но и онлайн-коммуникации. Развитие навыков онлайн-коммуникации позволит студентам общаться в сети более эффективно и разумно комбинировать онлайн- общение с офлайн-коммуникацией ввиду того, что оба формата имеют свои характерные преимущества.
Литература
- Caplan S.E. A social skill account of problematic Internet use. [Электронный ресурс] // Journal of Communicationsю 2005. Vol. 55. No. 4. P. 721–736. DOI: 10.1111/j.1460-2466.2005.tb03019.x.
- Caplan S.E. Preference for online social interaction: A theory of problematic internet use and psychosocial well-being // Communication Research. 2003. Vol. 30 (6). P. 625–648. DOI: 10.1177/0093650203257842.
- Ceyhan A.A. University Students’ Problematic Internet Use and Communication Skills according to the Internet Use Purposes // Educational Sciences: Theory & Practice. 2011. Vol. 11(1). P. 69–77.
- Esfandiari N.; Nouri A.; GolparvarM., Yarmohammadian, M.H. The relationship between social anxiety and online communication among adolescents in the city of Isfahan, Iran // International Journal of Preventive Medicine. 2013. Vol. 4(4). P. 390–395.
- Evaluation of Online and Offline Skills in Higher Education. [Электронный ресурс] // MDPI Open Journal Access. URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/14/24/17039 (дата обращения: 09.09.2023).
- Hargie O. The Handbook of Communication Skills. Routledge: New York, NY, USA, 2019.
- Juraković L.; Tatković, S.; Radulović, P. Students’ Attitudes Towards Online Teaching and Communication During the Coronavirus Pandemic // Journal of Learning Development. 2022. Vol. 9(2). P. 253–266. DOI: 10.56059/jl4d.v9i2.619.
- Mâţă L. Ethical Rules of Online Communication Between University Teachers and Students // Ethical Use of Information Technology in Higher Education (Mâță L. Ed). Springer: Singapore, 2022. H. 99–112.
- Peter J., Valkenburg P.M., Schouten A.P. Characteristics and motives of adolescents talking with strangers on the Internet // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2006. Vol. 9(5). P. 526–530. DOI: 10.1089/cpb.2006.9.526.
- Sabbah S., Hallabieh F.; Hussein O. Communication Skills among Undergraduate Students at Al-Quds University // World Journal of Education. 2020. Vol. 10. No. 6. P. 136–142. DOI: 10.5430/WJE.V10N6P136.
- Vlachopoulos D., Makri A. Online communication and interaction in distance higher education: A framework study of good practice // International Review of Education. 2019. No. 65. P. 605–632. DOI: 10.1007/s11159-019-09792-3.
Об авторах
- Виолетта Евгеньевна Дмитренко — старший преподаватель кафедры английского языка гуманитарных факультетов факультета социокультурных коммуникаций, Белорусский государственный университет (БГУ), Минск, Беларусь.
- Наталья Михайловна Плескачева — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогического мастерства, ГУО «Республиканский институт высшей школы» (РИВШ), Минск, Беларусь.
Смотрите также: