Сулер Дж. Психоаналитическая киберпсихология

С

В сбор­ни­ке «При­клад­ная пси­хо­ана­ли­ти­ка» / Textbook of Applied Psychoanalysis» (Akhtar & Twemlows) и в сво­ей кни­ге «Psychology of the Digital Age: Humans Become Electric» (Suler, 2016) я под­чер­ки­ваю необ­хо­ди­мость вве­де­ния пси­хо­ана­ли­ти­че­ской киберпсихологии.

Бла­го­да­ря это­му под­хо­ду ста­но­вит­ся воз­мож­ным оце­нить опыт пре­бы­ва­ния в циф­ро­вых сре­дах и, учи­ты­вая угро­жа­ю­щие мас­шта­бы вли­я­ния тех­но­ло­гий на наш образ жиз­ни, повы­сить уро­вень благополучия.

В этих рабо­тах пред­ло­же­на кон­цеп­ция Вось­ми изме­ре­ний кибер­пси­хо­ло­ги­че­ской архи­тек­ту­ры как осно­ва для пони­ма­ния пси­хо­ло­ги­че­ско­го воз­дей­ствия любой циф­ро­вой сре­ды. Кро­ме того, с ее помо­щью мож­но пла­ни­ро­вать онлайн-тера­пев­ти­че­ские интер­вен­ции, оце­ни­вать и улуч­шать циф­ро­вой образ жиз­ни людей.

The Eight Dimensions of Cyberpsychology Architecture
Изме­ре­ния кибер­пси­хо­ло­ги­че­ской архитектуры

Клю­че­вой пред­по­сыл­кой для кибер­пси­хо­ло­ги­че­ской архи­тек­ту­ры ста­ла идея о том, что кибер­про­стран­ство - это про­стран­ство пси­хо­ло­ги­че­ское, про­ек­ция инди­ви­ду­аль­но­го и кол­лек­тив­но­го созна­ния. Осо­знан­но и, вме­сте с тем, бес­со­зна­тель­но мы вос­при­ни­ма­ем область, нахо­дя­щу­ю­ся по ту сто­ро­ну мони­то­ра, как рас­ши­ре­ние нашей психики.

В про­ве­ден­ных ранее пси­хо­ана­ли­ти­че­ских иссле­до­ва­ни­ях было уста­нов­ле­но, что онлайн-мир вле­чет за собой раз­мы­ва­ние гра­ниц меж­ду про­стран­ством чело­ве­че­ско­го разу­ма и про­стран­ством маши­ны (Suler, 1996; Turkle, 1995). Посред­ством ком­пью­те­ров мы вос­при­ни­ма­ем себя в про­ме­жу­точ­ной зоне меж­ду сво­им Я и Другими.

С точ­ки зре­ния пси­хо­ана­ли­ти­че­ской тео­рии эта зона может быть осмыс­ле­на как интер­субъ­ек­тив­ное (меж­лич­ност­ное) поле, пере­ход­ное или транс­фор­ма­ци­он­ное про­стран­ство; тер­ри­то­рия, одно­вре­мен­но явля­ю­ща­я­ся и частью Я и частью Дру­гих, кото­рая предо­став­ля­ет место для само­вы­ра­же­ния, меж­лич­ност­ных откры­тий, игры, твор­че­ства, и, к сожа­ле­нию, психопатологий.

Струк­ту­ры раз­лич­ных ком­пью­тер­ных про­странств фор­ми­ру­ют про­ек­ции, направ­лен­ные на про­яв­ле­ния лич­но­сти и ее вза­и­мо­дей­ствие с дру­ги­ми и, как след­ствие, опре­де­ля­ют пси­хо­ло­ги­че­ское вли­я­ние этих отношений.
Пси­хо­ана­ли­ти­че­ская кибер­пси­хо­ло­гия иссле­ду­ет пси­хо­ло­ги­че­скую архи­тек­ту­ру циф­ро­вых про­странств в соот­вет­ствии с восе­мью вида­ми изме­ре­ний. Каж­дое из изме­ре­ний отра­жа­ет созда­ва­е­мые по сред­ствам ком­пью­те­ра аспек­ты функ­ци­о­ни­ро­ва­ния кон­крет­ной онлайн-сре­ды и то, как рабо­та­ет в ней созна­ние чело­ве­ка. Такие сре­ды как элек­трон­ная поч­та, соци­аль­ные сети, видео­кон­фе­рен­ции, игры или миры ава­та­ров - соче­та­ют в себе раз­лич­ные изме­ре­ния, про­яв­лен­ные в раз­ной степени.

Для каж­дой кон­крет­ной сре­ды суще­ствен­но важ­ным явля­ет­ся то, какие аспек­ты она мини­ми­зи­ру­ет или мак­си­ми­зи­ру­ет и каким имен­но обра­зом. Опи­ра­ясь на зна­ния о вза­и­мо­дей­ствии меж­ду созна­тель­ны­ми и бес­со­зна­тель­ны­ми про­цес­са­ми, пси­хо­ана­ли­ти­че­ская кибер­пси­хо­ло­гия поз­во­ля­ет понять, как эти восемь изме­ре­ний пере­се­ка­ют­ся меж­ду собой, фор­ми­руя раз­лич­ные типы онлай­но­вых сред, каж­дая из кото­рых, в свою оче­редь, обла­да­ет уни­каль­ной архи­тек­ту­рой и пси­хо­ло­ги­че­ским опытом.

ИЗМЕРЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ: КТО Я?

Иден­тич­ность, ощу­ще­ние себя - фун­да­мен­таль­ный суб­страт в пси­хо­ана­ли­ти­че­ской тео­рии лич­но­сти, состав­ля­ю­щий глав­ное изме­ре­ние кибер­пси­хо­ло­ги­че­ской архи­тек­ту­ры. Оно пер­во­сте­пен­но по отно­ше­нию ко всем про­чим изме­ре­ни­ям и вклю­ча­ет их в себя.

Нахо­дясь в кибер­про­стран­стве, чело­век име­ет воз­мож­ность выра­жать себя самы­ми раз­ны­ми спо­со­ба­ми: казать­ся более зна­чи­тель­ным или чем-то совер­шен­но иным, чем он есть на самом деле, может «отка­зы­вать­ся» от себя, поль­зу­ясь ано­ним­но­стью и неви­ди­мо­стью. Попыт­ки управ­лять мно­же­ством онлайн-сред ино­гда при­во­дят к децен­тра­ли­зо­ван­но­му, дис­со­ци­и­ро­ван­но­му, мно­же­ствен­но­му выра­же­нию Я («multiplied expression of self», Turkle, 1995). Одно­вре­мен­но с этим предо­став­ля­ет­ся шанс обна­ру­жить не осо­зна­ва­е­мые ранее аспек­ты сво­ей лич­но­сти, что ведет к более глу­бо­ко­му, инди­ви­ду­а­ли­зи­ро­ван­но­му пони­ма­нию соб­ствен­но­го Я.

Изме­ре­ние иден­тич­но­сти содер­жит в себе все доступ­ные в кон­крет­ной онлайн-сре­де про­грамм­ные сред­ства для само­пре­зен­та­ции, вклю­чая то, как люди созна­тель­но и бес­со­зна­тель­но исполь­зу­ют или избе­га­ют их, а так­же здо­ро­вые и пато­ло­ги­че­ские аспек­ты иден­тич­но­сти, кото­рые в этой сре­де проявляются.
Стрем­ле­ние под­дер­жи­вать посто­ян­ную сим­био­ти­че­скую связь с дру­ги­ми как спо­соб под­твер­дить свои мыс­ли и чув­ства может обо­ра­чи­вать­ся про­тив лич­но­сти: утра­тив спо­соб­ность к само­оцен­ке наедине с самим собой, чело­век теря­ет очер­та­ния сво­их гра­ниц, опре­де­ля­ю­щих инди­ви­ду­а­ли­зи­ро­ван­ную, отде­лен­ную иден­тич­ность (Turkle, 2012).

СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ: КТО МЫ?

Соци­аль­ное изме­ре­ние отно­сит­ся к меж­лич­ност­ным аспек­там кибер­про­стран­ства. Бес­чис­лен­ные воз­мож­но­сти выбо­ра опре­де­лен­ных типов онлайн-отно­ше­ний созда­ют усло­вия для пере­но­са, вли­я­ю­ще­го на реше­ния, кото­рые при­ни­ма­ют люди. Иска­же­ния вос­при­я­тия в меж­лич­ност­ных отно­ше­ни­ях часто при­во­дят к напря­жен­ным кон­фликт­ным ситу­а­ци­ям - осо­бен­но, если обще­ние про­ис­хо­дит исклю­чи­тель­но в тек­сто­вом формате.

При­ме­ром может слу­жить двой­ной пере­нос, при кото­ром люди с общи­ми инте­ре­са­ми объ­еди­ня­ют­ся онлайн, будучи убеж­де­ны, что меж­ду ними есть глу­бо­ко зна­чи­мая связь. Поз­же выяс­ня­ет­ся, что их пред­по­ла­га­е­мые союз­ни­ки испы­ты­ва­ют потреб­но­сти, несов­ме­сти­мые с их соб­ствен­ны­ми, и тогда эти отно­ше­ния тер­пят крах.

Сете­вые рома­ны - еще один при­мер того, как отно­ше­ния в кибер­про­стран­стве спо­соб­ны или обо­га­щать чело­ве­ка, или давать выход таким непро­дук­тив­ным реак­ци­ям пере­но­са, как «игра в любовь» (Whitty & Carr, 2006). Вза­и­мо­дей­ствие кли­ни­ци­ста и кли­ен­та в онлайн-пси­хо­те­ра­пии так­же может быть отне­се­но к соци­аль­но­му изме­ре­нию (Carlino, 2011; Lemma & Caparrotta, 2013; Scharff, 2013).

ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОСТИ: КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ?

Изме­ре­ние интер­ак­тив­но­сти – онлайн-сре­да, лежа­щая в обла­сти вза­и­мо­дей­ствия чело­ве­ка и ком­пью­те­ра (human– computer interaction, HCI) и пси­хо­ло­гии про­ек­ти­ро­ва­ния ком­пью­тер­но­го интер­фей­са. Под интер­ак­тив­но­стью под­ра­зу­ме­ва­ет­ся то, насколь­ко эта сре­да понят­на поль­зо­ва­те­лю, лег­ко ли в ней ори­ен­ти­ро­вать­ся и управ­лять ею. Она дру­же­ствен­на по сво­ей сути, посколь­ку направ­ле­на на инту­и­тив­ное вос­при­я­тие и фор­ми­ру­ет­ся, исхо­дя из того, как люди дума­ют и действуют.

Чем лег­че про­ис­хо­дит погру­же­ние в онлайн-сфе­ру, тем быст­рее оно ста­но­вит­ся про­ме­жу­точ­ным про­стран­ством, про­дол­же­ни­ем разу­ма. По мере того, как рас­тет интер­ак­тив­ная мощь устройств, их интра­пси­хи­че­ская сила ста­но­вит­ся все более субъ­ект­ной. Раз­дра­же­ние, депрес­сия и даже ярость в ответ на тех­ни­че­ские сбои ука­зы­ва­ют на то, что маши­на вос­при­ни­ма­ет­ся как субъ­ект, спо­соб­ный либо удо­вле­тво­рить, либо фруст­ри­ро­вать потреб­но­сти во все­мо­гу­ще­стве и сим­био­ти­че­ских при­вя­зан­но­стях. Отсут­ствие реак­ции ком­пью­те­ра - то, что опи­са­но (Suler, 2016) как «опыт чер­ной дыры» - порож­да­ет про­ек­ции на саму маши­ну или на людей, с кото­ры­ми пред­по­ла­га­лось общение.

Интер­ак­тив­ное воз­дей­ствие сре­ды воз­рас­та­ет в тех слу­ча­ях, когда: уча­стие в ней пред­став­ля­ет­ся при­ят­ным и его лег­ко кон­тро­ли­ро­вать; поль­зо­ва­те­лям пред­ла­га­ют­ся про­стые спо­со­бы рас­ска­зать о том, что им нра­вит­ся; пове­де­ние поль­зо­ва­те­лей эффек­тив­но ана­ли­зи­ру­ет­ся с тем, что­бы улуч­шить их буду­щее вза­и­мо­дей­ствие со средой.

Посколь­ку устрой­ства ста­но­вят­ся все более интер­ак­тив­ны­ми и похо­жи­ми на людей, поль­зо­ва­те­ли склон­ны наде­лять их антро­по­морф­ны­ми свой­ства­ми, созна­тель­но или бес­со­зна­тель­но созда­вая про­ек­ции. Это явля­ет­ся важ­ной про­бле­мой в обла­сти искус­ствен­но­го интеллекта.

ТЕКСТОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ: ЧТО ТАКОЕ СЛОВО?

Тек­сто­вая ком­му­ни­ка­ция пред­став­ле­на в широ­ком диа­па­зоне от длин­ных до корот­ких форм: элек­трон­ная поч­та, чат, тек­сто­вые сооб­ще­ния, бло­ги, веб-сай­ты и сооб­ще­ния в соци­аль­ных сетях.

Осно­вы­ва­ясь на иных когни­тив­ных спо­соб­но­стях, неже­ли гово­ре­ние и слу­ша­ние, запись соб­ствен­ных мыс­лей и чте­ние запи­сей дру­гих людей - уни­каль­ный спо­соб пред­став­ле­ния сво­ей иден­тич­но­сти, воз­мож­ность позна­вать дру­гих и выстра­и­вать отно­ше­ния. Как внут­рен­ний (интер­на­ли­зо­ван­ный), само­ре­флек­сив­ный диа­лог, пись­мо ведет, с одной сто­ро­ны, к само­по­зна­нию, с дру­гой, повы­ша­ет чита­тель­ские навы­ки и опыт (Coen, 1994).

Вер­баль­ные фор­мы созна­ния свя­за­ны с поня­тий­ным мыш­ле­ни­ем, т.е. логич­ны, про­ис­хо­дят линей­но, осно­ва­ны на фак­тах и осо­знан­но кон­тро­ли­ру­ют­ся. По этой при­чине онлайн-пере­пис­ка поз­во­ля­ет рас­по­зна­вать, фор­ми­ро­вать и осва­и­вать пере­жи­ва­ния, пло­хо уло­ви­мые в иных усло­ви­ях, подоб­но тому, как это про­ис­хо­дит в про­цес­се тра­ди­ци­он­ной пси­хо­ана­ли­ти­че­ской беседы.

Отсут­ствие невер­баль­ных сиг­на­лов в про­цес­се тек­сто­вой ком­му­ни­ка­ции спо­соб­но вызы­вать реак­ции пере­но­са и, тем самым, уве­ли­чи­вать веро­ят­ность иска­же­ния меж­лич­ност­но­го восприятия.

Отсут­ствие обще­ния лицом к лицу так­же уси­ли­ва­ет эффек­ты ано­ним­но­сти, неви­ди­мо­сти и «солип­си­че­скую интро­ек­цию», при­во­дя­щие, в свою оче­редь, к поте­ре кон­тро­ля и регрес­су, явле­нию, извест­но­му как «эффект рас­тор­ма­жи­ва­ния в Сети» (Suler, 2004).

СЕНСОРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ: КАК Я ОБ ЭТОМ УЗНАЮ?

Сен­сор­ное изме­ре­ние онлайн-сре­ды под­ра­зу­ме­ва­ет то, насколь­ко в ней задей­ство­ва­ны все пять орга­нов чувств чело­ве­ка. Раз­ра­бот­чи­ки вир­ту­аль­ной реаль­но­сти пыта­ют­ся создать сре­ду мак­си­маль­но досто­вер­но ими­ти­ру­ю­щую сен­сор­ные переживания.

Чем пол­нее сен­сор­ный опыт, тем выше чув­ство при­сут­ствия, тем боль­ше эмо­ций сти­му­ли­ру­ет­ся, уси­ли­ва­ет­ся воз­дей­ствие объ­ек­тов и под­дер­жи­ва­ет­ся более силь­ная пси­хо­ло­ги­че­ская при­вя­зан­ность к ситуации.

Спо­соб­ность созда­вать спе­ци­фи­че­ский опыт посред­ством ком­плекс­ной сен­сор­ной сти­му­ля­ции обо­ра­чи­ва­ет­ся недо­стат­ком в том слу­чае, когда мы хотим поощ­рять в поль­зо­ва­те­лях субъ­ек­тив­ную интер­пре­та­цию ситу­а­ции и наде­ем­ся, что их пере­жи­ва­ния будут воз­ни­кать спон­тан­но, а не на осно­ве пред­ло­жен­ных нами гото­вых реше­ний. Как ска­зал один чита­тель о кни­ге без иллю­стра­ций: «Я рад, что кар­ти­нок не было. Мне хоте­лось пред­ста­вить все самому».

Даже если сверх­ре­а­ли­стич­ные вир­ту­аль­ные обра­зы ста­нут когда-нибудь воз­мож­ны, мы не долж­ны игно­ри­ро­вать силу кибер­про­стран­ства, воз­дей­ству­ю­щую на пять орга­нов чувств таким обра­зом, что­бы созда­вать раз­лич­ные сен­сор­но-спе­ци­фи­че­ские пере­жи­ва­ния. Эти тех­но­ло­ги­че­ские воз­мож­но­сти помо­гут луч­ше изу­чить про­цес­сы подав­ле­ния (сдер­жи­ва­ния и дис­со­ци­а­ции). Опи­ра­ясь на пони­ма­ние транс­фор­ма­ци­он­ной роли изоб­ра­же­ний в пси­хо­ана­ли­ти­че­ской тера­пии, тера­пев­ти­че­ской фото­гра­фии и фото­те­ра­пии (Weiser, 1993), мы объ­яс­ним, в част­но­сти, поче­му фото-шаринг (про­цесс, при кото­ром поль­зо­ва­тель делить­ся сво­и­ми фото­гра­фи­я­ми с дру­ги­ми участ­ни­ка­ми) может спо­соб­ство­вать пси­хо­ло­ги­че­ско­му росту, а созда­ние «сел­фи» уси­ли­ва­ет нарциссизм.

ВРЕМЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ: ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ?

Исполь­зо­ва­ние и пере­жи­ва­ние вре­ме­ни в кибер­про­стран­стве - это его вре­мен­ное изме­ре­ние. Мно­гие онлайн-воз­мож­но­сти, меня­ю­щие это изме­ре­ние, отра­жа­ют то, что пси­хо­ана­ли­ти­ки уже дав­но зна­ют о харак­те­ре вре­ме­ни: на раци­о­наль­ном уровне созна­ние при­дер­жи­ва­ет­ся тем­по­раль­но­го дви­же­ния впе­ред, тогда как бес­со­зна­тель­ное сме­ши­ва­ет про­шлое, насто­я­щее и буду­щее, оста­нав­ли­ва­ет вре­мя или опе­ре­жа­ет его (Fiorini & Canestri, 2009).

Осо­бо важ­ную роль игра­ют раз­ли­чия меж­ду син­хрон­ной и асин­хрон­ной ком­му­ни­ка­ци­я­ми. В «живом» син­хрон­ном обще­нии спон­тан­ность, как пра­ви­ло, воз­рас­та­ет, что при­во­дит к более сво­бод­но­му, откры­то­му и быст­ро раз­ви­ва­ю­ще­му­ся диалогу.

С дру­гой сто­ро­ны, при обще­нии в асин­хрон­ном режи­ме люди склон­ны быть осто­рож­нее, при этом их вза­и­мо­дей­ствие луч­ше струк­ту­ри­ро­ва­но и обдумано.

В про­цес­се син­хрон­но­го обще­ния уси­ли­ва­ет­ся ощу­ще­ние при­сут­ствия. Это про­ис­хо­дит отча­сти из-за повы­ше­ния спон­тан­но­сти, но так­же и пото­му, что люди ощу­ща­ют вза­им­ное сосу­ще­ство­ва­ние в насто­я­щий момент времени.

Отсут­ствие вре­мен­ных меток в асин­хрон­ном режи­ме может нано­сить ущерб обще­нию: пау­зы в раз­го­во­ре, отказ от него или опоз­да­ние с отве­том – все это часто наде­ля­ет­ся нега­тив­ны­ми бес­со­зна­тель­ны­ми смыслами.

Вме­сте с тем, пре­иму­ще­ством асин­хрон­но­го диа­ло­га явля­ет­ся замед­ле­ние или даже замо­ра­жи­ва­ние тем­па вза­и­мо­дей­ствия. Воз­ни­ка­ет зона рефлек­сии, в кото­рой появ­ля­ет­ся шанс тща­тель­но все обду­мать, взве­сить и сформулировать.

Воз­мож­ность фик­си­ро­вать про­ис­хо­дя­щее в циф­ро­вом мире рож­да­ет чув­ство замер­ше­го или транс­цен­дент­но­го вре­ме­ни, подоб­но тому, как это про­ис­хо­дит в бессознательном.

ИЗМЕРЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ: ЭТО ПО-НАСТОЯЩЕМУ?

Оце­ни­вая изме­ре­ние реаль­но­сти в онлайн-сре­де, мы спра­ши­ва­ем себя, в какой мере этот опыт осно­ван на фан­та­зии, а в какой - на реаль­ном мире. Мно­гие кибер-игры содер­жат высо­ко-дета­ли­зи­ро­ван­ные обра­зы, в то вре­мя как соци­аль­ные сети поощ­ря­ют людей избе­гать обма­на и пред­став­лять­ся теми, кто они есть на самом деле. Одна­ко в совре­мен­ных сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции раз­ли­чие меж­ду реаль­но­стью и фан­та­зи­ей посте­пен­но раз­мы­ва­ет­ся. Это замет­но по реа­ли­ти-шоу, поста­но­воч­ным видео­ро­ли­кам на YouTube, по склон­но­сти людей созда­вать иде­а­ли­зи­ро­ван­ные вер­сии себя в соци­аль­ных сетях. Мы начи­на­ем думать о кибер­про­стран­стве как о выду­ман­ном мире.

В зави­си­мо­сти от исто­рии раз­ви­тия объ­ект­ных отно­ше­ний, а так­же спо­соб­но­сти тести­ро­вать реаль­ность, неко­то­рые люди луч­ше дру­гих уме­ют рас­по­зна­вать вымы­сел в сети и отли­чать реа­ли­стич­ное вос­при­я­тие от вос­при­я­тия на осно­ве переноса.

Ино­гда вир­ту­аль­ная реаль­ность одер­жи­ва­ет верх над Эго, тем самым акти­ви­руя бес­со­зна­тель­ные стра­хи. Иссле­до­ва­ние «вир­ту­аль­ной ямы» пока­за­ло, что, когда субъ­ек­ту пред­ла­га­ет­ся прой­ти по дос­ке, пере­ки­ну­той через тем­ную без­дну в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, инстинк­тив­ная часть выда­ет реак­цию стра­ха, хотя раци­о­наль­ная пони­ма­ет, что ника­кой опас­но­сти нет.

ФИЗИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ: НАСКОЛЬКО ЭТО МАТЕРИАЛЬНО?

Раз­об­щен­ность тела и кибер-созна­ния - сомни­тель­ная кон­цеп­ция, кото­рая явля­ет­ся побоч­ным про­дук­том тео­рии дуа­лиз­ма души и тела (по Декар­ту). Она обыг­ры­ва­ет­ся во мно­гих науч­но-фан­та­сти­че­ских рас­ска­зах о созна­нии чело­ве­ка, загру­жа­е­мом в кибер­про­стран­ство и даже попу­ляр­на сре­ди тех уче­ных, кото­рые пола­га­ют, что чело­ве­че­ский разум мож­но вос­со­здать с помо­щью искус­ствен­но­го интеллекта.

Пси­хо­ана­ли­ти­че­ская кибер­пси­хо­ло­гия, в свою оче­редь, исхо­дит из того сооб­ра­же­ния, что наше телес­ное вопло­ще­ние – факт эво­лю­ции и то, что пси­хи­че­ские и физи­че­ские пере­жи­ва­ния чело­ве­ка нераз­дель­но свя­за­ны. Это обна­ру­жи­ва­ет­ся и при изу­че­нии пси­хо­со­ма­ти­че­ских рас­стройств и при наблю­де­нии за бес­ко­неч­но раз­но­об­раз­ны­ми про­яв­ле­ни­я­ми интра­пси­хи­че­ских про­цес­сов через физи­че­ские функции.

Это необ­хо­ди­мо при­ни­мать во вни­ма­ние, рас­смат­ри­вая раз­ли­чия меж­ду дис­со­ци­и­ро­ван­ной и инте­гри­ро­ван­ной телес­но­стью в онлайн-сре­дах (Suler, 2016). Дис­со­ци­и­ро­ван­ный тип вклю­ча­ет в себя физи­че­скую актив­ность, не име­ю­щую ниче­го обще­го с онлайн-актив­но­стью. Такая телес­ная раз­об­щен­ность порож­дать зна­чи­тель­ные про­бле­мы, как про­ис­хо­дит, напри­мер, если люди пыта­ют­ся пере­сечь доро­гу, гля­дя в телефон.

В инте­гри­ро­ван­ной телес­но­сти физи­че­ские дви­же­ния и ощу­ще­ния свя­за­ны с дея­тель­но­стью в кибер­про­стран­стве. При­ме­ром могут слу­жить игры, пред­по­ла­га­ю­щие физи­че­скую ими­та­цию дви­же­ний реаль­но­го мира, или любая дру­гая вир­ту­аль­ная сре­да, меня­ю­ща­я­ся в ответ на дви­же­ния тела и голо­вы. Это отно­сит­ся, в том чис­ле, и к вир­ту­аль­ной психотерапии.

Физи­че­ское изме­ре­ние учи­ты­ва­ет пси­хо­ло­ги­че­ские послед­ствие того, как и где воз­ни­ка­ют про­хо­ды из кибер­про­стран­ства в наш физи­че­ский мир. Соглас­но кон­цеп­ции «Интер­не­та вещей», все виды при­бо­ров и сен­сор­ных устройств в мате­ри­аль­ном мире ста­нут ору­ди­я­ми мира вир­ту­аль­но­го. Сей­час мы толь­ко начи­на­ем осо­зна­вать, каким обра­зом кибер­про­стран­ство может про­яв­лять­ся на мате­ри­аль­ном уровне и как это отра­зит­ся на наших физи­че­ских телах. Вме­сте с тем, зада­чей пси­хо­ана­ли­ти­че­ской кибер­пси­хо­ло­гии ста­но­вит­ся иссле­до­ва­ние того, как сим­би­оз маши­ны и чело­ве­ка будет вли­ять на созна­тель­ную и бес­со­зна­тель­ную пси­хи­че­скую деятельность.

Источ­ник: International Journal of Applied Psychoanalytic Studies Int. J. Appl. Psychoanal. Studies 14(1): 97–102 (2017) / Пер.: Щепи­ли­на Е.А.

Об авторе

Джон Р. Сулер (John Suler, Ph.D.— про­фес­сор пси­хо­ло­гии в Rider University (Department of Psychology Science and Technology Center). При­знан­ный экс­перт в обла­сти кибер­пси­хо­ло­гии, одним из осно­во­по­лож­ни­ков кото­рой он, по пра­ву, счи­та­ет­ся. Кро­ме того, зани­ма­ет­ся вопро­са­ми восточ­ной фило­со­фии, пси­хо­ло­гии фото­гра­фии, пси­хо­те­ра­пии и твор­че­ства. Автор несколь­ких книг, в чис­ле кото­рых Contemporary Psychoanalysis and Eastern Thought и Madman: Strange Adventures of a Psychology Intern, и мно­же­ства науч­ных и попу­ляр­ных статей.

Сайт авто­ра: http://johnsuler.com/

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest