Кузьмина К.Е. Влияние компьютеризированной деятельности на межличностные отношения в юношеском возрасте

К

Тео­ре­ти­че­ский ана­лиз под­хо­дов к иссле­до­ва­нию вопро­са о вли­я­нии ком­пью­те­ри­зи­ро­ван­ной дея­тель­но­сти на пси­хи­ку пока­зал, что ком­пью­тер­ные тех­но­ло­гии явля­ют­ся новым сред­ством (ору­ди­ем) опо­сре­до­ва­ния дея­тель­но­сти, а сама ком­пью­те­ри­зи­ро­ван­ная дея­тель­ность высту­па­ет сред­ством опо­сре­до­ва­ния внут­рен­не­го мира чело­ве­ка, его миро­вос­при­я­тия и миро­ощу­ще­ния, что нахо­дит отра­же­ние в свое­об­раз­ной кар­тине мира про­фес­си­о­наль­ных поль­зо­ва­те­лей ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий, сво­е­го рода «ком­пью­тер­ном созна­нии» (Тихо­ми­ров O.K., 1993).

Высту­пая одно­вре­мен­но внеш­ним и внут­рен­ним пси­хо­ло­ги­че­ским ору­ди­ем, ком­пью­тер­ные тех­но­ло­гии изме­ня­ют пси­хо­ло­ги­че­ские харак­те­ри­сти­ки само­го субъ­ек­та ком­пью­те­ри­зи­ро­ван­ной дея­тель­но­сти на уровне субъ­ек­та дея­тель­но­сти, субъ­ек­та позна­ния, субъ­ек­та обще­ния, вызы­вая раз­лич­но­го рода изме­не­ния (линей­ные и нели­ней­ные, пози­тив­ные и нега­тив­ные, суще­ствен­ные и несу­ще­ствен­ные) в позна­ва­тель­ной, моти­ва­ци­он­ной, эмо­ци­о­наль­ной сфе­рах личности.

В част­но­сти, ком­пью­те­ри­за­ция созда­ет спе­ци­фи­че­ское про­стран­ство соци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия юно­ши или под­рост­ка, вклю­чен­но­го в ком­пью­те­ри­зи­ро­ван­ную деятельность.

Совре­мен­ные ком­пью­тер­ные тех­но­ло­гии созда­ют усло­вия для более ран­не­го по срав­не­нию со сверст­ни­ка­ми вклю­че­ния юно­ши и под­рост­ка в соци­аль­ную дея­тель­ность: ком­пью­тер - совре­мен­ное ору­дие тру­да, совре­мен­ное ору­дие про­из­вод­ства, кото­рым уже вла­де­ет под­ро­сток, юно­ша; посред­ством Интер­не­та тот же юно­ша, под­ро­сток может участ­во­вать в эко­но­ми­че­ской, куль­тур­ной, поли­ти­че­ской, науч­ной и др. жиз­ни общества.

В ком­пью­те­ри­зи­ро­ван­ной дея­тель­но­сти у него фор­ми­ру­ют­ся свой­ства чело­ве­ка-дея­те­ля, что свя­за­но с очень высо­ким уров­нем про­цес­сов моде­ли­ро­ва­ния, целе­по­ла­га­ния, пла­ни­ро­ва­ния и кон­тро­ля при «пере­во­де» прак­ти­че­ской зада­чи на язык ком­пью­тер­ных технологий.

Все это спо­соб­ству­ет более ран­не­му овла­де­нию соци­аль­ны­ми вида­ми дея­тель­но­сти под­рост­ка­ми и юно­ша­ми, актив­но вклю­чен­ны­ми в ком­пью­те­ри­зи­ро­ван­ную деятельность.

Ока­зы­вая раз­ви­ва­ю­щее воз­дей­ствие на интел­лек­ту­аль­ные спо­соб­но­сти, спо­соб­но­сти к дея­тель­но­сти, ком­пью­те­ри­зи­ро­ван­ная дея­тель­ность может подав­лять сфе­ру меж­лич­ност­но­го вза­и­мо­дей­ствия, огра­ни­чи­вая реаль­ные соци­аль­ные контакты.

Чрез­мер­ное пре­бы­ва­ние за ком­пью­те­ром в ущерб все­му осталь­но­му, труд­но­сти в уста­нов­ле­нии и под­дер­жа­нии меж­лич­ност­ных отно­ше­ний из-за осо­бен­но­стей миро­вос­при­я­тия и позна­ва­тель­ных про­цес­сов, обу­слов­лен­ных вза­и­мо­дей­стви­ем с вир­ту­аль­ной реаль­но­стью ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий, при­во­дят к упро­ще­нию систе­мы отно­ше­ний «чело­век - чело­век» у юно­шей и под­рост­ков, вклю­чен­ных в ком­пью­те­ри­зи­ро­ван­ную деятельность.

В лич­ност­ном раз­ви­тии у них пре­об­ла­да­ют харак­те­ри­сти­ки чело­ве­ка-дея­те­ля и пло­хо раз­ви­ты свой­ства чело­ве­ка-субъ­ек­та соци­аль­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний, в част­но­сти, навы­ки интим­но-лич­ност­но­го вза­и­мо­дей­ствия, опи­ра­ю­ще­го­ся на аффек­тив­ную сферу.

Иссле­до­ва­ние кате­го­ри­аль­ных струк­тур созна­ния (мето­дом лич­ност­но­го семан­ти­че­ско­го диф­фе­рен­ци­а­ла), опре­де­ля­ю­щих смыс­ло­вые уста­нов­ки по отно­ше­нию к дру­го­му как к парт­не­ру по вза­и­мо­дей­ствию-обще­нию, выяви­ло мень­шую зна­чи­мость навы­ков соци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия для опыт­ных поль­зо­ва­те­лей ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий по срав­не­нию со сверстниками.

Они менее осве­дом­ле­ны во всех тон­ко­стях чело­ве­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний, все про­ис­хо­дя­щее склон­ны оце­ни­вать логи­че­ски, раци­о­наль­но, с помо­щью мыс­ли­тель­ных опе­ра­ций, что не все­гда при­ем­ле­мо для меж­лич­ност­ных отношений.

У опыт­ных поль­зо­ва­те­лей ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий вос­при­я­тие и пони­ма­ние дру­го­го и вза­и­мо­дей­ствие с ним под­чи­ня­ют­ся цен­ност­ной ори­ен­та­ции лич­но­сти на актив­ное дости­же­ние в дея­тель­но­сти, а у неопыт­ных поль­зо­ва­те­лей ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий - цен­ност­ной ори­ен­та­ции на про­дол­же­ние отношений.

В цен­ност­ном обра­зе дру­го­го у опыт­ных поль­зо­ва­те­лей ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий доми­ни­ру­ют дело­вые каче­ства, ори­ен­та­ция на успех и дости­же­ние, актив­ность, интел­лект, высту­пая основ­ным регу­ля­то­ра­ми меж­лич­ност­ных отно­ше­ний, что выра­жа­ет­ся в фор­ме их чув­стви­тель­но­сти к оцен­ке обра­за дру­го­го, преж­де все­го, как субъекта-деятеля.

Сла­бая диф­фе­рен­ци­а­ция ком­по­нен­тов эмо­ци­о­наль­но-чув­ствен­ной сфе­ры при кате­го­ри­за­ции дру­го­го сви­де­тель­ству­ет о низ­ком уровне рефлек­сии и осо­знан­но­сти дан­ной сфе­ры чело­ве­че­ско­го бытия, вырож­де­нии её регу­ля­тив­ной функ­ции. В орга­ни­за­ции меж­лич­ност­но­го вза­и­мо­дей­ствия, явля­ю­ще­го­ся в юно­ше­ском и под­рост­ко­вом воз­рас­тах осо­бым усло­ви­ем и осно­вой инди­ви­ду­аль­ной про­ра­бот­ки жиз­нен­но­го опы­та, сни­жа­ет­ся роль эмо­ци­о­наль­но-чув­ствен­но­го компонента.

Выше опи­сан­ные осо­бен­но­сти созна­ния опыт­ных поль­зо­ва­те­лей ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий вли­я­ют на осво­е­ние и пони­ма­ние ими соци­аль­но-нор­ма­тив­ных отно­ше­ний в целом. Так, напри­мер, изме­ня­ют­ся поло­ро­ле­вой ком­по­нент соци­а­ли­за­ции, обще­ние со сверст­ни­ка­ми, про­фес­си­о­наль­ное само­опре­де­ле­ние, выбор спо­со­бов дости­же­ния целей инди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия и др.

Выше ска­зан­ное поз­во­ля­ет сде­лать вывод о том, что ком­пью­те­ри­зи­ро­ван­ная дея­тель­ность высту­па­ет новым суще­ствен­ным усло­ви­ем соци­а­ли­за­ции лич­но­сти, кото­рое реаль­но может высту­пить в роли осо­бо­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го фак­то­ра, дей­ствие кото­ро­го зада­ет ряд пер­спек­тив и огра­ни­че­ний в лич­ност­ном развитии.

Источ­ник: 3-я Рос­сий­ская кон­фе­рен­ция по эко­ло­ги­че­ской пси­хо­ло­гии (15-16 сен­тяб­ря 2003 г., Москва) // Сек­ция 10. Пси­хо­ло­ги­че­ские аспек­ты Интер­нет-сре­ды. Доклад.

Об авторе

Кузь­ми­на К.Е. - Смо­ленск, СГПУ, асси­стент кафед­ры пси­хо­ло­гии, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук.

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest