Бондаренко С.В. К вопросу о таксономии киберпространства

Б

Поль­зо­ва­те­ли раз­лич­ных теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных сетей осу­ществ­ля­ют соци­аль­ные ком­му­ни­ка­ции в сре­де, полу­чив­шей назва­ние «кибер­про­стран­ство» или «вир­ту­аль­ная реаль­ность».

Для того, что­бы в пол­ной мере осо­знать фило­соф­ский и соци­аль­ный смысл ука­зан­но­го фено­ме­на, необ­хо­ди­мо иссле­до­вать вопро­сы, свя­зан­ные с так­со­но­ми­ей само­го тер­ми­на «про­стран­ство» как фун­да­мен­таль­ной харак­те­ри­сти­ки бытия объ­ек­тив­но­го и субъ­ек­тив­но­го.

Древ­не­гре­че­ские фило­со­фы Демо­крит, Эпи­кур, Лукре­ций Кар и др. при­шли к пони­ма­нию про­стран­ства как пусто­ты исхо­дя из сво­е­го ато­ми­сти­че­ско­го уче­ния. Ари­сто­тель, высту­пая про­тив идеи ато­ми­сти­че­ско­го стро­е­ния мира, отбро­сил вме­сте с ней и идею пусто­го про­стран­ства. С точ­ки зре­ния Ари­сто­те­ля, про­стран­ство пред­став­ля­ет собой сово­куп­ность мест, зани­ма­е­мых тела­ми.

В XVII веке мощ­ное вли­я­ние на раз­ра­бот­ку физи­че­ских тео­рий про­стран­ства ока­за­ла тео­ло­гия. С точ­ки зре­ния Нью­то­на про­стран­ство явля­лось бес­ко­неч­ной евкли­до­вой пусто­той, соеди­нен­ной с Богом. Ука­зан­ную точ­ку зре­ния Нью­тон никак науч­но не аргу­мен­ти­ро­вал. Прин­ци­пи­аль­но иную пози­цию в отно­ше­нии при­ро­ды про­стран­ства сфор­му­ли­ро­вал Кант. Для него про­стран­ство наря­ду со вре­ме­нем — это апри­ор­ные фор­мы чув­ствен­но­го созер­ца­ния.

Еще одно направ­ле­ние в трак­тов­ке про­стран­ства, иду­щее от Ари­сто­те­ля, было раз­ра­бо­та­но Лейб­ни­цем. Соглас­но тео­рии Лейб­ни­ца, про­стран­ство — это поря­док вза­им­но­го рас­по­ло­же­ния тел, суще­ству­ю­щих вне друг дру­га.

В нача­ле XX века, после раз­ра­бот­ки Эйн­штей­ном общей и спе­ци­аль­ной тео­рий отно­си­тель­но­сти, при­шлось рас­про­щать­ся с пред­став­ле­ни­ем о бес­ко­неч­ном пустом про­стран­стве. Совре­мен­ная мате­ма­ти­ка опре­де­ля­ет про­стран­ство как мно­же­ство каких-либо эле­мен­тов (точек) при усло­вии, что в этом мно­же­стве уста­нов­ле­ны отно­ше­ния, сход­ные с обыч­ны­ми про­стран­ствен­ны­ми отно­ше­ни­я­ми.

Про­стран­ством счи­та­ет­ся мно­же­ство эле­мен­тов, в кото­ром:

  • зада­на груп­па вза­и­мо­од­но­знач­ных пре­об­ра­зо­ва­ний это­го мно­же­ства в себя;
  • вве­де­на систе­ма коор­ди­нат;
  • выде­ле­ны спе­ци­аль­ные фигу­ры (мно­же­ства точек);
  • задан закон изме­ре­ния рас­сто­я­ний.

Так­со­но­мия про­стран­ства может быть про­из­ве­де­на как с точ­ки зре­ния мате­ма­ти­ки и тех­ни­ки, так и с точ­ки зре­ния социо­ло­гии и фило­со­фии. Фран­цуз­ский фило­соф Ген­ри Лефебвр (Henri Lefebvre) пред­при­нял попыт­ку рас­смот­реть идею и кон­цеп­цию про­стран­ства не с точ­ки зре­ния мате­ма­ти­че­ских тео­рий, а как часть соци­аль­ной жиз­ни чело­ве­ка [1]. С точ­ки зре­ния Лефебв­ра суще­ству­ют три типа про­странств:

  • физи­че­ское про­стран­ство; при­ро­да, кос­мос;
  • когни­тив­ное про­стран­ство; вклю­ча­ю­щее логи­ку и фор­маль­ные абстрак­ции;
  • соци­аль­ное про­стран­ство; соци­аль­ные интерак­ции.

Каж­дое из ука­зан­ных про­странств не отде­ли­мо от дру­гих. В кон­це ХХ века пред­ме­том меж­дис­ци­пли­нар­ных иссле­до­ва­ний высту­пи­ло про­стран­ство ком­пью­тер­ных ком­му­ни­ка­ций.

Тер­мин «кибер­про­стран­ство» (cyber space), был впер­вые упо­треб­лен аме­ри­кан­ским дра­ма­тур­гом Уилья­мом Гиб­со­ном (William Gibson) в 1984 году в пье­се «Neuromancer» [2]. Тер­мин опи­сы­ва­ет вир­ту­аль­ное про­стран­ство, в кото­ром цир­ку­ли­ру­ют элек­трон­ные дан­ные и осу­ществ­ля­ют­ся про­цес­сы элек­трон­ной ком­му­ни­ка­ции.

«Наше увле­че­ние ком­пью­те­ра­ми… име­ет в зна­чи­тель­ной мере глу­бо­ко духов­ный харак­тер, чем чисто ути­ли­тар­ный», — пишет в сво­ей рабо­те Май­кл Хайм (Michael Heim), фило­соф, иссле­ду­ю­щий кибер­про­стран­ство. И далее он про­дол­жа­ет: «В нашей люб­ви к этим маши­нам, мы в первую оче­редь ищем дом для ума и серд­ца» [3].

Хайм выявил суще­ствен­ную состав­ля­ю­щую кибер­про­стран­ства, а имен­но — опо­сре­до­ван­ные чело­ве­че­ские интерак­ции явля­ют­ся выс­шим смыс­лом вза­и­мо­дей­ствия поль­зо­ва­те­ля и ком­пью­те­ра.

С точ­ки же зре­ния аме­ри­кан­ско­го уче­но­го Говар­да Рейн­голь­да (Howard Rheingold) вир­ту­аль­ную реаль­ность необ­хо­ди­мо рас­смат­ри­вать «не как ком­плекс тех­но­ло­ги­че­ских реше­ний, а как опыт чело­ве­че­ских ком­му­ни­ка­ций в новой ком­му­ни­ка­ци­он­ной сре­де» [4].

Дей­стви­тель­но, пере­чень исполь­зу­е­мых тех­ни­че­ских реше­ний не может дать объ­яс­не­ний, поче­му поль­зо­ва­те­ли при вклю­че­нии устройств уже гото­вы при­нять набор появ­ля­ю­щих­ся на экране дан­ных как новую сре­ду для осу­ществ­ле­ния соци­аль­ных ком­му­ни­ка­ций и некий реаль­но суще­ству­ю­щий мир.

В этом мире тех­ни­че­ские арте­фак­ты не могут для поль­зо­ва­те­ля заме­нить про­цес­сы когни­тив­но­го кон­стру­и­ро­ва­ния соци­аль­но­го про­стран­ства. Как счи­та­ет иссле­до­ва­тель из Гер­ма­нии Оскар Шмидт­ке (O. Schmidtke), под кибер­про­стран­ством пони­ма­ет­ся «область машин­ных про­цес­сов ком­му­ни­ка­ции, в кото­рой ком­му­ни­ка­ци­он­ные про­цес­сы осу­ществ­ля­ет­ся настоль­ко неза­ви­си­мо, что ком­му­ни­кан­ты осво­бож­де­ны от необ­хо­ди­мо­сти встре­чать­ся физи­че­ски» [5].

Кро­ме того, для поль­зо­ва­те­лей тех­ни­че­ские устрой­ства име­ют цен­ность не сами по себе, а как инстру­мен­ты позна­ния окру­жа­ю­ще­го мира, осу­ществ­ле­ния про­цес­сов ком­му­ни­ка­ции, реше­ния тех или иных задач.

Как отме­чал иссле­до­ва­тель Павел Кур­тис (Pavel Curtis), хотя тех­ни­че­ские реше­ния име­ют важ­ное зна­че­ние в появ­ле­нии новых воз­мож­но­стей для ком­му­ни­ка­ции, в вопро­сах форм функ­ци­о­ни­ро­ва­ния соци­аль­ных струк­тур в кибер­про­стран­стве, одна­ко, в конеч­ном сче­те, не они опре­де­ля­ют смысл суще­ство­ва­ния кибер­про­стран­ства [6].

Обще­при­ня­то­го опре­де­ле­ния кибер­про­стран­ства до насто­я­ще­го вре­ме­ни не суще­ству­ет, несмот­ря на то, что неод­но­крат­но пред­при­ни­ма­лись попыт­ки осу­ществ­ле­ния так­со­но­мии ука­зан­но­го фено­ме­на.

С точ­ки зре­ния авто­ра насто­я­ще­го докла­да, «кибер­про­стран­ство» может быть опре­де­ле­но как некое обоб­щен­ное опре­де­ле­ние тех­ни­че­ских систем, в кото­рых поль­зо­ва­те­ли осу­ществ­ля­ют ком­пью­тер­но-опо­сре­до­ван­ные интерак­ции, полу­ча­ют инфор­ма­цию в визу­аль­ной, слу­хо­вой и так­тиль­ной фор­мах о сре­де, кото­рая суще­ству­ет в фор­ме дан­ных, пред­став­лен­ных в циф­ро­вом виде в ком­пью­тер­ных и ана­ло­гич­ных им устрой­ствах.

Литература

  1. Lefebvre H. The Production of Space, transl. by D. Nicholson-Smith. -L.: Blackwell, 1991 [1974].
  2. Gibson W. Neuromancer. -L.: Gollancz. 1984.
  3. Heim M. The Erotic Ontology of Cyberspace. / In M. Benedikt (ed.), Cyberspace: First Steps. -Cambridge, Mass.: MIT Press, 1991. P. 61.
  4. Rheingold H. Virtual Reality. -L.: Mandarin, 1992. Р. 46.
  5. Schmidtke O. Berlin in the Net: Prospects for Cyberdemocracy From Above and From Below / In R. Tsagarousianou (editor) Cyberdemocracy: Technology, Cities and Civic Networks. — L.: Routledge, 1998. Р. 81.
  6. Curtis Р. Mudding: Social Phenomena in Text-Based Virtual Realities // Intertek. 1992 (Winter), vol. 3.3. Р. 26.
Источ­ник: Бон­да­рен­ко С.В. К вопро­су о так­со­но­мии кибер­про­стран­ства. / Раци­о­на­лизм и куль­ту­ра на поро­ге тре­тье­го тыся­че­ле­тия. Мате­ри­а­лы Тре­тье­го рос­сий­ско­го фило­соф­ско­го кон­грес­са (16–20 сен­тяб­ря 2002 г.). Том. 4. -Ростов-на-Дону: Изда­тель­ство СКНЦ ВШ, 2002. С. 130–131.

Об авторе

Сер­гей Васи­лье­вич Бон­да­рен­ко — док­тор социо­ло­ги­че­ских наук (дис­сер­та­ция по теме «Соци­аль­ная струк­ту­ра вир­ту­аль­ных сете­вых сооб­ществ», 2004).

В 2000 году бри­тан­ским жур­на­лом «E-mmerce» был назван одним из наи­бо­лее инфор­ми­ро­ван­ных уче­ных в сфе­ре инно­ва­ци­он­ных тех­но­ло­гий.

Автор трех книг и свы­ше 70 науч­ных ста­тей (в том чис­ле и на англий­ском язы­ке) по про­бле­ма­ти­ке соци­аль­ных вза­и­мо­дей­ствий в кибер­про­стран­стве и про­ти­во­дей­ствия кор­руп­ции.

Воз­глав­ля­ет неза­ви­си­мую неком­мер­че­скую науч­но-иссле­до­ва­тель­скую орга­ни­за­цию «Центр при­клад­ных иссле­до­ва­ний интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти» (г. Ростов-на-Дону).

Категории

Метки

Публикации

Общение

Cyberpsy.ru - первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии.
Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.