Ценёв В. Интернет: зависимость и независимость

Ц

Интер­нет-зави­си­мость в послед­нее вре­мя ста­ла одной из самых попу­ляр­ных тем для пуб­ли­ка­ций и раз­го­во­ров. Не совсем понят­но, поче­му она будо­ра­жит такое коли­че­ство умов и вол­ну­ет столь­ко людей, но факт оста­ет­ся фак­том: на тему зави­си­мо­сти от вир­ту­аль­ной реаль­но­сти ста­ли гово­рить и социо­ло­ги, и пси­хо­ло­ги, и меди­ки, и пред­ста­ви­те­ли мно­гих дру­гих наук.

Одни видят в этом про­ро­че­ские кар­ти­ны буду­ще­го футу­ро­ло­ги­че­ско­го кош­ма­ра, где чело­век ока­жет­ся пол­но­стью пора­бо­щен без­душ­ны­ми маши­на­ми. Дру­гие бьют тре­во­гу и пре­ду­пре­жда­ют, что люди, кото­рые про­во­дят мно­го вре­ме­ни в Сети, теря­ют спо­соб­ность общать­ся с реаль­ным миром, жить здесь и сей­час, в насто­я­щем. Тре­тьи докла­ды­ва­ют о раз­лич­ных болез­нен­ных про­яв­ле­ни­ях, кото­рые мож­но назвать про­фес­си­о­наль­ны­ми забо­ле­ва­ни­я­ми. И уж, конеч­но, все схо­дят­ся в мыс­лях, что интер­нет, если он чрез меры, если его слиш­ком мно­го, ниче­го хоро­ше­го поль­зо­ва­те­лю не даст. Один толь­ко вред­ный вред.

Будем откро­вен­ны и чест­ны: с точ­ки зре­ния пси­хо­ло­гии про­бле­ма име­ет место быть. Но это не такая про­бле­ма, кото­рую нуж­но бро­сать­ся решать, бить в коло­ко­ла и лить горь­кие сле­зы по поги­ба­ю­щим юным поколениям.

Напри­мер, суще­ству­ет зави­си­мость от кар­теж­ных игр или игры в кази­но. Для неко­то­рых людей та или иная азарт­ная игра ста­но­вит­ся смыс­лом жиз­ни, лейт­мо­ти­вом их суще­ство­ва­ния. Счи­та­ет­ся, что это про­бле­ма. Но мно­го ли вы об этом слы­ша­ли? Кажет­ся, не слы­ша­ли вовсе. А ведь десят­ки мил­ли­о­нов людей по все­му миру еже­днев­но про­во­дят в играх все свое сво­бод­ное вре­мя, и заня­тое – тоже про­во­дят. И об этом не гово­рят. Вер­нее, гово­рят, но не настоль­ко, что­бы об этом было так мно­го ска­за­но. Это част­ная пси­хо­ло­ги­че­ская проблема.

Жена при­хо­дит к пси­хо­ана­ли­ти­ку и жалу­ет­ся: дескать, муж такой и сякой, все день­ги в кази­но остав­ля­ет и никак не может оста­но­вить­ся. Тыся­чу раз завя­зы­вал, и все без тол­ку. Хоро­ший пси­хо­ана­ли­тик может ска­зать, что надо раз­ве­стись, а сооб­ра­зи­тель­ный – что у мужа серьез­ная про­бле­ма, болезнь под назва­ни­ем под­кид­ной­ду­рак­ма­ния. Потом они вме­сте убе­дят мужа, что он болен, он согла­сит­ся и немно­го поостав­ля­ет день­ги вме­сто играль­но­го сто­ла на сто­ле пси­хо­ло­га, – и все счаст­ли­вы. Прав­да, нена­дол­го, пото­му как одна­жды он опять сде­ла­ет – ну, доро­гая, ну одна-един­ствен­ная, малень­кая такая ста­воч­ка, – и все, точ­ка, я кля­нусь богом, чер­том и мамой с папой. И все опять начи­на­ет­ся с нача­ла. И ниче­го. И никто не бьет в коло­ко­ла и не кри­чит, что все кази­но и играль­ные дома нуж­но запре­тить и при­рав­нять их к пре­ступ­ле­нию, сход­но­му с рас­про­стра­не­ни­ем наркотиков.

Если, допу­стим, у чело­ве­ка и есть под­кид­но­го­ду­ра­ка­ма­ния, то это явно его про­бле­ма, а не про­бле­ма кази­но или шум­ной ком­па­нии, у кото­рой ока­за­лась коло­да карт. Поче­му бы не думать при­мер­но так же об интер­не­те? А то послу­ша­ешь неко­то­рых, так страш­ное дело: интер­нет, как паук, толь­ко и ждет тебя у любо­го ком­пью­те­ра, нала­див пау­ти­ну про­во­дов и соблаз­ни­тель­но поми­ги­вая лам­поч­ка­ми. Толь­ко подо­шел – хача! – а он на вас как набро­сит­ся, этот интер­нет. И нач­нет заса­сы­вать со ско­ро­стью 33600 в секун­ду. Страш­ное дело.

Инте­рес­ное дело: про зави­си­мость от интер­не­та гово­рят все, кому не лень, но на нее никто не жалу­ет­ся. Вер­нее, жалу­ют­ся посто­ян­но, но как-то всё гово­ря о других.

Док­тор, у меня про­бле­ма: мой муж часто сидит в интер­не­те. Хоро­шо, тогда купи­те ему рас­кла­душ­ку или гамак, и пусть он в нем лежит. Или мама тащит свое четыр­на­дца­ти­лет­нее чадо к пси­хо­ло­гу за ухо: целы­ми дня­ми толь­ко и дела­ет, что тор­чит в сво­ем интер­не­те! Чадо выгля­дит несколь­ко блед­но­ва­тым и щуп­лым, но вполне вме­ня­е­мым. Зна­ет три язы­ка про­грам­ми­ро­ва­ния. Втайне меч­та­ет хак­нуть сайт Microsoft и про­сла­вить­ся. Если и зави­сим, то финан­со­во, от папи­ных тран­зак­ций, а в плане мыш­ле­ния вполне неза­ви­сим. Про­хо­дит тесты: резуль­та­ты хоро­ши. Жалоб нет. Дай­те мне воз­мож­ность, и я дорас­ту до хоро­ше­го про­грам­ми­ста. Дай­те денег, коро­че. При чем здесь интер­нет? Зачем я здесь? Чего, соб­ствен­но, надо? Учить­ся скуч­но, Шоло­хов не катит. Пря­мо на крыль­це шко­лы тор­гу­ют геро­и­ном, и все это зна­ют, но никто ниче­го не дела­ет. Мама с папой хотят, что­бы я стал юри­стом, гово­рят, что это высо­ко­опла­чи­ва­е­мая про­фес­сия. Вот, соб­ствен­но, и все.

Спа­се­ние уто­па­ю­щих – дело рук самих уто­па­ю­щих. Но что делать, если чело­век не чув­ству­ет, что он тонет, а чув­ству­ет он себя отлич­но и очень даже хоро­шо? Я думаю, что преж­де чем сде­лать вывод о том, что чело­век имен­но тонет, то к нему нуж­но подой­ти и спро­сить об этом: а тонет ли он на самом деле? И лишь потом бить в коло­ко­ла и счи­тать, что все пло­хо и дело зашло слиш­ком дале­ко. Интер­нет не кази­но, не играль­ный стол и не нар­ко­тик: это лишь отлич­ная воз­мож­ность про­ве­сти свое вре­мя, узнать нечто новое, пооб­щать­ся, посме­ять­ся над забав­ны­ми кар­тин­ка­ми и анек­до­та­ми, най­ти себе новых дру­зей и даже само­ре­а­ли­зо­вать­ся. Он не набра­сы­ва­ет­ся на вас и не пора­бо­ща­ет. А если чело­век чув­ству­ет себя пора­бо­щен­ным интер­не­том, то это, согла­си­тесь, про­бле­ма чело­ве­ка, а не интернета.

Наи­бо­лее дурац­кое срав­не­ние интер­не­та, кото­рое так часто любят исполь­зо­вать сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции, – это срав­не­ние его с нар­ко­ти­ком. Интер­нет такой же нар­ко­тик, как нар­ко­ген­ны эти самые сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции. Нар­ко­ти­ка­ми в таком слу­чае мож­но назы­вать все что угод­но: колон­ки кри­ми­наль­ных ново­стей на стра­ни­цах газет, теле­се­ри­а­лы, радио­пе­ре­да­чи, рекла­му, строч­ки бир­же­вых коти­ро­вок, тама­го­чи, элек­трон­ных соба­чек, любов­ные рома­ны в мяг­ких обложках.

Но тогда и само поня­тие нар­ко­ти­ка, став­шее столь рас­хо­жим и разъ­ез­жим, долж­но быть уточ­не­но и пере­смот­ре­но. Нар­ко­тик в житей­ском смыс­ле – это не то, что вызы­ва­ет зави­си­мость, а то, что вызы­ва­ет при­вы­ка­ние. А зави­си­мость и при­вы­ка­ние, суть, явле­ния очень раз­ные. Зави­си­мость озна­ча­ет, что неко­то­рый агент, с кото­рым вы кон­так­ти­ру­е­те, агрес­си­вен по отно­ше­нию к вам, и вы попа­де­те в зави­си­мое от него поло­же­ние без раз­ли­чия того, что вы дума­е­те на его счет, и как вы к нему отно­си­тесь. Таких аген­тов весь­ма мало. Самый про­стой при­мер – это геро­ин. Вы може­те отно­сить­ся к нему как угод­но, но если пару раз вы всту­пи­те с ним в кон­такт, то пло­хая кар­ма вме­сте с пор­чей и родо­вым плев­ком вам обеспечена.

А вот при­вы­ка­ние – это нечто совер­шен­но иное. При­вык­нуть мож­но к чему угод­но: к кофе, к теп­ло­му дождю, к мек­си­кан­ским теле­се­ри­а­лам, к тем же колон­кам кри­ми­наль­ных ново­стей. Мож­но при­вык­нуть и к интер­не­ту. При­вы­ка­ние озна­ча­ет, что то, с чем вы сопри­ка­са­е­тесь, лише­но явно выра­жен­ной коди­ру­ю­щих, зом­би­ру­ю­щих или про­грам­ми­ру­ю­щих свойств, оно ней­траль­но по отно­ше­нию к вам. Их вли­я­ние на вас столь же есте­ствен­но и нор­ма­тив­но, как вкус­ный борщ, кото­рый все­гда гото­вил для вас хоро­ший кули­нар, и вы к это­му при­вык­ли. Рекла­ма, к кото­рой тоже мож­но при­вык­нуть, стре­мит­ся быть инте­рес­ной, теле­се­ри­а­лы – увле­ка­тель­ны­ми, ново­сти – захва­ты­ва­ю­щи­ми, кофе – вкус­ным. При­вык­ни­те вы к это­му или нет – ваше лич­ное дело вку­са, уста­но­вок, миро­воз­зре­ния, орга­нов чувств. Ина­че бы все пили кофе, смот­ре­ли сери­а­лы и сиде­ли в интер­не­те. Даже те, кто назы­ва­ет все пере­чис­лен­ное наркотиками.

Поэто­му в даль­ней­шем люби­те­лям назы­вать интер­нет (и сот­ни дру­гих вещей) нар­ко­ти­ком или нуж­но уточ­нять, что они име­ют в виду, дабы не вызы­вать лож­ных геро­и­но­вых ассо­ци­а­ций, или их мне­ние мож­но будет про­сто назы­вать про­фа­на­ци­ей и спе­ку­ля­ци­ей, и ничем более.

При­вык­ну ли я к неко­то­ро­му месту, в кото­ром у меня будет мно­го дру­зей, где меня ждет мас­са инте­рес­ных бесед, где я могу най­ти для себя море полез­ной инфор­ма­ции? При­вык­ну ли я к тако­му месту, где мне будут доступ­ны все про­из­ве­де­ния искус­ства, гран­ди­оз­ные биб­лио­те­ки, музы­ка, кино, увле­ка­тель­ные игры? Да, при­вык­ну! Без­услов­но, при­вык­ну! Буду ли я стре­мить­ся в это самое место как мож­но чаще, желая сно­ва пого­во­рить, отдох­нуть, узнать послед­ние ново­сти? Да, буду сно­ва и снова!

Но поче­му тогда все ста­но­вит­ся пло­хо и дра­ма­тич­но, если это место зовет­ся интер­не­том? Интер­нет – это целый мир, где сбы­ва­ют­ся наши меч­ты, где сти­ра­ют­ся гра­ни­цы меж­ду горо­да­ми и стра­на­ми, где не нуж­но ни виз, ни пас­пор­та, ни про­пис­ки. Я люб­лю этот мир. Я при­вык к нему и ску­чаю, если его нет рядом со мной. И это так же есте­ствен­но, как в дру­гих про­ек­ци­ях наше­го мира я делаю то же самое: при­вы­каю, люб­лю и стрем­люсь повто­рить все то, что мне доро­го и что мне нравится.

Источ­ник: Psyberia.ru

Об авторе

Вит Ценёв - пси­хо­лог. Окон­чил факуль­тет пси­хо­ло­гии ТГУ (Том­ско­го Госу­дар­ствен­но­го Уни­вер­си­те­та) и Сибир­ский Инсти­тут по про­бле­мам аддик­тив­но­го пове­де­ния. Член Ассо­ци­а­ции Пси­хо­ло­гов Новороссии.

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest