Бондаренко С.В. Модель социализации пользователей в киберпространстве

Б

Про­цес­сом соци­а­ли­за­ции поль­зо­ва­те­лей в кибер­про­стран­стве назо­вём осво­е­ние поль­зо­ва­те­ля­ми тех­но­ло­гий меж­лич­ност­ной ком­му­ни­ка­ции, соци­аль­ной нави­га­ции и пра­вил пове­де­ния в ком­пью­тер­ных сетях, а так­же соци­аль­ных норм, цен­но­стей и роле­вых тре­бо­ва­ний, суще­ству­ю­щих как в кон­крет­ных вир­ту­аль­ных сете­вых сооб­ще­ствах, так и в соци­аль­ной общ­но­сти кибер­про­стран­ства в целом. Далее мы осу­ще­ствим экс­пли­ка­цию при­ве­дён­ной дефи­ни­ции и пред­ло­жим кон­цеп­ту­аль­ную схе­му социализации.

Пер­вое зна­ком­ство лич­но­сти с соци­аль­ной реаль­но­стью кибер­про­стран­ства осу­ществ­ля­ет­ся в про­цес­се пер­вич­нойсоци­а­ли­за­ции. Про­цесс пер­вич­ной соци­а­ли­за­ции в свою оче­редь раз­де­лим на два эта­па: архе­ти­пи­че­ский и инстру­мен­таль­но-когни­тив­ный.

В отли­чие от пер­вич­ной соци­а­ли­за­ции в оффлайне, кото­рая начи­на­ет­ся с момен­та рож­де­ния ребён­ка (для кото­ро­го окру­жа­ю­щий мир изна­чаль­но явля­ет­ся соци­аль­ной реаль­но­стью), ниж­ний воз­раст­ной порог пер­вич­ной соци­а­ли­за­ции в кибер­про­стран­стве уста­но­вить прак­ти­че­ски невоз­мож­но. Послед­ний тезис объ­яс­ня­ет­ся доста­точ­но про­сто - про­цесс пер­вич­ной соци­а­ли­за­ции начи­на­ет­ся с момен­та полу­че­ния акто­ром пер­вич­ной инфор­ма­ции о суще­ство­ва­нии кибер­про­стран­ства (ком­пью­те­ров, аппа­ра­тов сото­вой свя­зи и дру­гих ана­ло­гич­ных тех­ни­че­ских арте­фак­тов), сам же момент пер­вич­но­го инфор­ми­ро­ва­ния зави­сит от мно­же­ства соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских и поли­ти­че­ских факторов.

На архе­ти­пи­че­ском эта­пе пер­вич­ной соци­а­ли­за­ции субъ­ек­тив­ная реаль­ность кибер­про­стран­ства фор­ми­ру­ет­ся у чело­ве­ка на осно­ве куль­тур­ных арте­фак­тов: зна­ком­ства с пуб­ли­ка­ци­я­ми СМИ, реклам­ны­ми объ­яв­ле­ни­я­ми, кино­филь­ма­ми, кни­га­ми, игруш­ка­ми, рас­ска­за­ми дру­гих акто­ров и т.п. При этом про­цесс интер­на­ли­за­ции про­ис­хо­дит исклю­чи­тель­но на осно­ве вос­при­я­тия соци­аль­ных мифов, свя­зан­ных с функ­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем кибер­про­стран­ства, а в каче­стве аген­тов соци­а­ли­за­ции высту­па­ют - сверст­ни­ки, роди­те­ли, пре­по­да­ва­те­ли соот­вет­ству­ю­щих учеб­ных дис­ци­плин и дру­гие акто­ры. Соци­аль­ные мифы ком­пен­си­ру­ют акто­ру нехват­ку базо­вых зна­ний о соци­аль­ных отно­ше­ни­ях в кибер­про­стран­стве, а так­же спо­соб­ству­ют фор­ми­ро­ва­нию моти­вов про­дол­же­ния про­цес­са социализации.

Про­цесс соци­а­ли­за­ции на этом уровне заклю­ча­ет­ся в кон­стру­и­ро­ва­нии буду­щей вир­ту­аль­ной иден­тич­но­сти в про­цес­се когни­тив­ной инте­гра­ции лич­но­сти буду­ще­го поль­зо­ва­те­ля с роля­ми тех или иных субъ­ек­тов, дей­ству­ю­щих в кибер­про­стран­стве. Пове­де­ние эго обра­зу­ет систе­му вза­им­но свя­зан­ных ролей и ожи­да­ний кон­так­та с вир­ту­аль­ной сре­дой, а в неко­то­рых слу­ча­ях и соот­вет­ству­ю­щих соци­аль­ных санкций.

