Мышенкова Е.С. Гендерные и возрастные аспекты использования Интернета

М

ВВЕДЕНИЕ

Одним из основ­ных при­зна­ков совре­мен­но­го обще­ства явля­ет­ся стре­ми­тель­ное раз­ви­тие ком­пью­тер­ных инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и систем теле­ком­му­ни­ка­ций. За послед­ние годы в этой обла­сти про­изо­шел каче­ствен­ный ска­чок.

В част­но­сти, Интер­нет стал новым сло­ем повсе­днев­ной реаль­но­сти и сфе­рой жиз­не­де­я­тель­но­сти огром­но­го чис­ла людей [9; 10]. Поэто­му иссле­до­ва­ние дея­тель­но­сти людей, опо­сре­до­ван­ной ком­пью­те­ра­ми и дру­ги­ми эле­мен­та­ми инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, пред­став­ля­ет собой акту­аль­ную зада­чу для пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки. И если в про­цес­се ком­пью­те­ри­за­ции мож­но выде­лить мно­же­ство раз­лич­ных аспек­тов, напри­мер, эко­но­ми­че­ские, соци­аль­ные и так далее, то для нас наи­боль­ший инте­рес пред­став­ля­ет имен­но пси­хо­ло­ги­че­ский аспект.

В част­но­сти, нас инте­ре­со­ва­ло вос­при­я­тие поль­зо­ва­те­ля­ми рус­ско­языч­но­го Интер­не­та (далее Руне­та) ком­пью­те­ра, его в жиз­ни обще­ства и сво­ей жиз­ни, отно­ше­ние к жен­ской поло­вине поль­зо­ва­те­лей и эмо­ци­о­наль­ные аспек­ты рабо­ты с ком­пью­те­ром.

Еще один вопрос, каса­ю­щий­ся поль­зо­ва­те­лей сети Рунет, был инте­ре­сен для нас: кто они? То есть соци­аль­ная, демо­гра­фи­че­ская, про­фес­си­о­наль­ная спе­ци­фи­ка поль­зо­ва­те­лей Руне­та. И если за рубе­жом, суще­ству­ет огром­ное коли­че­ство иссле­до­ва­ний по дан­но­му вопро­су, то в Руне­те дан­ные иссле­до­ва­ния нача­лись отно­си­тель­но недав­но и как боль­шие сре­ди них мож­но выде­лить толь­ко неко­то­рые.

Осно­вы­ва­ясь на опы­тах преды­ду­щих иссле­до­ва­ний Руне­та, мы пред­по­ло­жи­ли, что основ­ные раз­ли­чия будут най­де­ны меж­ду муж­ской и жен­ской частью поль­зо­ва­те­лей; что основ­ным кон­тин­ген­том будут моло­дые муж­чи­ны (сту­ден­ты и люди с выс­шим обра­зо­ва­ни­ем); что ком­пью­те­ру будет отво­дит­ся доволь­но боль­шая роль в буду­щем, а в отно­ше­нии к жен­щине за ком­пью­те­ром будут наблю­дать­ся самые раз­ные и инте­рес­ные раз­ли­чия.

Опи­сан­ные выше вопро­сы как резуль­та­ты наше­го иссле­до­ва­ния будут рас­смот­ре­ны в после­ду­ю­щих гла­вах дан­ной рабо­ты.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

На совре­мен­ном эта­пе уже суще­ству­ет опыт про­ве­де­ния пси­хо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний в Интер­не­те, в том чис­ле и рос­сий­ский. Нуж­но отме­тить, что боль­шин­ство пуб­ли­ка­ций, посвя­щен­ных надеж­но­сти и валид­но­сти дан­ных иссле­до­ва­ний, отме­ча­ют, что надеж­ность пси­хо­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния через Интер­нет не умень­ша­ет­ся в срав­не­нии с ана­ло­гич­ны­ми иссле­до­ва­ни­я­ми, про­во­ди­мы­ми тра­ди­ци­он­ны­ми спо­со­ба­ми.

Исхо­дя из этих заклю­че­ний, наше иссле­до­ва­ние про­во­ди­лось имен­но через Интер­нет. А так как объ­ек­том изу­че­ния были поль­зо­ва­те­ли Руне­та, то наи­бо­лее опти­маль­ной сре­дой иссле­до­ва­ния поль­зо­ва­те­лей стал имен­но Интер­нет.

Опрос про­во­дил­ся в июне-сен­тяб­ре 1999 года. Пер­вая анке­та была полу­че­на 11 июня, а послед­няя при­шла 24 сен­тяб­ря 1999 года.

Кон­крет­ным место­на­хож­де­ни­ем анке­ты наше­го иссле­до­ва­ния был сайт бело­рус­ско­го инфор­ма­ци­он­но­го агент­ства «Эко­пресс». Вся анке­та рас­по­ла­га­лась на одной стра­ни­це с сопро­во­ди­тель­ной инструк­ций, где было ука­за­но: кто про­во­дит иссле­до­ва­ние, из како­го учре­жде­ния, в каких целях и прось­ба участ­во­вать и быть искрен­ним.

Инфор­ма­ция об иссле­до­ва­нии рас­про­стра­ня­лась несколь­ки­ми спо­со­ба­ми:

  • через бес­плат­ную дос­ку объ­яв­ле­ний «Пси­хо­лог»;
  • через кон­фе­рен­ции сети Фидо­нет, в темах кото­рых была обо­зна­че­на пси­хо­ло­гия;
  • через Интер­нет-пей­джер ICQ по систе­ме «пере­дай дру­зьям»;
  • через рас­сыл­ку писем по элек­трон­ной почте e-mail;
  • через ссыл­ку на жен­ском сай­те www.woman.ru.

В текстах объ­яв­ле­ний и писем так­же при­сут­ство­ва­ли: прось­ба при­нять уча­стие, инфор­ма­ция о том, кто и зачем про­во­дит иссле­до­ва­ние. Полу­чен­ные дан­ные были пред­став­ле­ны в виде «вопрос: ответ» и при­сы­ла­лись авто­ма­ти­че­ски на адрес элек­трон­ной почты e-mail авто­ра.

Все­го анке­та содер­жа­ла 28 вопро­сов. Услов­но их мож­но раз­де­лить на 4 основ­ных бло­ка, кото­рые соот­вет­ство­ва­ли основ­ным инте­ре­су­ю­щим нас обла­стям:

  1. общая анке­та (пол, воз­раст, обра­зо­ва­ние и т.д.);
  2. про­фес­си­о­на­лизм (стаж рабо­ты с ПК, нали­чие выс­ше­го «ком­пью­тер­но­го» обра­зо­ва­ния и т.д.);
  3. отно­ше­ние к ком­пью­те­ру и его рол в жиз­ни (в том чис­ле и эмо­ци­о­наль­ные аспек­ты рабо­ты поль­зо­ва­те­ля с ком­пью­те­ром);
  4. и вос­при­я­тие поль­зо­ва­те­ля­ми Руне­та жен­щин за ком­пью­те­ром (при этом в вопро­сах при­сут­ство­ва­ло деле­ние жен­щин на про­фес­си­о­на­лов-про­грам­ми­стов и поль­зо­ва­те­лей).

В анке­те так­же мож­но выде­лить несколь­ко вари­ан­тов отве­тов: откры­тые (где поз­во­ля­лось пол­но­стью впи­сы­вать свой текст отве­та); закры­тые (где мож­но было выбрать несколь­ко вари­ан­тов отве­тов); закры­тые аль­тер­на­тив­ные (где мож­но было выбрать толь­ко один вари­ант отве­та из несколь­ких).

Кро­ме все­го про­че­го мож­но отме­тить нали­чие в анке­те «про­во­ка­ци­он­но­го» вопро­са: «По-Ваше­му, могут ли муж­чи­ны рабо­тать с ком­пью­те­ром так же хоро­шо, про­из­во­ди­тель­но, как и жен­щи­ны?» Резуль­та­ты дан­но­го «экс­пе­ри­мен­та» при­во­дят­ся в гла­ве «Общие дан­ные».

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: ОБЗОР ПОЛУЧЕННЫХ ОТВЕТОВ

Все­го на анке­ту отклик­ну­лось 112 чело­век. При этом необ­хо­ди­мо отме­тить, что 2 анке­ты (кото­рые, кста­ти, запол­ня­ли муж­чи­ны) были при­зна­ны «недей­стви­тель­ны­ми» вви­ду пол­ной абсурд­но­сти отве­тов на самые вол­ну­ю­щие откры­тые вопро­сы, из-за чего была постав­ле­на под сомне­ние искрен­ность в осталь­ных вопро­сах. Дан­ные анке­ты в после­ду­ю­щей обра­бот­ке не участ­во­ва­ли.

В свя­зи с этим необ­хо­ди­мо отме­тить и харак­тер про­пус­ков вопро­сов или неод­но­знач­ных отве­тов (как то: мно­го­то­чие, смай­ли­ки — то есть улыб­ки в сети Интер­нет, обо­зна­ча­е­мые раз­лич­ны­ми сим­во­ла­ми и бук­ва­ми. Напри­мер, весе­лый — 😉 ). Если выде­лить сре­ди опро­шен­ных наи­бо­лее важ­ные для нас груп­пы: муж­чин и жен­щин — то мож­но лег­ко заме­тить, что подоб­ных про­пус­ков и неод­но­знач­но­стей у муж­чин гораз­до боль­ше (при­бли­зи­тель­но 81% про­тив 19% от всех недей­стви­тель­ных отве­тов).

Кро­ме того, к поло­вым раз­ли­чи­ям в отве­тах мож­но отне­сти и то, что в отве­тах муж­чин гораз­до чаще встре­ча­ют­ся шут­ки, афо­риз­мы, анек­до­ты, в то вре­мя как у жен­щин отме­ча­ет­ся боль­шая искрен­ность и пол­но­та отве­тов.

Если опро­шен­ных раз­де­лить на две груп­пы по нали­чию дома ком­пью­те­ра, то так же бро­са­ет­ся в гла­за то, что люди, име­ю­щие его дома, чаще про­пус­ка­ют вопро­сы или дают неод­но­знач­ные отве­ты, чем те, у кого дома ком­пью­тер отсут­ству­ет (при­бли­зи­тель­но 77 % про­тив 23 %).

Те же раз­ли­чия не были отме­че­ны в отно­ше­ние воз­рас­та: и моло­дые люди, и люди более зре­ло­го воз­рас­та при­бли­зи­тель­но оди­на­ко­во допус­ка­ли такие оплош­но­сти в отве­тах (45 % про­тив 55 %).

Сре­ди отве­тив­ших муж­чи­ны соста­ви­ли при­бли­зи­тель­но 76% (84 чело­ве­ка), а жен­щи­ны — соот­вет­ствен­но 24% (26 чело­век). Дан­ные пока­за­те­ли прак­ти­че­ски повто­ря­ют резуль­та­ты иссле­до­ва­ния на неофи­ци­аль­ном сай­те факуль­те­та пси­хо­ло­гии МГУ «Фло­ги­стоне» [1]. При этом в самом нача­ле анке­ту запол­ня­ли в основ­ном толь­ко муж­чи­ны. Одна­ко после того как на сай­те woman.ru появи­лось сооб­ще­ние о про­ве­де­нии иссле­до­ва­ния, от жен­щин при­шло при­бли­зи­тель­но две тре­ти всех «жен­ских» анкет.

На вопрос о сво­ем воз­расте отве­ти­ло 104 чело­ве­ка. При этом сред­ний воз­раст соста­вил 23,6 лет. Мини­маль­ный воз­раст опро­шен­ных — 14 лет, мак­си­маль­ный — 43. В целом полу­чен­ные дан­ные напо­ми­на­ют резуль­та­ты дру­гих иссле­до­ва­ний Руне­та [1; 2; 3; 4]. Исклю­че­ние состав­ля­ют лишь люди стар­ше 45 лет, кото­рые в нашем опро­се вооб­ще не пред­став­ле­ны. Одна­ко это мож­но объ­яс­нить тем, что люди дан­но­го воз­рас­та прак­ти­че­ски не поль­зу­ют­ся Интер­нет-пей­дже­ром ICQ и не посе­ща­ют кон­фе­рен­ций Фидо­не­та, отку­да и были полу­че­ны основ­ные резуль­та­ты. В воз­расте пики при­шлись на 23 года и 19 лет, что вновь и вновь под­твер­жда­ет уже извест­ные выво­ды о том, что Интер­нет сей­час в целом ско­рее моло­деж­ное сооб­ще­ство.

Боль­шин­ство отве­тив­ших на анке­ту име­ют неза­кон­чен­но выс­шее и выс­шее обра­зо­ва­ние (соот­вет­ствен­но 37 и 44 чело­ве­ка, что состав­ля­ет 33,6 и 40% от отве­тив­ших). При этом уче­ни­ков в нашем опро­се участ­во­ва­ло 6 чело­век (5,5%); людей со сред­ним и средне-спе­ци­аль­ным обра­зо­ва­ни­ем — соот­вет­ствен­но 7 и 14 чело­век (6,4 и 12,7%), а с неза­кон­чен­ным средне-спе­ци­аль­ным все­го 2 чело­ве­ка (1,8%).

Доми­ни­ру­ет тех­ни­че­ский тип обра­зо­ва­ния — 60 чело­век (54,5%). Затем сле­ду­ет гума­ни­тар­ный — 23 чело­ве­ка (20,9%), точ­ное — 13 чело­век (11,8%), ком­би­ни­ро­ван­ные вари­ан­ты в сум­ме зани­ма­ют 9,9%.

Доля холо­стых и неза­муж­них сре­ди респон­ден­тов соста­ви­ла 70,9%, женатых/замужних — 25,5%, раз­ве­ден­ных — 3,6%.

В отве­тах на вопрос: к кому Вы себя отно­си­те? (мож­но было выбрать несколь­ко вари­ан­тов) — мож­но отме­тить сле­ду­ю­щую тен­ден­цию: к систем­ным про­грам­ми­стам отно­сят себя 26 чело­век (23,6%), к про­грам­ми­стам — 33 чело­ве­ка (30%), к поль­зо­ва­те­лям — 62 чело­ве­ка (56,4%). При этом выс­шее «ком­пью­тер­ное» обра­зо­ва­ние име­ют 30 чело­век (27,7%), а само­уч­ка­ми назы­ва­ют себя 66 чело­век (60%). Осталь­ные 12,7% посе­ща­ли кур­сы раз­ной сте­пе­ни слож­но­сти.

Дома ком­пью­тер име­ют 80 опро­шен­ных (72,7%).

В оцен­ке сво­е­го уров­ня зна­ний наблю­да­ет­ся та же тен­ден­ция, что и в вопро­се «к кому Вы себя отно­си­те»: в целом луч­ше все­го люди оце­ни­ва­ют свой поль­зо­ва­тель­ский уро­вень, чуть ниже — уро­вень в про­грам­ми­ро­ва­нии и совсем мало людей (14,5%) доволь­ны сво­им уров­нем зна­ний в систем­ном про­грам­ми­ро­ва­нии.

В отве­тах о роли ком­пью­те­ра в жиз­ни респон­ден­та на дан­ный момент (мож­но было выбрать несколь­ко вари­ан­тов) опро­шен­ные отме­ти­ли каж­дый из четы­рех вариантов(от 67 до 85,5%). При этом основ­ная рабо­та при­хо­дит­ся на рабо­ту (76,4%), дом (70%), место уче­бы (30,9%), у дру­зей (30%).

Если гово­рить о пер­вом месте встре­чи с ком­пью­те­ром, то 43,6% отме­ти­ли учеб­ное заве­де­ние, 26,4% — у дру­зей, 16,4% — дом, 8,2% — рабо­ту.

Харак­тер встреч в пер­вое вре­мя и сей­час прак­ти­че­ски не изме­нил­ся, толь­ко коли­че­ство слу­чай­ных встреч с ком­пью­те­ром сни­зи­лось с 10% до 3,6%. А вот в как целом оце­ни­ва­ют опро­шен­ные чув­ство, с кото­рым поки­да­ют ком­пью­тер:

  • зави­сит от обсто­я­тельств (21 чело­век);
  • сожа­ле­ние (23 чело­ве­ка);
  • хоро­шие чув­ства (19 чело­век);
  • отри­ца­тель­ные (19 чело­век).

Буду­щую роль ком­пью­те­ра в мире боль­шин­ство респон­ден­тов оце­ни­ва­ют как «боль­шую» (67%). Роль ком­пью­те­ра в сво­ей буду­щей жиз­ни как боль­шую отме­ти­ли толь­ко 44%, 13 и 17% отме­ти­ли соот­вет­ствен­но рабо­ту и помощ­ни­ка. И толь­ко два чело­ве­ка отве­ти­ли, что роль ком­пью­те­ра в их жиз­ни будет умень­шать­ся.

В отве­те на вопрос «Что Вы дума­е­те о жен­щине про­фес­си­о­на­ле-про­грам­ми­сте?» чуть боль­ше поло­ви­ны отве­ти­ли, что отно­сят­ся к это­му хоро­шо, око­ло 11% — пло­хо, а 10% вооб­ще не верят в подоб­ное «явле­ние».

И тут наблю­да­ют­ся раз­ли­чия с отве­та­ми на сле­ду­ю­щий вопрос — о жен­щине-поль­зо­ва­те­ле: 64% отно­сят­ся к ней хоро­шо, а 22% не видят в этом ниче­го осо­бен­но­го. И лишь 8% отно­сят­ся к это­му отри­ца­тель­но.

Теперь о нашем про­во­ка­ци­он­ном вопрос: в отве­тах тут было про­де­мон­стри­ро­ва­но такое еди­но­ду­шие, кото­рое встре­ча­лось толь­ко отдель­ных откры­тых вопро­сах. Лишь 3 чело­ве­ка ска­за­ли, что муж­чи­ны не могут обыч­но рабо­тать с ком­пью­те­ром луч­ше жен­щин (инте­рес­но отме­тить, что это были муж­чи­ны), 30,7% отве­ти­ли, что пол не важен. Что муж­чи­ны могут обыч­но рабо­тать луч­ше, отве­ти­ли 51,4%. И лишь 7,9% отве­ти­ли, что муж­чи­ны могут рабо­тать гораз­до луч­ше жен­щин.

Очень инте­рес­но отме­тить, что доля людей, жела­ю­щих иметь супру­га про­фес­си­о­на­ла-про­грам­ми­ста (31,4%) при­бли­зи­тель­но рав­на доле людей, кото­рые не хотят тако­го супру­га (34,3%).

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Анализ общих данных

Как уже неод­но­крат­но гово­ри­лось не толь­ко в этой рабо­те, но и прак­ти­че­ски во всех пред­ше­ству­ю­щих иссле­до­ва­ни­ях, Интер­нет необ­хо­ди­мо рас­смат­ри­вать как моло­дую и моло­деж­ную сре­ду: наи­боль­шее коли­че­ство поль­зо­ва­те­лей Руне­та, в част­но­сти, состав­ля­ют моло­дые люди в воз­расте от 17 до 25 лет [1; 2; 3; 4]. Дан­ные резуль­та­ты пред­став­ля­ют­ся очень важ­ны­ми как для пси­хо­ло­гов, так и для спе­ци­а­ли­стов из дру­гих обла­стей (напри­мер, рекла­мы).

Дан­ные по коли­че­ству жен­щин и муж­чин сре­ди испы­ту­е­мых так же под­креп­ля­ют­ся резуль­та­та­ми дру­гих иссле­до­ва­ний: жен­щи­ны в сере­дине 1999 года состав­ля­ли при­бли­зи­тель­но 20–30% всех поль­зо­ва­те­лей Руне­та [1; 4; 5]. При этом по про­гно­зам канад­ской иссле­до­ва­тель­ской груп­пы Angus Reid Group в 2000 году пред­по­ла­га­ют­ся боль­шие демо­гра­фи­че­ские изме­не­ния в отно­ше­нии муж­ской и жен­ской части поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та: впер­вые коли­че­ство жен­щин сре­ди новых Интер­нет-поль­зо­ва­те­лей может пре­взой­ти коли­че­ство муж­чин (54% к 46%).

На сего­дняш­ний день (апрель 2000 года) в сети Интер­нет насчи­ты­ва­ет­ся при­бли­зи­тель­но 41% жен­щин. А учи­ты­вая, что Рунет явля­ет­ся частью и копи­ей Интер­не­та, то вполне логич­но пред­по­ло­жить, что подоб­ные тен­ден­ции ско­рее все­го затро­нут и Рунет.

Если гово­рить об обра­зо­ва­нии поль­зо­ва­те­лей Руне­та, то и тут наши дан­ные сов­па­да­ют с дан­ны­ми преды­ду­щих иссле­до­ва­ний: подав­ля­ю­щее боль­шин­ство состав­ля­ют сту­ден­ты и люди с выс­шим обра­зо­ва­ни­ем (73,6%) [6]. Что каса­ет­ся типа обра­зо­ва­ния, то пре­об­ла­да­ет тех­ни­че­ское обра­зо­ва­ние (54,5%), затем сле­ду­ет гума­ни­тар­ное (20,9%). Эти дан­ные объ­яс­ни­мы тем фак­том, что для пол­но­цен­ной рабо­ты Интер­не­том необ­хо­ди­мы нема­лые зна­ния как самой сети, так и ком­пью­те­ра.

Эти­ми же дан­ны­ми объ­яс­ня­ет­ся и поло­же­ние респон­ден­тов в обще­стве: слу­жа­щие (41,8%), сту­ден­ты (35,5%). Уча­щи­е­ся, рабо­чие и без­ра­бот­ные пред­став­ле­ны мень­ше (все­го 21,8%).

Мало­изу­чен­ным, но инте­рес­ным пред­став­ля­ет­ся вопрос о нали­чии семьи у поль­зо­ва­те­лей Руне­та: холостых/неженатых в нашем иссле­до­ва­нии 70,9%, а женатых/замужних и раз­ве­ден­ных вме­сте 29,1%.

Нема­ло­важ­ным явля­ет­ся и тот факт, что сре­ди поль­зо­ва­те­лей Руне­та толь­ко 27,3% име­ют выс­шее «ком­пью­тер­ное» обра­зо­ва­ние. Боль­ше же поло­ви­ны респон­ден­тов (60%) счи­та­ют­ся само­уч­ка­ми в обла­сти ком­пью­те­ров. Этот вопрос тоже мож­но отне­сти к мало­изу­чен­ным, но весь­ма инте­рес­ным для иссле­до­ва­те­лей, в част­но­сти, Руне­та. К сожа­ле­нию, вооб­ще отсут­ству­ют какие-либо дан­ные по это­му аспек­ту спе­ци­фи­ки поль­зо­ва­те­лей сети.

Самым понят­ным, на наш взгляд, явля­ет­ся рас­пре­де­ле­ние отве­тов на вопрос о нали­чии ком­пью­те­ра дома: 72,7% отве­ти­ли утвер­ди­тель­но. С недав­не­го вре­ме­ни ком­пью­тер­ные тех­но­ло­гии и доступ к Интер­не­ту, в част­но­сти, ста­но­вят­ся все более деше­вы­ми и, сле­до­ва­тель­но, более доступ­ны­ми. Поэто­му дан­ный пока­за­тель нико­го не уди­вит.

Коли­че­ство часов, про­во­ди­мых за ком­пью­те­ром наши­ми респон­ден­та­ми, так же не про­ти­во­ре­чит, а толь­ко под­твер­жда­ет дан­ные преды­ду­щих иссле­до­ва­ний: в боль­шин­стве сво­ем отме­ти­ли от 30 до 50 часов в неде­лю.

Весь­ма важ­ным вопро­сом явля­ет­ся оцен­ка поль­зо­ва­те­ля­ми сво­е­го уров­ня зна­ний: вполне логич­но, что чем слож­нее область тех­но­ло­гий, тем мень­ше людей доволь­ны сво­им уров­нем. Так, на нашем при­ме­ре это очень лег­ко про­де­мон­стри­ро­вать:

Уро­вень зна­ний Дово­лен 50/50 Не дово­лен
в систем­ном про­грам­ми­ро­ва­нии 14,5 23,6 50,1
в про­грам­ми­ро­ва­нии 18,2 33,6 41,8
поль­зо­ва­тель­ский 65,5 25,5 6,4

Здесь необ­хо­ди­мо отме­тить, что основ­ные виды моти­ва­ции поль­зо­ва­те­лей Руне­та, выде­лен­ные в неко­то­рых иссле­до­ва­ни­ях [2; 3; 4; 7], не тре­бу­ют каких-либо спе­ци­аль­ных, слож­ных навы­ков. Отсю­да сле­ду­ет: для пол­но­цен­но­го иссле­до­ва­ния Интер­не­та и дости­же­ния жела­е­мых резуль­та­тов, как пра­ви­ло, доста­точ­но хоро­ше­го поль­зо­ва­тель­ско­го уров­ня, кото­ро­го мож­но достиг­нуть и через само­обу­че­ние.

Что каса­ет­ся оцен­ки роли ком­пью­те­ра на дан­ном эта­пе в жиз­ни поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та, то отве­ты рас­пре­де­ли­лись прак­ти­че­ски рав­но­мер­но по всем вари­ан­там (рабо­та, раз­вле­че­ние, помощ­ник, источ­ник зна­ний и инфор­ма­ции). Это гово­рит о том, что поль­зо­ва­те­ли Руне­та не доволь­ству­ют­ся толь­ко отдель­ны­ми воз­мож­но­стя­ми ком­пью­те­ра, а исполь­зу­ют его во всю его ком­пью­тер­ную мощь.

Если вспом­нить резуль­та­ты наше­го про­шло­год­не­го иссле­до­ва­ния, необ­хо­ди­мо отме­тить, что люди, кото­рые не исполь­зу­ют Интер­нет и вооб­ще ред­ко рабо­та­ют с ком­пью­те­ром, отме­ча­ют сре­ди ролей ком­пью­те­ра в их жиз­ни толь­ко рабо­ту и ино­гда раз­вле­че­ние.

Кста­ти, наи­боль­шее коли­че­ство голо­сов полу­чи­ла роль ком­пью­те­ра как источ­ни­ка зна­ний и инфор­ма­ции (85,5%). Этот факт хоро­шо иллю­стри­ру­ет такую тен­ден­цию изме­не­ния роли ком­пью­те­ра в жиз­ни людей вооб­ще: из рабо­че­го инстру­мен­та (в самом нача­ле сво­е­го суще­ство­ва­ния) и игруш­ки (до недав­не­го вре­ме­ни) ком­пью­тер все боль­ше игра­ет обу­ча­ю­щую и инфор­ма­ци­он­ную роль в жиз­ни обще­ства. А это уже, в свою оче­редь, под­твер­жда­ет­ся фак­том все боль­ше­го рас­про­стра­не­ния внед­ре­ния ком­пью­те­ра в самых раз­ных обла­стях дея­тель­но­сти чело­ве­ка. Вполне логич­ным явля­ет­ся вывод, что в даль­ней­шем ком­пью­тер будет играть все бОль­шую и бОль­шую роль в жиз­ни обще­ства.

Мож­но ска­зать, что с этим нашим выво­дом согла­си­лось 77,9% наших респон­ден­тов, отме­тив­ших роль ком­пью­те­ра в буду­щем в мире как «боль­шую». Нель­зя игно­ри­ро­вать и такой вари­ант отве­та, как «про­гресс ведет в тупик». Одна­ко он пред­став­лен весь­ма малым коли­че­ством людей — 6,3%. Осталь­ные 15,8% опро­шен­ных были не так уве­ре­ны в веду­щей роли ком­пью­те­ра в жиз­ни буду­щих поко­ле­ний, но отме­ча­ли, что какую-нибудь роль он все-таки будет играть (вопрос толь­ко какую?).

Не так одно­знач­ны были отве­ты на вопрос о роли ком­пью­те­ра в лич­ной жиз­ни респон­ден­тов в буду­щем: отме­ти­ли ее как боль­шую толь­ко 44%, 15% не смог­ли кон­крет­но опре­де­лить ее, а 30% обо­зна­чи­ли ее как «рабо­та, помощ­ник». Такое рас­пре­де­ле­ние отве­тов кажет­ся немно­го стран­ным, учи­ты­вая раз­мах внед­ре­ния ком­пью­те­ра в жизнь обще­ства и, в част­но­сти, отве­ты на вопрос о сего­дняш­ней роли ком­пью­те­ра в жиз­ни респон­ден­тов, рас­смот­рен­ные выше. В рам­ках дан­но­го иссле­до­ва­ния так и не уда­лось хоть как-то объ­яс­нить такое обсто­я­тель­ство.

Инте­рес­ные резуль­та­ты дала обра­бот­ка отве­тов на вопрос: «В каком воз­расте Вы впер­вые сели за ком­пью­тер?» Тут мож­но про­ана­ли­зи­ро­вать целых три под­во­про­са: стаж рабо­ты с ком­пью­те­ром респон­ден­тов, годы, в кото­рые к ком­пью­те­ру при­об­щи­лось наи­боль­шее коли­че­ство отве­тив­ших, и непо­сред­ствен­но воз­раст при­об­ще­ния к ком­пью­те­ру: в Руне­те сей­час боль­ше все­го людей со сред­ним (отно­си­тель­но дол­го­жи­тель­ства более-менее совре­мен­но­го ком­пью­те­ра в наших стра­нах) ста­жем рабо­ты. Мало людей, у кото­рых стаж рабо­ты очень боль­шой (16–17 лет), но это объ­яс­ни­мо ско­рее все­го тем, что Интер­нет, как уже гово­ри­лось выше, сре­да моло­деж­ная, а такой боль­шой опыт рабо­ты гово­рит об уже «пожи­лом» для ком­пью­те­ра воз­расте. А вопрос о таком неболь­шом коли­че­стве людей с малень­ким ста­жем будет рас­смат­ри­вать­ся чуть ниже.

Если рас­смот­реть воз­раст при­об­ще­ния к ком­пью­те­ру, то пик при­хо­дит­ся на 1990 год. Если раз­бить годы на пери­о­ды, то боль­ше поло­ви­ны респон­ден­тов (54,5%) узна­ли ком­пью­тер в 1988–93 годах. Объ­яс­нить тот факт, что при­об­щив­ших­ся за послед­ние 2 года поль­зо­ва­те­лей у нас все­го двое, мож­но со ссыл­кой на иссле­до­ва­ния [4], кото­рые утвер­жда­ют, что нови­чок в Интер­не­те в пер­вое вре­мя ока­зы­ва­ет­ся непри­спо­соб­лен­ным к новой реаль­но­сти и поэто­му очень ред­ко сра­зу же «с голо­вой» ухо­дит в собы­тия сети.

Если же рас­смат­ри­вать непо­сред­ствен­но воз­раст респон­ден­та во вре­мя пер­во­го озна­ком­ле­ния с ком­пью­те­ром, то вполне ожи­да­е­мы­ми были сле­ду­ю­щие резуль­та­ты:

Воз­раст Коли­че­ство респон­ден­тов (%)
до 9 лет 14,3
10–16 лет 61,9
17–23 года 24,8
24 года и стар­ше 2,0

Что демон­стри­ру­ют дан­ные циф­ры? В первую оче­редь то, боль­шую роль в при­об­ще­нии к ком­пью­те­ру игра­ет учеб­ное заве­де­ние (шко­ла, ВУЗ). Это под­твер­жда­ют и отве­ты на вопрос, где же про­изо­шли эти пер­вые встре­чи: 43,5% отме­ти­ли учеб­ное заве­де­ние, а 26,4% — дру­зей. Так же мож­но отме­тить «омо­ло­же­ние» той груп­пы людей, кото­рые толь­ко начи­на­ют зна­ко­мить­ся ком­пью­тер­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми (по срав­не­нию с более ран­ни­ми пери­о­да­ми раз­ви­тия ком­пью­те­ров).

При рас­смот­ре­нии дина­ми­ки харак­те­ра встреч с ком­пью­те­ром в самом нача­ле и сей­час, то какие-то раз­ли­чия кос­ну­лись лишь обя­за­тель­ных встреч (рань­ше — 30%, сей­час — 24,5%), слу­чай­ных (соот­вет­ствен­но 10% и 3,6%) и необ­хо­ди­мых (0 и 2,7%). Основ­ная же мас­са отве­тов рас­по­ло­жи­лась на отмет­ке «желан­ные» (58,2% и 60,%). Это сви­де­тель­ству­ет хоть и о лег­кой, но дина­ми­ке в поль­зу жела­е­мо­сти и необ­хо­ди­мо­сти встреч с ком­пью­те­ром про­тив слу­чай­ных и обя­за­тель­ных встреч.

Эмо­ци­о­наль­ный харак­тер обще­ния с ком­пью­те­ром мож­но про­сле­дить через харак­тер чувств, с кото­ры­ми респон­ден­ты поки­да­ют ком­пью­тер. Сожа­ле­ние от рас­ста­ва­ния, поло­жи­тель­ные и нор­маль­ные чув­ства испы­ты­ва­ют 50,5% опро­шен­ных. В зави­си­мость от обсто­я­тельств поста­ви­ли дан­ные свои чув­ства 21,7% респон­ден­тов. Отме­ти­ли свои чув­ства как отри­ца­тель­ные 19,6%. В свя­зи с чем наблю­да­ет­ся дан­ная диф­фе­рен­ци­а­ция чувств все еще оста­ет­ся неиз­вест­ным.

Наи­боль­шее коли­че­ство вари­ан­тов отве­тов было полу­че­но на вопрос об отно­ше­нии к жен­щине-про­фес­си­о­на­лу про­грам­ми­сту — 62 вари­ан­та из 99 отве­тов. Их уда­лось объ­еди­нить в несколь­ко кате­го­рий:

Отно­ше­ние Респон­ден­ты (%)
хоро­шее 52,5
пло­хое 11,1
«парал­лель­но» (все рав­но) 18,2
по-вся­ко­му быва­ет 8,1
не верю 10,1

О чем гово­рят дан­ные циф­ры? Если поло­ви­на респон­ден­тов и при­ни­ма­ет этот факт, харак­те­ри­зуя свое отно­ше­ние как хоро­шее, то чуть более 20% отно­сят­ся к это­му пло­хо или вооб­ще не верят в дан­ное «явле­ние». Это гово­рит ско­рее о том, что при­бли­зи­тель­но чет­верть поль­зо­ва­те­лей до сих пор не хотят при­ни­мать тот факт, что жен­щи­ны могут рабо­тать с ком­пью­те­ром как про­фес­си­о­на­лы и даже весь­ма про­дук­тив­но… Что это — сте­рео­тип? Или что-то дру­гое? Воз­мож­но, даль­ней­шие иссле­до­ва­ния помо­гут рас­крыть этот вопрос, если эта чет­верть опро­шен­ных не пере­ду­ма­ет к тому вре­ме­ни.

Боль­шее еди­но­гла­сие про­яви­ли респон­ден­ты в отве­те на вопрос об их отно­ше­нии к жен­щине-поль­зо­ва­те­лю: хоро­шо к это­му отно­сят­ся и счи­та­ют это само собой разу­ме­ю­щим­ся 85,4% отве­тив­ших. Осталь­ные или отно­сят­ся пло­хо к это­му, или отве­ча­ют «по-раз­но­му быва­ет…».

Резуль­та­ты этих двух послед­них вопро­сов гово­рят о том, что на совре­мен­ном эта­пе жен­щи­ну за ком­пью­те­ром гото­вы видеть ско­рее поль­зо­ва­те­лем, чем про­фес­си­о­на­лом-про­грам­ми­стом. Воз­ни­ка­ет вопрос на буду­щее: изме­нит­ся ли сего­дняш­нее вос­при­я­тие жен­щи­ны за ком­пью­те­ром или нет? При­мут ли ее как про­фес­си­о­на­ла в дан­ных кру­гах?

А вот что каса­ет­ся рабо­ты муж­чин за ком­пью­те­ром, то 57,4% респон­ден­тов схо­дят­ся во мне­нии, что муж­чи­ны могут рабо­тать луч­ше жен­щин, а ино­гда даже гораз­до луч­ше. 31,7% убеж­де­ны, что пол в этом вопро­се не игра­ет самую важ­ную роль. А все­го 3% уве­ре­ны, что жен­щи­ны могут рабо­тать луч­ше муж­чин. Очень инте­рес­но, что в этом вопро­се самый боль­шой про­цент тех, кто затруд­нил­ся отве­тить: почти 8%. Эти циф­ры под­твер­жда­ют выво­ды, сде­лан­ные чуть выше: об отно­ше­нии к жен­щине за ком­пью­те­ром. Боль­шин­ство до сих пор уве­ре­но, что муж­чи­ны рабо­та­ют луч­ше. Одна­ко и тут мно­гие дела­ли ого­вор­ки в сво­их отве­тах: «смот­ря какую область работ с ком­пью­те­ром иметь в виду — тех­ни­че­скую, худо­же­ствен­ную, про­грам­мист­скую и т.д.. Опять же труд­но ска­зать, как будут раз­ви­вать­ся подоб­ные отно­ше­ния в буду­щем.

Еще один вопрос из той же обла­сти: хоти­те ли Вы иметь супру­га про­фес­си­о­на­ла-про­грам­ми­ста? При­бли­зи­тель­но оди­на­ко­вое коли­че­ство хочет и нет (по 31,4 и 34,3% соот­вет­ствен­но). Одна­ко еще 14,75 отве­ти­ли, что хотят иметь супру­га хотя бы поль­зо­ва­те­ля. Воз­мож­но, име­ет­ся в виду, что очень ско­ро ком­пью­тер будет играть доволь­но боль­шую роль и уже сей­час прак­ти­че­ски всем необ­хо­ди­мы хотя бы началь­ные навы­ки рабо­ты с тех­но­ло­ги­я­ми.

Таким обра­зом, ста­но­вит­ся оче­вид­ным, что боль­шин­ство поль­зо­ва­те­лей при­пи­сы­ва­ют в буду­щем ком­пью­те­ру боль­шую роль как в сво­ей жиз­ни, так и в жиз­ни все­го мира вооб­ще. Но при этом поль­зо­ва­те­ли Руне­та не огра­ни­чи­ва­ют­ся какой-либо одной функ­ци­ей ком­пью­те­ра, а исполь­зу­ют его как мож­но пол­нее. Но еще не все из них при­зна­ют за жен­щи­ной пра­во наравне с муж­чи­ной рабо­тать с ком­пью­те­ром. При этом эмо­ци­о­наль­ная окрас­ка в рабо­те с ком­пью­те­ром в боль­шин­стве слу­ча­ев поло­жи­тель­ная, и если рань­ше в зна­чи­тель­ной мере при­сут­ство­ва­ли слу­чай­ные и обя­за­тель­ные встре­чи с ком­пью­те­ром, то сей­час у подав­ля­ю­ще­го боль­шин­ства они желан­ные и даже необ­хо­ди­мые.

Если попро­бо­вать напи­сать «порт­рет» сред­не­ста­ти­сти­че­ско­го поль­зо­ва­те­ля Руне­та, то ско­рее все­го полу­чит­ся сле­ду­ю­щее опи­са­ние: это моло­дой муж­чи­на (от 19 до 25 лет), он сту­дент или уже полу­чил выс­шее обра­зо­ва­ние, при­чем ско­рее все­го тех­ни­че­ское; живет он где-то в евро­пей­ской части Рос­сии; он холост, в обла­сти ком­пью­те­ров само­уч­ка, име­ет дома ком­пью­тер, выше все­го оце­ни­ва­ет свой поль­зо­ва­тель­ский уро­вень зна­ний, за ком­пью­те­ром про­во­дит от 30 до 50 часов в неде­лю, в рав­ной сте­пе­ни оди­на­ко­во исполь­зу­ет все воз­мож­но­сти ком­пью­те­ра; за ком­пью­тер впер­вые сел в сред­них клас­сах шко­лы или у дру­зей дома, при­чем встре­чи в самом нача­ле зна­ком­ства с ком­пью­те­ром, и встре­чи сей­час — желан­ны; закан­чи­ва­ет рабо­ту с ком­пью­те­ром или с поло­жи­тель­ны­ми чув­ства­ми, или с сожа­ле­ни­ем из-за рас­ста­ва­ния, в буду­щем при­пи­сы­ва­ет ком­пью­те­ру боль­шую роль как в мире вооб­ще, так и в сво­ей жиз­ни в част­но­сти; поло­жи­тель­но отно­сит­ся к при­об­ще­нию жен­щин к рабо­те с ком­пью­те­ром, но счи­та­ет, что муж­чи­ны рабо­та­ют все-таки луч­ше, хочет иметь супру­га про­фес­си­о­на­ла-про­грам­ми­ста или хотя бы поль­зо­ва­те­ля. [Это опи­са­ние очень напо­ми­на­ет резуль­та­ты иссле­до­ва­ния на «Флогистоне»[1]].

Сравнение мужчин и женщин

В этом раз­де­ле будут рас­смот­ре­ны толь­ко те вопро­сы, в кото­рых обна­ру­же­на ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мая раз­ни­ца меж­ду муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми (зна­чи­мость раз­ли­чий опре­де­ля­лась мно­го­функ­ци­о­наль­ным кри­те­ри­ем Фише­ра).

Самое пер­вое, бро­са­ю­ще­е­ся в гла­за отли­чие муж­чин от жен­щин: тип обра­зо­ва­ния. Сре­ди жен­щин гораз­до боль­ше людей с гума­ни­тар­ным обра­зо­ва­ни­ем, в то вре­мя как сре­ди муж­чин пре­об­ла­да­ет тех­ни­че­ский тип. Раз­ли­чие досто­вер­но на 1%-ном уровне, т.е. веро­ят­ность того, что раз­ли­чия все-таки недо­сто­вер­ны, состав­ля­ет 1%. Эти циф­ры демон­стри­ру­ют тот факт, что Интер­нет из обла­сти рабо­ты и обще­ния узко­го кру­га спе­ци­а­ли­стов все боль­ше начи­на­ет напо­ми­нать струк­ту­ру реаль­но­го обще­ства и тен­ден­ции в нем.

Извест­но, что сре­ди жен­щин боль­шин­ство име­ет гума­ни­тар­ное обра­зо­ва­ние, и, сле­до­ва­тель­но, вполне логич­но пред­по­ло­жить, что в Интер­не­те жен­щи­ны будут пред­став­ле­ны в боль­шин­стве имен­но «гума­ни­та­ри­я­ми».

Инте­рес­но отме­тить, что сре­ди жен­щин ни одна не отнес­ла себя к систем­ным про­грам­ми­стам, и толь­ко одна назва­лась про­грам­ми­стом. Почти все жен­щи­ны отнес­ли себя к поль­зо­ва­те­лям. В то же вре­мя сре­ди муж­чин было выяв­ле­но:

  • систем­ных про­грам­ми­стов — 31%;
    про­грам­ми­стов — 39,3%;
    поль­зо­ва­те­лей — 46,4%.

Это под­твер­жда­ет выше­из­ло­жен­ные выво­ды, что жен­щин сей­час сре­ди про­грам­ми­стов очень мало.

Отсю­да вполне логич­но выте­ка­ют раз­ли­чия по вопро­су о сво­ем уровне зна­ний: жен­щи­ны (с досто­вер­но­стью раз­ли­чий на 1%-ном уровне) в общей мас­се сво­ей не доволь­ны уров­нем зна­ний в про­грам­ми­ро­ва­нии и систем­ном про­грам­ми­ро­ва­нии, тогда как сре­ди муж­чин таких людей гораз­до мень­ше. В то же вре­мя очень инте­рес­но, что сре­ди жен­щин ни одна не оце­ни­ла свой поль­зо­ва­тель­ский уро­вень как недо­ста­точ­ный, хотя сре­ди муж­чин таких нашлось 8,6%.

Если срав­ни­вать зна­че­ние ком­пью­те­ра для жен­щин и муж­чин, то оно при­бли­зи­тель­но оди­на­ко­во по всем пунк­там кро­ме одно­го: жен­щи­ны (с досто­вер­но­стью на 5%-ном уровне) реже назы­ва­ют ком­пью­тер помощ­ни­ком, чем муж­чи­ны. Ско­рее все­го, это про­ис­хо­дит из-за того, что на совре­мен­ном эта­пе или жен­щи­ны еще не осво­и­ли в пол­ной мере эту функ­цию ком­пью­те­ра, или пока что он им в этой роли сей­час осо­бо и не нужен.

Бро­са­ет­ся в гла­за дина­ми­ка харак­те­ра встреч с ком­пью­те­ром у жен­щин. И если у муж­чин этот харак­тер не изме­нил­ся за вре­мя исполь­зо­ва­ния ком­пью­те­ра (при­бли­зи­тель­но 65% встреч и тогда, и сей­час желан­ные, при­бли­зи­тель­но 20% — обя­за­тель­ные), то у жен­щин почти в два раза умень­ши­лось коли­че­ство обя­за­тель­ных встреч и уве­ли­чи­лось коли­че­ство желан­ных. При это харак­тер встреч с ком­пью­те­ром на сего­дняш­ний день у жен­щин и муж­чин прак­ти­че­ски иден­ти­чен по всем пунк­там.

Воз­мож­но, это объ­яс­ня­ет­ся тем, что рань­ше ком­пью­тер был исклю­чи­тель­но муж­ской рабо­той (даже сред­ний воз­раст при­об­ще­ния муж­чин при­бли­зи­тель­но 13,5 лет, а у жен­щин — 15 лет). Логич­но пред­по­ло­жить, что через несколь­ко лет эта ситу­а­ция изме­нит­ся и у жен­щин, как и у муж­чин, харак­тер встреч не будет так кар­ди­наль­но изме­нять­ся и боль­шин­ство встреч будет желан­ны­ми.

Меж­ду тем, жен­щи­ны прак­ти­че­ски еди­но­глас­но (95,65%) при­зна­ли буду­щую роль ком­пью­те­ра в мире очень боль­шой. С досто­вер­но­стью на 5%-ном уровне этот пока­за­тель отли­ча­ет­ся от муж­ско­го (где боль­шую роль отме­ти­ли толь­ко 70%). Мож­но даже ска­зать, что если муж­чи­ны уже при­вык­ли к ком­пью­те­ру и изу­чи­ли его от и до, то у жен­щин в силу выше­опи­сан­ных при­чин «все еще впе­ре­ди».

Что каса­ет­ся отно­ше­ния к жен­щине за ком­пью­те­ром, то вполне ожи­да­е­мые отве­ты были полу­че­ны от жен­щин: толь­ко одна из них отве­ти­ла, что пло­хо к это­му отно­сит­ся. Осталь­ные сошлись во мне­нии, что это хоро­шо или так и долж­но быть. У муж­чин же толь­ко око­ло поло­ви­ны дума­ют так же, осталь­ные голо­са рас­пре­де­ли­лись по дру­гим вари­ан­там отве­тов (напри­мер, пло­хо отно­сят­ся к жен­щине-про­фес­си­о­на­лу или не верят, что такое воз­мож­но 26% муж­чин.).

Еще одно, послед­нее отли­чие муж­чин от жен­щин в отве­тах было обна­ру­же­но в вопро­се «Хоти­те ли иметь супру­га про­фес­си­о­на­ла-про­грам­ми­ста?». С досто­вер­но­стью на 1%-ном уровне гораз­до боль­ше людей сре­ди муж­чин, в отли­чие от жен­щин, не жела­ют созда­вать семью с таким чело­ве­ком. Воз­мож­но, это вызва­но тем, что при­бли­зи­тель­но столь­ко же чело­век (35%) не видят ниче­го хоро­ше­го в том, что жен­щи­на рабо­та­ет за ком­пью­те­ром на про­фес­си­о­наль­ном уровне.

Таким обра­зом, почти по поло­вине вопро­сов обна­ру­жи­ва­ет­ся раз­ни­ца меж­ду муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми за ком­пью­те­ром и их отно­ше­ни­ем к этой обла­сти дей­стви­тель­но­сти. Сле­до­ва­тель­но, вполне пра­во­мер­но гово­рить о нали­чии на совре­мен­ном эта­пе поло­вых раз­ли­чий в сфе­ре ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий.

Сравнение молодежи и людей зрелого возраста

Сра­зу необ­хо­ди­мо ого­во­рить­ся, что в нашем слу­чае дан­ное деле­ние очень услов­но, т.к. само­му «ста­ро­му» респон­ден­ту в иссле­до­ва­нии все­го 42 года. Было при­ня­то, что моло­де­жью будут назы­вать­ся поль­зо­ва­те­ли до 23 лет вклю­чи­тель­но, а взрос­лы­ми, соот­вет­ствен­но, люди стар­ше 23 лет.

Итак, меж­ду эти­ми дву­мя груп­па­ми были обна­ру­же­ны сле­ду­ю­щие отли­чия:

  • сре­ди взрос­лых (с досто­вер­но­стью на 1%-ном уровне) гораз­до боль­ше людей с тех­ни­че­ским обра­зо­ва­ни­ем, в то вре­мя как сре­ди моло­де­жи боль­ше доля людей с гума­ни­тар­ным типом. Похо­же, это объ­яс­ни­мо дина­ми­кой раз­ви­тия и рас­про­стра­не­ни­ем в послед­нее вре­мя гума­ни­тар­ных наук, поэто­му вполне логич­но, что моло­дежь неред­ко пред­по­чи­та­ет имен­но их;
  • сре­ди моло­де­жи боль­ше, чем сре­ди взрос­лых, доля само­учек;
  • подав­ля­ю­щее боль­шин­ство взрос­лых (86,7%) обща­ют­ся с ком­пью­те­ром на рабо­те, сре­ди моло­дых же 80% рабо­та­ют с ним дома. Это мож­но объ­яс­нить тем фак­том, что боль­шин­ство взрос­лых обо­зна­чи­ли свои пер­вые встре­чи с ком­пью­те­ром как обя­за­тель­ные, а сре­ди моло­де­жи эта циф­ра состав­ля­ет 68,3%.Вероятнее все­го, взрос­лым при­шлось пере­жить пла­но­вое, т.е. насиль­ное внед­ре­ние ком­пью­те­ров в их жизнь, в то вре­мя как на совре­мен­ном эта­пе моло­дежь уже с само­го нача­ла сама хочет рабо­тать с ком­пью­те­ром;
  • моло­дежь прак­ти­че­ски еди­но­глас­на во мне­нии, что в буду­щем ком­пью­тер будет играть очень боль­шую роль, тогда как взрос­лые не отво­дят ком­пью­те­ру такую уж веду­щую роль (толь­ко 64,9% соглас­ны с моло­де­жью, осталь­ные же не так в этом уве­ре­ны). Воз­мож­но, это моло­дой опти­мизм и взрос­лая трез­вость взгля­дов или же наобо­рот моло­деж­ный реа­лизм;
  • счи­та­ет вполне обыч­ной рабо­ту жен­щин за ком­пью­те­ром боль­шин­ство взрос­лых, радост­но удив­ле­ны этим боль­шин­ство моло­де­жи. Похо­же, что нема­лую роль тут сыг­рал жиз­нен­ный опыт;
  • в сред­нем моло­дежь про­во­дит за ком­пью­те­ром боль­ше вре­ме­ни, чем взрос­лые (соот­вет­ствен­но «50 часов в неде­лю и боль­ше» и 40–50 часов». Послед­няя циф­ра, кста­ти, очень похо­жа на сред­ний пока­за­тель рабо­ты с ком­пью­те­ром в пяти­днев­ную рабо­чую неде­лю, т.е. на рабо­чем месте).

Таким обра­зом, были обна­ру­же­ны и раз­ли­чия меж­ду взрос­лы­ми и моло­ды­ми поль­зо­ва­те­ля­ми Руне­та и их взгля­да­ми. Одна­ко сей­час труд­но пред­по­ло­жить, чем это объ­яс­ня­ет­ся: опы­том взрос­лых или бОль­шим уров­нем в ком­пью­тер­ных тех­но­ло­ги­ях моло­дых? Вре­мя пока­жет, како­ва будет тен­ден­ция в даль­ней­шем.

ВЫВОДЫ

Итак, были обна­ру­же­ны досто­вер­ные раз­ли­чия меж­ду жен­ской и муж­ской частью поль­зо­ва­те­лей, меж­ду жите­ля­ми раз­ных стран и, нако­нец, меж­ду раз­ны­ми воз­раст­ны­ми груп­па­ми. Основ­ные раз­ли­чия каса­лись, как и пред­по­ла­га­лось, основ­ных бло­ков иссле­до­ва­ния, а имен­но:

  • анкет­ных дан­ных (т.е. воз­раст, обра­зо­ва­ние, семей­ное поло­же­ние и т.д.);
  • вос­при­я­тия ком­пью­те­ра и его роли в лич­ной жиз­ни и жиз­ни обще­ства;
  • и, нако­нец, взгля­дов на жен­щи­ну за ком­пью­те­ром.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В дан­ной рабо­те были иссле­до­ва­ны неко­то­рые аспек­ты (в част­но­сти, пси­хо­ло­ги­че­ские) ком­пью­те­ри­за­ции людей на совре­мен­ном эта­пе. Учи­ты­вая очень боль­шую ско­рость раз­ви­тия ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий и осо­бен­но Интер­не­та, очень важ­но иметь самые све­жие дан­ные, т.к. то, что было акту­аль­но в этой обла­сти вче­ра, будет неак­ту­аль­но зав­тра.

Одна­ко нами были обна­ру­же­ны неко­то­рые вопро­сы, раз­ли­чия по кото­рым под­твер­жда­ют­ся в каж­дом новом иссле­до­ва­нии Интер­не­та. Это, напри­мер, каса­ет­ся поло­вых раз­ли­чий, о кото­рых пра­во­мер­но гово­рить как об основ­ных в дан­ной обла­сти. Имен­но раз­ли­чия меж­ду муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми в дан­ном иссле­до­ва­нии и яви­лись цен­траль­ным вопро­сом этой рабо­ты.

Повто­ре­ние резуль­та­тов от иссле­до­ва­ния к иссле­до­ва­нию поз­во­ля­ет гово­рить о том, что появил­ся новый надеж­ный спо­соб про­ве­де­ния экс­пе­ри­мен­тов и новая нема­ло­важ­ная область иссле­до­ва­ния для нау­ки и в первую оче­редь для пси­хо­ло­гии, т.к. сеть созда­на людь­ми и для людей.

Мно­гие вопро­сы оста­лись неза­тро­ну­ты­ми, т.к. важ­ной харак­те­ри­сти­кой опрос­ни­ка в Интер­не­те явля­ет­ся его крат­кость и малый объ­ем. Но это остав­ля­ет боль­шое поле для даль­ней­ших иссле­до­ва­ний и экс­пе­ри­мен­тов. А дан­ная рабо­та поз­во­ля­ет выявить недо­стат­ки, досто­ин­ства и основ­ные направ­ле­ния рабо­ты с людь­ми в Интер­не­те.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Жич­ки­на А. Е., Ефи­мов К. Ю. «Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния пове­де­ния в Интер­не­те»
  2. Аре­сто­ва О. Н., Л. Н. Баба­нин, А. Е. Вой­скун­ский. Реги­о­наль­ная спе­ци­фи­ка сооб­ще­ства рос­сий­ских поль­зо­ва­те­лей сети Интер­нет
  3. Аре­сто­ва О.Н., Баба­нин Л.Н., Вой­скун­ский А.Е. Соци­аль­ная и демо­гра­фи­че­ская дина­ми­ка сооб­ще­ства поль­зо­ва­те­лей ком­пью­тер­ных сетей
  4. Резуль­та­ты опро­са поль­зо­ва­те­лей Интер­нет 1998 г.
  5. Отчет об опро­се участ­ни­ков 6-й Все­рос­сий­ской кон­фе­рен­ции RELARN’99
  6. Аре­сто­ва О.Н., Вой­скун­ский А.Е. Иссле­до­ва­ние поло­вых раз­ли­чий при рабо­те с интер­не­том на при­ме­ре рос­сий­ских поль­зо­ва­те­лей
  7. Аре­сто­ва О.Н., Баба­нин Л.Н., Вой­скун­ский А.Е. Моти­ва­ция поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та
  8. Мина­ков А. Неко­то­рые пси­хо­ло­ги­че­ские свой­ства и осо­бен­но­сти Интер­нет как ново­го слоя реаль­но­сти
  9. Сатин Д.К. «Интер­нет как сре­да про­ве­де­ния пси­хо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний»
  10. Жич­ки­на А.Е. «О воз­мож­но­стях пси­хо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний в сети Интер­нет» Пси­хо­ло­ги­че­ский Жур­нал, 2000, том 21, № 2, с. 75–78
  11. Артур Вве­ден­ский «Интер­нет как диа­гноз»
  12. Белин­ская Е.П., Жич­ки­на А.Е. Про­стран­ство, насе­лен­ное Дру­ги­ми
  13. Жич­ки­на А.Е. Соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские аспек­ты обще­ния в Интер­не­те

Об авторе

Мышен­ко­ва Еле­на Сер­ге­ев­на — отде­ле­ние пси­хо­ло­гии Бело­рус­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (спе­ци­аль­ность — соци­аль­ная пси­хо­ло­гия). Сфе­ра науч­ных инте­ре­сов — ген­дер­ные раз­ли­чия, Интер­нет и ком­пью­тер вооб­ще, экзи­стен­ци­аль­но-гума­ни­сти­че­ский под­ход в пси­хо­ло­гии, кон­суль­ти­ро­ва­ние.

Насто­я­щая рабо­та пред­став­ля­ет собой кур­со­вой про­ект авто­ра (Минск, 2000).

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkgooglepluspinterest