Гордеева А. В. Влияние уровня владения информационными технологиями на восприятие компьютера пользователями

Г

В работах О.К. Тихомирова, А. Е Войскунского и других исследователей рассматриваются два вида взаимодействия: общение между людьми, опосредствованное информационными технологиями, и общение человека с компьютером как со специфическим «партнером». Авторы отмечают трансформацию «образа партнера» по общению и возникновение феномена персонификации (анимизации) компьютера как явление, имеющее амбивалентный характер, проявляющееся как в позитивном, так и негативном планах.

Создание персонифицированного образа компьютера может быть признанным целесообразным в обучении, на начальных стадиях освоения компьютера [6].

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии показано, что степень персонификации в основном зависит от стажа работы на ПК, субъективной оценки своей компетентности или статуса, личностных качеств пользователей (интровертности-экстравертности), антропоморфных особенностей программного интерфейса и др. [1,5].

Целью данного исследования явилось изучение влияние на степень персонификации уровня владения информационными технологиями (ИТ).

Проведенный дисперсионный анализ показал, что данная зависимость существует и значима на 1% уровне (объем выборки составил 569 чел.).

Рассматривая диалог человека с компьютером, мы опирались на методологический принцип общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разрабатываемый А.В. Брушлинским, Б.Ф. Ломовым, В.Н.Мясищевым, который был развит А.Е. Войскунским для общения, опосредствованного информационными технологиями [2]. Персонификация компьютера рассматривалась как динамичный процесс, включающим в себя обратную связь с элементами коммуникации и взаимодействия от объекта восприятия (компьютера) к субъекту (пользователю).

Исходя из приведенных выше соображений, были выделены основные категории структуры восприятия образа компьютера: субъектность, коммуникативность, лидерство, активность и эмоциональное отношение к нему.

Для исследования процесса персонификации ПК были разработаны две психодиагностические методики субъект-объектного образа компьютера: первая на основе контент-аналитического метода, включающая стандартную процедуру опроса и компьютеризированную систему обработки и анализа результатов; вторая — стандартизированный вариант опросника (МИОК), прошедший психометрическую процедуру проверки, также имеющий компьютерную форму обработки результатов [3,4].

С помощью методики контент-аналитического исследования образа компьютера были получены материалы, преимущественно отражающие содержательный образ компьютера; методика МИОК позволила изучить особенности персонификации для различных категорий пользователей; выявить влияние на степень персонификации различных факторов: профессии, пола, возраста, образования, уровня владения ИТ, наличия компьютера дома, а также некоторых личностных характеристик человека.

Сравнивая полученные кривые средних оценок субъектности и объектности, можно отметить их сходство: наблюдаемые зависимости не линейны, имеются две точки перегиба, которые характерны для одинаковых уровней владения ИТ.

Субъектность и объектность снижается с приобретением опыта работы на компьютере; при этом у любителей они ниже, чем у новичков. Затем у пользователей происходит опять рост как субъектности, так и объектности, причем этот второй пик кривой выше, чем у новичков.

У профессиональных пользователей — программистов, специалистов по информационным технологиям, субъектные и объектные характеристики компьютера значительно ниже всех остальных.

Отметим и то, что роста объектности восприятия компьютера у профессиональных пользователей не наблюдается, по существу он соответствует показателю новичков.

Зависимости коммуникативности и реципиентности от уровня владения ИТ близки к линейным, однако для показателя коммуникативности наблюдается обратная зависимость, а для реципиентности — прямая.

Это указывает на то, что с ростом опыта и навыков работы на компьютере, профессионализма в информационных технологиях снижается восприятие компьютера, как коммуникатора и повышаются его реципиентные характеристики.

Зависимость лидерства человека в диалоге с компьютером носит линейный характер: чем выше уровень владения испытуемых ИТ, тем больше они оценивают степень лидерства человека в диалоге с компьютером. Эта тенденция подтверждается и обратной зависимостью лидерства компьютера от уровня владения ИТ. Также линейно уменьшается оценка активности компьютера с опытом пользователя ПК.

Кривая положительных эмоций имеет такой же вид, как и кривая субъектности. При этом более высокий уровень положительных эмоций отмечается у категории «новичков» и «пользователей», то есть у тех, у кого выше уровень персонификации.

Заметим, что уровень отрицательных эмоций существенно выше у пользователей. Это, по-видимому, связано с тем, что уровень эмоционального восприятия компьютера соответствует уровню персонификации компьютера.

Таким образом, среди пользователей разного уровня владения ИТ существует выраженная тенденция к персонификации компьютера.

Следует отметить, что этот феномен имеет место вне зависимости от его поддержки со стороны существующих информационных технологий, поэтому игровые, обучающие и прикладные программы, экспертные системы, базы данных и операционные системы в той или иной мере способствуют появлению персонификации компьютера. Полученные зависимости согласуются с исследованиями [1,5].

Обсуждая данные о большей выраженности уровня персонификации у новичков и пользователей, чем у любителей и профессионалов, можно предположить, что для новичков персонификация является спонтанной реакцией на частое «непонимание» компьютера и «непредсказуемость» его поведения и может выражаться в переживании чувства неполноценности по отношению к нему или в сверхдоверии к его «интеллекту».

Этим же можно объяснить и высокую оценку коммуникативности и лидерства компьютера в диалоге. В свою очередь, относительно невысокие показатели субъектности для любителей могут объясняться тем, что они уже не так наивны, как новички, не испытывают страх и тревогу перед возможным возникновением неполадок и затруднений, но еще недостаточно опытны, чтобы оценить «интеллект» машины, его способность решать сложные задачи.

Если к тому же допустить, что персонификация компьютера позволяет «разделять» ответственность за решение задач между человеком и «партнером по работе», то, как отмечает А.А.Белышкин, любители «недостаточно опытны, чтобы выработать специальные механизмы делегирования ответственности».

Пользователи в большей степени реализуют эту функцию в позитивном свете, персонификация является для них в определенной мере произвольным целенаправленным процессом, так как, имея значительный опыт решения прикладных задач с помощью компьютера, они достаточно адекватно оценивают «интеллект» ПК, понимая то, чтобы вести с ним диалог, надо познать его «логику».

Языки общения с ПК профессиональных пользователей более специфичны: они общаются с компьютером не с помощью естественного языка прикладных программ, а на языке программирования низкого или высокого уровня, потребность в интеллектуальном интерфейсе у них ниже, чем у всех остальных пользователей. Это приводит к тому, что профессиональные пользователи в меньшей степени ориентированы на эффект антропоморфизации, что и приводит к менее выраженной персонификации ПК.

В работе профессиональных пользователей компьютер в большей мере воспринимается как средство для создания новой реальности. В этой связи можно согласиться с выводами А.А.Долныковой и Н.В.Чудовой, которые полагают, что, чем меньше человек знаком с информационными технологиями, тем больше он склонен воспринимать компьютер как партнера, поэтому для программистов уже «не компьютер выступает как нечто не совсем понятное и труднопредсказуемое, а тот мир, который возникает в нем по воле человека, оказываясь всегда новым и неожиданным» [5, с.12].

При рассмотрении структуры восприятия образа компьютера полагаем необходимым отметить следующие особенности. С ростом опыта работы на компьютере усиливается его реципиентность и снижается коммуникативность, растет лидерство человека, снижается лидерство компьютера.

Большая персонификация компьютера вызывает и большее эмоциональное восприятие партнера по общению, причем как положительное, так и отрицательное.

Среди пользователей разного уровня владения ИТ вне зависимости от вида программ, которые они используют, существует довольно выраженная тенденция к персонификации ПК.

Степень субъектности и объектности компьютера представляет собой нелинейную зависимость, где наиболее выраженный уровень персонификации наблюдается у новичков и пользователей, чем у любителей и профессионалов.

Для новичков характерна высокая оценка коммуникативности и лидерства компьютера в диалоге. Персонификация для них возникает чаще всего как спонтанная реакция на «непредсказуемость» и «непонятливость» системы.

Для любителей меньшая персонификация связана с тем, что они уже не так неопытны, как новички, но еще и не способны оценить «интеллект» компьютера так, как его оценивают пользователи.

Для пользователей персонификация является целенаправленным процессом, так как здесь наблюдается своеобразное разделение ответственности с ПК, который уже рассматривается пользователем как реально существующий партнер.

Для пользователей-профессионалов наблюдается слабо выраженная персонификация, они рассматривают компьютер в качестве средства для создания новой реальности.

Литература

  1. Белышкин А.А. Особенности субъективных представлений о работе с компьютером у разных категорий пользователя // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. — 2000. — № 3. — С.82−93.
  2. Войскунский А.Е. Преобразование общения, опосредствованного компьютером: Дис… канд. психол. наук: 19.00.01. — М., 1990. — 187с.
  3. Гордеева А.В. Психологические особенности персонификации компьютера у различных категорий пользователей // Психологія у сучасному вимірі: теорія і практика: Матеріали І V Харківських Міжнародних психологічних Читань. — Вісник ХДУ. Сер. Психологія, політологія. — 2002
  4. Гордеева А.В. До питання про персоніфікацію комп’ютера в інформаційних навчальних системах // Теоретико-методологічні проблеми генетичної психології: Матер. Міжнар. наук. конф. 17−18 грудня 2001 р. — Т. II. — К.: Міленіум, 2002. — С.76−80.
  5. Долныкова А.А., Чудова Н.В. Психологические особенности суперпрограммистов // Психол. журн. — 1997. — Т.18, № 1. — С.113−121.
  6. Машбиц Е.И., Андриевская В.В., Комиссарова Е.Ю. Диалог в обучающей системе. — Киев: Вища школа, 1989. — 205 с.

Источник: Гордеева А.В. Влияние уровня владения информационными техноло­гиями на восприятие компьютера пользователями // Психологія у XXI столітті: Матеріали Костюківських читань (28−29 січня 2003 р.). -Т.1. -К.: Міленіум, 2003. — С.68−72.

Об авторе

Гордеева Алла Валериановна — кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и социальной работы Донецкого института последипломного образования инженерно-педагогических работников АПН Украины. Член правления РАПД.
Сфера научных интересов: психология компьютеризации (психология Интернета, психология компьютерных игр, взаимодействие человека с ПК, компьютерная психодиагностика), психология управления, организационная психология.
Практическая работа: разработка компьютерных психодиагностических методик.

Категории

Метки

Публикации

Общение

Cyberpsy.ru - первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии.
Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.