Мож­но пред­по­ло­жить, что усво­е­ние зна­ний и навы­ков от ука­зан­ных выше аген­тов соци­а­ли­за­ции высту­па­ет в каче­стве глав­но­го обу­ча­ю­ще­го меха­низ­ма пере­да­чи тех­ни­че­ских зна­ний, а так­же куль­тур­ных пат­тер­нов. Имен­но на этом эта­пе поль­зо­ва­тель пер­во­на­чаль­но зна­ко­мит­ся с соци­аль­ны­ми нор­ма­ми, дей­ству­ю­щи­ми в кибер­про­стран­стве, а так­же усва­и­ва­ет базо­вые эле­мен­ты сете­вой этики.

Реша­ю­щая же роль в фор­ми­ро­ва­нии соци­аль­ных мифов на архе­ти­пи­че­ском эта­пе при­над­ле­жит сред­ствам мас­со­вой инфор­ма­ции, на прак­ти­ке реа­ли­зу­ю­щим функ­цию обще­ствен­но­го кон­стру­и­ро­ва­ния соци­аль­ной мифо­ло­гии кибер­про­стран­ства. Тем самым СМИ фак­ти­че­ски ока­зы­ва­ют суще­ствен­ное вли­я­ние на про­цесс пер­вич­ной соци­а­ли­за­ции, в ходе кото­ро­го про­ис­хо­дит кон­стру­и­ро­ва­ние мира вир­ту­аль­ной реаль­но­сти на уровне лич­но­сти. Созда­ва­е­мая при этом плю­ра­ли­стич­ная реаль­ность носит отчет­ли­во выра­жен­ный фраг­мен­тар­ный харак­тер и лич­ность, в силу име­ю­ще­го­ся у неё когни­тив­но­го опы­та, интер­на­ли­зи­ру­ет широ­ко рас­про­стра­нён­ные в обще­ствен­ном созна­нии моде­ли цен­ност­ной ори­ен­та­ции пове­де­ния в киберпространстве.

Важ­но отме­тить, что архе­ти­пи­че­ский этап про­цес­са соци­а­ли­за­ции изна­чаль­но при­сущ кибер­про­стран­ству. Ещё до появ­ле­ния ком­пью­те­ров, гло­баль­ных ком­пью­тер­ных сетей, сетей сото­вой свя­зи, а так­же иных про­грамм­ных и тех­ни­че­ских арте­фак­тов мифо­ло­ги­че­ский образ вир­ту­аль­ной сре­ды созда­вал­ся в рабо­тах писа­те­лей-фан­та­стов, про­гно­зи­ро­вал­ся в науч­ных публикациях.

Таким обра­зом, буду­щие поль­зо­ва­те­ли ком­пью­те­ров в сво­ём созна­нии осу­ществ­ля­ли соци­аль­ное кон­стру­и­ро­ва­ние субъ­ек­тив­ной реаль­но­сти ново­го чело­ве­ко-машин­но­го мира, при­ход кото­ро­го толь­ко ожидался.

Соци­аль­ная реаль­ность в кибер­про­стран­стве все­гда явля­ет­ся такой, какой её интер­пре­ти­ру­ют пользователи.

Вме­сте с тем един­ство сете­во­го соци­у­ма по пово­ду «общей» для всех соци­аль­ной реаль­но­сти осно­ва­но на том, что поль­зо­ва­те­ли в про­цес­се соци­а­ли­за­ции усво­и­ли общую точ­ку зре­ния на боль­шин­ство типов интерак­ций, осу­ществ­ля­е­мых в вир­ту­аль­ной сре­де. Усво­е­ние общей точ­ки зре­ния на соци­аль­ную реаль­ность кибер­про­стран­ства начи­на­ет­ся с момен­та пер­во­го вза­и­мо­дей­ствия инди­ви­да с новой для него ком­му­ни­ка­ци­он­ной средой.

Таким обра­зом, после под­клю­че­ния поль­зо­ва­те­ля к теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ным сетям закан­чи­ва­ет­ся архе­ти­пи­че­ский этап и начи­на­ет­ся инстру­мен­таль­но-когни­тив­ный этап соци­а­ли­за­ции.

Необ­хо­ди­мо учи­ты­вать, что акто­ру при­хо­дит­ся соци­а­ли­зи­ро­вать­ся одно­вре­мен­но в двух изме­ре­ни­ях. Пер­вое из них – это соци­аль­ная общ­ность кибер­про­стран­ства. Вто­рое – сете­вой соци­ум, с кото­рым актор вза­и­мо­дей­ству­ет в про­цес­се осу­ществ­ле­ния интеракций.

В про­цес­се ново­го эта­па соци­а­ли­за­ции лич­ность стал­ки­ва­ет­ся с аль­тер­на­тив­ны­ми образ­ца­ми мыш­ле­ния и реаль­ны­ми пат­тер­на­ми пове­де­ния. При этом актор: усва­и­ва­ет кон­крет­ные роле­вые ори­ен­та­ции; учит­ся осу­ществ­лять нави­га­цию в кибер­про­стран­стве и вза­и­мо­дей­ство­вать как с дру­ги­ми акто­ра­ми, так и с кон­тен­том; позна­ет нор­ма­тив­ные моде­ли соци­аль­ных вза­и­мо­дей­ствий; ощу­ща­ет на себе дей­ствие меха­низ­мов соци­аль­но­го кон­тро­ля и т.д.

Гово­ря о соци­а­ли­за­ции при­ме­ни­тель­но к соци­аль­ной общ­но­сти кибер­про­стран­ства в целом, мы пони­ма­ем в первую оче­редь инстру­мен­таль­ное зна­ние, свя­зан­ное с элек­трон­ной гра­мот­но­стью, навы­ка­ми соци­аль­ной нави­га­ции в кибер­про­стран­стве и т.д.

Без мини­му­ма зна­ний, поз­во­ля­ю­щих иметь дело с вир­ту­аль­ной сре­дой, с тех­ни­че­ски­ми и про­грамм­ны­ми арте­фак­та­ми, без зна­ний основ чело­ве­че­ской ком­му­ни­ка­ции, без обу­че­ния ори­ен­та­ци­ям, име­ю­щим функ­ци­о­наль­ное зна­че­ние для суще­ству­ю­щей в кибер­про­стран­стве систе­мы вза­им­ных роле­вых ожи­да­ний, акто­ры не смо­гут в пол­ной мере вос­поль­зо­вать­ся откры­ва­ю­щи­ми­ся перед ними возможностями.

На каче­ство ком­пью­тер­но-опо­сре­до­ван­ных интерак­ций вли­я­ет и пред­ше­ству­ю­щий ком­му­ни­ка­тив­ный опыт акто­ров. Соот­вет­ствен­но мож­но вести речь о том, что наря­ду с про­цес­са­ми соци­а­ли­за­ции, ком­пью­тер­ных сетях про­ис­хо­дят и про­цес­сы ресо­ци­а­ли­за­ции, то есть усво­е­ние акто­ра­ми новых цен­но­стей, навы­ков, роле­вых дис­кур­сов вме­сто преж­них, уста­рев­ших в свя­зи с пере­хо­дом в иную ком­му­ни­ка­ци­он­ную среду.

К при­ме­ру, интерак­ции осу­ществ­ля­е­мые в кибер­про­стран­стве, в силу сво­ей спе­ци­фи­ки тре­бу­ют соблю­де­ния акто­ра­ми пра­вил без­опас­но­го пове­де­ния, име­ю­щих отли­чия от пра­вил, при­ня­тых в оффлай­но­вом мире.

Во вто­рую оче­редь, гово­ря о соци­а­ли­за­ции в рам­ках соци­аль­ной систе­мы кибер­про­стран­ства [1], необ­хо­ди­мо вести речь об усво­е­нии лич­но­стью основ­ной струк­ту­ры ролей и цен­но­стей, доми­ни­ру­ю­щих в рам­ках той или иной наци­о­наль­ной общ­но­сти киберпространства.

Посколь­ку поль­зо­ва­те­ли пери­о­ди­че­ски осу­ществ­ля­ют пере­хо­ды от одно­го сооб­ще­ства – к дру­го­му, мож­но утвер­ждать, что в кибер­про­стран­стве акто­ры нахо­дят­ся в пер­ма­нент­ном про­цес­се соци­а­ли­за­ции. При этом необ­хо­ди­мо учи­ты­вать, что кро­ме осво­е­ния норм и цен­но­стей кибер­про­стран­ства, поль­зо­ва­те­лю при­хо­дит­ся кор­рек­ти­ро­вать свое пове­де­ние под вли­я­ни­ем эво­лю­ци­он­ных изме­не­ний, кото­рые про­ис­хо­дят в сооб­ще­стве, в кото­ром он, ранее социализировался.

Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что для поль­зо­ва­те­лей пол­но­цен­ное пони­ма­ние вопро­сов свя­зан­ных с функ­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем такой сети как Интер­нет, затруд­не­но в свя­зи с мно­го­уров­не­вой орга­ни­за­ци­ей сети [2]. При этом самый низ­кий уро­вень - физи­че­ский уро­вень, на кото­ром про­ис­хо­дит обсуж­де­ние вопро­сов, свя­зан­ных с исполь­зо­ва­ни­ем теле­фон­ных линий (эфир­ных кана­лов свя­зи), а так­же про­то­ко­лов вза­и­мо­дей­ствия моде­мов поль­зо­ва­те­ля и провайдера.

На более высо­ком уровне - уро­вень пере­да­чи паке­тов дан­ных, кото­рый вклю­ча­ет все про­то­ко­лы, необ­хо­ди­мые для соеди­не­ния одних узлов гло­баль­ной ком­пью­тер­ной сети с дру­ги­ми. На тре­тьем уровне - осу­ществ­ля­ет­ся выбор фор­мы пред­став­ле­ния кон­тен­та и про­грамм­ных арте­фак­тов, необ­хо­ди­мых для орга­ни­за­ции ком­му­ни­ка­тив­ных взаимодействий.

И если три преды­ду­щих уров­ня тре­бо­ва­ли от поль­зо­ва­те­ля зна­ний функ­ци­о­ни­ро­ва­ния тех­ни­че­ских арте­фак­тов, то на самом высо­ком уровне, нахо­дят­ся про­цес­сы соци­аль­ных взаимодействий.

И если на пер­вых трёх уров­нях кон­суль­ти­ро­ва­ние поль­зо­ва­те­ля осу­ществ­ля­ет­ся, как пра­ви­ло, пред­ста­ви­те­ля­ми про­вай­де­ра, то на уровне соци­аль­ных вза­и­мо­дей­ствий про­цес­сы соци­а­ли­за­ции поль­зо­ва­те­ля про­ис­хо­дят в основ­ном за счёт исполь­зо­ва­ния ранее накоп­лен­но­го опы­та оффлай­но­вых когни­тив­ных и ком­му­ни­ка­ци­он­ных практик.

Таким обра­зом, мож­но утвер­ждать, что про­цесс соци­а­ли­за­ции акто­ров в кибер­про­стран­стве непрерывен.

При этом про­цесс усво­е­ния инди­ви­дом соци­аль­но­го опы­та может рас­смат­ри­вать­ся с точ­ки зре­ния четы­рех основ­ных модусов:

  • соци­а­ли­за­ция через вос­при­я­тие соци­аль­ных мифов;
  • усво­е­ние моде­лей пове­де­ния и пра­вил соци­аль­ной навигации;
  • усво­е­ние норм, цен­но­стей и уста­но­вок кон­крет­но­го вир­ту­аль­но­го сете­во­го сообщества;
  • усво­е­ние пра­вил осу­ществ­ле­ния интерак­ций в рам­ках соци­аль­ной систе­мы кибер­про­стран­ства в целом.

Под­черк­нем, что пред­ло­жен­ная модель соци­а­ли­за­ции акто­ров раз­ра­бо­та­на при­ме­ни­тель­но к соци­аль­ным вза­и­мо­дей­стви­ям, осу­ществ­ля­е­мым в гло­баль­ных теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных сетях обще­го поль­зо­ва­ния. В кор­по­ра­тив­ных же ком­пью­тер­ных сетях про­цесс соци­а­ли­за­ции, хотя и име­ет свою спе­ци­фи­ку, тем не менее, раз­ли­чия с пред­ло­жен­ной моде­лью не носят прин­ци­пи­аль­но­го характера.

Литература

  1. Бон­да­рен­ко С.В. Соци­аль­ная систе­ма кибер­про­стран­ства как новая соци­аль­ная общ­ность // Науч­ная мысль Кав­ка­за. При­ло­же­ние. 2002, № 12 (38). С. 32-39.
  2. Huang M.P., Alessi E. The Internet and the future of psychiatry // American Journal of Psychiatry, 1996, vol 153, № 7. РР. 861-869.
Источ­ник: Бон­да­рен­ко С.В. Модель соци­а­ли­за­ции поль­зо­ва­те­лей в кибер­про­стран­стве. / Тех­но­ло­гии инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства - Интер­нет и совре­мен­ное обще­ство: тру­ды VI Все­рос­сий­ской объ­еди­нен­ной кон­фе­рен­ции. Санкт-Петер­бург, 3-6 нояб­ря 2003 г. -СПб.: Изда­тель­ство Фило­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та СПб­ГУ, 2003. С. 5-7.

Об авторе

Сер­гей Васи­лье­вич Бон­да­рен­ко - док­тор социо­ло­ги­че­ских наук (дис­сер­та­ция по теме «Соци­аль­ная струк­ту­ра вир­ту­аль­ных сете­вых сооб­ществ», 2004).

В 2000 году бри­тан­ским жур­на­лом «E-mmerce» был назван одним из наи­бо­лее инфор­ми­ро­ван­ных уче­ных в сфе­ре инно­ва­ци­он­ных технологий.

Автор трех книг и свы­ше 70 науч­ных ста­тей (в том чис­ле и на англий­ском язы­ке) по про­бле­ма­ти­ке соци­аль­ных вза­и­мо­дей­ствий в кибер­про­стран­стве и про­ти­во­дей­ствия коррупции.

Воз­глав­ля­ет неза­ви­си­мую неком­мер­че­скую науч­но-иссле­до­ва­тель­скую орга­ни­за­цию «Центр при­клад­ных иссле­до­ва­ний интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти» (г. Ростов-на-Дону).

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest