Ушаков Д.В. Искусственный интеллект как инструмент психологического исследования

У

Резюме

В послед­ние годы мы ста­ли сви­де­те­ля­ми бур­но­го раз­ви­тия тех­но­ло­гий искус­ствен­но­го интел­лек­та, осно­ван­ных на машин­ном обу­че­нии. Послед­ствия внед­ре­ния этих тех­но­ло­гий не обхо­дят сто­ро­ной и пси­хо­ло­гию. Появи­лись рабо­ты, исполь­зу­ю­щие машин­ное обу­че­ние для авто­ма­ти­че­ско­го рас­по­зна­ва­ния свойств и состо­я­ний людей, а так­же для неко­то­рых дру­гих целей. Впе­ре­ди мая­чат новые, суще­ствен­но более мас­штаб­ные проекты. 

В какой сте­пе­ни тех­но­ло­гии искус­ствен­но­го интел­лек­та смо­гут повли­ять на пси­хо­ло­гию? Смо­гут ли они допол­нить чело­ве­че­ский интел­лект? Или, может быть, даже заме­нят его пол­но­стью в неко­то­рых науч­ных функ­ци­ях? Ста­тья раз­ра­ба­ты­ва­ет пути для отве­та на эти вопросы.

Вна­ча­ле обсуж­да­ет­ся пред­став­ле­ние о том, что ней­ро­се­ти «мыс­лят» не так, как чело­век, и созда­ют нау­ку, отли­ча­ю­щу­ю­ся от чело­ве­че­ской. Соглас­но этим взгля­дам, люди стро­ят тео­рии и на их осно­ве дела­ют пред­ска­за­ния, а ней­ро­се­ти экс­пли­цит­ных тео­рий не стро­ят, но тем не менее могут делать предсказания. 

В этом кон­тек­сте рас­смат­ри­ва­ют­ся нау­ко­вед­че­ские взгля­ды на то, как рабо­та­ет «чело­ве­че­ская» нау­ка. Вво­дит­ся раз­ли­чие меж­ду индук­тив­ным и гипо­те­ти­ко-дедук­тив­ным мето­да­ми позна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти. Затем обсуж­да­ют­ся совре­мен­ные мето­ды машин­но­го «позна­ния». Пока­за­но, что пред­ска­за­ния и выво­ды ней­ро­се­тей все­гда дела­ют­ся на осно­ве общих положений. 

Одна­ко эти общие поло­же­ния могут не экс­пли­ци­ро­вать­ся и стро­ят­ся маши­ной не само­сто­я­тель­но, а лишь в кон­тек­сте, задан­ном раз­ра­бот­чи­ком. В заклю­чи­тель­ной части ста­тьи речь идет о том, какие воз­мож­но­сти у тех­но­ло­гий искус­ствен­но­го интел­лек­та про­сле­жи­ва­ют­ся в сфе­ре науч­но­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го позна­ния. Выска­зы­ва­ет­ся пред­по­ло­же­ние, что внед­ре­ние тех­но­ло­гий искус­ствен­но­го интел­лек­та может суще­ствен­но изме­нить кар­ти­ну пси­хо­ло­ги­че­ской науки. 

В фун­да­мен­таль­ном плане воз­мож­но появ­ле­ние циф­ро­вых двой­ни­ков когни­тив­ной систе­мы, лич­ност­ных кон­струк­тов и т.д. В прак­ти­че­ском плане могут воз­ник­нуть тех­но­ло­гии, кото­рые оце­ни­ва­ют пси­хо­ло­ги­че­ское состо­я­ние чело­ве­ка и помо­га­ют его улуч­шать вплоть до при­ме­не­ния пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ских мето­дов, спо­соб­ству­ют совер­шен­ство­ва­нию отно­ше­ний в ближ­нем и про­фес­си­о­наль­ном кру­гах, выпол­ня­ют роль коуча, помо­га­ют в веде­нии пере­го­во­ров, ори­ен­ти­ру­ют в посту­па­ю­щей инфор­ма­ции и мно­гое другое.

Введение

В науч­ной сре­де бро­дит сооб­ра­же­ние, что суще­ствуй во вре­ме­на Нью­то­на ней­ро­се­ти и машин­ное обу­че­ние, воз­мож­но, не было бы сего­дня извест­ных людям зако­нов меха­ни­ки, да и диф­фе­рен­ци­аль­но­го исчисления. 

Дей­стви­тель­но, с помо­щью ней­ро­се­тей мож­но пре­крас­но пред­ска­зы­вать дви­же­ние тел, не обра­ща­ясь к зако­нам меха­ни­ки. Прак­ти­ка совре­мен­ных метео­цен­тров, где исполь­зо­ва­ние машин­но­го обу­че­ния ока­зы­ва­ет­ся более точ­ным мето­дом пред­ска­за­ния пого­ды, чем рас­че­ты на осно­ва­нии зако­нов физи­ки, вро­де под­твер­жда­ет тезис.

Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия уже име­ет нема­лое коли­че­ство зако­нов в раз­ных обла­стях сво­ей ком­пе­тен­ции, одна­ко обла­да­ет гораз­до мень­шей спо­соб­но­стью пред­ска­за­ния пове­де­ния сво­е­го объ­ек­та – чело­ве­ка, чем физи­ка – пове­де­ния, напри­мер, твер­дых тел. И дело здесь не в сво­бо­де воли, кото­рой обла­да­ет чело­век: во мно­гих слу­ча­ях мы инту­и­тив­но на быто­вом уровне спо­соб­ны пред­ска­зать пове­де­ние чело­ве­ка в ситу­а­ци­ях, на кото­рые не рас­про­стра­ня­ют­ся законы.

Из ска­зан­но­го воз­ни­ка­ет идея: не ока­жут­ся ли в пси­хо­ло­гии крайне эффек­тив­ны­ми мето­ды пред­ска­за­ния пове­де­ния людей, осно­ван­ные на нейросетях? 

Пред­ста­вим себе, напри­мер, что мы рас­по­ла­га­ем боль­шим кор­пу­сом видео­за­пи­сей людей и их вза­и­мо­дей­ствия в раз­лич­ных экс­пе­ри­мен­таль­ных и про­сто жиз­нен­ных ситу­а­ци­ях. Собрать такой кор­пус в наше вре­мя – дело тех­ни­ки. Затем, постро­ив адек­ват­ную сет­ку ана­ли­за пове­де­ния чело­ве­ка и накла­ды­вая мас­ки на раз­лич­ные эле­мен­ты запи­сей, при­ме­ним машин­ное обу­че­ние без учи­те­ля и полу­чим инстру­мент пред­ска­за­ния пове­де­ния дан­но­го чело­ве­ка в дан­ной ситуации. 

Далее мож­но исполь­зо­вать мето­ды объ­яс­ни­мо­го искус­ствен­но­го интел­лек­та и обна­ру­жить при­зна­ки пове­де­ния и ситу­а­ции, на осно­ва­нии кото­рых дела­ет­ся машин­ный про­гноз. Мож­но не сомне­вать­ся, что такая рабо­та в сфе­ре пси­хо­ло­гии рано или позд­но нач­нет­ся. Но что таким обра­зом будет достигнуто?

Здесь начи­на­ет­ся новая серия вопро­сов. Они свя­за­ны с подо­зре­ни­я­ми, что ней­ро­се­ти мыс­лят не так, как чело­век, и нау­ка, кото­рую они спо­соб­ны делать, не похо­жа на нашу, чело­ве­че­скую. Люди стро­ят тео­рии и на их осно­ве дела­ют предсказания. 

Ней­ро­се­ти экс­пли­цит­ных тео­рий не стро­ят и, хотя пред­ска­зы­вать могут в неко­то­рых слу­ча­ях успеш­нее, чем мы с наши­ми тео­ри­я­ми, из них быва­ет непро­сто даже извлечь отчет о при­зна­ках, послу­жив­ших осно­вой прогноза. 

Нау­ка, как дав­но отме­че­но, обла­да­ет не толь­ко функ­ци­ей про­гно­зи­ро­ва­ния, но и дру­ги­ми, в част­но­сти миро­воз­зрен­че­ской. Мы хотим пони­мать, как устро­ен мир, а не толь­ко пред­ска­зы­вать. Тео­рия помо­га­ет нам понять мир. Могут ли здесь помочь нейросети?

Все эти вопро­сы выдви­га­ют­ся в фокус науч­ной про­бле­ма­ти­ки. Ниже пред­при­ни­ма­ет­ся попыт­ка про­ло­жить под­хо­ды к адек­ват­ным отве­там на них.

Вна­ча­ле будут рас­смот­ре­ны нау­ко­вед­че­ские взгля­ды на то, как рабо­та­ет «чело­ве­че­ская» нау­ка. Затем обсуж­да­ют­ся совре­мен­ные мето­ды машин­но­го «позна­ния». В тре­тьей части речь пой­дет о том, какие воз­мож­но­сти тех­но­ло­гий искус­ствен­но­го интел­лек­та про­сле­жи­ва­ют­ся в сфе­ре науч­но­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го познания.

Человеческая наука: индуктивный и гипотетико-дедуктивный методы

На заре совре­мен­ной нау­ки Френ­сис Бэкон Веру­лам­ский в сво­ем «Новом орга­ноне» раз­ра­бо­тал идею индук­тив­но­го позна­ния как иду­ще­го от фак­тов к утвер­жде­ни­ям обще­го харак­те­ра. Бэко­на на этом осно­ва­нии порой назы­ва­ют осно­во­по­лож­ни­ком нау­ки совре­мен­но­го типа. 

Дей­стви­тель­но, идея индук­ции харак­те­ри­зу­ет совре­мен­ную нау­ку в опре­де­лен­ных аспек­тах, но в то же вре­мя не соот­вет­ству­ет ей в дру­гих. Если рас­смот­реть кор­пус зна­ний нау­ки совре­мен­но­го типа, то в нем про­сле­жи­ва­ет­ся индук­тив­ная орга­ни­за­ция в том плане, что тео­рии обос­но­ва­ны фак­та­ми, полу­чен­ны­ми в кон­тро­ли­ру­е­мых условиях. 

Если появ­ля­ют­ся при­знан­ные науч­ным сооб­ще­ством фак­ты, кото­рые не соот­вет­ству­ют тео­рии, то тео­рия начи­на­ет изме­нять­ся и допол­нять­ся или вооб­ще отбрасывается.

В то же вре­мя индук­тив­ный под­ход пло­хо про­яс­ня­ет вопрос о том, как созда­ет­ся тео­рия. Бэкон и раз­вив­ший вслед за ним тео­рию индук­ции Дж. Ст. Милль под­чер­ки­ва­ли, что индук­ция про­ис­хо­дит путем выде­ле­ния суще­ствен­ных при­зна­ков через удер­жа­ние поло­жи­тель­ных при­ме­ров и отбра­сы­ва­ние отрицательных.

Одна­ко в дей­стви­тель­но­сти такой меха­ни­че­ский спо­соб не рабо­та­ет. Возь­мем при­мер из школь­ной физи­ки. Моне­та пада­ет быст­рее, чем перо. Но если про­ве­сти экс­пе­ри­мент в кол­бе, отку­да отка­чан воз­дух, мож­но наблю­дать, что ско­рость паде­ния пред­ме­тов уравнялась. 

Вро­де бы перед нами клас­си­че­ский обра­зец индук­тив­но­го рас­суж­де­ния. Выде­лен суще­ствен­ный при­знак – сопро­тив­ле­ние воз­ду­ха, бла­го­да­ря чему инду­ци­ро­ва­но пра­ви­ло о сни­же­нии ско­ро­сти в резуль­та­те сопро­тив­ле­ния воздуха. 

Одна­ко оче­вид­но, что про­цесс откры­тия дол­жен был прой­ти в обрат­ную сто­ро­ну: что­бы про­ве­сти экс­пе­ри­мент с ваку­ум­ной кол­бой, нуж­но было уже обла­дать гипо­те­зой о том, что ско­рость сни­жа­ет­ся за счет сопро­тив­ле­ния воздуха.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, нау­ка чер­па­ет свою базу зна­ний из актив­но­го экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ния, а не про­сто из ана­ли­за пред­дан­ных фак­тов. И это экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ние направ­ля­ет­ся тео­ри­я­ми, кото­рые вна­ча­ле носят харак­тер гипотез.

Иссле­до­ва­ние реаль­ных слу­ча­ев науч­но­го твор­че­ства под­твер­жда­ет актив­ный харак­тер выдви­же­ния науч­ных гипо­тез. Напри­мер, у исто­ков аст­ро­но­мии и физи­ки Ново­го вре­ме­ни уче­ные исхо­ди­ли из гипо­тез о том, что тра­ек­то­рии дви­же­ния пла­нет соот­вет­ству­ют совер­шен­ным фигурам. 

Так, Тихо Бра­ге пред­по­ла­гал, что Марс дви­жет­ся по окруж­но­сти, в резуль­та­те чего не мог согла­со­вать сво­их рас­че­тов с наблю­де­ни­я­ми. Кепле­ру потре­бо­ва­лось нема­ло вре­ме­ни, что­бы отка­зать­ся от этой гипо­те­зы и попро­бо­вать дру­гие кри­вые, такие как овал, преж­де чем обна­ру­жить, что наи­боль­шее соот­вет­ствие дан­ным дает эллипс. 

Таким обра­зом, гипо­те­зы не выво­дят­ся из фак­тов. Они порож­да­ют­ся уче­ны­ми на осно­ва­нии раз­лич­ных сооб­ра­же­ний, вплоть до веры в выс­шую гар­мо­нию, как в при­ве­ден­ном при­ме­ре, но и в посто­ян­ном соот­не­се­нии с фактами.

Ч. Пирс назы­вал пара­док­сом индук­ции зави­си­мость инду­ци­ру­е­мых зако­но­мер­но­стей от пред­зна­ния, пред­став­ле­ний, кото­ры­ми чело­век обла­да­ет зара­нее. Он исполь­зо­вал образ ино­пла­не­тя­ни­на, при­ле­тев­ше­го на Зем­лю и иссле­ду­ю­ще­го резуль­та­ты пере­пи­си населения. 

Про­бле­ма это­го ино­пла­не­тя­ни­на в плане индук­ции зако­но­мер­но­стей будет заклю­чать­ся в том, что с чем соот­но­сить. Если он не име­ет пред­ва­ри­тель­но­го зна­ния о про­ис­хо­дя­щем на Зем­ле, о том, что пред­став­ля­ет собой чело­ве­че­ская демо­гра­фия, пере­пись насе­ле­ния, то он будет про­сто неспо­со­бен к индук­ции, посколь­ку не зна­ет, какие пере­мен­ные нуж­но свя­зы­вать, а какие – нет. 

Разум, погру­жен­ный в море фак­тов без пред­ва­ри­тель­но­го зна­ния, не может инду­ци­ро­вать закономерности.

Нако­нец, К. Поппер под­чер­ки­вал, что моде­ли не толь­ко не могут быть выве­де­ны из фак­тов, но даже не могут быть ими дока­за­ны. Фак­ты не могут дока­зать модель, но могут ее опро­верг­нуть. В этом плане роль фак­тов – не вери­фи­ка­ция науч­ной тео­рии, а воз­мож­ность ее фальсификации.

Таким обра­зом, хотя обос­но­ва­ние зна­ния заклю­ча­ет­ся в выяв­ле­нии соот­вет­ствия тео­рии фак­там, полу­че­ние зна­ния не явля­ет­ся про­стым индук­тив­ным выво­дом тео­рии из фак­тов. Порож­де­ние науч­ных моде­лей во мно­гих слу­ча­ях дер­жит­ся на наших дона­уч­ных пред­став­ле­ни­ях, вклю­чен­но­сти в жизнь, прак­ти­че­ских инте­ре­сах, ино­гда – иде­а­лах и т.д.

Теперь перей­дем к вопро­су о том, в какой сте­пе­ни совре­мен­ные тех­но­ло­гии искус­ствен­но­го интел­лек­та могут осу­ществ­лять какие-либо из опи­сан­ных ком­по­нен­тов про­цес­са науч­но­го познания.

Искусственный интеллект и наука будущего

Искус­ствен­ный интел­лект – соби­ра­тель­ный тер­мин, и сего­дня мож­но гово­рить о двух инстру­мен­тах из этой сфе­ры, потен­ци­аль­но при­ме­ни­мых в нау­ке: машин­ном обу­че­нии и гене­ра­тив­ных моде­лях. Гене­ра­тив­ные моде­ли, конеч­но, тоже явля­ют­ся вет­вью тех­но­ло­гий машин­но­го обу­че­ния, одна­ко, как мы уви­дим, их потен­ци­аль­ное при­ме­не­ние в нау­ке обла­да­ет осо­бен­но­стя­ми, кото­рые застав­ля­ют рас­смат­ри­вать их отдельно.

Есть все осно­ва­ния пред­по­ла­гать, что раз­ви­тие тех­но­ло­гий искус­ствен­но­го интел­лек­та на этом не оста­но­вит­ся и будут воз­ни­кать новые инстру­мен­ты, в том чис­ле спо­соб­ные к при­ме­не­нию в науч­ной деятельности.

Рас­смот­рим вна­ча­ле ней­ро­се­ти глу­бо­ко­го обу­че­ния. Ино­гда мож­но услы­шать мне­ние, что ней­ро­се­ти в отли­чие от людей могут делать пред­ска­за­ния, минуя общие зако­но­мер­но­сти. Так, напри­мер, ней­ро­се­ти гид­ро­мет­цен­тров пред­ска­зы­ва­ют пого­ду за счет обу­че­ния по пока­за­ни­ям мно­же­ства дат­чи­ков без како­го-либо уче­та физи­че­ских закономерностей.

Это мне­ние отра­жа­ет несо­мнен­ный факт, что ней­ро­се­ти дела­ют пред­ска­за­ния, избав­ляя людей от необ­хо­ди­мо­сти знать, на осно­ва­нии каких зако­но­мер­но­стей пред­ска­за­ния дела­ют­ся. Одна­ко это не озна­ча­ет, что пред­ска­за­ние ней­ро­се­ти не дела­ет­ся ею на осно­ва­нии обна­ру­жен­ной в про­цес­се обу­че­ния закономерности. 

В осно­ва­нии любо­го пред­ска­за­ния ней­ро­се­ти, без­услов­но, лежат зако­но­мер­но­сти, кото­рые отра­жа­ют­ся в функ­ци­о­наль­ной зави­си­мо­сти меж­ду вход­ны­ми и выход­ны­ми узла­ми. В этом плане не сто­ит пре­уве­ли­чи­вать прин­ци­пи­аль­ную непо­нят­ность в выво­дах ней­ро­се­тей, тем более что про­гресс в мето­дах так назы­ва­е­мо­го объ­яс­ни­мо­го искус­ствен­но­го интел­лек­та дела­ет все более про­ни­ца­е­мы­ми про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие внут­ри про­ме­жу­точ­ных слоев.

Одна­ко даль­ше появ­ля­ют­ся раз­ли­чия, кото­рые заслу­жи­ва­ют при­сталь­но­го рас­смот­ре­ния. Зако­но­мер­но­сти, полу­ча­е­мые ней­ро­се­тя­ми, выве­де­ны из обу­че­ния на дан­ных, т.е. сово­куп­но­сти част­ных слу­ча­ев. Дру­ги­ми сло­ва­ми, эти зако­но­мер­но­сти полу­че­ны на осно­ве индук­ции. Одна­ко индук­ция совер­ша­ет­ся в пре­де­лах моде­лей, задан­ных раз­ра­бот­чи­ком, а такое зада­ние про­ис­хо­дит в двух аспектах.

Во-пер­вых, архи­тек­ту­рой и струк­ту­рой ней­ро­се­ти, вклю­чая чис­ло уров­ней, их харак­тер и т.д. Внут­ри этой струк­ту­ры, задан­ной раз­ра­бот­чи­ком, ней­ро­сеть в про­цес­се обу­че­ния выво­дит зако­но­мер­но­сти, напри­мер под­би­рая коэф­фи­ци­ен­ты для поли­но­ми­аль­ных зави­си­мо­стей, харак­тер­ных для совре­мен­ных ней­ро­се­тей, меж­ду вход­ны­ми и выход­ны­ми сиг­на­ла­ми. При этом сто­ит отме­тить, что раз­ра­бот­чик зада­ет струк­ту­ру, руко­вод­ству­ясь инту­и­ци­ей и опы­том. Стро­гих мате­ма­ти­че­ских отве­тов на вопрос о том, какая струк­ту­ра сети будет наи­бо­лее адек­ват­на для дан­но­го набо­ра дан­ных, на сего­дня мало.

Во-вто­рых, семан­ти­ка моде­ли, инду­ци­ру­е­мой ней­ро­се­тью, т.е. ее отно­ше­ние к моде­ли­ру­е­мым явле­ни­ям, зада­на спо­со­бом вво­да дан­ных и зна­че­ни­ем выхо­дов. То, что озна­ча­ют дан­ные, пода­ю­щи­е­ся на вход­ные узлы, и резуль­та­ты, сни­ма­е­мые с выход­ных, тоже опре­де­ля­ет­ся раз­ра­бот­чи­ком. Толь­ко в этом кон­тек­сте чисто мате­ма­ти­че­ские отно­ше­ния, зада­ва­е­мые внут­ри сети, при­об­ре­та­ют семан­ти­ку, т.е. зна­че­ние, при­ме­ни­мое к объ­ек­там внеш­не­го мира.

Таким обра­зом, позна­ва­тель­ная роль ней­ро­се­тей ока­зы­ва­ет­ся очень свое­об­раз­ной. Они спо­соб­ны к индук­ции зако­но­мер­но­стей, одна­ко эта индук­ция осу­ществ­ля­ет­ся в гра­ни­цах моде­ли, зало­жен­ной раз­ра­бот­чи­ком. При этом нали­чие такой пред­дан­ной моде­ли дале­ко не все­гда рефлек­си­ру­ет­ся раз­ра­бот­чи­ком, что и созда­ет впе­чат­ле­ние «эмер­джент­ной» позна­ва­тель­ной спо­соб­но­сти нейросети. 

Прав­да, спра­вед­ли­во­сти ради сто­ит отме­тить, что в чело­ве­че­ском позна­нии тоже дале­ко не все­гда рефлек­си­ру­ет­ся пред­дан­ность моде­лей, кото­рая может иметь свои исто­ки в куль­ту­ре и даже био­ло­гии. Это, одна­ко, не отме­ня­ет того фак­та, что «позна­ние» совре­мен­ных ней­ро­се­тей про­ис­хо­дит внут­ри кон­тек­ста жиз­ни и куль­ту­ры, кото­рые зада­ют общую рам­ку зако­но­мер­но­стям, инду­ци­ру­е­мым нейросетями.

Воз­мож­но ли изме­не­ние в даль­ней­шем? Могут ли тех­но­ло­гии искус­ствен­но­го интел­лек­та в пер­спек­ти­ве стать спо­соб­ны к гипо­те­ти­ко-дедук­тив­но­му позна­нию, свя­зан­но­му с выдви­же­ни­ем и про­вер­кой науч­ных гипотез? 

Веро­ят­но, машин­ное обу­че­ние может быть при­ме­не­но и к выбо­ру струк­ту­ры моде­ли. В этом слу­чае одна систе­ма обу­ча­ет­ся созда­вать дру­гую таким обра­зом, что­бы та луч­ше обу­ча­лась на целе­вом набо­ре дан­ных. Из совре­мен­ных под­хо­дов к этой про­бле­ме мож­но отме­тить сим­воль­ную регрессию.

Если, одна­ко, в этом кон­тек­сте вспом­нить К. Поппе­ра с его иде­ей невоз­мож­но­сти выве­сти модель из дан­ных, то воз­ни­ка­ют неко­то­рые сомне­ния в чисто интел­лек­ту­аль­ном порож­де­нии моделей. 

Чело­век – телес­ное суще­ство, свя­зан­ное сво­им мыш­ле­ни­ем со сре­дой. В этом плане мы обла­да­ем пред­да­ным зна­ни­ем, кото­рое направ­ля­ет гипо­те­ти­ко-дедук­тив­ное мышление. 

В кон­тек­сте тако­го пред­став­ле­ния о «вопло­щен­ном позна­нии» созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что про­стран­ство воз­мож­ных моде­лей для машин­но­го обу­че­ния долж­но зада­вать­ся чело­ве­ком. Тем не менее раз­ви­тие интел­лек­ту­аль­ных систем в сто­ро­ну рас­ши­ре­ния кру­га исполь­зу­е­мых моде­лей вполне возможно.

Генеративные модели

Гене­ра­тив­ный искус­ствен­ный интел­лект воз­ник на осно­ве боль­ших язы­ко­вых моде­лей, при­ме­ня­ю­щих мето­ды машин­но­го обу­че­ния к зада­чам обра­бот­ки есте­ствен­ных язы­ков. В эти моде­ли зало­же­ны огром­ные объ­е­мы инфор­ма­ции, содер­жа­щи­е­ся в чело­ве­че­ских текстах, а за счет тех­но­ло­гий машин­но­го обу­че­ния раз­ра­бот­чи­кам уда­лось добить­ся воз­мож­но­сти исполь­зо­вать эту инфор­ма­цию и вос­про­из­во­дить алго­рит­мы и схе­мы чело­ве­че­ской деятельности. 

В резуль­та­те гене­ра­тив­ные моде­ли спо­соб­ны выстра­и­вать, хотя пока и не без сбо­ев, пла­ны дей­ствий, направ­лен­ные на реа­ли­за­цию целей, кото­рые ста­вит перед про­грам­мой поль­зо­ва­тель (Park et al., 2019).

Гене­ра­тив­ные моде­ли вскры­ли свя­зи чело­ве­че­ской куль­ту­ры и научи­лись их исполь­зо­вать, что дало огром­ный эффект. Такие моде­ли уже сего­дня спо­соб­ны к гене­ра­ции гипо­тез, одна­ко пока что это не гипо­те­зы насто­я­ще­го науч­но­го уровня. 

Мож­но, конеч­но, пред­по­ло­жить, что раз­ви­тие спо­соб­но­сти к выдви­же­нию силь­ных гипо­тез – это вопрос вре­ме­ни, и при раз­ви­тии гене­ра­тив­ных моде­лей они со вре­ме­нем ока­жут­ся спо­соб­ны­ми выдви­гать адек­ват­ные науч­ные гипо­те­зы и раз­ра­ба­ты­вать систе­мы их верификации. 

Пред­по­ло­же­ние это, конеч­но, чисто спе­ку­ля­тив­ное и натал­ки­ва­ет­ся на столь же спе­ку­ля­тив­ное воз­ра­же­ние, что гене­ра­тив­ные моде­ли обу­че­ны на текстах, создан­ных людь­ми, и, хотя, воз­мож­но, и спо­соб­ны извле­кать отту­да какие-то ходы мыс­ли, кото­ры­ми никто из людей не вос­поль­зо­вал­ся, все же смо­гут вый­ти за пре­де­лы зало­жен­ных в эти тек­сты мыс­лей толь­ко тогда, когда за эти пре­де­лы вый­дут люди. 

Что­бы оце­нить спра­вед­ли­вость аргу­мен­та или контр­ар­гу­мен­та, надо подо­ждать даль­ней­ше­го раз­во­ра­чи­ва­ния собы­тий, одна­ко нет ника­ких осно­ва­ний счи­тать, что раз­ви­тие искус­ствен­но­го интел­лек­та оста­но­вит­ся на нынеш­них технологиях. 

В даль­ней­шем мож­но ожи­дать воз­ник­но­ве­ния более мощ­ных инстру­мен­тов, при­ме­ни­мых в том чис­ле в целях науч­но­го позна­ния. Одна­ко все же совре­мен­ные тех­но­ло­гии искус­ствен­но­го интел­лек­та, даже с уче­том их даль­ней­ше­го раз­ви­тия, не выгля­дят достой­ным кон­ку­рен­том чело­ве­ка в сфе­ре науч­но­го позна­ния. При этом они могут слу­жить чело­ве­ку очень эффек­тив­ным инстру­мен­том, рас­ши­ря­ю­щим его воз­мож­но­сти науч­но­го познания.

Гене­ра­тив­ные моде­ли пред­став­ля­ют инте­рес как тех­но­ло­гии раз­ви­тия науч­но­го зна­ния еще в одном отно­ше­нии. Они постро­е­ны на транс­фор­мер­ной архи­тек­ту­ре, вклю­ча­ю­щей энко­де­ры и деко­де­ры, кото­рая осу­ществ­ля­ет умень­ше­ние раз­мер­но­сти дан­ных (Devlin, Chang, Lee, Toutanova, 2019; Kuratov, Arkhipov, 2019). 

Транс­фор­мер фак­ти­че­ски стро­ит про­стран­ство зна­че­ний (эмбед­дин­ги) и алго­рит­мы раз­во­ра­чи­ва­ния это­го про­стран­ства в текст и, наобо­рот, сво­ра­чи­ва­ния тек­ста в это про­стран­ство. Транс­фор­ме­ры реша­ют зада­чи сокра­ще­ния раз­мер­но­сти в отно­ше­нии тек­стов, одна­ко реше­ние задач сокра­ще­ния раз­мер­но­сти может играть важ­ную роль в про­цес­сах индук­ции (Iwana, Uchida, 2021; Olsson, Tranheden, Pinto, Svensson, 2021). 

Вспом­ним ино­пла­не­тя­ни­на Ч. Пир­са. Если бы он мог сокра­тить раз­мер­ность дан­ных пере­пи­си до разум­но­го мини­му­ма, зада­ча выве­де­ния зако­но­мер­но­стей пере­ста­ла бы быть для него столь недо­ступ­ной. К этой теме мы вер­нем­ся ниже, обсуж­дая про­бле­мы тех­но­ло­гий искус­ствен­но­го интел­лек­та в пси­хо­ло­ги­че­ской науке.

Перспективы психологических исследований на основе технологий искусственного интеллекта

Все ска­зан­ное выше, конеч­но, отно­сит­ся не толь­ко к пси­хо­ло­гии, а харак­те­ри­зу­ет про­бле­му исполь­зо­ва­ния искус­ствен­но­го интел­лек­та в нау­ке вооб­ще. Более того, нау­ка пред­став­ля­ет собой чистую интел­лек­ту­аль­ную дея­тель­ность, поэто­му име­ет осно­ва­ния мне­ние, что искус­ствен­ный интел­лект, спо­соб­ный к науч­ной дея­тель­но­сти на уровне чело­ве­ка и выше, явля­ет­ся силь­ным искус­ствен­ным интеллектом.

В пси­хо­ло­гии уже сей­час мож­но наме­тить несколь­ко линий раз­ви­тия, свя­зан­ных с воз­рас­та­ю­щим внед­ре­ни­ем тех­но­ло­гий искус­ствен­но­го интеллекта.

Преж­де все­го мож­но ожи­дать изме­не­ния эмпи­ри­че­ской базы пси­хо­ло­гии. До насто­я­ще­го вре­ме­ни эта база состо­ит в основ­ном из спе­ци­аль­ных лабо­ра­тор­ных иссле­до­ва­ний, что дава­ло осно­ва­ния для упре­ков в отсут­ствии «эко­ло­ги­че­ской валид­но­сти» в духе, напри­мер, У. Найсера. 

Исполь­зо­ва­ние инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и машин­но­го обу­че­ния идет в ногу с уве­ли­че­ни­ем доступ­но­сти дан­ных из реаль­ной жиз­ни, кото­рая ста­но­вит­ся все более наблю­да­е­мой и регистрируемой. 

Уже сего­дня в пси­хо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ни­ях доста­точ­но широ­ко исполь­зу­ют­ся дан­ные из соц­се­тей и гео­ло­ка­ции сото­вых теле­фо­нов. Уве­ли­чи­ва­ет­ся объ­ем видео­за­пи­сей пове­де­ния людей в раз­лич­ных усло­ви­ях: на ули­цах горо­дов, в про­цес­се пере­го­во­ров, в том чис­ле онлайн, в учеб­ных ауди­то­ри­ях и т.д.

Ста­но­вят­ся доступ­ны­ми и необыч­ные виды дан­ных: напри­мер, ФРС откры­ла доступ к пока­за­ни­ям всех кас­со­вых аппа­ра­тов США в реаль­ном вре­ме­ни. Все это под­ни­ма­ет непро­стые про­бле­мы досту­па к таким дан­ным, кото­рый, с одной сто­ро­ны, может быть кри­ти­че­ски важен для раз­ви­тия нау­ки, а с дру­гой – не дол­жен нару­шать пра­ва людей на приватность.

Сни­жа­ет­ся тру­до­ем­кость при­вле­че­ния испы­ту­е­мых, посколь­ку экс­пе­ри­мен­ты могут про­во­дить­ся на спе­ци­аль­ных интер­нет-плат­фор­мах, а участ­ни­ки рекру­ти­ру­ют­ся в спе­ци­аль­ных сер­ви­сах за неболь­шую пла­ту. Сту­ден­ты-пси­хо­ло­ги теря­ют свое почти моно­поль­ное поло­же­ние сре­ди участ­ни­ков пси­хо­ло­ги­че­ско­го исследования.

Вся сово­куп­ность этих дан­ных может стать осно­вой для машин­но­го обу­че­ния. Одна­ко до сих пор для машин­но­го обу­че­ния в сфе­ре пси­хо­ло­гии при­ме­ня­ет­ся доста­точ­но бес­хит­рост­ная мето­до­ло­гия, свя­зан­ная с руч­ной раз­мет­кой или раз­мет­кой на базе пси­хо­ло­ги­че­ских тестов. 

При такой мето­до­ло­гии заре­ги­стри­ро­ван­ные аппа­ра­тур­ным мето­дом и оциф­ро­ван­ные дан­ные (напри­мер, видео­за­пи­си) исполь­зу­ют­ся для пред­ска­за­ния резуль­та­тов пси­хо­ло­ги­че­ских тестов или про­из­ве­ден­ной экс­пер­та­ми раз­мет­ки (напри­мер, экс­перт­ные оцен­ки эмо­ци­о­наль­ных состояний).

Одна­ко посте­пен­но из тума­на буду­ще­го начи­на­ют про­сту­пать кон­ту­ры под­хо­да, спо­соб­но­го нести реаль­ную новиз­ну. Кан­ди­да­том на роль тако­го пер­спек­тив­но­го под­хо­да выгля­дит обу­че­ние без учи­те­ля (Feng et al., 2021). 

Напри­мер, мож­но исполь­зо­вать запи­си эпи­зо­дов вза­и­мо­дей­ствия людей, раз­би­то­го на отдель­ные пове­ден­че­ские акты. В этом слу­чае машин­ное обу­че­ние без учи­те­ля может заклю­чать­ся в пред­ска­за­нии пове­ден­че­ских актов ком­му­ни­кан­тов на осно­ве пред­ше­ству­ю­щих (может быть, так­же и после­ду­ю­щих) актов. 

При­ме­не­ние энко­де­ров и деко­де­ров в этом слу­чае поз­во­лит сни­зить раз­мер­ность пове­ден­че­ских дан­ных и постро­ить про­стран­ство чело­ве­че­ско­го поведения.

Возь­мем удоб­ный для раз­бо­ра при­мер – игру в шах­ма­ты, кото­рую в свое вре­мя Г. Сай­мон назы­вал дро­зо­фи­лой когни­тив­ной пси­хо­ло­гии. В шах­ма­тах чет­ко выде­ле­ны пове­ден­че­ские акты – ходы игро­ков. Если обу­чать ней­ро­сеть пред­ска­за­нию ходов игро­ков с уче­том пози­ции, вре­ме­ни на обду­мы­ва­ние, ква­ли­фи­ка­ции шах­ма­ти­ста и т.д., мож­но сфор­ми­ро­вать про­стран­ство, харак­те­ри­зу­ю­щее при­ня­тие реше­ний людь­ми в про­цес­се игры. На осно­ве обще­го про­стран­ства мож­но полу­чать и «циф­ро­вых двой­ни­ков» инди­ви­ду­аль­ных шахматистов.

Одна­ко само по себе это про­стран­ство, пусть даже хоро­шо пред­ска­зы­ва­ю­щее ходы шах­ма­ти­ста, не поз­во­ля­ет про­яс­нить для чело­ве­че­ско­го пони­ма­ния когни­тив­ные про­цес­сы, сто­я­щие за шах­мат­ной игрой. Объ­яс­не­ни­ем како­го-либо дей­ствия шах­ма­ти­ста может быть, напри­мер, слож­ность уви­деть длин­ный ход фигу­рой назад или побоч­но воз­ник­шую угрозу. 

Такие объ­яс­не­ния поз­во­ля­ют выстро­ить после­до­ва­тель­ность осво­е­ния при­е­мов шах­мат­но­го мыш­ле­ния чело­ве­ком, про­ве­сти диа­гно­сти­ку сфор­ми­ро­ван­но­сти это­го мыш­ле­ния, орга­ни­зо­вать эффек­тив­ное обу­че­ние, под­го­тов­ку к сорев­но­ва­ни­ям и т.д.

Дости­же­ние тако­го рода интер­пре­та­ций на осно­ве про­странств при­ня­тия реше­ний шах­ма­ти­ста пред­став­ля­ет сле­ду­ю­щую зада­чу, в реше­нии кото­рой боль­шую роль могут сыг­рать сред­ства так назы­ва­е­мо­го объ­яс­ни­мо­го искус­ствен­но­го интеллекта. 

В целом рабо­та по такой интер­пре­та­ции вряд ли будет лег­кой, посколь­ку в пси­хо­ло­гии не очень про­сто про­хо­дят даже более эле­мен­тар­ные интер­пре­та­ции фак­тор­ных струк­тур, полу­чен­ных из экс­пло­ра­тор­но­го ана­ли­за, напри­мер в тео­ри­ях лич­но­сти и интел­лек­та. Одна­ко при всем этом фак­тор­ный ана­лиз при­вел к боль­шо­му про­грес­су в пси­хо­ло­гии, кото­рый без при­ме­не­ния тако­го ана­ли­за был бы недостижим. 

В слу­чае интер­пре­та­ции про­странств, воз­ни­ка­ю­щих в резуль­та­те при­ме­не­ния тех­но­ло­гий машин­но­го обу­че­ния, мож­но наде­ять­ся на намно­го боль­шие дости­же­ния, поэто­му пре­одо­ле­ние труд­но­стей вполне оправдано.

Пред­став­ля­ет­ся, что в обо­зри­мое вре­мя может сло­жить­ся род пси­хо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний с при­ме­не­ни­ем тех­но­ло­гий искус­ствен­но­го интел­лек­та по опи­сан­ной выше схе­ме: вна­ча­ле обу­че­ние без учи­те­ля на дан­ных, реги­стри­ру­ю­щих пове­де­ние людей, опи­са­ние про­стран­ства пове­де­ния; затем интер­пре­та­ция это­го про­стран­ства, при­во­дя­щая к поня­ти­ям, кото­рые опи­сы­ва­ют пси­хи­че­скую реаль­ность – когни­тив­ную систе­му, моти­ва­цию, уста­нов­ки, лич­ность и т.д.

В слу­чае шах­мат пове­ден­че­ские дан­ные для машин­но­го обу­че­ния зара­нее хоро­шо струк­ту­ри­ро­ва­ны. Для дру­гих видов пове­де­ния дан­ные потре­бу­ют допол­ни­тель­но­го струк­ту­ри­ро­ва­ния с при­ме­не­ни­ем спе­ци­аль­ных пси­хо­ло­ги­че­ских теорий. 

Так, напри­мер, ана­лиз про­цес­сов ком­му­ни­ка­ции меж­ду людь­ми вряд ли может обой­тись без спе­ци­фи­ка­ции ком­му­ни­ка­тив­ных актов, для чего необ­хо­ди­мо при­вле­че­ние соот­вет­ству­ю­щих обла­стей психолингвистики. 

Во всех слу­ча­ях пси­хо­ло­гия, исполь­зу­ю­щая машин­ное обу­че­ние, не может обхо­дить­ся без накоп­лен­но­го опы­та науч­ной пси­хо­ло­гии как при под­го­тов­ке дан­ных, так и при интер­пре­та­ции результатов. 

Раз­ра­бот­ка этой обла­сти тре­бу­ет вза­и­мо­дей­ствия пси­хо­ло­гов и спе­ци­а­ли­стов в сфе­ре искус­ствен­но­го интел­лек­та, предъ­яв­ляя высо­кие тре­бо­ва­ния к меж­дис­ци­пли­нар­но­му вза­и­мо­по­ни­ма­нию, вла­де­нию язы­ка­ми раз­лич­ных наук.

Облик пси­хо­ло­гии будет, веро­ят­но, менять­ся и еще в одном важ­ном отно­ше­нии. Клас­си­че­ская пси­хо­ло­гия все­гда опи­сы­ва­ла фор­му пове­де­ния, но не его содержание. 

Напри­мер, иссле­дуя память, мы инте­ре­су­ем­ся, сколь­ко слов может запом­нить чело­век, какие по поряд­ку сло­ва он луч­ше запо­ми­на­ет и т.д., но абстра­ги­ру­ем­ся от самих этих слов. 

Пси­хо­ло­гия мыш­ле­ния пыта­ет­ся опи­сать реше­ние задач вооб­ще, а кон­крет­ная зада­ча слу­жит толь­ко пово­дом для выяв­ле­ния общих зако­но­мер­но­стей. Я.А. Поно­ма­рев по это­му пово­ду любил шутить, что при углуб­ле­нии в содер­жа­ние мыш­ле­ния мы долж­ны будем у инже­не­ра-стро­и­те­ля изу­чать желе­зо­бе­тон­ное мышление. 

Мы как пси­хо­ло­ги не име­ем воз­мож­но­сти углуб­лять­ся в содер­жа­ние это­го мыш­ле­ния, посколь­ку оно состав­ля­ет пред­мет дру­гих наук, напри­мер стро­и­тель­ной инже­не­рии, как в упо­мя­ну­том выше примере. 

В содер­жа­нии мыш­ле­ния уче­но­го раз­би­ра­ет­ся не пси­хо­ло­гия, а та область нау­ки, в кото­рой этот уче­ный работает.

Созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что внед­ре­ние тех­но­ло­гий искус­ствен­но­го интел­лек­та сни­ма­ет для пси­хо­ло­гии это огра­ни­че­ние. Дей­стви­тель­но, уже сего­дня гене­ра­тив­ные моде­ли доста­точ­но хоро­шо спо­соб­ны вос­про­из­во­дить дис­курс чело­ве­ка в любой пред­мет­ной обла­сти. Вос­про­из­ве­де­ние содер­жа­тель­ной сто­ро­ны мыш­ле­ния, таким обра­зом, пред­став­ля­ет наи­мень­шую про­бле­му для искус­ствен­но­го интеллекта. 

В гене­ра­тив­ных моде­лях, прав­да, речь идет о содер­жа­нии чело­ве­че­ско­го мыш­ле­ния вооб­ще, без его инди­ви­ду­а­ли­за­ции. Одна­ко, по-види­мо­му, вполне доступ­но и созда­ние «циф­ро­вых двой­ни­ков» для содер­жа­ния зна­ний, убеж­де­ний, моти­ва­ции отдель­ных людей.

При­ве­ден­ный выше при­мер с шах­мат­ной игрой иллю­стри­ру­ет ска­зан­ное. Конеч­но, шах­мат­ные идеи, пла­ны, стра­те­гия, так­ти­ка и т.д. – не пред­мет раз­мыш­ле­ний пси­хо­ло­га, в этих вопро­сах луч­ше всех раз­би­ра­ют­ся ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные шах­ма­ти­сты. Это все­гда и под­чер­ки­ва­ли клас­си­ки психологии. 

Одна­ко похо­же, что в руки пси­хо­ло­гов бла­го­да­ря машин­но­му обу­че­нию ско­ро попа­дут инстру­мен­ты, кото­рые поз­во­лят опи­сы­вать зна­ния, уме­ния, моти­вы, убеж­де­ния людей. Рабо­тая с таки­ми инстру­мен­та­ми, пси­хо­ло­ги смо­гут исполь­зо­вать эти опи­са­ния для того, что­бы создать кар­ти­ну чело­ве­ка во вза­и­мо­дей­ствии фор­маль­ной и содер­жа­тель­ной сто­рон его психики.

Технологические приложения психологии, основанной на машинном обучении

Искус­ствен­ный интел­лект обе­ща­ет тех­но­ло­ги­че­ский про­рыв для пси­хо­ло­гии в плане как быст­рой оцен­ки свойств и состо­я­ний чело­ве­ка, так и эффек­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия с ним. 

Возь­мем при­ве­ден­ный выше при­мер с шах­ма­та­ми. Если мы можем создать «циф­ро­во­го двой­ни­ка» шах­ма­ти­ста, то будем спо­соб­ны опти­ми­зи­ро­вать, напри­мер, обу­че­ние, обес­пе­чив наи­бо­лее эффек­тив­ные инди­ви­ду­аль­ные тра­ек­то­рии. Шах­ма­ты, повто­рим­ся, про­стая и удоб­ная модель, но этот под­ход может быть рас­про­стра­нен шире – в пер­спек­ти­ве – на любую учеб­ную дисциплину.

В дру­гих обла­стях, где чело­ве­ку тре­бу­ет­ся пси­хо­ло­ги­че­ская под­держ­ка, пер­спек­ти­вы тех­но­ло­гий, осно­ван­ных на искус­ствен­ном интел­лек­те, неменьше. 

Пред­став­ля­ет­ся реаль­ным созда­ние тех­но­ло­гий, кото­рые оце­ни­ва­ют пси­хо­ло­ги­че­ское состо­я­ние чело­ве­ка и помо­га­ют его улуч­шать вплоть до при­ме­не­ния пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ских мето­дов, спо­соб­ству­ют совер­шен­ство­ва­нию отно­ше­ний в ближ­нем и про­фес­си­о­наль­ном кру­гах, выпол­ня­ют роль коуча, помо­га­ют в веде­нии пере­го­во­ров, ори­ен­ти­ру­ют в посту­па­ю­щей инфор­ма­ции и мно­гое дру­гое (Sboev, Naumov, Rybka, 2020; Babakov, Logacheva, Kozlova, Semenov, Panchenko, 2021;).

Все тако­го рода тех­но­ло­гии могут быть объ­еди­не­ны в пер­спек­ти­ве в «инди­ви­ду­аль­но­го циф­ро­во­го анге­ла», тех­но­ло­гию, направ­лен­ную на под­держ­ку чело­ве­ка в раз­лич­ных отно­ше­ни­ях (Сте­па­нов, Орже­ков­ский, Уша­ков, 2020). 

Понят­но, что тако­го рода тех­но­ло­гии могут иметь боль­шое зна­че­ние в жиз­ни, серьез­ную ком­мер­че­скую пер­спек­ти­ву и в то же вре­мя стать полем борь­бы ору­жия и противооружия.

При этом «циф­ро­вым анге­лам» при­дет­ся впи­сы­вать­ся в суще­ствен­но изме­нив­ший­ся мир, в кото­ром мно­гие искон­но чело­ве­че­ские функ­ции и сопут­ству­ю­щие им про­фес­сии перей­дут к тех­ни­че­ским устрой­ствам (Fjelland, 2020).

Заключение

Тех­но­ло­гии искус­ствен­но­го интел­лек­та уже нача­ли вно­сить свой вклад в раз­ви­тие пси­хо­ло­гии. В обо­зри­мой пер­спек­ти­ве этот вклад обе­ща­ет суще­ствен­но вырас­ти и повли­ять на ланд­шафт пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки в целом, суще­ствен­но уве­ли­чить ее фун­да­мен­таль­ные дости­же­ния и пони­ма­ние чело­ве­ка, а так­же при­ве­сти к раз­ви­тию новых тех­но­ло­гий в духе «циф­ро­вых ангелов».

Одна­ко раз­ви­тие ныне суще­ству­ю­щих тех­но­ло­гий искус­ствен­но­го интел­лек­та, вклю­чая раз­лич­ные виды ней­ро­се­тей и гене­ра­тив­ные моде­ли, не кажет­ся спо­соб­ным заме­нить живо­го чело­ве­ка в каче­стве уче­но­го. Созда­ние новых моде­лей оста­ет­ся пре­ро­га­ти­вой человека.

Ска­зан­ное не озна­ча­ет невоз­мож­но­сти в прин­ци­пе тех­но­ло­гий искус­ствен­но­го интел­лек­та, спо­соб­ных взять на себя науч­ный поиск цели­ком. Одна­ко такие тех­но­ло­гии вряд ли могут быть осно­ва­ны на раз­ви­ва­е­мых в насто­я­щее вре­мя подходах.

Иссле­до­ва­ние под­дер­жа­но гран­том Рос­сий­ско­го науч­но­го фон­да № 22-18-00704.

Литература

  1. Сте­па­нов, С. Ю., Орже­ков­ский, П. А., Уша­ков, Д. В. (2020) Про­бле­ма циф­ро­ви­за­ции и стра­те­гии раз­ви­тия непре­рыв­но­го обра­зо­ва­ния. Непре­рыв­ное обра­зо­ва­ние: XXI век, 2(30). 1–14. doi: 10.15393/j5.art.2020.5684
  2. Babakov, N., Logacheva, V., Kozlova, O., Semenov, N., & Panchenko, A. (2021). Detecting Inappropriate Messages on Sensitive Topics that Could Harm a Company’s Reputation. ArXiv, abs/2103.05345
  3. Devlin, J., Chang, M., Lee, K., & Toutanova, K. (2019). BERT: Pre-training of Deep Bidirectional Transformers for Language Understanding. NAACL.
  4. Feng, S.Y., Gangal, V., Wei, J., Chandar, S., Vosoughi, S., Mitamura, T., & Hovy, E.H. (2021). A Survey of Data Augmentation Approaches for NLP. ArXiv, abs/2105.03075.
  5. Fjelland, R. (2020) Why general artificial intelligence will not be realized. Humanities and Social Sciences Communications, 7(10). doi: 10.1057/s41599-020-0494-4
  6. Iwana, B.K., & Uchida, S. (2021). An empirical survey of data augmentation for time series classification with neural networks. PLoS ONE, 16.
  7. Kuratov, Y., & Arkhipov, M. (2019). Adaptation of Deep Bidirectional Multilingual Transformers for Russian Language. ArXiv, abs/1905.07213
  8. Sboev, A.G., Naumov, A., & Rybka, R.B. (2021). Data-Driven Model for Emotion Detection in Russian Texts. Procedia Computer Science, 190, 637–642. doi: 10.1016/j.procs.2021.06.075
  9. Stepanov, S. Yu., Orzhekovskiy, P. A., & Ushakov, D. V. (2020) Problema tsifrovizatsii i strategii razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya [The problem of digitalization and strategies for the development of lifelong education]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek, 2(30), 1–14. doi: 10.15393/j5.art.2020.5684
  10. Park, D.S., Chan, W., Zhang, Y., Chiu, C., Zoph, B., Cubuk, E.D., & Le, Q.V. (2019). SpecAugment: A Simple Data Augmentation Method for Automatic Speech Recognition. ArXiv, abs/1904.08779
  11. Olsson, V., Tranheden, W., Pinto, J., & Svensson, L. (2021). ClassMix: Segmentation-Based Data Augmentation for Semi-Supervised Learning. 2021 IEEE Winter Conference on Applications of Computer Vision (WACV), 1368–1377
Источ­ник: Сибир­ский пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. 2023. № 90. С. 188–200. DOI: 10.17223/17267080/90/11

Об авторе

Дмит­рий Вик­то­ро­вич Уша­ков — дирек­тор Инсти­ту­та пси­хо­ло­гии РАН, ака­де­мик РАН, док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, профессор.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest